Самоходная мина


Немецкий «Голиаф» времён Второй мировой войны — наиболее массовая, широко известная и узнаваемая гусеничная самоходная мина

Гусеничная торпеда «Голиаф» Sd.Kfz.303a (вариант машины, оснащённый бензиновым двигателем) крупным планом
Самоходная мина

(
гусеничная торпеда
,
танкетка-торпеда
) — разновидность противотанкового оружия ненаправленного фугасного действия[сн 1][1]. В настоящее время не применяется.

Конструктивно представляет собой небольшую невооружённую беспилотную гусеничную машину, схожую с танкеткой, управляемую дистанционно и несущую заряд взрывчатого вещества, достаточный для пробивания танковой брони. В качестве силовой установки может иметь один или несколько электродвигателей либо двигатель внутреннего сгорания. Применяется из укрытия, управляется одним оператором по проводам либо при помощи радиосигнала; подрыв осуществляется командой оператора либо при наезде машины противника. Обезвредить мину можно путём расстрела после демаскировки, либо, в случае управления по проводам, путём их перерезания[1].

Описание

Эта гусеничная машина имела примерные размеры: 150×85×56 см. Конструкция несла 75—100 кг взрывчатых веществ и была предназначена для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий. «Голиаф» был одноразовым, так как он предназначался для самоликвидации. Сначала «Голиафы» использовали электрический двигатель, но поскольку они были дорогостоящими (3000 рейхсмарок) и их было трудно чинить, более поздние модели (известные как SdKfz. 303) использовали более простой и более надёжный бензиновый двигатель мощностью 12 л. с.. Хотя в общей сложности было произведено 7564 «Голиафа», это оружие не считали успешным из-за высокой стоимости, низкой скорости (9,5 км/ч), низкой проходимости, уязвимости провода и тонкой брони (10 мм), которая была не в состоянии защитить самоходную мину от любой формы противотанкового оружия. «Голиафы» поздних моделей стоили приблизительно 1000 рейхсмарок (Sd.Kfz. 302 приблизительно 3000 рейхсмарок) — для сравнения, 75-мм противотанковая пушка Pak 40 стоила 12 000 рейхсмарок.
SdKfz. 303
, конструкция Голиафа со ссылками на отдельные структурные группы.

В массовой культуре

  • В известном варгейме Warhammer 40,000 фракция Имперская Гвардия имеет возможность использования гусеничной мины «Циклоп», управляемой при помощи радиосигнала из машины управления (переоборудованной БМП «Химера»)[6]. Характеристики машины и её применение в игре крайне условны, однако в общих чертах повторяют таковые у реальных самоходных мин.
  • В кино гусеничную мину (немецкий «Голиаф») можно увидеть во втором фильме киноэпопеи Юрия Озерова «Солдаты свободы», по большей части посвящённом восстанию в Варшаве.

Применение

«Голиаф» использовался немецкой армией в течение Второй мировой войны (в частности, для разрушения баррикад во время Варшавского восстания).

Против РККА «Голиафы» впервые были применены летом 1943 года во время сражения на Курской дуге[1]. В дальнейшем, один из трофейных «Голиафов» был передан в состав организованной в 1943 году постоянной выставки трофейного вооружения в Москве (экспонировался под наименованием «германская танкетка-торпеда для борьбы с танками

»)[2]. С начала 1945 года интенсивность их применения увеличилась[3].

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Примечания

Сноски

  1. В ранних проектах самоходных мин предполагалось их использование преимущественно для прорыва укреплений противника.

Источники

  1. 1234Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И.
    Гусеничная торпеда // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 315—316. — 607 с.
  2. Torpille Terrestre. Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Проверено 12 июня 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
  3. Тип 98 «Я-И-Го». Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Проверено 12 июня 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
  4. Vehicules P. Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Проверено 12 июня 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
  5. Engin K. Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Проверено 12 июня 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
  6. Cyclops demolition vehicle (англ.). Forge World. Проверено 25 мая 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.

