Су-39 / Противотанковый штурмовик


Характеристики штурмовика Ил-16

Фактически по своим характеристикам самолёт Ил-16 походит на своего «старшего брата» — штурмовик Ил-10. Тем не менее, в конструкциях самолётов имеются и определённые различия.

Так, Ил-16 имеет меньшие размеры по сравнению с Ил-10, а также меньшую массу, что, вкупе с улучшенной прочностью фюзеляжа, позволяло выполнять на самолёте фигуры высшего пилотажа. Максимальная скорость самолёта составляет 576 км/ч хотя, согласно первоначальной задумке конструкторов, этот показатель должен был составлять около 625 км/ч.

Характеристики штурмовика Ил-16:

  • Размах крыла, м – 12,5
  • Длина, м – 10,7
  • Высота, м – 3,6
  • Площадь крыла, м2 – 24
  • Масса, кг: пустого самолета – 4315
  • нормальная взлетная – 5780
  • Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-43НВ
  • Мощность, л.с.:
      номинальная – 1 х 2000
  • взлетная – 1 х 2300
  • Максимальная скорость, км/ч:
      у земли – 529
  • на высоте – 576
  • Практическая дальность, км – 800
  • Скороподъемность, м/мин – 658
  • Практический потолок, м – 7600
  • Экипаж, чел – 2
  • Вооружение:
      две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБС с сзади
  • до 8 РС-82 или РС-132
  • бомбовая нагрузка:
  • Общие сведения

    описание? Тактико-технические характеристики
    Первый полет осуществлен в конце февраля 1975 года. Машина интенсивно используется с 1981 года, самолеты были задействованы во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР, и не только. Последний эпизод применения – война в Осетии 2008 года. Сегодня известно, что штурмовики этой серии будут стоять на вооружении нашей армии как минимум до 2020 года, но — при условии наличия современных модификаций и Государственного заказа на продолжение их выпуска — срок этот явно сдвигается на неопределенное время. На данный момент Россия имеет порядка 200 СУ-25. Технические характеристики стоящих на боевом дежурстве машин поддерживаются путем постоянной их модернизации до современных реалий.

    Общее описание самолета Су-39

    Модификации по сравнению с начальным самолетом Су-25 коснулись практически всех систем и агрегатов. Новую машину оснастили прицельным комплексом под названием «Копье-25», который работает по принципу радиолокации. Данная аппаратура работает в трехсантиметровом режиме, это дает машине значительно больше функций. Но самое главное, что она может выполнять боевые задания, независимо от времени суток и от погодных условий.

    Первая модель самолета типа Су-39 было представлено только в 1995 году в городе Жуковском. Но только через четыре года после этого данный аппарат был оснащен боевым вооружением и полной системой управления. Государственные испытания самолет начал с 97 года.

    Живучесть и незаметность самолета

    Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.

    Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.

    Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.

    Основные конструктивные особенности

    Проектирование велось с использованием хорошо зарекомендовавшей себя нормальной аэродинамической схемы с высоким расположением несущего крыла. В отличие от истребителей, за счет такого решения штурмовик получает максимальную степень маневренности на дозвуковых скоростях.

    Долгое время специалисты бились над оптимальной аэродинамической компоновкой машины, но потраченные усилия не канули втуне: налицо высокие коэффициенты подъемной силы во всех видах боевого маневрирования, отличная полетная аэродинамика, прекрасная маневренность при заходе на штурмовку наземных целей. За счет особой аэродинамики СУ-25, технические характеристики которого рассматриваются в статье, имеет возможность заходить в атаку на критических углах, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Кроме того, самолет может пикировать со скоростью до 700 км/ч, имея при этом наклон до 30 градусов.

    История

    В январе 1986 года по решению военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над всепогодной, способной действовать в любое время суток, модификацией Су-25Т, получившей обозначение Су-25ТМ (заводское — Т8ТМ). На новую машину предусматривалась установка нового БРЭО и расширенная номенклатура вооружений. От разрабатываемой машины требовалось надёжное преодоление ПВО противника и эффективное применение оружия в зоне нахождения цели. А также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

    В начале 1990-х годов два планера Су-25Т: Т8М-1 и Т8М-4 были переоборудованы соответственно в Т8ТМ-1 и Т8ТМ-2. Первый полёт на опытном самолете Т8ТМ-1 совершил 4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Анатолий Александрович Иванов.

    Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь. Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т , так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов. Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК «Штурмовики Сухого») куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.

    Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.

    В 1993 году на авиационном заводе в Улан-Удэ была начата подготовка для серийного производства самолётов Т8ТМ (Су-25ТМ). Используя оставшийся производственный задел от Су-25УБ завод выпустил предсерийный самолёт Т8ТМ-3 который совершил первый полёт 15 августа 1995 года. С этого же года машина получила новое официальное название — Су-39. Однако финансовый кризис и сокращение расходов на оборону не позволили начать производство серийных машин.

    В 1995 году в ОКБ «Авиаавтоматика» была начата разработка системы управления оружием, которая получила обозначение СУО-39П. Лётные испытания нового оборудования в ГЛИЦ МО начались 21 октября 1998 года (машина Т8ТМ-4, первый полёт 25 марта 1998 года).

    Серийно Су-39 никогда не выпускался и на вооружение ВВС России не поступал.

    Существовал проект доработки Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако практически все Су-25Т, находившиеся в ВВС России, списаны или находятся в нелётном состоянии.

