В наши дни наблюдается повышенный интерес к старым и проверенным временем советским охотничьим ружьям. Ни для кого не секрет, что современные российские и западные ружья значительно уступают советским образцам по качеству и точности стрельбы.
Смотреть галерею Классическая двустволка производства Ижевского механического завода ИЖ-58 16 калибра (образца 1958 — 1986 г. г) является тому отличным подтверждением. По сегодняшний день это надёжное оружие пользуется заслуженной популярностью и авторитетом не только у охотников, но и у людей, ценящих качество и надёжность.
Историческая справка
Массовое производство ИЖ-58 16 калибра начато в 1958 году. Разработкой нового образца занималось конструкторское бюро ИжМЕХа во главе с Л. Н. Пугачёвым. Отличительной чертой ижевской горизонталки от своих предшественников 54 и 57 модификаций было явное технологическое преимущество, которое выражалось в простоте сборки, следовательно и в снижении себестоимости изделия.
Базовая модель ИЖ-58 была рассчитана на охотников-промысловиков и предусматривала выпуск модели исключительно 20-го калибра. Позднее, после серийного производства базового изделия, ружьё вызвало большой интерес и популярность у охотников. Было принято решение выпускать ИЖ-58 16 калибра, а затем и 12 калибра.
Смотреть галерею
Слава о надёжности и качестве 58 модели вышла за пределы Советского государства. Ружье стало экспортироваться в более чем двадцать стран Европы, Северной и Латинской Америки.
Ремонт карбюратора
При длительной эксплуатации мотоцикла можно столкнуться с переливанием карбюратора (подтеканием из дренажного отверстия). В первую очередь, рекомендуется проверить уровень топлива в карбюраторе и герметичное прилегание запорной иглы. Подгибанием кронштейнов запорной иглы в нужную сторону регулируем уровень топлива (расстояние от плоскости середины поплавков до края корпуса карбюратора 13±1,5 мм). Конусный конец запорной иглы сделан из резины. Если она прохудилась, рекомендуется ее заменить новой иглой из ремкомплекта. Бывает и такое, что поплавки из-за усталости материала начинают пропускать в себя бензин. Лечится также заменой.
Поплавки
Засорение топливных жиклеров случается из-за некачественного топлива или при попадании грязи из воздуха через фильтр. Для очистки бензина помимо сеточки в топливном кране, нужно дополнительно врезать топливный фильтр в бензошланг. Воздушный фильтр должен герметично соединяться с карбюратором. При этом нельзя изменять его конструкцию, а уж тем более ставить так называемый нулевик.
Фильтрующий элемент должен строго соответствовать пропускной способности, рекомендуемой заводом изготовителем мотоцикла. Для очистки жиклеров ни в коем случае нельзя применять иголки или проволоку. Достаточно промыть их в бензине и продуть сжатым воздухом.
Карбюратора К-62 в разобранном виде.
Иногда случается такое, что при заводке или работе мотоцикла в карбюратор чихает. Происходит это из-за неполадок в системе зажигания. Первым делом необходимо заменить свечу. Если это не помогло, значит сбилось зажигание. Обычно в карбюратор стреляет при раннем зажигании. Также причиной чихания может служить слишком бедная смесь. Процесс горения у такой смеси медленный и, когда поршень открывает впускное окно, смесь выстреливает в диффузор.
Основной причиной обеднения смеси является подсос воздуха в следующих местах:
- из-под сальников коленчатого вала;
- головки цилиндра;
- в месте соединения фланца карбюратора и патрубка цилиндра.
Пробуем искать и устранять причину подсоса воздуха методом исключения. Начинать следует с осмотра и настройки системы зажигания.
Новые образцы Ижевского механического завода
В 70-х годах прошлого столетия ижевские оружейники наладили выпуск модернизированной модификации ИЖ-58М, которая стала гибридной разработкой, состоящей из деталей и узлов ИЖ-48 и ИЖ-58 16 калибра. Габаритная стволовая длина этой серии была от 720 до 730 миллиметров, вес модифицированной модели ИЖ-58М доходил до 3,3 килограммов. Более половины ружей ИЖ-58М ушли на экспорт, в основном это были страны социалистического лагеря Восточной Европы.
