Для термина «Торпедо» см. также другие значения.
Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника) Торпедный отсек на французской атомной подводной лодке Le Redoutable Советская торпеда времён Второй Мировой войны, музей-заповедник «Малая земля», Новороссийск
Торпе́да
(от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённо лат. torpedo) — самодвижущийся подводный боевой снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключены ядерная или неядерная боевая часть, топливо, двигатель и приборы управления (в том числе наведения на цель).
Наиболее распространённый калибр морских торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) — 533 миллиметра (21 дюйм) (также известны образцы от 254 до 660 мм). Средняя длина (для универсальных торпед) — около 7 метров, масса (для универсальных торпед) — около 2 тонн, заряд взрывчатого вещества (для универсальных торпед) — 200—400 килограмм.
Морские торпеды состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, миноносцев и прочих) и подводных кораблей, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.
До сих пор военно-морские специалисты восхищаются прозорливостью Ф. Энгельса, который в год появления нового оружия в книге «Анти-Дюринг» (1873 г.) писал: «В состязании между бронёй и орудием боевое судно доведено до такой грани изощрённого совершенства, когда оно становится в такой же мере недоступным по цене, как и непригодным для войны… Усовершенствование самодвижущейся торпеды, последнего изделия крупной промышленности, работающей для военно-морского дела, по-видимому, призвано это осуществить: самый маленький торпедный катер окажется в таком случае сильнее громаднейшего броненосца
». [Торпеды_1986(3)]
Развитие торпеды сопровождалось решением технических проблем несколькими поколениями изобретателей. Новейшие проблемы развития торпеды ещё ждут своего конструктивного и научного решения. [Торпеды_1986(3)]
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году[1], ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо»[2]. Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», «минами Уайтхеда», а торпедистов — «минёрами».
В обрусевшей форме «торпеда
» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года[3][4][1].
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники[5][6] утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии[1] первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года[7])
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы[8], которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската[5].
Уничтожение морских мин
Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.
Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия. Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник. Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.
Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.
С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.
Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.
Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.
Классификация
Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах; [Торпеды_1986(4)]
По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом; [Торпеды_1986(4)]
По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем. [Торпеды_1986(4)]
По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400-мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600-мм). [Торпеды_1986(4)]
По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении); [Торпеды_1986(4)]
По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;[Торпеды_1986(4)]
По следности
- Следные;
- Бесследные; [Торпеды_1986(4)]
Источник: Дородных В. П., Лобашинский В. А. Торпеды. Москва. Идательство ДОСААФ СССР 1986 г. стр.4[Торпеды_1986(4)]
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
2.2.3 Устройство и перспективы развития современных якорных мин
Как уже отмечалось, главным недостатком мин с движущейся боевой частью первого поколения является недостаточная полоса поражения.
В настоящий момент наиболее перспективным направлением в этой области является создание мин с движущейся боевой частью с наклонными траекториями, так называемых широкополосных мин-торпед и мин-ракет.
Мысль о возможности использования торпеды в качестве самонаводящейся боевой части мины родилась у конструкторов в процессе создания малогабаритных торпед типа МГТ-1 (калибр 400 мм) с системами самонаведения на цель.
Принцип действия мины-торпеды заключался в следующем. После обнаружения ПЛ-цели по наводимому ею в воде акустическому полю, система обнаружения мины определяла (классифицировала) источник шума как ПЛ, затем уточнялись координаты ее места относительно самой мины. Далее на боевую часть (торпеду) выдавалось целеуказания с командой на старт. После этого торпеда покидала контейнер, в котором она размещалась, и выходила на горизонт движения ПЛ-цели, одновременно начиная самостоятельный поиск последней для захвата ее своей системой самонаведения (ССН). С обнаружением цели торпеда следовала к ней, управляясь от ССН. После сближения торпеды с ПЛ на требуемое расстояние происходил подрыв заряда ВВ, осуществлявшийся под воздействием неконтактного или контактного взрывателя.
Первая противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 была принята на вооружение советского ВМФ в 1972 г. Она оснащалась акустической ССН пассивно-активного типа, а также имела в качестве боевой части торпеду, располагавшей собственной активно-пассивной системой самонаведения. За счет большой глубины постановки и ширины зоны поражения (на три порядка превышавшей обычно узкополосные аналоги) мина-торпеда получила такую боевую эффективность, которая значительно превзошла эффективность любой из существовавших тогда якорных мин, применявшихся в интересах ПЛО. В свою очередь, создание этой мины положило начало новому направлению в развитии минного оружия.
