После многих лет испытаний и неудавшихся закупок Корпус морской пехоты США кажется, наконец, близок к выбору и развертыванию своей первой негусеничной боевой плавающей машины.
В декабре 2020 года компания BAE Systems со своим партнером Iveco передала боевую плавающую машину ACV (Amphibious Combat Vehicle) Корпусу морской пехоты США (КМП США) с опережением графика контракта. Позднее, в феврале 2020 года SAIC представила свою платформу ACV, которую подготовила в сотрудничестве с сингапурской компанией ST Kinetics.
Что примечательно, оба претендента на контракт по ACV представляют собой колесные платформы. Здесь мы видим явный отход от традиционной концепции платформ для морской пехоты, принятой в 1942 году в связи с вводом в эксплуатацию машины LVT-1. Гусеницы, считавшиеся непременным атрибутом транспортных средств, чьей задачей во время первых десантных операций в Тихом океане было передвижение по островам, окруженным коралловыми рифами, стали отличительной особенностью машин этого класса.
Ирония заключается в том, что это упрощенное представление могло бы подойти к определению класса транспортных средств, базирующихся на инновационном и нетрадиционном подходе, реализованном американским инженером Дональдом Роблингом в его детище «Аллигатор», послужившем собственно и основой для семейства LVT.
Отличительной особенностью платформы EFV являлось то, что она имела исключительную скорость передвижения по воде (до 46 км/ч)
Машина «Аллигатор» демонстрирует свои возможности по выходу на сравнительно крутой берег (конец 30-х годов)
Проецирование силы
Впрочем, в программе ACV не в первый раз в всплыла идея насчет того, что колесная боевая машина может преодолевать береговую полосу. Пехотинцы в первую очередь являются средством проецирования силы; их суть и смысл заключается в том, чтобы прибыть в удаленный район боевых действий и затем установить дружественное присутствие там, где ранее оно отсутствовало. Как транспортировать вооружение в заданный район и затем на сушу — вот основная задача.
В конце 70-х годов морские пехотинцы стремились улучшить маневренный потенциал своей наземной составляющей и начали изучать возможности легких бронированных машин. Идея состояла в том, чтобы взять готовые, проверенные в эксплуатации платформы, быстро закупить их и стать обладателем легко развертываемых и более гибких мобильных боевых возможностей.
Был проведен тщательный анализ имеющихся на рынке платформ, среди которых несколько потенциальных кандидатов продемонстрировали также и свои превосходные амфибийные возможности. Например, на тот момент Индонезия проводила оценку немецкого бронетранспортера TPz 1 Fuchs разработки Krauss-Maffei с двумя управляемыми гребными винтами в корме, поскольку этой стране необходима была машина, способная преодолевать водные просторы между многочисленными островами этого архипелага.
Кроме того, немецкой промышленностью была разработана машина инженерной разведки EWK APE (фото внизу), оптимизированная для проведения инженерных работ на местности с преобладанием водных объектов. Ее превосходная маневренность позволяет работать в водах с сильным течением, включая вход и выход из воды на крутую и сложную береговую линию. Но ни та, ни другая машина не разрабатывались для преодоления зон прибоя и не испытывались в подобных условиях.
Как бы то ни было, официально машины TPZ и APE не были предложены Корпусу морской пехоты, когда он опубликовал свой запрос предложений по своей легкой бронированной машине LAV (Light Armored Vehicle), которым предусматривались как колесный, так и гусеничный варианты. Одним из претендентов стала бронемашина Engesa EE-11 Urutu с колесной формулой 6×6 с уникальной балансирной подвеской, с гребными винтами для плава и характеристиками, позволяющими действовать при сильном волнении и прибое. Urutu стоит на вооружении бразильского корпуса морской пехоты и также еще нескольких стран Латинской Америки.
Компания SAIC, в основном известная в качестве провайдера услуг, объединилась с сингапурской ST Kinetics с тем, чтобы предложить эту платформу ACV
Эта машина не была отобрана для конкурсной оценки. Впрочем, способность работать на открытой воде и преодолевать зону прибоя даже не были включены в качестве «желаемых возможностей», хотя ряд адвокатов проекта LAV предлагали ее. Их идея заключалась в том, что LAV с подобной функциональностью могла бы сходить с десантного корабля или катера ближе к береговой линии.
Достигнув берега за счет своих собственных сил (при условии, что позволяет волнение на море), машина LAV могла бы, быстро перемещаясь, немедленно выдвинуться в глубь побережья, и, тем самым, расстроить ответные действия оппонента. Берег более уже не является целью, а только лишь «этапной чертой», которую необходимо преодолеть как можно быстрее.
Эта концепция также давала ответ на то, как меньшая по численности морская пехота могла бы проецировать силу с моря, вступая в контакт с все более подвижным и могущественным противником. Она обеспечивала необходимый механизм реализации ведения маневренной войны, который позволял меньшим по численности, но более маневренным войскам успешно бороться с более крупными формированиями противника за счет превосходной мобильности, инициативы и неожиданности, что идеально подходило для морской пехоты США.
