Пятиступенчатые коробки передач
Трехвальные коробки передач. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-433360 — трехвальная трехходовая пятиступенчатая с двумя синхронизаторами для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач (рис. 12.7).
Детали коробки передач смонтированы в чугунном литом картере, закрытом крышкой. На правом люке устанавливается коробка отбора мощности привода лебедки, левый люк закрыт крышкой.
В правой стенке картера имеется резьбовая пробка контрольно-наливного отверстия, через которое коробка передач заправляется маслом. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закры-
Рис. 12.7. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-433360: 1
— первичный вал; 2,
10, 12, 21, 22, 24, 27 —
подшипники;
3, 20 —
зубчатые колеса постоянного зацепления;
4 —
синхронизатор четвертой и пятой передач;
5, 18
— зубчатые колеса четвертой передачи;
6, 17 —
зубчатые колеса третьей передачи; 7 — синхронизатор второй и третьей передач;
8, /5
— зубчатые колеса второй передачи;
9
— подвижное зубчатое колесо первой передачи и заднего хода;
11, 23 —
уплотнительные манжеты;
13
— вторичный вал;
14
— зубчатое колесо первой передачи;
16
— зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала;
19
— промежуточный вал;
25
— блок зубчатых колес заднего хода;
26 —
распорная втулка
ваемое резьбовой пробкой, которая снабжена магнитом, притягивающим продукты изнашивания из масла.
Первичный вал 1
является ведущим валом коробки передач. Он изготовлен заодно с зубчатым колесом
3
постоянного зацепления и установлен на двух подшипниках. Передний подшипник
24
установлен в расточке фланца коленчатого вала. Задний подшипник
2 —
в передней стенке картера коробки передач. Для устранения утечки масла из картера в крышке подшипника первичного вала установлена резиновая са-моподжимная уплотнительная муфта
23.
Промежуточный вал 19
изготовлен из стали 25ХГМ вместе с зубчатым колесом
14
первой передачи. Он установлен в картере передним концом на цилиндрическом роликоподшипнике
21,
а задним — на подшипнике
12.
На валу на шпонках закреплены зубчатые колеса
20, 18, 17, 15
и
16
постоянного зацепления четвертой, третьей, второй передач и передачи заднего хода соответственно.
Вторичный вал 13
является ведомым валом коробки передач. Он изготовлен из стали 25ХГМ и установлен передним концом в расточке первичного вала на подшипнике
22,
а задним — в стенке картера на подшипнике
10.
В крышке подшипников имеется самоподжимная резиновая уплотнительная манжета
11,
предотвращающая утечку масла из коробки передач.
По шлицам вала может перемещаться зубчатое колесо 9
включения первой передачи и заднего хода, кроме того, на валу свободно установлены зубчатые колеса
8, 6
, 5 второй, третьей и четвертой передач соответственно, входящих в постоянное зацепление с соответствующими зубчатыми колесами промежуточного вала. Все зубчатые колеса постоянного зацепления — косозубые. На зубчатых колесах второй и четвертой передач выполнены конусные поверхности и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.
Блок 25
зубчатых колес заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках
27
с распорной втулкой
26.
Ось закреплена в картере и от осевых перемещений удерживается стопорной пластиной. Зубчатый венец большего диаметра блока зубчатых колес находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом
16
заднего хода промежуточного вала.
Для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач на вторичном валу установлено два синхронизатора 4
и 7 с блокирующими пальцами.
Включение передач осуществляется рычагом через механизм переключения передач. На первой передаче зубчатое колесо 9,
перемещаясь, войдет в зацепление с зубчатым колесом
14
первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться с первичного вала / на вторичный вал
13
зубчатыми колесами
3
и
20
постоянного зацепления и зубчатыми колесами
14
и
9
первой передачи промежуточного и вторичного валов. При включении других передач крутящий момент будет передаваться другими парами зубчатых колес, передаточные числа при этом изменяются, а следовательно, будет изменяться и величина передаваемого крутящего момента. При включении передачи заднего хода изменяется направление вращения вторичного вала, так как крутящий момент передается тремя парами зубчатых колес.
Двухвальные коробки передач. Пятиступенчатая двухвальная коробка передач (рис. 12.8), устанавливаемая на переднеприводных автомобилях, создана в результате модификации четырехступенчатой коробки передач, рассмотренной ранее (см. рис. 12.4). Первичный вал 3
(см. рис. 12.8) и вторичный вал Сделаются более длинными, задние концы их выходят за пределы картера
2.
