История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В 1939 году немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации с изобретением под названием «летающая бомба«. Проект был тут же завернут как совершенно нереалистичный — ещё бы, оснастить бомбу крыльями и реактивным двигателем, такое могло придти только в голову авторам фантастических романов.
А затем началась война. До конца 1941 года все шло вполне успешно, но уже накануне 1942 г. военная машина Германии забуксовала, и потому один за другим стали появляться все более фантастичные проекты. «Самолет-снаряд» предложенный и «Аргус» был по сути той же «летающей бомбой», что и двумя годами ранее. Однако на этот раз Рейхминистерство за идею ухватилось двумя руками, и даже откомандировали с ведущего конструктора Р.Луссера, для работы над этим проектом.
Предварительный проект под шифром «Госслау P-55» был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi-103 (от названия ) и высший приоритет разработки. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 — о есть «мишень для зенитной артиллерии». По современным меркам, естественно, уместнее было бы называть Fi-103 не самолетом-снарядом, а управляемой ракетой.
Чертеж самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1, V-1)
Всю дальнейшую работу по проектированию и испытаниям перевели в E-центр Карлсхаген и Пенемюнде-Вест, располагавшегося на острове Узедом в Балтийском море. В качестве силовой установки самолета-снаряда было решено использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный на в 1938 году под руководством П.Шмидта. Систему управления разрабатывала .
Двигатель обкатали на экспериментальном Me-110, и уже 30 августа 1942 года было завершено изготовление первого опытного образца Fi-103 и строительство 55-метровой катапульты для него.
После серии неудачных запусков 24 декабря двенадцатый по счету самолёт-снаряд все-таки совершил успешный прямолинейный полёт длиной 3 км. Летом 1943 года началась подготовка к серийному производству сразу на 4 заводах: в Нордхаузене, Хаме, Южном Фаллерслебене и Магдебург-Шенебеке. Ещё 50 фирм были привлечены для производства комплектующих. В августе 1943 года специальный отряд (около 750 человек) под командованием М.Вахтеля приступил к освоению новой техники, но из-за проволочек и сложностей освоения новой техники, приказ о начале боевого применения нового оружия был подписан Гитлером только 16 мая 1944 года.
Самолет-снаряд Fi.103 (Фау-1, V-1) в беспилотном варианте. Фактически — вполне современная крылатая ракета
Модификации[править | править код]
За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.
Фау-1 воздушного запуска[править | править код]
Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1
Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.
Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.
В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.
В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.
Дальнобойная Фау-1[править | править код]
Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.
В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.
Пилотируемая V4 (Фау-4)[править | править код]
Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg
Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R
Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:
Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.
Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.
Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В отличие от современных крылатых ракет, Фау-1 (Fi-103) был не высокоточным, а скорее «высоко не точным» оружием. Место попадания ракеты укладывалось в квадрат 4х4 километра, поэтому относительного успеха можно было добиться только запуская ракеты «пачками», к тому же по крупноразмерным целям. Стрельба по городам (трудно найти более крупную мишень) представлялась оптимальным способом боевого применения Фау-1. Первой целью гитлеровских крылатых ракет должен был стать Лондон. Памятуя о страшной бомбардировке Гамбурга британскими бомбардировщиками летом 1943 г., немцы ввели в обиход ещё одно обозначение для Фау-1: V-1, то есть Vergeltung-1, «оружие возмездия».
Гитлер ждал чуда, но чуда не произошло. Англичане заранее знали о «оружии возмездия» и в первую очередь бомбили именно пусковые площадки и заводы по изготовлению Фау-1. Истребители также были своевременно предупреждены о новом орудии немцев, а так как полет самолетов-снарядов осуществлялся строго по прямой, к тому же со сравнительно невысокой скоростью, пилоты вскоре научились довольно легко сбивать их в пути. К концу войны, до цели долетало уже не больше 10% выпущенных Фау-1.
Первое боевое применение Фау-1 (Fi-103) состоялось в ночь на 16 июня 1944 года/ По Лондону было выпущено 244 ракеты — частью с самолетов He-111H-22, частью с наземных пусковых установок в Нормандии. Конечно это был только пробный шар — наклепать гитлеровцы успели ни много ни мало, 25 тысяч самолетов-снарядов. Однако до самой капитуляции, так и не сумели расстрелять этот впечатляющий арсенал: всего было выпущено 10,5 тысяч Фау-1, для остальных просто не хватило топлива и пусковых установок.