В 1974 г. в США была завершена разработка аналога русской мины ПМТ-1. Она получила название МК-60 («Кэптор»). Ее основными элементами являются:
– контейнер с торпедой и стартовой системой;
— якорное устройство с системой автоматической установки контейнера на заданное углубление;
— неконтактная аппаратура автоматической системы обнаружения и классификации целей.
Контейнер служит для размещения малогабаритной, противолодочной торпеды МК-46 (в перспективе — «Стингрей» или МК-50 — ‘Барракуда’). В нем находится также система пуска торпеды и неконтактная аппаратура автоматической системы обнаружения и классификации целей. Изготовлен из алюминиевого сплава, снабжен верхней и нижней гермокрышками, его длина около 4000 мм, диаметр — 534 мм. Имеет положительный запас плавучести и ориентирован вертикально.
Якорное устройство предназначено для автоматической установки контейнера на заданное углубление и удержания его в точке постановки. Установка производится способом автоколебаний. Заданное углубление зависит от глубины места постановки:
до 230 м — придонный вариант 7.5 м от грунта,
230…460 м — половина глубины места,
460…800 м — предельное углубление около 300 м.
Неконтактная аппаратура определяет факт вхождения цели в зону своего реагирования (свыше 1000 м), направление и дистанцию до нее, классифицирует цель по принципу «свой — чужой» и обеспечивает пуск торпеды в сторону обнаруженной цели. Функционально включает в себя:
— пассивный акустический канал — дежурный, включается на 30 -50 с через каждые 5 мин;
— активный акустический канал — боевой;
— логическое устройство, классификации и опознавания, цепи и выдачи команды запуска торпеды.
Выйдя из контейнера, торпеда занимает установленную глубину и начинает программный поиск цели в пассивном режиме работы АСН; обнаружив цель переходит, а активный режим поведения и сближается с целью до момента срабатываниясвоего НВ (1…2 м) или до удара торпеды о цель.
В продолжение развития мин-торпед в СССР в конце 70-х годов был создан минно-торпедный противолодочный комплекс МТПК-1. Отличительной чертой этого комплекса является включение в боевой канал микропроцессора, способного не только производить опознавание целей по принципу «свой-чужой», но даже распознавать цели по индивидуальным гидроакустическим шумам.
Другой класс — мин-ракет — в нашем ВМФ был разработан примерно в тоже время (1972-1975). Эти мины, в отличие от мин-торпед, имели в качестве своей боевой части не малогабаритные торпеды, а подводные скоростные ракеты о наклонными траекториями движения.
Такие мины получили название ПМР-1 и ПМР-2 (противолодочная мина-ракета). Отличительной особенностью мин типа ПМР является то, что после обнаружения и классификации цели неконтактной аппаратурой определяются параметры движения цели (курс, глубина и скорость хода). После этого аппаратура мины решает задачу по оптимизации траектории перехвата цели (вычисляет упрежденную точку стрельбы), вводит данные в бортовую систему управления движением ракеты и выдает команду на старт. Боевая часть мин типа ПМР движется к цели со скоростью около 80 м/с и поражает ее с высокой эффективностью. Поражение цели осуществляется подрывом заряда неконтактным или контактным взрывателем, который размещается в ракете наряду с зарядом ВВ, реактивным двигателем и блоком приборов управления.
Необходимо отметить, что мины-ракеты являются представителями наиболее перспективного направления в области минного оружия и способны обеспечить борьбу не только с современными, но и перспективными быстроходными, глубоководными, гидроакустически малозаметными ПЛ. Высокая скорость движения их боевых частей (ракет) и малое время атаки (не более 7 с) практически исключают возможность применения средств противодействия либо маневра уклонения, а неконтактная аппаратура, применяемая в них, позволяет обнаруживать любую подводную лодку независимо от уровня шума и скорости хода.
В настоящее время в нашем ВМФ разрабатывается универсальная по целям широкополосная придонная мина-ракита — морская шельфовая мина (МШМ). Она представляет собой комбинацию придонной мины с подводной ракетой. Мина устанавливается на грунт на глубинах до шестисот метров и способна обеспечить борьбу с современными и перспективными ПЛ и НК в зоне с достаточно большой шириной поражения.
