Российские лёгкие штурмовые автомобили
Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита». Принятие на снабжение Российской армии новых семейств автомобилей типа 4×4, 6×6 и 8×8 — «Уральских» «Мотовозов» и КамАЗ-овских «Мустангов» — отнюдь не решило вопроса о новом легком автомобиле повышенной проходимости для замены старых добрых УАЗов.
Между тем такой автомобиль — и в качестве транспортного, и в качестве высокомобильной авиатранспортабельной платформы для установки специального оборудования и некоторых образцов вооружения — насущно необходим современным вооруженным силам, да и другим силовым ведомствам государства. С другой стороны, локальные военные конфликты, контртеррористические и миротворческие операции возродили интерес к такому типу боевых машин, как легкий бронеавтомобиль на полноприводном шасси повышенной проходимости.
Начиная с 1980-х гг. наблюдается процесс возвращения бронеавтомобилей в вооруженные силы различных государств в качестве патрульных и разведывательных машин, легких бронетранспортеров, санитарно-эвакуационных машин, носителей или тягачей вооружения. Особенно вырос интерес к ним по опыту военных конфликтов первого десятилетия XXI века. В ведущих странах открыли программы создания многоцелевых войсковых небронированных и бронированных автомобилей «легкой» и «средней» категории (например, американская программа JLTV, германская AMPV).
В России за последние годы представлен ряд машин колесной формулы 4×4, призванных заполнить указанные «ниши». Некоторые из них прошли определенные этапы испытаний в Вооруженных Силах. Среди них «легкий штурмовой автомобиль» ЛША и «легкий штурмовой автомобиль, бронированный» ЛША-Б, разработанные и представленные корпорацией «Защита» (известной ранее работами по бронированию специальных автомобилей). Рассмотрим подробнее эти машины как один из интересных примеров решения упомянутых задач. Тем более — на фоне планов закупки для отечественных Вооруженных Сил машин, базирующихся целиком на зарубежных шасси.
Лёгкий «штурмовой»
Определение «легкий штурмовой автомобиль» — практически дословный перевод англоязычного Light Strike Vehicle (LSV). Именно к «штурмовым» (или «ударным», как можно перевести «strike») относят ряд военных автомобилей «легкого» и «среднего» класса нового поколения. Дело, видимо, не только в «эффектности» и броскости подобных определений. В кругу задач, решаемых многоцелевыми автомобилями повышенной проходимости, заметно усилилась «боевая» составляющая, задачи боевого обеспечения.
Автомобиль ЛША («Скорпион-2М») со съемным тентом и бортовыми креплениями
Появление ЛША связано именно с зарубежным опытом. В 2007 г. корпорация «Защита» приняла участие в конкурсе нелегкий бронированный многоцелевой автомобиль для вооруженных сил Республики Индия. Был представлен бронированный вариант существенно переделанного автомобиля УАЗ «Барс» с трехдверным кузовом, установкой дизельного двигателя и «правым рулем» — в соответствии с требованиями заказчика. На завершающем этапе конкурса определилось также требование независимой подвески колес автомобиля, что вызвало дальнейшие изменения конструкции. Наконец, в 2009 г. индийские военные заявили о потребности в «легком штурмовом» (ударном) автомобиле. Это побудило корпорацию «Защита» заняться разработкой собственного шасси.
Прототип нового автомобиля был готов к августу 2010 г. Индийский заказ корпорация не получила, но «легкий штурмовой автомобиль» (ЛША) заинтересовал представителей ГАБТУ Минобороны РФ. В сентябре 2010 г. первые образцы передали для опытной эксплуатации в войсках. Всего с осени 2010 г. по лето 2011 г. опытную эксплуатацию (в том числе на базе 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ и 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады) прошли десять обычных и два бронированных автомобиля.
Параллельно шли лабораторные испытания на базе Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО РФ (бывшего 21-го Испытательного НИИ Минобороны) в подмосковных Бронницах. По опыту этих испытаний были уточнены тактико-технические требования к автомобилям, проведена существенная доработка их конструкции, и в сентябре 2011 г. фактически сложился нынешний облик ЛША и ЛША-Б. У этих машин есть и коммерческие обозначения — «Скорпион-2М» и «Скорпион-Б» соответственно.
Панель управления с вмонтированным телеметрическим бортовым вычислителем ТБВ-М1
ЛША несколько «выбивается» из привычного ряда внедорожников своей грузоподъемностью. При достаточно ограниченных габаритах и снаряженной массе (вместе с водителем) 2400 кг его грузоподъемность доведена до 1000 кг. В сочетании с удачно скомпонованной кабиной это позволяет легкому автомобилю перевозить восемь (включая водителя) полностью экипированных бойцов, практически — одно мотострелковое отделение или группу, если речь идет о спецподразделениях.
