Hongdu L-15 JL-10 | |
Тип | учебно-боевой самолёт |
Разработчик | Hongdu (HAIG) ЗМКБ «Прогресс» ОКБ Яковлева |
Производитель | Hongdu (HAIG) |
Главный конструктор | Чжан Хун (张弘)[1] |
Первый полёт | 13 марта 2006 года[2] |
Начало эксплуатации | 2013 год[3] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты | ВВС КНР |
Годы производства | с 2010[4] |
Стоимость единицы | ~10 млн (на 2012 год)[5] |
Медиафайлы на Викискладе |
Hongdu L-15
— китайский учебно-боевой самолёт, разработанный компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева[6].
Создан для замены морально устаревшего учебно-боевого самолёта Hongdu JL-8. Предназначен для подготовки китайских пилотов на новейших истребителях ВВС КНР: Су-30, Shenyang J-11 (копия Су-27), Shenyang J-15 (копия Су-33) и Chengdu J-10.
Принят на вооружение ВВС КНР в 2013 году под обозначением JL-10[3].
История создания и производства[править | править код]
Разработка сверхзвукового учебно-боевого самолёта L-15 была начата в начале 2000-х гг. совместно с российским ОКБ Яковлева и украинским ЗМКБ «Прогресс». Российское КБ предоставило техническую документацию на самолёт Як-130, а украинское — поставило двигатели ДВ-2 для испытания прототипов.[1]
В 2004 году была впервые продемонстрирована модель L-15 на авиашоу в Чжухае.
В 2006 году опытный образец самолёта выполнил свой первый полёт.
В 2009 году Юрий Ехануров, Министр обороны Украины, объявил о намерении наладить совместное производство учебно-боевого самолёта L-15 с компанией Hongdu.[7][8]
В 2010 году на авиасалоне Air Show China 2010
была представлена улучшенная версия L-15 Lift (Lead in fighter training), которая совершила свой первый полёт 20 октября 2010 года. Модернизированная версия получила украинские реактивные двигатели с форсажной камерой АИ-222-25Ф. Силовыми установками АИ-222-25 (без форсажной камеры) оснащаются российские Як-130.[9] Благодаря модернизации маневренность L-15 улучшилась до уровня истребителей третьего поколения, а по скороподъёмности самолёт не уступает американскому F-16 и французскому Mirage 2000.[9]
15 августа 2010 года Hongdu объявила, что разработка самолёта L-15 завершена.[4]
В 2011 году компания Hongdu заказала 250 украинских двигателей АИ-222-25Ф для учебно-боевых самолётов L-15 с поставкой к 2015 году.[10]
В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» от 2001 года на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму $5,7 млрд[11].
В 2015 году Украина предварительно договорилась с КНР о закупке для нужд Воздушных сил Украины Hongdu L-15. Главным условием сделки является локализация сборки боевых машин на Одесском авиационном ), мощности которого нарастят с помощью китайской стороны. Вместе с тем не сообщается о количестве закупаемых штурмовиков и стоимости контракта[12][13].
В 2021 году официальное издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая газета «Жэньминь жибао» сообщила, что авиадвигатели для L-15 будут собирать в КНР[14].
Учебно-боевой самолет Hongdu L-15B (Китай)
Китайская авиационная промышленность вновь продемонстрировала свои успехи. Несколько дней назад состоялась торжественная церемония выкатки из сборочного цеха первого опытного образца перспективного самолета Hongdu L-15B. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие одного из существующих китайских самолетов, и в обозримом будущем может поступить на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая или других стран. Пока же опытному самолету предстоит пройти необходимые испытания.
Торжественная церемония выкатки опытной машины нового типа состоялась 28 апреля. Площадкой для этого мероприятия стал один из цехов авиастроительного завода в г. Наньчань, входящего в состав промышленной группы Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG). На церемонии присутствовали представители государственной власти, офицеры и генералы вооруженных сил, а также пресса. Интересно, что в этот раз выкатка опытного самолета проводилась в торжественной и праздничной обстановке. Сборочный цех, а также площадка перед ними были украшены с учетом местных традиций. Кроме того, без украшений не остался и «виновник торжества» в лице первого опытного L-15B.
В ходе церемонии прозвучали различные речи и были сделаны некоторые заявления. Кроме того, состоялись выступления творческих коллективов. После этого первый построенный самолет нового типа вывели из сборочного цеха на открытую площадку. Теперь ему предстоит поступить на летные испытания, по результатам которых будет определяться дальнейшая его судьба в качестве перспективной многоцелевой машины для военно-воздушных сил Китая и зарубежных стран.
Новейший самолет Hongdu L-15B представляет собой дальнейшее развитие учебно-боевой машины L-15, к настоящему времени прошедшей все необходимые испытания, принятой на вооружение и поставленной в серию. В ходе развития и улучшения существующей машины замене подверглись некоторые агрегаты, при помощи чего, как утверждается, удалось получить заметный прирост основных технических и боевых характеристик. Одновременно с этим планер и прочие бортовые системы не подвергались заметным изменениям, что привело к повышению степени унификации и соответствующим последствиям эксплуатационного характера.
Напомним, базовый вариант учебно-тренировочного самолета L-15 (или L-15A) создавался в первой половине прошлого десятилетия. Для разработки новой машины промышленная группа HAIG заручилось поддержкой российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия «Прогресс» им. А.Г. Ивченко. В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера и бортовых систем, а задача украинского предприятия состояла в производстве и поставке требуемых турбореактивных двигателей.
