Артиллерийские катера пр. 1400А, 1400Мп пр. 1400Э – • (30)


В Советском Союзе

В СССР подводные лодки использовались для транспортировки грузов и перевозки людей во время обороны Севастополя. В отдельных случаях с подводных лодок производилось скрытное десантирование диверсионных и разведывательных групп, часто сопровождавшееся сложностями и потерями личного состава из-за неприспособленности субмарин для решения задач такого рода. В 1948 г. в отечественном ЦКБ-18 начали разрабатывать предэскизный проект 621

десантно-транспортной подводной лодки для скрытной перевозки десанта с боевой техникой и обеспечением. Многокорпусная лодка водоизмещением около 5850 тонн предназначалась для высадки 745 человек десанта, 10 танков Т-44, 3 самолётов Ла-5, 14 орудий и других грузов. Лодку планировалось оснастить артиллерийским вооружением, реактивными установками для поддержки десанта и катапультой для запуска самолётов. Рассматривались несколько вариантов энергетической установки, включая ПГТУ. В 1952—1953 гг. ЦКБ-18 разрабатывало также предэскизный
проект 626
дизель-электрической десантно-транспортный лодки для действий в арктических морях. Лодка водоизмещением около 3480 тонн предназначалась для перевозки 4 танков, 165 человек десанта или 330 тонн топлива. Однако, ни один из этих проектов так и не был реализован[1].

1 марта 1960 года Министром обороны Советского Союза было утверждено техническое задание, а в сентябре того же года — четыре варианта эскизного проекта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» были представлены на рассмотрение специалистов Министерства обороны.

Проект 621

Сразу после войны, в 1948 году в качестве десантного корабля для перевозки войск в тыл врага была предложена подводная лодка проекта 621. Имея водоизмещение в 5845 тонн, подводный гигант был бы одним из крупнейших подводных кораблей своего времени. Из-за значительных замечаний и технических сложностей в реализации проект был отклонён представителями ВМФ. В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с 3 прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. В нагрузке учитывался также вес 745 человек десанта.

  • Водоизмещение: нормальное — 5845 т
  • Длина (по КВЛ) — 147,5 м
  • Ширина (наибольшая) — 13,3 м
  • Средняя осадка — 6,3 м
  • Грузоподъемность — 1550 т
  • Глубина погружения, предельная — 160 м
  • Скорость надводная максимальная — 15 узлов
  • Скорость подводная максимальная — 8,4 узла
  • Автономность — 70 суток
  • Автономность непрерывного пребывания под водой — 600 часов
  • Дальность плавания 12-узловой надводной скоростью — 6000 миль
  • Дальность плавания 8,4-узловой подводной скоростью — 4200 миль
  • Дальность плавания 3-узловой подводной скоростью под аккумуляторами — 200 миль
  • Силовая установка — 4 дизеля суммарной мощностью 8000 л. с., 2 газотурбинных установки суммарной мощностью — 2730 л. с., 4 главных электродвигателя суммарной мощностью — 7200 л. с., 4 группы аккумуляторных батарей по 112 элементов в группе типа «46СУ», 4 винта
  • Экипаж — 160 человек
  • Вооружение: 3 рамки для реактивных снарядов (боезапас — 360 ракет на рамку); 2×2 57 мм ЗАУ СМ-24-ЗИФ; 1×2 25 мм ЗАУ 2М-8

Проект 664

Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Киселёва. Вооружение составляло шесть ТА калибром 533 мм, до 162 мин РМ-1, АПМ, «Серпей». В качестве корабля снабжения АПЛ могла транспортировать и передавать до 20 крылатых ракет П-5 или П-6 Строительство по крайней мере одной лодки проекта 664 было начато в Северодвинске в 1964 году, но потребность ВМФ в атомных ракетоносцах привела к прекращению работ[2].

Проект 748

В конце 1960-х годов было ещё одно предложение — проект 748. Это трехкорпусная подводная лодка была в теории способна нести до 3 плавающих танков ПТ-76 вместе с двумя БТР-60П, шесть ротных миномётов и до 470 солдат[3]. Подводная лодка должна была быть оснащена торпедным вооружением состоящим из четырёх 21 дюймовых(533 мм) торпедных аппаратов (от 18 до 20 торпед в запасе), а также зенитные орудия «земля-воздух» и ЗРК. Представленный заказчику эскизный проект утверждён не был.