Плоский пол кабины, откидные съемные сиденья и широкие задние двери облегчают использование ЛША для перевозки раненых на носилках, транспортировки тяжелого вооружения (например, 82-мм миномета с расчетом и боекомплектом), габаритных грузов, а также приспособление автомобиля для монтажа специального оборудования, комплекса радиоаппаратуры и т.п. Возможна установка автоматического вооружения, ПТРК, ПЗРК.
Как уже отмечалось, для нового автомобиля не бралось готовое отечественное или зарубежное шасси — оно создавалось заново с использованием готовых или доработанных агрегатов. С точки зрения «локализации» поставок, в настоящее время шасси — «смешанное». Скажем, дизельный двигатель «Андориа» — польского производства (двигатели моторостроительного в г. Андрюхов вообще широко поставляются в Россию), 5-сту-пенчатая коробка передач — корейской (аналогичная коробка стоит на УАЗ-3159 «Барс» Ульяновского автозавода; легкий вездеходный «Скорпион-1», представленный корпорацией «Защита», выполнен на основе УАЗ-3159), раздаточная коробка аналогична устанавливаемой на ГАЗ-66, шины — широко распространенной марки «Купер Дискавер» STT, главная передача, узлы подвески — собственной разработки, гидравлика — отечественных поставщиков и т.д.
ТОП-5 самых опасных бронеавтомобилей российской армии
Бронеавтомобили известны со времён Первой мировой войны. Тогдашние образцы этой военной техники служили в качестве машин поддержки пехоты. С тех пор актуальность бронеавтомобилей не исчезла, ибо существует ряд задач, которые могут выполнить только они. Давайте посмотрим, что же есть у России в этом сегменте бронированных транспортных средств.
«Абаим-Абанат»
Штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль с диковинным названием и не менее диковинной формы создан на базе ГАЗ-233034 (СПМ-1). Автомобиль оборудован выдвижным штурмовым трапом, управляемым из кабины. Он предназначен для преодоления штурмовыми группами высоких препятствий и проникновения в здания на второй и третий этажи. На верхней площадке штурмового трапа можно установить три бронещита для дополнительной защиты бойцов.
«Тигр»
На Арзамасском машиностроительном заводе выпускается многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости. Базовая модель оказалась настолько удачной, что к настоящему времени на её основе выпускается 25(!) типов машин разного назначения, с разным комплектом вооружения и разного уровня защиты. «Тигры» используются и военными, и в структурах МВД, ФСБ, МЧС, и в разных гражданских учреждениях.
«Корнет-ЭМ»
Как раз на базе «Тигра» был сконструирован самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ». Собственно пусковая установка и ракеты к комплексу разработаны в Тульском конструкторском бюро приборостроения. Противотанковые ракеты с лазерным наведением и кумулятивной боевой частью, входящие в боекомплект комплекса, имеют дальность полёта 10 км и пробивают броню толщиной 1100-1300 мм.
«Волк»
Колёсная платформа модульного типа «Волк» позволяет на одной и той же базе создать машины разного назначения. В отличие от «Тигра», у этого бронеавтомобиля нет цельносварного корпуса. В зависимости от задачи «Волк» может превратиться в бронетранспортёр, грузовик, тягач, шасси для ПТУР и ЗРК, командно-штабную или разведывательно-дозорную машину, или в медицинский автомобиль.
«Медведь»
Изначально колёсный бронетранспортёр ВПК-3294, получивший типично русское название «Медведь», разрабатывался для нужд Внутренних войск. Однако после создания первого прототипа машиной заинтересовалась и армия. В итоге получилась многоцелевая бронированная колёсная платформа с усиленной противоминной защитой. В зависимости от комплектации может использоваться в качестве бронетранспортёра, шасси для установки ПТУР, миномётов и других систем вооружения, защищённой командно-штабной, разведывательно-дозорной, медицинской машины, либо машины сопровождения колонн.
В настоящее время военно-промышленный комплекс нашей страны способен удовлетворить любую потребность вооружённых сил в бронированной колёсной технике. Следует обратить внимание на универсальность разрабатываемых моделей, позволяющих на одной и той же базе создать большое количество модификаций под разные цели.
Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники
Провал «Новатора»
Если почитать украинские СМИ, то складывается ощущение, что бронемашина «Новатор» — лучший украинский армейский внедорожник, который обрел такую популярность, будто каждый гражданин Украины захотел себе его приобрести. Но есть одно «но». с 2020 года произвела всего одну единицу бронеавтомобиля. Вот и все, что нужно знать о «непреодолимом» желании украинцев приобрести отечественный автомобиль.
Стоит о также выпускает еще один бронированный автомобиль «Варта». Здесь ситуация немого лучше: количество произведенных авто перевалило за 100 единиц – заказ Министерства обороны Украины.
