Разновидности моторного масла
Существует несколько различных видов смазочных материалов для двигателей автомобилей, которые мы сейчас вкратце рассмотрим, чтобы вам было проще сделать правильный выбор.
Минеральное
Традиционно такие масла изготавливают на минеральной основе, но они плохо подходят для двигателей ВАЗ 2109. Дело в том, что они не удовлетворяют требованиям по замене масла и не удовлетворяют жестким эксплуатационным характеристикам силовых агрегатов.
Полусинтетика
Полусинтетика
Такие масла для ВАЗ 2109 изготавливают тоже на минеральной основе, но в них добавляют некоторые синтетические компоненты для улучшения характеристик смазочных материалов при холодном пуске мотора. Полусинтетические масла поддерживают чистоту внутренних поверхностей мотора и надежно защищают его от износа.
Синтетика
На базовых синтетических маслах создаются моторные масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Они подходят для заливания как в бензиновые, так и дизельные силовые агрегаты. Гарантируют надежную защиту от износа и хорошо смазывают рабочие механизмы даже в моменты холодного запуска. Синтетические масла минимизируют вредное для двигателя трение и поддерживают его в полной чистоте. Они удовлетворяют высочайшим стандартам качества по системе API и соответствуют допускам автомобильных компаний.
Всесезонное
Всесезонное масло
Всесезонным маслом может быть любое из вышеперечисленных. Оно предназначено для эксплуатации двигателя в условиях умеренного климата и подходит для круглогодичного использования. В зимние месяцы подобные масла почти не загустевают, а на жаре под воздействием высоких температур окружающей среду смазка разжижается не очень сильно. К подобным маслам для ВАЗ 2109 относятся смазки, имеющие следующий параметры по SAE: 5W-40, 10W-40, 15W-40.
Способы замены
Есть 2 способа для самостоятельной смены рабочей жидкости в двигателе:
- Без промывки. Обычная процедура, которая предусматривает только слив отработки и заливку нового состава в картер.
- С промывкой. Здесь могут использоваться промывочные присадки, специальные промывочные масла или то масло, которое вы собираетесь заливать.
Присадки добавляют в двигатель, когда там ещё старое масло, после чего запускают его на холостых оборотах, дают поработать в течение 10 минут, а затем следуют простой инструкции. Либо нужно с присадками проехать некоторое количество километров. Всё зависит от конкретного вида присадок и инструкций производителя.
Промывочные масла применяются иначе. Их могут заливать в двигатель, предварительно слив старую смазку, после чего запускают мотор и сливают.
Аналогично применяются моторные масла в качестве промывки. Суть в том, чтобы поменять жидкость 2 – 3 раза с интервалом около 200 – 400 километров.
Использование обычного масла – наиболее оптимальное решение, поскольку в картере не остаётся следов от присадок или промывочных составов.
Специалисты рекомендуют промывать мотор каждые 100 тысяч километров пробега, либо чаще, если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях.
Материалы и инструменты
Чтобы поменять в двигателе «ВАЗ-2109» масло, вам потребуется взять:
- новый масляный фильтр;
- свежее моторное масло;
- промывочное средство (на ваш выбор, если требуется промывать);
- ветошь;
- набор ключей;
- съёмник для фильтра;
- пустая тара для отработки и пр.
Не забывайте о собственной безопасности. Поскольку сливать вы будете горячее масло, есть риск его попадания вам на кожу. Чтобы избежать ожогов, надевайте плотную одежду, закрытую обувь, перчатки и очки.
Особенности замены масла
Местоположение фильтра и пробки
Замена масла в двигателе ВАЗ 2109 – процесс не самый простой, но вы можете справиться с этим делом при необходимости. Если вы покупаете б/у машину у другого человека, вам необходимо заменить смазку в двигателе, как можно скорее. При этом рекомендуется произвести промывку мотора специальной жидкостью, так как вам точно неизвестно, что было залито ранее.
Масло также рекомендуется менять, если вы долго не эксплуатировали ВАЗ 2109. Когда мотор долгое время не заводят, в нем скапливается конденсат и перемешивается со смазкой, вызывая ухудшение ее свойства и в результате повышая износ всех внутренних частей силового агрегата.
Чтобы продлить срок службы залитого в мотор масла отучитесь резко трогаться с места или сильно разгоняться. Настоятельно рекомендуем вам на каждый сезон заливать определенный тип масла – зимнее или летнее. Всегда заправляйтесь только качественным топливом на проверенных автозаправках. Грязное топливо сгорает не полностью, вызывая загрязнение смазки.