Перечисленные образцы мин-ракет и мин-торпед, несмотря на все свои преимущества, имеют один общий недостаток — ограниченные возможности в поражении НК. Связано это с том, что наличие в приповерхностных слоях сильных акустических помех не позволяет аппаратуре мины достоверно классифицировать цель и точно определить параметры ее движения и координаты.
Поэтому одним из перспективных направлений в развитии данного класса мин является создание мин с боевой частью в виде крылатой ракеты.
Принцип действия таких мин-ракет заключается в следующем. После подачи неконтактной аппаратурой мины команды на старт ракета выходит из контейнера и дальше действует как крылатая ракета с подводным стартом, т.е. выходит над поверхностью моря и поражает НК. Наведение ракеты происходит за счет первичных данных, введенных в бортовые приборы ракеты минной аппаратурой, и работы собственной системы самонаведения.
таким образом, послевоенное развитие минного оружия прошло путь от создания узкополосных позиционных, донных и якорных мин классического типа до широкополосных мин активного типа, обладающих значительно большими боевыми и эксплуатационными возможностями и перспективами дальнейшего совершенствования.
История
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Роберт Уайтхед и его торпеда Сброс торпеды с британского самолёта (около 1918 года) Минный (торпедный) отсек подводной лодки времён Первой мировой войны. 1916 Торпеды Mk.46 на подвесах противолодочного вертолёта Lynx
Первым идею о самодвижущемся морском снаряде в начале XV века высказал итальянский инженер Джованни да Фонтана[9]. Впервые термин «torpedo» для обозначения морского боеприпаса использовал Роберт Фултон в начале XIX века. В течение всего XIX века различными инженерами разрабатывались проекты подводных самодвижущихся снарядов, но на ракетной тяге.
Первая самодвижущаяся мина («самодвижущееся торпедо») была создана 1865 году русским изобретателем И. Ф. Александровским[2][10].
«В 1865 году,— пишет Александровский,— мною был представлен… адмиралу Н. К. Краббе (управляющий Морским министерством Авт.) проект изобретённого мною самодвижещегося торпедо. Сущность… торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретённой мною подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и моем торпедо главным двигатель — сжатый воздух, те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине… с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо… автоматическим механизмом. По представлению моего проекта самодвижущегося торпедо Н. К. Краббе нашёл его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка только строилась».
— [2]
Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) разработал англичанин Роберт Уайтхед (1866 год). 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча торпеда была впервые применена британским флотом в боевых условиях, однако безуспешно — цель сумела уклониться от попадания.
Впервые торпеды были успешно применены Россией во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 14 января 1878 года, в результате операции, проведённой под руководством адмирала Макарова против турецкого флота в районе Батума, два катера, «Чесма» и «Синоп», спущенные с минного транспорта «Великий князь Константин», потопили турецкий пароход «Интибах». Торпеды также активно применялись во время первой Русско-японской войны.
По-видимому, первой управляемой торпедой является разработанная в 1877 году Торпеда Бреннана.
Первая мировая война
«Момент вылета мины из орудия» (1916)
Во время Первой мировой войны торпеды применялись воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но и также на реках: например, 27 августа 1916 года румынские торпедные катера атаковали австро-венгерские мониторы возле болгарского города Русе на Дунае. Атака была неудачной для румын: торпеды прошли далеко от целей, а флагманский корабль австрийской группы — «Бодрог» — потопил один из атакующих катеров.
Вторая мировая война
Электрические торпеды
Одним из недостатков парогазовых торпед является наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих, поэтому после Первой мировой войны начались попытки применения в качестве двигателя торпеды электромотора. Идея была очевидна, но ни одно из государств, кроме Германии, до начала Второй мировой войны реализовать её не смогло. Кроме тактических преимуществ, оказалось, что электрические торпеды сравнительно просты в изготовлении (так, трудозатраты на изготовление стандартной немецкой парогазовой торпеды G7a(T1) составляли от 3740 человеко-часов в 1939 г. до 1707 человеко-часов в 1943 г.; а на производство одной электроторпеды G7e (Т2) требовалось 1255 человеко-часов). Однако максимальная скорость хода электроторпеды равнялась только 30 узлам, в то время как парогазовая торпеда развивала скорость хода до 46 узлов. Также существовала проблема устранения утечки водорода из батареи аккумуляторов торпеды, что иногда приводило к его скоплению и взрывам.
