Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


История создания

При погоне за скоростью самолеты теряли маневренность. Считалось, что ближние воздушные бои ушли в прошлое, что исход боя решит мощный радар и ракетное вооружение. Но на практике оказалось далеко не так. В ходе воздушных боев во Вьетнаме, более легкие и дешевые, вооруженные пушками МиГ-17 одерживали победу над дорогими, оснащенными различной электроникой F-4 Phantom. Результатом попытки адаптировать истребитель к различным режим полета, в том числе и ведению ближнего маневренного воздушного боя, стало появление самолетов с крылом изменяющейся стреловидности. В СССР был принят на вооружение истребитель 3-го поколения МиГ-23. Но это была полумера, необходим был совершенной новый самолет. В Советском Союзе тактико-техническое задание, на перспективный фронтовой истребитель 4-го поколения, было сформулировано в 1971г. Новый самолет должен был обладать высокой скоростью и маневренностью, иметь принципиально новый комплекс бортовой электроники, нести современные средства поражения воздушных и наземных целей. Программа создания перспективного самолета стала развиваться в двух направлениях, в результате чего советские ВВС получили тяжелый истребитель Су-27 и легкий фронтовой истребитель МиГ-29.

Проектирование перспективного истребителя 4-го поколения в ОКБ Микояна начали еще в 1970г. Машине практически сразу было присвоено обозначение МиГ-29. Руководителем работ по этой теме был назначен А.А.Чумаченко, а общую координацию работ осуществлял Р.А. Беляков, возглавивший ОКБ МиГ в 1971г. после смерти Артема Микояна. Еще на раннем этапе проектирования рассматривалось две схемы компоновки машины. Традиционная — по которой строился разведчик и перехватчик МиГ-25, и новая, по тому времени, интегральная, при которой, крыло с корневым наплывам и фюзеляж образуют единый несущий корпус. После всестороннего анализа, предпочтение было отдано новой и перспективной интегральной компоновке. Такая схема имела меньшее лобовое сопротивление и обеспечивала большую подъемную силу на больших углах атаки. Оснащение передней кромки крыла отклоняемыми носками существенно повысило его несущие свойства. Для обеспечения лучшей устойчивости на больших скоростях на машине установили два киля. Двигатели и воздухозаборники расположили под несущим корпусом, что помогло избежать затенения фюзеляжем, как в случае с боковым расположением, одного из воздухозаборников при крутых виражах. Самолет МиГ-29 стал прорывным во многих областях отечественного авиастроения. Он был принципиально новым в аэродинамике, конструировании, материаловедении и многом другом. Впервые, в советском авиастроении, были применены композиционные материалы. Вместо традиционных алюминиевых сплавов, для изготовления некоторых узлов, был использован углепластик.

Отдельного внимания заслуживает силовая установка МиГ-29. Для обеспечения высокой маневренности и живучести на машину установили два двигателя РД-33. Их разместили в изолированных гондолах, разнеся друг от друга, что тоже повысило живучесть силовой установки. На самолете установлен клиновой воздухозаборник. Автоматика, в зависимости, от скорости и высоты полета выдвигает или убирает клин, регулируя тем самым количество поступающего воздуха. Вход воздухозаборника оборудован створкой, которая закрывается при запуске двигателя. Это сделано для защиты двигателя от попадания посторонних предметов при движении по земле. В это время воздух поступает через верхние входы, расположенные на верхней поверхности наплывов крыла. После достижения самолетом скорости 200км/ч они закрываются, а створка открывается. На посадке все происходит в обратной последовательности. Уникальная силовая установка обеспечивает работу при любых положениях самолета, при любых скоростях и любых возмущениях в воздухозаборнике. Она обеспечивает истребителю МиГ-29 тяговооруженность больше 1. Это позволяет машине быстрее разгоняться, выполнять уникальные маневры, недоступные другим истребителям, обеспечивает высокую скороподъемность. Постройку опытного экземпляра МиГ-29 начали в 1975 году, свой первый полет он совершил 6 октября 1977г. Пилотировал машину летчик испытатель Александр Федотов. В ходе испытаний конструкция МиГ-29 не претерпела серьезных изменений. В испытательных полетах участвовало 14 машин. На одних оценивались летно-технические характеристики, на других испытывались двигатели, бортовое оборудование и вооружение.

