Почему кипит тосол (антифриз), и что делать?

Охлаждающая жидкость состоит из антифриза, воды, специальных присадок, таких как ингибиторы коррозии, которые предохраняют у двигателя внутреннего сгорания систему охлаждения от процессов, которые непосредственно связаны с коррозией, а также предостерегают саму жидкость от различного рода негативных воздействий и от термохимического разрушения. Помимо этого, данная субстанция оберегают все смазываемые материалы для насоса охладительной системы транспортного средства (помпы).

Антифриз – это определенное соединение. При смешивании данного соединения непосредственно с водой температура замерзания смеси значительно падает. Таким образом, антифризом можно называть практически любой водный раствор неорганической соли (хлористый кальций, калий, натрий), спирт, анилин, гликоли, глицерин, карбинол и тому подобные химические элементы.

В современном мире основными охлаждающими жидкостями, которые применяются в автомобильном деле, являются жидкости, основной компонент которых является этиленгликоль. Данный элемент необходимо разбавлять водой в таких пропорциях: в соотношении этиленгликоль-вода – 1:1; 2:3, а также 1:2.

Пропилен-гликолевые антифризы носят характер менее токсичных веществ, а также имеют в своем арсенале значительно меньшую температуру кипения. Этим и объясняется высокая стоимость такого рода субстанции.

Все этиленгликолевые охлаждающие жидкости имеют определенные технические характеристики качества. В этом, собственно говоря, и заключаются отличия друг от друга: набор необходимых присадок, степень разбавления водой. Все охлаждающие жидкости, основу которых составляет гликоль являются очень ядовитыми элементами, если их принять внутрь. Из-за того, что на вкус они достаточно сладкие, зачастую такими химическими веществами отравляются домашние питомцы и дети. В некоторых определенных регионах всего мира было принято законодательство об обязательном производительном добавление горьких вкусовых добавок непосредственно в антифриз. Ощущения человека при отравлении такого рода веществом имеет непосредственное воздействие на центральную нервную систему. Таким образом возникает потеря координации движений, рвота и серьезная слабость. Лучшим антифризом является этиловый спирт, который имеет 40 градусов. В современности данный антифриз не получил широкого распространения, так как имеет очень высокую себестоимость, летучесть и воспламеняемость.

«Тосол» является торговым обозначением охлаждающей жидкости, основным отличием которой от других является качество не замерзания.

Разработана данная модель еще в СССР, тем не менее, в настоящее время данное слово стало уже нарицательным. Важно знать, что базисом Тосола является этиленгликоль. Тосол предназначается для того, чтобы охлаждать двигатели внутреннего сгорания у автомобилей в любое время года в пределах определенных температур, которые указаны в марках и моделях транспортных средств. Числа 65 и 40, которые стоят в марках жидкости Тосол, обозначают начало температуры замерзания модели и марки автомобиля. Самой низкой температурой, которая нужна для замерзания системы этиленгликоль-вода, является температура около –70 градусов.

Температура кипения тосола и другие его особенности

Чтобы перейти к особенностям данной жидкости необходимо разобраться в том, что же такое из себя представляет охлаждающая жидкость, а также для чего нужна такая жидкость в системе транспортного средства. Важно знать, что в моменты непосредственной работы и эксплуатации автомобилистом транспортного средства, некоторые особые отдельные элементы имеют качество сильного нагревания. Чтобы избежать вывод из строя такого рода устройств, собственно, и необходима специальная охлаждающая система автомобиля. Именно в эту систему заливается охлаждающая жидкость или, как ее принято называть автомобильным сленгом, незамерзайку.

В целом, если разобраться, то тосол можно свободно относить к одной из разновидностей антифриза. Тем не менее, все дело в том, что такого рода жидкость возникла только несколько десятилетий назад, когда появилась машина ВАЗ, а на тот момент она отличалась отменным высоким качеством.Если говорить о сегодняшнем положении всех вещей, то ситуация категорически изменилась. Это связано с тем, что на автомобильном рынку появилось новое «творение» — антифриз, качество которого в разы превышает качество отечественного тосола. Весь секрет данного отличия заключается в том, что как в одном, так и в другом типе охлаждающей жидкости присутствует комплекс определенных специальных присадок. В тосоле данные присадки подбираются функциональным образом, чтобы защитить все металлы (чугун, алюминиевые сплавы, медь, латунь), из которых создаются автомобили и двигатели ВАЗ от окисления.

Именно поэтому всем владельцам отечественных транспортных средств следует отдавать предпочтение отечественному производителю незамерзающей жидкости тосол. Антифриз по своей сути является импортной охлаждающей жидкостью. Исходя из этого более целесообразно будет использование данной жидкости для тех, автомобиль которых является иномаркой. Что касается непосредственно температуры замерзания, то она в обоих случаях достаточно подобна, только температура кипения антифриза составляет 120 градусов, а тосола – 110 градусов. Разница, казалось бы, не большая, но в периоды солнцестояния и летней жары она играет свою отведенную роль.

Почему кипит тосол и как это заметить?

Если происходит закипания жидкости тосол, то могут возникнуть самые печальные последствия. Именно из-за них может потребоваться огромное количество капиталовложения на частичной ремонт либо вообще на тотальную замену охлаждающей системы, или еще хуже – двигателя автомобиля. Понять, что данная проблема возникла у собственного транспортного средства не составит большого труда: из-под капота автомобиля по всем параметрам будет «вылетать» пар, помимо этого, мощность мотора значительно уменьшиться, в то время как расход топлива значительно увеличится. Помимо этого важно знать, что при частых закипаниях двигателя его срок эксплуатации значительно снижается. Иногда, такой показатель может достичь снижения срока в два или три раза.

Возникновение данной проблемы происходит по ряду определенных причин. Зачастую, данная неисправность возникает вследствие низкокачественной охлаждающей жидкости. Именно поэтому следует очень тщательно подбирать охлаждающую жидкость, не нужно гнаться за ценой, а следует приобретать ее лишь в надежных точках и автосервисах. Помимо этого, причинами такого явления являются засорение радиатора, нарушенная герметичность системы охлаждения и недостаточный уровень жидкости. Помимо этого, при выходе из строя вентилятора радиатора, термостата или помпы, могут возникнуть подобные проблемы, вследствие которых можно очень дорого поплатиться за собственную небрежность и рассеяность.