ТТХ

«Goliath E» Sd.Kfz. 302 «Gerät 67»«Goliath V»
Sd.Kfz. 303a «Gerät 671»Sd.Kfz. 303b «Gerät 672»
Общие данные
ПроизводителиBorgwardBorgward, Zündapp & Zachertz
Года производстваапрель 1942 — январь 1944апрель 1943 — сентябрь 1944с ноября 1944
Количество26504604325
Стоимость~3000~1000 RM
ТТХ
Масса370365 кг430 кг
Взрывчатые вещества60 кг75 кг100 кг
Длина/ширина/высота1,50 / 0,85 м / 0,56 м1,62 м / 0,84 м / 0,60 м1,63 м / 0,91 м / 0,62 м
Привод2 электродвигателя по 2,5 кВт (Bosch MM/RQL 2500/24 RL2)2-цилиндровый двухтактный двигатель; 703 см³ / 4500/мин, 12,5 л. с. (Zündapp SZ7)
Скорость10 км/ч11,5 км/ч
Топливоне применяется6
Радиус действия0,8—1,56—12 км (6—8 км по бездорожью)
Клиренс11,4 см16 см16,8 см
Ров[прояснить
]
60 см85 см100 см
Броня (передняя)5 сталь10 мм сталь

Безэкипажные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще в 1910-х гг. С подобной техникой экспериментировали многие.

Эпоха экспериментов с боевыми телемашинами 1910-е – 1930-е гг.

Так, в 1915 году французы разработали танкетку Torpille Terrestre для подрыва вражеских объектов. Безэкипажная Torpille Terrestre управлялась оператором при помощи проводной линии связи и подрывалась в нужный момент. А еще раньше, в 1909 году, француз Густав Габе успешно провел испытания радиоуправляемой торпеды для поражения надводных целей, но из-за некоторых недостатков и высокой стоимости его детище на вооружение армии так и не поступило.

Французская экспериментальная безэкипажная телетанкетка Torpille Terrestre (1915 г.)

У американцев тоже были подобные разработки. В 1918 году инженер Элмер Викерсхэм разработал телетанкетку с электроприводом. В 1922 году Э. Викерсхэм получил патент на свое изобретение, но в серию эта машина так и не пошла. Дело остановилось на изготовлении опытных образцов. Позже телеуправляемая безлюдная техника появилась в Советском Союзе и Японии. В СССР эксперименты с необитаемой боевой техникой начались в 1929 году и продолжались в течение 1930-х гг.

Электрическая телетанкетка Элмера Викерсхэма (США, 1918 г.)

Тогда у Советов появилась целая линейка экспериментальных безэкипажных танков: тип М (1929 г.), ТТ-18 (1929 г.), ТТ-27 (1932 г.), ХТТ-26 (1932 г.), ТТ-26 (1933 г.), ТТ-20, ТУ-20, ТТ-38 (1935 г.). И это еще не полный список советских телетанков. Некоторым из них довелось участвовать в реальных боях. В Японии в 1929 году был построен опытный телетанк «Нагаяма», а в 1937-м – «телетанкетки-подрывники» (Тип 98).

Японский радиотанк «Нагаяма» (1929 г.)

Между Первой и Второй мировыми войнами эта тема вызывала интерес у многих. Германия не стала исключением и, конечно же, не осталась в стороне. Активно экспериментировать с «боевыми телемашинами» немецкие инженеры начали в конце 1930-х гг. Это принесло свои плоды. К 1942 году появились несколько типов безэкипажных боевых танкеток: от самых скромных 400-килограммовых Goliath до 5-тонных B-IV. В рамках этого материала будут рассмотрены только самые известные и распространенные машины такого типа — «Голиафы».

