В Советском Союзе
В СССР подводные лодки использовались для транспортировки грузов и перевозки людей во время обороны Севастополя. В отдельных случаях с подводных лодок производилось скрытное десантирование диверсионных и разведывательных групп, часто сопровождавшееся сложностями и потерями личного состава из-за неприспособленности субмарин для решения задач такого рода. В 1948 г. в отечественном ЦКБ-18 начали разрабатывать предэскизный проект 621
десантно-транспортной подводной лодки для скрытной перевозки десанта с боевой техникой и обеспечением. Многокорпусная лодка водоизмещением около 5850 тонн предназначалась для высадки 745 человек десанта, 10 танков Т-44, 3 самолётов Ла-5, 14 орудий и других грузов. Лодку планировалось оснастить артиллерийским вооружением, реактивными установками для поддержки десанта и катапультой для запуска самолётов. Рассматривались несколько вариантов энергетической установки, включая ПГТУ. В 1952—1953 гг. ЦКБ-18 разрабатывало также предэскизный
проект 626
дизель-электрической десантно-транспортный лодки для действий в арктических морях. Лодка водоизмещением около 3480 тонн предназначалась для перевозки 4 танков, 165 человек десанта или 330 тонн топлива. Однако, ни один из этих проектов так и не был реализован[1].
1 марта 1960 года Министром обороны Советского Союза было утверждено техническое задание, а в сентябре того же года — четыре варианта эскизного проекта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» были представлены на рассмотрение специалистов Министерства обороны.
Проект 621
Сразу после войны, в 1948 году в качестве десантного корабля для перевозки войск в тыл врага была предложена подводная лодка проекта 621. Имея водоизмещение в 5845 тонн, подводный гигант был бы одним из крупнейших подводных кораблей своего времени. Из-за значительных замечаний и технических сложностей в реализации проект был отклонён представителями ВМФ. В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с 3 прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. В нагрузке учитывался также вес 745 человек десанта.
- Водоизмещение: нормальное — 5845 т
- Длина (по КВЛ) — 147,5 м
- Ширина (наибольшая) — 13,3 м
- Средняя осадка — 6,3 м
- Грузоподъемность — 1550 т
- Глубина погружения, предельная — 160 м
- Скорость надводная максимальная — 15 узлов
- Скорость подводная максимальная — 8,4 узла
- Автономность — 70 суток
- Автономность непрерывного пребывания под водой — 600 часов
- Дальность плавания 12-узловой надводной скоростью — 6000 миль
- Дальность плавания 8,4-узловой подводной скоростью — 4200 миль
- Дальность плавания 3-узловой подводной скоростью под аккумуляторами — 200 миль
- Силовая установка — 4 дизеля суммарной мощностью 8000 л. с., 2 газотурбинных установки суммарной мощностью — 2730 л. с., 4 главных электродвигателя суммарной мощностью — 7200 л. с., 4 группы аккумуляторных батарей по 112 элементов в группе типа «46СУ», 4 винта
- Экипаж — 160 человек
- Вооружение: 3 рамки для реактивных снарядов (боезапас — 360 ракет на рамку); 2×2 57 мм ЗАУ СМ-24-ЗИФ; 1×2 25 мм ЗАУ 2М-8
Проект 664
Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Киселёва. Вооружение составляло шесть ТА калибром 533 мм, до 162 мин РМ-1, АПМ, «Серпей». В качестве корабля снабжения АПЛ могла транспортировать и передавать до 20 крылатых ракет П-5 или П-6 Строительство по крайней мере одной лодки проекта 664 было начато в Северодвинске в 1964 году, но потребность ВМФ в атомных ракетоносцах привела к прекращению работ[2].
Проект 748
В конце 1960-х годов было ещё одно предложение — проект 748. Это трехкорпусная подводная лодка была в теории способна нести до 3 плавающих танков ПТ-76 вместе с двумя БТР-60П, шесть ротных миномётов и до 470 солдат[3]. Подводная лодка должна была быть оснащена торпедным вооружением состоящим из четырёх 21 дюймовых(533 мм) торпедных аппаратов (от 18 до 20 торпед в запасе), а также зенитные орудия «земля-воздух» и ЗРК. Представленный заказчику эскизный проект утверждён не был.