Но и это еще не все. Ранее данная и была создана в начале 2000-х Ириной Пинчук. До ребрендинга в 2020 году фирма специализировалась на производстве пластмассовой тары и оптовой торговле, но в июне 2015 сменила профиль и занялась бронетехникой. Кроме того, в 2018 году «Украинская бронетехника» попала в громкий скандал, так как ее обвинили в накрутке цены на бронеавтомобиль. Соответствующее расследование провел журналист и народный депутат Верховной Рады Александр Дубинин.
Новый российский броневик рвется в бой (ФОТО)
На МАКС-2017 впервые показали BURAN — новый отечественный бронеавтомобиль, способный составить конкуренцию знаменитому «Тигру».
Как рассказал один из разработчиков, построили BURAN всего за четыре месяца — торопились, чтобы успеть к началу авиасалона. Идея бронемашины, как и ее воплощение, принадлежат известной нижегородской компании, которая уже много лет специализируется на бронировании автомобилей.
BURAN — машина того же класса, что и знаменитый «Тигр»: их габаритная длина различается всего на 11 см и составляет чуть менее 6 метров. Под капотом у обоих — ярославский рядный 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-534, но у BURAN он применен в модификации меньшей мощности: 99,2 против 158 кВт.
В сравнении с «Тигром», который выпускают с 2005 года, у BURAN есть ряд заметных преимуществ. Начнем с того, что он лучше защищен.
У базового «Тигр-М» класс защиты 3, у самой новой модификации «Тигр СБМ» класс защиты 5. А у BURAN класс защиты 6А: его не берет даже СВД, причем с любого расстояния и любым патроном. Во многом это объясняет, почему полная масса новичка на тонну больше: 8,8 против 7,8 тонн.
Еще один важный момент: компоновка десантного отделения BURAN обеспечивает более высокую мобильность бойцов: у каждого из них — своя дверь. Видимо, поэтому колесная база BURAN почти на полметра больше, чем у «Тигра». Но оно того стоило!
В показанной на МАКС-2017 версии BURAN, в его кузове помимо водителя располагаются пять членов экипажа: командир лицом вперед на правом переднем сиденье, а четверо других — попарно вдоль корпуса спиной друг к другу. Но можно добавить еще четверых: для этого вместо располагающейся сзади бортовой платформы ставится обитаемый модуль, где бойцы тоже сидят попарно, но из-за наличия колесных арок — спиной к бортам.
Замена одного кузовного модуля другим не займет много времени: BURAN — это автомобиль-трансформер, кузов которого состоит из четырех основных частей с возможностью быстрого монтажа-демонтажа. Это капот вместе с крыльями, а также водительский, средний пассажирский и задний пассажирский/грузовой модули. Отдельным модулем устанавливается дополнительная мощная противоминная бронезащита днища.
Теперь — несколько слов о трансмиссии бронемашины. Коробка передач и ведущие мосты для нее заимствовали у серийных внедорожных грузовиков, выпускаемых ГАЗом. Это не сложно понять, увидев рычаги КПП и раздатки в полу справа от сиденья водителя.
Получается, что по силовой линии BURAN фактически идентичен «Садко» с ярославским мотором, что наверняка положительно отразится на его себестоимости.
Другое дело, что из-за вышесказанного BURAN вместо независимой подвески, как у «Тигра», получил полностью зависимую подвеску с применением рессор. Это, понятно, не очень здорово с точки зрения подвижности в условиях бездорожья (кто сомневается, может сначала проехаться по пересеченной местности на «Урале», а потом — на Tatra: разница более чем ощутима!).
Кроме того, из-за выступающих картеров мостов у BURAN меньше дорожный просвет: 340 мм, тогда как у «Тигра» — ровно 400 мм.
Но, зато, у BURAN аж на 90 мм выше просвет под днищем (490 мм). И значительно круче, чем у «Тигра», углы въезда и съезда: 43 и 50 против 34 и 36 градусов. BURAN впереди и по запасу хода: количество топлива в двух 105-литровых баках позволяет преодолеть на одной заправке не 1000, а 1400 км.
Технические характеристики
Седан | Универсал | |
Длина автомобиля | 5,1 м | 5,35 м |
Ширина | 2,1 м | 2,1 м |
Высота | 1,83 м | 2,1 м |
Колесная база | 3,34 м | 3,5 м |
Клиренс | 0,315 м | 0,315 |
Снаряженная масса | 4,35 тонны | 5,1 тонны |
Грузоподъемность | Нормальная – 600 кг, максимальная – 850 кг | 850 кг |
Скорость | До 180 км/ч | До 180 км/ч |
Заявленный производителем расход топлива на 100 километров для обоих вариантов машины составляет 15 литров в городском цикле и 12 литров по трассе (для бензинового мотора). Разгон до 100 км/ч должен выполняться за 9-10 секунд.