Рекомендуем: Подшипник ступицы переднего колеса — что это такое?

Как предупредить закипание тосола?

Помимо того, что важно было узнать о причине закипания тосола в расширительном бачке, существует не менее важное познание. Данная информация заключается в том, чтобы уберечь устройство от кипения, предотвратить этот процесс, как не наломать дров, если все же такая ситуация возникла у автолюбителя. Важно знать: если неожиданно для автовладельца охлаждающая жидкость закипела во время непосредственного движения транспортного средства, а из-под капота начал возникать характерный пар белого цвета, то необходимо срочно принять меры.

Первой помощью при таком раскладе дел будет незамедлительная остановка и дальнейшее охлаждение системы. После этого нужно немедля выявить причину, после чего, устранить ее как можно быстрее.

Существует элементарный метод, который способствует предотвращению возникновения такого рода ситуации. Самый простой способ заключается в постоянном бережном отношении к автомобилю, своевременном техническом обслуживании транспортного средства, а также в ежедневной процедуре проверки состояния автомобиля. В тех случаях, если возникает даже минимальный намек или предпосылка к возникновению «болезни», необходимо немедленно все пресекать и лечить. Помимо этого, важным элементом является использование качественной жидкости. Именно высококачественные субстанции могут быть универсальными и подходить под все виды автомобилей. Важно, что в моменты своего передвижения двигатель внутреннего сгорания нагревается до температуры в 90 градусов, в то время как тосол способен забирать около трети данного тепла. Именно поэтому важность такого рода жидкости для успешного функционирования транспортного средства очень тяжело переоценить. По значимости ее можно прировнять к моторному маслу или тормозной жидкости. Следовательно, вся система охлаждения в транспортном средстве играет одну из важнейших ролей.

Немного физики

Говорить о температуре закипания антифриза в конкретике тосола некорректно, поскольку, во-первых, тосол имеет определённый химический состав, и его теплофизические характеристики определяются не только температурой, но и давлением. Во-вторых, тосол, создававшийся в своё время исключительно под двигатели отечественного производства, содержит присадки, которые обеспечивают не только эксплуатацию автомобиля при пониженных температурах, но и его защиту от ряда неблагоприятных факторов:

  • коррозии;
  • износа;
  • кавитации.

Смазывающего действия тосол, в отличие от антифризов, не оказывает, а снижение износа достигается вследствие уменьшения температуры подвижных элементов привода, при росте которой выбираются зазоры, и коэффициент трения естественным образом увеличивается.

Если с допустимой температурой всё более-менее ясно (не более 90ºС), то с давлением в двигателе дело обстоит сложнее. Для обеспечения защиты двигателя от перегрева тосол прокачивается при повышенных давлениях, что сказывается и на температуре жидкости. Для большинства марок фактическое давление в блоке цилиндров не менее 1,2…1,3 ат: именно тогда, согласно закону Клаузиуса, температурный максимум, необходимый для кипения жидких сред, возрастает. Таким образом, теоретически допустимая температура кипения охлаждающих жидкостей может составлять 110…112ºС.

Отличия между тосолом и антифризом по рабочим качествам

Тосол по своим рабочим характеристикам отличается от антифриза: стоит помнить, что советский хладагент сделан по устаревшему рецепту и достаточно быстро утрачивает свои характеристики при достижении высокой температуры. Также советский хладагент не способен служить полноценной заменой антифризу и не в состоянии защитить мотор автомобиля при достижении им значения температуры в 100 градусов.

Важно еще учитывать: если вы планируете делать замену антифриза в своей иномарке, то помните, что цвет поможет в выборе нужной смеси для мотора и в целом может являться лучшим отличительным признаком компании, занимающейся разработкой и изготовлением хладагентов для мотора.

Антифриз по своей общей консистенции слегка жидковат в сравнении с тем же тосолом и поэтому походит на воду.

Как отличить один хладагент от второго? Чтобы можно было более точно узнать, что вы приобрели для машины и обезопасить свой мотор от подделки и возможных поломок в процессе эксплуатации авто — постарайтесь обратить внимание на размер тары, в которой собственно храниться смесь в виде хладагента. Например, многие компании с определенной репутацией стараются ей дорожить и наносят на канистры определенный тип обозначений с вдавленными литерами и многоступенчатой этикеткой.

Что делать при закипании Тосола

Если антифриз начал кипеть, из-под капота выходит густой дым, а датчик температуры мотора показывает более 100 °C, то нужно немедленно действовать. Во-первых, необходимо сразу же снять нагрузку с двигателя. Для этого включаем нейтральную передачу и плавно останавливаемся, не выключая двигатель. В тот же момент нужно включить вентилятор или печку, чтобы силовой агрегат машины быстрее остыл. Глушим двигатель только после того, как автомобиль окончательно остановился, но печку оставляем включенной.

Дым из-под капота авто

Далее открываем капот автомобиля, чтобы обеспечить обдув двигателя воздухом, и ждем около 20–30 минут. Ни в коем случае не открывайте расширительный бачок, иначе антифриз может мощным потоком брызнуть вам в лицо! После того как мотор остыл, нужно вызвать эвакуатор. Если такой возможности нет, нужно выполнить следующие действия.

Для начала открываем расширительный бачок и доливаем небольшое количество антифриза. Далее заводим авто и медленно двигаемся в сторону ближайшей мастерской. В процессе езды нужно внимательно контролировать температуру двигателя. Если стрелка датчика подходит к отметке в 100 °C, то машину нужно остановить и лишь через некоторое время продолжить движение.

Доливание антифриза в расширительный бачок

В случае если у вас уже есть опыт ремонта охлаждающей системы, можно попытаться устранить проблему своими руками. Для этого нужно прочистить радиатор охлаждения, заменить помпу и вентилятор. После этого необходимо отключить патрубки от термостата и ликвидировать воздушную пробку. В случае необходимости, нужно заменить датчик температуры охлаждающей жидкости. Однако лучше всего подобные работы доверить специалистам. Вам же следует постоянно следить за температурой силового агрегата и быть уверенным в том, что кипения и замерзания хладагента в вашем авто не произойдет.