Проект 717
К 1970 году в ЦКБ «Волна» был разработан проект многоцелевой минно-транспортно-десантной подводной лодки проекта 717, учитывающей опыт проектирования лодки проекта 748. Лодка имела надводное водоизмещение — 18000 т при длине 190м. Корабль предполагался атомным, имел трехкорпусную конструкцию и малую осадку при большой ширине, предполагалось строительство на «Севмаше», однако из-за приоритета других проектов и ограниченности стапельных мощностей постройка так и не была начата.
Идеи, предложенные в ходе этих проектов помогли при создании проектов транспортных атомных подводных лодок, которые предложены ЦКБМТ «Рубин» в 1990 году[4].
Представители проекта
Цвета таблицы:
списано или утилизировано |
нет точных данных |
в строю |
Стр. № | Год постр. | ССЗ | Название | Приписка | Владелец | Примечание |
28 | ОК-1073 | КСФ | Опытовый катер | |||
34 | 1970 | Азовская судоверфь | Брянка | Очаков | ВМС Украины | бывший Д-455 (б/н 538) из состава КЧФ, передан в ВМСУ 15.04.1992, с 10.01.1996 — «Тарпан», с 07.10.1998 — «Брянка» (б/н U431)[2], в резерве с 2013 года |
63 | LST-63 | построен для ВМС Эфиопии в 1984, после мая 1991 года перешел в ВМС Эритреи, под тактическим номером LST-63[3] | ||||
64 | LST-64 | построен для ВМС Эфиопии в 1984, после мая 1991 года перешел в ВМС Эритреи, под тактическим номером LST-64[3] | ||||
403 | 1969 | Хабаровский ССЗ | БСС-224050 | КТОФ | списан в 2006 году | |
409 | 1969 | Хабаровский ССЗ | БСС-222050 | КТОФ | ||
1969 | Хабаровский ССЗ | Хабаровск | Артель старателей «Восток-1» | бывший СТ-1510, передан из состава ТОФ | ||
414 | 1969 | Хабаровский ССЗ | Восток | Зея | Артель старателей «Восток-1» | бывший СТ-3828, передан 23.04.2002 |
419 | Хабаровский ССЗ | БОХР | Амурская флотилия, списан в 1998 году | |||
425 | Хабаровский ССЗ | БОХР | Амурская флотилия, списан в 1998 году | |||
718 | 1966 | CCЗ № 344 «Кама» | Монастырский-3 | Санкт-Петербург | Валаамский монастырь | передан из ДКБФ ВМФ СССР 20.04.1990 в Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь |
1966 | CCЗ № 344 «Кама» | Монастырский-1 | Санкт-Петербург | Валаамский монастырь | передан из ДКБФ ВМФ СССР 20.04.1990 в Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь | |
D-437 | Зых | ВМС Азербайджана | бывший Д-603 (б/н 659) из состава ККФл, передан в 1992 году | |||
D-438 | Зых | ВМС Азербайджана | ||||
1970 | БСС-223050 | КТОФ | ||||
БСС-522050 | КТОФ | исключен из состава флота в 2010 году | ||||
БСС-590050 | ДКБФ | |||||
БСС-810050 | КТОФ | |||||
1966 | Д-136 | ДКБФ | списан в 1990 году | |||
1966 | Д-153 | ККФл | списан в 1992 году | |||
1970 | Д-231 | ДКБФ | ||||
1967 | Д-319 | КТОФ | списан в 1996 году | |||
1970 | Д-332 | КТОФ | списан в 1996 году | |||
1969 | Д-343 | КТОФ | бортовой номер 679, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС | |||
1970 | Д-403 | ККФл | списан в 1994 году | |||
1970 | Д-445 | КЧФ | списан 22 августа 1993 года | |||
1970 | Д-512 | КТОФ | бортовой номер 692, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС | |||
1963 | Д-514 | ККФл | списан в 1990 году | |||
Д-516 | КЧФ | Д-516 передан 12.1975 «объект 805» | ||||
Д-530 | КЧФ | сдан на слом | ||||
1965 | Д-534 | ККФл | списан в 1992 году | |||
1970 | Д-536 | КТОФ | бортовой номер 682, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС | |||
Д-537 | КЧФ | Списан | ||||
Д-541 | КЧФ | заброшено, числится в резерве | ||||
Д-553 | КЧФ | списан в 1993 году | ||||
1969 | Д-572 | КТОФ | списан в 1996 году | |||
Д-580 | КЧФ | Д-580 передан 12.1972 «объект 505» | ||||
1965 | Д-596 | ККФл | списан в 1993 году | |||
Д-600 | КЧФ | Д-600 передан 12.1975 «объект 805» | ||||
Д-601 | КЧФ | Д-601 передан 12.1975 «объект 805» | ||||
