Боевое применение
М-42 в музее «Малая земля», Новороссийск
М-42 в Финском танковом музее, Парола
В Великой Отечественной войне
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Однако появление в 1943 году в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр», «Пантера» и модернизированного Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Однако благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с Пантерой и Pz Kpfw IV Ausf H путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей. Аналогично поступили и англичане — разработав мощную 17-фунтовку, они сохранили в производстве по абсолютно тем же соображениям менее мощную 6-фунтовку.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м и в глубину до 400 м.
В мемуарах о боевом применении пушки:
Командующий 6-й гвардейской армии генерал И. М. Чистяков писал: « ….. маршал артиллерии Николай Николаевич Воронов как-то рассказал нам, что в 22-й армии на макушках деревьев ….. устроили огневую позицию для противотанковой пушки. И видимость была хорошая, и обстрел замечательный. Пушка подбила два или три танка противника, но потом при очередном выстреле сама свалилась с дерева со всем расчётом.»
Американские солдаты из 5-го кавалерийского полка изучают захваченную у северокорейской армии М-42
Описание конструкции
37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева
37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.
Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката[7][8].
Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика[5][8].
ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»
Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик[5][8].
Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2[5][8].
Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд[5].
Характеристики и свойства боеприпасов
Боеприпасы к 45-мм пушкам 19-K и 53-K, которые использовались и в М-42
- Номенклатура боеприпасов : бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП
(сплошной) - бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240
(стальной) - осколочный 53-О-240А
(сталистого чугуна) - картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
- Подкалиберный бронебойный : 0.85
- Калиберным бронебойным снарядом угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали) на дистанции 500 м : 61
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали) на дистанции 350 м : 82 (Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
Самоходные установки с ЧК-М1
Пушка могла устанавливаться на автомобили «Виллис» и ГАЗ-64 с помощью специальной рамы, позволяющей осуществлять горизонтальное наведение в секторе 30°. Также существовал вариант установки пушки на мотоцикл «Харлей Давидсон», причём при необходимости стрельбу можно было вести даже с ходу при условии движения по ровной дороге со скоростью не выше 10 км/ч[8].
В 1942 году был разработан проект авиадесантируемой самоходной артиллерийской установки с пушкой ЧК и пулемётом под названием ЧКИТ-С1
. Установка имела очень небольшие габариты (высота всего 1,4 м) и массу (4 т), проектировалась на базе узлов лёгкого танка Т-70[5]. Информация об изготовлении и испытании данной установки не обнаружена.
Организационно-штатная структура
Стрелковые соединения.
45-мм пушки образца 1937 года полагались по штату противотанковым взводам стрелковых батальонов Красной Армии (2 орудия), противотанковым батареям стрелковых полков (6 орудий) и противотанковым дивизионам стрелковых дивизий (12 или 18 орудий). Согласно штату 04/600 от 29.07.1941 оставшиеся целыми орудия оставили только на полковом уровне в истребительно-противотанковых батареях в количестве 6 штук, всего в СД таким образом было 18 единиц.
Артиллерия.
Они же были на вооружении отдельных истребительно-противотанковых артиллерийских частей (полков, бригад и единственной за всю историю ВОВ 1-й истребительно-противотанковой дивизии, чьё формирование происходило в конце мая 1942 года в Москве на основании Постановления ГКО № 1607 от 16.04.1942, Директивы Зам. НКО № орг/2/784837 от 25.05.1942 в составе 1-й, 2-й, 4-й истребительных бригад по штату 04/277), с полками, в составе которых было 4—5 4-орудийных батарей. ИПТАБры состояли из 3 ИПТАП, но могли иметь и другие типы орудий.
История создания
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года была создана в КБ завода № 8 в Подлипках под руководством М. Н. Логинова путём доработки 45-мм пушки образца 1932 года, являющейся результатом наложения 45-мм ствола на лафет 37-мм противотанковой пушки образца 1931 года — лицензионной копии пушки .
Опытный образец новой 45-мм противотанковой пушки был изготовлен на заводе № 8 и получил заводской индекс 53-К. После заводских испытаний он был отправлен на НИАП. За время испытаний в августе — сентябре 1937 года было сделано 897 выстрелов, из них 184 с бетона. Система была испытана возкой на расстояние 684 км. Испытания стрельбой 45-мм пушка выдержала. При возке сломалась пружина подрессоривания.
В ноябре 1937 года завод № 8 изготовил опытную серию в 6 штук 45-мм пушек, которые отличались от штатных (образца 1932 года). Из шести опытных орудий № 1, 2, 3, 4, и 6 были предназначены для войсковых испытаний, а № 5 — для нужд завода. В декабре 1937 года — январе 1938 года эти пушки прошли заводские испытания на полигоне завода № 8.
22 января пушка № 3 (ствол № 0734) с передком Я-3 была отправлена на НИАП, куда прибыла 28 января. В ходе заводских испытаний на заводе из неё было сделано 605 выстрелов. После доставки сотрудники НИАПа разобрали пушку, а потом неправильно собрали, в результате чего часть деталей была приведена в негодность.
В ходе полигонных испытаний на НИАПе было сделано 1208 выстрелов (798 бронебойным и 419 осколочным снарядом). Скорострельность при ручном спуске одинакова у обеих (образцов 1932 и 1937 года) пушек при стрельбе без исправления наводки, а на кнопочном (механическом) спуске была на 13 % выше, чем у образца 1932 года при стрельбе бронебойными снарядами и на 6 % выше, чем при стрельбе осколочными снарядами. За время стрельб было отмечено 16 отказов полуавтоматики, в том числе 3 при осколочных снарядах и 13 при бронебойных. Часть отказов произошла из-за качества гильз. После 281-го выстрела сломался винт инерционного тела полуавтоматики. В целом работа полуавтоматики признана удовлетворительной.
В ходе полигонных испытаний система прошла 2074 км. Скорость возки по булыжнику 30—35 км/ч, по шоссе 50—60 км/ч, по пересеченной местности (без передка) 15—30 км/ч. При возке система была устойчива.
В начале 1938 года были проведены войсковые испытания трёх 45-мм пушек 53-К (№ 1, 2 и 4 опытной серии) с передками Я-3. В испытаниях участвовало 6 тягачей типа «Комсомолец». Во время войсковых испытаний сделано в среднем 450 выстрелов на ствол, при этом полуавтоматика работала безотказно. В ходе войсковых испытаний произведён пробег Москва — Харьков — Краснодар. После исправления мелких недостатков можно приступать к серийному производству пушки. 24 апреля 1938 года 53-К была принята на вооружение под названием 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. 6 июня 1938 года она была запущена на серийное производство. Выпуск осуществлялся на заводе № 235, всего до 1944 года было произведено 24 670 единиц (в том числе в 1941-1944 на заводе № 235 14 670) .