Почему кипит тосол (антифриз), и что делать?

Каждому автолюбителю важно знать причины, по которым закипает тосол, и что необходимо предпринимать в этой ситуации. Сложности, как правило, возникают из-за нескольких причин, которые возникают из-за нескольких неисправностей автомобиля. Итогом таких неисправностей становится перегревание мотора и, в некоторых случаях, его разрушение.

Если пользоваться данными физических свойств, температура закипания антифриза должна быть 100 градусов. Хотя, бывает, что производители автомобилей повышают это значение выше — до 108 градусов. Это относится и к обычным видам антифриза, которые также закипают при этой температуре. Установить этот параметр, с погрешностью до одного градуса, не представляется возможным, потому что это зависит от каждого производителя по отдельности.

Виды неисправностей, при которых закипает тосол и антифриз

Неисправности могут быть следствием поломок в нескольких узлах вашего автомобиля. Рассмотрим эти варианты ниже:

Помпа

Причина по которой закипел антифриз, могла быть следствием того, что были нарушения функционирования водяного насоса, идущего к системе охлаждения. Эта неисправность происходит в двигателях с вращающимся шкивом помпы от ремня ГРМ. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, необходимо следить за ременной передачей, а именно за ее натяжением, и при ее ослаблении, предпринимать ее настройку. В других случаях, скорость движения антифриза по системе становится меньше, что приводит к ухудшению отвода тепла, непосредственно от двигателя.

Радиатор охлаждения

В случае закипания в вашем автомобиле тосола, рекомендуется обратить внимание на радиатор охлаждения. Рассмотрим причины, по которым радиатор может быть неисправен:

  1. В патрубках, идущих к радиатору может появиться накипь, которая находясь на внутренних стенках, снижает нужную теплопроводность трубок. Следствием этого становится то, что антифриз медленнее охлаждается и не достаточно отводит тепло.
  2. Радиатор изнутри может быть загрязнен мусором, который может попадать непосредственно в охлаждающую жидкость. Из-за этого пропускная способность частично снижается, и система становится неэффективна.
  3. Ваш автомобиль перемещался продолжительное время с относительно маленькой скоростью. Эта проблема возникает при эксплуатации автомобиля в больших городах (пробки), или в условиях бездорожья. В результате этого, автомобиль продолжительное время передвигается медленно, и воздушного потока, который идет по радиатору, недостаточно при охлаждении. Если у вас в автомобиле закипел тосол, стоит обратить внимание на вентилятор, который мог не включиться при повышении температуры.

Так выглядит забитый радиатор

Термостат

Еще один вариант, при котором может закипеть антифриз, может быть неисправность устройства термостата, который контролирует температуру. При этой неисправности клапаны остаются также, в фиксированной позиции, и при этом тосол ходит по малому кругу. Проще говоря, он не охватывает сам радиатор. Недостаточная циркуляция приводит к тому, что охлаждающая жидкость из-за этого быстро перегревается. Если у вас все же закипел антифриз, то в расширительном баке нужно приоткрыть крышку, делая это осторожно. Это, позволит покинуть систему избыточным парам.

Чтобы удостовериться, исправен ли термостат, или он вышел из строя, необходимо под капотом найти два патрубка, которые идут непосредственно к устройству. По ним антифриз непосредственно поступает к радиатору и от него. Дотроньтесь до шланга, по которому к радиатору идет антифриз, чтобы сравнить его с патрубком который идет от радиатора. Если он горячее, то термостат нужно сменить.

Также причиной закипания тосола, может быть его малый объем, который проверяется по отметкам, находящимся в бачке. Вполне вероятна и поломка вентилятора.

Чем может грозить закипание

Отдельные автолюбители недостаточно понимают последствия перегревания антифриза для мотора и продолжают эксплуатацию автомобиля. Все это может привести к повреждению двигателя, а также к ряду других поломок. Существуют три параметра перегрева мотора, из-за того что закипает тосол. Это, слабый нагрев, а также средний и сильный. Рассмотрим каждый подробнее.

Слабый перегрев

У вас закипел антифриз, и с момента этой неисправности прошло немного времени, не более 10 минут, то проблемы с двигателем исключены. Причиной этой неисправности может являться неисправность термостата, а также вентилятора, находящегося на радиаторе.

Если на вашей приборной панели, непосредственно сигнал датчика показал перегрев, необходимо тут же заглушить двигатель. В обратном случае, в вашем моторе поршни начнут плавиться. Для современных автомобилей не является опасностью, если зафиксирован слабый перегрев. Именно поэтому, автомобилисту необязательно, в таком случае обращаться за помощью в автомастерскую. Это актуально даже если у вас из под капота произошел выход дыма.

Средний перегрев

При кипении тосола на протяжении 20 и более минут, автомобилист может столкнуться с более серьезными проблемами:

1. Могут появиться микротрещинки, может деформироваться головка, непосредственно блока цилиндров.

2. Блок цилиндров двигателя и головка. Между ними находится прокладка. Она может расплавиться и прогореть.

3. Кольца поршней. Между ними перегородки. Они могут быть повреждены.

4. Сальники. В них может происходить течь масла.

Представленные выше стадии перегрева могут быть следствием невысокого уровня обслуживанием автомобиля.

Расширительный бачок и закипание в нем тосола

Сильный перегрев

Эта неисправность может вывести двигатель из строя. Если у вас закипел тосол и температура двигателя превышает все допустимые значения, то подвергаются опасности все детали и механизмы мотора. Это не все беды, которые могут подстерегать автолюбителя. Если вовремя не остановить двигатель, возможен его взрыв, и последствием этого может быть возникшая опасность как для самого водителя, а также для его пассажиров и посторонних участников движения.