LAV предоставляла новые неоценимые тактические и оперативные возможности для наземного боя, но не решала дилеммы «корабль-берег». В то же время, разработка проектов LVTX (Landing Vehicle Tracked X) и позднее LVTA (А — Assault) позволила определить основные черты плавающей машины десанта следующего поколения, которая должна была прийти на смену платформе LVTP-7, принятой на вооружение в 1972 году и в 80-х годах переименованной в AAV-7 (Assault Amphibious Vehicle – плавающая машина десанта).
Обоими проектами предусматривалось создание бронированной машины с высокой скоростью на воде, которая при выходе из нее становилась бы чем-то похожим на БМП. Это видение вылилось в разработку боевой экспедиционной машины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle), разработка которой в конечном итоге была отменена в 2011 году после 20 лет разработки. Две ключевых проблемы, поспособствовавшие «концу» EFV, были связаны с ее живучестью и размерами.
Живучести никак не способствовало плоское днище, которое необходимо для поддержания высокой скорости на воде, но которое плохо выдерживает подрыв на минах и СВУ (самодельных взрывных устройствах). Ну а размеры определялись требованием по перевозке 17-18 пехотинцев, что являлось отражением исторического желания максимально увеличить количество солдат, доставляемых на берег в каждом боевом порядке. Боевой опыт Ирака, когда бронемашинам AAV-7 приходилось много передвигаться по суше, показал серьезные последствия размещения такого количества пехотинцев в одной машине. Понятно, что при попадании снаряда в машину с подобной пассажировместимостью количество жертв значительно возрастает.
Ветеранский проект
Закрытие программы EFV не позволило морской пехоте избавиться от находящейся уже 35 лет в эксплуатации бронемашины, которая, несмотря на несколько модернизаций, направленных на повышение надежности и продление срока эксплуатации, выработала свой ресурс, при этом оставшись без преемника в ближайшем будущем. Кроме того, для современного поля боя она оказалась слишком уязвимой. С точки зрения бюджетных перспектив хуже не придумаешь, поскольку одобренный конгрессом секвестр требовал сокращения закупок.
Это привело к появлению проекта по транспортеру морской пехоты MPC (Marine Personnel Carrier), целью которого было получить уже готовую высокомобильную машину для перевозки отделения в дополнение к имеющимся бронемашинам AAV-7, но которая была «отложена» сразу после успешного проведения демонстраций потенциально готовых кандидатов в 2013 году. Стоит отметить, что испытания MPC включали не только плав, но также вход и выход из воды на реальной береговой полосе.
Эти испытания платформы MPC ясно показали возможности современных колесных боевых машин, включая проверку возможностей работы на воде, которые не ограничивались простым форсированием рек, а предусматривали преодоление открытых морских поверхностей и полос берегового прибоя. В ходе испытаний машины от компаний BAE Systems, General Dynamics, Lockheed Martin и SAIC успешно продемонстрировали свои амфибийные возможности, совместимость с судном-носителем, живучесть и совместную работу с десантом. В итоге всё соответствовало или превысило ожидания морских пехотинцев. При этом скорость на воде претендентов была ниже скорости «бывалых» AAV-7 (7,13 узла) и была близка к 6-7 узлам.
В результате Корпус морской пехоты пересмотрел свой новый многоэтапный подход. Во-первых, в качестве временной меры будет повышена живучесть существующих машин AAV-7. Конкурс выиграла компания SAIC, которая поставила свои первые опытные машины в январе 2020 года. Усилия компании были сконцентрированы на восстановлении остойчивости на воде, а также, впервые с момента принятия на вооружение этой машины, на увеличении скорости на воде.
На втором этапе будет рассмотрена платформа ACV, требования к которой будут основаны на результатах демонстрации платформы MPC. Запрос предложений был опубликован в 2014 году, после чего была выбрана SAIC с машиной Terrex и компания BAE Systems со своей машиной SuperAV. Оценка 16 машин каждой соревнующейся команды началась в марте 2020 года и продолжится до середины 2020 года когда, наконец, будет сделан окончательный выбор.
Начальный заказ составляет 204 машины с опционом еще на 400 машин. За этим контрактом этапа Phase 1.1 может последовать этап Phase 1.2, в соответствии с которым машина будет доработана на основе опыта, полученного в реальной эксплуатации, а также могут быть предложены дополнительные варианты.
Предложение ACV от компании BAE Systems базируется на платформе Iveco SuperAV
Индийская модернизация БМП «Sarath», провал FICV
В начале июня 2020 года индийское военное командование заявило о проблемах с программой по созданию новой перспективной БМП FICV, и начале модернизации имеющихся на вооружении боевых машин пехоты «Sarath». Что представляет собой индийская БМП? Какие вариации и модернизации данной машины существуют? Что хотят улучшить индийские военные? Что из себя представляла и почему провалилась программа по созданию новой БМП? Читайте в нашем материале.
Летом 1987 года в индийскую армию начали поступать собранные на местных заводах из советских комплектующих новые боевые машины пехоты «Sarath». Данная БМП фактически являлась лицензионной копией БМП-2. Впоследствии в Индии смогли полностью наладить полный цикл производства «Sarath», что позволило быстро укомплектовать свои вооруженные силы относительно неплохой боевой машиной пехоты. Примечательным является тот факт, что в ходе серийного производства индийские конструкторы не раз вносили улучшения в конструкцию БМП. Так были значительно улучшены средства связи, стабилизатор орудия и т.д. На 1999 год индийская армия располагала значительным количеством данных машин, число которых по разным данным доходило до 1200 единиц.