К середине двухтысячных годов подобный международный консорциум провел определенные работы и сформировал общий облик будущего самолета. В 2004 году впервые широкой публике показали макет будущего L-15. Позже был построен первый опытный образец, который в 2006 году впервые поднялся в воздух. В дальнейшем были проведены все необходимые испытания, по результатам которых машина была рекомендована к принятию на вооружение ВВС НОАК. Учебные самолеты для Китая получили официальное обозначение JL-10.
Некоторые особенности процесса разработки проекта JL-10 / L-15 и участие российского конструкторского бюро привели к тому, что китайский самолет фактически представляет собой переработанную версию существующей машины Як-130. При этом имеются некоторые изменения конструкции и состава оборудования, обусловленные требованиями заказчика, а также связанные с возможностями китайской промышленности.
Разработка проекта модернизации существующего самолета стартовала примерно одновременно с принятием на вооружение его базовой версии. В 2010 году компания HAIG впервые показала улучшенный вариант машины под названием L-15 LIFT (Lead-In Fighter Training). Этот проект обновления самолета подразумевал использование иной силовой установки и более совершенного бортового радиоэлектронного оборудования с новыми возможностями. Впоследствии разработка проекта была продолжена, и к настоящему времени привела к появлению улучшенной машины L-15B.
Являясь дальнейшим развитием китайского самолета JL-10 и российского Як-130, новый L-15B сохраняет планер схожей конструкции. Использована та же аэродинамическая компоновка с трапециевидным крылом, имеющим развитую механизацию и передние корневые наплывы, сверху прикрывающие воздухозаборники. Планер имеет крупный носовой отсек для установки двухместной кабины тандемной компоновки. В хвосте машины помещаются два турбореактивных двигателя. Компоновка и оснащение хвостового отсека являются одними из основных отличий обновленной машины.
Интересной особенностью проектов семейства L-15, отличающей их от российского самолета Як-130, являются использованные материалы. Российские конструкторы, исходя из соображений ремонтопригодности, полностью отказались от применения композиционных материалов и использовали только легкие сплавы. В китайском проекте, в свою очередь, предусматривается достаточно широкое применение композитов. Из подобных материалов изготавливается около четверти всех агрегатов планера, в том числе рулевые поверхности крыла и хвостовое оперение. Планер подобной смешанной конструкции, по имеющимся данным, имеет ресурс 10 тыс. часов, что позволит эксплуатировать самолет в течение трех десятилетий.
Одним из главных нововведений проекта L-15B является применение двух турбореактивных двигателей АИ-222-25Ф, оснащенных форсажной камерой. Эти изделия были разработаны Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» и производятся серийно предприятием «Мотор Сич». В отличие от двигателя АИ-222-25, предлагавшегося к использованию в предыдущих вариантах проекта, новый АИ-222-25Ф оснащается форсажной камерой. Это дает заметный прирост общей тяги и позволяет самолету показывать более высокие летные характеристики.
Как утверждается, при помощи двух двигателей с тягой на форсаже по 420 кгс самолет L-15B способен развивать скорость до 1480 км/ч. Возможность полета на сверхзвуковых скоростях является заметным преимуществом перед существующей серийной модификации. Она способна положительным образом сказаться на ходе подготовки пилотов, а также даст определенные положительные последствия при возможном боевом применении техники.
Двигатели для серийных самолетов, по-видимому, будут поставляться Украиной. В 2013 года стало известно о существующих и реализуемых планах. Так, с 2001 по 2041 годы должен был поставить Китаю 1920 двигателей типа АИ-222-25Ф. Кроме того, существовали планы на ремонт вдвое большего числа подобных изделий. В то же время нельзя исключать, что в будущем китайское двигателестроение освоит самостоятельный выпуск двигателей АИ-222-25Ф или иных изделий со схожими параметрами.
Бортовое радиоэлектронное оборудование обновленного самолета соответствует концепции LIFT. Машина имеет т.н. стеклянную кабину с тремя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями на каждом пилотском месте. Контроль за рулями осуществляется при помощи электрической дистанционной системы управления с четырехкратным резервированием. Силовая установка так же контролируется электроникой. В системе управления L-15B присутствуют приборы, позволяющие изменять характеристики самолета и особенности управления им. За счет этого машина может имитировать различные образцы авиационной техники китайского и зарубежного производства, что в значительной мере облегчает обучение пилотов.
Учебно-тренировочный самолет JL-10 / L-15A имеет определенный потенциал с точки зрения боевого применения, однако в таком контексте его возможности ограничены. В рамках нового проекта L-15B было предложено использовать некоторые новые средства, позволяющие добиться заметного повышения боевых качеств. Как следует из имеющихся данных, подобные цели достигаются при помощи обновленных систем обнаружения, улучшенного оборудования управления вооружения и наращивания боекомплекта.
Для контроля обстановки, обнаружения целей и применения некоторых видов вооружения предлагается использовать новую радиолокационную станцию. По некоторым данным, под радиопрозрачным носовым обтекателем должна помещаться пассивная фазированная антенная решетка – схожие системы используются на различных современных боевых самолетах. Применение ПФАР позволит получить максимально возможные характеристики при сохранении приемлемых размеров, соответствующих сокращенным габаритам носовой части машины. Тип и характеристики предполагаемой РЛС пока не уточнялись.
