Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38


Ми-38
Ми-38 на авиасалоне МАКС-2011
Типсредний многоцелевой вертолёт
Разработчик→ ОКБ им. М. Л. Миля.
ПроизводительКазанский вертолётный завод
Первый полёт22 декабря 2003 года
Начало эксплуатации30 декабря 2020 года
Статуспроизводится[1]
ЭксплуатантыРоссия
Единиц произведено4 опытных образца[2][3][4]
Стоимость программы разработки2 млрд рублей[5]
Стоимость единицы15-17 млн[6]
Медиафайлы на Викискладе

Ми-38
— советский и российский средний многоцелевой вертолёт.

Серийное производство осуществляется на Казанском вертолётном заводе[7][8].

Росавиация выдала сертификат соответствия Ми-38 требованиям авиационных норм[9].

История создания[ | ]

  • Начало проектирования — 1981 год.
  • Представление модели в Ле Бурже — 1989 год.
  • Макет — август 1991 года.
  • Представление натурного макета на «Мосаэрошоу» — 1992 год.
  • Начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 год.
  • Представление доработанного макета на «МАКС-95» — 1995 год.

Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах). Государственная программа «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством Российской Федерации[10].

Первоначальная[прояснить

] двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В (разработан в ОАО «Климов») взлётной мощностью на валу в 2800 л. с.[11], ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS [12] взлётной мощностью по 2500 л. с.[13].

Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

24 декабря 2010 года второй опытный образец — ОП-2

— нового среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолёта Ми-38 совершил свой первый дальний полёт[14]. Ми-38-ОП-2 был оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства , а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства , в котором реализована концепция «стеклянной кабины»[15].

В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый уже новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года[16][17].

Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели[18]. Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года[19]. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38[20]. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания[21].

Вертолету Ми-38 повысят скорость и добавят новых возможностей

Новейший российский многоцелевой вертолет Ми-38 увеличит скорость, взлетную массу, а также сможет работать в условиях обледенения и экстремальных температур. Для этого вертолет подвергнут дополнительным испытаниям на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля, в ходе которых производители намерены получить одобрение главных изменений к сертификату типа. Об этом сообщили в холдинге «Вертолеты России» (входит в «Ростех»).

Начавшиеся испытания позволят значительно расширить спектр выполняемых задач и подтвердить летную годность различных модификаций машины. На Казанском вертолетном пояснили, что на сегодняшний день достигнуты тактико-технические характеристики вертолета Ми-38, которые подтверждают соответствие типовой конструкции вертолета требованиям российских и иностранных авиационных норм летной годности.

Винтокрылая «парта» «Ансат»: прощает, но расслабиться не дает

Легкий российский вертолет «Ансат» принимает участие в летной программе на Международной выставке KADEX 2020 в Астане. Как выяснила «Газета.Ru», этим… →
«С целью улучшения летных характеристик по скорости и грузоподъемности проводятся работы по внесению изменений в конструкцию вертолета, а именно замене рулевого винта, который специально разработан для Ми-38 (ранее стоял адаптивный вариант для Ми-28).

Смена винта позволит значительно увеличить скоростные характеристики», — сказал «Газете.Ru» представитель КВЗ.

Сегодня Ми-38 в виде модели представлен на открывшемся накануне под Лондоном авиакосмическом биеннале Farnborough 2020. Этот салон второй по популярности в отрасли после парижского Le Bourget. «Вертолеты России» отмечают интерес гостей выставки к российскому вертолету, правда не раскрывают подробностей о потенциальных клиентах. Хотя ранее говорилось об интересе стран Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Тем не менее

первым заказчиком Ми-38 станет Минобороны России. Как заявлял ранее замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов, контракт на поставку этих вертолетов планируется заключить в 2020 году.

Борисов отметил, что на данном этапе предлагается только транспортная версия, но перед производителями стоит задача расширения сферы применения вертолетов. «Возможно, будет и медицинский, будет и вертолет специального назначения, предположим вертолет радиоэлектронной борьбы», — сказал замглавы Минобороны.

Слежение за американской ПРО откладывается

Как стало известно «Газете.Ru», срок сдачи новейшего серийного разведывательного корабля для слежения за американской ПРО «Иван Хурс» перенесут на… →
Область применения транспортного Ми-38 может быть расширена благодаря созданию специализированных версий, в том числе арктического варианта. Военное ведомство и производители договорились совместно проводить летные испытания новой версии Ми-38 для нужд Минобороны.