Проект 717

К 1970 году в ЦКБ «Волна» был разработан проект многоцелевой минно-транспортно-десантной подводной лодки проекта 717, учитывающей опыт проектирования лодки проекта 748. Лодка имела надводное водоизмещение — 18000 т при длине 190м. Корабль предполагался атомным, имел трехкорпусную конструкцию и малую осадку при большой ширине, предполагалось строительство на «Севмаше», однако из-за приоритета других проектов и ограниченности стапельных мощностей постройка так и не была начата.

Идеи, предложенные в ходе этих проектов помогли при создании проектов транспортных атомных подводных лодок, которые предложены ЦКБМТ «Рубин» в 1990 году[4].

Представители проекта

Цвета таблицы:

списано или утилизировано
нет точных данных
в строю
Стр. №Год постр.ССЗНазваниеПрипискаВладелецПримечание
28ОК-1073КСФОпытовый катер
341970Азовская судоверфьБрянкаОчаковВМС Украиныбывший Д-455 (б/н 538) из состава КЧФ, передан в ВМСУ 15.04.1992, с 10.01.1996 — «Тарпан», с 07.10.1998 — «Брянка» (б/н U431)[2], в резерве с 2013 года
63LST-63построен для ВМС Эфиопии в 1984, после мая 1991 года перешел в ВМС Эритреи, под тактическим номером LST-63[3]
64LST-64построен для ВМС Эфиопии в 1984, после мая 1991 года перешел в ВМС Эритреи, под тактическим номером LST-64[3]
4031969Хабаровский ССЗБСС-224050КТОФсписан в 2006 году
4091969Хабаровский ССЗБСС-222050КТОФ
1969Хабаровский ССЗХабаровскАртель старателей «Восток-1»бывший СТ-1510, передан из состава ТОФ
4141969Хабаровский ССЗВостокЗеяАртель старателей «Восток-1»бывший СТ-3828, передан 23.04.2002
419Хабаровский ССЗБОХРАмурская флотилия, списан в 1998 году
425Хабаровский ССЗБОХРАмурская флотилия, списан в 1998 году
7181966CCЗ № 344 «Кама»Монастырский-3Санкт-ПетербургВалаамский монастырьпередан из ДКБФ ВМФ СССР 20.04.1990 в Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь
1966CCЗ № 344 «Кама»Монастырский-1Санкт-ПетербургВалаамский монастырьпередан из ДКБФ ВМФ СССР 20.04.1990 в Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь
D-437ЗыхВМС Азербайджанабывший Д-603 (б/н 659) из состава ККФл, передан в 1992 году
D-438ЗыхВМС Азербайджана
1970БСС-223050КТОФ
БСС-522050КТОФисключен из состава флота в 2010 году
БСС-590050ДКБФ
БСС-810050КТОФ
1966Д-136ДКБФсписан в 1990 году
1966Д-153ККФлсписан в 1992 году
1970Д-231ДКБФ
1967Д-319КТОФсписан в 1996 году
1970Д-332КТОФсписан в 1996 году
1969Д-343КТОФбортовой номер 679, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС
1970Д-403ККФлсписан в 1994 году
1970Д-445КЧФсписан 22 августа 1993 года
1970Д-512КТОФбортовой номер 692, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС
1963Д-514ККФлсписан в 1990 году
Д-516КЧФД-516 передан 12.1975 «объект 805»
Д-530КЧФсдан на слом
1965Д-534ККФлсписан в 1992 году
1970Д-536КТОФбортовой номер 682, с 30.06.1993 переклассифицирован в БСС
Д-537КЧФСписан
Д-541КЧФзаброшено, числится в резерве
Д-553КЧФсписан в 1993 году
1969Д-572КТОФсписан в 1996 году
Д-580КЧФД-580 передан 12.1972 «объект 505»
1965Д-596ККФлсписан в 1993 году
Д-600КЧФД-600 передан 12.1975 «объект 805»
Д-601КЧФД-601 передан 12.1975 «объект 805»
Д-602КЧФСписан
Д-642ККФл
ОК-1405Опытовый катер
Т-141КТОФ
Т-178КТОФ
Т-201КТОФ
бывший Д-577 из состава КЧФ, в августе 1974 года продан на Кубу
бывший Д-579 из состава КЧФ, в августе 1974 года продан на Кубу
бывший Д-160 из состава КЧФ, в декабре 1975 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году
бывший Д-171 из состава КЧФ, в декабре 1975 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году
бывший Д-151 (б/н 564) из состава КЧФ, в мае 1979 года продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году
бывший Д-152 из состава КЧФ, в 1981 году продан в ВМС Эфиопии, выведен из состава флота в 1991 году
1966бывший Д-134 из состава ДКБФ, в декабре 1981 года продан в ВМС Южного Йемена
1966бывший Д-135 из состава ДКБФ, в декабре 1981 года продан в ВМС Южного Йемена
бывший БСС-197050 из состава ДКБФ, в апреле 1992 года передан в Эстонскую
1969Азовская судоверфьСладакАрхангельскООО «Экотэк-Бункер»бывший Д-??? из состава КСФ, продан в ООО «Экотэк-Бункер»
  • В состав Черноморского флота в 1970-е годы вступило 6 катеров данного типа. Два из них в начале 1990-х были переданы Военно-морским силам Украины.
  • Из состава ТОФ передан в МУП «Горводоканал» города Хабаровска 1 ДКА (1969 года постройки), новое имя «Будур»
  • ГТ-908 (Хаб ССЗ, 1969 г. бортовой А-310) из 9-го экспедиционного отряда подводно-технических работ передан в 1992 году ФГУ Подводречстрой-9, в 2000-х годах разрезано/утилизировано.