Стоит признать, что данная ситуация, к счастью происходит редко, и зачастую у автомобилиста остается время на то чтобы принять необходимые меры. При сильном перегреве, происходит эффект «волны разрушения». Она воздействует на почти все элементы системы. Загораются, а затем, начинают плавиться поршни. После этого металл начинает капать, повреждая стенки цилиндров. Затем, возникают помехи, которые мешают нормально перемещаться поршням, и из-за этого они деформируются.

Если двигатель продолжает функционировать при деформированных поршнях, это приводит к поломке системы смазки. В масле, внутри двигателя исчезают смазывающие качества, следствием этого происходит поломка трущихся деталей двигателя. Продукты расплавления попадают непосредственно на коленчатый вал и препятствуют его оптимальному вращению.

Результатом представленных событий, становится то, что клапанные гнезда просто напросто вываливаются, после чего поршни, механическим образом воздействуют непосредственно на коленвал, который из-за этого разрушается. В конце концов, поршень проходит сквозь стенку, находящуюся в блоке цилиндров, и после этого двигатель полностью выходит из строя.

Что делать если у вас закипел тосол или антифриз?

Мы уже описали ситуации, которые крайне опасны, но при грамотных действиях их можно избежать, в случае неисправности.

В случае закипания антифриза, и при повышении значений температурного датчика выше необходимых 100 градусов, нужно выполнить следующие действия:

  • Разгрузите двигатель, переведя рычаг КПП в нейтральное положение, двигая его, пока автомобиль не прекратит движение. Затем, включите обогрев, а также вентилятор, это поможет понизить температуру двигателя.
  • После остановки машины, заглушите двигатель, но печку не отключайте. Она быстрее поможет процессу охлаждения.
  • Выйдите из салона автомобиля и не спеша поднимите крышку капота. После этого к перегретым устройствам будет поступать большее количество прохладного воздуха. Подождите определенное время. Ни в коем случае нельзя сразу откручивать крышку, которая находится на расширительном бачке, потому что находящаяся там раскаленная жидкость, выплеснувшись, обожжет вам руки или другие участки кожи.
  • Через пол часа, остановите автомобиль, который поможет вам на тросе добраться в ближайший СТО или вызовите эвакуатор.

После того как двигатель охладился, вам необходимо открыть крышку расширительного бачка, и добавить тосол до нужного уровня. Печка при этом включена. Обратите внимание на объем жидкости в бачке системы. Если тосола недостаточно, сразу не добавляйте новую жидкость, потому что быстрое изменение температуры может спровоцировать проблемы в системе.

Во время движения контролируйте температуру двигателя, значения которой должны быть рабочими. В случае если она больше 100 градусов, выключите мотор, и подождите, пока он не охладится. Если не предпринять этих действий, тосол закипит, и после этого произойдет повреждение главных узлов двигателя автомобиля. Последствием этого может быть замена прокладки, находящейся в блоке цилиндров, а также может привести капитальному ремонту всего двигателя.

Видео: ВАЗ 2110. Что делать, если тосол кипит при 85 градусах?

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Что делать в случае закипания?

Если кипит «Тосол», из-под капота идет дым, а стрелка датчика температуры двигателя показывает больше 100 градусов, то необходимо делать следующее:

  • для начала нужно сразу же перестать нагружать мотор. То есть нужно включить нейтральную передачу и двигаться до полной остановки, при этом не глуша двигателя. Одновременно включите печку или вентилятор, чтобы двигатель хоть немного остыл;
  • после остановки транспорта двигатель необходимо заглушить, но печку при это выключать не нужно. Работающая печка позволит немного остудить двигатель;
  • откройте капот машины, чтобы обеспечить обдув мотора воздухом;
  • затем нужно подождать 20-30 минут;
  • категорически не рекомендуется раскрывать расширительный бачок с охлаждающей жидкостью, иначе горячий антифриз может просто брызнуть потоком из него и обжечь кожу водителя;
  • когда прошло 30 минут, ищите кого-нибудь, кто отвезет вас на станцию техобслуживания. Автомобиль можно взять на буксир или вызвать эвакуатор;
  • если ехать на СТО не вариант, то открывайте расширительный бачок и доливайте хладагент, после чего закрывайте капот и поезжайте до ближайшего СТО с включенной печкой. Посмотрите, сколько жидкости в расширительном бачке. Если ее нет, то не спешите заливать хладагент: резкое охлаждение вредно для системы. При этом необходимо контролировать температуру мотора: если она превысит 100 градусов, то останавливайте машину и ждите, пока температура не спадет. Если температура несколько раз переходит за отметку в 100 градусов, то есть вероятность поломки мотора. Если мотор троит, то необходимо поменять у блока цилиндров прокладку;

Осадок в патрубке после использования некачественного хладагента

Рекомендуем: Заправочные и смазочные работы

Если владеете необходимыми знаниями, то поломку можно попытаться устранить на месте.

Для этого нужно провести диагностику деталей и при необходимости заменить:

  • термостат;
  • прочистить радиатор охлаждения;
  • заменить помпу;
  • поменять вентилятор;
  • отсоединить патрубки от термостата и избавиться от воздушной пробки;
  • заменить датчик температуры антифриза.

Такие работы лучше доверить специалисту, если не уверены в своих силах. За температурой двигателя необходимо следить постоянно и не допускать возникновения таких неисправностей, но если он закипел, то выполните шаги, описанные выше.

При какой температуре кипит тосол и антифриз

Тосол по своей сути является разновидностью антифриза и появился на рынке десятки лет назад вместе с появлением первых ВАЗовских автомобилей. На то время он обладал отличными характеристиками. Каждая охлаждающая жидкость отличается от другой жидкости наличием определенного вида присадок, призванных защищать элементы двигателя от коррозии и износа. Присадки, находящиеся в тосоле наилучшим образом подходят для вазовских двигателей. Антифриз отличается лучшим качеством и предназначен для двигателей импортных автомобилей.

Чтобы различать разновидности ОЖ, в них добавляют красители. Обычно это красный, синий или зеленый цвета. Благодаря этому, а также тому, что расширительные бачки делаются из полупрозрачного пластика, водитель быстро и безошибочно может определить, достаточно ли охлаждающей жидкости находится в системе. Когда ОЖ теряет свой первоначальный цвет, это говорит о том, что пришло время её замены. Далее я расскажу о том, в каких ситуациях может кипеть тосол.

