История создания самолёта Ил 96
С ростом пассажирских перевозок в конце 80-х выросла потребность в новом широкофюзеляжном самолёте.
Самолёт Ил 96
К концу первой половины 70-х годов дальние рейсы выполнялись на самолётах Ил-62, но расширившийся поток пассажиров заставил увеличить количество рейсов, возросла нагрузка на аэропорты и стало очевидно, что Ил-62 как дальнемагистральный самолёт не справляется с возникшими трудностями. Да и комфорт на «Ильюшине» далеко не тот, который предлагал первый широкофюзеляжный самолёт в мире Boeing 747, эксплуатировавшийся уже с конца 1969 года.
Новая машина создавалась на базе Ил-86, где оставили ту же пассажироёмкость и дальность полёта в 9 тыс. км. У самолёта, получившим обозначение Ил-86Д, увеличили площадь крыла и оснастили двигателями НК-56, от которых впоследствии отказались в пользу пермских моторов ПС-90. Поэтому конструктор машины Новожилов уменьшил длину фюзеляжа, сократил количество пассажирских мест и сделал несколько меньшей площадь крыла.
Ил 96 300 взлёт аэрофлот
Самолёт, названный Ил-96-300, поднялся впервые в воздух 28 сентября 1988 года под руководством командира экипажа Героя Советского Союза С. Близнюка. Эта машина перелетела через Северный полюс в Портленд за 15 часов и совершила беспосадочный полёт Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, преодолев 14800 км.
Модификации
Модель | Отличительные особенности |
Ил-96-300ПУ/ПУ(М1) «Борт №1» — самолёт Президента РФ | Спецборт авиаотряда «Россия» для обслуживания Президента РФ. Собрано пять самолётов данной модификации (в 1995, 2003, 2012, 2013 и 2020 годах). От базовой модели 96-300 значительно отличается внутренней отделкой и специальной компоновкой салона. Отделка внутренних помещений последней модификации ПУ(М1) была произведена британской фирмой Diamond Aircraft. На самолёт установлено специализированное оборудование закрытой связи и пункт оперативного управления силовыми структурами государства |
Ил-96-400 Самолёт Ил-96-400 | Переработан из модификации Ил-96М. Фюзеляж длиннее, чем у базового 96-300.
|
Ил-96-400Т Испытания Ил-96-400Т | Грузовая модификация 96-400. Первый борт собирался путём переделки из Ил-96Т. Остальные три борта собирались «с нуля». На ещё одной машине полностью завершён комплекс испытаний. Производится переделка в спецборт ФСБ РФ (мобильный пункт управления) под маркировкой Ил-96-400ВПУ:
|
Ил-96-400ТЗ Перспективный армейский танкер 96-400ТЗ | В планах МО РФ — переоборудование и пробные испытания двух 96-400Т в модификацию ТЗ. Самолёты планируется использовать в качестве топливозаправщиков.
Для сравнения основной танкер ВКС РФ Ил-78М отдаёт при дозаправке 40 т керосина |
Ил-96ВКП Военный командный пункт на базе Ил-96 | Мобильный командный пункт стратегического управления третьего поколения. Находится в стадии проектирования. Для замены аналогичного спецсамолёта Ил-86ВКП объединённой приборостроительной корпорацией РФ ведётся разработка приборного комплекса |
Ил-96М, Ил-96МД Российский гигант Ил-96М | Модификация серийного самолёта Ил-96-300:
Дальность беспосадочного перелёта составила 12 800 км |
Ил-96Т Грузовой Ил-96-400Т | Российско-американская грузовая модификация модели Ил-96-300. Фюзеляж самолёта диаметром 6,08 м разделён на две палубы.
Оборудован отсек для персонала, изолированный от кабины пилотов барьером и противодымным навесом |
Описание самолёта Ил 96
Хоть Ил-96 внешне похож на прародителя Ил-86, но отличия всё же заметны. У него низко расположенное крыло суперкритического профиля с размахом 60,1 м2 и уменьшенной стреловидностью. На концах плоскостей расположены винглеты, уменьшающие индуктивное сопротивление.
От Т-образного хвостового оперения на широкофюзеляжном самолёте отказались, но для улучшения путевой устойчивости в случае выхода из строя двигателя, высота киля увеличена на полтора метра. Крыло оснащено механизацией, спереди по всему носку расположены предкрылки, а сзади двухщелевые закрылки. Эти устройства создают необходимую подъёмную силу на больших углах атаки без срыва воздушного потока.