Позднее, в 1977 году, Ижевский механический завод начал выпускать ИЖ-58 МА 16 калибр, в котором был установлен предохранитель, автоматически срабатывающий при переламывании ружейного ствола.
Немного истории
Производство ружей в Бельгии началось в XVII веке. Сначала они продавались на территории страны, и лишь спустя некоторое время продажи стали осуществляться за границу. Сначала партии были небольшие, но с приобретением популярности они начали расти. Известно, что в 1860 году Бельгия смогла продать оружия на сумму в 11891960 франков. Стран, в которые экспортировался товар, очень много. Россия в этом списке лишь на тринадцатом месте. Первую десятку возглавляют:
- Чили.
- Англия.
- Пруссия.
- Франция.
Вам будет интересно:Почему нет компрессии в одном цилиндре? Проверка, измерение и замена
Сейчас Бельгия также продает большое количество оружия как дома, так и за границей.
Мировое признание советских оружейников
В 1986 году Ижевские оружейники остановили массовое производство ИЖ-58, считающейся лучшей моделью охотничьих ружей своего класса. В том же 86-м году на Международной Лейпцигской ярмарке ИЖ-58 был отмечен золотой медалью. Такое международное признание ружьё получило за оригинальное и высокотехнологическое решение, а также за надёжные и конструктивные решения по эксплуатации. За годы серийного производства этой модификации было изготовлено более 850 тысяч экземпляров.
Отныне только истинные ценители советского качества оружейной промышленности имеют в своём арсенале такие модели. Западные собиратели стрелкового оружия считают за честь иметь в своей коллекции экземпляр ИЖ-58 советского производства. Это в очередной раз доказывает качество и надёжность охотничьего ружья ижевских мастеров.
Смотреть галерею
Карбюратор мотоциклов Иж Планета 3,4
На мотоциклы Иж Планета-3 устанавливались карбюраторы К-62П и К-36И. Последний имел уникальную конструкцию для своего времени. Форма дросселя была П-образной, что позволило существенно снизить габариты карбюратора (в сравнении с выпускаемыми в то время К-28 и К-37). Корректор был вынесен из зоны диффузора и регулировал не воздух, а топливо. Такое решение позволило снизить расход топлива на 4-6 % за счет более стабильной регулировки смеси.
Крышка смесительной камеры крепилась специальными фиксаторными пружинами, что позволяло быстро и удобно заменить трос газа или переставить иглу. Главный топливный жиклер был вкручен внизу карбюратора рядом со сливной пробкой. Для его чистки не надо было демонтировать карбюратор. Диаметр диффузора карбюратора К-36И на выходе равен 28 мм, а в середине 26мм. То есть, смесительная камера представляет из себя своеобразный аэродинамический профиль, что выгодно сказалось на смесеобразовании.
Еще одной особенностью карбюратора К-36 является его принцип действия, схожий с автомобильным карбюратором. Винт количества смеси в нем регулирует не воздух, а топливную эмульсию, поступающую за дроссель. Благодаря чему, повысилась чувствительность настройки карбюратора на холостом ходу. Регулировка осуществляется винтом 1 количества смеси (под наклоном) и винтом 2 качества.
У карбюратора К-36 есть один недостаток. Он чувствителен к дорожной пыли. Верхние защелки не герметично закрывают крышку смесительной камеры и туда попадают частицы пыли, заслонка начинает заедать и изнашиваться. Именно поэтому, мотоциклы, на которые ставились такие карбюраторы (Ковровец, Иж планета-3 и др.), оснащались защитными кожухами карбюратора.
Позже на мотоциклах Иж Планета-3, 3-01 и 4 стали устанавливать новые карбюраторы К-62 с индексами И, П, Б. Росли мощности двухтактных моторов и появилась необходимость в росте диаметра диффузора (теперь он стал равняться 32 мм), пропускной способности жиклеров и т.д.
Новая конструкция карбюратора позволила бесперебойно снабжать двигатель при резких торможения и разгонах, наклонах и кренах мотоцикла.
Настройка такого карбюратора производится аналогично вышеописанной настройке К-68. Винт количества расположен не сбоку карбюратора, а в верхней части.