На них устанавливается дополнительная пара зубчатых колес 7 и
9.
Кроме того, на вторичном валу устанавливается третий синхронизатор
8
с блокирующими зубчатыми кольцами. Установка дополнительных зубчатых колес потребовала усиления подшипников, поэтому здесь применяются двухрядные шариковые подшипники. Картер закрывается увеличенной в размерах крышкой /.
При такой конструкции усложняется смазывание дополнительных зубчатых колес пятой передачи, что снижает надежность. Поэтому более предпочтительны коробки, изначально разработанные как пятиступенчатые.
Рис. 12.8. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ВАЗ-2109: / — задняя крышка; 2
— картер;
3
— первичный вал;
4
— синхронизатор первой и второй передач; 5 — синхронизатор третьей и четвертой передач;
6
— вторичный вал; 7 — зубчатое колесо пятой передачи вторичного вала;
8
— синхронизатор пятой передачи;
9
— зубчатое колесо пятой передачи первичного вала
В настоящее время существуют сконструированные аналогично шестиступенчатые коробки передач.
Источник
Замена подшипников
Отремонтировать подшипники невозможно – при износе, неразборная конструкция меняется целиком.
Подшипник первичного вала
Для демонтажа потребуется:
- зажать первичный вал в тисы;
- используя специальный съемник снять подшипник с посадочного места.
Процедура снятия сопровождается небольшим остукиванием детали. Процедура установки выполняется в обратной последовательности.
Подшипник вторичного вала
Единственной разницей между процедурами является использование подшипников разного размера.
Замена подшипников промежуточного вала
Процедура выполняется аналогично и с промежуточным элементом. Используя тисы и специальный съемник
Схема работы пятиступенчатой коробки передач
Пятиступенчатая коробка передач создана на базе четырехступенчатой коробки, поэтому схемы передачи крутящего момента с первичного вала на вторичный на всех передачах переднего хода, за исключением пятой передачи и заднего хода, аналогичны с четырехступенчатой коробкой передач. То есть крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передается на первичный вал 1 и через шестерни 3 и 39 постоянного зацепления на промежуточный вал. Блок шестерен промежуточного вала имеет постоянное зацепление с шестернями 7, 8, 11 третьей, второй и первой передач вторичного вала. Поэтому они вращаются от промежуточного вала как при включенной, так и при выключенной передаче. Кроме того, вместе с промежуточным валом вращается блок 28 шестерен, от большого венца которого вращение передается на шестерню 17 пятой передачи. Так как шестерни 7, 8, 11, 17 свободно посажены на вторичном валу 2, то при нейтральном положении рычага переключения передач ни одна из этих шестерен не передает крутящий момент на вторичный вал. При трогании автомобиля с места и преодолении тяжелых участков дороги включается I передача (см. схему перемещения рычага 16 переключения передач). При этом скользящая муфта 9, входя в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора шестерни 11 первой передачи, соединяет ступицу 32 с шестерней 11. Крутящий момент от шестерни 11 через муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный вал 2. Передаваемый крутящий момент увеличивается в соответствии с передаточным числом первой передачи. При дальнейшем разгоне автомобиля переходят с первой передачи на вторую. В этом случае муфта 9 соединяет ступицу 32 с зубчатым венцом шестерни 8 второй передачи, и крутящий момент от шестерни 8 через муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный вал. Величина крутящего момента несколько снижается и по сравнению с прямой передачей будет увеличена в 2, 1 раза, скорость автомобиля увеличивается. При переходе на третью передачу скользящая муфта 5 другого синхронизатора соединяет ступицу 37 с венцом шестерни 7. Крутящий момент передается от шестерни 7 через муфту 5 и ступицу 37 на вторичный вал 2. Величина крутящего момента несколько снижается, а скорость увеличивается. При включении четвертой передачи муфта 5 входит в зацепление с зубчатым венцом 4 ведущего вала, т. е. соединяет напрямую первичный и вторичный валы коробки передач. В этом случае частота вращения первичного и вторичного валов будет одинаковой и величина крутящего момента не изменяется. Эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 14 соединяет ступицу 13 с зубчатым венцом шестерни 17. