Авианосец «Gerald R.Ford»: новые технологии, новые возможности


Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях.
Здесь описываются события, которые ещё не произошли.
Тип «Джеральд Р. Форд»
Gerald R. Ford class


«Джеральд Р. Форд» в ноябре 2013 года

Проект
Страна
  • США
Изготовители
  • Newport News Shipbuilding
    , Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
Операторы
  • ВМС США
Предшествующий типтип «Нимиц»
Запланировано10
Построено1 (в ожидании ввода в эксплуатацию)
Строится1
В строюв постройке
Основные характеристики
Водоизмещениеоколо 100 000 т полное[1]
Длина337 м
Ширина78 м
Высота76 м
Осадка12 м
Двигатели2 реактора A1B[en]
Скорость ходаболее 30 узлов максимальная
Экипаж2500—2700 человек экипажа, около 2480 человек авиагруппы и около 70 человек штаба
Вооружение
Радиолокационное вооружениеРЛС SPS-8
,
SPS-10
и
SPS-12
Ракетное вооружениеПУ ЗУР ESSM
и противоракет
RIM-116
Авиационная группаболее 75 самолётов и вертолётов

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд»

(англ.
Gerald R. Ford class
) — серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года[2], введение его в строй планируется в 2020 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц».

История создания и перспективы

Программа создания авианосца нового поколения, призванного заменить авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц» ранее была известна как программа CVN(X) и CVN-21 («авианосец XXI века»)[3].

Финансирование программы началось в 2001 году, начало строительства — в августе 2005 года, закладка головного корабля — в ноябре 2009 года. Всего в 2001—2013 годах на проектирование и строительство головного корабля будет выделено 10,5 млрд долл. в текущих ценах, в том числе 2,4 млрд долл. на проектирование и 8,1 млрд долл. на строительство. Ещё 3,3 млрд долл. в 1997—2013 году планируется затратить на исследовательские работы по созданию новых военных технологий. Стоимость строительства второго и третьего корабля серии составит соответственно 9,2 и 10,7 млрд долл. в текущих ценах[4].

После принятия головного корабля в состав флота (ориентировочно 2016 год), следующие корабли последуют за ним с интервалом 5 лет, заменяя приближающиеся к предельному 50-летнему сроку службы старые авианосцы. Принятие в строй последнего (десятого) авианосца серии ожидается в 2058 году.

Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет до ввода в строй авианосца «Джеральд Форд» (CVN-78) в составе ВМФ США будет находиться 10 авианосцев. С этого момента планируется постепенный переход к 10-авианосному составу флота.

С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит примерно 42 млрд долл.[5][6].

«Джеральд Форд» стал первым кораблём ВМФ США, полностью спроектированным в системе 3D-дизайна, внедрённой и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.

Аварийность авианосцев

Авария на ударном авианосце «Форрестол» USS Forrestal (CV-59), произошедшая в Тонкинском заливе в 1967 году, – крупнейшая авария в ВМС США за последние 50 лет. По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолетов. Результат: 17-й пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, погибло 134 человека (161 ранен). Корабль и его авиация полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники).

Примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом неуправляемого реактивного снаряда. Взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.

В течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Позже была еще серия взрывов. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено и говорить не стоит. Боевую службу авианосца в районе Вьетнама пришлось отложить.

Выше приведены знаковые аварии. Более мелких произошло более сотни. Например, на авианосце «Нимиц»:

— 1981 год. Приземляющийся самолет врезался в неудачно припаркованный вертолет на палубе авианосца. Пожар. Взрывы. Результат: уничтожено 18 единиц авиатехники, 14 погибших и 39 раненых.

— 1988 год. У штурмовика заклинило электрический пуск скоростной артиллерийской пушки. Загорелся самолет-заправщик. Потери: 8 единиц авиатехники.

— 1991 год. Авария самолета при посадке. Горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы. Но ее двигатели ревели в режиме форсажа. Если бы не действия отважного техника (отключившего двигатели), ситуация вышла бы из под контроля.

Были аварии на флоте и в СССР…

Противолодочный крейсер «Москва» – авианесущий корабль, точнее, вертолетоносец. В результате короткого замыкания на распределительном щите дизель-генератора возник пожар, который тушили 6 часов. Погибли трое и ранено 26 человек.

Горел и авианосец «Адмирал Кузнецов». Один из примеров – 6 января 2009 года, когда авианосец шел во главе группы кораблей Северного флота в юго-восточном средиземноморье. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар тушили два часа. Погиб один матрос.

Подводя итог, хочу обратить внимание, что это лишь немногие примеры аварий, произошедших в мирное время. В условиях боевых действий аварийность вырастает в разы.