Экспорт

На экспорт поставлено около 60 десантных катеров

  • Алжир: 1 единица
  • Ангола: В 1976 году поставлено 5 единиц
  • Вьетнам: В 1979 году поставлено 27 единиц
  • Гвинея: В июле 1974 года 30 единиц
  • Гвинея-Бисау: В 1975 году 2 единицы, и в январе 1979 года 2 единицы
  • Кампучия: В январе 1985 года 3 единицы (стр.№ 60, 61, 62)
  • Куба: В 1967 году 5 единиц, в августе 1974 года 2 единицы («Д-577», «Д-579»).
  • Северный Йемен: В 1971 году 2 единицы
  • Сомали: В 1968 году 1 единица, в 1969 3 единицы[4] постройки ССЗ «Красные баррикады»
  • Эфиопия: В мае 1979 года «Д-151», в 1981 «Д-152», в декабре 1975 «Д-160», «Д-171» в 1984 № 63, № 64 (после мая 1991 года 2 единицы (№ 63, № 64) ВМФ Эритреи — сейчас LST-63, LST-64[3], еще два в этоже время ушли в Йемен, другие списаны)
  • Южный Йемен: В ноябре 1970 года 3 единицы, в декабре 1981 года 2 единицы из состава БФ (Д-134, Д-135)

Списание

После списания из ВМФ некоторые катера использовались в качестве гражданских судов.

В результате шторма 3 января 1993 года под Новороссийским портом в 8:15 утра из-за навала друг на друга затонули несколько десантных катеров. В том числе «Д-530» который в декабре 1992 года перевели из Потийской военно-морской базы. Позже «Д-530» был поднят и сдан на слом[5].

  • СТ-4121 (зав.№ 39) принадлежащий ТОО «Кировец» сожжен на Сахалине
  • 19?? — ПСКА-??? (б/н 743), Д-537, Д-602
  • 1988 — 2 единицы принадлежащие Северному Йемену
  • 1990 — Д-136, Д-514, зав.№ 718 (сейчас «Монастырский-3»)
  • 1992 — Д-153, Д-534
  • 1993 — Д-553, Д-445, Д-596
  • 1994 — Д-403
  • 1996 — Д-319, Д-332, Д-572
  • 1998 — зав.№ 419, зав.№ 425
  • 2006 — БСС-224050

В Соединённых Штатах

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011 года

.

ВМС США в прошлом также создавали некоторый эскизный проект подводного транспорта, но работы не заходили так далеко, как в СССР. В 1950-х годах был предложен проект 10000-тонной подводной лодки, 220 метров (720 футов) длиной и 38 метров (124 фута) шириной. Она должна была нести 2240 морских пехотинцев, доставляемых на берег с помощью неких транспортных платформ, способных двигаться со скоростью в 100 миль/ч (160 км/ч).

