Ресурс АКПП зависит от манеры езды водителя. Обычно новички не прогревают автомобиль, стартуют резко: автомат не выдерживает нагрузки и быстро ломается. Многие говорят, что коробки автомат намного слабее, чем механические устройства. Не следует все автоматы равнять друг с другом.
Существует три вида коробок передач. У разных типов АКПП есть слабые и сильные стороны. О них и пойдет речь далее.
Про заговор производителей
Автовладельцы любят говорить, что производители специально уменьшают срок службы АКПП еще на заводе. Сегодня уже не выпускают АКПП, которые могут отработать миллион километров без капитального ремонта. К этому нужно приплюсовать перепады температур в России от – 40 до +40, а также любовь автовладельцев к быстрой езде и холодным стартам даже зимой. Поэтому, если в Японии АКПП Тойоты дают срок эксплуатации в 7 лет, то на дорогах в РФ этот срок можно урезать ровно в половину, если не больше.
Другое дело, когда производитель заверяет клиента, что АКПП можно эксплуатировать, не меняя смазывающее средство в ней. На самом деле, нет – это просто маркетинговый ход. У коробки DSG от Volkswagen рекомендуется масло менять каждые 30 000 километров.
Всех басней про заговор производителей можно избежать, если чаще заглядывать в АКПП, в срок менять масло и комплектующие. А правильная эксплуатация позволит растянуть ее ресурс на годы.
Надежность и ресурс АКПП классического типа
Из предыдущего предложения о роботизированном автомате уже можно сделать вывод, что ресурс классической коробки автомат будет больше. Хотя бы потому что она не нуждается в частой замене трансмиссионной жидкости. Это говорит о том, что ее механические узлы более надежны.
Читать
Назначение кнопки Shift Lock release на АКПП
Внимание! Замена масла должна производиться через 60 000, 70 000 километров.
Если сравнивать АКПП, робот и вариатор, то столько, сколько отходит коробка автомат не сможет выработать ни одна из двух последних. Автоматическая коробка является эталоном надежности. Так как она не имеет сложных узлов механической части.
Функцию механического сцепления здесь выполняет гидротрансформатор АКПП. На него передается крутящий момент от двигателя посредством ATF.
Масло циркулирует в гидроблоке и распределяется по каналам, воздействует на исполнительные узлы или фрикционы. Посредством давления масла на фрикционы происходит переключение передач. Но, в последнее время, фрикционы стали производить с примесью пластика. Это снизило ресурс жизнедеятельности фрикционов.
При своевременной замене масляного фильтра и чистке радиатора, АКПП будет служить долго. Гидротрансформатор чувствителен к уровню смазывающего средства. Поэтому рекомендуется следить за уровнем масла.
Читать
Чем отличаются права на автомат от прав на механику
Увеличивают ресурс жизнедеятельности автоматической коробки до 500 000 километров следующие действия:
- прогрев автомата зимой;
- избегание пробуксовок на бездорожье;
- правильная буксировка авто при поломке.
Коробка вариатор и ресурс данного автомата
Коробка передач CVT (или вариатор) является второй по степени надежности. Главным отличием от АКПП является отсутствие фиксированных ступеней переключения скоростей. Но в CVT еще используется гидротрансформатор, как и в предыдущей.
Состоит вариатор из двух валов со шкивами, на которые надет ремень либо металлической цепью. Переключение скоростей происходит посредством изменения расстояния между шкивами в зависимости от нагрузки на транспортное средство. Благодаря постоянному изменения передаточного отношения происходит изменение условных передач.
Автовладелец не чувствует постоянных рывков и дерганий при смене передач. Поэтому эту коробку выбирают те, кто любит комфортную езду. Но вопрос стоит в том, сколько служит она.
Ресурс вариатора ниже чем у АКПП классического типа на сорок процентов. Все дело в появлении стружки и грязи в масле от изнашивающихся металлических частей. Они воздействуют на ремень и шкив, как абразивный инструмент, стирая поверхность. В результате ремень необходимо менять после проезда на авто с вариатором 90 000 километров.
Роботизированная коробка и ее ресурс
Роботизированная трансмиссия имеет низкий ресурс. Так как робот по сути должен был стать автоматизированной механической КПП. Такая коробка должна была получить все удобства от автомата и быть простой, как механика. Но этого не произошло в следствии добавления в нее сервомеханизмов и дополнительного узла сцепления.
Читать
12 недорогих машин с автоматической коробкой передач
Существует два типа робота:
- АМТ.
- DSG.