Истребить МиГ-29 оснастили принципиально новым радиоэлектронным комплексом и системами вооружения. Туда вошла радиолокационная станция, способная обнаруживать цели на расстоянии до 60км и одновременно сопровождать 10 из них. Теплопеленгатор позволяющий обнаруживать самолеты по тепловому следу от двигателей. Специально для ближнего боя была разработана нашлемная система целеуказания, которая позволяет визуально отслеживать выбранную цель поворотом головы и передавать целеуказание ракетам. Специально для МиГ-29 создали новейшее ракетное вооружение. В его состав вошли ракеты ближнего боя Р-73, способные поражать противника на расстоянии от 300м до 30км и ракеты среднего радиуса действия Р-27 с дальностью пуска до 70км. Пушечное вооружение состояло из 30мм пушки ГШ-301с боекомплектом 150 снарядов. Для ударов по наземным целям, МиГ-29 способен нести различные бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты.

Государственные испытания истребителя МиГ-29 закончились 1983г. Самолет показал отличные летные, маневренные и боевые характеристики. Он получился простым в управлении, имел минимальные радиусы разворота и позволял выходить на большие углы атаки. Серийное производство самолетов МиГ-29 наладили на авиазаводе в Москве на авиа, учебно-боевые машины выпускались в Горьком. Летом 1983г первые серийные истребители поступили в ВВС, а массовое поступление МиГ-29 в авиачасти началось в 1986 г. Летный состав высоко оценил новую машину за выдающиеся маневренные характеристики в уникальном диапазоне скоростей и высот, а эффективная система вооружения позволяла вести высокоманевренный воздушный бой. Кроме пилотажных и боевых качеств, летчикам очень понравилась кабина, отличавшаяся отличной эргономикой. Так же высоко оценил новый истребитель и технический персонал. Техники отметили простоту и удобство в обслуживании новой машины.

В1988г. МиГ-29 был показан на международном авиасалоне в Фарнборо, где поразил западных военных специалистов своими пилотажными и боевыми возможностями. МиГ-29 стал первым советским боевым самолетом, широко представленным публике на западе. До этого на международных выставках демонстрировались только гражданские самолеты и вертолеты. В кодировке НАТО МиГ-29 получил обозначение — Fulcrm (точка опоры). После получения большой известности за рубежом он стал широко в различные страны мира. Самолет МиГ-29, различных модификаций, поставлялся в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Индию, Сирию, Иран, на Кубу, Малайзию, Судан, Румынию, Чехословакию, Югославию, Эритрею. В общей сложности было выпущено около 1500 истребителей МиГ-29 всех модификаций.

Истребители МиГ-29 принимали участие в нескольких вооруженных конфликтах. К сожалению, объективно оценить их не представляется возможным. Так как практически во всех столкновениях, с самолетами НАТО, значительный численный перевес всегда был на стороне противника. К тому же, после ударов по наземным РЛС и командным пунктам крылатыми ракетами, в первые часы боевых действий, МиГ-29 оставались без наведения и целеуказания, чем изначально ставился в проигрышное положение. Хотя в неоднократно проводившихся учебных боях с F-15, F-16 и другими западными истребителями, победу одерживал МиГ-29.

Описание

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4+». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

МиГ-29КУБ (9-41) с выпущенным шлангом ПАЗ-МК

Перечень изменений, внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ», двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлётным трамплином и посадочным аэрофинишёром, а также на наземных аэродромах. Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Технические характеристики самолета МиГ-29:

Размах крыла: 11.36 м. Длина (со штангой ПВД): 17.32 м. Высота: 4.73 м. Масса пустого самолета: 10900 кг. Нормальная взлетная масса: 15300 кг. Максимальная взлетная масса:18100 кг. Макс скорость полета 2450 км/ч. Дальность полета без ПТБ: 1430км. Практический потолок:18000 м. Максимальная перегрузка: 9 единиц. Скороподъемность: 330 м/с тип двигателя: 2хТРДДФ РД-ЗЗ; тяга максимальная: 2х5040 кгс тяга на форсаже: 2х8300 кгс Экипаж: 1 человек. Вооружение: одноствольная 30мм пушка ГШ-301, боекомплект 150 патронов боевая нагрузка – 2000 кг на шести подкрыльевых узлах: две ракеты Р-27Р, 6 ракет Р-60М или Р-73, бомбы 500 или 250 кг, КМГУ, неуправляемые ракеты.

