Советский экраноплан «лунь» проекта 903 «каспийский монстр»

Когда-то они мчались со скоростью до 500 км/ч над водной гладью, едва не касаясь ее. Когда-то было время их расцвета. Когда-то они были гениальной инженерной мыслью и удивительными военными машинами… Но их эпоха прошла, а оставшиеся железные гиганты доживают свой век, постепенно рассыпаясь на кусочки. Автор Telegram-канала «Крылья Войны» решил рассказать, как в СССР совершали прорыв в области авиации.

Что же это за машины?

Экраноплан — это транспортно-боевое средство, способное летать на небольших высотах над поверхностью воды, льда или ровных участков суши. Разработанные в годы холодной войны в Центральном конструкторском бюро Ростислава Алексеева некоторые экранопланы были более 140 метров в длину и весили более 500 тонн.

Но несмотря на это, они легко скользили низко над поверхностью воды благодаря эффекту экрана. На малой высоте воздух «зажимается» между крылом и землей, уплотняется и создает воздушную подушку, которая резко увеличивает подъемную силу крыла. Это явление назвали эффектом влияния земли, а позже — экранным эффектом. Он был открыт авиаторами в 1920-х годах, когда перед самым приземлением самолет внезапно приобретал дополнительную подъемную силу и, игнорируя управление, не желал приземляться.

Примечания

  1. ↑ , с. 28.
  2. ↑ .
  3. «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
  4. В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
  5. Горшков С. Г.
    Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
  6. .
  7. . ТАСС. Дата обращения 9 августа 2020.
  8. . www.derbent.ru. Дата обращения 6 апреля 2020.
  9. Ильин В. Е., Левин М. А.
    Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.

Самолет или корабль?

Если судить по конструкции и условиям эксплуатации, то экраноплан почти не отличается от гидросамолета. Различие — в его способности к устойчивому приэкранному режиму крейсерского полета на высотах до пяти метров. Также экраноплан имеет возможность самостоятельной стабилизации по высоте, крену и тангажу, что обеспечивает безопасность полета на малых высотах над волнами. Экраноплан летает, следовательно, он является летательным аппаратом.

Но у морских ученых есть свое мнение на этот счет: экраноплан является последней ступенью развития идеи о подъеме корпуса скоростного судна из воды (глиссер, судно на подводных крыльях, судно на воздушной подушке, экраноплан). Экранопланы более грузоподъемны и экономичны в отличие от обычных летательных аппаратов. ИМО (Международная морская комиссия) и ИКАО (Международная организация гражданской авиации) пришли к соглашению, что экранопланы считаются кораблями, которые могут летать, а не самолетами, которые могут плавать.

Так как экранопланы могут летать на высотах, где действуют авиационные правила, то ИМО и ИКАО разделили сферы полномочий и разделили экранопланы на три типа:

— Тип А — судно, которое эксплуатируется только в зоне действия экранного эффекта. Такие суда подчиняются морским требованиям во всех режимах эксплуатации.

— Тип В — судно, которое может кратковременно покидать пределы действия экранного эффекта. При этом расстояние от поверхности не должно превышать 150 метров. Такие суда тоже подчиняются морским требованиям.

— Тип С — судно, сертифицированное для полетов вне зоны действия экранного эффекта при высоте более 150 метров. Такие суда подчиняются морским требованиям во всех режимах эксплуатации, кроме полетов выше 150 метров, где их безопасность обеспечивается только авиационными требованиями, с учетом особенностей экранопланов.

Дальнейшая судьба

Перемены конца 80-х годов негативно сказались на программе развития подобного транспорта в СССР. Работы по строящимся машинам прекратились, а уже использующиеся вывели из эксплуатации. Но в 1989 году появилась перспектива постройки экраноплана для гражданских целей – строящийся второй “Лунь” решили переделать в поисково-спасательное судно для терпящих бедствие кораблей.

В связи с этим с экраноплана демонтировали ракетные установки, что увеличило его грузоподъемность и максимальную скорость, а освободившиеся от оборудования отсеки должны были служить для размещения до 500 спасённых моряков. Этот экраноплан получил название “Спасатель”.

Но окончательный развал страны поставил крест и на этом проекте. Новому правительству было не до перспективных военных проектов, да и практическая нужда в “Спасателе” отпала – большая часть флота была распродана или выведена из эксплуатации, и для ВМФ в спасательном судне особой нужды больше не было.

Таким образом, почти достроенный “Спасатель” уже много лет стоит забытым на Нижегородском заводе, а боевой “Лунь” ржавеет в доке в городе Каспийске. Несколько раз ставился вопрос и об утилизации экранопланов, и о создании из них музейных экспонатов, но о решении этих вопросов пока ничего не известно.