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления 3 и 39 на промежуточный вал. От него на блок 28 шестерен и от большого венца блока на ведомую шестерню 17 пятой передачи, затем через муфту 14 и ступицу 13 на вторичный вал 2. При этом величина крутящего момента будет минимальной, а скорость максимальной. Задняя передача включается перемещением рычага переключения передач вправо, затем нажатием на него вниз и перемещением назад по ходу автомобиля. При этом промежуточная шестерня 27 заднего хода входит в зацепление с малым венцом 26 блока шестерен и с венцом шестерни 12 заднего хода. При перемещении промежуточной шестерни 27 головка штока нажимает на шарик штока включателя 25 и утапливает его. Цепь лампы света заднего хода замыкается, и сигнализирует белым цветом о включенной задней передаче. При включенной передаче, когда вращается вторичный вал 2, происходит передача вращения на ведущую шестерню 20 при вода спидометра. От нее вращение передается на ведомую шестерню привода спидометра и через пару косозубых шестерен на валик привода троса спидометра; трос приводит в действие спидометр. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом, которое заливается в количестве 1,55 л. При вращении валов и шестерен образуется масляный туман. Масло через радиальные отверстия в ведомых шестернях 7, 8, 11 и 17 поступает к посадочным пояскам вторичного вала на которых расположены эти шестерни. За счет канавок на этих поясках образуется масляная пленка, не допускающая прямого контакта металлических поверхностей шестерен и вала. герметичность картера коробки передач обеспечивается сальниками первичного и вторичного валов и уплотнительными прокладками, которые установлены между картером и нижней и задней крышками. Чтобы уменьшить напор масла на сальник вторичного вала, на валу устанавливается маслоотражательная шайба 19. Осевые усилия, возникающие при передаче крутящего момента через косозубые шестерни, воспринимаются шариковыми подшипниками валов, которые фиксируются В своих гнездах установочными кольцами (промежуточный подшипник вторичного вала стопорной пластиной), а на валах пружинными шайбами и стопорными кольцами. Простая конструкция коробки передач, косозубые шестерни постоянного зацепления и синхронизаторы обеспечивают долговечную и бесшумную работу коробки передач. Ее обслуживание сведено к минимуму: проверке уровня и замене масла.
Второй этап. Разбор и непосредственный ремонт
Перед тем как начать ремонт, необходимо очистить внешнюю часть КПП, используя щетку, и промыть ее керосином. Теперь можно начинать. С КПП убирается вилка, отключающую сцепление и выжимной подшипник в муфте. Вал вторичного типа отделяем от вала карданного ЭФ и проводим отсоединение кромки ЭФ от вала вторичного. Затем отделяем весь блок силового агрегата. Проводим извлечение привода спидометра.
- Из шаровой опоры необходимо извлечь манжету;
- Отвернуть три крепежных гайки, которые осуществляют фиксацию рычага переключения к картеру сзади;
- Уплотнительная прокладка снимается со шпильки;
- С помощью ключа торцевого типа, расслабляются гайки, которые крепят опоры (кронштейн) приемной трубы;
- Эта опора вынимается и снимается болт, который находится между ними;
- Гайки, которые крепям крышку сзади, необходимо отвернуть при помощи ключа на тринадцать;
- При помощи торцового ключа на 10, выкручиваем 10 гаек, фиксирующих нижнюю крышку коробки;
- После чего убирается крышка и вынимается прокладка из-под нее;
В случае если гайки выворачиваются одновременно со шпильками, то будет разумно использовать клей фиксации. Перед его нанесением на отверстия резьбы и на шпильки, необходимо все их предварительно промыть растворителем. После выполнения этой процедуры, необходимо взять ключ на 30 и открутить гайку, которая фиксирует заднюю крышку. Увидеть ее можно внутри самого картера.
После чего нужно вынуть заднюю крышку. Важно! Необходимо поставить вторую передачу. Достаем заглушку, сделанную из пластмассы, которая расположена на крышке сзади, при помощи щипчиков или пинцета нужно достать упорное кольцо. И наконец, достаем кольцо вторичного вала, которое расположено внутри.
Иногда появляется необходимость замены подшипников. Так вот, замена подшипников КПП ваз 2107 будет осуществлять по следующему алгоритму:
- Кольцо стопорного типа убирается с обоймы, находящейся снаружи;
- Используя съемник, снимается кольцо;
- После чего достаем старый подшипник и вставляем новый, после чего ставим на место кольцо стопорного типа.
На этом разборка КПП ваз2107 закончена. Теперь можно заменить все непригодные детали.
