Начались сертификационные испытания вертолета Ка-62

В начале 90-х годов складывалась печальная обстановка по всей стране, что, в свою очередь, привело к отсутствию нормированного финансирования в различные экономическо-потенциальные отрасли. В соответствии с этим ОКБ Н. Камова начинает разработку нового гражданского вертолета В-60 под категорией Ка-62. В 1990 году этот проект возглавили ведущий конструктор Фурман В.А. и заместитель начальника отдела по вопросу технических проектов Губарев Б.А.

Ка-62 строился на модели Ка-60, интерьер фюзеляжа которого был выполнен в пассажирском и грузовом вариантах. Кабина транспортного типа объёмом до 6 м2 вмещает около десяти пассажиров в эконом-классе и шесть в VIP-классе. Также вертолет способен перевозить груз весом 450 кг в механизированном порядке. Макет этого вертолета продемонстрировали впервые на авиационном международном показе на территории ВДНХ.

В кабине экипажа на Ка-62 присутствовали инновационные амортизационные кресла и приборная панель, причем в ее основе впервые в российском вертолетостроении применили жидкокристаллический дисплей. Его создал коллектив авторов НИИАО не без участия Губарева Б. и Крыгина В.

Практически весь период 90-х годов работники ОКБ активно демонстрируют новый вертолет на всех авиасалонах для возможности поиска покупателей. Параллельно ведутся переговоры с европейскими фирмами и компаниями о возможном совместном развёртывании производства вертолетов. Ка-62 является первой воздушной машиной от АООТ «Камов» типа вертолет, сконструированной по одновинтовой схеме, а рулевой винт расположен в вертикальном оперении. В первую очередь основной уклон вертолета делали на крейсерскую скорость, уменьшение расходного топлива и повышение весовой отдачи.

Благодаря сотрудничеству с ЦАГИ, проведённым совместно теоретическим и экспериментальным исследованиям удалось понизить аэродинамическое сопротивление. Также стало возможным использование обновлённых профилей, а усовершенствование конфигурации лопастей разрешило проблему увеличения пропульсивного и относительного КПД. ОКБ и ЦАГИ сообща смогли достичь максимального аэродинамического эквивалентного качества.

Рулевой винт многолопастный. Планер и лопасти винта на 60% сделаны из композитно-полимерных материалов. Планер выделяется совершенными обводами, трёхстрочным шасси с наличием хвостовой опоры и внушающей транспортно-пассажирской кабиной. Силовая установка представлена двигателями модульной конструкции (новое поколение), разработанными в Рыбинском конструкторском бюро моторостроения. В отличие от базовой военной модели, гражданский Ка-62 имеет большую крейсерскую скорость, транспортную производительность, топливную эффективность и широкие проемы дверей в транспортной кабине по обоим бортам.

Благодаря вместительному фюзеляжу вертолет можно использовать для гражданских перевозок с комфортом и для транспортировки грузов, которые можно разместить внутри и снаружи на подвеске. Высокая скорость позволяет эксплуатировать вертолет, когда необходима экстренная медицинская помощь или же в аварийно-спасательных ситуациях. Ка-62 можно использовать в качестве патрульного вертолета или ледового разведывательного аппарата.

Поскольку изначально сотрудники из ОКБ планировали продвигать вертолет в другие страны, его проектирование велось с учетом международных требований безопасных полетов. В случае аварии с силовой установкой посадка возможна и с одним двигателем. Если совершается грубая посадка, энергопоглощающая конструкция кресел и шасси обеспечат безопасность для пилота и экипажа. Дополнительно защищен рулевой винт киля. Помимо прочего, вертолет оснащен противопожарной и противообледенительной системами.

Дополнительный плюс вертолета заключается в том, что его можно оборудовать как для полетов в обычных условиях при благоприятной погоде, так и специальным комплексом для полетов в сложных и ночных условиях полета. В случае необходимости двигатели и ионика в вертолете могут быть заграничными.