Также повышение боевых характеристик достигается за счет увеличения числа узлов внешней подвески. Конструкторам HAIG удалось разместить под крылом и фюзеляжем самолета 9 пилонов для установки вооружения. Еще две точки подвески имеются на законцовках крыла. По разным данным и оценкам, после увеличения числа точек подвески и установки новых средств управления вооружением самолет L-15B сможет нести разнообразное вооружение для атаки воздушных и наземных целей. Прежде всего, должна быть обеспечена совместимость с изделиями китайского производства. Центральный подфюзеляжный пилон также сможет использоваться для установки подвесного контейнера с автоматической пушкой.
Новый учебно-боевой самолет был представлен под обозначением Hongdu L-15B, что может говорить о его экспортном предназначении. Техника этого семейства уже смогла заинтересовать некоторых зарубежных заказчиков, однако объемы экспортных поставок пока не слишком велики. К настоящему времени самолеты предыдущей модификации были куплены только военно-воздушными силами Замбии. Китайско-замбийское соглашение подразумевало поставку шести машин.
Кроме того, интерес к подобной технике проявили Пакистан и Уругвай, желавшие купить некоторое количество готовых самолетов китайской сборки. В 2015 году свой интерес к L-15 обозначили украинские власти. Предполагалось, что в будущем появится соглашение, в соответствии с которым Китай и Украина наладят совместное производство авиационной техники. Окончательную сборку машин планировалось организовать на Одесском авиационном заводе. Тем не менее, Пакистан, Уругвай и Украина пока не подписывали требуемые контракты и остаются в списке потенциальных заказчиков.
Во время торжественной церемонии выкатки первого опытного L-15B в цеху предприятия Hongdu Aircraft Industry Group и за его пределами находилось не менее десятка других самолетов предыдущей модификации. Эти машины находятся на разных стадиях сборки. Одни пока не получили основные агрегаты, тогда как другим осталось только пройти покраску. Все это показывает, что промышленность продолжает выполнять существующий заказ военно-воздушных сил НОАК. Судя по известным данным и кадрам из сборочного цеха, в обозримом будущем китайская военная авиация будет располагать не менее чем 25-30 самолетами типа JL-10.
Коммерческие перспективы нового самолета пока до конца не ясны. Улучшенная версия существующей учебной машины действительно может быть интересна как Китаю, так и зарубежным странам. Таким образом, весьма вероятным выглядит такое развитие событий, при котором L-15B после прохождения всех необходимых испытаний и проверок будет принят на вооружение ВВС НОАК. Возможность поставки подобной техники третьим странам тоже не следует исключать. Тем не менее, наличие всего одного экспортного контракта на поставку серийных L-15A может быть поводом для пессимизма.
Реальные перспективы очередного китайского самолета будут известны только в будущем, когда недавно построенный опытный образец пройдет все испытания и будет предложен заказчикам. По-видимому, стартовым заказчиком станут китайское военно-воздушные силы, тогда как появление иных контрактов с зарубежными странами пока остается под вопросом. Однако и в таком случае само существование проекта Hongdu L-15B сможет показать один важный факт: теперь Китай намерен выйти на международный рынок учебно-боевых самолетов и закрепиться на нем.
По материалам сайтов: https://flightglobal.com/ https://military-today.com/ https://bestchinanews.com/ https://armstrade.org/ https://bmpd.livejournal.com/
Описание конструкции[править | править код]
Hongdu L-15, 2008 год.
На самолёте применяется четырёхкратно резервированная система дистанционного управления. Также реализована «стеклянная кабина»: имеется шесть многофункциональных цветных дисплеев (по три для каждого пилота).
В кабине пилота установлен коллиматорный индикатор. Размеры самолёта позволяют разместить современную БРЛС с АФАР.
Конструкция самолёта на 25 % выполнена из углеродных композиционных материалов, в том числе хвостовое оперение и закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации — 10 000 летных часов или 30 лет.[5]
Самолёт оснащается двумя украинскими турбореактивными двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой и современным бортовым оборудованием, в том числе цифровой системой управления силовой установкой.
World Of Man Dreams
Разработчик: Hongdu Страна: Китай Первый полет: 2006 Тип: Многоцелевой учебно-боевой самолет
Летчики ВВС НОАК обучаются сегодня в нескольких «военно-воздушных академиях» (так в КНР теперь на «новокитайский» манер называются старые училища летчиков). Рассказывает Академический курс рассчитан на два года, в ходе его прохождения курсантом приобретается налет порядка 280-300 часов. На заключительном этапе молодые летчики проходят подготовку на учебно-боевых самолетах (двухместных вариантах боевых машин) с отработкой основных элементов боевого применения.
Однако использование для углубленной подготовки (а также «доучивания» в центрах) все более усложняющихся и дорожающих боевых и созданных на их базе учебно-боевых истребителей становится обременительным делом даже для такой страны, как КНР, где никогда особо не экономили на обороне: один час полета того же JJ-7 (не говоря уже о Су-27УБ) обходится в несколько раз дороже, чем час полета специализированного учебно-тренировочного самолета. Разумный выход из сложившейся ситуации видится в минимизации использования «больших» учебно-боевых самолетов и введении как бы промежуточной ступени — специализированного, относительно простого и дешевого сверхзвукового УБС, на который можно было бы возложить значительную часть тех задач, которые не в состоянии решать поршневой УТС.