Реактивная эра

Неприятным сюрпризом для американских летчиков стал МиГ-15, по скоростным и маневренным характеристикам превосходивший хваленую продукцию Нортропа и других производителей из США, считавших свою технику непревзойденной. В небе воюющего Вьетнама отлично показали себя перехватчики МиГ-17 и МиГ-21. Были и другие модели самолетов, МиГ-19 и МиГ-23. Во время войны Израиля с Египтом сверхмощный МиГ-25 неоднократно нарушал линию фронта, производя рейды над Тель-Авивом. И хотя на нем не было никаких вооружений, сам факт безнаказанного полета советского самолета над страной, вооруженной новейшими американскими системами ПВО, остудил многие горячие головы. Ряд региональных конфликтов, в которых советские военные самолеты МиГ показали себя с самой лучшей стороны, стал своеобразной рекламой этой марки, гарантией качества и высочайшей эффективности советской боевой техники. Венцом усилий конструкторов был МиГ-29. Технические характеристики этого истребителя и сегодня, спустя 37 лет после окончания основных проектно-конструкторских работ, вполне отвечают современным требованиям, предъявляемым к боевым машинам этого класса.

Фотографии walkaround МиГ-29 9-13

Представляю вам фото обзор walkaround самолета МиГ-29,сделанный в Центральном музее Советской Армии 23 августа 2014. Что касается моделей МиГ-29, то о них мы поговорим в следующей статье. Особое внимание уделим новинке от российской МиГ-29 9-13.

1

Воплощение передовых технологий

Базовая модель МиГ-29 оказалась удачным конструкторским решением с колоссальным модернизационным ресурсом. Ещё в 1982 году конструкторы ОКБ им. Микояна взялись за создание истребителя поколения 4+ МиГ-29М.

Перед разработчиками была поставлена задача повысить эффективность поражения воздушных и наземных целей, то есть сделать истребитель многоцелевым, а также увеличить дальность полёта и улучшить условия работы пилота.

Также по теме


Искусственный интеллект на сверхзвуковых скоростях: в России разрабатывают новый истребитель МиГ-41

Новый истребитель МиГ-41, который должен прийти на смену перехватчику МиГ-31, сможет работать в космосе. Об этом на Международном…

Появление новых аналого-цифровых электродистанционных систем управления (взамен механических) позволило создать версии МиГ-29 с продольной статически неустойчивой аэродинамической схемой. Это означало, что без помощи автоматики управлять машиной стало невозможно, однако конструкторы добились значительного улучшения манёвренности и дальности полёта.

Кроме того, обновлённые варианты МиГ-29, благодаря применению стелс-технологий, отличаются малозаметностью. На машинах была увеличена ёмкость топливной системы, появилась функция дозаправки в воздухе.

Например, МиГ-29М может сопровождать до десяти целей и вести огонь одновременно по четырём. Дальность обнаружения истребителей противника — до 80 км. Много внимания конструкторы уделили рабочему месту пилота — был улучшен обзор из кокпита (кабины), повышена эргономика и информативность систем индикации вооружения и навигации.

  • МиГ-35

Воплощением передовых технологий корпорации «МиГ» является приближённый к пятому поколению МиГ-35. Эксперты считают новинку глубокой модернизацией МиГ-29, отмечая ряд конструктивных изменений, более широкое использование композитов и оснащённость современными автоматизированными системами.

В частности, на МиГ-35 установлена бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой. В результате модернизации мощность «Жук-А» выросла почти вдвое. Минобороны планирует заменить на МиГ-35 весь парк МиГ-29.

Фотографии walkaround МиГ-29 9-12

Сегодня добавляю фото обзор walkaround самолета МиГ-29 9-12, сделанный 4 сентября 2020г. В Музее Вадима Задорожного в г. Москва.

1

Катастрофы

23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков». Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы.

Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы.

По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).