Ми-38 собран из агрегатов и комплектующих российского производства. (Объединенная двигателестроительная корпорация) создал для вертолета турбовальный двигатель ТВ7-117В, получивший международный сертификат на московском авиакосмическом салоне МАКС-2015. Благодаря отечественной силовой установке удалось ликвидировать зависимость от зарубежных поставщиков комплектующих, в том числе от украинских двигателестроителей.

По оценкам производителей, ТВ7-117В обеспечивает высокий уровень стандартов безопасности и комфорта, а также стоит в ряду лучших мировых образцов данного класса по показателям экономичности и надежности.

Вертолет также оснащен интегрированным комплексом бортового оборудования ИБКО-38, обеспечивающим экипаж информацией для безопасного выполнения полета днем и ночью в различных климатических условиях. Комплекс оборудования позволяет выполнять в автоматическом режиме полет по маршруту, посадку, висение и стабилизацию на различных режимах полета.

В конструкции Ми-38 широко используются композитные материалы, в том числе в несущем и хвостовом винтах. Все лопасти оборудованы электрической противообледенительной системой и датчиком повреждений.

Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, осуществлять поисково-спасательные работы, служить летающим госпиталем.

Замахнулись на рекорд

Вертолет-демонстратор, при помощи которого российские конструкторы хотят достичь небывалых скоростей, поднялся в воздух. Эксперты сомневаются, что… →
Как сообщают вертолетостроители, на следующем этапе планируется разработать пассажирский и офшорный варианты Ми-38 и сертифицировать его по категории А, что предполагает соблюдение жестких требований международных авиационных стандартов в части перевозки пассажиров. В пассажирской версии Ми-38 может брать на борт 29 пассажиров и бортпроводника. Летно-технические характеристики и возможность обеспечения повышенного комфорта в салоне позволяют использовать вертолет для корпоративных и VIP-перевозок. К тому же Ми-38 сможет эксплуатироваться в морском климате, тропиках и в арктических условиях.

Напомним, ранее Минпромторг России направил на доработку Ми-38 свыше 1 млрд руб. В соответствии с тендерной документацией, общий объем поставок до 2025 года должен был составить 175 вертолетов, а до 2030 года — 264 единицы. Как отметил директор КВЗ Вадим Лигай, затраты на подготовку к серийному выпуску вертолета Ми-38 составили около 7,5 млрд руб.

Конструкция[ | ]

Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, в отличие от металлических лопастей Ми-8 — прямого предка Ми-38[22].

В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.

Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и лётно-технические характеристики вертолёта.

Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.

Ростех представил на МАКС первый серийный Ми-38

Фото: «Вертолеты России»

Холдинг «Вертолеты России», входящий в Госкорпорацию Ростех, представил на аэрокосмическом салоне МАКС-2019 первый серийный вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

Ми-38, изготовленный на Казанском вертолетном заводе, будет представлен на статической экспозиции, а также примет участие в летной программе авиасалона, выполнив пролет в составе гражданской линейки «Вертолетов России». Ранее на авиасалоне МАКС демонстрировались опытные образцы Ми-38, участвовавшие в программе летных сертификационных испытаний. Кроме того, в летной программе выставки дебютирует транспортно-десантный Ми-38Т, созданный на базе сертифицированного гражданского Ми-38.

В конструкции Ми-38 есть ряд нововведений – это улучшенные аэродинамические обводы фюзеляжа и капотов силовой установки, обтекателей втулки несущего винта и автомата перекоса. Вместо традиционного размещения двигателей перед главным редуктором реализована схема с их «задним» расположением. Это позволило снизить аэродинамическое сопротивление и уровень шума в кабине, а также повысить безопасность машины.

«Ми-38 – новый шаг в отечественном вертолетостроении. Соотношение его летных характеристик, параметры экономичности, дальность полета и возможности по перевозкам грузов делают этот вертолет крайне интересным как точки зрения коммерческой эксплуатации, так и для государственных заказчиков. На данный момент завершены сертификационные испытания Ми-38 с салоном повышенной комфортности, и мы готовы начать поставки таких машин − сейчас ведутся переговоры с одной из лизинговых компаний», – заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

В пассажирской версии Ми-38 может брать на борт до 30 пассажиров или до 8 пассажиров в комплектации с салоном повышенной комфортности. Дальность полета нового вертолета с дополнительными топливными баками составляет до 1300 км. Обладая максимальной взлетной массой 15,6 т, Ми-38 способен взять на борт или на внешней подвеске 5 т полезного груза.

Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Благодаря использованным техническим решениям вертолет превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам.