Температура замерзания у тосола и антифриза одинакова (зависит от концентрации ОЖ), а температура кипения тосола несколько отличается от температуры кипения антифриза. Для тосола температура кипения составляет 110 °С, а для антифриза чуть выше – 120 °С. Разница температур небольшая, но в жаркое летнее время может иметь существенное значение.

Вышеуказанные значения температуры кипения антифриза и тосола верны для полностью исправной системы охлаждения мотора. Если же в тосоле или антифризе находятся посторонние примеси или крышка расширительного бачка утратила свою герметичность, температура закипания может быть ниже.

Как система охлаждения удерживает температуру в заданных пределах

Начнем с того, что после запуска холодного двигателя помпа (водяной насос) принудительно заставляет ОЖ циркулировать по каналам системы охлаждения. При этом каналы можно разделить на большой и малый круг.

Малый круг ‑ циркуляция происходит внутри блока цилиндров и ГБЦ. Большой круг — жидкость попадает в радиатор охлаждения. За открытие большого круга отвечает термостат, который на холодном ДВС полностью закрыт. По мере нагрева жидкости термостат начинает открываться, после чего тосол или антифриз попадает в большой круг.

К тому моменту, когда жидкость прогреется до 80-90 градусов, термостат будет полностью открыт и жидкость начнет циркулировать только по большому кругу. После того, как температура понизится, термостат частично или полностью закроется. В двух словах, это и есть схема регулирования рабочей температуры двигателя и ОЖ.

Параллельно на двигателе установлен датчик контроля температуры охлаждающей жидкости. Этот датчик, при необходимости, задействует воздушное охлаждение, посылая сигнал на включение вентилятора.

Что касается свойств ОЖ, кипение в условиях атмосферного давления начинается при 108-110 градусах. Однако перед началом кипения в системе начинают образовываться паровые пробки, которые нарушают работу системы охлаждения ДВС. В результате может произойти перегрев мотора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что нужно знать об охлаждающей жидкости, которая используется в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Из этой статьи вы узнаете о свойствах, составе и особенностях ОЖ, различных типах жидкостей, особенностях их смешивания и т.д.

Чтобы минимизировать риски, в систему интегрирован расширительный бачок, который также имеет специальные клапаны. Если давление в системе растет выше заданных пределов, тогда открывается выпускной клапан. Так удается избавиться от активного образования пара.

Еще после нагрева (во время остывания двигателя) объем ОЖ также уменьшается, в системе образуется разрежение. В этом случае открывается впускной клапан, чтобы уравнять разницу давлений.

Важно понимать, что поломка выпускного клапана приведет к тому, что температурный порог кипения ОЖ в системе будет снижен. Если клапан полностью заклинит, тогда избыточное давление может стать причиной разрыва патрубков и повреждений радиатора, течей антифриза и т.д.

Применение хладагента

Качество охлаждающей жидкости сильно влияет на показатели теплопроводности, рабочей и максимальной температуры использования. Для определения точки кипения антифриза нужно обращать внимание на качество. Например, температура кипения тосола «А 40» составляет 108−110 градусов.

Порой автолюбителям попадается некачественная жидкость, которая закипает даже раньше, чем вода. Снизить вероятность покупки подделки поможет только приобретение марки тосола или антифриза, уже использовавшейся.

У любого тосола температура закипания зависит от давления. Как правило, при повышенном давлении верхняя граница смещается вверх. Застывает охлаждающая жидкость при сорока-шестидесяти градусах ниже нуля. Обычно тосол меняют по прошествии двух-трёх лет либо каждые восемьдесят тысяч километров пробега.

Вода и тосол

В первых моделях автомобилей для охлаждения систем двигателя использовали обычную воду. Но при ста градусах жидкость кипит, поэтому в условиях повышенных нагрузок она весьма неэффективна. Да и к тому же вода замерзает при нулевой отметке термометра. Этот факт не раз становился причиной различных поломок автомобиля в зимнее время.

Химики совместно с инженерами долго думали над проблемой и нашли решение. Новая жидкость — антифриз — обладает температурой кипения в 108—125 градусов Цельсия. Конечно, разброс в значении достаточно велик, но цифра зависит от типа присадок в составе, давления в системе и общего качества жидкости.

Самый дешёвый тосол производят с нарушением традиционной технологии, что влияет на состав и свойства. Иногда водители жалуются на жидкости, которые кипят при отметке в восемьдесят пять градусов. Несомненно, это опасно для автомобиля. Иногда лучше залить в бачок дистиллированную воду, нежели непонятную смесь. Не стоит слишком экономить на антифризе, ведь ремонт автомобиля в итоге может обойтись намного дороже.

Зависимость от давления

При атмосферном давлении качественный тосол кипит, достигая отметки в 180−110 градусов. Но повышенное давление в системе увеличивает и максимально допустимое значение для кипения жидкости.

При исправной работе системы верхняя граница для тосола может быть сдвинута до плюс 130 градусов. Конечно, система при этом должна быть полностью герметичной. Бак с антифризом должен быть плотно закрытым. Это во многом зависит от исправности клапана на крышке расширителя. Негерметичная система охлаждения способствует тому, что тосол быстро перегревается. Под давлением антифриз увеличивает запас устойчивости к перегреву двигателя.

Температура кипения тосола

Изначально, на первых автомобилях, в качестве охлаждающей жидкости, применялась вода. Температура кипения воды равняется 100 градусам Цельсия. Причины, по которым от воды было принято решение отказаться, крылись в ее низкой температуре кипения, не рассчитанной на большие нагрузки, и ее замерзание зимой. Ведь при замерзании, она превращалась в лед, а ее объем значительно расширялся. Такие явления приводили к тому, что блок цилиндров просто трескался и из строя выходил целиком весь двигатель, блок которого можно было только заменить.

Такие недостатки отсутствуют в тосоле. Дело в том, что тосол обладает определенным химическим составом, который позволяет ему выдерживать достаточно низкие температуры, что дает возможность нормальной эксплуатации автомобиля зимой. Кроме того, температура кипения тосола значительно выше, чем у воды и составляет 125 градусов Цельсия.