Классические «семерки» по-прежнему популярны у россиян, несмотря на обилие недорогих иномарок. Одни ругают «жигуленка», другие называют его «русским мерседесом». Любой автомобиль, пусть даже не самый престижный, должен быть ухожен – тогда он будет исправно ездить еще много лет, о чем свидетельствует практика.
Ремонт КПП ВАЗ 2107
— 2000 р.
Обмен КПП ВАЗ 2107 с установкой
— 4000 р.
Продажа б/у КПП после переборки
— 6000 р.
Коробка передач «семерки» не вызывает серьезных нареканий у владельцев. Она бывает двух видов – четырех- и пятиступенчатая. Наличие шума – ее главный минус, и многие водители настолько привыкают к нему, что не обращают на него внимания и продолжают эксплуатировать автомобиль. Это неправильный подход: «шумная» коробка – это не только особенности ее конструкции, но и признак того, что весьма скоро потребуется ремонт КПП ВАЗ 2107
.
Типовые причины неисправностей КПП
Нехарактерный шум говорит о том, что имеется:
- износ подшипников, шестерен или синхронизаторов;
- смещение валов по осям;
- утечка масла.
Диагностика в автосервисе выявит причину шума. Скорее всего, потребуется замена деталей и долив масла с выяснением причин утечки.
Тяжелое переключение передач говорит о:
- неисправности сцепления;
- шарнир рычага переключения требует чистки поверхности;
- деформация рычага переключения.
Выбивает передачи:
- поломка пружины синхронизатора;
- износ пружин фиксаторов, шариков, муфты или зубчатого венца синхронизатора;
- износ гнезд штоков, блокирующих кольца.
Причины утечки масла:
- ослабление креплений крышки картера;
- износ сальников;
- износ или повреждение уплотнительной прокладки.
Конкретные причины можно установить только после проверки на диагностическом оборудовании. По результатам дефектовки специалист автосервиса определит, какой именно ремонт КПП 2107
потребуется.
Самостоятельный ремонт – это не лучший вариант ухода за своим автомобилем. Многие автовладельцы считают себя специалистами и стараются сэкономить на автосервисе. Итогом такой экономии может стать полный выход КПП из строя. Это решаемая проблема: можно произвести обмен КПП ВАЗ
на новую или восстановленную. Но это обойдется дороже.
Вариант обмена не так уж плох и может возродить «семерку» к жизни, когда коробка совсем не ремонтопригодна или у хозяина нет времени дожидаться ремонта – машина нужна срочно.
В нашей мастерской можно не только установить причины неисправностей КПП и отремонтировать ее, но и поставить новые, качественные за короткий срок и по доступной цене. У нас работают опытные мастера, имеется все необходимое оборудование.
Демонтаж КПП с автомобиля ваз 2106, 2107.
Демонтажные работы, разбор коробки передач и ремонтные работы – cложная и трудоемкая работа, которая требует наличия необходимых условий, инструмента
и
знаний
.
Автомобиль следует установить на смотровую яму, отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
Ступенчатая коробка передач. Устройство и принцип действия
Механическая коробка
(переключения)
передач
(МКПП или МКП) — разновидность коробки передач, механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную. Названа так, поскольку весь её основной функционал реализуется исключительно за счёт механических устройств, без применения гидравлических или электрических элементов (в отличие от гидромеханической или электромеханической трансмиссий, содержащих в своей конструкции, соответственно, гидравлические и электрические элементы).
Ступенчатые простые коробки передач широко применяются в трансмиссиях транспортных средств, так как отличаются простотой конструкции и надежностью в эксплуатации. К коробкам передач этого вида предъявляются следующие требования:
Предъявляемые требования определяют рациональную конструкцию коробки передач и ее отдельных частей.
На большинстве изучаемых колесных транспортных средствах устанавливаются пятиступенчатые трехходовые простые коробки передач (пять ступеней для движения вперед и одна ступень заднего хода). Число «ходов» коробки передач соответствует числу подвижных элементов, с помощью которых осуществляется включение тех или иных передач.
Ремонт
Ремонт пятиступенчатой коробки передач автомобилей ваз 2106, 2107 осуществляется в случаях наблюдения повышенного шум, тяжелого, нечеткого переключение передач. Эти факторы сигнализируют о том, что коробка требует ремонтных работ. Существует множество причин, влияющих на некорректную работу КПП:
- износ шарнира рычага переключения и его лунок, проявляется самопроизвольным отключением передачи, и затрудненным переключением;
- износ подшипников, зубьев шестерен или синхронизаторов; отсутствие, либо недостаточное количество смазочного материала проявляется повышенной громкостью в работе и наличием посторонних шумов; различного вида деформации деталей;
- ослабление крепления картера, крышек, износ сальников и прокладки приводят к утечке трансмиссионного масла, что может привести к значительной поломке коробки передач.