Д-602 | КЧФ | Списан | ||||
Д-642 | ККФл | |||||
ОК-1405 | Опытовый катер | |||||
Т-141 | КТОФ | |||||
Т-178 | КТОФ | |||||
Т-201 | КТОФ | |||||
бывший Д-577 из состава КЧФ, в августе 1974 года продан на Кубу | ||||||
бывший Д-579 из состава КЧФ, в августе 1974 года продан на Кубу | ||||||
бывший Д-160 из состава КЧФ, в декабре 1975 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году | ||||||
бывший Д-171 из состава КЧФ, в декабре 1975 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году | ||||||
бывший Д-151 (б/н 564) из состава КЧФ, в мае 1979 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году | ||||||
бывший Д-152 из состава КЧФ, в 1981 году продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году | ||||||
1966 | бывший Д-134 из состава ДКБФ, в декабре 1981 года продан в ВМС Южного Йемена | |||||
1966 | бывший Д-135 из состава ДКБФ, в декабре 1981 года продан в ВМС Южного Йемена | |||||
бывший БСС-197050 из состава ДКБФ, в апреле 1992 года передан в Эстонскую | ||||||
1969 | Азовская судоверфь | Сладак | Архангельск | ООО «Экотэк-Бункер» | бывший Д-??? из состава КСФ, продан в ООО «Экотэк-Бункер» |
- В состав Черноморского флота в 1970-е годы вступило 6 катеров данного типа. Два из них в начале 1990-х были переданы Военно-морским силам Украины.
- Из состава ТОФ передан в МУП «Горводоканал» города Хабаровска 1 ДКА (1969 года постройки), новое имя «Будур»
- ГТ-908 (Хаб ССЗ, 1969 г. бортовой А-310) из 9-го экспедиционного отряда подводно-технических работ передан в 1992 году ФГУ Подводречстрой-9, в 2000-х годах разрезано/утилизировано.
Экспорт
На экспорт поставлено около 60 десантных катеров
- Алжир: 1 единица
- Ангола: В 1976 году поставлено 5 единиц
- Вьетнам: В 1979 году поставлено 27 единиц
- Гвинея: В июле 1974 года 30 единиц
- Гвинея-Бисау: В 1975 году 2 единицы, и в январе 1979 года 2 единицы
- Кампучия: В январе 1985 года 3 единицы (стр.№ 60, 61, 62)
- Куба: В 1967 году 5 единиц, в августе 1974 года 2 единицы («Д-577», «Д-579»).
- Северный Йемен: В 1971 году 2 единицы
- Сомали: В 1968 году 1 единица, в 1969 3 единицы[4] постройки ССЗ «Красные баррикады»
- Эфиопия: В мае 1979 года «Д-151», в 1981 «Д-152», в декабре 1975 «Д-160», «Д-171» в 1984 № 63, № 64 (после мая 1991 года 2 единицы (№ 63, № 64) ВМФ Эритреи — сейчас LST-63, LST-64[3], еще два в этоже время ушли в Йемен, другие списаны)
- Южный Йемен: В ноябре 1970 года 3 единицы, в декабре 1981 года 2 единицы из состава БФ (Д-134, Д-135)
Списание
После списания из ВМФ некоторые катера использовались в качестве гражданских судов.
В результате шторма 3 января 1993 года под Новороссийским портом в 8:15 утра из-за навала друг на друга затонули несколько десантных катеров. В том числе «Д-530» который в декабре 1992 года перевели из Потийской военно-морской базы. Позже «Д-530» был поднят и сдан на слом[5].
- СТ-4121 (зав.№ 39) принадлежащий ТОО «Кировец» сожжен на Сахалине
- 19?? — ПСКА-??? (б/н 743), Д-537, Д-602
- 1988 — 2 единицы принадлежащие Северному Йемену
- 1990 — Д-136, Д-514, зав.№ 718 (сейчас «Монастырский-3»)
- 1992 — Д-153, Д-534
- 1993 — Д-553, Д-445, Д-596
- 1994 — Д-403
- 1996 — Д-319, Д-332, Д-572
- 1998 — зав.№ 419, зав.№ 425
- 2006 — БСС-224050
В Соединённых Штатах
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011 года . |
ВМС США в прошлом также создавали некоторый эскизный проект подводного транспорта, но работы не заходили так далеко, как в СССР. В 1950-х годах был предложен проект 10000-тонной подводной лодки, 220 метров (720 футов) длиной и 38 метров (124 фута) шириной. Она должна была нести 2240 морских пехотинцев, доставляемых на берег с помощью неких транспортных платформ, способных двигаться со скоростью в 100 миль/ч (160 км/ч).