    КРЫЛАТЫЙ УНИВЕРСАЛ СУ-25ТМ

    Взаимодействие авиации и сухопутных войск—одно из условий успешного ведения современных боевых действий. Формы этого взаимодействия определяются принятой военной доктриной. Локальные войны 1960-х годов нанесли серьезный удар по позициям сторонников ракетно-ядерной стратегии, рассматривавших фронтовую авиацию как средство доставки ядерного оружия. Вьетнамская и арабо-израильские войны выявили необходимость существенного повышения боевой живучести и эффективности тактических самолетов с обычными средствами поражения в условиях интенсивного огневого противодействия ПВО противника. Частично эти задачи решили путем доработок и довооружения существующего парка самолетов тактическими управляемыми ракетами «воздух—поверхность».

    Кардинально же решить эти проблемы мог только специализированный самолет поля боя — штурмовик. К созданию такой машины весной 1968-го приступила инициативная группа в ОКБ П.О.Сухого. Предшествующий опыт ОКБ по созданию истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б и Су-17 позволял оценить достоинства и недостатки машин этого класса и сформировать концепцию перспективного штурмовика. В ходе ознакомления министра обороны СССР А.А.Гречко и главкома ВВС П.С.Кутахова осенью 1975 г. с прототипом штурмовика Су-25, ими была поставлена перед ОКБ задача уничтожения танков на поле боя с помощью ракет. Системы же наведения управляемых ракет, создаваемых в это время для истребительно-бомбар-дировочной авиации, не обеспечивали в большинстве пусков прямого попадания в цель. Поражение основных зачетных целей засчитывлось при подрыве ракеты в радиусе 5—7 м от точки прицеливания. Такую же точность обеспечивала ракета Х-25 с лазерной системой наведения, входившая в боекомплект штурмовика. Правда, летчик-испытатель НИИ ВВС Э.М.Колков на Су-17 в ходе испытаний ракеты Х-23 с радиокомандной системой наведения на спор раздвигал в первом заходе взрывом боевой части ракеты два поставленных рядом грузовика, а в двух следующих — уничтожал их прямым попаданием ракет. Но на испытаниях стрельба велась в хорошую погоду по неподвижной и хорошо видимой цели, в реальной боевой обстановке эта задача значительно усложнялась. К тому же летчиков такой высокой квалификации в ВВС не много, а система наведения должна была обеспечивать такие возможности среднему летчику.

    Учитывая важность поставленной задачи, ОКБ П.О.Сухого приступило к проработкам размещения вертолетного противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Штурм-В» на Су-25 и созданию на его базе авиационного ПТРК. Обеспечение возможности пилотирования самолета в любое время суток на малых и предельно малых высотах и при этом необходимость прямого попадания ПТУР в подвижную бронированную цель определили выбор двухместной компоновки: летчик и оператор, как у боевого вертолета Ми-24 В с ПТРК с радиокомандной системой наведения. Логичным в этой ситуации был и выбор в качестве основы находившейся на этапе эскизного проектирования спарки—Су-25УБ. Такой подход к разработке новой модификации обеспечил преемственность по планеру и самолетным системам с Су-25УБ 85—90%.

    В дальнейшем предпочтение отдали перспективному ПТРК «Вихрь» с лазернолучевой системой наведения, разрабатывавшемуся для вертолета Ка-50. ПТРК «Вихрь» позволял атаковать цели без входа в зону их ПВО Высокая степень автоматизации процессов наведения нового ПТРК была рассчитана на его применение летчиком, пилотировавшим одновременно крылатую машину. Одноместный самолет с прицельным комплексом «Шквал», разрабатывался под заводским шифром Т-8М.

    С лета 1976 г. работа по противотанковой модификации штурмовика была подкреплена решением Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. После согласования и утверждения тактикотехнических требований новый штурмовик получил официальное название Су-25Т.

    Рабочее проектирование Су-25Т закончили в 1982-м. В следующем году машиностроительный завод им.П.О.Сухого приступил к постройке первого прототипа модернизированного штурмовика. Для ускорения процесса руководство ОКБ приняло решение, подкрепленное приказом Минавиапрома, о постройке Су-25Т с использованием находившегося на сборке планера первого прототипа Су-25УБ.

    В июне 1984-го постройку прототипа Су-25Т завершили и его перевезли на летноиспытательную станцию ОКБ в Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова. 17 августа летчик-испытатель А.Н.Исаков впервые поднял в воздух модернизированный штурмовик. В 1985 и 1986 гг. к испытаниям были подключены второй и третий прототипы. Из-за доработки прицельно-пилотажного комплекса с дневной оптико-электронной прицельной системой (ОЭПС) «Шквал» и ПТРК «Вихрь» этап летно-конструкторских испытаний затянулся так, что его окончание пришлось совмещать с первым этапом госиспытаний, которые успешно завершили в конце 1990-го.

    Модернизированным штурмовиком Су-25Т планировали заменить выпуск Су-25 в течение 1990 г. на Тбилисском авиационном производственном объединении им.Г.К.Димитрова, куда в 1987-м ОКБ передало конструкторскую документацию. Серийный завод в Тбилиси приступил к изготовлению оснастки на головную часть фюзеляжа Су-25Т, и в конце года на окончательную сборку передали планер первого серийного самолета. В 1988-м на заводе изготовили уже два планера Су-25Т. В 1989-м в Тбилиси приступили к окончательной сборке двух первых серийных самолетов этой модификации.

    Первый из них облетал 26 июля 1990 г. заводской летчик-испытатель В.П.Коростиев. До лета 1991-го в Тбилиси изготовили установочную партию модернизированных штурмовиков, большая часть из них предназначалось для продолжения испытаний.