Ружьё ИЖ-58 16 калибр, общее описание
Классическое двуствольное ружьё с горизонтальным стволовым расположением. Все металлические узлы и детали (стволы, колодки, муфты) ИЖ-58 выполнены из конструкционной углеродистой качественной стали 50А. На ствольной муфте установлен ступенчатый выступ, играющий роль замка для запирания ружья от случайного нажатия на спусковой крюк. Внутренние каналы стволов и патронники имеют хромировку. Тройное запирание ИЖ-58 обеспечивается специальной механикой, состоящей из 2-х подствольных крюков и затворного рычага.
Дизайн и маркировка
Ружейный приклад ИЖ-58, 16 калибр. Как и цевьё, приклад изготовлен из берёзы, а в экспортных вариантах — из бука. Для эксклюзивных охотничьих ружей вставлялась ореховая ложа с оригинальной высокохудожественной инкрустацией. Такой дизайн охотничьего оружия особенно нравился членам Советского правительства и их западным коллегам, которых было принято одаривать этими эксклюзивными моделями.
Смотреть галерею
При разборке ИЖ-58 модель делится на три составляющих: цевьё, стволы и колодка с прикладом. Клеймо производителя набивается на ствольной муфте, где указывается дата сборки, серийный номер ружья, допускаемое давление в патроннике, а также фирменный знак ИжМЕХа.
Какой карбюратор лучше поставить на Планету 5 вместо родного
При желании на мотоциклы Иж планета-5 можно установить импортные японские карбюраторы Микуни с диаметрами диффузоров 30 и 32 мм. Естественно, нужно подобрать жиклеры, рекомендуемые заводом изготовителем. На Планете-5 пропускная способность главного топливного жиклера соответствует 270 мл/мин, топливного жиклера корректора 255 мл/мин.
Также необходимо будет подобрать переходник для соединения фланца карбюратора с цилиндром. Можно заказать переходник у токаря либо подобрать от других моделей мотоциклов. Впускное окно диффузора на Микуни широкое, поэтому резиновый патрубок для соединения с воздушным фильтром тоже надо будет подбирать.
Важно помнить, что все соединения должны быть герметичными, без перекосов.
Диаметры диффузора и впускного отверстия цилиндра должны быть одинаковыми и не иметь ступенек, препятствующих попаданию смеси в камеру сгорания.
Вот так выглядит установленный карбюратор Микуни на мотоцикл Иж Планета-5.
Все вышесказанное касается и установки китайского карбюратора PZ 30 на мотоцикл Иж Планета-5. Его особенностью является наличие версии с ускорительным насосом, который способствует обогащению смеси на высоких оборотах двигателя. Но чтобы им воспользоваться, нужен дополнительный трос, который будет работать в паре с ручкой газа мотоцикла.
При незначительной доработке, фланец карбюратора хорошо подходит по креплениям к патрубку цилиндра. Важный момент, между патрубком и фланцем нужно установить резиновую или текстолитовую прокладку, чтобы при работе двигателя не грелся карбюратор.
Вот так выглядит установленный карбюратор PZ30 на мотоцикл Иж Планета-5.
Импортные карбюраторы хороши тем, что в них отсутствует привычный нам подсос. Чтобы завести мотоцикл, не нужно заливать картер бензином, достаточно просто открыть корректор-обогатитель. Еще на этих карбюраторах вместо дренажного отверстия установлены обычные сливные отверстия, на которые надеты шланги, которые можно вывести в любое удобное место. Например, под двигатель мотоцикла, чтобы в случае перелива карбюратора ничего не испачкать.
ИЖ-58, 16 калибр: отзывы потребителей
Наряду с достоинствами Ижевского ружья, по отзывам любителей охоты, существуют и некоторые недостатки, выявленные в ходе эксплуатации. Основным из них является тугой предохранитель. Характерный щелчок при выключении клавиши от случайного выстрела часто пугает зверя, что очень не нравится стрелкам.
На некоторые приобретённые модели ружья (ИЖ-58 16 калибр) отзывы охотников имеют претензии к небольшому подклиниванию эжектора. Очень часто приходится устранять этот недостаток своими руками.
Но в основном стрелковое оружие ИЖ-58 — это надёжное ружьё, которое пригодно для промысловой и спортивной охоты. Особая привлекательность этого охотничьего оружия в его легковесности, что является немаловажным фактором. Пройдя десятки километров в поисках добычи, каждый охотник отмечает именно эту особенность стрелкового оружия.