Кабина Ил 96
В планере использованы новые композитные материалы, снизившие вес конструкции и позволившие продлить ресурс. Шасси машины сконструированы по трёхопорной схеме: основные стойки тормозные четырёхколёсные, носовая двухколёсная не тормозная.
Ил-96 оснащён четырьмя двигателями ПС-90А с тягой на взлётном режиме по 16 тыс.кг каждый. Силовые установки располагаются на подкрыльных пилонах по два с каждой стороны фюзеляжа. Особенность двигателей – электронная система управления «Диагноз-90», разрешающая контролировать параметры работы силовой установки, расход топлива и предупреждать возникновение помпажа.
Благодаря пилотажно-навигационному комплексу и электронной системе управления полётом ВСУП-85-4, экипаж Ил-96 состоит из трёх человек (без штурмана). В кабине пилотов находятся дисплеи, отражающие информацию о параметрах полёта и навигационную обстановку, на центральной панели ещё два дисплея с индикацией параметров работы силовых установок. Управление самолётом электродистанционное, трёхканальное.
В отличие от Ил-86 на новом самолёте стоят топливные баки с вдвое увеличенной ёмкостью: по четыре бака в каждой консоли и один внутри фюзеляжа. Система кондиционирования воздуха автоматическая, подающая на каждого пассажира по 25,7 кг/час.
Крыло и хвостовое оперение оборудованы электроимпульсной противообледенительной системой, защищающей их передние кромки. Воздухозаборники двигателей обогреваются горячим воздухом от компрессорной камеры.
Салон Ил 96
Комфортный пассажирский салон вмещает 300 человек, но для конфигурации из двух классов вместимость составляет 235 пассажиров. Нижняя палуба разделена на три отсека, предназначенных для багажа и груза.
Лётные характеристики Ил 96 400
Глубокой модернизацией «Ильюшина» стал Ил-96-400 , ниже приведены характеристики для этой модификации:
- Размах крыла – 60,1 м.
- Площадь крыла – 391,6 м2.
- Длина самолёта – 63, 961 м.
- Взлётный вес максимальный – 265 т.
- Общий вес полезной нагрузки – 58 т.
- Дальность полёта – 10 тыс. км.
- Крейсерская скорость – 870 км/час.
- Крейсерский эшелон – 12 тыс. м.
- Количество пассажиров – 436 чел.
- Силовые установки – ПС-90А1.
- Членов экипажа – 3 чел.
Эксплуатация
Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 23 самолёта данного типа. По данным августа 2009 года в эксплуатации находятся 16 самолетов (в России 13). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота.
По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем — в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.
Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму. Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в первой половине 1990-х годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.
Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).
В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.
Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты находятся на хранении. В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиа самолёты. Именно эти два Ил-96-300 рассматриваются для передачи в Венесуэлу.
В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.
В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта), Сирию (три самолёта) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.
Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.
В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолета Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил-96-300 для СЛО «Россия» (в том числе президентский Ил-96-300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.
Эксплуатант | Модификация | Количество |
Летают | ||
Аэрофлот | Ил-96-300 | 6 |
Cubana de Aviacion | Ил-96-300 | 3 |
Аэростарз | Ил-96-300 | 1 |
Специальный лётный отряд «Россия» | Ил-96-300 Ил-96-300ПУ | 3 2 |
Полёт | Ил-96-400Т | 3 |
На хранении | ||
Домодедовские авиалинии | Ил-96-300 | 3 |
Красноярские авиалинии | Ил-96-300 | 1 |
Разобраны на металлолом | ||
КБ Ильюшина | Ил-96-300 Ил-96-400М/Т | 1 1 |
Строятся | ||
Специальный лётный отряд «Россия» | Ил-96-300ПУ | 2 |
Полёт | Ил-96-400Т | 3 |
Интересные факты из эксплуатации самолёта Ил 96
- Ил-96 единственный самолёт с широким фюзеляжем, созданный в СССР.
- В истории эксплуатации Ил-96 не произошло лётного происшествия связанного с гибелью людей – это надёжный широкофюзеляжный лайнер.
- Одной из модификаций этого самолёта является Ил-96-300ПУ, который служит воздушным пунктом управления для президента РФ.
- Многие машины из числа Ил-96 получили собственные имена в честь знаменитых лётчиков и космонавтов.
- В истории эксплуатации Ил-96 лишь один раз произошёл запрет на полёты из-за заводского брака у шасси президентского самолёта. Запрет продолжался 42 дня – Аэрофлот понёс значительные убытки в результате этого прецедента.
- Площадь теннисного корта в полтора раза меньше площади крыла Ил-96.