На выставке авиамашин HeliRussia-2012 презентовали макет Ка-62 с обновленной конструкцией вертолета. Внешний вид и компоновка сохранились, а шасси и силовая установка изменились полностью. Российский турбо-вальный двигатель РД-600 заменили на французский TurbomecaArdiden 3G. Из Австрии будут поставляться трансмиссия и редуктор. Производство нового вертолета планируется начать на двух и ОАО «КумАПП». Первый будет отвечать за сборку всей конструкции, а второй за создание и разработку рулевого и несущего винтов. Опытными образцами заведует Арсеневский завод вертолетостроения.

После испытаний, проведенных в 2013 году, было решено провести ряд доработок. Сертификация будет проведена не раньше 2020 года. Военный образец Ка-62 совершил первый опытный полет в марте 2014 года. В июле были поставлены первых три интегрированных пилотажно-навигационных комплекса КБО-62 для ОП-1 и ОП-2. В начале 2016 года планируется первая поставка вертолетов на экспорт.

Конструкция Ка-62

Вертолет одновинтовой, с двумя ГТД и наличием трёхпарного шасси. Отличается массовым применением КМ (50% массы всей конструкции). Фюзеляж вертолета характеризируется отличным аэродинамическим профилем. Каркас металлический с продольными балками и шпангоутами. Обшивка состоит из слоистых панелей из КМ и углепластика. В свою очередь, фюзеляж включает в себя четыре секции: кабину экипажа, грузопассажирский отсек, хвостовую балку с вертикальным и горизонтальным оперениями. Для экипажа специально удобно остеклили кабину и вмонтировали силовой фонарный набор из КМ. Двери открываются наружу. Сидение пилота расположено по правую сторону кабины для исключения возможности дублирования органов управления.

Размеры грузопассажирской кабины составляют 3,3 х 1,75 х 1,3 м с наличием больших дверей. Хвостовая балка имеет эллипсовидное сечение, благодаря которому установлен стабилизатор неуправляемого типа. Его размах – 3 метра. В балке установлено вертикальное оперение с профильным каналом для винта. Над ним вмонтирован киль с асимметричным профилем.

Трехопорное шасси убирается, имеется самоориентирующаяся хвостовая опора со сдвоенными колесами. Убирается в хвостовую балку. Опоры работают по типу рычага с азотно-масляными амортизаторами, которые убираются в бок и в перед фюзеляжа. В некоторых модификациях возможна установка баллонетов.

Главный винт четырёхлопастный, крепление лопастей упругое. Корпус втулки создан из стеклоуглепластика. Он разъёмный, а сама втулка состоит из самосмазывающихся подшипников вертикальных шарниров, торсионов из стальных пластин и упругих элементов из стеклопластика. Цельно-композиционные лопасти формируют прямоугольник со стреловидной законцовкой. Лонжерон двухконтурный представлен в форме носка профиля, вдоль которого лежит резиновое покрытие (противообледенительная система). Хорд лопасти – 0,53 м.

В состав силовой установки входят два ГТД РД-600 (взлетная мощность – 955 кВт, крейсерская мощность – 735 кВт). Продуман также чрезвычайный режим мощности. Двигатели находятся в общем обтекателе, воздухозаборники расположены над обтекателем. Они также оборудованы противообледенительной воздушной системой. За регулировку и полное резервирование каналов двигателя отвечает цифровая электронная система. Четырехступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания и турбину привода объединяет модуль генератора. Свободная и приводная турбины двухступенчатые. Запуск осуществляется при помощи вспомогательной установки АИ-9.

Емкость топливной системы – 1100 л, распределена на четыре мягких бака. Они находятся на дне кабины с подключенными подкачивающими насосами. Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и хвостового одноступенчатого. Гидравлический рулевой привод системы управления вместе с жёсткими тягами объединён в общий блок и включает загрузочные механизмы. В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы. Первая отвечает за подпитку рулевых приводов, а вторая регулирует систему уборки колес.