Если же вам интересна замена трансмиссионного масла в КПП этого отечественного авто, читайте отдельную статью на сайте.
Этапы замены
Процедуру по замене масла в двигателе «ВАЗ-2109» условно делят на 3 этапа:
- слив отработки;
- смена фильтра;
- заливка новой моторной жидкости.
Старайтесь строго следовать инструкции о том, как поменять масло в двигателе самостоятельно. Это позволит избежать нежелательных ошибок.
Конструкция «ВАЗ-2109» достаточно простая, доступ ко всем узлам для замены смазки лёгкий, что не вызывает проблем даже у новичков.
Слив отработки
Для начала важно максимально в полном объёме избавиться от старой смазки, залитой в силовой агрегат вашей девятки. Чтобы сделать это, нужно:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры. Это сделает смазку текучей и жидкой, за счёт чего она легко и быстро начнёт вытекать из поддона.
- Установить автомобиль на яме или поднять подъёмником. Последний есть мало у кого в гараже, потому проще обойтись обычной смотровой ямой.
- Под машиной располагается поддон двигателя, на котором вы увидите сливную пробку. Вручную она не откручивается, потому воспользуйтесь ключом.
- Когда пробка начнёт проворачиваться, дальше работайте руками, откручивайте её до конца и сливайте отработку в заранее подготовленную ёмкость объёмом минимум 4 – 5 литров.
- Оставьте тару под сливным отверстием. Жидкость будет постепенно выходить. На это уходит обычно около 20 минут.
- Когда будете возвращать на место пробку сливного отверстия, обязательно поменяйте на ней прокладку или замените полностью пробку. Со временем они изнашиваются, из-за чего возникают утечки масла.
Чтобы масло выходило быстрее, нужно избавиться от вакуума в верхней части силового агрегата вашего «ВАЗ-2109». Делается это предельно просто. Вам нужно снять крышку маслозаливной горловины.
Когда удалось полностью слить старую отработку, можете приступать к замене фильтра. Хотя обычно это делают в то время, пока остатки масла из «ВАЗ-2109» стекают в ёмкость. Как только вы освободитесь, переходите к масляному фильтру.
Смена фильтра
Следующим этапом замены масла в двигателе автомобиля «ВАЗ-2109» будет демонтаж старого и установка нового масляного фильтра.
Сначала верните на место пробку сливного отверстия, заменив на ней уплотнительное кольцо.
Сам фильтр демонтируется вручную, специальным съёмником или подручным инструментом. При отсутствии съёмника и когда вручную корпус не поддаётся, возьмите простую отвёртку, пробейте ею поперёк корпус фильтра и используйте ручку инструмента как рычаг.
Демонтировав фильтр, возьмите новый элемент, нанесите на его уплотнитель и на резьбовые насечки небольшое количество свежего масла. Это упростит процесс установки и предотвратит прилипание резинки.
Чтобы защитить мотор от масляного голодания во время первого пуска двигателя с новым маслом и фильтром, заполните корпус фильтрующего элемента смазкой примерно на 50% его объёма.
Устанавливается элемент вручную, использовать инструмент и прикладывать чрезмерные усилия для монтажа не нужно, иначе вы рискуете просто сломать фильтр.
Заливка нового масла
Когда все предыдущие этапы работы успешно выполнены, дело остаётся за малым.
Чтобы залить моторную жидкость до нужного уровня, следуйте инструкции.
- Если вы не открывали заливную пробку во время слива отработки, теперь её точно придётся снять. На «ВАЗ-2109» она демонтируется путём вращения против часовой стрелки.
- Теперь возьмите лейку или обрежьте горлышко бутылки. Вставьте приспособление в заливное отверстие, откройте канистру со свежей смазкой и начинайте постепенно её заливать.
- Масла для «ВАЗ-2109» достаточно вязкие, потому заполняться картер будет постепенно. Не спешите заливать сразу все 3,5 литра, поскольку часть старой жидкости в любом случае остаётся внутри системы.
- Сначала залейте примерно 3 литра. Подождите несколько минут, пока всё масло стечёт. Возьмите масляный щуп и проверьте, на каком уровне сейчас смазка в картере. Если её масло, доливайте ещё немного.
- Нужно добиться того, чтобы масляная плёнка на щупе показывала уровень ровно между о и «Max». Если вы зальёте больше необходимого, излишки придётся сливать. Потому спешить лучше не стоит.