«Голиафы» – первые крупносерийные телемашины

Дистанционно управляемые танкетки Goliath по внутриведомственному классификатору Вермахта носили индексы Sd.Kfz 302, 303a, 303b. Sd.Kfz – Sonder Kraftfahrzeug (Зондер Крафтфарцойг), что означает специальное транспортное средство.

Engine K Kegress — перспективная французская танкетка, послужившая прототипом для немецких Goliath

«Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской , которая с конца 1930-х гг. проводила изыскания в области телеуправляемых механизмов для нужд армии. Специалисты «Боргварда» разобрали французскую машину и тщательно ее изучили. На основе французских наработок была создана собственная телетанкетка, которую немцам удалось поставить на конвейер и наладить серийное производство. Стоит заметить, что до 1942 года такого никто в мире не делал. Таким образом, «Голиаф» стал пионером в этой области – первой серийной телемашиной.

Конструкция и принцип работы первой модели Sd.Kfz.302 (E-Motor)

Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два – для управления, один – для подрыва), в среднем – устройства и механизмы управления, в переднем – контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch и аккумуляторные батареи (напряжением 24В, общая емкость 100 А*ч). Два электродвигателя суммарной мощностью 5 КВт (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом приводили в движение гусеничную ленту.

Управление «Голиафом» осуществлял оператор из укрытия на расстоянии при помощи пульта, подключенного к машине посредством кабеля (длиной около 700 м). На пульте располагались два рычажка: справа вверху находился рычажок для поворотов машины влево или вправо; слева вверху – рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Взрыв осуществлялся поворотом ключа, который вставлялся в скважину на пульте, расположенную ниже рычажка контроля движения. Маневрируя при помощи рычажков пульта, оператор совершал подрыв танкетки в нужный момент, уничтожая при этом вражеский объект (вместе с танкеткой).

Танкетка модели Sd.Kfz.302 (E-Motor) могла нести заряд взрывчатки массой до 60 кг и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Проходимость 302-го оставляла желать лучшего, одной из причин был маленький клиренс и слабые моторы. Запас хода составлял всего 1,5 км, но это в идеале, на деле он редко превышал 1 км, т.к. в условиях бездорожья батареи быстро разряжались. Еще одним недостатком танкеток модели 302 была недостаточная защищенность от пуль. Корпус легко пробивался из пулемета или винтовки, не говоря уже про более мощные средства поражения.

Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerät 67, что переводится как изделие 67). Разработчики учли многие недостатки 302-й модели и попытались устранить их в следующей модели — Sd.Kfz.303.

Бензиновая версия «Goliath V» Sonder Kraftfahrzeug Sd.Kfz.303a/303b (Gerät 671, 672)

Стремясь снизить стоимость самоходных мин «Голиаф», в 1943 году немецкие инженеры провели ряд изменений в конструкции машин, после чего она получила индекс Sd.Kfz.303а (или Gerät 671). В первую очередь это коснулось силовой установки, электромотор заменили на более дешевый и простой бензиновый двигатель. Двухцилиндровый карбюраторный мотор Zündapp SZ7 имел рабочий объем 0.7 литра и развивал мощность 12 л.с. Его расположили в среднем отсеке корпуса танкетки. Бензин заливался в 6-литровый топливный бак, который разместили в заднем отсеке между катушкой с проводами и средним отсеком. Это позволило увеличить запас хода с 0,8-1,5 км до 6-12 км.

Аккумулятор разместили сбоку и прикрыли крышкой, рядом с ним находились воздушный фильтр и механизмы управления. Корпус модернизированного «Голиафа» почти не изменился в размерах (1,62 х 0,84 х 0,60 м), но получил более мощную защиту, теперь толщина стенок составляла 10 мм. Снаружи он также претерпел некоторые изменения, хоть и едва заметные. Несмотря на увеличенную вдвое броню, масса 303-го даже снизилась (видимо избавились от тяжелых батарей для электромоторов) до 290 кг (против 310 кг у 302-й модели). Это позволило увеличить массу заряда взрывчатки на 15 кг – до 75 кг, что значительно добавило разрушительной силы.