Примечания

  1. Андрей Фомин.
    (недоступная ссылка). Журнал «Взлёт» (17 мая 2012). Дата обращения 15 октября 2020.
  2. Губарев Б. А.
    .
    Aviation Explorer
    . AVIA.RU (13 июля 2014). Дата обращения 29 сентября 2020.
  3. ↑ , Многоцелевой вертолёт Ка-60 «Касатка», с. 48—49.
  4. ↑ . Ассоциация вертолётной индустрии. Дата обращения 8 октября 2019.
  5. А. Мазепов.
    «Ночная акула» и «Аллигатор» // Ка-50, Ка-52, Ка-50Н : Армейские боевые вертолёты / А. Мазепов ; А. Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А. Фомин. — 2-е изд., доп. — М. : Любимая книга, 1997. — С. 112—113. — 128, с. — (POLYGON : Авиационная серия). — ISBN 5-7656-0005-0.
  6. ↑ . Издательство «Вертолёт». Дата обращения 29 января 2013.
  7. . Коммерсантъ (24 июня 2010). Дата обращения 29 января 2013.

Описание

В отличие от других «камовских» машин Ка-62 имеет аэродинамическую схему с одним несущим четырёхлопастным винтом и двенадцатилопастным рулевым винтом, помещённым в кольцевой канал на хвостовом оперении вертолёта. Размещение таким образом рулевого винта значительно повышает эффективность его использования и увеличивает экономичность силовой установки.

ka-62 — схема

Интегральная схема фюзеляжа с обводами, уменьшающими сопротивление, также позволяет экономить топливо и большую роль в этом играют композитные материалы, составляющие 60% корпуса, что значительно улучшает весовые характеристики вертолёта.

Недавно подписанный контракт с французской фирмой Turbomeca позволяет оснащать Ка-62 высокоэкономичными двигателями Ardiden 3G с цифровой аппаратурой FADEC, снижающей пилотам практически всю нагрузку по слежению за работой двигателей. Кроме FADEC, экипажу помогают следить за воздушной обстановкой системы GPS и ГЛОНАСС (совместимых с европейской Galileo), входящих в бортовой комплекс навигации.

Конструкция фюзеляжа делится на следующие отсеки: пилотская кабина, отсек для пассажиров и груза, отдел хвостового оперения и хвостовая балка. Стеклянная кабина пилотов защищена органическим птицестойким триплексом и имеет два рабочих места, причём командир может размещаться как на левом сидении, так и на правом, компоновка авионики позволяет осуществлять управление с любого места.

В грузопассажирском отсеке возможно разместить до 14 кресел, посадка и высадка пассажиров осуществляется через широкие боковые двери с обеих сторон, которые сдвигаются в сторону хвостового оперения. Общая нагрузка Ка-62 составляет 2,7 тонны груза, размещение которого возможно внутри грузопассажирской кабины, также и на внешней подвеске.

пассажирский отсек

Оптимальная грузоподъёмность и просторная пассажирская кабина дают потенциальную возможность использования вертолёта в целях воздушного наблюдения и поиска, успешного проведения спасательных операций, применять машину как «воздушный кран» и т.п.

Небольшая грузоподъёмность Ка-62 выбрана не случайно, исследования показали, что Ми-8 мог брать груза 4 тонны, а на 80% выполнял перевозки с загрузкой не более 2,1 тонны и это отрицательно сказывалось на экономической эксплуатации вертолёта.

Машину оснастили современным шасси, разработка такого узла выполнена по принципу комбинированных агрегатов, что значительно облегчает их дальнейшее обслуживание. Шасси Ка-62 позволяет выдерживать посадку с большой вертикальной скоростью и предоставляет возможность выполнять полёты с корабельной палубы.