    Впервые публично самолет продемонстрировали в ноябре 1991 г. на международной выставке в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), под обозначением Су-25ТК (противотанковый, коммерческий). Одно время в 1993—1994 гг. эта модификация самолета называлась Су-34 Strike Shield.

    Для эффективной работы в условиях рыночной экономики в ноябре 1992 г. главный конструктор самолета В.П.Бабак организовал Научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого». В состав концерна вошли 46 предприятий, связанных с разработкой, производством и реализацией штурмовика Су-25.

    Производство Су-25Т и его усовершенствованных вариантов организовали в ОАО «Улан-Удинский авиационный завод», производившем до этого учебно-боевые модификации Су-25.

    В 1993 г. успешно завершились государственные испытания модернизированного штурмовика Су-25Т, и он поступил на вооружение российских ВВС.

    В процессе разработки Су-25Т в январе 1986-го вышло Решение ВПК при СМ СССР о разработке всепогодной и круглосуточной модификации Су-25Т—Су-25ТМ.

    Для круглосуточного применения оружия новым штурмовиком Красногорский механический завод им.С.А.Зверева разработал прицельный комплекс И-251 с усовершенствованной ОЭПС «Шквал-М». Комплекс обеспечивает распознавание, автоматическое сопровождение малоразмерных и движущихся целей, выдачу целеуказания (ЦУ) и автоматическое наведение управляемых ракет, а также управление стрельбой реактивными снарядами и пушечным вооружением.

    Для нанесения авиаударов ночью и при низком уровне освещенности в состав прицельного комплекса включили низкоуровневую телевизионную прицельную систему «Меркурий». Так как объемы планера самолета ограничены и места всему не хватило, то новую систему создавали в контейнерном варианте.

    Круглосуточность и автоматизация процесса боевого применения, расширенный состав современного управляемого авиационного высокоточного вооружения, бортовые средства разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы—именно эти направления стали приоритетными для М3 им.П.О.Сухого в наращивании боевых возможностей штурмовика на этапе его развития. Этому способствовала и разработка в ОКБ в 1989 г. эскизного проекта очередного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика С-37. Несмотря на полученные положительные заключения, в силу изменившихся условий в нашей стране, разработку проекта прекратили. А научно-технический задел использовали для расширения круга задач, решаемых Су-25ТМ.

    В первоначальную концепцию круглосуточного штурмовика с высокоточным оружием внесли коррективы. Это было связано с выходом на международный рынок, где в мирное время узкоспециализированный боевой самолет, каким является Су-25Т, была по карману только мощным ВВС, когда экономически оправдана эксплуатация многочисленного и разнотипного самолетного парка. При ограниченном финансировании и стабильной региональной политической обстановке более выгодно эффективно модернизировать имеющуюся в наличии военную технику. Обновление самолетного парка производится с появлением на авиарынке перспективных самолетов с прогнозируемым будущим, при этом предпочтение отдается многофункциональным самолетам, способным эффективно решать большинство задач, определяемых национальной военной доктриной. Многофункциональный самолет позволяет поддерживать необходимый уровень профессиональной подготовки летного состава, а боевая эффективность обеспечивается модификацией, учитывающей особенности ТВД, и плановой модернизацией в процессе эксплуатации. С учетом этих обстоятельств в 1995 г. была выполнена модернизация штурмовика Су-25ТМ, направленная на расширение его функциональных возможностей. Ее экспортный вариант известен как Су-39.

    Штурмовик Су-25ТМ:

    1—штанга ПВД; 2—передняя антенна системы госопознавания «Пароль-2Д»; 3—подвижная часть фонаря; 4—антенна автоматического радиокомпаса АРК-15М; 5—радиопрозрачная за-концовка киля —обтекатель антенны связной радиостанции метрового и дециметрового диапазона Р-862; 6—руль направления; 7—станция оптико-электронных помех «Сухогруз»; 8—контейнер тормозного парашюта; 9—антенна КВ-радиостанции связи с наземными войсками Р-828; 10—подножка; 11—неподвижная пушечная установка НППУ-8М с пушкой ГШ-2-30; 12—флюгарка датчика скольжения; 13—авиационное катапультное устройство АКУ-58-1; 14—противорадио-локационная ракета Х-58Э; 15—пусковой контейнер ПУ-0-25-Л с управляемой ракетой класса «воздух—поверхность» С-25Л; 16—управляемая ракета С-25Л; 17—основной приемник воздушных давлений ПВД-18; 18—антенны антенно-фидерной системы «Пион»; 19—пятисекционный предкрылок; 20—радиопрозрачные обтекатели антенн комплекса радиоэлектронной борьбы «Иртыш»; 21 —правый бортовой аэронавигационный огонь (зеленый); 22—разрядники статического электричества; 23—крышка люка заправочной горловины крыльевого топливного бака; 24—колесо КН-27 (680×260 мм); 25 — 800-литровый подвесной топливный бак; 26—1150-литровый подвесной топливный бак; 27—колесо КД-207 (680×260 мм); 28—левый борт кабины; 29—приборная доска; 30—правый борт кабины; 31—левый пульт; 32—правый пульт; 33—аварийный ПВД-7; 34—иллюминатор оптико-электронной прицельной системы «Шквал»; 35—радиопрозрачная панель антенны доплеровского измерителя скорости и угла сноса ДИСС-7; 36—балочный держатель БДЗ-25 (при применении средств поражения и ПТБ массой от 500 до 1000 кг заменяются в точках подвески 3,4,5,7,8 и 9 универсальными балочными держателями); 37—пилон-держатель ПД-62-8; 38—левый бортовой аэронавигационный огонь (зеленый); 39—\\,-образный тормозной щиток; 40— посадочно-рулежная фара; 41 —контейнер с малогабаритной станцией активных радиотехнических помех МПС410; 42—система отстрела тепловых ловушек УВ-26; 43—контейнерная РЛС «Копье-25»; 44—контейнер с системой «Меркурий»; 45—контейнер с системой «Ход-Кинжал»; 46—противокорабельная ракета Х-35; 47—зажигательный бак ЗБ-360; 48— корректируемая авиабомба КАБ-500Кр; 49—авиационное пусковое устройство АПУ-60-1МД; 50—ракета малой дальности класса «воздух—воздух» Р-60М; 51 — авиационное пусковое устройство АПУ-68УМ2; 52—управляемая ракета класса «воздух—поверхность» Х-25МЛ; 53—универсальный пилон