Создатель «Каспийского монстра», «Орленка» и «Луня»

Ростислав Алексеев — главный в мире конструктор экранопланов, мечте о настоящих полетах которого было суждено сбыться. После защиты дипломной работы в 1941 году он работал на танковом заводе. Затем ему выделили помещение для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях, и, поверив в то, что Алексеев заставит катера «летать», управление кораблестроения ВМФ выделило средства. В 1957 году он представил судно на подводных крыльях «Ракета». Всем известные советские суда «Метеор», «Буревестник», «Комета» также были построены Ростиславом Алексеевым.

Экранопланы он стал создавать в 1962 году. Была создана экспериментальная модель «Корабль-макет», сокращенно — КМ. Зарубежные специалисты расшифровали аббревиатуру по-своему: Kaspian Monster («Каспийский монстр»). Эта махина имела размах крыла почти 38 метров, длину 92 метра, а взлетную массу 544 тонны. В 1966 году на специально созданной испытательной станции на Каспийском море начались испытания «Каспийского монстра», которые длились 15 лет и завершились аварией в 1980 году из-за ошибки пилотирования. Обошлось без жертв. Кроме того, машина еще неделю оставалась на плаву, но затонула в Каспийском море, так и не дождавшись спасения.

В 1979 году в состав военно-морского флота был принят первый в мире малый десантный корабль-экраноплан «Орленок». Он предназначался для переброски морского десанта с возможностью взлета при высоте волн до двух метров. Всего их было на вооружении пять единиц.

Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» стал воплощением всех идей и мыслей Ростислава Алексеева, который, к сожалению, так и не увидел его полета. Он скончался 9 февраля 1980 года вследствие травм во время испытаний модели пассажирского экраноплана. Две операции не помогли.

Первый и последний ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 был построен в 1986 году. Он являлся охотником на авианосцы, который благодаря огромной скорости и незаметности для радаров мог подходить к ним на расстояние точного пуска ракеты. Вооружен он был шестью пусковыми установками с противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит». Длина этого невероятного чуда техники — 73 метра, а высота — 19 метров. Оснащен восемью двигателями. Сейчас он списан и находится в Каспийске.

В 2012 году после появления информации о том, что оставшиеся машины будут утилизированы, в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость об активистах, которые желали сохранить экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. 25 января 2020 года было принято решение о транспортировке ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь» в филиал парка «Патриот», который строится в Дербенте.

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 44,00 м;
  • Длина — 73,80 м;
  • Высота — 19,20 м;
  • Площадь крыла — 550,00 м2;
  • Масса: пустого самолёта — 243 000 кг,
  • максимальная взлётная — 380 000 кг;
  • Тип двигателей — НК-87;
  • Тяга — 8 × 13 000 кгс;
  • Максимальная скорость — 500 км/ч;
  • Практическая дальность — 2000 км;
  • Высота полёта на экране — 1…5 м;
  • Мореходность — 5…6 баллов;
  • Экипаж — 10 чел.;
  • Вооружение:
      3 × 2 — ПУ ПКР 3М-80 «Москит»,
  • 2 × 4 — 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.
  • Сравнение с аналогами

    ЭМ типа «Замволт» ЭМ типа 45 ЭМ типа 956 «Лунь» КМ Ту-160 Ту-95 B-52
    Внешний вид
    Максимальная боевая нагрузка, тн/д~600~15001373044529,422,7
    Максимальная скорость, км/ч55,653,761,95005002230882957
    Максимальная дальность, кмн/д13 00083002000150013 95015 00016 090
    Суммарная масса крылатых ракет, кгн/д21 60031 44024 900н/д26 40012 00017 400
    Совокупная тяга двигателей, кгс7 956 0004 050 0007 500 000104 000130 000100 00048 00061 680
    Экипаж, чел.148190 (235)296 (358)10н/д495
    1. ↑ Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
    2. Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
    3. Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.

    Будущее российского экранопланостроения

    На настоящее время в развитии скоростных морских путей заинтересованы многие страны. В основном там, где в наличии большие водные пространства. В АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» ведется работа по созданию двух экранопланов нового поколения в рамках государственной программы «Развитие гражданской морской техники».

    Первый пассажирский экраноплан А-050-742D «Чайка-2» уже имеет завершенный эскизный проект, и сейчас ведется работа над его технической составляющей. Помимо этого, ведется работа по созданию эскизного проекта экраноплана А-080. У обоих типов будет по два стартовых и по два маршевых двигателя. Они имеют высокую топливную эффективность, безопасность, высокую скорость, мореходность, а также высокие летные характеристики и всепогодность использования. Начать использование экраноплана «Чайка А-050» планируют уже в этом году.