История создания

В 1984 году в ОКБ Камова началась разработка среднего многоцелевого вертолета для вооруженных сил, который должен был заменить устаревший Ми-4. Проектирование новой машины продолжалось до 1990 года, она получила наименование Ка-60 «Касатка». Проблемы с финансированием, которые начались в этот период, серьезно тормозили ход работ. С целью привлечения частных инвестиций, в ОКБ решили заняться созданием гражданской версией машины на основе наработок по Ка-60.

Новую машину изначально проектировали с использованием самых последних достижений в области авиастроения. Для новой машины были разработаны двигатели нового поколения РД-600, с техническими характеристиками на уровне лучших ГТД того времени. Конструкторы уделили много внимания удобству и безопасности пассажиров и экипажа. Вертолет Ка-62 задумывался в пассажирском и грузовом варианте, а в будущем планировалось разработать спасательную и медицинскую модификацию вертолета.

Макет вертолета был впервые продемонстрирован широкой публике во время авиационного салона МАКС-95.

После этого работы над созданием Ка-62 на долгие годы практически прекратились. Много раз озвучивались новые даты начала эксплуатации и серийного производства вертолета. В 2012 году публике был представлен обновленный вариант Ка-62. Новый вертолет был оснащен французскими двигателями Turbomeca Ardiden 3G и трансмиссией австрийской компании Zoerkler.

Благодаря модульной конструкции и совершенной цифровой системе управления двигатели Ardiden 3G отличались прекрасными характеристиками (прежде всего, низким расходом топлива), надежностью и простотой в обслуживании. Ожидается, что новая силовая установка значительно увеличит скорость вертолета (и максимальную, и крейсерскую), а также потолок машины.

Также Ка-62 получил новые опоры шасси и удлиненную грузопассажирскую кабину.

Собирать вертолеты планируют на ААК «Прогресс», а компоненты для них изготавливать на авиазаводе в Кумертау (ОАО «КумАПП»).

Вертолет Ка-62 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50°С до +45°С и осуществлять полеты в условиях обледенения и при плохой погоде. Предусматривается эксплуатация машины с грунтовых площадок, аэродромов и нефтяных платформ. Допускается возможность безангарного хранения машины.

Планируется, что Ка-62 может быть использован для перевозки грузов, пассажиров (в том числе и VIP-персон), обслуживания нефтегазовых буровых платформ, эвакуации больных и раненых, воздушного наблюдения.

Эксплуатанты на 2020 год.

Всего на вооружении в ВВС России насчитывается 72 экземпляра Ка-52 «Аллигатор». Среди них:

  • • 8 шт. – г. Торжок (используются для летных испытаний и тренировок пилотов);
  • • 20 шт. – г. Черниговка (575-я авиабаза);
  • • 16 шт. – г. Кореновск (393-я авиабаза);
  • • 16 шт. – г. Остров (15-я авиабаза);
  • • 12 шт. – г. Хабаровск (573-я авиабаза).

В 80-х годах ОКБ им. Камова Н.И. выдвинуло идею создания вертолета, оснащенного новейшими радиолокационными устройствами, которые позволяли бы ему вести эффективную разведку и управлять действиями вертолетных групп на поле боя. Такую машину планировали создать на базе вертолета В-60 (впоследствии Ка-60). После развала СССР работа над проектом была приостановлена. В середине 90-х было принято решение возобновить разработку данного комплекса на базе Ка-50. Новый вертолет получил обозначение Ка-52.

В 1996 г. появился первый опытный образец Ка-52 «Аллигатор». В июне 1997 г. начались летные испытания. От Ка-50 он отличался строением передней части фюзеляжа (фонарь новой двухместной кабины получил более обтекаемые очертания). В качестве обзорно-прицельных систем были использованы сразу несколько комплексов. В верхней части фюзеляжа разместили ГОЭС «Самшит-Э» в сферическом корпусе. Этот комплекс состоит из тепловизора, дневной телевизионной системы, лазерного дальномера-целеуказателя и пеленгатора лазерного пятна. В носовой обтекатель первоначально была вмонтирована ОПС «Ротор». Впоследствии ее решили заменить радиолокационным комплексом «Арбалет», который включает системы обнаружения наземных и воздушных целей. Вооружение вертолета аналогично Ка-50.