Особенности конструкции

При одинаковом с авианосцами типа «Нимиц» водоизмещении (около 100 000 т), «Джеральд Форд» будет иметь на 500—900 человек меньший экипаж. Это будет достигнуто за счёт уменьшения на 30 % трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем, а также за счёт широкого внедрения автоматизации[7].

По сравнению с авианосцами типа «Нимиц», будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и устойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

компоновка

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Нимиц». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками (ФАР) и система автоматического подлёта и посадки[en] (JPALS), использующая глобальную систему позиционирования GPS. Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов.

Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников — с четырёх до трёх.

Флагманские апартаменты[что?

] на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу.
радиоэлектронное оборудование
Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система DBR

, которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона фирмы Raytheon и радар объёмного обзора VSR S-диапазона фирмы Lockheed. AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения DDG-1000 «Замволт»[8].
авиагруппа
Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты[en] (Electromagnetic Aircraft Launch System

, EMALS) фирмы General Atomics на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров фирмы General Atomics. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта.

вооружения

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc.

силовая установка

Два новых реактора A1B[en], заново разработанных для авианосца, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 %. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты. Реактор может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца.[8]

Новое в блогах

9 ноября на верфи Newport News Shipbuilding (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) состоится церемония спуска на воду нового американского авианосца Gerald R. Ford (CVN-78). Строительство головного корабля одноименного типа началось в 2009 году и вскоре перейдет в завершающую стадию. Ввод авианосца в боевой состав ВМС США запланирован на 2020 год. В дальнейшем Пентагон собирается построить еще два корабля этого типа.

Авианосец «Джеральд Р. Форд» является одним из главнейших американских военных проектов последнего времени. Подобное отношение к кораблю в первую очередь обусловлено тем, что впервые с шестидесятых годов американское кораблестроение создало и осуществляет столь крупный проект. Находящиеся в настоящее время в составе ВМС авианосцы типа Nimitz строились в соответствии с проектом, разработанным в шестидесятых годах. С тех пор проект неоднократно дорабатывался перед строительством или модернизацией кораблей, но не претерпевал значительных изменений. Корабли типа Gerald R. Ford, первый из которых скоро будет спущен на воду, строятся по новому проекту, созданному в соответствии с нынешними требованиями военно-морских сил.

Одной из самых интересных черт нового проекта является подход к оснащению кораблей различным оборудованием. Так, по своим габаритам и водоизмещению авианосец «Джеральд Р. Форд» почти не отличается от предшественников типа «Нимитц». Корабль с полным водоизмещением около 100 тыс. тонн имеет длину свыше 330 метров и максимальную ширину по летной палубе 78 м. При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение и т.п. нового авианосца можно считать большим шагом вперед. Утверждается, что применение ряда новых систем позволит значительно сократить экипаж корабля, но при этом поднять интенсивность боевой работы авиакрыла минимум на 30%. Следствием последнего станет увеличение боевой эффективности корабля.

Более высокие характеристики нового авианосца в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время обусловлены применением двух атомных реакторов A1B, разработанных специально для авианесущих кораблей нового проекта. При необходимости такая энергетическая установка может выдавать мощность, на 25% превышающую максимальную мощность реакторов авианосцев «Нимитц». При этом трудоемкость обслуживания реакторов снижена вдвое. Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Использование более мощной энергетической установки позволило оснастить авианосец «Джеральд Р. Форд» электромагнитными катапультами EMALS. При помощи новых катапульт авианосец сможет обеспечить нормальную интенсивность полетов авиации на уровне 160 самолетовылетов в сутки. Для сравнения, современные авианосцы типа Nimitz могут обеспечить лишь 120 вылетов в сутки. При необходимости перспективный авианосец сможет поднять интенсивность полетов до 220 вылетов в сутки.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R. Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р. Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

На данный момент собраны все основные конструкции нового авианосца и вскоре начнется завершающий этап строительства и оснащения. После ввода корабля в строй, планируемого на 2020 год, в составе ВМС США снова будет 11 авианосцев. В 2012 году, после списания авианосца Enterprise (CVN-65), количество кораблей этого класса сократилось до 10. В дальнейшем планируется перевести структуру авианосного флота на постоянное использование 10 кораблей.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2020 финансовых годах планируется дополнительно выделить около 1,3 миллиарда.

В ближайшей перспективе ВМС США разместят заказ на строительство второго авианосца типа Gerald R. Ford, который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». Закладка второго корабля запланирована на следующий год. В течение 2014-2018 годов предполагается потратить на строительство около 11,3 миллиарда долларов, 944 млн. из которых будут выделены в первый год строительства. В 2020 году предполагается подписать контракт, в соответствии с которым судостроительная промышленность построит третий авианосец того же типа (имеется информация о его названии – Enterprise). Стоимость этого корабля в ценах 2014 финансового года оценивается в 13,9 миллиарда.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов. Головной «Джеральд Р. Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R. Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов. По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов. За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

По материалам сайтов: https://defense-update.com/ https://navytimes.com/ https://militarytimes.com/ https://naval-technology.com/ https://cnas.org/

Состав серии

Источник информации: Доклад исследовательской службы Конгресса США[9]. Все даты после 2009 года — планируемые. 24 апреля 2014 г. Google опубликовала спутниковый снимок на котором виден второй авианосец серии, CVN-79 «Джон Ф.Кеннеди», находящийся на стапеле кораблестроительной корпорации «Нортроп Грумман». Характерная конструктивная особенность кораблей этой серии — передвинутая к корме «командная рубка».