- Когда масло на требуемом уровне, закройте крышку и запустите мотор. Дайте силовому агрегату поработать на холостых оборотах в течение 3 – 4 минут. Дождитесь, пока на приборной панели не погаснет лампа контроля давления.
- Заглушите двигатель, подождите ещё несколько минут. Повторно вставьте щуп и измерьте уровень моторной жидкости.
Всё, на этом работу по самостоятельной замене масла в двигателе отечественного автомобиля «ВАЗ-2109» можно считать завершённой.
Но не забудьте через несколько дней эксплуатации повторно провести замер уровня жидкости. Иногда автовладельцы по неаккуратности или неопытности плохо затягивают сливную пробку или не до конца закручивают масляный фильтр. Из них начинает вытекать масло, что приводит к падению его уровня.
Подтяните все соединения, долейте жидкость до нужного уровня.
Повышенный расход масла в моторе «ВАЗ-2109» указывает на наличие неполадок. Если просто регулярно доливать или менять масло, ситуацию вы не исправите. Машине нужны диагностика и ремонт для устранения причин, спровоцировавших увеличение аппетита по отношению к этой рабочей жидкости.
—> Мастера ВАЗа / Двигатель / Замена масла и масляного фильтра
Двигатель ВАЗ 2109
Одним из основных узлов любого автомобиля является его двигатель. Во многом срок его службы влияет на надежную работу всего автомобиля. Увеличить срок эксплуатации двигателя автомобиля ВАЗ 2109 можно обеспечив качественную смазку устройства. Для этого кроме использования хорошего масла его нужно вовремя заменять.На периодичность замены масла оказывают влияние такие факторы:
- Продолжительность эксплуатации автомобиля.
- Режимы его эксплуатации.
- Состояние двигателя.
- Сезоны использования автомобиля.
- Марка моторного масла, залитого в двигатель.
- Интенсивность, с которой машина эксплуатируется.
- Качество применяемого топлива.
Что требуется для замены?
Ключ для фильтра
Для замены масла в ВАЗ 2109 вам понадобится фильтр, подходящее масло, а при необходимости промывочная жидкость. Также запаситесь тряпками и приготовьте набор ключей.
Количество масла в двигателе ВАЗ 2109 достигает 3,5 литров, но на практике в мотор обычно вмещается всего 3 литра. Какое масло лить в двигатель ВАЗ 2109 вы можете узнать из руководства по эксплуатации автомобиля, но мы рекомендуем заливать полусинтетику или синтетику 10W-40 от Castrol, Shell или отечественных брендов, имеющих более доступную стоимость.
Итак, сколько литров масла в двигателе ВАЗ 2109 и какое масло выбрать вы знаете, а значит можно приступать к самому процессу замены смазочной жидкости.
Периодичность замены
Чтобы поддерживать двигатель «ВАЗ-2109» в хорошем рабочем состоянии, не провоцировать преждевременный износ деталей и потерю моторесурса, нужно правильно и вовремя менять в нём масло.
Если заглянуть в официальное руководство по эксплуатации девятки, то там производитель советует менять моторное масло каждые 10 тысяч километров пробега. Но фактический промежуток времени или пробега между заменой значительно меньше.
Важно учитывать, что «ВАЗ-2109» уже не выпускается продолжительное время, потому основная масса этих автомобилей имеют заметно изношенный двигатель. Его ресурс постепенно заканчивается, что отражается на состоянии и скорости износа масла.
Также негативно на физико-химические свойства моторной жидкости влияют следующие факторы:
- климат;
- качество бензина;
- качество залитого масла;
- стиль вождения;
- условия эксплуатации;
- низкое качество дорожного покрытия;
- частая езда под нагрузкой (полный салон пассажиров или прицеп) и пр.
Негативные факторы способствуют потере полезных свойств масел. Они теряют свою эффективность. Жидкость не справляется со своими задачами, из-за чего происходит чрезмерный износ элементов двигателя. Если вовремя не поменять её, это приведёт к капитальному ремонту или необходимости полной замены силового агрегата.
Потому специалисты и опытные автомобилисты, эксплуатирующие «ВАЗ-2109», советуют менять масло примерно каждые 5 тысяч километров, но не реже 1 раза в год. Будет оптимально осуществлять смену жидкости дважды в год, если мотор порядком изношен
Сливаем старую смазку
Старое масло
Чтобы масло лучше слилось из двигателя, предварительно прогрейте мотор. Загоните машину на эстакаду или смотровую яму, а также можно воспользоваться подъемником или приподнять ее при помощи домкрата на ровном месте. Поднимите переднюю часть автомобиля, подложив под колеса упоры.