В то же время реактивный JL-8 почти полностью уходит на экспорт и в национальных ВВС, фактически, отсутствует. Причина этого, видимо, кроется в том, что эта, в целом удачная машина, создававшаяся, в первую очередь, под требования ВВС Пакистана, использующего западную схему летной подготовки, не совсем соответствует китайским требованиям к УТС.
НОАК, судя по всему, нуждается в более универсальном самолете, способном обеспечить программу как основной, так и углубленной летной подготовки. А последняя предполагает наличие у учебно-тренировочной машины более высоких летных характеристик, приближающих ее к сверхзвуковому истребителю. Создание такого самолета и началось в Китае в конце прошлого десятилетия.
В сентябре 2001 года на выставке Aviation Expo в Пекине произошло малозаметное, на первый взгляд, событие: на стенде государственного авиастроительного концерна CATIC II была впервые выставлена модель учебно-тренировочного самолета нового поколения L-15, разрабатываемого компанией HAIC (Hongdu Aviation Industry Group), входящей в состав государственного концерна AVIC II. В пояснительной табличке к модели (воспроизводящей классический облик современного учебно-боевого самолета с трапециевидным крылом, однокилевым оперением, боковыми воздухозаборниками и «раздутым» до разумного предела фонарем кабины) сообщалось, что создаваемая машина рассчитана на М=1,4 и предназначена для углубленной подготовки летчиков истребительной авиации, а также способна решать некоторые типы боевых задач.
В ноябре 2002 года модель L-15 была вновь продемонстрирована на международном авиасалоне в Чжухае среди большого числа моделей других перспективных сверхзвуковых самолетов. Информация о новой машине, распространенная в ходе работы выставки, являлась более обстоятельной, чем в Пекине. Было объявлено, что самолет получит два украинских двигателя типа АИ-25 или китайские перспективные двигатели WS11 (2×3500 кгс), цифровую мультиканальную электродистанционную систему управления, современное информационно-управляющее ‘ поле кабины экипажа, выполненное с использованием многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов, рычаги управления, соответствующие требованиям концепции HOTAS (пилотирование без отрыва рук от РУС и РУД), автоматическую систему управления сбросом вооружения.
В августе следующего года в ходе работы Московского авиационно-космического салона «МАКС-2003» на брифинге, проведенном фирмой Яковлева, ее генеральный директор Олег Демченко объявил о проведении совместных работ ОКБ «Як» и китайской корпорации AVIC II над «перспективным сверхзвуковым учебно-тренировочным самолетом». По словам Демченко, в основу проекта была положена китайская концепция УТС, известная под названием «L-15».
Чуть позже Олег Демченко сообщил, что российская фирма по заказу китайской корпорации AVIC II оказывала консультации и «готовила инженерную записку по концепции L-15». По словам генерального директора «Яка», китайцам оказывалась помощь в оценке концепции сверхзвукового УТС, а также осуществлялось научно-техническое сопровождение этого проекта.
Более подробная информация о российско-китайском сотрудничестве по программе L-15 широко обсуждалась в СМИ. И если судить по нынешнему облику этого самолета, то к итальянскому «клону» Як-130 (М-346 «Мастер») прибавился и китайский.
Выкатка прототипа L-15, которому было присвоено гордое имя «Летающий лев», состоялась 23 сентября 2005 года, а свой первый испытательный полет эта машина выполнила 13 марта 2006 года. К середине следующего года прототип налетал уже более 60 часов. Второй опытный самолет был направлен на статиспытания, а оснащенная полным комплектом авионики третья машина, после ее торжественной презентации на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2006 года (проведенной вполне в американском стиле, с торжественными речами, оркестром, воздушными шариками и неестественно длинноногими девушками, позирующими на фоне «Летающего льва»), вышла на испытания в конце 2007 года и совершила свой первый полет 10 мая 2008 года.
Предполагалось, что первый этап летных испытаний завершится в 2009 году. По сообщению ряда источников, после этого ВВС НОАК должны сделать выбор между L-15 и другим типом перспективного сверхзвукового УТС — FTC-2000. Однако имеются сообщения, что еще в апреле 2006 года министерство обороны Китая заказало опытную серию из четырех самолетов L-15, постройка которых должна была начаться в 2007 году, а общий объем заказа МО КНР на самолеты этого типа составил 200 единиц. Таким образом, самолеты L-15 и FCT-2000 будут сосуществовать в китайских ВВС параллельно, а конкурс между HAIC и GAIC в области учебно-боевых самолетов если и существует, то лишь в форме забытого нами «социалистического соревнования между трудовыми коллективами».
Согласно сообщениям зарубежных СМИ, стоимость одного серийного «Летающего льва» составит 14.6 млн. долл. Это достаточно большая величина, если сравнивать ее со стоимостью прежних китайских серийных сверхзвуковых самолетов. Однако стоимость китайской авиационной техники 4-го поколения, разрабатываемой с большим процентом участия иностранных партнеров и имеющей значительное число зарубежных комплектующих (чего не было на таких самолетах, как J-6, J-7, J-8 и Q-5, полностью производимых в КНР), постепенно приближается к общемировому уровню и в обозримом будущем, по-видимому, перестанет являться главным козырем китайского авиапрома.
На выставке в Чжухае в 2010 г. корпорация AVIC продемонстрировала новый вариант УТС L-15, оснащенный форсированными двигателями украинского производства с системой управления типа FADEC. Кроме того, на этом самолете установлена РЛС и усовершенствованное приборное оборудование в кабинах пилотов: ИЛС и три МФИ (на предыдущих вариантах самолета — два МФИ). В конструкцию самолета также были внесены изменения — оперение и закрылки нового варианта изготовлены из КМ.