Авианосец «Джеральд Форд» спущен на воду 9 ноября 2013 года, на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии.

НазваниеНомерЗакладкаСпуск на водуВступление в стройЗаменит в строю
Джеральд Р. ФордGerald R. FordCVN-7813.11.200910.11.2013~2016Энтерпрайз (CVN-65)
Джон Ф. КеннедиJohn F. Kennedy
[10]
CVN-7922.08.2014~2018~2020[11]Нимиц (CVN-68)
ЭнтерпрайзEnterpriseCVN-80~2018~2023~2025Дуайт Эйзенхауэр (CVN-69)

Тактико-технические характеристики

Состав вооружения и тактико-технические показатели кораблей этого класса могут отличаться друг от друга – все зависит от их года выпуска, целевой направленности. Ниже приведены характеристики самого первого из «плавучих аэродромов»:

  1. Водоизмещение – 98 425 тонн, но при полной загрузке — 104 112 тонны.
  2. Осадка – 11,3 м.
  3. Максимальная ширина взетно-посадочной палубы – 76,8 м.
  4. Двигатели – 2 ядерных силовых установки типа A4W, по четыре паровых и дизельных агрегата.
  5. Максимальная мощность – 260 тыс. лошадиных сил.
  6. Максимальная скорость – 56 км/ч или 30 узлов.

В состав экипажа входит 3184 человека, среди которых 203 офицера – минимально необходимое число военнослужащих, чтобы поддерживать в боевом состоянии любой авианосец класса «Нимиц». Всего же корабль способен разместить до 6000 человек (плюс 2800 пилотов и 70 военнослужащих из ударной группой).

Примечания

  1. [www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=4200&tid=200&ct=4 Aircraft Carriers — CVN]
  2. Jennifer Dellapenta.
    [www.irconnect.com/noc/press/pages/news_releases.html?d=178422 Photo Release — Northrop Grumman Hosts Keel Laying Ceremony for the First Ship in the Next Generation of Aircraft Carriers, Gerald R. Ford (CVN 78)] (англ.).
    News Releases
    . Northrop Grumman Corporation (14 November 2009). Проверено 23 января 2014.
  3. [www.naval-technology.com/projects/cvn-21/ CVN 78 Gerald R Ford Class — US Navy CVN 21 Future Carrier Programme, USA]. Сайт www.naval-technology.com.
  4. Все материалы данного раздела, кроме абзацев, где источник указано особо, взяты из: Ronald O’Rourke [www.fas.org/sgp/crs/weapons/RS20643.pdf Navy Ford (CVN-78) Class Aircraft Carrier Program: Background and Issues for Congress]. CRS Report for Congress RS20643, December 22, 2009.
  5. [www.bloomberg.com/news/2012-06-19/u-s-navy-bets-42-billion-on-carriers-in-china-s-sights.html U.S. Navy Bets $42 Billion on Carriers in China’s Sights] // Bloomberg
  6. Трудозатраты на постройку корабля составили примерно 50 млн. человеко-часов ([www.economist.com/blogs/graphicdetail/2014/06/daily-chart-1?utm_source=rss&utm_medium=rss&utm_campaign=the-hidden-cost-of-gangnam-style «The hidden cost of Gangnam Style», The Economist, Jun 3rd 2014])
  7. Все материалы данного раздела, кроме абзацев, где источник указано особо, взяты из: [www.naval-technology.com/projects/cvn-21/ CVN 78 Gerald R Ford Class — US Navy CVN 21 Future Carrier Programme, USA].
  8. 12
    [www.defenseindustrydaily.com/design-preparations-continue-for-the-usas-new-cvn21-supercarrier-01494/ Design & Preparations Continue for the USA’s New CVN-21 Super-Carrier]. Defense Industry Daily, January 4, 2010.
  9. Ronald O’Rourke [www.fas.org/sgp/crs/weapons/RS20643.pdf Navy Ford (CVN-78) Class Aircraft Carrier Program: Background and Issues for Congress]. CRS Report for Congress RS20643, December 22, 2009.
  10. [armstrade.org/includes/periodics/news/2011/0601/10108380/detail.shtml ЦАМТО / Новости / Авианосец CVN-79 ВМС США получит название «Джон Ф. Кеннеди»]
  11. [vpk-news.ru/news/15682 США рассказали о ходе строительства авианосцев | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»]. Проверено 26 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GFrm3dMQ Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].