Экспорт
Грузия
2 единицы в 1992 году: MDK-01, 02 (бывшие Д-237, Д-293)[1].
Украина
L434. 1 июня 2020
1 единица: Вил (до 1.11.1997 Д-305), затем рейдовая сухогрузная баржа U763. Затем возвращен в класс десантных катеров, с 1998 U430, с 7.10.1998 «Сватово» № 537[1]. 1 июня 2020 после капремонта возвращен в строй с новым номером L434.
Северный Йемен
2 единицы проекта 1176Э в 1983 году: № 13, 14. Затем в составе флота объединённого Йемена[1].
Вооружение[ | ]
Боевой комплекс катера является дистанционно-управляемым боевым модулем разработки концерна «Калашников». Модуль имеет бронезащиту от пуль калибра 7,62 типа Б-32 и гиростабилизирован по двум осям что, повышает точность стрельбы во время качки. Сопровождение подвижной цели происходит автоматически, в системе сопровождения цели есть функция памяти, рассчитанная на 10 неподвижных целей[3]. На катерах может использоваться разное сочетание взаимозаменяемого вооружения[5]. В состав штатного вооружения входят[2]:
- Один пулемёт 12,7мм или один гранатомёт 40мм на вертлюжной установке;
- Четыре пулемёта 7,62мм, по два на борт;
- Четыре морские мины или пусковая установка управляемых ракет.
Также катера оснащаются лёгкими беспилотными летательными аппаратами (разведчиками) ZALA 421-16ЕМ которые могут передавать видео в режиме реального времени на расстоянии до 25 километров и в тёмное время суток[3].
От Илиона до Дарданелл
Высадку войск с моря придумали в незапамятные времена. Достаточно вспомнить самый распиаренный морской десант всех времён и народов — операцию 1-го ахейского корпуса по захвату плацдарма около укрепрайона «Троя».
Тогда всё было проще: мелкосидящие кораблики древних греков и прочих викингов не могли похвастаться выдающейся грузоподъёмностью и мореходностью, зато они умели запросто причалить к любому мало-мальски пригодному побережью и высадить свою «морскую пехоту».
Но всё хорошее когда-то заканчивается.
Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами — что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.
Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны
С этим надо что-то делать
Такое положение вещей продержалось более полутысячи лет, вплоть до Первой мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Англии это привело к появлению в 1915 году десантных лихтеров типа X, или «чёрных жуков», — 135-тонных самоходных барж.
В России пошли другим путём.
В том же году на Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «эльпидифоры» — десантные суда специальной постройки водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все суда в итоге перестроили в корабли других типов.
Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA (Landing Craft Assault) могли взять на борт 36 бойцов
Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 году был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до десяти тонн, а в 1938-м на вооружение приняли «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй мировой в Англии построили лишь девять единиц первого типа и 18 второго. Как говорится — не о чём.
К счастью, в Германии с этим оказалось ещё хуже.
Лишь прорвавшись летом 1940 года к Ла-Маншу, немецкие генералы начали наконец чесать репу на предмет: «а на чём мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?». Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях — и даже на Ладоге. Да и союзникам с ними пришлось столкнуться.
Немецкая быстроходная десантная баржа MFP (Marinefährprahm) тип D грузоподъёмностью до 140 тонн
Примечания[ | ]
- ↑ 123
Десантные катера «БК» (рус.)
(неопр.)
. SeaTech. - ↑ 12
БК-16 (рус.)
(неопр.)
(недоступная ссылка). Еврояхтинг. Архивировано 2 апреля 2016 года. - ↑ 123
БК-16 в период с 16 по 19 июня 2020 года был представлен на открытой экспозиции «Армии-2015» в подмосковной Кубинке (рус.)
(неопр.)
(недоступная ссылка). Еврояхтинг. Архивировано 6 апреля 2016 года. - ↑ 12Карпенко А. В.
Боевой катер специального назначения БК-16 (рус.)
(неопр.)
. журнал «НЕВСКИЙ БАСТИОН». - Боевая группа десантных катеров от «Калашникова» (неопр.)
. Военно-промышленный курьер (01.07.2015).