Всего по английским данным от «оружия возмездия» погибло 6364 человека и около 18000 было ранено.
Fi.103 (Фау-1, V-1) транспортируемый на самолете Ar-234. Вы только подумайте — первый в мире реактивный бомбардировщик с первой полноценной крылатой ракетой на борту!
Перехватчики, зенитки, бомбы
Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени.
Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд.
Пулеметы не годились — их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило — при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик.
В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon — истребитель, получивший название Tempest.
Этот самый мощный британский одномоторный истребитель нес четыре 20-миллиметровых пушки, которые оставляли ракете мало шансов.
Правообладатель иллюстрации PA Image caption Бобрадировщики Avro Lancaster немедленно уничтожали любые обнаруженные пусковые позиции
Всего на счету этого самолета 638 сбитых «Фау-1». Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд «Темпеста» не побила ни одна машина.
Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей.
Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто.
Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая — «Фау-1» могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.
Конструкция самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
Самолет-снаряд Фау-1 (Fi.103) построен по аэродинамической схеме среднеплана. Крыло прямоугольное с одним трубчатым лонжероном, механизация крыла отсутствует.
Привод рулей высоты и курса, а также гироскопов осуществлялся сжатым воздухом, который хранился в 2 шар-баллонах по 150 л под давлением 180 кг/см2.
В конструкции широко применялась сталь, что обеспечивало необходимую для одноразового летательного аппарата дешевизну. Из дюраля был выполнен только носовой отсек фюзеляжа, в котором размещался «магнитный корректор». Во втором отсеке размещалась боевая часть, в третьем — топливный бак и шар-баллоны, в четвёртом — автопилот и элементы силовой установки.
Боевая часть снабжалась тремя контактными взрывателями. Силовая установка состояла из пульсирующего воздушно-реактивного двигателя As.014 , установленного на законцовке киля. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин. Подача топлива осуществлялась по трубопроводу в пилоне, поддерживающем переднюю часть двигателя.
Fi-103 оснащался инерциальной системой наведения. Большинство снарядов могли выполнять полёт только по прямой (курс задавался направлением старта с направляющей). В конце войны часть самолётов-снарядов оснастили устройствами разворота, позволявшими выполнять виражи в соответствии с программой.
Высота полёта устанавливалась по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Расстояние до цели определялось по счётчику, установленному в носовой части и имевшим привод от небольшого воздушного винта. По достижении предварительно рассчитанного расстояния счётчик отключал двигатель и подавал команду на руль высоты, после чего снаряд переходил в пикирующий полёт.
Оценка проекта
Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев
В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками[8].
Им была подготовлена следующая таблица:
Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz | V1 | |
1. Стоимость для Германии | ||
Вылетов | 90 000 | 8025 |
Вес бомб, тонн | 61 149 | 14 600 |
Израсходовано топлива, тонн | 71 700 | 4681 |
Потеряно самолетов | 3075 | 0 |
Потеряно экипажа | 7690 | 0 |
2. Результаты | ||
Строений уничтожено/повреждено | 1150 000 | 1127 000 |
Потери населения | 92 566 | 22 892 |
Отношение потерь к расходу бомб | 1,6 | 4,2 |
3. Стоимость для Англии Усилия самолетов сопровождения | ||
Вылетов | 86800 | 44 770 |
Потеряно самолетов | 1260 | 351 |
Потеряно человек | 2233 | 805 |
В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой Фау-2). Она была дешёвой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок— менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой[источник не указан 2403 дня
].
Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от англичан значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала, и в итоге значительно превосходили по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба[источник не указан 2403 дня
].
Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1
Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
- Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
- Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
- Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
- Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
- Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
- «Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
- «Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
- «Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
- «Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
- 10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
- JB-2 — американский аналог Fi.103.
Пилотируемый вариант Fi-103. Фау-1 так и не стал оружием возмездия, зато его любят моделисты.
Источник: Козырев В.М., Козырев М.Е. Немецкие самолёты-снаряды, Крылья Родины., 2001.