Подставьте емкость под сливную пробку, надорвите ее ключом и аккуратно выкрутите руками. Будьте осторожны и не обожгитесь, так как мотор мы предварительно прогревали. При сливе масла рекомендуется открутить крышку маслозаливной горловины, что позволит ускорить процесс слива (в верхней части мотора пропадет вакуум).
Когда менять?
Производитель автомобиля предоставляет регламент замены. Согласно официальному документу замену масла нужно осуществлять один-два раза в год или каждые 10-15 тысяч километров пробега. Время от времени проверяется масло, его состояние и цвет. Если оно неудовлетворительное, требуется также его заменить.
Дополнительные признаки необходимости замены:
- Год изготовления силового агрегата;
- Пробег транспортного средства;
- Стиль эксплуатации ТС;
- Времена года, в которых эксплуатируется транспортное средство;
- Качество топлива;
- Нагрузки на двигатель (долгая работа на холостых оборотах, пробуксовка и буксировка).
Цвет масляной жидкости черный, а вязкие и эластичные параметры потеряны? В такой ситуации жидкость меняется вне зависимости от сроков. Делается это для поддержания мощности и продления моторесурса.
Меняем фильтр
После слива масла из ВАЗ 2109 нужно вкрутить болт в сливное отверстие и выкрутить масляный фильтр. Если у вас нет специального ключа, а руками выкрутить фильтр вам не удается, используйте обычную отвертку: пробейте ею фильтр поперек и используйте ее, как рычаг для выкручивания. Далее смажьте маслом прокладку и резьбу нового фильтра и аккуратно наживите его, чтобы не сорвать резьбу. При его закручивании не используйте ключ, а делайте все руками. Также рекомендуется заполнить новый фильтр маслом примерно наполовину для предотвращения масляного голодания в первые мгновенья работы мотора после запуска.
Технологические этапы проведения замены
Для успешной замены масла в двигателе ВАЗ 2109 необходимо запастись расходными материалами и инструментами.
Заранее желательно подготовить:
Под слив приспосабливают 5-литровые пластиковые бутыли, в которых ранее хранилась вода. Воронку может заменить отрезанная верхушка от пластиковой бутылки. Нужно стараться не допускать попадания большого количества старой смазки на открытую землю.
Сливается старая смазка
Перед этим этапом хорошо прогревается мотор (до 80°С). Автомобиль устанавливается на смотровой яме, эстакаде, подъемнике. Умельцы используют несколько домкратов, чтобы равномерно поднять машину. В таких случаях приподнятая часть автомобиля должна надежно фиксироваться упорами.
Откручивается крышка маслоналивной горловины двигателя. Это рекомендуется делать для ускорения процесса слива старой жидкости. Снятая крышка нарушает вакуум, масло свободно будет стекать.
Под сливное отверстие подставляется емкость. Пробку сначала срывают ключом на «17», потом аккуратно вывинчивают вручную. Как только начнут сочиться первые капли старого масла, пробку выкручивают полностью, прижимая к резьбе. Потом резко отдергивают руку с пробкой в сторону, чтобы избежать попадания разогретого масла на открытые участки кожи.
Меняется масляный фильтр
Дождавшись полного вытекания старого смазочного вещества, закручивают сливную пробку обратно. После этого выкручивается масляный фильтр. Как правило, делается это вручную. В тех случаях, когда фильтр прикипел, используют специальный съемный ключ. Его отсутствие восполняет толстая отвертка, которой пробивают фильтр и рычажным движением откручивают его.
Новый фильтр заполняется наполовину свежей смазкой. Это предотвратит эффект масляного голодания при последующем запуске двигателя. Новым веществом смазывается уплотнительная резиновая прокладка.
После этого фильтр аккуратно, без фанатических усилий, навинчивается на резьбовой стержень. Для окончательной фиксации фильтра не нужно использовать ключ. Дожимать надо только руками без излишних натуг.
Заливается новая моторная смазка
В открытую маслоналивную горловину вставляют воронку. Через нее заливают необходимое количество нового смазочного вещества. Делается это медленно, чтобы масло успевало проходить сквозь горловину воронки.