Тем не менее, такая величина как температура может варьироваться от 108 до 125 градусов. Это связано с химическим составом охлаждающей жидкости, который, соответственно и меняет температуру кипения. Изменение состава делает производство тосола более экономичным, цена на него падает, но при этом, снижается и температура кипения. Поэтому, при покупке тосола не стоит уделять особое внимание экономии, так как от этого будет зависеть правильно охлаждения вашего двигателя.

Следует быть особо осторожным к тосолу с качественным не соответствием. Обычно, такая охлаждающая жидкость стоит довольно-таки мало, что и является заманчивым для водителей. Однако температура кипения некоторых экземпляров и вовсе составляет 85 градусов, что является опасным для двигателя автомобиля. Поэтому, проявляйте осторожность и не покупайте некачественную охлаждающую жидкость. Этим вы сэкономите большое количество нервов и денег.

Теплофизические свойства тосолов отечественного производства

В двигателях российского производства целесообразно использование тосолов торговых марок Феникс, Sintec и им подобных. Их пределы работоспособности таковы:

  1. Для тосола А40М: -40…+108ºС.
  2. Для тосола А65М: -65…+108ºС.
  3. Для тосола А60М: -60…+105ºС.
  4. Для тосола TL-30 Premium: -30…+108ºС.

При температурах в двигателе, выше, чем указанные, тосол закипает.

Коэффициент объёмного расширения тосола – в пределах 1,09…1,12. Прочие показатели определяются техническими требованиями ГОСТ 28084-89.

Возможную температуру закипания тосола оценивают также и по величине давления:

  • При Р = 1 ат Tкип = 105ºС;
  • При Р = 1,1 ат Tкип = 109ºС;
  • При Р = 1,3 ат Tкип = 112ºС.

Основным производителем тосолов в стране является ПКФ «МИГ и Ко» (г. Дзержинск, Нижегородской обл.).

При какой температуре замерзает антифриз

Имея понятие об условиях, при которых Тосол кипит, совсем не лишним будет узнать, при какой температуре он замерзает. Итак, что такое температура замерзания охлаждающей жидкости? Может показаться, что это не сложный вопрос. Ведь если антифриз кипит при 100 °C, то замерзать он должен при 0 °C. Здесь есть некоторые нюансы.

Температура замерзания тосола

Рекомендуем: Плюсы и минусы коробок передач: что выбрать механику, автомат, вариатор или робот

Тосол производят десятки компаний по всей территории России. У каждой из них свои секреты создания антифриза, разный состав и количество примесей, и, соответственно, они указывают разные условия для использования своей продукции. Узнать, при какой температуре происходит замерзание Тосола, очень просто. К примеру, если на упаковке антифриза указана маркировка ОЖ-40, то это значит, что замерзание такого состава начинается при температуре –40 °C.

Маркировка ОЖ-40 на упаковке жидкости охлаждения

В автомагазинах можно найти жидкости с маркировкой ОЖ-20, ОЖ-60 и другие. Однако самым оптимальным будет антифриз с надписью ОЖ-40. Такие антифризы можно использовать при любых условиях и в разных регионах нашей страны. Они эффективно охлаждают двигатель машины. Как показывает практика, особенно хорошо антифриз такой марки работает в сочетании с моторным маслом Тотал. Вместе они снабжают силовой агрегат всем необходимым, обеспечивая стабильную работу силового агрегата.

При какой вязкости кипит антифриз?

График по общей зависимости показателя вязкости от значения температуры


Картинка удивляет, поскольку жидкости, даже в том случае, если они относятся к одному типу и имеют один оттенок, никогда не стоит перемешивать между собой.

В самом же деле, хладагент делается практически всегда в одинаковом оттенке, иными словами, антифриз обычно не имеет какого-либо цвета, но уже на последнем этапе изготовления компании — производители добавляют в него простой краситель определенного оттенка, ради того, чтобы придать смеси какой-то особый либо индивидуальный оттенок.

Можете кстати не думать на эту тему, поскольку никакой краситель практически никогда не снижает рабочих качеств мотора и не влияет на свойства антифриза.

Также нередко ходят такие слухи, что в тосол так же компании вливают определенные смазывающие смесь добавки, это по своей сути тоже всего лишь слухи, которые не имеют с реальностью ничего общего.

Что же по поводу средней температуры замерзания смеси, то температура закипания тосола составляет около – 110 градусов, а температура закипания антифриза около – 120 °С. При этом различия вроде особо не заметны, однако во время уличной жары это играет определенную роль.

Температура и причины кипения

Кипение жидкости в двигателе является довольно распространенной поломкой, возникающей в результате каких-либо неисправностей в системе охлаждения. Если двигатель закипает, то движение транспортного средства категорически запрещается, поскольку при частом кипении двигатель может и вовсе выйти из строя. Тогда автовладельцу может даже не помочь и капремонт.

Неисправностей, по которым может вскипать любой хладагент в расширительном бачке, может быть несколько. Но все они связаны с поломками, которые, приводят к перегреву мотора. Температура кипения «Тосола», будь он синего, красного или зеленого цвета, составляет 100 градусов Цельсия, но производители жидкостей, как правило, увеличивают этот показатель до 108 градусов. Что касается традиционных антифризов, то они также вскипают при вышеуказанной температуре.

Синий и зеленый хладагенты

Конкретно обозначить температуру с точностью до градуса нельзя, поскольку ее определяет каждый производитель.

Рассмотрим неисправности, при которых может возникнуть кипение хладагента:

  • неисправность термостата;
  • неисправность радиатора охладительной системы;
  • неисправность центробежного насоса (помпы);
  • недостаточный уровень хладагента в системе;
  • выход из строя вентилятора;
  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • выход из строя датчика температуры хладагента.

Термостат. Если этот элемент поломается, то его клапана заклинят в одном положении. То есть хладагент будет протекать в системе по одному из кругов циркуляции (по малому), и жидкость не сможет охлаждаться должным образом. Так антифриз закипит и это можно будет увидеть, открыв крышку расширительного бачка, поскольку пары из системы будут выходить именно через бачок.

