Что такое экологический класс автомобиля и как его определить

Что показывает экологический класс автомобиля

В начале 2021 года Санкт-Петербург занял второе место в стране в антирейтинге городов с самым грязным воздухом – и это учитывая, что в городе небольшое количество промышленных объектов. Причина – в большом количестве автомобилей, которые отравляют воздух выхлопными газами.


Что показывает экологический класс автомобиля

Европейский стандарт, который обязал производителей модернизировать модели и устанавливал определенный экологический класс автомобиля, значительно сократил количество выбросов в атмосферу, но не решил проблему полностью. Что такое экологический класс автомобиля и на что он влияет?

Подсчитано, что один среднестатистический автомобиль в год при пробеге 10 000 км потребляет из атмосферы 4 100 кг кислорода и выбрасывает более тонны токсичных веществ, среди которых – свинец, окись углерода и его соединений, сернистый газ и пр.

Экологический класс автомобиля ― условная градация, отражающая количество и интенсивность токсичных отходов, которые машина выбрасывает в воздух. Сегодня автопроизводители обязаны выполнять нормы экологического стандарта и оснащать свои автомобили технологиями и устройствами, которые уменьшают количество токсичных выбросов.

Весь автотранспорт сегодня имеет определенный эко класс или стандарт Евро, который зависит от:

  • года производства;
  • используемого топлива;
  • модели, марки, страны-производителя;
  • наличия фильтрующих систем в конструкции.

Учитывая это, автомобиль разрешается или запрещается эксплуатировать на дорогах, ввозить в страну, пересекать зеленые зоны и пр.

В 2021 году максимальный экологический класс для РФ ― пятый.

Нормы выбросов в Бразилии

Программа контроля за выбросами моторных транспортных средств в Бразилии называется PROCONVE. Первый стандарт был внедрён в 1988 году. В целом эти нормы соответствуют европейским, однако ныне действующий PROCONVE L6, хотя и является аналогом Евро-5, не включает в себя обязательное наличие фильтров для фильтрации твёрдых частиц или количества выбросов в атмосферу.

Статья по теме

Вместо бензина – солнце. Студенты из Петербурга создают автомобиль будущего Для автомобилей, масса которых не превышает 1700 кг, стандарты выбросов по PROCONVE L6 следующие (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Общее содержание углеводородов (THC) — 0,3
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,05
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03

Если масса автомобиля больше 1700 кг, то нормы меняются(г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,5
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,06
  • Оксид азота (NOx) — 0,25
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03.

История возникновения сертификации Евро

К началу 1990 года на планете катастрофически снизилась чистота атмосферы. Самыми вредными для экологии были признаны автомобили, работающие на бензиновых и дизельных двигателях. В 1992 г. в Европе был разработан специальный регламент, получивший название протокола по ограничению уровня выбросов в атмосферу автомобильным транспортом.

Первый протокол назывался Евро-1, в документе прописывались параметры токсичных выбросов, которые допускались к выбросу автомобилями.

Россия – участник-подписант Конвенции о дорожном движении, принятой в Женеве. На территории страны действуют все ограничения, прописанные в европейских экологических стандартах.

Ежегодно протокол пересматривается, количество допустимых выбросов сокращается. При разработке протокола учитываются следующие вещества, которые составляют понятие “выбросы автомобиля”:

  1. Частицы, входящие в выхлопные газы.
  2. Испарения от конкретного вида топлива.

Нормы выбросов в США

Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.

В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):

Категория Пробег (миль) Неметановые органические газы (NMOG), г/миль Оксид азота (NOx), г/миль Оксид углерода (CO), г/миль Формальдегид (HCHO), г/миль Взвешенные частицы (PM)
LEV 50,000 0.075 0.05 3.4 0.015
120,000 0.090 0.07 4.2 0.018 0.01
ULEV 50,000 0.040 0.05 1.7 0.008
120,000 0.055 0.07 2.1 0.011 0.01
SULEV 120,000 0.010 0.02 1.0 0.004 0.01

