Зил-157: эпоха расцвета и стагнации

История ЗИЛ-431410 тесно связана с московским автомобильным заводом имени Лихачева. Данное предприятие было сформировано на основе ремонтных мастерских в 1916-ом году. Несколько раз завод претерпевал серьезные изменения, нацеленные на совершенствование производства. В результате одной из глобальных реконструкций появилось семейство грузовых автомобилей ЗИЛ-431410. Выпуск модели продолжался с 1957-го по 1963-ий года.

Перед разработчиками стояла серьезная задача – увеличить качество продукта за счет наращивания ресурса работы. Также особое внимание было уделено модернизации силовой установки с целью сокращения дымности, уровня шума и токсичности отработавших газов и уменьшении потребления топлива.


ЗИЛ-431410 стал родоначальником популярнейшего семейства ЗИЛ-130 и являлся прототипом данной модели. Однако у автомобиля были свои отличия. В процессе разработки стало ясно, что выпуск данной модификации будет осуществляться длительный период. Конструкция модели воплотила в себе лучшие качества предшественников, накопленные за долгие годы существования завода имени Лихачева. При создании ЗИЛ-431410 были применены и некоторые решения зарубежного автомобилестроения. Грузовик предназначался для серийного производства.

В основу автомобиля легла деревянная платформа, имеющая металлические поперечные брусья основания и откидные боковые и задний борта. Также предусматривалась установка тента с каркасом и надставных бортов. На тягаче, созданном на базе ЗИЛ-431410, боковой борт включал две части.

Завод имени Лихачева выпускал несколько модификаций модели:

  • ЗИЛ-431411 – исполнение «ХЛ». Версия предназначалась для использования в районах с холодным климатом (до минус 60 градусов);
  • ЗИЛ-431416 – экспортная модификация для государств с умеренным климатом;
  • ЗИЛ-432317 и ЗИЛ-431917 – модификации с экранированным электрооборудованием, экспортируемые в страны с тропическим и умеренным климатом:
  • ЗИЛ-431417 – экспортная версия для государств с тропическим климатом;
  • ЗИЛ-431710 и ЗИЛ-431610 – газобаллонные автомобили, функционирующие на бензине и сжатом природном газе;
  • ЗИЛ-431810 – газобаллонная модификация, работающая на сжиженном газе.

Полноценный сменщик ЗИЛ-431410 появился лишь в 1977-ом году. Им стала модель ЗИЛ-130-76. Позднее появилась еще более совершенная версия – ЗИЛ-130-80.

ЗИЛ-431410

ЗИЛ-431410 – бортовой грузовик, выпускаемый Московским автомобильным заводом имени Лихачева свыше 40 лет. Для автомобиля характерна повышенная проходимость, что позволяет использовать его на бездорожье и труднопроходимой местности. Конструкция машины сочетает в себе лучшие качества грузовиков того времени и опыт иностранных производителей. Неслучайно именно ЗИЛ-431410 выбран в качестве прототипа ЗИЛ-130.
Спрос на автомобиль сохраняется и в настоящее время. Обуславливается это неприхотливостью в обслуживании, простотой конструкции и дешевизной владения ЗИЛ-431410. По уровню комфорта, характеристикам и экономичности модель уступает современным аналогам, но свои функции выполняет отлично. При этом в современном городском потоке модель уже неуместна.

Изначально ЗИЛ-431410 рассматривался в качестве грузовой машины для народного хозяйства и армии. Военные версии получили кабины хаки и использовались для транспортировки личного состава и специальных грузов. На шасси монтировались цистерны для топлива, воды, КУНГИ и различное вооружение. ЗИЛ-431410 нашел применение и в народном хозяйстве. Специальные версии были задействованы для перемещения грузов сельского хозяйства, самосвалы – для транспортировки сыпучих грузов. Дополнительное оборудование позволяло использовать грузовик коммунальными, городскими и экстренными службами. Выпускались версии для работы в жарком и северном климате. На базе модели также производились машины для военных аэродромов и аэропортов.

Применение


ЗИЛ 157 в армии

Грузовой автомобиль столь высокой проходимости был очень востребован. Большая часть выпускаемых грузовиков была поставлена на обеспечение армии. С удовольствием использовался в лесозаготовительных организациях, в геологии, в сельском хозяйстве (как и МАЗ-5551).

Поставив на базу Зил 157 пожарный автомобиль, получили замечательную технику для борьбы с огнем даже в самых труднодоступных местах. Специально для ПМЗ-27 (так называлась эта пожарная машина) были сконструированы широкие задние двери для удобства команды огнеборцев.

Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых годов это был настоящий прогресс. Пожарные шланги хранились в боковых отсеках под массивными откидными крышками. Крышка насосного отсека со стеклянным окном располагалась сзади.

На крыше располагалась фара-искатель, а справа, рядом с передней стойкой — прожектор. Сигнал подавался с помощью пневматической сирены. Огонь тушили как водой, так и пеной, для образования которой был предусмотрен специальный бак.

Также существуют пожарные машины на базе ЗИЛ-131. О них можно прочитать тут.