В Германии электрическую торпеду создали ещё в 1918 г., но в боевых действиях её применить не успели. Разработки продолжили в 1923 г., на территории Швеции. В 1929 г. новая электрическая торпеда была готова к серийному производству, но официально её приняли на вооружение только в 1939 г. под обозначением G7e. Работы были настолько засекречены, что британцы узнали о ней только в том же 1939, когда части такой торпеды обнаружили при осмотре линейного корабля «Ройял Оук», торпедированного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
Однако уже в августе 1941 на захваченной U-570 в руки британцев попали полностью исправные 12 таких торпед. Несмотря на то, что и в Британии, и в США в то время уже имелись опытные образцы электрических торпед, они просто скопировали германскую и приняли её на вооружение (правда, только в 1945, после окончания войны) под обозначением Mk-XI в британском и Mk-18 в американском флоте.
Работы по созданию специальной электрической батареи и электродвигателя, предназначенных для торпед калибра 533 мм, начали в 1932 г. и в Советском Союзе. В течение 1937—1938 гг. было изготовлено две опытовые электрические торпеды ЭТ-45 с электродвигателем мощностью 45 кВт. Она показала неудовлетворительные результаты, поэтому в 1938 г. разрабатывается принципиально новый электродвигатель с вращающимися в разные стороны якорем и магнитной системой, с высоким КПД и удовлетворительной мощностью (80 кВт). Первые образцы новой электрической торпеды изготовили в 1940 г. И хотя германская электрическая торпеда G7e попала в руки и советских инженеров, но те не стали её копировать, а в 1942 г., после проведения государственных испытаний, была принята на вооружение отечественная торпеда ЭТ-80. Пять первых боевых торпед ЭТ-80 поступили на Северный флот в начале 1943 г. Всего во время войны советские подводники израсходовали 16 электрических торпед.
Таким образом, реально во Второй мировой войне электрические торпеды имели на вооружении Германия и Советский Союз. Доля электрических торпед в боекомплекте подводных лодок кригсмарине составляла до 80 %.
Неконтактные взрыватели
Независимо друг от друга, в строгой тайне и почти одновременно военно-морские флоты Германии, Англии и Соединённых Штатов разработали магнитные взрыватели для торпед. Эти взрыватели имели большое преимущество перед более простыми контактными взрывателями. Противоминные переборки, находящиеся ниже броневого пояса кораблей, сводили к минимуму разрушения, вызываемые при попадании торпеды в борт. Для максимальной эффективности поражения торпеда с контактным взрывателем должна была попасть в небронированную часть корпуса, что оказывалось весьма трудным делом. Магнитные взрыватели были сконструированы таким образом, что срабатывали при изменениях магнитного поля Земли под стальным корпусом корабля и взрывали боевую часть торпеды на расстоянии 0,3—3 метра от его днища. Считалось, что взрыв торпеды под днищем корабля наносит ему в два или три раза большие повреждения, чем такой же по мощности взрыв у его борта.
Однако первые германские магнитные взрыватели статического типа (TZ1), которые реагировали на абсолютную величину напряжённости вертикальной составляющей магнитного поля, просто пришлось снять с вооружения в 1940 г., после Норвежской операции. Эти взрыватели срабатывали после прохождения торпедой безопасной дистанции уже при лёгком волнении моря, на циркуляции или при недостаточно стабильном ходе торпеды по глубине. В результате этот взрыватель спас несколько британских тяжёлых крейсеров от неминуемой гибели.
Новые германские неконтактные взрыватели появились в боевых торпедах только в 1943 г. Это были магнитодинамические взрыватели типа Pi-Dupl, в которых чувствительным элементом являлась индукционная катушка, неподвижно закреплённая в боевом отделении торпеды. Взрыватели Pi-Dupl реагировали на скорость изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля и на смену её полярности под корпусом корабля. Однако радиус реагирования такого взрывателя в 1940 г. составлял 2,5—3 м, а в 1943 по размагниченному кораблю едва достигал 1 м.
Только во второй половине войны на вооружение германского флота приняли неконтактный взрыватель TZ2, который имел узкую полосу срабатывания, лежащую за пределами частотных диапазонов основных видов помех. В результате даже по размагниченному кораблю он обеспечивал радиус реагирования до 2—3 м при углах встречи с целью от 30 до 150°, а при достаточной глубине хода (порядка 7 м) взрыватель TZ2 практически не имел ложных срабатываний из-за волнения моря. Недостатком ТZ2 являлось заложенное в него требование обеспечить достаточно высокую относительную скорость торпеды и цели, что было не всегда возможно при стрельбе тихоходными электрическими самонаводящимися торпедами.