Основным вооружением индийских БМП-2 «Sarath» является стабилизированная автоматическая пушка Medak калибра 30 мм, а также пусковая установка для противотанковых ракет 9М113 «Конкурс», смонтированная на крыше башни. Вес машины составляет 14,3 т, корпус вмещает трёх членов экипажа и 7 человек десанта. Многотопливный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. способен разогнать БМП-2 по шоссе до скорости 65 км/ч. Бронемашина способна плавать по воде со скоростью до 7 км в час, обеспечивая переправы через реки и озёра.
БМП «Sarath» с минным тралом
В ходе серийного производства помимо базовой версии БМП с башней и 30-мм пушкой индийские конструктора разработали несколько вариантов иных машин используя ходовую часть «Sarath». Это стали: медицинская машина, минометная САУ CMTV, комплекс ПТРК NAMICA и ряд других.
Медицинская машина на базе БМП «Sarath» САУ с 81-мм минометом CMTV Комплекс ПТРК NAMICA
Помимо этого, индийские конструктора пытались создать на базе БМП САУ со 105-мм орудием, однако эта идея не увенчалась успехом и закончилась только постройкой опытных образцов.
«Sarath» со 105-мм орудием
Однако уже в конце 20-го века стало понятно, что БМП-2 стремительно устаревает и ей необходима либо замена, либо серьезная модернизация. Поэтому уже в конце 90-х годов в Индии стартовала программа по созданию новой БМП для замены «Sarath». В 2000-х годах индийские конструкторы представили новую БМП под названием «Abhay». Данная боевая машина пехоты была своего рода переработкой БМП-2 с усилением ее вооружения и мощности. Она имела одно 40-мм орудие «Бофорс» с 210 выстрелами, 30-мм автоматический гранатомет, пулемет ПКТ и две пусковые установки с возможностью размещения в них ПТРК «Милан» или «Конкурс». В машину был установлен новый двигатель мощностью 550 л.с. и современная система управления огнем. Экипаж состоял из 3-х человек и 7 десантников. «Abhay» по сравнению с БМП-2 серьезно прибавила в весе, который составил 23 тоны. Но по утверждению индийской стороны новая БМП сохранила свои амфибийные свойства.
БМП «Abhay»
Однако из-за ряда технических недоработок, проблем с финансированием и наложенных в то время на Индию санкций США, данная БМП так и осталась только в виде прототипов. Поняв, что отечественная промышленность не сможет быстро обеспечить армию современными боевыми машинами пехоты индийские военные в 2007 году были вынуждены прибегнуть ко второму варианту усиления своей армии, а именно модернизации уже имеющихся «Sarath» и продолжении его производства. Но и здесь индийских военных ждал неприятный сюрприз в виде недостаточного выделения финансирования для масштабной модификации сотен имеющихся машин. В проект модернизации планировалось подключить, частные индийские компании, но и это не принесло результатов. В итоге заказ на улучшения «Sarath» постоянно откладывался и смог реализоваться только в 2020 году после заключения контракта с государственными компаниями Ordnance Factory Board и Bharat Electronics Ltd. Стоимость договора оценивалась в 24 млрд рупий (370 миллионов долларов).
По условиям контракта БМП «Sarath» должны были получить новую систему управления огнем, приборы ночного виденья, панорамные прицелы, пусковые установки для размещения на них ПТУР третьего поколения и новый двигатель мощностью 380 л.с. Всего планировалось модернизировать около 693 БМП «Sarath». Помимо этого, уже в 2018 году Министерство обороны Индии заключило контракт на закупку 149 БМП. Стоимость заказа оценивается в 9,2 млрд рупий (150 миллионов долларов). Как указали военные представители Индии, данный контракт станет дополнением к модернизации уже имеющихся машин. В это же время индийские военные заявили, что данный заказ может быть увеличен, так как в связи с отсутствием БМП новых разработок они хотели бы усилить мощь армии хотя бы большим количеством боевых машин пехоты «Sarath». Всего индийское армейское руководство хотело бы приобрести дополнительно около 362 единиц.
В то же время шли новые попытки создать современный индийский вариант БМП. Еще в 2008 году индийское Министерство обороны планировало разработать с нуля и наладить производство индийской боевой машины пехоты с планами последующей закупки около 2610 единиц. Данная БМП должна была в перспективе заменить имеющиеся на вооружении «Sarath». Весь цикл разработки и налаживания производства должен был быть пройден до 2022 года, после чего началось бы масштабная закупка машины. После проработки технических требований военных в 2010 году был объявлен конкурс среди индийских компаний на разработку новейшей БМП для нужд индийской армии.
Борьба развернулась среди десятка индийских компаний, правда усложняло создание боевой машины фактически полное отсутствие опыта создания современных боевых машин у имеющихся в Индии предприятий. С другой стороны, требования военных к БМП также были весьма серьезные. Новая боевая машина пехоты должна была оснащаться скорострельной пушкой и пулеметами, современным ПТУР с возможностью поражения бронетехники на дальности до 4 километров. Бронированный корпус должен был защищать экипаж и десант от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. Помимо этого, БМП должна была иметь амфибийные свойства и возможность транспортировки на транспортных самолетах типа ИЛ-76 и С-17. Сама боевая машина пехоты должна была собираться полностью индийскими комплектующимися. По планам военного руководства Индии в финале конкурса должны были остаться только две компании, из которых и ожидалось выбрать победителя. Сама программа получила название FICV (Future Infantry Combat Vehicle) «Боевая Машина Пехоты Будущего».