Новое оборудование и двухместная кабина привели к увеличению массы машины, что негативно сказалось на летных характеристиках. Решить эту проблему разработчики планируют за счет установки нового двигателя ВК-2500 (2500 л.с.).

В современных вооруженных конфликтах требуется вертолет, который мог бы быстро обнаружить и атаковать цель не рискуя попасть в зону действия вражеских средств ПВО. В наши дни военное дело неразрывно связано с разработкой и внедрением высоких технологий. Проект Ка-52 является попыткой по созданию современного вооружения, которое могло бы составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2011 г. Министерство обороны России подписало долгосрочный контракт по поставке 140 вертолетов. Также планируется разместить их на вертолетоносцах типа «Мистраль». В связи с этим в августе 2012 г. началась разработка морской модификации Ка-52К.

Вертолетоносец типа «Мистраль»

Вертолет Ка-52. Галерея.

Перспектива

Ка-62 разработан на производственных мощностях ОАО «Камов», конструкторского бюро и холдинга «Вертолёты России». Это первый в линейке производителя гражданский вертолёт, выполненный по одновинтовой схеме. Рулевой винт заключён в кольцевой канал, имеющий вертикальное оперение.

На более чем 20-летнюю разработку машины было потрачено свыше 3 млрд руб. Сумма достаточно приличная, поэтому рыночная стоимость вертолёта также не будет низкой: предположительно около 10 млн. $. Известно, что выпуск новинки в значительной степени будет ориентирован на международный рынок.

За серийный выпуск модели КА-62 будет отвечать Арсеньевская авиационная . Военная версия ожидается спустя год после запуска полноценного производства. В силу высокой технологичности и широкого применения инновационных решений вертолёт КА-62 пройдёт сертификацию только в 2020 году. Пока же эту модель ждут дальнейшие тесты и испытания, которые позволят улучшить качество и надёжность летательного аппарата, исключив возможные риски и создав действительно легендарный и неповторимый вертолёт во всём мировом авиастроении.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Выдающиеся характеристики

Ка-62 представляет собой глубокую модернизацию среднего военно-транспортного вертолёта Ка-60 «Касатка». Разработка этой машины стартовала в ОКБ Камова в 1983 году, был создан прототип, но серийное производство «Касатки» так и не было запущено из-за финансовых проблем после распада СССР.

В 1990-е отечественные специалисты приступили к созданию гражданской версии под шифром Ка-62. Главной проблемой на пути совершенствования машины было отсутствие подходящих двигателей и трансмиссии отечественного производства.

Также по теме

Показательный полёт Су-35С прошёл в преддверии ВЭФ

Показательный полёт истребителей Су-35С и другой авиатехники состоялся в преддверии Восточного экономического форума во Владивостоке,…

В итоге инженеры отказались от попыток доработать турбовальный двигатель Saturn RD-600V (КБ «Рыбинские моторы») и сделали выбор в пользу французской силовой установки Ardiden 3G корпорации Safran Helicopter мощностью от 1545 до 1940 лошадиных сил. Также было решено установить на Ка-62 редукторы и трансмиссии несущего и хвостового винтов разработки австрийской Zoerkler Gears GmbH & Co.

В 2012 году макет Ка-62 был представлен на международной выставке HeliRussia. Опытное производство было развёрнуто на ПАО «Арсеньевская авиационная имени Н.И. Сазыкина». Первое зависание машина выполнила в апреле 2020 года, а полноценный полёт — в мае 2017-го.