    В процессе модификации самолет был оснащен современным многофункциональным радиолокационным прицельным комплексом (РЛПК) «Копье-25» трехсантиметрового диапазона и усовершенствованной ОЭПС «Шквал-М», что значительно повысило диапазон боевого использования Су-25ТМ и позволило говорить о нем как о многофункциональном всепогодном тактическом самолете. РЛПК «Копье-25» также разместили в подфюзеляжном контейнере.

    В Улан-Удэ сумели, с использованием имеющегося производственного задела по Су-25УБ, изготовить четыре экземпляра опытных Су-25ТМ—вот когда пришлась ко двору, при нынешней экономической ситуации, высокая степень унификации модификаций штурмовика ОКБ Сухого. Первый собранный в Улан-Удэ Су-25ТМ был представлен в августе 1995-го на МАКС-95 в Жуковском с макетом РЛПК «Копье-25». С середины 1997 года на втором экземпляре Су-25ТМ выполнили привязку нового ракетного вооружения к новой бортовой системе управления оружием и приступили к летным испытаниям РЛПК «Копье-25». В августе к нему присоединился третий прототип.

    К настоящему времени Су-25ТМ находится на заключительном этапе испытаний, завершение которых затянулось из-за отсутствия финансирования.

    Как и Су-25, его модификацию Су-25Т в процессе испытаний опробовали в реальных боевых условиях. В октябре 1999 г. на аэродроме в Буденовске приземлились 4 Су-25Т для боевых испытаний в Чечне. В ходе них военные летчики совершили около 20 боевых вылетов, имевших положительные результаты. При выполнении полетов в Чечне основную сложность представляло обнаружение хорошо замаскированных целей, даже при координации действий с армейской разведкой. Сильная облачность и постоянная дымка, горная местность и ограниченная точность наведения, обеспечиваемая навигационной системой, используемой самолетами Су-25, препятствовали операциям по точному бомбометанию.

    В этих условиях система «Шквал», имеющая телевизионный канал с узким полем зрения и с 23-кратным увеличением, принесла много пользы. Летчики могли обнаруживать, идентифицировать и захватывать цели с дистанции до 20—22 км. КАБ и УР запускались с расстояния 2—3 км и высоты 3—4 км.

    Осенью 1999-го Су-25Т ракетой Х-25МЛ уничтожил Ан-2—последний самолет чеченских боевиков на аэродроме в Грозном, станцию космической связи, ретранслятор и другие цели.

    Точность поражения цели, по опубликованным данным, при использовании КАБ составила 1 м, а УР—0,5 м. В ходе испытаний стала очевидной необходимость оснащения самолета более точной спутниковой навигационной системой, улучшением возможностей БРЭО, в том числе и системы связи.

    В мае 2000 г. против эритрейских сепаратистов эфиопское правительство применило два Су-25ТК, незадолго до этого закупленных в России. Штурмовики уничтожили в ходе двух боевых вылетов противорадиолокационными ракетами Х-25МП и ракетами с телевизионным наведением Х-29Т два ЗРК «Квадрат». По другим данным, комплексы были уничтожены ракетами С-24, выпущенными с самолета Су-25УБ. Всего в мае — июне 2000 г. в Эфиопии Су-25 выполнили 8 боевых вылетов. Это объясняется отсутствием достойных целей в зоне боевых действий. Командование эфиопских ВВС высокооценивает результаты боевого применения российских штурмовиков Су-25ТК.

    Чем отличается многофункциональный Су-25ТМ от своего проверенного в боях предшественника Су-25?

    Получил дальнейшее развитие комплекс мер, обеспечивающих повышение боевой живучести самолета с учетом возросших полетного времени и возможностей современных средств ПВО сухопутных войск.

    Пилот, как и на Су-25, размещается в кабине, сваренной из авиационной титановой брони АБВТ-20, общая масса которой в конструкции планера уменьшена на 153 кг, или на 25%. Одновременно практически на столько же возросла масса пенополиуретана и быстронабухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости. Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами препятствует импульсному выплеску топлива через пробоины в баке от снарядов и их осколков, предотвращая пожар в отсеках. Зазоры между топливными баками и каналами воздухозаборников практически исключают возникновение пожара от попадания топлива на вход в двигатель. Усилена конструкция центральной части фюзеляжа, магистралей топливной системы и тяг системы управления.

    Боевая живучесть Су-25ТМ обеспечивается не только стойкостью его конструкции к повреждениям снарядами и осколками. Важное значение придается уменьшению заметности самолета над полем боя. Для ее снижения в оптическом диапазоне на самолет нанесены специальная окраска и радиопоглощающее покрытие для уменьшения эффективной отражающей поверхности при облучении РЛС.