Чтобы узнать, какой термостат — рабочий или нет — нужно открыть капот и найти два патрубка, ведущие к нему. По этим шлангам жидкость проходит к радиатору и от него. Если патрубок, подводящий хладагент к радиатору горячее, чем второй шланг, то термостат пора менять.

Забитый радиатор — одна из причин кипения двигателя

Радиатор охлаждения также может стать причиной кипения жидкости в системе.

Он выходит из строя в нескольких случаях:

  • если сердцевина радиатора засорена пылью и осадками «Тосола» (в этом случае снижается воздушный поток, проходящий через нее);
  • накипь и образование осадков внутри патрубков (значительно снижается теплопроводность шлангов, в результате чего жидкость недостаточно охлаждается);
  • транспорт двигается с небольшой скоростью (воздушный поток через сердцевину радиатора для охлаждения антифриза недостаточный).

Также хладагент может закипеть в охладительной системе, если помпа работает неэффективно. В частности, это относится к тем двигателям, где шкив насоса получает крутящий момент отдельно от газораспределительного устройства. В этом случае снижение частоты вращения шкива может случиться от ослабления натяжения приводного ремня. Если ремень ослаблен, то скорость циркуляции хладагента значительно снижается, что может вызвать его кипение.

Вызвать кипение двигателя в системе может выход из строя вентилятора охлаждения, образование воздушной пробки, а также недостаточный уровень жидкости в бачке.

Кипение мотора авто

Причины и способы решения

Одна из банальных причин, почему закипает антифриз в расширительном бачке, заключается в недостаточном уровне охлаждающей жидкости. Обычно в такой ситуации на приборной панели загорается соответствующая лампочка. Но можно, например, в яркий солнечный день и не заметить тревожного сигнала. Также может выйти из строя датчик температуры либо элементарно перегореть сама лампа. Поэтому перед дальней поездкой рекомендуется проверять уровень антифриза «вручную». А заодно осмотреть подходящие к расширительному бачку патрубки и убедиться в их целостности, то есть в отсутствии протечек. Но есть и другие «виновники» закипания ОЖ.

Термостат

Это вторая основная причина, почему кипит тосол. Термостат обеспечивает циркуляцию антифриза по большому кругу охлаждающей системы. При пуске двигателя, чтобы его быстрее прогреть, в устройстве закрывается клапан, и жидкость не попадает в радиатор, перемещаясь по малому кругу. Если термостат неисправен, после достижения рабочей температуры двигателя ОЖ по-прежнему циркулирует не по всем магистралям, что вызывает перегрев. Проверить работоспособность термостата несложно. Для этого достаточно потрогать патрубок, отходящий от радиатора внизу: если он холодный, устройство неисправно.


Термостат, встроенный в охлаждающую систему

Здесь есть небольшой нюанс: термостат периодически или постоянно может открываться наполовину. Определить это сложно, т. к. устройство то нормально работает, то нет. В этом случае следует проверить все остальные возможные причины (описаны далее), вызывающие перегрев двигателя. Если везде все в порядке, нужно установить заведомо исправный или новый термостат.

Поломка пробки радиатора или расширительного бачка

Эта неисправность приводит к увеличению давления в охлаждающей системе. При этом на панели приборов никаких тревожных признаков не обнаруживается: стрелка, указывающая температуру, стоит в нужном секторе. Проблема решается покупкой исправной крышки с клапаном, который выпускает лишнюю жидкость обратно в расширительный бачок.


Так выглядит расширительный бачок с пробкой

Радиатор

Его плохая работа чаще всего связана с естественным износом или постоянной эксплуатацией авто в тяжелых дорожных условиях, например, когда много пыли в воздухе. В итоге радиатор засоряется снаружи, и в расширительном бачке кипит тосол. Внутри тоже могут возникнуть проблемы в виде накипи в трубках и осадках. Последние могут образоваться из-за некачественного антифриза. Для решения проблемы придется снимать радиатор и тщательно промывать его. Как временная мера, – заливка в систему охлаждения специальной присадки, которая хоть и немного, но очистит внутренние магистрали.


Так выглядит забитый радиатор

Некачественная охлаждающая жидкость и воздушная пробка

Именно она оказывает влияние на эффективность отвода тепла от нагревающихся деталей. Между тем постоянная потребность в продукте активизирует деятельность подпольных цехов, изготавливающих подделки. «Левый» антифриз может закипать раньше, чем даже вода. У «правильной» ОЖ температура кипения тосола +108 и более градусов. Температура закипания напрямую связана с давлением: когда оно повышается, верхняя граница передвигается еще выше. Застывает качественный антифриз при 40-60 градусах ниже нуля. Срок смены охлаждающей жидкости — 2-3 года либо 80 тыс. км пробега. Здесь опять-таки все зависит от условий эксплуатации: если они тяжелые, новую жидкость заливать нужно чаще.

Воздушная пробка в системе тоже может привести к закипанию антифриза, т. к. в этом случае объем антифриза недостаточен. Решить эту проблему можно самому.

Ниже рассмотрен процесс удаления «пробки» на примере ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, 2114, 2115:

  1. Как гласят законы физики, воздух скапливается в наиболее высоком месте, а в авто — это узел дроссельной заслонки. Найдите патрубки ее подогрева (их два) и снимите один из них.
  2. Открутите пробку расширительного бачка и закройте горловину чистой ветошью.
  3. Дуйте в бачок до тех пор, пока из снятого патрубка (или штуцера) вместо воздуха не потечет антифриз. Как только это произойдет, немедленно наденьте патрубок обратно.

Если вам этот способ покажется сложным, можно воспользоваться другим методом:

  • запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры;
  • заглушите мотор, и, как в предыдущем варианте, открутите хомут на патрубке дроссельной заслонки и дождитесь, пока потечет антифриз, потом трубку наденьте обратно.

Еще более простой способ, требующий заезда на горку передом так, чтобы радиатор оказался в наивысшей точке. Поставьте автомобиль на ручной тормоз.