Первый полет этого варианта самолета, получившего обозначение L-15 Lift, состоялся накануне выставки — 29 октября 2010 г.
Форсажные двигатели обеспечивают самолету L-15 Lift тяговооруженность, близкую к 1 и дают возможность развивать сверхзвуковую скорость. По мнению разработчиков самолета из , скороподъемность и маневренные характеристики нового варианта УТС сравнимы с соответствующими параметрами истребителей F-16 и «Мираж 2000». При наличии заказов на самолет L-15 Lift, он может появиться на рынке через два года и составить конкуренцию российскому УТС Як-130 и южно-корейскому УТС Т-50.
Первый зарубежный дебют L-15 состоялся на авиасалоне «МАКС-2009», проходившем в подмосковном Жуковском. А одним их первых зарубежных покупателей «Летающего льва», вполне возможно, станет Украина. В настоящее время министерство обороны этой страны изучает возможность производства совместно с Китаем самолета L-15 (собственно, этот УБС, имеющий украинские двигатели, и так в некотором роде уже является китайско-украинским). Об этой перспективе недавно заявил ныне уже освобожденный от своей должности министр обороны Юрий Ехануров, подводя итоги пятидневного визита украинской военной делегации в Китайскую Народную Республику: «Мы имеем достаточные мощности в Министерстве обороны для того, чтоб реализовывать подобные проекты. Сейчас мы изучим технологические возможности наших авиаремонтных предприятий и проведем конкретный переговорный процесс с представителями Китая с точки зрения возможного производства таких учебно-боевых самолетов. Это очень серьезная тема».
Говоря о перспективах участия Киева в программе китайского УБС, следует напомнить, что став «незалежной», Украина уже предпринимала попытки создания близкого по своим характеристикам и боевым возможностям самолета собственной конструкции: в 1990-е годы там началась разработка авиационного комплекса, носящего название «фронтовий дозвуковий винищувач-перехопщик» (фронтовой дозвуковой истребитель-перехватчик). Собственно, первоначально существовали планы создания не дозвукового, а полноценного сверхзвукового боевого самолета, однако, при использовании двигателей семейства АИ-25, производимых на Украине, было возможно реализовать лишь дозвуковой или трансзвуковой Л А, а разработку новых «моторов» или закупку их за рубежом признали нецелесообразной.
Прорабатывалось несколько компоновок такого самолета (в том числе и весьма экзотические, с крылом обратной стреловидности). Работы велись, по-видимому, до конца 1990-х годов, а затем были прекращены, скорее всего, по финансовым соображениям. Теперь «ниша» в украинских ВВС, ранее отводимая «перехопщику», может быть занята китайским авиационным комплексом, который, помимо учебных, достаточно эффективно должен решать и боевые задачи.
Краткое описание самолета L-15.
Учебно-боевой самолет L-15 предназначен для углубленной и (частично) основной подготовки летчиков фронтовой авиации, а также для решения боевых задач в ходе конфликтов ограничеиной интенсивности. Он выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, имеющим развитые корневые наплывы, цельноповоротным трапециевидным горизонтальным оперением и стреловидным однокилевым вертикальным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета обеспечивает возможность выполнения устойчивого полета на больших (до 30 град.) углах атаки.
Крыло имеет вихреобразующий «клык» на передней кромке и снабжено двухсекционными предкрылком и закрылком. В отличие от Як-130,задняя кромка крыла выполнена не прямой, а имеет обратную стреловидность. Планер самолета изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов. Его расчетный ресурс составляет 10000 часов (что соответствует 30 годам эксплуатации).
Горизонтальное цельноповоротное оперение имеет небольшое отрицательное V. Вертикальное оперение снабжено односекционным рулем поворота. На верхней поверхности фюзеляжа имеется воздушный тормоз относительно большой площади. Самолет оснащен четырехкратно резервированной цифровой ЭДСУ, обеспечивающей управление по рысканию, тангажу и крену.
На первом опытном самолете L-15 установлены два украинских ТРДД «Прогресс»/ЗМКБ ДВ-2С (2×2200 кгс), обеспечивающие возможность полета лишь с дозвуковой скоростью. Второй опытный УБС, а также серийные машины оснащаются двигателями того же предприятия АИ-222-25Ф (2500/ 4200 кгс) с форсажной камерой, позволяющими (по расчетам) достигать в горизонтальном полете скорости, соответствующей М=1,4.
Применение более крупных (длина 3138 мм против 2100 мм у АИ-222-25) и тяжелых (560 кг против 350 кг) двигателей обусловило и отличие конструкции хвостовой части фюзеляжа L-15 от самолета Як-130. По словам председателя совета директоров ОАО «Мотор-Сич» Вячеслава Богуслаева, сказанным в январе 2008 года, Украина поставила Китаю около 20 двигателей АИ-222-25Ф, предназначенных для опытных и первых серийных самолетов L-15. Следует сказать, что двигатели «Мотор-Сич» АИ-25ТЛК, конструктивно близкие АИ-222-25, почти 15 лет эксплуатируются в Китае и других странах на самолетах JL-8, поэтому освоение «родственных» ТРДДФ АИ-222-25Ф, по-видимому, не представит для китайцев каких-либо сложностей.