AMT
Автоматизированная механика представляет собой сервоприводы и исполнительные механизмы, которые отвечают за переключение скоростей и сцепление. За последнее отвечает сервопривод. Он является неблагоприятной частью робота. Прежде чем дать сигнал на изменение передачи, привод должен сориентироваться по датчикам от оборотов мотора, температуры и скорости.
Взаимосвязь между ними не налажена с завода. В комфорте уступает даже автомату. Автовладелец постоянно ощущает толчки и рывки при переключении передач.
DSG
Если АМТ – это однодисковый робот, то DSG состоит из двух дисков. К этому виду относится DSG у Volkswagen. Один диск отвечает за четные передачи, другой – за нечетные. Этот тип робота был выпущен, чтобы уменьшить те самые толчки и рывки, которых не удалось избежать при выпуске АМТ.
Автомобили с этим типом АКПП отличаются экономичностью, комфортом в поездке, плавным разгоном. Но плане ресурса жизнедеятельности уступают даже вариатору. Такого вида АКПП хватает на 100 000 км пути. Потом начинают ломаться диски, мехатроник (своего рода гидроблок в DSG), глючит программное обеспечение.
Роботы или нужно быть осторожным
Самый низкий ресурс из всех автоматов – если честно, то не советую покупать! Что такое робот — по сути это механическая коробка передач, с установленным на ней сервоприводом (или электронным приводом), именно он заменяет «педаль сцепления» и берет все функции по переключению на себя.
Это то и есть первое «слабое звено» роботизированных коробок, эти приводы, ориентируются на много датчиков — обороты двигателя, температура, скорости и т.д. – принимают решения переключиться или оставаться на этой передаче. Эти алгоритмы не отлажены, работают откровенно плохо практически у всех производителей, также надежность серво или электрических приводов оставляет желать лучшего — а поэтому роботы далеки от идеала!
Еще одно слабое звено, которое напрямую влияет на ресурс, это «хитрые» диски сцепления, иногда он один, иногда их два, как например у DSG от Volkswagen. Надежность этих дисков также невелика, наверное вы «краем уха» слышали скандалы связанные с этими коробками у Фольксвагена.
Так что мой вам совет – если берете новый автомобиль, робот еще можно рассмотреть, но вот БУ, а особенно DSG, я вам однозначно не советую!
Средний ресурс робота колеблется от 40 до 60000 километров, почему так мало? ДА потому что однозначно вылезут проблемы, либо с приводами, либо с дисками сцеплений, с программным обеспечением, да мало ли с чем.
Так что берите лучше другие трансмиссии, про них ниже.
Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре
Не всегда маленький пробег АКПП является залогом здоровья авто при покупке. Находятся хитрецы, которые умело сбрасывают его.
Читать
5 достойных мотоциклов с автоматической коробкой передач
Поэтому необходимо обращать внимание на следующие признаки:
- уровень ATF и качество ее;
- поведение транспортного средства при поездке.
Внимание! При покупке авто необходимо прокатиться на нем километров 15, чтобы прочувствовать поведение АКПП. Многие ошибки выходят наружу только при прогретой коробке.
Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат
Перед покупкой автомобиля необходимо проверить уровень масла в АКПП.
Это делается следующим образом:
- Завести мотор транспортного средства.
- Прогреть его, дав поработать в течении минут 10 или проехав на авто километров 10.
- Остановиться на ровной поверхности.
- Открутить щуп и посмотреть на отметку HOT.
- Уровень жидкости должен достигать этой отметки. Если меньше, то возможно, что гидротрансформатор не дополучал смазывающего средства в течение длительного времени.
Вместе с уровнем рекомендуется обратить внимание на цвет. Если ATF жидкость черная или темного цвета с примесью маленьких частичек износа, то однозначно за транспортным средством не следили. А это значит, что АКПП может сломаться в любой момент после покупки.
Внимание! Использовать рекомендуется оригинальное масло для замены.
Теперь уже автовладелец должен решить стоит ли брать автомобиль или нет. Ведь придется менять не только ATF жидкость в автомате и фильтр, но и возможно некоторые внутренние части.
Читать
Схема и устройство планетарной передачи АКПП
Чтобы убедиться в целостности АКПП, ее нужно проверить при езде.
Оценка качества работы АКПП при езде
Чтобы проверить качество работы автоматической коробки необходимо проехать на транспортном средстве около 15 километров. Так как обычно все ошибки АКПП проявляются только на разогретом устройстве.
Если автомобиль дергается при переключении скоростей, автовладелец слышит стуки или чувствует толчки во время работы АКПП, то такой аппарат требует капитального ремонта.