Для выявления причин требуется полная разборка КПП.
После диагностики и определения причины поломки коробки передач, следует заменить неработающие узлы и детали. Также не помешает замена еще работающих, но с большим уровнем износа узлов коробки.
Осматриваем:
сцепление, картеры, крышку на предмет обнаружения трещинок, шероховатости поверхностей, пробоин, вмятин и т.п. Незначительные сколы допустимо удалить шкуркой. Сильные повреждения сигнализируют о замене дефективных деталей. Рекомендуется проверить посадку под подшипники на предмет износа и механических повреждений. При повреждениях, рекомендуется осуществить замену картеров.
Проверить вилки и штоков переключения, сальники, подшипники коробки ваз 2108 ваз 2109. Если наблюдаются вмятины, шероховатости, лунки под фиксаторами – рекомендуется заменить штоки. Необходимо проверите состояние вилок переключения передач. Вогнуты вилки, изношены необходимо заменить.
Утечка масла через сальники, износ рабочей кромки говорит о необходимости срочной замены узла. Внешний вид подшипников ваз 2106, раковин беговых дорожек и тела качения коробки ВАЗ 2107, следы давления тел качения, повреждения сепараторов подшипников – характеризуется как дефект и рекомендуется заменить все узлы, как и замятые прокладки с повреждениями.
Устройство коробки переключения передач
Коробка переключения передач (сокр. КПП или коробка передач) предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.
Устройство механической коробки передач (кликабельно). Механическая коробка передач — КПП, в которой выбор передач и их включение осуществляется вручную, механическим способом. Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня. Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.
Перечень работ включает нижеследующие действия:
- вывод запорной втулки из плоскости расположения узла, вставив отвертку в запорное отверстие втулки;
- демонтаж стержня рычага; демонтаж втулку демпфера; отдача фиксирующих болтов крышки, которые находятся на днище автомобиля и вынуть рычаг с уплотнителем;
- отсоединить трубу от выхлопной системы;
- демонтаж стартер и поэтапное отсоединение провода фонаря (задний ход);
- демонтаж карданной передачи и гибкого вала;
- отдача болтов картера сцепления, используя торцевой ключ;
- отсоединение сцепления от блока;
- аккуратное извлечение коробки ПП.
Разборка коробки происходит в строго определенной последовательности.
Устройство механической коробки передач
Схема работы КПП: 1 — первичный вал; 2 — рычаг переключения; 3 — механизм переключения; 4 — вторичный вал; 5 — сливная пробка; 6 — промежуточный вал; 7 — картер. Конструктивно МКПП состоит из следующих элементов:
Сцепление
Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.
Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.
Шестерни и валы
В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки. Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.
В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.
На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.
Синхронизаторы
Угловые скорости первичного и вторичного валов уравниваются при содействии синхронизатора и становится возможным смена ступени. Синхронизаторы обеспечивают более щадящий режим эксплуатации КПП и пониженный шум.
Во время включения водителем передачи муфта подается в сторону нужной шестеренки. Во время перемещения усилие переходит на одно из блокировочных колец муфты. За счет разных скоростей между шестерней и муфтой конические поверхности зубьев взаимодействуют с помощью силы трения. Она поворачивает блокировочное кольцо на упор.
Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.
Строение КПП
Обычно современные авто, что касается коробки передач, обладают ступенями. Чаще всего это МКПП. Они обладают несколькими зубчатыми шестеренками. Коробка передач включает расчет на четыре-пять скоростей, не говоря о заднем ходе.
Изменение скоростей возможно благодаря перемещению шестеренок, они цепляются друг за друга, в результате происходит блокировка за счет продвижения вперед устройства, которое служит для синхронизации крутящего момента и колеса. Управлять шестеренками можно вручную, когда используется механическая коробка передач, либо такое действие происходит автоматически, когда работает автоматика.
Старые коробки передач обладали трехступенчатыми и четырехступенчатыми диапазонами, а вот современные аналоги могут похвастать и 8 скоростями, ну или еще выше. Расчет количества передач зависит от типа мотора и других факторов.