Ссылки

  • Тип «Лексингтон» Лексингтон (CV-2) · Саратога (CV-3)
    Тип «Рейнджер» Рейнджер (CV-4)
    Тип «Йорктаун» Йорктаун (CV-5) · Энтерпрайз (CV-6) · Хорнет (CV-8)
    Тип «Уосп» Уосп (CV-7)
    Тип «Эссекс» Эссекс (CV-9) · Йорктаун (CV-10) · Интрепид (CV-11) · Хорнет (CV-12) · Франклин (CV-13) · Тикондерога (CV-14) · Рэндольф (CV-15) · Лексингтон (CV-16) · Банкер-Хилл (CV-17) · Уосп (CV-18) · Хэнкок (CV-19) · Беннингтон (CV-20) · Боксер (CV-21) · Бон Омм Ричард (CV-31) · Лейте (CV-32) · Кирсердж (CV-33) · Орискани (CV-34) · Репрайзел (CV-35) · Энтитем (CV-36) · Принстон (CV-37) · Шангри-Ла (CV-38) · Лейк-Чемплен (CV-39) · Тарава (CV-40) · Вэлли-Фордж (CV-45) · Иво Джима (CV-46) · Филиппин Си (CV-47)
    Тип «Мидуэй» Мидуэй (CV-41) · Франклин Д. Рузвельт (CV-42) · Корал Си (CV-43) · CV-44 · CV-56 · CV-57
    Тип «Юнайтед Стейтс» Юнайтед Стейтс (CV-58)
    Тип «Форрестол» Форрестол (CV-59) · Саратога (CV-60) · Рейнджер (CV-61) · Индепенденс (CV-62)
    Тип «Китти-Хок» Китти-Хок (CV-63) · Констеллейшн (CV-64) · Америка (CV-66) · Джон Кеннеди (CV-67)
    Тип «Энтерпрайз» Энтерпрайз (CVN-65)
    Тип «Нимиц» Нимиц (CVN-68) · Дуайт Эйзенхауэр (CVN-69) · Карл Винсон (CVN-70) · Теодор Рузвельт (CVN-71) · Авраам Линкольн (CVN-72) · Джордж Вашингтон (CVN-73) · Джон К. Стеннис (CVN-74) · Гарри Трумэн (CVN-75) · Рональд Рейган (CVN-76) · Джордж Буш (CVN-77)
    Тип «Джеральд Форд» Джеральд Р. Форд (CVN-78) · Джон Ф. Кеннеди (CVN-79) · Энтерпрайз (CVN-80)
    Лёгкие авианосцы
    Тип «Индепенденс» Индепенденс · Принстон · Коупенс · Монтеррей · Батаан · Сан-Джасинто · Белло Вуд · Лэнгли · Кэбот
    Тип «Сайпан» Сайпан · Райт
    Эскортные авианосцы
    Тип «Лонг-Айленд» Тип «Эвенджер» Лонг Айленд · Арчер

    Черджер · Эвенджер · Байтер · Дешер

    Тип «Боуг» 1-я группа:

    · Боуг · Кард · Копахи · Кор · Нассау · Алтамаха (CVE-18) · Барнз (CVE-20) · Блок-Айленд (CVE-21) · Бретон (CVE-23) · Кроатан (CVE-25) · Алтамаха (CVE-6) · Барнз (CVE-7) · Блок-Айленд (CVE-8) · Бретон (CVE-10) · Кроатан (CVE-14) · Хэмлин · Сент-Джордж · Принс Уильям (CVE-19) · Searcher · Ravager
    2-я группа:
    Принс Уильям (CVE-31) · Чэтэм · Глэсьер · Пьюбас · Баффинз · Болайнэс · Бэстиэн · Кэрнеги · Кордова · Делгада · Эдисто · Эстеро · Ямайка · Кевино · Принс · Ниантик · Пердидо · Сансет · Сент-Эндрюс · Сент-Джозеф · Сент-Симон · Вермиллион · Уиллапа · Уинья