    Также военная модификация данного судна станет развитием «Каспийского монстра». Разработчики предлагают Минобороны новое поколение экранопланов. «Чайка-2» сможет развивать скорость до 480 км/ч при помощи авиадвигателей на любой ровной поверхности. Эксперты уверены, что у аппарата есть будущее. Экраноплан неприхотлив. Он может приземлиться на аэродроме, на озеро, реку. Для взлета и посадки даже полутораметровая волна не будет помехой. Аппарат может двигаться, используя действие экранного эффекта, а может лететь как самолет, преодолевая расстояние до 3000 метров. «Чайка-2» может выходить на необорудованную сушу с уклоном до пяти градусов. Экраноплан может перебрасывать военных, оружие и боеприпасы, перевозить пассажиров, использоваться как альтернатива санитарной авиации.

    В марте 2020 года вышел совместный приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства транспорта РФ «О создании Межведомственной рабочей группы по координации развития экранопланостроения в Российской Федерации», куда вошли и представители Минобороны РФ. Также на совещании этой Межведомственной рабочей группы, которое состоялось 4 июня нынешнего года, была рассмотрена и принята концепция «Развитие экранопланостроения в Российской Федерации».

    К сожалению, после смерти Ростислава Алексеева, совершившего прорыв в области экранопланостроения, многое было утеряно, но разработки ведутся, и это радует, ведь любые технические новшества — это потенциально полезные для общества или армии открытия. Другие крупные страны, такие как США и Китай, тоже не сидят сложа руки, проводя исследования в области экранопланостроения и даже представляя макеты и прототипы своих машин.

    Главное сейчас — не упустить время, пока Россия может занять лидирующую позицию в развитии этих интереснейших аппаратов!

    Комментарии к материалу

    Александр Михалыч написал: Не заменимая техника,тормозят власть при-держащие (Намеренно,нет?),я случайно,лет 10-15 увидел какое-то видео о нём,был потрясён…!!! Для России не заменим, а для военных………, быстр, экономичен, а главное практически не заметен для средств слежения(даже сейчас),а если оСТЕЛьСить его?, тема…!!! 01.04.2012 (20:17)

    Иван Альмерин написал: По моему, для передвижения в Сибири и Дальнем востоке надо строить дороги, и высококачественные. А не создавать специально для этого технику. Недаром говорят: “что только русские не придумают, лишь бы дороги не делать”. Экранопланы очень важны с военной точки зрения и океанских перевозок. С военной – очень большой аппарат, который в принципе очень сложно засечь радарами как самолет, и невозможно … 01.04.2012 (20:17)

    Владимир Калуцкий написал: Что Вы все заладили дороги – экранопланы. Это два разных видов транспорта. Развивать нужно и то и другое в зависимосте от того что выгодно. Добыча полезных ископаемых уходит все дальше от крупных населенных пунктов, куда работники ездиют вахтовым методом. Смысл стоить хорошую дорогу в 500 км для тогоже рудника золота. Закончится рудник и не поедит туда никто и деньги на строительство дороги выбрашены … 10.04.2012 (20:51)

    Василий Крокин написал: Что значит “все дальше”? Как было изначально чорт знает где, так и сейчас остается. Вертолетами возят. 10.04.2012 (20:52)

    тпкыра траворп написал: Это наша НАЦИОНАЛЬНАЯ проблема с отработанным НАЦИОНАЛЬНЫМ решением. Значит, те, кто не заинтересован в освоении Сибири и Дальнего востока и тормозят развитие этой темы и страны потому, что этим узколобым чинушкам нужны аналоги из других стран, но таких стран как Россия больше просто нет. А учитывая “неподкупность” наших чинушек и внимательность пендосов у этой темы печальное будущее, как … 10.04.2012 (20:53)

    Раклинский Виктор написал: Надо дофига экранопланов! Кому?!!! Может у нас в Сибири и на Дальнем востоке в соответствии с потребностями парк самолётов обновляется? Закупаются новенькие в замен выходивших своё средне и ближнемагистральных? Нет! Они что не нужны самолёты? А почему экранопланы тогда нужны? В теории заинтересованное юрлицо и оплачивает. Но у нас теория не работает. Так что сначала государство – дай на разработку … 10.04.2012 (20:54)

    Васильев Юрий Павлович написал: Все экранопланы СССР базировались в г. Каспийск (Каспийское море. Дагестан). Была создана 11-я авиагруппа экранопланов с подчинением ВВС Черноморского флота. В составе оперативного отдела штаба ВВС ЧФ была должность старшего офицера – направленца по экранопланам. Занимал эту должность подполковник Виталий Осин. В свое время Виталий был командиром корабля одного из таких Каспийских монстров. Уже в то время командование ВВС ЧФ и ЧФ планировали участие экранопланов в боевых действиях на юго-западном направлении в акватории Черного и Азовского морей, а возможно и далее. Оценки расчетных результатов впечатляли. 01.01.2019 (15:53)

    Литература

    • Петров Г. Ф.
      Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
    • Апальков В. А.
      Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
    • Яблонский П. П.
      Крылатые суда отечества. — М. : , 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
    • Павел Качур.
      Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
    • Ярослав Ефименко.
      Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.