В 2012 году на выставке вооружений в Индии были показаны первые образцы БМП, созданные для нужд индийской армии. Один из образцов новой боевой машины пехоты представила компания Chakra Rath. Это был колесный вариант БМП, который, к слову, напоминал скорее самодельный «гантрак» из Ближнего Востока, чем заводской образец техники. Дело в том, что фактически в кузов грузовика монтировался корпус от БМП-2 со штатной башней. Данная боевая машина имела гидроусилитель руля, кондиционер, и более легкий вес, чем гусеничный аналог. По словам конструкторов ее предполагалось использовать в военных частях расположенных в районах с хорошо развитой дорожной сетью, в городской агломерации и миротворческих миссиях. Однако креативность конструкторов не была оценена индийскими военными, и впоследствии данная модель БМП нигде не демонстрировалась.
Индийский вариант БМП на колесной базе
Другая индийская компания Tata Motors представила макеты своей версии БМП. Первый вариант имел колесную базу, обладал боевым модулем с 40-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62-мм. С правой стороны башни имелись две пусковые установки для противотанковых ракет. Предполагалось, что экипаж машины составит три человека, плюс не менее 6 десантников. БМП должна была получить современную цифровую систему управления огнем, в частности, панорамный прицел командира. Примерный вес составлял 20 тон, машина обладала усиленной противоминной защитой и амфибийными свойствами. Предполагаемая скорость составляла 100 км в час.
Макет колесной версии перспективной индийской БМП
Второй вариант машины предполагал гусеничный движитель, схожий с колесной версией боевой модуль, компоновку корпуса и бронирование. При этом данная БМП должна была развивать максимальную скорость до 70 км в час. К слову, уже на макете некоторые эксперты смогли увидеть, что задний люк для выхода десантников выглядит неудобным, однако все сошлись на том, что эта версия машины еще не окончательная.
Макет гусеничного варианта перспективной индийской БМП
Однако вскоре программу FICV ждали серьезные потрясения. Перво-наперво Министерство обороны Индии не смогло найти общий язык с компаниями участвующими в конкурсе. Так, военное руководство планировало, что до 90 процентов средств на создание новой БМП будет выделено именно частными компаниями. В то же время сами компании не захотели без серьезных гарантий со стороны Министерства обороны, о принятии их изделий на вооружение, создавать за свои средства перспективные боевые машины пехоты, ссылаясь на то, что подобные проекты во всем мире оплачивает в первую очередь государство. Некоторые требования военных также посчитали чересчур завышенными. В итоге до 2014 года программа FICV оказалась закрыта.
Стоит отметить, что за этот промежуток времени российская стороны предлагала Индии весьма амбициозные проекты в виде модернизации имеющихся БМП «Sarath» с повышением их мощности в виде монтажа нового двигателя и установки боевого модуля «Бережок». Помимо этого, предлагалась продажа технической документации для производства в Индии БМП-3. Однако от всех этих предложений индийская сторона отмахнулась, вернувшись к программе FICV. Некоторые требования к созданию перспективной БМП Министерству обороны пришлось упростить, в том числе на сей раз разрешалось привлекать иностранные компании к проектированию новой боевой машины пехоты.
Изменением в условиях создания перспективной боевой машины пехоты, в частности, позволение участвовать зарубежным компаниям, воспользовалась компания Tata Motors, заключив соглашение с американской General Dynamics Land Systems о совместной разработке машины. Это позволило уже в 2014 году продемонстрировать опытный образец колесной БМП на оружейной выставке. Машина получила наименование TATA Kestrel и отличалась от показанного ранее макета другим боевым модулем, который размещал на себе сразу два дистанционно управляемых пулемета, два отдельно установленных ПТУР «Javelin» и 30-мм пушку Bushmaster.
По заявлению конструкторов данная БМП имеет вес от 18 до 26 тон в зависимости от комплектации, однако начиная с 22 тон машина теряет свои амфибийные свойства. 600-сильный дизельный двигатель позволяет разгонять машину до 110 км в час по шоссе, более 6 км в час по воде. Установлена управляемая, пневматическая подвеска на которой жесткость и ход регулируется в зависимости от скорости и дорожных условий. Машина имеет миноустойчивую бронировку, способную выдержать подрыв до 10 кг тротила. Экипаж состоит из двух человек и восьми десантников.
TATA Kestrel на оружейной выставке в 2014 году
Стоит отметить, что совместная работа с американской компанией не прошла для Tata Motors даром и 60 процентов БМП в итоге получилась из зарубежных деталей. Однако в индийской компании посчитали, что впоследствии они смогут избавиться от иностранных комплектующих перейдя на отечественные. Боевой модуль также пришелся не по вкусу индийским военным, поэтому в следующем году данная БМП была показана без башни.