Изменения в конструкции позволили значительно увеличить клиренс: с 11,4 см до 16,0 см. Благодаря чему, проходимость «Голиафа 303а» по бездорожью была улучшена. Глубина преодолеваемого рва составила 85 см (против 60). Максимальная скорость 303-го осталась такой же – 10 км/ч. Как видно, изменения произошли существенные, что позволило значительно улучшить тактико-технические характеристики танкеток Goliath 303-й модели. Но самое главное, удалось снизить стоимость, причем втрое – с 3000 до 1000 марок.

Бензиновых танкеток модели 303а с апреля 1943 г. по сентябрь 1944 г. было выпущено 4604 штуки (на заводах фирм Borgward, Zündapp & Zachertz). Следующая и последняя модернизация была проведена в 1944 году. Модель получила индекс 303b (Gerät 672). Машина прибавила в размерах и весе: 1,63 х 0,91 х 0,62 м и 330 кг. Максимальная скорость увеличилась до 12 км/ч. Масса заряда взрывчатки достигла 100 кг. Клиренс подняли до 16,8 см, а глубина преодолеваемого рва увеличилась до 100 см. Всего «Голиафов» 303b было выпущено 325 штук.

Использование Голиафов

Первыми подразделениями, получившие «Голиафы», стали 811 и 815-я танковые инженерные роты, а также 600-й моторизированный батальон. Позже телетанкетки поступили в 627-ю инженерно-штурмовую бригаду.

В реальном бою самоходные мины Sd.Kfz.302/303 немцы впервые применили в июле 1943 года во время наступательной операции «Цитадель». Тогда в ход пошло все новейшее вооружение Вермахта: новейшие средние танки Pz-V (Panther), тяжелые танки Pz-VI (Tiger), тяжелые самоходки «Фердинанд». Вместе с этими тяжеловесами боевое крещение приняли и телетанкетки. Они входили в состав 654-го дивизиона истребителей танков, где к началу операции было 44 «Фердинанда». Дивизион находился в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса и воевал на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныры, где понес тяжелейшие потери. Большая часть «Фердинандов» была выведена из строя (в основном на минных полях).

Как проявили себя самоходные мины «Голиаф», точно не известно. О том, что их использовали можно судить по донесениям в Генштаб Красной Армии. В донесении были зафиксированы случаи применения немцами нового вида оружия – небольших гусеничных безлюдных машин со взрывчаткой на борту. Машины атаковали советские танки, взрываясь рядом с ними, наносили им повреждения и выводили из строя. Также, отмечалось, что танкетки немцев (русские их назвали танкетки-торпеды) атаковали и разрушали фортификационные сооружения Красной Армии.

Насколько успешным было применение «Голиафов» сказать трудно, но можно предположить, что все же некоторые результаты они показали. Иначе как объяснить тот факт, что в июле 1943 г. на Центральный фронт была отправлена разведгруппа (куда вошли и бронетанковые инженеры) с целью захвата танкеток-торпед для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ними. Советскими специалистами был выявлен ряд недостатков немецких телетанкеток, в их числе недостаточная проходимость и слабая защита. На основе этого были разработаны рекомендации по их уничтожению: разрыв кабеля, расстрел из всех видов вооружения, сжигание «Коктейлем Молотова», подрыв гранатой. Танкистам категорически запрещалось совершать наезд на танкетки и держаться от них на расстоянии.

Американские саперы осматривают захваченные в Нормандии «Голиафы» (SdKfz 302)

«Голиафы» рассматривались советской стороной, как современное и опасное оружие, которое могло нанести ощутимый ущерб, если вовремя не принять контрмер. Кроме Восточного фронта, немцы применяли телетанкетки также против американских и британских войск. Свидетельства этому – многочисленные фотографии союзников с захваченными «Голиафами».

hiswar.net

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]