Рассмотрим, что включает в себя коробка передач, если говорить об элементах более подробно.
Первый узел, который делает все единым целым, – это корпус. Сюда относятся разные узлы трансмиссии, такие как: блоки шестерен, обгонные муфты и блок заднего хода. Устройство сцепления имеет расположение рядом с маховиком, который держится на моторе.
Учитывая принцип работы, шестеренки сильно трутся друг о друга во время работы коробки передач, а это значит, что им необходима обильная смазка. Поэтому картеру следует быть заполненным маслом до определенного уровня. У коробки передач еще есть разного рода устройства, они комплектуются вместе с подшипниками, находится каждый из них в картере, у каждого блока по нескольку шестеренок, у которых количество зубьев отличается.
Следующая деталь, о которой пойдет речь, – это синхронизаторы
Для любого автомобиля важно, чтобы коробка передач была плавной, без лишнего шума, ударов, колебаний, поэтому синхронизаторы уравнивают работу шестеренок, имеющих постоянное вращение
Правильный расчет передаточных чисел позволяет коробке передач преобразовывать крутящий момент двигателя и точно распределять его на приводные оси. Такая технология уже давно используется ведущими автопроизводителями.
Для того, чтобы переключить передачу в КПП, водитель выжимает сцепление и передвигает рычаг кулисы в нужное положение.
Все сделано таким образом, что даже при большом желании включить одновременно две передачи, это сделать невозможно. С другой стороны, благодаря блокировке кулисы, передачи сами не могут переключаться или выключаться.
Принцип работы МКПП
Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.
Данный силовой агрегат обеспечивает необходимые режимы работы мотора путем изменения количества оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотов снижается передаваемое усилие, а при увеличении — увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы мотора при начале движения, снижении скорости или разгоне.
Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
В таких трансмиссиях вращающий момент передается от шестеренок первичного вала на шестеренки ведомого. Ведущий вал соединяется с мотором через маховик, а ведомый передает вращающий момент на передние колеса. Располагаются они параллельно.
Ведущая шестеренка главной передачи на вторичном валу крепко зафиксирована. Между шестеренками находятся муфты синхронизаторов.
Для уменьшения габаритов агрегата и для увеличения количества ступеней устанавливается до трех вторичных валов, на каждом из них стоит шестеренка главной передачи, которая постоянно взаимодействует с ведомой шестеренкой.
Главная передача и дифференциал трансформируют вращающий момент вторичного вала на ведущие колеса машины.
Трехвальная коробка передач: устройство и принцип работы
Подшипники, расположенные в корпусе, обеспечивают вращение валов. На каждом валу имеется комплект шестеренок с различным числом зубьев.
Ведущий вал примыкает к двигателю посредством корзины сцепления, ведомый с карданным, промежуточный передает вращающий момент вторичному.
На первичном валу имеется ведущая шестеренка, которая раскручивает промежуточный с расположенным на нем крепко зафиксированным набором шестеренок. На ведомом валу имеется свой комплект шестеренок, перемещающихся по шлицам.
Между шестеренками вторичного вала находятся муфты синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестеренок с оборотами самого вала. Синхронизаторы крепко закреплены на валах и передвигаются в продольном направлении по шлицам. На современных МКПП такие муфты находятся на каждой ступени.
Преимущества и недостатки МКПП
Преимущества | Недостатки |
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП | Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП |
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД | Утомляющий для водителя процесс переключения передач |
Высокая надежность за счет простоты конструкции | Необходимость периодической замены сцепления |
Простое и недорогое обслуживание | Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП |
Возможность более эффективного движения по бездорожью | При неправильной эксплуатации повышенные нагрузки на ДВС |
Как пользоваться механической коробкой
Использование автомобиля с механической КПП имеет некоторые особенности, которые нужно знать автолюбителю.
Во-первых, это последовательность действий при запуске машины:
Во-вторых, схема переключения на МКПП. Она чаще всего находится на внешней части рукоятки рычага. При переключении передачи рекомендуется ориентироваться на тахометр. Переключаться на более высокую передачу можно раскрутив обороты двигателя до 1500–2000 об/мин в случае дизельного мотора и до 2000–2500 об/мин в случае бензинового.
В-третьих, процесс переключения передач. Он состоит из нескольких этапов:
В-четвертых, регулярная проверка уровня рабочей жидкости и замена ее согласно указаниям производителя продлят период эксплуатации механической КПП.