TATA Kestrel без башни
Однако уже на выставке вооружений 2020 года, видимо для демонстрации «импортозамещения» Kestrel был представлен в вариации с башней от БМП «Sarath». По заявлению разработчиков броневая сталь была произведена за рубежом, однако основные узлы и агрегаты имели индийское происхождение. В то же время на базе данной машины компания разработчик готова была производить целую серию различных боевых и вспомогательных машин. Боевой модуль предлагалось менять в зависимости от требования заказчика. Ожидалось, что данная машина пройдет все испытания к 2020 году и после этого развернется ее серийное производство. Но ни к 18-году, ни позже машина на вооружение принята так и не была.
TATA Kestrel с башней от БМП «Sarath»
В 2020 году Kestrel был снова продемонстрирован на очередной оружейной выставке с новым боевым модулем. Однако до сегодняшнего дня данная БМП так и остается лишь опытным образцом. Так как руководство Индии до сих пор испытывает проблему со средствами на серийный запуск новой боевой машины пехоты. Также под сомнение ставится вопрос — нужна ли индийской армии вообще подобная БМП, так как основными машинами подобного класса в Индии является гусеничная техника. В то же время колесные варианты боевых машин пехоты в целом ряде районов Индии могут испытывать проблемы с проходимостью и оказаться не способными выполнять свои боевые задачи. Тем более, что новейшие БМП индийское военное руководство планировало поставить на боевое дежурство у границ с Китаем и Пакистаном т.е. в зоны основной напряженности.
TATA Kestrel
После фактического провала программы FICV индийское руководство было вынуждено снова заняться модернизацией БМП «Sarath». В начале июня 2020 года было заявлено, о подписании контракта на модернизацию 156 боевых машин пехоты стоимостью 11 млрд рупий. В то же время военное руководство Индии рассчитывает на модификацию 1600 БМП «Sarath», произведенных ранее. По заявлению индийской стороны модернизация будет в себя включать новые системы управления, противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», приборы ночного видения нового поколения. Планируется внесение изменений в систему защиты.
Стоит отметить, что на данный момент в Индии имеется несколько вариантов модернизации БМП «Sarath». Так, еще в 2014 году на оружейной выставке Defexpo-2014 был представлен макет совместной индийско-израильской модификации БМП-2. Данная машина получила более узкий корпус и по высказыванию конструкторов возможность установки динамической или активной защиты. БМП получила дистанционно управляемый боевой модуль с возможностью установки различных пушек, в том числе и базовой 30-мм 2А42 со спаренным с ней пулеметом. По требованию заказчика на машине могут быть установлены и пусковые установки для противотанковых ракет. Данная БМП должна была обладать современной системой управления огнем.
Макет индийско-израильской модернизации БМП-2 на выставке вооружения
Однако уже тогда данная модернизация выглядела более чем сомнительной, и видимо ей так и суждено остаться в виде макета. С другой стороны попытки создания модернизированной версии БМП-2 в Индии не прекращались и к 2020 году индийская промышленность смогла сделать действительно интересный образец модификации. Так, улучшенная версия боевой машины пехоты предусматривает новый боевой модуль с автоматизированной системой управления огнем. Удлинён бронекорпус за счет установки дополнительной пары катков. Установлены водометы. Предприняты меры по улучшению условий обитания экипажа и десанта. Десантные люки в корме заменены на одну большую дверцу.
Перспективная индийская модернизация БМП-2
Стоит отметить, что на данный момент улучшением БМП-2 занимается несколько стран, в том числе и Россия, устанавливая боевые модули «Бережок».
На сегодняшний день ввиду обострения обстановки на границах с Китаем и Пакистаном модернизация БМП «Sarath» позволит быстро поднять боевую эффективность стоящих на вооружении индийских БМП. Фактический же провал в программе FICV может надолго оставить Индию с боевыми машинами пехоты старого образца. Модернизация уже имеющихся машин позволит хотя бы сохранять боеспособность имеющихся БМП на должном уровне.
Александр Долбыш для ANNA-News.
В списке
Пять компаний представили своих кандидатов для оценки по проекту ACV1.1. Хотя в требованиях не был оговорен тип ходовой части, все предложенные платформы были колесными. Большая часть предложенных платформ также оценивались в процессе демонстрации платформы MPC. В результате морские пехотинцы получили богатый практический опыт и большой объем данных, на основе которых можно было делать какие-то выводы. В конце концов, на в рамках решающего этапа каждая из компаний, BAE Systems и SAIC, получила контракт на поставку 16 машин ACV.
Оба отобранных претендента были представлены не американскими компаниями, имеющими большой опыт проектирования, разработки, строительства и развертывания колесных боевых машин. Компания BAE Systems объединилась с итальянской Iveco Defense для того, чтобы продвигать свою платформу SuperAV 8×8. Она относится к семейству машин, в которое входят проверенные в реальной эксплуатации колесная противотанковая установка Centauro и колесная БМП Freccia.
SuperAV разрабатывалась компанией Iveco с 2008 года, она была предложена и выбрана в 2010 году итальянскими вооруженными силами с целью замены своих устаревших LVTP-7. С самого начала машина проектировалась для амфибийных операций, она имеет гидропневматическую подвеску и в ней реализован уникальный привод схемы H-drive, когда мощность передается на отдельные колеса посредством валов, идущих по каждому борту машины.