    Переносные зенитные комплексы применяются по штурмовику в основном из задней полусферы. Пилоту практически невозможно обнаружить пуск малогабаритных ракет с тепловыми головками самонаведения (ТГСН). Защищает самолет от ракет с ТГСН установленная у основания киля станция оптикоэлектронных помех «Сухогруз». Мощная 6-кВт цезиевая лампа создает амплитудно-модулированные помехи координаторам ТГСН, раскачивая контур наведения ракет и срывая перехват. Не забыто и традиционное средство—программная постановка ложных тепловых целей. В устройстве выброса УВ26—192 помеховых патрона.

    Свой вклад в снижение заметности Су-25ТМ внесли и двигателисты. Мотогондолы доработали под установку бесфор-сажного турбореактивного двигателя с нерегулируемым соплом Р-195 с увеличенной на 10% максимальной тягой и с уменьшенной в несколько раз тепловой заметностью. Тепловая заметность двигателя снижена за счет установки увеличенного центрального тела и профилирования жаровой трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, а также снижением температуры выхлопных газов путем продува атмосферного воздуха через кольцевой зазор. Охлаждающий атмосферный воздух подводится к нему через мотоотсек из воздухозаборника на верхней поверхности хвостовой части мотогондолы.

    Важным компонентом в повышении боевой живучести самолетов является использование средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Умелое использование комплекса РЭБ повышает вероятность успешного преодоления современной ПВО противника.

    Основа информационной системы комплекса РЭБ «Иртыш», установленного на Су-25ТМ,—станция радиотехнической разведки (СРТР), обеспечивающая обнаружение и круговую азимутальную пеленгацию РЛС в секторе ±30° по углу места. Диапазон СРТР 1,2—18 ГГц охватывает практически все рабочие частоты существующих РЛС обнаружения и управления огнем. При подготовке к вылету возможно перепрограммирование станции с установлением приоритетности наиболее опасных источников излучения. Информация об облучении самолета РЛС выводится на индикатор в кабине пилота, с указанием направления на источник излучения, представляющего наибольшую угрозу.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА СУ-25ТМ

    Тип и количество усыновленных двигателей………………………………………………………….2хР-195

    Бесфорсажная взлетная тяга, кгс………………………………………………………………………………2×4500

    Длина со штангой МВД, м…………………………………………………………………………………………15,33

    Размах крыла с контейнерами. м…………………………………………………………………………………14,36

    Высота на стоянке, м…………………………………………………………………………………………………..5,20

    База шасси на стоянке, м………………………………………………………………………………………………3,58

    Колея шасси, м…………………………………………………………………………………………………………….2,50

    Нормальная »«летная масса, кг………………………………………………………………………………….16 870

    Максимальная взлетая масса, кг………………………………………………………………………………21 500

    Масса топлива во внутренних топливных баках, кг………………………………………………………3840

    Максимальная скорость полета. км;ч……………………………………………………………………………..450

    Максимальное число М………………………………………………………………………………………………..0,82

    Максимальная высота полета, м………………………………………………………………………………..10 000

    Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 м. км:

    у земли………………………………………………………………………………………………………………………400

    на высоте………………………………………………………………………………………………………………….800

    Радиус действия с боевой нaгрузкой 1540 кг (2хX-31А + 2 х Р-77) с 4 ПТБ-800

    при полете на большой высоте, км………………………………………………………………………………..800

    Взлетная скорость, км/ч………………………………………………………………………………………………..250

    Посадочная скорость, кч/ч…………………………………………………………………………………………….240

    Длина разбега с BНП без покрытия, м………………………………………………………………….600-700

    Длина пробега по ВПП без покрытия, м………………………………………………………………600-700

    Максимальная эксплуатационная перегрузка………………………………………………………………….6,5

    Максимальная масса боевой нaгрузки, кг…………………………………………………………………….6000

    Перегоночная дальность (2 ПТБ-1150 и 2 ПТБ-800), км……………………………………………….2250

    Располагая информацией СРТР, летчик в зависимости от поставленной боевой задачи может: обойти зону поражения ЗРК; нанести удар по РЛС противорадиолока-ционными ракетами; поставить активные радиотехнические помехи станцией «Гардения», или произвести программный отстрел авиационных ложных целей для обеспечения уклонения от ракет противника с радиолокационными головками самонаведения (РГСН).

    Два малогабаритных контейнера со станцией «Гардения», размещенные под крылом, обеспечивают в секторах защиты ±60° по азимуту и ±30° по углу места создание уводящих, шумовых, мерцающих и перенацеливаемых на подстилающую поверхность помех.

    В герметизированной кабине пилота Су-25ТМ на большой высоте автоматически поддерживается избыточное давление 0,25 кгс/см2. Это позволяет улучшить условия работы летчика и поднять максимальную высоту полета до 10 км для увеличения перегоночной дальности, боевого радиуса действия и дальности обнаружения радиолокационно-контрастных целей.

    Для того чтобы уничтожить заданную цель, необходимо точно выйти в указанный район, обнаружить ее и четко классифицировать.

    В навигационный комплекс самолета включена аппаратура радиотехнической системы дальней навигации (РСДН), использующая для работы модулированные сигналы наземных отечественных станций системы «Чайка» и международных станций «Лоран-С», обеспечивающих глобальную навигацию гражданской и военной авиации. В этом случае точность определения координат самолета с использованием РСДН существенно повышается: с 0,5% от величины пройденного маршрута плюс от 0,5 км до 100 м. Возможен также автономный полет к цели с использованием инерциальной системы навигации с коррекцией радиолокатором. Оснащение самолета блоком А-735 аппаратуры спутниковой навигации позволяет работать с системами «Ураган», NAVSTAR или GLONASS и уменьшить погрешности определения координат до 15 м вне зависимости от дальности полета.