В Советском Союзе это был взрыватель типа НВС (неконтактный взрыватель со стабилизатором
; это магнитодинамический взрыватель генераторного типа, который срабатывал не от величины, а от скорости изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля корабля водоизмещением не менее 3000 т на расстоянии до 2 м от днища). Он устанавливался на торпеды 53-38 (НВС мог применяться только в торпедах со специальными латунными боевыми зарядными отделениями).
Приборы маневрирования
В ходе Второй мировой войны во всех ведущих военно-морских державах продолжались работы по созданию приборов маневрирования для торпед. Однако только Германия смогла довести опытные образцы до промышленного производства (курсовые системы наведения FaT
и её усовершенствованный вариант
LuT
).
FaT
Первый образец системы наведения FaT был установлен на торпеде TI (G7a). Была реализована следующая концепция управления — торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории («змейкой») со скоростью 5—7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со «змейкой» поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.
С мая 1943 года следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка «змейки» 800 м) стали устанавливать на торпедах TII (G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.
LuT
Система наведения LuT была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двукратной установки поворотов до начала движения «змейкой». Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции — сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение «змейкой» поперек курса движения конвоя. Длина участка «змейки» могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.
Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счётно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.
Авиационные торпеды
Германские авиационные торпеды были откровенно плохи, они были хуже советских аналогов. Отвратительно работали гидростаты и неконтактные электромагнитные взрыватели, что заставило в конце 1941 г. принять на вооружение итальянскую торпеду «W». Позже стали выпускать модернизированный вариант итальянки — F5b, отличавшейся от оригинала ещё одним гироскопом, дополнительным прибором Обри и цилиндрической вставкой с дополнительными рулями для улучшения вхождения в воду.
Морские мины – испытанное оружие сдерживания
Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой. Минный фактор истории войн
31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с броненосцем погиб адмирал Степан Осипович Макаров. С гибелью командующего активные действия Порт-Артурской эскадры прекратились.
В августе 1941 года при эвакуации Таллина на вражеских минах Балтийский флот потерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.
В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота фактически не принимали участия в боевых действиях.
В октябре 1950 года американский флот утратил господство в корейских водах, так как янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок. Оценка дестабилизирующей роли противоракетной обороны в Европе
В 1972 году американцы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был полностью блокирован с моря почти на девять месяцев.
Как правило, страны третьего мира не могут самостоятельно разминировать мины, наставленные ими самими же в ходе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.
Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа советских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.
В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в пять линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление выполнялось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта аналогичные работы выполняли тральщики западных стран.
В 1984 году в ходе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красном море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно ежедневно через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.
Срочно в Красное море были направлены 18 кораблей из четырех стран НАТО: США, Англии, Франции и Италии. Туда же направилась группа советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили десять донных мин, англичане – одну, а итальянцы – ни одной.
В ходе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») американцы и их союзники не сумели высадить морской десант на юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.
В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.
Перспективы минирования Ормузского пролива
Ну, а какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180—320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м. Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.
В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.
В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками. Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.
16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.
14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.
Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив.
Грозное оружие иранских моряков
Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.
Что же представляют из себя современные мины?
Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.
Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.
Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.
В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.
Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью ?1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.
Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.
МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.
Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.
Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.
В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.
В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.
Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.
Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.
Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.
Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.
После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.
При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.
Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.
Полная длина мины 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.
В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.
Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом. Корпус мины сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».
Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.амолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе. Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.
См. также
В Викисловаре есть статья «торпеда » |
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
Конструкция
Опыты Г. И. Бутакова, проведенные в 1862 году, показали, что безопасное для атакующего корабля расстояние от форштевня до мины составляет 6—8 метров. Общая длина шеста составляла от 8 метров (для катеров) до 15 (для кораблей) и вплоть до 18 метров для самых тяжёлых и мощных мин.
Количество необходимого взрывчатого вещества также первыми опытами было определено величиной порядка 20 кг (1—1,5 пуда). На разных этапах в качестве взрывчатого вещества использовался порох, динамит или пироксилин.
Сама мина, как правило, представляла собой металлическую каплевидную или конусообразную ёмкость, заполненную взрывчаткой и насаженную (или закрепленную при помощи бугелей) на шест.