    Экраноплан А-90 Орлёнок

    Проект данного экраноплана разрабатывался в период с 1968 по 1970 годы. Прототип, предназначавшийся для проведения статических испытаний был изготовлен осенью 1973 года. После схода со стапеля первый А-90 по Волге был отбуксирован в Каспийское море. Весной 1974 года был дан старт лётным испытаниям. Летом 1974 года экраноплан А-90 выполнил демонстрационный полёт перед высокопоставленными военными. Во время этого полёта произошла авария. Огромные деньги, выделенные на разработку экранопланов, позволили восстановить прототип и к лету 1978 года завершить летные испытания. В это время в постройке находились еще два прототипа А-90.

    С октября 1979 года ВМФ СССР приступил к испытаниям трех экранопланов А-90, планируя использовать их в составе подразделения, предназначенного для высадки морского десанта на территорию противника. Для выкатки на берег данные летательные аппараты были оснащены десятиколёсным основным шасси и двухколёсным передним шасси. А-90 базировались на военно-морской базе Каспийск, Дагестанская АССР (ныне Республика Дагестан, РФ) на побережье Каспийского моря. Один из А-90 в сентябре 1992 года в результате аварии был поврежден и позднее был списан в качестве безвозвратной потери.

    Поводом для проектирования и создания экранопланов А-90 стало практическое переосмысление опыта, полученного в ходе испытаний стометрового экраноплана КМ-1. Первоначально А-90 планировалось использовать для транспортировки подразделений морской пехоты ВМФ СССР. Использование эффекта экрана между земной поверхностью и днищем экраноплана позволяло сократить расход топлива в сравнении с сопоставимым по размерам самолётом примерно на 50 %.

    Крайне низкая высота полёта осложняла обнаружение данного летательного аппарата радарами противника. В отличие от своего предшественника КМ-1 и более позднего экраноплана «Лунь», которые являлись исключительно амфибиями, А-90 имел носовой люк, крышка которого открываясь отклонялась на 92 градуса, благодаря чему технику можно было высаживать прямо на берег. Два реактивных двигателя в носовой части использовались только для старта и для прибытия на пляже. Во время полёта использовался турбовинтовой двигатель.

    Вместо первоначально запланированных 120-ти экранопланов А-90 были построены только три летно-пригодных А-90 и один А-90 для проведения статических испытаний. Для того чтобы увеличить количество изготовленных экранопланов А-90 предлагалось его гражданское применение. Среди невоенных вариантов было и «летающий паром» для перевозок через Ла-Манш. Но эти планы так и остались не реализованными. После аварии в сентябре 1992 года одного из А-90, два оставшихся экраноплана применяли до октября 1993 года. Затем оба А-90 были сданы на хранение под открытым небом на военно-морской базе в Каспийске.

    Как и в случае с КМ-1 имелась опытная уменьшенная в масштабе 1:2 версия А-90, получившая обозначение СМ-2. Данный экспериментальный экраноплан использовали в качестве стенда для отработки принципов работы силовой установки, а позднее для обучения пилотов.

    Описание конструкции

    Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапециевидным крылом в плане.Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

    Фюзеляж

    Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров.Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта.Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство.Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

    Крыло и оперение

    Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию.Топливо размещено в четырёх отсеках.Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым.Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

    Силовая установка

    Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

    Газотурбинный двигатель НК-87

    Вооружение и оборудование

    В центре корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет типа «Москит», с эффективной дальностью стрельбы 10-90 км.

    Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

    Экраноплан «Спасатель»

    Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

    Идеально для рейдов «коммандос»

    Экраноплан использует для полёта эффект, сходный с «воздушной подушкой», только последняя создаётся не двигателями, а уплотнением воздушного потока под крылом низко летящего аппарата. Такой полёт требует двух главных условий: предельно низкой высоты и очень ровной экранирующей поверхности субстрата (например, водной глади). Эти жёсткие ограничения являются как слабостью, так и силой летательных аппаратов этого типа.

    Есть и гибрид такого аппарата с самолётом – экранолёт. Его суть в том, что он может двигаться в двух режимах – как самолётном, так и экранопланном. Для перехода в самолётный режим включается максимальная тяга двигателей. При экранопланном режиме аппарат летит со сниженным расходом топлива низко над экранирующей поверхностью.

    После первых успешных испытаний «монстра» Советское правительство поручило КБ Алексеева создать десантный экранолёт, а позже – боевой ракетоносный экраноплан.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]