Подобная компоновка позволяет получить V-образный корпус, повышающий уровень противовзрывной защиты, просторное десантное отделение и сохранить мобильность даже при потере нескольких колес. Низкорасположенные приводы также позволяют организовать отсеки для повышения плавучести (и установки «разнесенной брони») и увеличить объем для укладки внутри машины.
Двигатель машины SuperAV мощностью 690 л.с. обеспечивает скорость на воде 6 узлов и 105 км/ч на суше. Машина весит 29000 кг и имеет полезную грузоподъемность 2700 кг. Руководитель проекта ACV в компании BAE Джон Свифт сказал: «SuperAV не только соответствует текущим требованиям 1.1, но также многим из требований, объявленных и/или предполагаемых для варианта 1.2». Они включают возможность установки среднекалиберного вооружения – скорее всего 30-мм пушки Orbital ATK Bushmaster в дистанционно управляемом модуле вооружения (ДУМВ) — спуск и возвращение с десантного судна и транспортировку 13 пехотинцев.
Он пояснил, что компания Iveco удвоила нагрузки во всех тестовых режимах с тем, чтобы быть уверенной, что машина SuperAV будет полностью совместима с требованиями морской пехоты.
Бронемашина Terrex 2 была разработана сингапурской компанией ST Kinetics и предлагается американской фирмой SAIC. Представляет собой дальнейшее развитие машины Terrex 1, которая была принята на вооружение сингапурской армии, и стала основой для турецкой колесной бронированной машины Yavuz, созданной в сотрудничестве с Otokar.
Хотя предыдущий вариант Terrex 1 — машина плавающая, конструктивно платформа Terrex 2 заточена под амфибийные операции. Корпус машины оптимизирован для действий на воде, включая перемещения, скорости и запас плавучести. Ведущий инженер проекта ACV в компании SAIC Берни Эллис сообщил, что на машине установлены двигатель Caterpillar C9.3 мощностью 600 л.с. и трансмиссия Allison 4500, регулируемая по высоте гидропневматическая подвеска, рулевое управление всех колес и сдвоенные гребные винты в направляющих насадках. Всё это вкупе позволяет получить хорошую маневренность на земле и на воде. Скорость машины на воде составляет 6-6,5 узлов, она способна работать при волнении моря до 1 метра. В компании SAIC сообщили, что морские пехотинцы были впечатлены тихой работой машины Terrex 2 и тем, как она преодолевает пересеченную местность.
БМП-2М масштаб 1/8
Всем привет! Хочу выставить на обозрение ещё одну нашу модель в масштабе 1/8. БМП особо на форумах не освещалась даже подробный фотоотчёт не делался. На этой модели много инноваций , которые раньше не использовались на предыдущих наших моделях. И как говорится присутствует гриф «секретно» в плане электроники, а именно стабилизации вооружения. Модель полностью изготовлена из фанеры в ручную, без использования лазерной резки. Детали корпуса вырезались электролобзиком, а катки кольцевой пилой на сверлильном станке. Толщина фанеры корпуса от 4 до 8 мм. Так как модель плавающая снаружи модель полностью пропитана эпоксидной смолой, а изнутри влагостойким лаком. Все элементы подвески находятся снаружи корпуса для полной герметичности модели. К сожалению это немного повлияло на ход подвески, а многие привыкли видеть как настоящая БМП «клюёт носом» при торможении,тут такого эффекта нет. А так подвеска полностью рабочая. На фото катки без бандажей, в качестве бандажей использовался резиновый шланг подходящего диаметра. Гусянка из петель, без накладок. Накладки пошли на последних двух моделях. На петлях сбоку сделаны проточки для зацепления ведущего колеса. Венец ведущего сделан из шайбы толщиной 2 мм большого диаметра. Вот так выглядит модель перед покраской. На БМП установлены двухскоростные редуктора от шуруповёртов плюс понижающая коническая передача 2:1 которую сделали нам на заказ. Моторы на 18 вольт , мощностью примерно 100 ватт каждый.
Так как модель плавающая , был сделан волноотражающий щит. Приводится в действие сервоприводом через повышающую ременную передачу от оргтехники. Модель была испытанна в ванной, но на большую воду выходили только один раз и без видеокамеры. По прямой плывёт очень хорошо, но поварачивать не хочет. Возможно это из за отсутствия защитных экранов гусениц, которые создают эффект туннеля. А так на воде держится хорошо, ровно и на нужной высоте над водой.
Башня сделана полностью из фанеры плюс шпаклёвка. Установлена на подшипнике миллионной серии большого диаметра и минимальной высотой. Раньше стоял редуктор , который работал через регулятор, а на данный момент установлен сервопривод переделанный на постоянное вращение. Фото с другой модели, но принцип тот же.
Первые испытания. Шпаклёвка, покраска и что получаем на выходе. Масса модели в снаряжённов состоянии 15 килограмм, акки 12+6 вольт. Испытания на улице Скорость модели на повышенной передачи 10-11 км/ч, проверяли GPS навигатором. С такой скоростью можно побаловаться на скользкой поверхности. Ну и самое главное в этой модели , это стабилизация вооружения. Так как я не дружу с электроникой это самое сложное. Но это ещё не идеальная работа, уже знаю как всё правильно сделать и все комплектующие есть в наличии. К сожалению внутренности пока держу в секрете от танкистов, и показать нечего. Более продвинутые пользователи могут с лёгкостью догадаться как всё работает и устроено. Обсуждение приветствуется. Всем приятного просмотра. Если пользователей интересуют другие наши модели (Т-64БМ2, АТС-59, ЗСУ-57-2, БМД-4) то пишите, создадим тему с описание. P.S. Добавил видео по просьбе Сергея Александрова Спасибо.