    Для существенного снижения психофизических нагрузок на летчика процесс выполнения боевой задачи многофункциональным самолетом Су-25ТМ максимально автоматизирован. Установленная на самолете система автоматического управления САУ-8 обеспечивает в любых метеорологических условиях, днем и ночью высокоточное автоматическое и директорное управление при наведении на цель при полете по запрограммированному маршруту через заданные промежуточные точки (точки перемены маршрута), выход в район обнаружения цели, повторный заход на атакуемую цель, возврат и заход на посадку на запрограммированный аэродром до высоты 50 м по сигналам системы управления вооружением СУВ-25Т «Восход».

    В удлиненной и расширенной носовой части фюзеляжа и в отсеке размещена ОЭПС «Шквал-М», телевизионное изображение с которой поступает на установленный в правой верхней части приборной доски телевизионный индикатор. При подлете к предполагаемому месту нахождения цели на расстояние 10—12 км ОЭПС начинает работу в режиме сканирования. Система «Шквал-М» имеет поле зрения 10° и обеспечивает 23-кратное увеличение изображения цели. В зависимости от высоты полета она просматривает полосу местности шириной от 500 м до 2 км. Обзор пространства ведется в режиме сканирования визирной головкой. Увидев на экране индикатора изображение, похожее на цель, летчик может остановить сканирование, нажав кнопку привязки к цели на ручке управления самолетом. После распознавания цели пилот осуществляет точное целеуказание наложением прицельной марки на изображение цели и повторным нажатием кнопки привязки.

    Для нанесения удара летчик удерживает боевую кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет отделение боеприпаса при прохождении расчетной точки сброса. Результаты ракетного пуска и стрельбы пушечной установки пилот наблюдает на экране телевизионного индикатора. При необходимости он может в автоматическом режиме выполнить повторный заход на цель и выход из атаки.

    Система «Шквал-М» позволяет распознавать цели на дальностях, существенно превосходящих визуальные. Например, отдельно стоящий дом распознается на дальности до 15 км, а танк—до 8—10 км. Обнаруженная и выбранная пилотом цель берется на автосопровождение с запоминанием образа телевизионным автоматом, входящим в состав ОЭПС. Система при любых пространственных маневрах цели удерживает ее на сопровождении, с одновременным точным определением дальности до нее. Это обеспечивает прямое попадание управляемыми ракетами, а точность применения неуправляемого вооружения, включая свободно падающие авиабомбы, повышается в несколько раз.

    ОЭПС обеспечивает обнаружение целей, подсвеченных наземными авианаводчиками. Такая атака может быть выполнена в автоматическом режиме. Это особенно необходимо на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам и повышения точности применения оружия.

    Телевизионная низкоуровневая обзорно-прицельная система «Меркурий», разработанная Московским научно-исследовательским телевизионным институтом, обеспечивает обнаружение и распознавание целей типа танка ночью, при свете луны, в ее первой четверти на дальности до 3 км. Этого достаточно для применения управляемого и неуправляемого оружия. Крупная цель типа железнодорожного моста распознается в этих условиях на дальности до 6—8 км. Система имеет переключаемое поле зрения—40 мин и 120 мин. Принцип работы системы основан на электронной обработке ТВ-изображения для увеличения его контрастности и яркости до значений, обеспечивающих распознавание на экране реальных предметов.

    Оснащение Су-25ТМ радиолокационным прицельным комплексом «Копье-25» со щелевой антенной решеткой дало ряд существенных преимуществ по сравнению с исходным самолетом.

    К главным преимуществам можно отнести обеспечение всепогодности полетов: возможности обнаружения и предварительного ЦУ для всех видов оружия, применяемых штурмовиком, а также режима картографирования, значительного расширения круга боевых задач, решаемых Су-25ТМ как многоцелевым самолетом.

    При работе в режиме картографирования импульснодоплеровская РЛС обеспечивает ширину диаграммы направленности основного луча 4,5°, что обеспечивает общую ориентировку на местности, позволяя различать только крупные элементы рельефа: дороги, реки и т.д. Цифровая обработка сигнала, известная как «доплеровское обужение луча», как бы сужает луч РЛС в 10 раз, и качество радиолокационной карты на индикаторе становится приемлемым.

    Дальнейшее улучшение разрешения на радиолокационной карте достигается методом синтезированной аппаратуры антенны. Этот метод обеспечивает сужение основного лепестка исходной диаграммы направленности в 20, 45 и 90 раз.

    Использование метода позволяет обнаружить при любых метеоусловиях группу танков на лесной дороге на дальности до 25 км, железнодорожный мост—до 100 км, а ракетный катер в море—до 75 км. После получения радиолокационной карты на экране индикатора изображение можно «заморозить», а излучение БРЛС для большей скрытности отключить: высокоточная навигационная система обеспечит выход в район цели. В условиях визуальной видимости предварительное ЦУ от БРЛС комплексу «Шквал-М» существенно увеличивает вероятность успешной атаки с первого захода.

    Су-25ТМ для эффективного выполнения боевой задачи располагает внушительным арсеналом, включающим пушечное, бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное вооружение.