Немного о внешности

В те годы даже внешний вид нового вида вооружений составлял государственную тайну. И в самом деле, очень многие революционные технические решения, включая концептуальные, стали отличительной особенностью перехватчика МиГ-29. Фото, неосторожно опубликованное в прессе, или запись показательного полета, продемонстрированная по телевидению, могли навести специалистов враждебного лагеря на мысли о магистральной линии авиастроения будущего. Согласно идее Главного конструктора М. Вальденберга, поддержанной сменившим на посту Генерального Артема Микояна Р. Беляковым, у самолета была так называемая интегральная схема компоновки. Это означает, что от принятого в мировой авиации деления конструкции на плоскости и фюзеляж в КБ отошли. Весь планер состоял из плавных переходов, наплывов, с «классическими» боковыми стенками только в носовой части.

Меры по соблюдению секретности были отнюдь не излишней предосторожностью. Подсматривать чужие новинки умели и специалисты, проектировавшие самолеты МиГ. Фото регулируемого воздухозаборника упомянутого «Фантома», сделанное на одном из авиасалонов, дало в свое время бесценную информацию нашим инженерам. Аналогичный узел был применен на МиГе-23.

Смотреть галерею

С разными эмблемами на крыльях

После распада СССР военный авиапарк единого государства был поделен между бывшими союзными республиками. Испытывая материальные трудности, многие из них начали продавать ненужную им технику. К примеру, Молдавия уступила США два десятка бывших в эксплуатации МиГ-29. Стоимость каждого самолета составила 2 млн долларов, что во много раз ниже рыночной цены. Американцам этот перехватчик был нужен для отработки тактических приемов борьбы с ВВС стран, на вооружении которых он находится. МиГи продавались в зоны конфликтов на территории Африки, Азии и других частей света.

ВВС стран-участниц Варшавского договора тоже вооружались МиГами-29. Практически все они поступили в распоряжение «партнера» России в лице НАТО. Летчики Люфтваффе ФРГ, привыкшие в основном к американской технике, были приятно удивлены легкостью и эргономичностью управления — характерными качествами МиГ- 29. Фото советского истребителя с мальтийскими крестами (опознавательными знаками ВВС Германии) сначала вызывали у непосвященных недоумение, затем к этому все привыкли.

Смотреть галерею

Самолет состоит на вооружении более чем двадцати пяти стран, и менять они его пока ни на что не собираются.

При выборе поставщика оборонной продукции иностранные правительства руководствуются главным образом боевыми качествами и политическими соображениями. Но немаловажное значение имеет и финансовый аспект сделки. МиГ-29, стоимость которого составляет примерно 70-75 миллионов долларов за единицу, может решать большинство специфических военных задач не хуже своего заокеанского конкурента F-15, за который «просят» до сотни миллионов. В наше кризисное время такая разница явно играет на руку российскому «Оборонэкспорту».

Особенности[1]

В конструкции планера МиГ-29М по сравнению с МиГ-29 отсутствуют верхние воздухозаборники, от посторонних предметов двигатели защищены решеткой. Наплыв крыла острый, размах элеронов был увеличен, система электродистанционного управления аналоговая с 4-кратным резервированием, что повышает боевую живучесть самолета. Площадь тормозного щитка около 1 м². Тормозной парашют площадью 17 м² заменен двумя парашютами площадью 13 м² каждый, что снизило длину пробега при посадке.

В конструкции воздухозаборников двигателей, тормозного щитка, килей и крыльев применены композиционные материалы. Объём топлива по сравнению с МиГ-29 увеличился на 1500л.

Управление самолетом осуществляется без отрыва рук от ручек управления — реализована система «HOTAS». Установлена станция активных помех, имеется 120 ИК-ловушек на фюзеляже. Также был улучшен обзор из кабины.

Возможна подвеска 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР (ранее — 2) с дальностью стрельбы 130 км.

Конструкция:

  • 20 % — алюминиево-литиевый сплав «1420»
  • 25 % — сталь
  • 27 % — алюминий
  • 3 % — титан
  • 8 % — композиционные материалы

Ресурс планера — 2500 часов, ресурс двигателей 1200—1400ч.

Масса топлива +2550 л (на месте створок взд.), общий запас +1500 л (6000 — 6250 л)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]