Сколько существует экологических классов автомобиля

  1. Первый стандарт, по которому классифицировались машины, оснащенные бензиновым мотором, Евро-1, начал действовать в Европе в 1992 году. Протокол предъявлял минимальные требования к уровню выбросов. В РФ стандарт Евро-1 работал до 2005 г.
  2. Протокол Евро-2 разработан для стран ЕС в 1995 году, в РФ стандарт начал действовать в 1999-м, наравне с протоколом Евро-1. Согласно протоколу, допустимый уровень выбросов в атмосферу сокращался на 100%, на 50% ужесточались нормы по испарениям топлива. Сегодня автомобилей с таким уровнем выбросов практически нет – моторы либо утилизированы, либо модернизированы под минимальный процент выхлопов.
  3. Стандарт Евро-3 работал в ЕС до 2004 года. В регламент были внесены нормы как по бензиновым, так и по дизельным двигателям. Для России протокол оставался действительным до 2013 года.
  4. Следующим был Евро-4. Новые правки в стандарт экологического класса автомобилей приняли в 2005 году. РФ подключилась к протоколу в 2010-м. Стандарт ужесточал количество выбросов, сокращал на 40% нормы допуска выбросов по сравнению с предыдущим протоколом. Евро-4 действовал в России до 2021 года. Согласно стандарту, в страну нельзя было ввозить ТС с классом экологической безопасности ниже Евро-4. Производителям приписывалось модернизировать двигатели в соответствии с протоколом. Максимальные нормы выбросов по Евро-4:
      углекислый газ ― 4 гр./км;
  5. углеродные соединения ― 0,55 гр./км;
  6. твердые углероды ― 2 гр./км.
  7. Евро-5 – последний эко стандарт, который работает в РФ с 2015 года. Страны Европы используют регламент с 2008 г. С 2021 года на территорию страны запрещен ввоз машин ниже, чем Евро-5.


Токсичные выбросы автомобилей в атмосферу
Сегодня существуют ограничения для въезда на дороги общего пользования автомобилям, чей экологический класс ниже установленного для определенной зоны. Чтобы увеличить текущий эко класс автомобиля, необходимо:

  • в законном порядке переоборудовать двигатель;
  • получить свидетельство экологической инспекции;
  • внести соответствующие правки в документацию на автомобиль в органах ГИБДД.

Стандарты выбросов в Китае

В Китае программы по контролю за выбросами загрязняющих веществ автомобилями начали появляться в восьмидестые годы, а общенациональный стандарт появился лишь в конце девяностых годов. Китай начал применять постепенно строгие стандарты выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей в соответствии с европейскими нормами. Эквивалентом Евро-1 стал Китай-1, Евро-2 — Китай-2 и т. д.

Текущий национальный стандарт автомобильных выбросов в Китае — Китай-5. Он устанавливает различные нормы для автомобилей двух типов:

  • Автомобили типа 1: транспортные средства, вмещающие не более 6 пассажиров, включая водителя. Масса ≤ 2,5 тонны.
  • Автомобили типа 2: другие лёгкие транспортные средства (включая лёгкие грузовые автомобили).

Согласно стандарту Китай-5, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ для бензиновых двигателей следующие:

Тип автомобиля Масса, кг Оксид углерода (CO),

г/км

Углеводороды (HC), г/км Оксид азота (NOx), г/км Взвешенные частицы (PM)
1 все 1 0,1 0,06 0,0045
2 <1305 1 0,1 0,06 0,0045
1305-1760 1,81 0,13 0,075 0,0045
> 1760 2,27 0,16 0,082 0,0045

Автомобили с дизельными двигателями имеют другие предельные нормы выбросов:

Тип автомобиля Масса, кг Оксид углерода (CO),

г/км

Углеводороды и оксиды озота (НС + NOx), г/км Оксид азота (NOx), г/км Взвешенные частицы (PM)
1 все 0,5 0,23 0,18 0,0045
2 <1305 0,5 0,23 0,18 0,0045
1305-1760 0,63 0,295 0,235 0,0045
> 1760 0,74 0,35 0,28 0,0045

Зачем может понадобиться экологический класс авто

Узнавать, какой экологический класс имеет автомобиль, потребуется, если модель покупают за рубежом, ввозят в страну, если нужно растаможить уже ввезенное на территорию государства транспортное средство.

Также субъекты РФ устанавливают свои правила взимания транспортного налога. Размер налоговой ставки зависит от категории ТС, года выпуска, экологического класса. В РФ нет единой налоговой ставки, каждый регион устанавливает свои суммы транспортного налога.

В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Кроме того, точно определить экологический класс автомобиля потребуется:

  1. Чтобы понимать, по каким дорогам можно передвигаться законно.
  2. Не нужно ли переоборудовать выхлопную систему под более высокий.

Исключением остается транспорт, который считается самоходными машинами, т.е. максимальная скорость такого ТС не превышает 40 км/ч.

евро-1

Этот стандарт ввел ограничения на выброс:

  • оксида азота;
  • оксида углерода;
  • углеводорода.

Экологические нормы применялись только к транспорту на бензиновом двигателе. Дизельные пока еще считались менее опасными для экологии, так как выброс сажи не причисляли к загрязнениям.

Требования «евро-1»:

  • содержание оксида азота не больше 0,27 г/км пробега;
  • содержание оксида углерода не больше 2,72 г;
  • содержание углеводорода не больше 0,72 г.

Эти нормы соблюдались благодаря установке катализаторов в выхлопную систему.