    Тип «Сэнгамон» Сэнгамон · Suwannee · Chenango · Сенти
    Тип «Касабланка» Касабланка · Лиском Бей · Анцио · Коррегидор · Мишн Бей · Гуадалканал · Манила Бей · Натома Бей · Сент-Ло · Триполи · Уэйк-Айленд · Уайт Плейнс · Соломонс · Калинин Бей · Касаан Бей · Фэншоу Бей · Киткун Бей · Тулаги · Гембьер Бей · Нехента Бей · Хоггат Бей · Кадашан Бей · Маркус-Айленд · Саво-Айленд · Оммани Бей · Петроф Бей · Радьерд Бей · Сагиноу Бей · Седжент Бей · Шемрок Бей · Шипли Бей · Ситко Бей · Стимер Бей · Кейп Эсперенс · Таканис Бей · Тетис Бей · Макассар Стрейт · Уиндхем Бей · Майкин-Айленд · Ланг Пойнт · Бисмарк Си · Саламауа · Холландиа · Кваджалейн · Эдмирелти-Айлендс · Бугенвилль · Маттаникау · Атту · Рой · Мунда
    Тип «Комменсмент Бей» Комменсмент Бей · Блок-Айленд · Гилберт-Айлендс · Кула Галф · Кейп Глостер · Салерно Бей · Велья Галф · Сибони · Пьюджет-Саунд · Рендова · Байроко · Бадонг Стрейт · Сайдор · Сицили · Пойнт-Круз · Миндоро · Рабаул · Палау · Тиниан · Бастонь · Эниветок · Лингайен · Окинава
    USS IX-81 Sable USS IX-81 Sable ·

    Essex • Independence • Midway • Saipan • United States • Forrestal • Kitty Hawk • Enterprise • Nimitz • Gerald R. Ford • Список

    [/td]

    Авианосцы
    Линкоры Iowa
    Крейсера и ракетные лидеры эсминцев «Балтимор» · «Орегон-Сити» · «Де Мойн» · «Фарго» · «Вустер» · Norfolk • Boston • Galveston • Providence • Long Beach • Albany • Leahy • Bainbridge • Belknap • Truxtun • California • Virginia • Ticonderoga • CGX •
    Эсминцы Гиринг • Митчер • Форрест Шерман • Кунц (Farragut) • Чарльз Ф. Адамс • Спрюэнс • Кидд • Арли Бёрк • Замволт
    Фрегаты Bronstein • Garcia • Knox • Glover • Brooke • Oliver Hazard Perry • Littoral Combat Ship
    Дизельные ПЛ Tang • Grayback
    Многоцелевые атомные ПЛ Nautilus • Seawolf • Skate • Triton • Halibut • Skipjack • Tullibee • Thresher/Permit • Sturgeon • Glenard P. Lipscomb • Los Angeles • Seawolf • Virginia • Список
    ПЛАРБ George Washington • Ethan Allen • Lafayette • James Madison • Benjamin Franklin • Ohio • Список
    Десантные корабли Iwo Jima • Tarawa • Wasp • America Ashland • Casa Grande • Thomaston • Anchorage • Whidbey Island • Harpers Ferry Raleigh • Austin • Cleveland • Trenton • San Antonio
    Ракеты и ракетные комплексы Regulus • Regulus II • Polaris • Poseidon • Trident • Trident II • Terrier • Tartar • Talos • Weapon Alpha • Harpoon • Tomahawk • LRASM • Sea Sparrow • ESSM • Standard • SM-1 • SM-2 • SM-3 • SM-6 • RAM • SUBROC • ASROC • Sea Lance • VLA • Помехи:

    SRBOC • Nulka •
    ЗРК:
    Talos • Terrier • Tartar • Sea Sparrow •

    Пусковые установки Список • Mk13 • Mk21 • Mk22 • Mk26 • Mk29 • Mk41 • Mk48 • Mk141 • Mk143 ABL • PVLS
    Торпеды Список • Mk27 • Mk28 • Mk32 • Mk34 • Mk35 • Mk37 • Mk39 • Mk43 • Mk44 • Mk45 • Mk46 • Mk48 • Mk50 • Mk54 • HSUW •
    Торпедные аппараты Mk32
    Сонары подводных лодок AN/BQG-5 Wide Aperture Array • AN/BQQ-5 • AN/BQQ-6 • AN/BQQ-9 TASPE • AN/BQQ-10 A-RCI • AN/BQR-2 • AN/BQR-7 • AN/BQR-15 • AN/BQR-19 • AN/BQR-20/22/23/23A • AN/BQR-21 • AN/BQS-4 • AN/BQS-13 • AN/BQS-14 • AN/BQS-15 • Буксируемые:

    TB-16 • TB-23 • TB-29

    Сонары надводных кораблей Стационарные:

    AN/SQS-23 • AN/SQQ-23 • AN/SQQ-30 • AN/SQS-26 • AN/SQS-29 • AN/SQS-35 • AN/SQS-53 • AN/SQS-56 •
    Буксируемые:
    AN/SQR-18 • AN/SQR-19 • AN/SQQ-32 • AN/UQQ-2 •
    Эхолоты:
    AN/UQN-1 • AN/UQN-4 • AN/WQN-1 • AN/WQN-2 •
    Сигнальные процессоры:
    AN/UYS-1 • AN/UYS-2 • AN/SQQ-28 • TASP •
    Ложные цели:
    AN/SLQ-25 Nixie