    Создатели Су-25ТМ заменили встроенную пушечную установку ВПУ-17А на НППУ-8М с той же 30-мм пушкой ГШ-2-30 (А017А) и боекомплектом 200 патронов. При этом установка «переехала» из предкабинного отсека вниз, под среднюю часть фюзеляжа, со смещением вправо относительно оси симметрии. Такое размещение установки позволило решить несколько проблем: снизить нагрузки при стрельбе на аппаратуру прицельного комплекса, обеспечив при этом жесткое крепление установки в самой прочной части планера, и уменьшить влияние пороховых газов при стрельбе на устойчивость работы двигателей. Пушечное вооружение штурмовика может быть усилено двумя съемными подвижными пушечными установками СППУ-687 с 30-мм орудиями ГШ-1 -30 с боекомплектом по 150 патронов, подвешиваемыми под крылом.

    Тактическое авиационное высокоточное оружие (ВТО) стоит очень дорого. Согласно расчетам стоимость выполнения боевой задачи по выводу из строя бетонированной ВПП на аэродроме тактической авиации с применением управляемых авиабомб в 10—12 раз превышает стоимость ее выполнения только обычными средствами поражения. Доля ВТО в боевых действиях в Чечне не превышала нескольких процентов от общего количества использованных авиационных средств поражения. Основная причина этого—сложные метеоусловия и отсутствие ВТО, пригодного для применения в этих условиях, а также отсутствие в войсках средств, позволяющих производить точную привязку целей и передачу этой информации для оперативного целеуказания.

    Нынешние ВВС России делают ставку на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника. Су-25ТМ обеспечивает поражение важных целей несколькими видами высокоточного оружия.

    Корректируемые авиабомбы (КАБ) относятся к сравнительно недорогим и наиболее эффективным видам модульного высокоточного оружия, предназначенного для поражения наземных и надводных целей. Модульный принцип конструктивного исполнения 500-кг авиабомб позволил использовать для них унифицированные ГСН (телевизионные и лазерные) и несколько боевых частей (БЧ): проникающую, фугасную, кассетную и объемно-детони-рующую.

    500-кг КАБ с проникающей БЧ: КАБ-500Кр—с телевизионной и КАБ-500Л—с лазерной ГСН предназначены для поражения особо прочных стационарных наземных целей: мостов, пунктов управления, фортификационных сооружений, а также ракетных пусковых установок на стартовой позиции, кораблей в порту.

    КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения корреляционного типа, обеспечивающей захват цели на дальности до 5—7 км и, в отличие от аналогичной американской КАБ AGM-62 Walleye, наводящейся только на оптически контрастные цели, обеспечивает поражение и неконтрастных, замаскированных целей, фиксируя положение условной точки, заданной прицельной маркой, относительно контрастных ориентиров в поле зрения ГСН. После сброса с носителя бомба полностью автономна. Наличие в ГСН встроенного микропроцессора обеспечивает корреляционную обработку информации, поступающей от гиростабилизированной телекамеры ГСН. При сближении КАБ-500Кр с целью видеоинформация периодически автоматически перезаписывается микропроцессором, обеспечивая электронное масштабирование изображения. Такая ГСН, используя один объектив с постоянным фокусным расстоянием, обеспечивает точность наведения менее 3 м. Эффективное боевое применение КАБ-500Кр не вызывает затруднений даже у молодых летчиков. Российскими ВВС отработан целый ряд тактических приемов, повышающих эффективность поражения различных целей и обеспечивающих круглосуточность применения.

    Высокоточное оружие с полуактивной лазерной системой наведения является наиболее распространенным и обеспечивает круглосуточное поражение целей. Пятьдесят процентов этих авиабомб ложатся в окружности радиусом 4—6 м с центром в точке прицеливания. При этом лазерная подсветка цели может производиться носителем оружия, специальным самолетом или наземной станцией. Су-25ТМ обеспечивает применение четырех типов такого оружия: это уже упоминавшаяся бомба КАБ-500Л, а также три управляемые ракеты: Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л.

    Не забыто также и такое традиционное оружие штурмовой авиации, как неуправляемые ракеты класса «воздух— поверхность» калибра от 57 до 266 мм и авиабомбы калибра до 500 кг в различных вариантах общей массой до 4 т.

    Поражение малоразмерных, бронированных целей является приоритетной боевой задачей Су-25ТМ. Основным средством ее решения являются сверхзвуковые (максимальная скорость полета 620 м/с) ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения, созданная тульским КБ приборостроения. На сегодня эта система наведения является оптимальной, сточки зрения боевой эффективности. Бортовая аппаратура наведения ПТУР, основанная на таком принципе, и ракета в целом имеют существенно меньшую стоимость, чем ракеты с традиционными полуактивными лазерными ГСН. Станция наведения создает закодированный управляющий лазерный луч. Этот луч регистрируется датчиком в хвостовой части ракеты «Вихрь». На ее борту автоматически вырабатываются команды на отклонение рулей для корректировки траектории полета ракеты. Летчик может корректировать положение прицельной марки кнюппелем (подвижной кнопкой на ручке управления самолетом), если она сползает с цели. Противотанковый комплекс «Вихрь» является эффективным высокоточным оружием, способным поражать самые современные зарубежные танки (бронепробиваемость до 1000 мм) на дальностях от 500 м до 10 км: вероятность поражения малоразмерной подвижной цели типа танка одной ракетой—0,8.