Экспорт

Грузия

2 единицы в 1992 году: MDK-01, 02 (бывшие Д-237, Д-293)[1].

Украина

L434. 1 июня 2020
1 единица: Вил (до 1.11.1997 Д-305), затем рейдовая сухогрузная баржа U763. Затем возвращен в класс десантных катеров, с 1998 U430, с 7.10.1998 «Сватово» № 537[1]. 1 июня 2020 после капремонта возвращен в строй с новым номером L434.

Северный Йемен

2 единицы проекта 1176Э в 1983 году: № 13, 14. Затем в составе флота объединённого Йемена[1].

Вооружение[ | ]

Боевой комплекс катера является дистанционно-управляемым боевым модулем разработки концерна «Калашников». Модуль имеет бронезащиту от пуль калибра 7,62 типа Б-32 и гиростабилизирован по двум осям что, повышает точность стрельбы во время качки. Сопровождение подвижной цели происходит автоматически, в системе сопровождения цели есть функция памяти, рассчитанная на 10 неподвижных целей[3]. На катерах может использоваться разное сочетание взаимозаменяемого вооружения[5]. В состав штатного вооружения входят[2]:

  • Один пулемёт 12,7мм или один гранатомёт 40мм на вертлюжной установке;
  • Четыре пулемёта 7,62мм, по два на борт;
  • Четыре морские мины или пусковая установка управляемых ракет.

Также катера оснащаются лёгкими беспилотными летательными аппаратами (разведчиками) ZALA 421-16ЕМ которые могут передавать видео в режиме реального времени на расстоянии до 25 километров и в тёмное время суток[3].

От Илиона до Дарданелл

Высадку войск с моря придумали в незапамятные времена. Достаточно вспомнить самый распиаренный морской десант всех времён и народов — операцию 1-го ахейского корпуса по захвату плацдарма около укрепрайона «Троя».

Тогда всё было проще: мелкосидящие кораблики древних греков и прочих викингов не могли похвастаться выдающейся грузоподъёмностью и мореходностью, зато они умели запросто причалить к любому мало-мальски пригодному побережью и высадить свою «морскую пехоту».

Но всё хорошее когда-то заканчивается.

Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами — что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.

Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны

С этим надо что-то делать

Такое положение вещей продержалось более полутысячи лет, вплоть до Первой мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Англии это привело к появлению в 1915 году десантных лихтеров типа X, или «чёрных жуков», — 135-тонных самоходных барж.

В России пошли другим путём.

В том же году на Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «эльпидифоры» — десантные суда специальной постройки водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все суда в итоге перестроили в корабли других типов.

Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA (Landing Craft Assault) могли взять на борт 36 бойцов

Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 году был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до десяти тонн, а в 1938-м на вооружение приняли «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй мировой в Англии построили лишь девять единиц первого типа и 18 второго. Как говорится — не о чём.

К счастью, в Германии с этим оказалось ещё хуже.

Лишь прорвавшись летом 1940 года к Ла-Маншу, немецкие генералы начали наконец чесать репу на предмет: «а на чём мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?». Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях — и даже на Ладоге. Да и союзникам с ними пришлось столкнуться.

Немецкая быстроходная десантная баржа MFP (Marinefährprahm) тип D грузоподъёмностью до 140 тонн

Примечания[ | ]

  1. 123
    Десантные катера «БК» (рус.)
    (неопр.)
    . SeaTech.
  2. 12
    БК-16 (рус.)
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Еврояхтинг. Архивировано 2 апреля 2016 года.
  3. 123
    БК-16 в период с 16 по 19 июня 2020 года был представлен на открытой экспозиции «Армии-2015» в подмосковной Кубинке (рус.)
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Еврояхтинг. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  4. 12Карпенко А. В.
    Боевой катер специального назначения БК-16 (рус.)
    (неопр.)
    . журнал «НЕВСКИЙ БАСТИОН».
  5. Боевая группа десантных катеров от «Калашникова» (неопр.)
    . Военно-промышленный курьер (01.07.2015).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]