    Гидроакустические буи AN/SSQ-2 • AN/SSQ-23 • AN/SSQ-36 • AN/SSQ-41 • AN/SSQ-47 • AN/SSQ-50 • AN/SSQ-53 • AN/SSQ-57 • AN/SSQ-58 • AN/SSQ-62 • AN/SSQ-71 • AN/SSQ-77 • AN/SSQ-83 • AN/SSQ-86 • AN/SSQ-101 • AN/SSQ-110 Системы:

    Julie • Codar • Jezebel • DIFAR • DICASS •

    БИУС
    и системы управления огнём
    NTDS • ACDS • SSDS • CEC • Typhon • AEGIS • AN/SQQ-89 • ITAWDS • TSCE

    Mk37 • Mk68 • Mk74 • Mk76 • Mk77 • Mk86 • Mk91 • Mk92 • Mk99

    Компьютеры AN/UYK-7 • AN/UYK-14 • AN/UYK-15 • AN/UYK-20 • AN/USQ-20 • AN/UYK-30 • AN/UYK-43 • AN/UYK-44 •
    Средства для проведения спецопераций ASDS • SDV • DDS • CRRC

Атомные авианосцы типа «Нимиц»

Авианосцы типа «Нимиц» — единственные оставшиеся на вооружении ВМС США авианосцы, обеспечивающие (совместно с ВВС) глобальное военное присутствие США во всех частях света.

Созданные в 1950-е годы авианосцы типа «Форрестол» и более поздние «Китти Хок» дали флоту США универсальные корабли с огромными боевыми возможностями и большим запасом модернизационного потенциала, позволившим успешно выполнять любые задачи вплоть до списания по физическому износу. Однако силовая установка этих кораблей накладывала определенные ограничения на их использование. В качестве эксперимента в начале 1960-х годов был создан первый атомный авианосец «Энтерпрайз». Опыт эксплуатации этих гигантов и начавшаяся война во Вьетнаме позволили к середине 1960-х годов сформулировать требования к новому поколению ударных авианосцев, которые должны были постепенно заменить все предыдущие типы.

С ОГЛЯДКОЙ НА ПРОШЛОЕ, СО ВЗГЛЯДОМ В БУДУЩЕЕ

В конструкции «Нимица» кораблестроители постарались не только учесть сильные и слабые стороны предшествующих кораблей, но, учитывая его колоссальную стоимость, по возможности предугадать тенденции и перспективы развития палубной авиации и образ действий на море на многие десятилетия вперед. И надо признать, что это им удалось.

Во главу угла при разработке проекта ставились обеспечение максимальной автономности, высокой скорости крейсерского хода и длительного обеспечения боевых действий корабельного авиакрыла без пополнения запасов. Все это удалось обеспечить благодаря огромным размерам корабля в сочетании с ядерной силовой установкой. В результате за счет меньших размеров атомной силовой установки и отсутствия емкостей для корабельного топлива авианосцы типа «Нимиц» несут на 90 % больше авиатоплива и на 50 % больше боеприпасов, чем их предшественники типа «Форрестол». Изначально эти корабли, созданные в период холодной войны, предназначались исключительно для выполнения ударных задач, но после завершения противостояния их возможности были скорректированы, и теперь, помимо выполнения ударных операций, «Нимицы» способны решать и задачи ПЛО, морской или воздушной блокады или обеспечивать миротворческие миссии. Строительство головного корабля серии началось 22 июня 1968 года, а 3 мая 1975-го он вступил в строй. Вслед за CVN-68 (как был обозначен «Нимиц»), на протяжении последующих тридцати с лишним лет были построены еще девять авианосцев — CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр», CVN-70 «Карл Винсон», CVN-71 «Теодор Рузвельт», CVN-72 «Абрахам Линкольн», CVN-73 «Джордж Вашингтон», CVN-74 «Джон Стеннис», CVN-75 «Гарри Трумэн», CVN-76 «Рональд Рейган» и CVN-77 «Джордж Буш». Последний вступил в строй 10 января 2009 года и является единственным, названным в честь живущего президента США. Все десять кораблей были построены на верфи «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» в штате Вирджиния — это единственное кораблестроительное предприятие в США (а значит, и в мире), способное строить атомные авианосцы такого размера. Несмотря на огромные размеры и сложность корабля, стоимость большинства из них удалось удержать в пределах 4,5 млрд долларов, во многом благодаря серийной постройке и постоянному совершенствованию технологии строительства. Начиная с четвертого по счету корабля, начала внедряться модульная крупноблочная сборка, что позволило не только заметно удешевить постройку, но и заметно сократить сроки — если первые три строились по семь лет, то «Стеннис» успел пройти путь от закладки до ввода в строй менее чем за пять. На протяжении 40 лет, на которые растянулась постройка серии, в конструкцию вносились более или менее заметные изменения, в результате чего выделяют два подкласса — «Теодор Рузвельт» (CVN-71 — CVN-75) и «Рональд Рейган» (CVN-76 и 77). Последний корабль заметно отличается от собратьев и является «переходным» к следующему типу авианосцев, которые придут на смену «Нимицам».