Информационно-управляющее поле кабин самолета L-15 вполне отвечает требованиям к поколению «4+». У переднего летчика установлен широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС). На приборной доске каждой из кабин размещено по два полноцветных жидкокристаллических МФИ размером 5×5 дюймов. Рычаги управления соответствуют требованием концепции НОТ AS.
Хотя информация о наличии на борту L-15 радиолокационной станции отсутствует, размеры и форма носовой части фюзеляжа вполне позволяют разместить там небольшую БРЛС типа российских многофункциональных станций «Оса» или «Копье».
Самолет оснащен катапультными креслами китайского производства, обеспечивающими возможность покидания машины на стоянке. Впрочем, на экспортных вариантах, вероятно, предусмотрено и применение и зарубежных катапульт. Катапультирование осуществляется через разрушаемый фонарь кабины.
Вооружение самолета L-15 размещено на двух торцевых крыльевых и четырех подкрыльевых узлах подвески. Его масса достигает 1000 кг. В состав вооружения входят ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности с ТГС PL-9C или TL-10A, размещаемые на концевых крыльевых АПУ, а также неуправляемые средства поражения (НАРС, свободнопадающие авиабомбы, разовые бомбовые кассеты и т.д.) на подкрыльевых узлах. Можно предположить, что под фюзеляжем предусмотрена подвеска контейнера с пушечным вооружением.
Модификация | L-15 |
Размах крыла, м | 8.73 |
Длина самолета,м | 12.08 |
Высота самолета,м | 4.41 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
нормальная взлетная | 6500 |
максимальная взлетная | 9500 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ WS-11 |
Тяга кгс | 2 х 3500 |
Максимальная скорость, км/ч | 1486 (М=1.4) |
Перегоночная дальность, км | 3000 |
Боевой радиус действия, км | 550 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 9000 |
Практический потолок, м | 16000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 8 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка боевая нагрузка — 1000 кг на 5 узлах подвески |
Лётно-технические характеристики[править | править код]
Источник данных: [3][6][15][16]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина: 12,27 м
- Размах крыла: 9,48 м
- Высота: 4,81 м
- Масса пустого: 4960 кг
- Нормальная взлётная масса: 6500 кг
- Максимальная взлётная масса: 9500 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25Ф Бесфорсажная тяга: 2 × 2500 кгс
- Форсажная тяга: 2 × 4200 кгс
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1479 км/ч (=1,4)
- Боевой радиус: 550 км
- Перегоночная дальность: 3100 км
- Практический потолок: 16 500 м
- Скороподъёмность: 150 м/с
- Максимальная эксплуатационная перегрузка:
+8/-3 g
Вооружение
- Боевая нагрузка: 3000 кг на 6 точках подвески (4 под крылом и по одной на законцовках)
- Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя
- Неуправляемые ракеты: блоки с неуправляемыми ракетами
- Бомбы: корректируемые и обычные бомбы
Сравнение с аналогами[править | править код]
Як-130[17] | Aermacchi M-346[18] | BAE Hawk T2 (Mk. 128) LIFT[19] | Hongdu L-15 [3][20] | Aero L-159 ALCA[21] | KAI T-50 Golden Eagle[22] | |
Внешний вид | ||||||
Стоимость единицы, $ | ~15 млн. (на экспорт) | ~30-35 млн. | 29-33 млн. | ~10 млн. | 10-12 млн. | ~25 млн. |
Принят на вооружение, год | 2010 | 2011 | 2009 | 2013 | 2001 | 2007 |
Годы производства | c 2009 | с 2010 | н/д | c 2012 | 1997—2003 | c 2005 |
Размах крыла, м | 9,84 | 9,72 | 9,94 | 9,48 | 9,54 | 9,45 |
Длина, м | 11,24 | 11,49 | 12,43 | 12,27 | 12,72 | 13,14 |
Масса пустого, кг | 4600 | 4600 | 4480 | 4960 | 4350 | 6354 |
Макс. взлётная масса, кг | 10 290 | 10 200 | 9100 | 9500 | 8000 | 12 300 |
Боевая нагрузка, кг | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2700 | 3740 |
Практический потолок, м | 12 500 | 13 700 | 13 500 | 16 000 | 13 200 | 14 630 |
Макс. скорость, км/ч | 1050 | 1060 | 1030 | 1479 | 936 | 1640 |
Дальность без ПТБ, км | 2000 | 2000 | 2500 | 3100 | 1600 | 1851 |
Двигатель | 2 × ТРД АИ-222-25 | 2 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-200 | 1 × ТРД Rolls-Royce Adour Mk. 951 | 2 × ТРД АИ-222-25Ф | 1 × ТРД Honeywell F124-GA-100 | 1 × ТРД General Electric F404 |
Макс. тяга двигателя, кН | 2 × 24,7 | 2 × 27,8 | 1 × 29,0 | 2 × 24,7 (41,2) | 1 × 28,2 | 1 × 53,07 (78,7) |
Тендер нового УБС для ВВС КНР[править | править код]
Hongdu L-15 и Guizhou JL-9 участвовали в тендере на поставку учебно-боевых самолётов нового поколения для подготовки лётчиков ВВС КНР. Guizhou JL-9 создан на основе учебно-боевой модификации Chengdu J-7 (китайской копии МиГ-21).
По сравнению с L-15, JL-9 оснащён одним двигателем и в целом имеет более простую конструкцию и дешевле в производстве, однако не обладает существенными преимуществами перед учебно-боевой версией Chengdu J-7 и является, по сути, лишь улучшенной версией морально устаревшего самолёта прошлого поколения.