Модификации[ | ]

Транспортно‑десантный вертолёт Ми‑38Т

, создаваемый по заданию Минобороны РФ, совершил первый полёт 3 ноября 2020 года. Он имеет отличия по сравнению с базовым Ми‑38: собирается полностью из комплектующих российского производства (двигатели ТВ7-117В), созданы дополнительные опоры на шасси для посадки на мягкий грунт и снег, топливная система защищена от взрыва, дополнительные баки для повышения дальности полёта; также имеет интегрированный цифровой пилотажно‑навигационный комплекс с индикацией на пяти ЖК‑дисплеях, что позволяет пилотировать вертолёт даже одному лётчику, новейшие системы спутниковой связи и специальные средства связи.[23] Пока контракт с Минобороны заключён на две машины, но в дальнейшем планируется начать серийные поставки.

История создания и производства

  • Начало проектирования — 1981 г.
  • Презентация модели в Ле Бурже — 1989 г.
  • Макет — август 1991 г.
  • Презентация натурного макета на «Мосаэрошоу» — 1992 г.
  • Начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 г.
  • Презентация доработанного макета на «МАКС-95» — 1995 г.

Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах).

Первоначальная двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В (разработан в ОАО «Климов») взлетной мощностью на валу в 2800 л. с.[11], ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS [12] взлетной мощностью по 2500 л. с.[13].

Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

24 декабря 2010 года второй опытный образец — ОП-2 — нового среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолёта Ми-38 совершил свой первый дальний полёт. Вертолёт Ми-38-ОП-2 оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства , а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства , в котором реализована концепция «стеклянной кабины».[14]

Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, в отличие от металлических лопастей Ми-8 — прямого предка Ми-38.[15]

В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года[16][17].

Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели.[18] Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года.[19] ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38.[20] 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания.[21]

Начало серийного производства вертолёта Ми-38 в Казани планировалось на 2020 г.[22][23] На начало 2020 года, серийное производство вертолётов ещё не началось. На Казанском вертолётном заводе ведётся активная подготовка к серийному производству Ми-38, заложен фюзеляж первого серийного Ми-38.[24] В августе 2020 года на МАКС-2015 был подписан контракт с Объединённой двигателестроительной корпорацией на поставку до 2020 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу).[25]

Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2020 года. Как ожидается, в 2020 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций.[26]

10 января 2020 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолетостроительном заводе.[27]

Производство[ | ]

Начало серийного производства[24] вертолёта Ми-38 в Казани, на Казанском вертолётном заводе, планировалось на 2020 год[25][26]; на конец 2014 г. велась активная подготовка к производству, был заложен фюзеляж первого серийного Ми-38[27]. В августе 2020 года на МАКС-2015 был подписан контракт с ОДК на поставку до 2020 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу)[28]. Однако, на начало 2020 года серийное производство вертолётов ещё не началось.

Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2020 года. Как ожидается, в 2020 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций[29].

10 января 2020 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолётостроительном заводе[8].

2 декабря 2020 года заявлено о передаче Министерству обороны РФ первого экземпляра Ми-38Т[30], а 31 декабря была поставлена вторая машина[31]. Всего заказ предусматривает постройку 15 вертолётов.

Долгий путь в небо: вертолет Ми-38

До конца июня 2020 года в войска должен поступить первый серийный военно-транспортный вертолет Ми-38Т. Об этом заявил генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Андрей Богинский. Это означает, что многолетняя эпопея с запуском в серийное производство Ми-38 наконец завершена: если Министерство обороны РФ начало закупать эти машины, то за их будущее можно не беспокоиться.

Александр Плеханов

26 февраля 2020 11:59

Судьба Ми-38, как и всех без исключения летательных аппаратов постсоветской эпохи, оказалась непростой. До серийного производства вертолет добирался более тридцати лет, поставив очередной мировой антирекорд. Его разработка началась в середине восьмидесятых годов прошлого века, чертежи были готовы в 1987 году, а в 1989-м модель представили на авиакосмическом салоне во французском Ле-Бурже. Казалось, что до запуска в серию потребуется не более двух-трех лет, как это было в СССР с другими моделями вертолетов, но Советского Союза не стало, и только в 1993 году в Казани кое-как смогли начать постройку двух опытных экземпляров.