Автомат или механика
Если проводить сравнительный анализ этих видов трансмиссий по преимуществам и недостаткам, то за основу необходимо взять критерии практичности, которые затрагивают большинство аспектов вождения и владения такой машиной. Критерии получаются следующие:
Стоимость
Автоматическая коробка, как правило, имеет ценник выше, чем у механики, также у некоторых не очень современных автоматов больше расход горючего. Но топливная экономичность в основном касается только езды в городском режиме, на трассе разница практически нивелируется, поскольку коробка на крейсерских скоростях работает мало.
Обслуживание и ремонт
Поскольку автоматическая коробка имеет более сложную конструкцию, то её ремонт обойдётся дороже, и он будет сложнее. Автомат есть больше масла, да и стоимость этого масла дороже чем то, что используется для механики. Впрочем, многие производители автоматических коробок утверждают, что масло в автомате можно не менять весь срок эксплуатации. Механика же проста по конструкции, соответственно, в обслуживании дешевле и проще. Запчасти, как правило, доступны и недороги.
КПД и разгонная динамика
Многие эксперты и опытные водители утверждают, что у механической коробки разгон лучше, кроме того, КПД у неё выше. Опытному гонщику механика даёт возможность реализовать весь потенциал двигателя, его мощность, крутящий момент. Но есть исключения – роботизированные коробки (вроде механические, но с двумя сцеплениями и есть особенности в работе).
Надёжность
Как говорили мудрые – чем проще конструкция, тем она надёжнее, соответственно, в этом плане механика снова впереди. Простая конструкция меньше ломается, больше терпит допусков (экстремальных условий). Если нужно буксировать автомобиль на тросе (гибкая сцепка), то это доступно машине только с механикой. Авто с автоматической коробкой придётся перевозить с помощью эвакуатора. Также автомобиль с механической коробкой проще эксплуатировать в экстремальных условиях: гололедица, бездорожье, грязь и так далее.
Ресурс
Поскольку ремонтопригодность механической коробки намного выше, чем у автомата, то и параметр ресурс эксплуатации тоже в её пользу. Большинство механических коробок переживают даже не один двигатель, родной и ещё один, и продолжают нормально функционировать. Об автомате такого сказать нельзя, продлять ресурс сложно и дорого, а чаще просто невозможно.
Зимнее вождение
На машине, оснащённой механической коробкой, водитель больше контролирует переключение передач, соответственно, буксовать по снегу, ездить в гололедицу на таком авто проще. Автоматическая же коробка для пробуксовки не приспособлена, и частое переключение может привести к перегреву трансмиссионного масла.
Что же, шесть критериев позади, и пока по всем впереди механическая коробка, стоимость ниже, КПД выше, эксплуатация проще и дешевле, ресурс продляется, экстремальные условия держит лучше, надёжность выше, разгонная динамика лучше. Чем же тогда примечателен автомат?
Комфорт
Автоматическая коробка создана для комфорта водителя, в этом плане механика уступает ей как телега самолёту. Даже самый неопытный водитель легко сможет просто сесть в авто и плавно тронуться без создания аварийной ситуации. Что касается механической коробки, то здесь от водителя потребуется максимальная концентрация, которая потом превращается в автоматизм. Расслабиться, постоянно выжимая педаль сцепления и дёргая за рычаг переключения передач, вряд ли получится. В городских же условиях, особенно, когда трафик плотный и много заторов – это реально утомляет.
Ресурс двигателя и сцепления
Здесь впереди автоматическая коробка, которая просто не даст превысить оптимальные обороты, перегревается двигатель с автоматом куда реже, чем с механикой. Кроме того, с механикой иногда можно вклинить не ту передачу, что серьёзно перегружает мотор. А бывает, что неопытный водитель забывает переключаться повыше, и долго ездит на повышенных оборотах. Ресурс двигателя от этого быстро иссякает. Со сцеплением происходит то же самое – в машине с автоматов не нужно постоянно отжимать педаль, выключая сцепление.
Что нужно делать, чтобы АКПП служила долго и без проблем
Следующая таблица показывает, как нужно эксплуатировать тот или иной вид АКПП, чтобы увеличить ресурс автоматической коробки передач:
Тип АКПП | Рекомендуемый пробег до замены ATF (в км) | Эксплуатация |
Автомат | 70 000 | Исключить масляное голодание, резкие старты, неправильную и долгую буксировку, пробуксовки на проселочных дорогах. Необходимо регулярно проводить тех.осмотр, замену и долив ATF. |
Вариатор | 40 000 | |
АМТ | 30 000 | |
DSG | 30 000 |