Как узнать экологический класс автомобиля

Есть несколько способов проверить экологический класс своего автомобиля:

  • изучить ПТС;
  • свидетельство о регистрации;
  • по VIN;
  • через онлайн-сервисы госучреждений.

По СТС

Возможность узнать экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины есть только у владельцев, которые имеют на руках документы нового типа. В новых свидетельствах экологический класс прописан буквами в соответствующей графе, водители исполняют требование знаков 5.35. 5.36, 8.24 (проезд автомобилей соответствующего эко класса).

Владельцы старого свидетельства должны обменять СТС, действие ограничивающих знаков будет распространяться на них с 1.07.2021 года.

По ПТС автомобиля

В ПТС нового образца экологический класс автомобиля указывается на 13 позиции. В документах старого образца параметр может находиться на другой строчке, для некоторых авто класс не установлен. В этом случае машине присваивается нулевой стандарт или Евро-1.

Через Росстандарт

На портале Росстандарта предоставлены развернутые данные о производителях и сводные таблицы соответствия авто эко классам по стране и году выпуска. Достаточно перейти на сервис и просмотреть интересующие сведения.


“Зеленые” автомобили – спасение экологии

Кроме таблицы по странам и производителям, сервис дает характеристики авто по маркам и моделям. Автомобилисту необходимо открыть страницу «Сведения об одобрении» ввести модель и посмотреть характеристики ТС.

Например, для Audi А8 указан номер одобрения ТС RU Е-DE.АЯ04.00070.Р5И1, присвоен Евро-5.

По VIN-коду

Действенным вариантом остается проверка конкретного авто по ВИН-коду через экологические классы автомобилей Росстандарта. На отдельной странице предоставлена электронная база для владельцев транспортных средств. В отдельное окно вбиваются 17 символов кода, через несколько минут автовладелец получает развернутую информацию по модели с указанием экологического класса машины.

Если производитель не внес данные о нормах выбросов, которые присутствуют на конкретном автомобиле, необходимо обратиться в ГИБДД с заявлением о присвоении конкретного эко класса после модернизации авто.

Штрафы в РФ за нарушение стандарта

Сегодня в Административном Кодексе нет статьи, регламентирующей соответствие ТС тому или другому эко классу. Нарушителей экологического параметра штрафуют согласно списку частей ст. 12.16 КоАП, «Несоблюдение требований, предписанных ПДД». А именно:

  1. Нарушение знака «Поворот налево» ст. 12.16 ч.2 штраф – от 1000-1500 руб.
  2. Передвижение грузового транспорта при наличии знака «Проезд запрещен» ст. 12.16 ч.6., штраф – 500 руб. (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Если нарушение происходит в пределах этих городов, штраф увеличивается до 5 000 руб.
  3. Ст. 12.16 ч.1 указывает, что за любое нарушение требований дорожных знаков водителя ожидает или предупреждение, или штраф 500 руб.

С 2021 года экологический класс автомобиля станет решающим фактором возможных ограничений при проезде по дорогам определенной категории. Владельцам автомобилей рекомендуется уже сейчас заменить СТС на документ нового образца и приобретать автомобили на вторичном рынке не ниже Евро-4.

Бензин: отличие евро 4 от евро 5

Учитывая отличия Евро-4 от Евро-5 для бензина, при наличии выбора предпочтительнее пользоваться топливом Евро-5, поскольку сера в нём содержится в меньшем объёме по сравнению с Евро-4. Применение горючего Евро-5 не ухудшает состояние авто, даже старого и работающего на бензине с низким октановым числом.

Чем выше класс топлива по стандарту Евро, тем более чистый оно имеет состав. Это очень важно для обеспечения качества и непрерывности функционирования мотора. Горючее, имеющее низкую концентрацию серы, позволяет продлить жизнь магистралям, свечам, форсункам, благодаря чему существенно снижается количество образующегося внутри камер сгорания нагара.

Бензин класса Евро-5 является более благоприятным для лямбда-зондов, а также для выхлопных катализаторов. Улучшаются показатели разгона авто и его динамические характеристики, уменьшаются затраты горючего.


Отличие составов бензинового топлива Евро-4 и Евро-5

Инструкции к самым современным авто должны содержать указание на октановое число применяемого горючего, а также классификацию его на основе стандартов Евро. При указании бензина Евро-5 нежелательно использование горючего, относящегося к более низкому классу.

Основа химического состава данных категорий топлива одна и та же. Такое горючее является углеводородным, сырьём для него выступает нефть. Распространено заблуждение, что более высокое октановое число топлива указывает на его большую чистоту.

Однако октановое число показывает только детонационную устойчивость, но никак не чистоту. А стандарты Евро определяют уровень очищенности горючего, наличие в его составе веществ, вредных для природы, к примеру, бензин с числом 92 бывает класса Евро-5, а бензин 95 может относиться и к классу Евро-4.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]