Ка-62 выполнен по традиционной одновинтовой схеме. Однако рулевой винт инженеры поместили в хвостовую конструкцию (лопасти заключены в специальный кольцеобразный обтекатель). Подобное техническое решение направлено на повышение безопасности и надёжности вертолёта.

Специалистам «Прогресса» удалось добиться выдающихся характеристик. Взлётная масса Ка-62 составляет 6,5 т, грузоподъёмность — до 2,5 т, длительность полёта (при полной заправке топливных баков) — до 4 часов, практическая дальность — 750 км или 1135 км (с дополнительными топливными баками).

Наследник «Касатки» способен развивать скорость до 310 км/ч и эксплуатироваться при температурном режиме от –50°С до +45°С. Численность экипажа — один или два пилота. Пассажировместимость Ка-62 специалисты оценивают в 15 человек.

  • Образец Ка-62 на Восточном экономическом форуме
  • РИА Новости

Назначение

Военная авиация и народное хозяйство очень нуждались в перевозке целостных грузов с общей массой свыше 20 т с применением вертикального типа взлета и посадки. Таким аппаратом должен был стать, по идее, Ми-12. Учитывалось предназначение вертолета в перевозке крылатых и баллистических ракет, самоходных артиллерийских установок (таких как Су-100), танков ПТ-76 и Т-54, бронетранспортеров. В общей сложности этот универсальный вертолет мог переправить до 80 видов различной техники и вооружения.

В условиях холодной войны строились системы противовоздушной обороны в стратегических точках СССР. И возникла острая потребность в создании тяжелого грузоподъемного самолета и вертолета, которые могли бы в короткие сроки перевезти цельные тяжелые ракеты. В-12 разрабатывался в тандеме с самолетом Ан-22. В задачу самолета входила переброска военной техники на аэродром, а В-12 – на ближайшую позицию. Поэтому размеры грузовой кабины этих двух летательных аппаратов проектировались как одинаковые.

Испытания В-12 прошли достаточно успешно. Было совершено 122 вылета и 77 висений, которые продемонстрировали высокую эффективность работы всех систем вертолета.

Винтокрылый трансформер

При создании Ка-26, предшественника Ка-226Т, перед коллективом Николая Ильича Камова ставилась задача разработать многофункциональный вертолет. Основной областью его применения должно было стать сельское хозяйство, где вертолет особенно удобен ввиду частого отсутствия аэродромов и сложного рельефа. При этом аппарат должен быть многоцелевым, чтобы не простаивать между сезонами. Ка-26 работал по принципу «летающего шасси»: за кабиной пилотов могла размещаться различная подвеска – пассажирский блок, баки, лебедка или другое оборудование.

Эта же идея сохранилась и в Ка-226Т. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.

Пассажирский модуль оборудован двумя аварийными выходами и позволяет перевозить с комфортом до 7 человек. Также предусматривается выпуск корпоративной пассажирской версии.

Для медиков ОКБ Камова разработало два варианта модуля: эвакуационный и реанимационный. Первый может перевозить двух пострадавших на носилках и оснащен всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Для персонала предусмотрены откидные сиденья. В реанимационной версии размещается один пострадавший и два медика, которые могут оказывать помощь прямо во время полета.

Полицейская модификация помогает стражам правопорядка вести патрулирование с воздуха, обнаруживать и преследовать преступников, а также регулировать дорожно-транспортную систему. В этой версии на борту могут находиться до 6 человек.

Отдельно стоит отметить широкие возможности Ка-226Т в работе поисково-спасательных служб

Благодаря своим уникальным характеристикам вертолет может выполнять стабильное висение, что очень важно для безопасного подъема пострадавших на борт. Малые габариты Ка-226Т и его прекрасная маневренность и управляемость делают его незаменимым при спасательных операциях в горной местности.

Версия Ка-226Т для корабельного базирования имеет возможность складывания лопастей несущих винтов, а также его системы и компоненты адаптированы для использования в агрессивной морской среде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]