Планировалось, что Ми-38 станет преемником ветерана Ми-8, выпуск которого начался в далеком 1962 году. Но в процессе разработки новинки было принято решение создать более крупный вертолет, который при этом должен был бы превзойти Ми-8 по срокам межсервисной эксплуатации и в 1,7 раза по топливной экономичности. Композитные материалы и новая авионика позволили создать машину, во многом превосходящую Ми-8. Если бы не череда печальных обстоятельств, к началу нового века Россия могла получить современный и конкурентоспособный многоцелевой вертолет, занявший нишу между Ми-8 и Ми-26.

Серийное производство хотели начать в 1996 году, причем потребность армии и гражданских заказчиков первоначально оценивалась в тысячу машин. Затем планы были скорректированы: в серию Ми-38 должен был пойти в 1999 году, а первоначальный тираж урезали почти в два раза. Хроническая нехватка финансирования авиаотрасли внесла свои негативные коррективы, и только в 2003 году в воздух поднялся первый опытный Ми-38. Его испытания шли воистину черепашьими темпами, растянувшись почти на 15 лет. В 2020 году вертолет получил сертификат летной годности, а первый серийный вариант начали собирать только в январе 2020 года на Казанском авиационном заводе.

На Ми-38 дважды меняли двигатели. Первоначально вертолет решили оснастить газотурбинными двигателями ТВА-3000 совокупной мощностью 5000 л.с., затем их заменили на моторы Pratt & Whitney, но в серию машина пошла с российскими ГТД ТВ7−117В производства ОАО «Климов».

Ми-38 весит 15 600 кг и может перевозить до шести тонн груза, против четырех тонн у Ми-8. В пассажирском варианте салон новой модели оборудован 32 креслами, буфетом, туалетом и гардеробом. В VIP варианте вертолет рассчитан на перевозку восьми пассажиров и четырех членов экипажа, включая двух стюардесс. Санитарная модификация способна на транспортировку шести пациентов на носилках и четырех медиков. Композитный несущий винт не требует замены в течение всего срока эксплуатации, «стеклянная кабина» позволила сократить число членов экипажа до двух человек, управление вертолетом обеспечивают три независимых гидравлических системы: машина сможет лететь и приземляться даже в случае выхода из строя двух из них, и совершать маневры на одном двигателе в случае отказа второго.

Ми-38 развивает максимальную скорость 300 км/ч, а на крейсерских 285 км/ч способен пролететь 1200 километров. К несомненным плюсам относится возможность безангарного хранения и эффективная противооблединительная система. Как и Ми-8 новинка может эксплуатироваться в суровых погодных условиях, неприхотлива, а благодаря некоторым необслуживаемым узлам ее сервисное обслуживание не доставит операторам серьезных проблем.

Мировые рекорды[ | ]

  • На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн)[32]. Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров[33].
  • 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер)[34].
  • Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер)[34].

Технические характеристики[ | ]

Ми-38 на авиасалоне МАКС-2005 Ми-38 на авиасалоне МАКС-2005

  • Экипаж: 2 чел.
  • Пассажиров: 30 чел. (шаг 75 см)

Размеры[ | ]

  • Диаметр несущего винта: 21,1 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,84 м
  • Длина с вращ. винтами: 25 м
  • Длина фюзеляжа: 19,95 м
  • Ширина фюзеляжа: 4,5 м
  • Высота с вращ. винтами: 6,98 м

Размеры салона

  • Длина: 8700 мм
  • Ширина: 2340 мм
  • Высота: 1800 мм
  • Объём: 29,5 м³[35]

Масса[ | ]

  • Пустой: 9200 кг
  • Норм. взлётная: 14200 кг
  • Макс. взлётная: 15600 кг
  • Макс. полезная нагрузка на внешней подвеске: 6000 кг
  • Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине: 5000 кг

Силовая установка[ | ]

  • Двигатели ТВ7-117В
  • Мощность на взлётном режиме: 2 × 2800 л. с.[36]
  • Мощность на чрезвычайном режиме (30 сек.): 2 × 3750 л. с.[36]

На начальном этапе также рассматривалась возможность установки двигателя иностранного производства компании Pratt&Whitney, но после конфликта с Грузией США наложили запрет на его установку ввиду возможного двойного применения вертолётов Ми-38.

Лётно-технические характеристики[ | ]

  • Крейсерская скорость: 260-280 км/ч
  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • Перегоночная дальность: 1350 км
  • Практическая дальность: 820 км
  • Динамический потолок: 6300 м
  • Максимальный подъём на высоту 8620 метров без груза.
  • Максимальный подъём на высоту 7895 метров с грузом 1 тонна.
  • Максимальный подъём на высоту 7020 метров с грузом 2 тонны.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]