Второе поколение
Как было отмечено выше, в требования Корпуса морской пехоты по платформе ACV1.2 могли быть включены дополнительные возможности, повышение характеристик и различные варианты. Хотя нынешними требованиями определен ДУМВ Kongsberg 12,7-мм, морпехи в свое время намеревались развернуть платформу EFV с 30-мм автоматической пушкой MK44 Bushmaster II.
Резонно предположить, что подобное «повышение огневого могущества» могло бы возглавить список желательных решений. Это обстоятельство усиливается тем фактом, что компании, представившие свои проекты ACV, уже устанавливали это вооружение на подобные машины, а в Iveco отметили, что просчитывали подобное решение в своем проекте. Принятие американской армией ДУМВ (также производства компании Kongsberg) с 30-мм пушкой для своих машин Stryker еще больше упрощает эту задачу за счет широкого распространения боеприпасов и сервисов технической поддержки пушки, а также упрощенного принятия на вооружение уже квалифицированного в США модуля вооружения.
Корпус морской пехотой кроме более мощного вооружения высказывался за интеграцию комплекса активной защиты (КАЗ). С этой целью он мог бы воспользоваться результатами работ по КАЗ, проводимых американской армией, которая намерена провести оценку готовых систем уже в 2020 году. Она также ведет разработку более продвинутой модульной системы активной защиты MAPS (Modular Active Protection System).
Двухэтапный подход Корпуса к платформе ACV позволит развернуть ее быстрее за счет использования самых доступных и наиболее проверенных технологий, а также планировать интеграцию новых возможностей по мере их появления. Американская армия пристально следит за реализацией проекта ACV и не прочь получить опыт, который она может использовать в своем ускоренном развертывании перспективного легкого танка Mobile Protected Firepower.
Морские пехотинцы также не отказались бы добавить к нынешнему транспортеру отделения ремонтно-эвакуационный и командирский варианты. Впрочем, как отметил Эллис, бронемашина Terrex 1 уже была сконфигурирована в нескольких вариантах: инженерный, медицинский, минометный комплекс и противотанковая установка.
Вариантом, который до сих пор не был упомянут, но развертывался в каждом семействе бронированных машин десанта после Второй мировой войны (до машины AAV-7), является вооруженный крупнокалиберной пушкой вариант «A», обеспечивающий огневую поддержку при проведении десантных операций любого типа. Это немного удивительно, учитывая серьезные озабоченности, выражавшиеся по поводу имеющегося отсутствия поддержки артиллерийским огнем десантируемых подразделений и признание особой важности немедленной непосредственной огневой поддержки для достижения подавляющего боевого превосходства.
Доступность эффективных систем вооружения, как например, 120-мм минометного комплекса Patria NEMO, хорошо подходящих для установки на легкие машины, подобные ACV, делает новый вариант «A» особо привлекательной опцией.
Внедрение этих и других функциональных возможностей могло бы значительно улучшить штатные общевойсковые возможности оснащенных машинами ACV подразделений и их способность действовать в качестве самостоятельной высокоманевренной силы.
БМП-4 – да, БМП-3 – нет. Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке
Дороги? Смотря какие. На 0,85-0,9М нешибко, сама может стоить в простом управлении по лучу в районе тысячи евров себестоимости. При поточной автоматической линии и того ниже. Это не сложнее некоторых дешёвых бытовых приборов. У сына игрушки сейчас поинтеллектуальнее таких будут, например могут в простых явных случаях облетать препятсвия. Сделать на ракете то же самое, напимер полёт по сложной траектории, можно. Ежели использовать совсем иные, нежели сейчас применяются подходы к проектированию и технологии. Это как с БПЛА сейчас получается. Вега прос_ала 6 млрд (реально меньше, остальное распилили прямо на месте), так кому дали опять денег? Ей же! Первым проообразам современных ракет лет 60-70, это работы РНИИ перед закрытием, телуправляемые ракеты в СССРв 1940-м, «Rotkäppchen» немцев. Там нет ничего сложного. НО как только Вы поднимаете скорость до 2М всё становиться гораздо интереснее и сложнее, часть трудностей снимается прим достижении Х М. Вместе с тем такие ракеты могут делать Корпорация (США, Англия, Франция) и Россия. Больше никто. Делиться подобными технологиями с китайцами было бы крайне непредусмотрительно для США. Пусть она старая гемба, но работать может ещё какое-то время, вместе с тем появление на рынках решений от КНР может серьёзно ограничить возможности США и, как следствие, обвалить бакс/привести к новой войне. Это выгодно, ибо со времён Древнего Египта, да и в Междуречье, Ханаане такое привязывало к правителям (стал бы так просто Лот жить в порочном городе). Ракетное вооружение очень различно. От простеньких ракет второго поколения Малютка-М, до ракет с гиперзвуковыми скоростями полёта.