Экспорт[править | править код]
1 мая 2012 года Ян Липин, главный экономист компании Hongdu Aviation Industry Group, заявил про контракты на поставку L-15 в страны Латинской Америки и Африки. В 2012 году зарубежным заказчикам планировалось поставить не менее 12 L-15[23][24].
В конце 2014 года на Украине начали рассматривать возможность покупки или лицензионного производства китайских лёгких штурмовиков L-15[25]. Однако (по состоянию на июль 2021 года) окончательное решение по этому поводу так и не принято.
Л 15-15
Железобетонные лотки Л 15-15 для теплотрасс представляют собой сборную открытую конструкцию, имеющую дно и два борта, располагающихся друг напротив друга, поперечное сечение лотка выполнено в форме буквы «П», или «U» с закругленными углами. Поверх лотка устанавливается плита перекрытия для доступа к содержимому лотка, дополнительно обеспечивая герметичность конструкции, защищая содержимое от влаги. Такое решение позволяет упростить техническое обслуживание и ремонт систем трубопроводов — чтобы проникнуть в необходимый для осмотра или ремонта отсек трубопровода, достаточно демонтировать плиту. Также, в строительстве теплотрасс плита не позволяет воздуху покинуть лоток, сохраняя тепло.Железобетонные лотки Л 15-15 для теплотрасс — это конструкции, полностью готовые к установке в грунт. Технология прокладывания лотков достаточно проста: изделия закладываются в заранее подготовленный земляной желоб, который представляет собой вырытую траншею (в случае, когда строительство планируется на объекте, устраиваемом на слабых грунтах, земляной желоб засыпается песчаной подушкой или устанавливается специальная бетонная подушка), сверху монтируются железобетонные плиты перекрытия. Возможен и следующий вариант исполнения: сначала укладываются плиты, затем на них вверх дном устанавливаются лотки.
Железобетонные лотки Л 15-15 для теплотрасс являются одними из самых функционально необходимых составляющих в строительстве при прокладке теплотрасс, электрических и других видов проводки в условиях, в которых осуществляемым коммуникациям угрожают механические повреждения при эксплуатации. Простота конструкции, легкость обслуживания и долговечность лотков — лишь те немногие причины, которые говорят о целесообразности использования железобетонных изделий. Бетонные лотки оснащены высокопрочной сталью, что позволяет изделиям выдерживать значительные нагрузки и сохранять свои первоначальные свойства весь период эксплуатации. Поверхность лотков покрывается специальными водоотталкивающими и антикоррозионными смесями. Одним из главных преимуществ также можно назвать низкую стоимость сырья, что, учитывая долговечность конструкций, значительно снижает затраты при строительстве.
Лотки Л 15-15 для теплотрасс изготавливаются только из тяжелого бетона классами по прочности на сжатие В15, В25, В30 и В35. Класс бетона по морозостойкости и водонепроницаемости зависит от гидрогеологических условий предполагаемого места строительства, как правило — от F50 и W2 соответственно. Для повышения стойкости и износостойкости к воздействию агрессивной среды бетон для лотков обрабатывают полимерными составами. Армирование лотков производится сварными каркасами и сетками из стали классов А-I, A-III и ВрI. В зависимости от проектируемой нагрузки подготавливается горячекатаная или предварительно напряженная сталь. Все металлические элементы дополнительно проходят антикоррозийную обработку.
Железобетонные лотки Л 15-15 для теплотрасс бетонируют в горизонтальном положении стенками вниз. Для выемки изделий из опалубки в стенках лотков предусмотрены распалубочные уклоны в отношении минимум 1/15 от вертикальной оси. Для строповки лотков при выемке из опалубки предусмотрены монтажные петли. Выемка лотков из опалубки производят после достижения бетоном 70% проектной прочности.
Лотки Л 15-15 для теплотрасс проходят испытания на прочность неразрушаемым методом в соответствии с ГОСТ 8829-85 «Методы испытания и оценки прочности, жесткости и трещиностойкости». Для обеспечения надежной стыковки лотка и плиты следует соблюдать следующие условия: максимальное разрешенное отклонение прямолинейности профиля по всей поверхности изделия должно быть не более 8-10 мм. При этом категорически не допускается обнажение арматуры. Раковины, впадины и наплывы на поверхности изделий не должны превышать 3-6 мм в диаметре.
Железобетонные лотки Л 15-15 для теплотрасс должны храниться в штабелях. Высота штабеля назначается из условия обеспечения требований по технике безопасности и согласно СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и должна быть не более 2,5 м. Деревянные прокладки толщиной не менее 3 см предписывается устанавливать на тех же расстояниях от торцов элементов, что и монтажные петли, а также в местах, где стыкуют ребра лотков.
При транспортировании лотки Л 15-15 для теплотрасс должны быть надежно закреплены и иметь опоры, расположенные также, как и при складировании. Максимальная загрузка в одну машину не должна превышать 240-350 штук. При погрузке и разгрузке не допускается сбрасывание лотков и их дальнейшее наваливание.