Читать: Эсминцы типа «Муцуки»

БОЕВАЯ СЛУЖБА

Хотя этим авианосцам не довелось участвовать в таком широкомасштабном конфликте, как Вьетнам, на их долю выпало немало локальных инцидентов. Уже в 1980 году «Нимиц» отправился на помощь захваченным в Иране американским дипломатам. В 1982-м его же самолеты ввязались в стычку с ливийскими самолетами, сбив оба. Меньше чем через 10 лет все авианосцы были в той или иной степени задействованы в операции «Буря в пустыне», а затем и в более поздних операциях в Персидском заливе, в Сомали, на Балканах (в 1996 и 1999 годах), в Ираке и Афганистане (после 11 сентября). В 2013 году несколько из них были передислоцированы к берегам Сирии в ожидании ударов по этой стране.

При создании авианосцев типа «Нимиц» предполагалось, что срок их службы составит не менее 50 лет. При соблюдении этих сроков головной корабль отправится на покой лишь в 2025 году, а последний дослужит почти до 2060-го. На смену этим авианосцам придут еще чуть большие корабли типа «Джеральд Форд».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корабельная авиация родилась через семь лет после полетов братьев Райт: 14 ноября 1910 года американский летчик Юджин Эли взлетел с палубы корабля. Вскоре в США началось строительство плавучих аэродромов, незаменимых в локальных войнах, что подтверждает широко распространенный термин «дипломатия авианосцев».

а предшественнике «Нимицев», первом в мире атомном авианосце «Энтерпрайз», пришлось установить восемь атомных реакторов. Ко времени появления «Нимица» удалось создать более мощный реактор A4W, разработанный в Лаборатории атомной энергии Беттис при помощи лаборатории Ноллс и производящийся серийно .

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Теперь для обеспечения энергией более крупного корабля хватило всего двух реакторов, что обусловило заметную экономию места. Два реактора расположены в отдельных отсеках и приводят в движение четыре паровые турбины «Дженерал Электрик», которые вращают четыре 5-лопастных гребных винта диаметром 7,6 м и весом около 30 т.

Читать: ВВС США в Европе

Использование атомной энергии на больших авианосцах дает огромные преимущества по сравнению с традиционным (жидкое топливо) способом выработки пара. Самым очевидным из них является возможность иметь неограниченную дальность плавания. Не менее важными, однако, остаются другие достоинства атомных реакторов — отсутствие потребности в емкости для котельного топлива (их можно использовать для увеличения запаса авиационного топлива) и большая паропроизводительность. А запас пара на авианосце связан не только с подачей пара на турбины для движения, но и с питанием огромного количества потребителей электроэнергии, а также авиационных катапульт. Кроме того, атомные реакторы способны работать на высокой производительности практически постоянно, в отличие от нефтяных котлов. В результате авианосец имеет более высокую крейсерскую скорость хода и способен заметно быстрее перемещаться, к примеру, из Северной Атлантики в Индийский океан.

КОРПУС КОРАБЛЯ

Лишь первые три «Нимица» строились по традиционной технологии. Начиная с «Теодора Рузвельта» начали использовать модульную технологию, позволяющую собирать корабль в сухом доке из крупноблочных деталей (например, «остров» устанавливается единым модулем) при помощи кранов. Кроме того, эти сборочные модули уже оснащены (большей частью или полностью) необходимыми трубопроводами и электросистемой. Последний из авианосцев этого типа «Джордж Буш» состоит из 161 «супермодуля». Благодаря такой технологии сроки постройки этих громадных и невероятно сложных кораблей удалось сократить до пяти лет. Последние два корабля серии оснащены «бульбовым» носом, позволяющим снизить сопротивление, а «Джордж Буш», кроме того, обладает сниженной радиолокационной заметностью. При проектировании большое внимание было уделено защите корабля — как от воздействия противника, так и, ввиду наличия огромного количества авиатоплива и авиационных боеприпасов, противопожарной безопасности. Для предотвращения распространения пожара (от чего сильно пострадали американские авианосцы в 1960-е годы) ангарные палубы разделены толстыми стальными перегородками на три отсека. Помимо развитой системы пассивной защиты, все жизненно важные части защищены кевларовой противоосколочной броней толщиной 64 мм.

АВИАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

«Нимицы» имеют угловую полетную палубу, отклоненную на 9° относительно оси корабля. Для перемещения самолетов и вертолетов между полетной и ангарными палубами используются четыре самолетоподъемника (лифта), расположенных по бортам корабля: три по правому борту (два из них спереди «острова») и один по левому (в задней части).