Выжидают 3–5 минут, а потом, используя щуп, проверяют уровень свежезалитой смазки. Она должна подняться, перекрыв минимальную отметку. Если масла недостаточно, то нужно его немного долить.
Закручивается крышка маслоналивной горловины. Запускается двигатель. Ему дают проработать на холостых оборотах несколько минут. При этом важно следить за контрольной лампочкой давления масла. Она должна через определенное время погаснуть.
Глушат мотор, проверяют еще раз уровень масла. Оптимальный вариант, когда смазка покроет щуп чуть выше середины, остановившись между минимальной и максимальной отметками. Доливать масло до максимума не стоит. Избыточное давление приводит к ненужной нагрузке на уплотняющие детали двигателя.
Заменить масло в двигателе автомобиля ВАЗ-2109 – несложная задача, не требующая профессиональных навыков. С этим справится даже неопытный автомобилист. И на первый взгляд может показаться, что на практике все так же просто, как и в теории. И все даже, даже у опытных владельцев могут возникнуть вопросы, учитывая тот факт, что ВАЗ-2109 – непредсказуемый автомобиль, требующий регулярного обслуживания. В этой статье рассмотрим, какое масло лучше предпочесть для ВАЗ-2109, когда его менять и сколько заливать.
Технология замены масла в двигателе Ваз 2109
Разместите ваше авто на ровном, горизонтальном участке местности. Желательно поместить автомобиль над осмотровой ямой или на специальной эстакаде.
При проведении смены масла рекомендуется осуществить промежуточную промывку двигателя специальным промывочной масляной жидкостью или же маслом той марки, которую вы планируете залить в свой двигатель. Для проведения промывки после проведения слива отработанного масла с помощью воронки залейте свежее масло, так, чтобы его уровень достигал нижней черточки на щупе. Дайте двигателю проработать без нагрузки около десяти минут, после чего приступайте к заливке свежего масла.
В целях соблюдения экологических правил не допускайте попадания отработанного масла на почву.
Разместите под картером вашего двигателя емкость с широким горлом, отсоедините пробку слива и слейте отработанное масло, солее чего закройте сливное отверстие.
Демонтируйте старый масляный фильтр с использованием специального ключа. Промажьте кольцо уплотнения тем же моторным маслом.
С использованием воронки залейте в двигатель новое масло. Проверьте его уровень с использованием масляного щупа.
Извлеките масляный щуп, очистите его от залитого масла и вновь разместите его в контрольном отверстии. Вытащите щуп. Нормальная отметка уровня масла должна располагаться в промежутке между максимальной и минимальной отметками.
После этого вновь заведите свой мотор и погоняйте его несколько минут без нагрузки на холостых оборотах. После выключения мотора вновь проконтролируйте уровень залитого масла с использованием щупа, добавьте его при возникновении необходимости.
Источник
Зачем менять масло
Есть условия, которых обязательно нужно придерживаться, чтобы присутствующая в системе двигателя смазка выполняла свои защитные функции, а не превращалась в причину отказа силового агрегата.
Существует несколько основных моментов, нужно менять масло.
Причина | Пояснение |
Превышен рекомендованный пробег | Каждая деталь имеет свой эксплуатационный срок, в течение которого запчасть отрабатывает имеющийся ресурс. Использовать дальше масло, которое давно должно быть слито, не стоит. Иначе из-за него могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем |
Перемена сезонов | На зиму и лето рекомендуется заливать соответствующий тип смазки. Это обусловлено степенью вязкости, наружной температурой, особенностями интенсивности и охлаждения мотора зимой и летом |
Смена марки масла | Если вы хотите переходить на новую марку масла, старое обязательно полностью удаляется из системы. Смешивать различные даже по марке масла ни в коем случае нельзя |
Сложные условия | Если автомобиль регулярно эксплуатируется в режиме повышенной нагрузки, замену масла проводят чаще рекомендованной периодичности |
Так выглядит старое масло
Вне зависимости от рекомендованных сроков замены, всегда обращайте внимание на текущее состояние моторного масла. Различные факторы могут послужить преждевременной отработке масла, потому заменить его придется раньше. Плюс дополнительно устраните причины, из-за которого смазка не отработала положенный ей срок.
Часто летом любят заливать более вязкое масло, чем на зиму. При длительной работе в моторе оно утрачивает свои свойства, присадки, частицы стружки от трущихся деталей двигателя начинают пагубно влиять на его состояние. Со временем, если не поменять масло, это может привести к необходимости проведения капитального ремонта двигателя.