В можно не только заказать лотки Л 15-15 для теплотрасс, но и проконсультироваться с нашими специалистами, подобрать требуемые конструкции железобетонных изделий. В нашем отделе продаж можно узнать заранее уточнить цену лотков железобетонных и рассчитать общую стоимость заказа. Купить лотки железобетонные и проконсультироваться по общим вопросам покупки и доставки Вы можете позвонив по телефонам компании ГК БЛОК: Санкт-Петербург, Москва: (495) 646-38-32, Краснодар: (861) 279-36-00. Режим работы компании: Пн-Пт с 9-00 до 18-00. ГК «БЛОК» осуществляет доставку лотков железобетонных по всей России прямо до объекта заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.
По вопросам монтажа лотков железобетонных Л 15-15 для теплотрасс обращаться по телефону
Примечания[править | править код]
- ↑ 12
Китай испытал сверхзвуковой учебно-боевой самолет - PLAAF orders Hongdu’s L15 trainer
- ↑ 12345
Hongdu L-15 Falcon - ↑ 12
Китай начал мелкосерийное производство учебных самолетов L-15 - ↑ 12
Украина готовит передачу КНР первой партии серийных двигателей для УБС L-15 - ↑ 12
Украина готовит передачу КНР первой партии серийных двигателей для УБС L-15 - Украина намерена начать производство многоцелевых самолетов с Китаем
- «Соколы» по-киевски
- ↑ 12
Китай показал улучшенную версию тренировочного самолета L-15 - Ukraine Wins Engine Contract for Chinese L-15 Jet Trainer Production
- «Мотор Сич» за 40 лет поставит Китаю двигатели на сумму $5,7 млрд
- Украина договорилась с Китаем о закупке штурмовиков для ВСУ, собирать будут в Одессе – СМИ (неопр.)
(недоступная ссылка). rus.newsru.ua. Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года. - На одесском заводе будут собирать китайские легкие штурмовики для Воздушных сил Украины
- Новости Украины: Китай скупает на корню авиацию Украины — Свободная Пресса — Украина. Новости Украины сегодня. Что будет с Украиной?
- L-15 Advanced Jet Trainer Архивировано 6 июля 2010 года.
- АИ-222-25Ф
- Программа Як-130 Архивировано 5 ноября 2013 года.
- М-346 на сайте производителя Архивировано 6 июня 2014 года.
- Hawk Mk127 / Mk128 LIFT Lead-In Fighter Trainer, United Kingdom
- Hongdu L-15 Supersonic Trainer / Attack Aircraft, China
- L-159 Combat & Training System Архивировано 19 июля 2011 года.
- T-50 Golden Eagle, South Korea
- L-15″猎鹰»高教机获12架订单 单价8000万元 (图)
- Китай поставит 12 сверхзвуковых УТС L-15 на экспорт
- Украина заинтересовалась локализацией китайских самолетов L-15
- Стали известны некоторые детали продажи УБС L-15 ВВС Замбии
- Китайский легкий боевой самолет L-15B
- 俄媒称中国已开始向委内瑞拉出口L-15教练机
- Венесуэла сделала выбор в пользу закупки китайских учебно-боевых самолетов L-15 «Фалкон»?
- Венесуэла ведет переговоры о закупке крупной партии китайских самолетов L-15
В Китае презентовали новый учебно-боевой самолёт L-15B
Китай презентовал новый легкий боевой (учебно-боевой) самолет L-15B, представляющего собой модифицированный вариант учебно-боевого самолета L-15 (JL-10). Показ и полеты самолета прошли 2 ноября на летной конференции китайской авиапромышленной группы Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG), которая проходит в Наньчане.
Источник изображения: topwar.ru
Китайская авиапромышленная группа HAIG показала новый легкий боевой самолет L-15B, разработанный на базе производимого HAIG учебно-боевого самолета L-15 (JL-10). В свою очередь самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия «Прогресс» им. А.Г. Ивченко. В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера и бортовых систем, а задача украинского предприятия состояла в производстве и поставке требуемых турбореактивных двигателей.
Источник изображения: topwar.ru
Как сообщается, двухместный самолет L-15B предназначен для использования в качестве легкого истребителя-штурмовика и переходного учебно-боевого самолета. Выкатка опытного образца самолета состоялась 3 мая 2021 года в одном из цехов авиастроительного завода в г. Наньчань.
Являясь дальнейшим развитием китайского самолета JL-10 (L-15) и российского Як-130, новый L-15B сохраняет планер схожей конструкции. В то же время вместо бесфорсажных двигателей АИ-222-25, разработанных запорожским КБ «Ивченко-Прогресс», на нем установлены двигатели АИ-222-25Ф с форсажной камерой, производимые на украинском «Мотор-Сич». Как утверждается, при помощи двух двигателей с тягой на форсаже по 420 кгс самолет L-15B способен развивать скорость до 1480 км/ч.
Новый самолет имеет 11 точек подвески для вооружения. Конструкторам HAIG удалось разместить под крылом и фюзеляжем самолета 9 пилонов для установки вооружения, еще две точки подвески имеются на законцовках крыла. На самолете установлен комплекс управления вооружением, в том числе управляемым. Центральный подфюзеляжный пилон также сможет использоваться для установки подвесного контейнера с автоматической пушкой.
На L-15B установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. Тип и характеристики установленной РЛС пока не назывались.
Предполагается, что к данному самолету проявят интерес небогатые страны, нуждающиеся в недорогих реактивных легких штурмовиках, а также возможно принятие L-15B на вооружение ВВС НОАК в качестве учебно-боевого самолета. Ранее интерес к самолету проявляли Пакистан, Уругвай и Украина. Данных о заключении контрактов на поставку нет.