Выбирая между современными оружейными моделями и советским ружьём ИЖ-58, очень часто охотники останавливаются на последнем. Точность стрельбы, лёгкость и красивый дизайн — вот основные составляющие горизонтальной двустволки ИЖ-58, которая служит охотникам многие и многие годы.
Регулировка карбюратор К-68 на мотоцикле ИЖ Планета-5
Карбюратор К-68И устанавливался на мотоцикл Иж Планета-5 чаще других. При его правильной настройке и должном уходе, мотоцикл заводится быстро, работает ровно и без нареканий.
Для регулировки карбюратора К-68И понадобится плоская отвертка, плоскогубцы, линейка. Для наглядности и удобства регулировки, воспользуйтесь схемой устройства карбюратора К-68.
Алгоритм регулировки карбюратора Иж Планета-5:
- Первым делом необходимо проверить уровень топлива в поплавковой камере. Откручиваем отверткой болты крышки камеры и снимаем ее. Переворачиваем карбюратор и замеряем линейкой расстояние от корпуса карбюратора до верхнего края поплавков. Оно должно равняться 26 ± 5 мм. В случае отклонения параметров, язычок поплавков плоскогубцами подгибается в соответствующую сторону. При этом, ни в коем случае нельзя нарушить параллельность поплавков.
- Устанавливаем зазор в 2 мм между дроссельной заслонкой и нижней частью смесительной камеры путем регулировки винта 11. Затем проверяем положение иглы дросселя. Необходимое положение иглы – средняя канавка. Остальные канавки сделаны для перемещения замка иглы и настройки соответствующего качества топлива в зависимости от климатических условий.
- После всех вышеприведённых действий приступаем к самому главному этапу — настройке холостого хода. Регулировочный винт качества холостого хода 15 (расположен вертикально с левой стороны карбюратора) заворачивают до упора, а потом отворачивают на 1-1,5 оборота. Запускаем двигатель и прогреваем на протяжении 5 минут. Винтом регулировки количества смеси 11 (расположен горизонтально с левого бока карбюратора) устанавливаем минимально устойчивые обороты двигателя. Параллельно с этим медленно отворачиваем винт 15 до тех пор, когда обороты двигателя перестанут возрастать. Именно момент снижения числа вращения оборотов коленчатого вала будет оптимальным для определения положения регулировочного винта 15. Снова уменьшаем обороты двигателя винтом 11 и выкручивая винт 15, находим новое оптимальное положение дроссельной заслонки. Повторять эту операцию нужно до тех пор, пока не установятся самые минимальные, но при этом устойчивые обороты коленчатого вала двигателя.
- Резким поворотом рычага газа на холостом ходу проверяем правильность регулировки (качество смеси). Если при резком открытии дросселя двигатель глохнет либо плохо набирает обороты, винт 15 нужно немного закрутить, тем самым обогатив смесь. В случае, когда двигатель глохнет при закрытии дросселя, винт 15 следует немного открутить.
- Также правильность регулировки можно проверить по цвету центрального изолятора свечи зажигания. После настройки карбюратора на мотоцикле проезжают расстояние 5-10 км и выворачивают свечи из головки цилиндра. Нагар темного цвета свидетельствует о слишком богатой смеси. Светлый цвет (белесый или песочный) говорит о том, что смесь бедная. Нормальный рекомендуемый цвет свечи коричневый либо кирпичный.
- Также стоит помнить про свободный ход троса газа 1-3 мм. Если его не будет, регулировка дроссельной заслонки будет некорректной. Свободный ход выставляется при помощи регулировки специального болта, расположенного под колпачком 18.
На видео ниже наглядно представлена настройка карбюратора К-68И на мотоцикле Иж планета-5.
Техническое описание советской модели
ИЖ-58, 16 калибр, характеристики и технические данные ружья:
- Производитель: ИжМех (Ижевский механический завод).
- Длина ствола: 730 мм.
- Вес ружья: 2,7-2,9 кг.
- Сужение (левый ствол) дульное: чок.
- Сужение (правый ствол) дульное: получок.
- Автоматический предохранитель от случайного нажатия на спусковой крюк.
- Пистолетная шейка.
- Ложе: берёза, бук.
- Материал: сталь 50А.
- Внутренняя хромировка ствола и патронника.