Старт самолетов осуществляют четыре паровые катапульты, две из которых обеспечивают старт с передней части палубы, и две — с угловой палубы. Расход пара для катапульты довольно велик, и раньше, с обычной силовой установкой, обеспечивать работу в быстром темпе всех четырех катапульт и при этом идти полным ходом было невозможно. С появлением атомной силовой установки проблема недостаточной паропроизводительности котлов была решена. При слаженной работе палубная команда способна обеспечить запуск 20 самолетов в течение 10 минут.

Читать: Револьверы «Ruger» (США)

Посадочное оборудование включает четыре троса аэрофинишера, за которые самолет зацепляется посадочным гаком. Размеры «Нимицев» позволяют пилотам действовать сравнительно без проблем, и на последних двух кораблях число тросов сократили до трех.

АВИАЦИОННОЕ КРЫЛО

Основное вооружение авианосца — палубная авиация, которая, хотя и базируется на нем и действует в тесном взаимодействии с командованием корабля, тем не менее организована в авиационное крыло, являющееся самостоятельным соединением. Наиболее типичным для «Нимицев» является смешанное авиакрыло, где присутствуют истребители, истребители-бомбардировщики F/A-18E «Супер Хорнет» (зачастую одна из эскадрилий принадлежит авиации Корпуса морской пехоты); самолеты РЭБ ЕА-6В «Праулер»; самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай»; транспортные самолеты С-2 «Грейхаунд» и противолодочные и аварийно-спасательные вертолеты SH-60F и НН-60Н «Си Хоук». При таком ассортименте авиатехники «Нимиц» принимает на борт 85-90 машин, но в случае специфических задач на нем могут разместиться до 130 F/A-18. В мирное время, однако, размер авиакрыла обычно снижен до 64 машин.

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Для защиты от авиации, надводных и подводных кораблей противника «Нимицы» полагаются прежде всего на свое авиакрыло и на корабли, входящие в состав авианосной ударной группы. Однако для уничтожения воздушных целей на корабле имеются 3-4 пусковые установки зенитных ракет RIM-7 «Си Спэрроу», прикрывающих лишь ближнюю (до 18 км) зону. Для борьбы с ПКР предназначены четыре малокалиберные артустановки «Фаланкс» со сверхвысоким темпом стрельбы — но это оружие «последнего шанса», дальность действия не превышает 4 км. Кроме того, в такой ситуации в действие вступают шестиствольные комплексы отстрела ИК- и РЛ-ловушек, способные сорвать работу системы наведения ракет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CVN-68 «НИМИЦ»

  • Водоизмещение, т: — стандартное: 78 280 — полное: 101 196
  • Размерения, м: — длина: 317 (по ватерлинии) — ширина: 40,8 (по ватерлинии) — осадка: 11,3
  • ГЭУ: атомная, два реактора Вестингауз A4W и 4 паровые турбины мощностью 194 МВт
  • Скорость хода, узлы: более 30
  • Дальность плавания: неограничена
  • Вооружение: — авиационное: 85-90 самолетов (F/A-18E/F «Супер Хорнет»; 4-6 ЕА-6В «Праулер»; 4-6 Е-2С Н «Хокай») и вертолетов (6-8 SH-60F/HH-60H «Си Хоук») — ракетно-артиллерийское: ЗПУ ЗРК ШМ-7«Си Спэрроу», 4 установки ЗАК «Фаланкс»
  • Экипаж, чел.: 3200 (корабельный) и 2480 (авиакрыло)

Возможно вам будет интересно:

  • Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд»
  • Американский легкий авианосец «Индипенденс» (CVL-22)
  • Авианосцы типа «Эссекс» — бесконечное разнообразие
  • Проект 23000э «Шторм»
  • История создания и использования авианосцев
  • Американский конвойный авианосец «Сэнгамон» (CVE-26)

Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен

Отрывок, характеризующий Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд»

Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них. Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова. – Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел? – Видел. – Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут. – Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона. – Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза. – Чудо как хорошо, прелесть! – Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же. Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома. – Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова. – Ничего, ничего, – отвечал Ростов. – Ты зайдешь? – Да, зайду. Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их. Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров. – И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя! – Да я ни слова не говорил о государе, – оправдывался офицер, не могший иначе как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивости. Но Ростов не слушал. – Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего, – продолжал он. – Умирать велят нам – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз – значит так надо. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет, – ударяя по столу кричал Николай, весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей. – Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё, – заключил он. – И пить, – сказал один из офицеров, не желавший ссориться. – Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он. В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания. В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления. Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований. Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без выказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем. Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу. Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне. Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений. Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном. Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам. Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели. Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину. – Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь. – Что! – Лёгко, ваше сиятельство. «Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб». На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему. Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться. Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад. Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей. Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать. В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!». Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался. Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]