Также и по системам запуска. Можно вертикальных напихать и сверху одну или пару дырок, откуда они выходит и разворачиваясь или нет идут к цели. Времени на всё про всё — десятки мкс. Возможно изготовление ракеты в варианте индефферентном к пулям/мелким осколкам. Высота гусеничного транспортёра-ПТРК таких ракет свысокой скоростью по пересечённой может быть в пределах 70мм по основным габаритам. Применительно к танкам это высота корпуса+ХХХмм.
Решение вопроса безопастности использования также в пределах инженерных способностей разработчиков. Не умаляя способностей нынешних могу отметить замыленность глаза и традиционность, высокую себестоимость решений. ВПК в СССР никогда особенно денег не считал. Особенно удручает время от принятия решения до поражения. Идиотизм требовать от ракеты той надёжности как пушки. Критерий — поражённая цельза Хсекунд, а не время и пр. Хотим иметь высокоэффективное решение против хорошо защищённых целей, имеем ракету на Х М, американцы профукалиотчасти с КЕМ из-за низкой скорости полёта, причём у них были испытания по всему диапазону скоростей до нескольких десятков км/с. Но думается основная задача всё же поддержка пехоты. Для этого дальность до цели может быть и километр и два. Кажется предпочтительнее иметь для близких расстояний автоматические миномёты, или крупнокалиберные гранатомёты типа того же Козлика или Металлического шторма в исполнении на 40мм, а для дальностей от сотен метров — ракетное вооружение. Шторм имеет ряд ограничений, посему несколько козликов в исполнении 40-50мм, в разных местах без башни будут адекватнее — места они много не едят, а при современных гранатах типа тех что есть для 40мм и дли М307 эффективность огня может превышать миномётную по пехоте.
Можно и физические способы воздействия использовать. Тут вообще танк не всегда нужен — проще на иных носителях и расстояниях размещать — время воздействия почти мгновенно.
Где ствольная интересно, так в автоматических пушках 40-75мм с дистанционным/временным подрывом высокой точности и вышеупоминавшихся артилерийские системы. В КНР есть PLL05, у нас оригинал — НОНА-СВК. Одними из наиболее интересных систем вооружений являются CV90 AMOS и не могу вспомнить как называемый миномётный модуль со стволом большого удлинения, как на Вене, почти без башни. 20 выстрелов в минуту при высокой точности — даже обычными минами, кассетками или осколочными повышенного радиуса поражения весьма серьёзное оружие.
Тактическая революция
Операции по морскому десантированию с самого своего начала в основном были сосредоточены вокруг пехоты. Это была тщательно поставленная, обдуманная и методично исполняемая последовательность определенных этапов, которая начиналась с приближения с моря десантных сил, их морских транспортов и обеспечивающих судов.
Хотя с появлением вертолета появилась возможность вертикального десантирования, что по сути позволяло пехотным подразделениям «перепрыгивать» через береговую полосу, высадка на побережье представляла собой процесс во многом напоминавший процесс высадки времен Второй мировой войны. Согласно этой схеме десантные суда становятся вдали от берега, в то время как штурмовые силы пехоты преодолевают береговой прибой либо в десантных плавающих бронетранспортерах, либо на открытых десантных судах. По достижении берега пехота развертывается и обеспечивает безопасность прилегающего района для выхода на берег последующих подразделений, включая артиллерию, танки и обеспечивающие силы. После того как береговая полоса взята под контроль, войска продвигаются вглубь побережья, зачастую с одной целью — соединиться с заброшенными на вертолетах силами.
Бронемашина AAV-7, хотя и разработанная для действий на суше в течение 70% времени, сохранила предназначение своих предшественниц, заключающееся в перемещении как можно большего количества пехоты на берег. Это был транспортер личного состава и, несмотря на крупнокалиберный пулемет и/или автоматический гранатомет — вооружение более летальное, чем штатное вооружение высаживающегося отделения, — он редко полностью интегрировался в тактические порядки подразделения.
Кроме того, как стало очевидно в Ираке, размещение такого количества личного состава в одной машине может приводить к значительным потерям. Но, машина ACV может сломать эту тенденцию за счет агрессивного и быстрого перемещения на побережье, что снижает возможности оппонента на реагирование.
Существующие машины AAV модернизируются КМП США в качестве временной меры
Будущие возможности
К наращиванию своих возможностей проецирования военной мощи с моря многие страны мира подходят очень ответственно. Крупные программы по формированию, совершенствованию или расширению десантных сил ведут Австралия, Бразилия, Чили, Индонезия, Япония, Южная Корея и другие страны. Учитывая эксплуатационную гибкость и адаптируемость колесных бронированных платформ, существенно расширяется потенциальный рынок для систем подобных ACV.
Кроме того, эта концепция коренным образом меняет представление о десантной машине как о простом транспортере десанта. Машина, сформированная вокруг отделения, образует полноценную тактическую единицу. Подход к приобретению готовых систем и обмен информацией с промышленностью на ранних этапах в рамках программы демонстрации MPC, позволяет получить начальную эксплуатационную готовность этой платформы менее чем через три года.
В эпоху повышения уровня угроз и потребности в боевых силах и одновременного сокращения оборонных бюджетов платформа ACV для Корпуса морской пехоты представляет собой инновационную систему, на которую стоить обратить пристальное внимание. Растет понимание того, что эта машина может иметь весьма многообещающие перспективы.
/Alex Alexeev, topwar.ru/