    РЛПК «Копье-25» обеспечивает применение самолетом тактических противокорабельных ракет (ПКР) сверхзвуковой Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковой Х-35 комбинированной системой наведения (инерциальная + АРГСН). Самолет Су-25ТМ может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков представляет реальную угрозу тактической группе надводных кораблей и может атаковать эсминец типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 т, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

    Не менее опасен Су-25ТМ и в воздушной схватке: РЛПК «Копье-25» обнаруживает истребитель с ЭПР 5 м2 на встречных курсах на расстоянии до 57 км, на догонных—до 25 км, сопровождает одновременно до десяти и обстреливает до двух целей; а всеракурсные ракеты «воздух—воздух» РВВ-АЕ с комбинированной системой наведения позволяют на равных вести воздушный бой на средних дистанциях с истребителями, вооруженными ракетами «Сперроу» и AMRAAM. И в ближнем воздушном бою новый штурмовик «не подарок» для противника: российские ракеты Р-73 считаются лучшими в мире, а станция оптико-электронного подавления «Сухогруз» является эффективным средством противодействия таким распространенным ракетам, как «Сайдуиндер». Для поражения Су-25ТМ огнем 20-мм авиационной скорострельной пушки «Вулкан» требуется не менее тридцати попаданий—это нелегкая задача, особенно на малых высотах, где радиус и время виража у него меньше, чем у существующих истребителей.

    Обретя новые качества многоцелевого самолета, Су-25ТМ сохранил за собой репутацию высокоэффективного штурмовика. Это обеспечивается широкой номенклатурой средств поражения, совершенным бортовым комплексом оборудования с высокой степенью автоматизации, обеспечением высоких показателей боевой живучести. Эффективность выполненной модификации самолета подтверждена заключениями головных отечественных научно-исследовательских институтов промышленности и Минобороны, промоделировавших процессы выполнения Су-25ТМ основных боевых задач.

    Н. СОЙКО

    Рекомендуем почитать

    • НЕУДАЧЛИВЫЕ «СКАУТЫ» Перейдя в самом начале XX века вслед за остальными главными «морскими игроками» к постройке крупных броненосных крейсеров, Британия оказалась на некотором распутье. Весьма многочисленные…
    • MITSUBISHI A6M ZERO Количество этих истребителей, выпускавшихся в восьми вариантах японским промышленным концерном Mitsubishi с 1939 года, составило около 10 499 (по другим источникам — 10 937) экземпляров….

    Технические характеристики

    Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.

    Габариты, вес, длина

    По размерам Су-39 имеет следующие показатели:

    • общая длина — 15,33 м;
    • размах крыла — 14,36 м;
    • высота — 5,2 м;
    • площадь крыла — 30,1 кв. м;
    • угол стреловидности — 20°;
    • база шасси — 3,58 м;
    • колея шасси — 2,5 м.

    Лётные данные

    Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:

    • при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
    • посадочная скорость — 240 км/ч;
    • длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.

    Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.

    Расход топлива

    По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.

    Боевое применение[править]

    В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.

    Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000-х. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.

    «Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.

    Боевое вооружение

    Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

    • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
    • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
    • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
    • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

    Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

    Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

    Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

    Описание конструкции[править]

    Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.

    Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.

    Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».

    Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.

    После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.

    Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт). В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра.

    Характеристика систем самолета Су-39

    Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.

    Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.

    Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.

    Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.

    Особенности конструкции самолёта Су 25

    Для штурмовика Су 25 «Грач» хорошо подошла традиционная аэродинамическая схема – это моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Две силовые установки размещены на сопряжении крыла с корпусом, шасси трёхопорное, убирающееся в фюзеляж.

    Су 25

    Основная задача конструктора была живучесть самолёта, поэтому лётчик размещался в своеобразной титановой капсуле с толстым бронестеклом. Важные агрегаты имели надёжную защиту из брони, наполнитель из полиуретана защищал топливные баки, которые по мере выработки наполнялись ещё и инертным газом.

    Опыт войны в Афгане показал, что двигатели Р-95Ш расположены слишком близко по отношению друг к другу, снаряд из ПЗРК, попав в один двигатель, разрушал и второй. Недостаток устранили, поставив между силовыми установками перегородку из брони длиною 1,5 метра и оснастив систему пожаротушения четырьмя шарообразными баллонами с фреоном.

    После этих доработок, ПЗРК не сбили ни одного Су 25, хотя повреждения получило большое количество штурмовиков. Более поздние варианты штурмовика Су 25Т и Су 25ТМ имеют несколько «горбатый» вид, который им придал отсек, размещённый за кабиной пилота, а каркас фонаря конструктивно усилили. ЭЛТ-экран выводит ТВ-изображение на лобовое стекло, в новых кабинах отказались от перископа заднего вида. Система покидания оборудована катапультным креслом К 36Л и обеспечивает катапультирование на нулевой скорости и нулевой высоте.

    Восемь универсальных пилонов особой прочности расположены под крылом, из которых внутренние и средние несут топливные сбрасываемые баки, другие предназначены для авиабомб и ракет, включая Х-29Т. Два наружных пилона оборудованы держателями для ракет класса «воздух- воздух». Ещё один узел подвески располагается по оси фюзеляжа, он предназначен для контейнеров с системами наведения ПТУР и многофункциональных РЛС.

    Су 25 кабина

    Нельзя не сказать о варианте Су 25УТГ, разработанным специально для подготовки пилотов палубной авиации. Этот штурмовик проходил испытания на борту ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

    Так как постоянным местом для дислокации палубного штурмовика определили береговые аэродромы, складываемые крылья были ему не нужны.

    Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39

    Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.

    В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.

    Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.

    Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.

    Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.

    Модификации

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Т8-М1Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 лётных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986).
    Су-25ТСерийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
    Су-25ТКЭкспортный. Отличается составом бортового оборудования.
    Су-25ТМ (Т-8ТМ)Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]