Взрыв мог производиться от удара или замыканием электровзрывателя экипажем катера. В качестве ударного взрывателя в России использовался взрыватель системы штабс-капитана Российской армии Трумберга.
Шесты использовались как деревянные, так и составные металлические. Закрепление шеста на катере или корабле имело подвижную конструкцию, которая позволяла выдвигать мину из походного положения в боевое и управлять ей (как рычагом) как в плоскости, так и по глубине. Рабочее заглубление мины было порядка 2 метров — ниже уровня, где заканчивается броневой пояс бронированных кораблей.
Обычно для управления средней (носимой катером) миной требовалось усилие 2—3 человек.
К середине 1870-х годов в Российском флоте имелось не менее десяти типов шестовых мин. Самой тяжелой была 140-фунтовая корабельная мина системы полковника В. Ф. Петрушевского (вес без шеста — 182 кг, заряд — 57,5 кг артиллерийского пороха, длина — 2200 мм, наибольший диаметр — 790 мм, наименьший — 343 мм). Более легкие снаряжались пироксилином (от 3,2 до 24,6 кг)[5]. Для сравнения — заряд первых торпед Уайтхеда составлял 27 кг пироксилина.
Примечания
- ↑ 123
П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7 - ↑ 123
[wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/MO_01/chap02.html Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота] - Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года (неопр.)
. - Термин «торпеда» в Google Books (неопр.)
. - ↑ 12
Online Etymology Dictionary - Latin Via Proverbs
- Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
- Торпеды Фултона (англ.)
- А. Тарас
. История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1 - словарь, 2002, с. 1256.
МОРСКА́Я МИ́НА
МОРСКА́Я МИ́НА, вид морского оружия (боеприпас), предназначенный для поражения морских целей противника. М. м. подразделяют: по предназначению – на противокорабельные, противолодочные, противодесантные и универсальные; по типу установки – на якорные, донные и плавающие (дрейфующие по течению); по типу носителя (постановщика) – на корабельные, лодочные и авиационные; по принципу действия взрывателя – на контактные и неконтактные. Неконтактные взрыватели М. м. срабатывают под воздействием одного или нескольких физич. полей корабля (магнитное, электрич., электромагнитное, акустич., гидродинамич.).
Фото А. И. Нагаева Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943. Музей Черноморского флота (Севастополь). 2008.
Первое описание прообраза М. м. содержалось в кит. воен. трактате 14 в. Попытки создания М. м. предпринимались в 16–18 вв. в Китае, Голландии, Англии, России. В 1807 преподаватель рос. Мор. корпуса И. И. Фитцум испытал первую М. м., подрываемую с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 рос. учёный П. Л. Шиллинг спроектировал мину, взрываемую от береговой электрич. батареи, а в 1840 акад. Б. С. Якоби изобрёл гальваноударную мину, устанавливаемую под водой на тросе с якорем. В качестве эффективного оборонит. средства для защиты подходов к приморским крепостям, портам, устьям рек М. м. впервые были применены во время Крымской войны 1853–56. В ходе дальнейшего развития минного оружия был создан механизм автоматич. установки М. м. на заданное углубление (изобретатель Н. Н. Азаров), усовершенствован взрыватель, увеличен заряд мины. В рус.-япон. войне 1904–05 рос. моряками было выставлено 4275 М. м., на которых подорвалось 19 япон. кораблей. В 1-й мировой войне М. м. применялись массово: всеми участниками войны (было выставлено св. 300 тыс. мин). За период 2-й мировой войны флотами воевавших государств поставлено ок. 700 тыс. мин. После окончания войны М. м. совершенствовались в направлениях увеличения мощности зарядов, создания новых типов многоканальных неконтактных взрывателей и систем наведения, повышения устойчивости к тралению и эффективности применения. В СССР впервые были созданы самонаводящиеся М. м., у которых боевые части после обнаружения корабля противника отделялись от платформы (контейнера) и запускались к цели. Были приняты на вооружение: противокорабельная реактивно-всплывающая мина КРМ (1957), противолодочная мина-ракета ПМР-1 (1970), противолодочная мина-торпеда ПМТ (1972). В 1979 на флот поступила лодочная самотранспортирующаяся донная мина, доставляемая к месту установки торпедой.
Активно применялись М. м. в локальных войнах и вооруж. конфликтах 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. Самые массовые минные постановки были осуществлены в ходе «Вьетнамской войны», где с мая по авг. 1972 амер. авиация выставила в территориальных водах ДРВ ок. 11 тыс. мин.