Далее:

  • открутите пробку расширительного бачка;
  • резко нажмите на педаль газа несколько раз: одновременно попросите помощника доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок;
  • продолжайте процедуру до тех пор, пока не перестанут выделяться воздушные пузырьки.

Точно так же удаляется воздух из охлаждающей системы «классики» ВАЗ2101-2107. Вся разница в том, что здесь придется отворачивать еще и пробку радиатора, которой у 2108-2115 нет.

Неисправность водяного насоса

При ее возникновении помпа перестает прокачивать жидкость в системе, что приводит к прекращению отвода тепла от нагревающихся деталей двигателя. Причина поломки насоса – износ либо низкое качество детали. Обычно выходит из строя подшипник (иногда это сопровождается характерным свистом) вала, что заканчивается заклиниванием устройства. Реже ломается крыльчатка, тогда при работе двигателя слышен посторонний шум. В любом случае деталь нужно поменять.


Помпа со сломанной крыльчаткой

Как видно, причины закипания разные. Устранение неисправности может потребовать нескольких минут или одного-двух дней. Работы можно провести самостоятельно или придется ехать в автосервис. Поэтому разумнее вовремя проходить техобслуживание, следить за герметичностью соединения патрубков (подтягивать хомуты), чистить радиатор, особенно после тяжелой дороги.

Что делать при закипании

При появлении подозрения на закипание ОЖ, возникает вопрос, что делать в этом случае? Как уже говорилось выше, в первую очередь необходимо остановиться, открыть капот, чтобы дать двигателя возможность остыть быстрее и провести первоначальную диагностику.

В случае низкого уровня тосола или антифриза в расширительном бачке, необходимо выполнить доливание ОЖ до нужной величины, по возможности ликвидировав причину утечки. Если такой возможности нет, то периодическая остановка и доливание охлаждающей жидкости, дадут возможность добраться до места стоянки или СТО.

Плохо закрученная или дефектная крышка горловины расширительного бачка может также служить причиной закипания тосола. В этом случае необходимо её плотно закрутить или, если это возможно, заменить.

Вышедший из строя вентилятор радиатора охлаждения двигателя предоставляет возможность добраться до места стоянки на небольшой скорости в городе. Если же вы находитесь за городской чертой, то лучше воспользоваться буксировкой или эвакуатором, если у вас автоматическая коробка передач.

И самая банальная причина, почему же закипает ОЖ – это стояние в пробке в летнюю жару. Увидев, что датчик температуры на панели приборов перешел за красную черту, не стоит дожидаться появления пара из-под капота. Лучше остановиться, заглушить двигатель и открыть капот. После остывания мотора можно продолжить движение.

  • Вторичной полезной характеристикой хладагента можно назвать низкий показатель температуры замерзания и высокий кипения (об этом будет рассказано в статье).
  • В целом, данный хладагент делается на основе нескольких типов атомных спиртов, в том числе антифриз делается на основе этиленгликоля либо на основе пропиленгликоля. Чаще на основе этиленгликоля, особенно это касается современных смесей для авто. Одно из основных качеств антифриза — его высокая температурная способность в закипании.
  • Также важно учитывать, что еще одна, после того как мотор авто будет охлажден до комфортной температуры задача машинного хладагента – это качественный обогрев в салоне.
  • Температура, идеально подходящая для охлаждения мотора, который все время включен, составляет около минус 90 град.
  • Пропиленгликоль являет собой лучшую характеристику для работы мотора, однако он сам не особенно вреден для природы, чего нельзя сказать о этиленгликоле. Он имеет куда более минимальный процент быстрого испарения. Кроме этого, суть циркуляции в работе системы охлаждения авто практически не различается в первом или во втором варианте.

Температура кипения антифриза и тосола разных классов

Антифриз — вещество, применяемое в качестве охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения транспортных средств. Однако многие автовладельцы по привычке называют антифриз тосолом. Последний является маркой антифриза. Его начали производить ещё во времена СССР, и какой-либо альтернативы этому средству тогда не было. По составу антифриз и тосол имеют отличия:

  • в тосоле присутствует вода и этиленгликоль, а также присадки на основе солей неорганических кислот;
  • антифриз также включает этиленгликоль или пропиленгликоль, воду и присадки. Последние используются на основе органических солей и улучшают антипенные и антикоррозийные свойства ОЖ.

Антифризы бывают разных классов, для которых характерна своя цветовая маркировка:

  • G11 — синие или зелёные, или сине-зелёные;
  • G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого;
  • G13 — фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.

Антифриз различается по классам, цвету и характеристикам

Основное различие между классами антифризов заключается в разных основах и характеристиках жидкостей. Если раньше в систему охлаждения автомобилей заливали воду, которая закипала при +100 °С, то использование рассматриваемого типа ОЖ позволило повысить это значение:

  • синий и зелёный антифризы наделены примерно одинаковыми температурами кипения — +109–115 °С. Разница между ними заключается в температуре замерзания. Для зелёного антифриза она составляет около -25 °С, а у синего от -40 до -50 °С;
  • красный антифриз имеет температуру кипения +105–125 °С. Благодаря применяемым присадкам, вероятность его закипания сводится к нулю;
  • антифриз класса G13 закипает при температуре +108–114 °C.

Последствия кипения антифриза

При кратковременном закипании ОЖ с мотором ничего страшного не произойдёт. Однако, если продолжать эксплуатировать машину с возникшей проблемой более 15 минут, возможны следующие последствия:

  • повреждение патрубков системы охлаждения;
  • возникновение утечки в основном радиаторе;
  • повышение износа поршневых колец;
  • манжетные уплотнения перестанут выполнять свои функции, что приведёт к выходу смазки наружу.

Антифриз может закипать по причине утечки ОЖ из системы

Если ездить на автомобиле с кипящим тосолом продолжительное время, то возможны более серьёзные поломки:

  • разрушение гнёзд клапанов;
  • повреждение прокладки ГБЦ;
  • разрушение перегородок между кольцами на поршнях;
  • поломка клапанов;
  • повреждение ГБЦ и самих поршневых элементов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]