Пытаясь его устранить, некоторые любители меняют шестицилиндровый рядный двигатель на движок от дизельного «Бычка» или «Беларуса», получая таким образом зил 157 дизель. Затраты на реконструкцию вряд ли окупятся экономией топлива, а вот управление и использование усложнится однозначно. Это уже отдельная тема, здесь главное — приоритеты владельца.


ЗИЛ 157 лесовоз

До настоящего времени можно увидеть Зил 157 лесовоз в работе. Это настоящий король лесных дорог. Выносливый, проходимый, простой в управлении. С его помощью лесозаготовители осваивают территории со сложным рельефом, заболоченные участки.

Использование автомобиля ЗИЛ 157 внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней дожило не очень много этих грузовиков, но они все же есть. Большая часть находится в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса.

Существует даже такой вид бизнеса, как сдача автомобиля в аренду для любителей экстрима, чтобы те могли испытать качества грузовика в опасных и труднопроходимых местностях. И эта услуга пользуется довольно широким спросом. Кого-то притягивают ностальгические воспоминания, а кого-то просто острые ощущения.

История создания

ЗИЛ-431410 по праву считается одним из главных продуктов завода имени Лихачева. Модель стала основой семейства ЗИЛ-130. О создании нового грузовика начали думать в середине 1950-х годов. Несмотря на проблемы в экономике, опытный образец удалось разработать в кратчайшие сроки. Отдельные технические решения была позаимствованы у модели ЗИЛ-128, к тому времени прошедшей серию испытаний. В 1956 году на заводе собрали первый образец ЗИЛ-431410.

Дебютные экземпляры получили 6-цилиндровый мотор ЗИЛ. Испытания проходили в течение 3 лет, в результате эксплуатационные характеристики машины подтвердились. Автомобиль был готов к серийному производству, но его запуск несколько затянулся. В этот период модель получила 8-цилиндровый двигатель. С появление первой партии конструкцию ЗИЛ-431410 доработали. Вскоре открылись массовые поставки машины в советскую армию. На шасси устанавливались специальные надстройки, позволявшие выполнять специфические задачи. Параллельно появились версии для использования в хозяйстве.

Для начала 1960-х годов автомобиль стал революционным. Современный дизайн и мощный агрегат позволял справляться с задачами повышенной сложности. В настоящее время производство серии ЗИЛ-431410 остановлено, но машину продолжают использовать в сельском хозяйстве и отдельных направлениях городского хозяйства.

Примечательно, что в 1986 году модели ЗИЛ-130 присвоили индекс ЗИЛ-431410, добавив ряд конструктивных изменений. В итоге автомобилю удалось пережить предприятие-производитель, где его выпуск прекратился в 1994 году. На Урале выпуск серии закончился только в 2014 году.

Модификации и аналоги

ЗИЛ-431410 стал основой для огромного количества модификаций, которые условно делились на несколько групп:

  • шасси и грузовики с длинной базой: ЗИЛ-431510, ЗИЛ-431511, ЗИЛ-431512, ЗИЛ-431513;
  • самосвальные версии: ММЗ-45021, ММЗ-4505, ММЗ-450506, ММЗ-450507, ММЗ-555;
  • шасси: ЗИЛ-495810, ЗИЛ-495816, ЗИЛ-495817, ЗИЛ-495710;
  • седельные тягачи: ЗИЛ-441510, ЗИЛ-441610, ЗИЛ-441516, ЗИЛ-441517;
  • шасси и автомобили с экранированным электрооборудованием: ЗИЛ-431917, ЗИЛ-431919, ЗИЛ-432317;
  • экспортные машины для эксплуатации в тропическом и умеренном климате: ЗИЛ-431416, ЗИЛ-431417, ЗИЛ-431418, ЗИЛ-431516, ЗИЛ-431517, ЗИЛ-431518 и другие;
  • модификации для районов Крайнего Севера: ЗИЛ-431411, ЗИЛ-4314121, ЗИЛ-495711;
  • шасси для специальных надстроек: ЗИЛ-431412;
  • газобаллонные версии: ЗИЛ-431610, ЗИЛ-431612, ЗИЛ-431613, ЗИЛ-431710 и другие.

К аналогам модели можно отнести автомобили:

Модификации

При запуске ЗИЛ 130 в серийное производство планировался выпуск только шести модификаций базовой модели. Однако автомобиль оказался настолько удачным и востребованным, что общее число серийных и опытных моделей, выпущенных на различных производственных площадях, превышает семь десятков единиц. К основным модификациям ЗИЛ 431410 можно отнести:

  • ЗИЛ 431510 – автомобиль – тягач для перевозки грузов малой плотности и длинномерных грузов. Отличается от базового автомобиля увеличенной колесной базой и размерами платформы и карданного вала;
  • ЗИЛ 441510 – седельный тягач, для работы в составе автопоезда. Имеет укороченную базу, один карданный вал, и два топливных бака общим объемом 250 литров;
  • ЗИЛ 431810; ЗИЛ 431610; ЗИЛ 441610 – автомобили с установленным газобаллонным оборудованием для работы на газу. Предназначены для тех же видов работ, что и базовые модификации, работающие на бензине. Не комплектуются предпусковыми подогревателями. Бензиновая система питания топливом предусматривается как резервная.

Практически все модификации оснащались бензиновыми карбюраторными моторами. Начиная с 1987 был налажен выпуск ЗИЛ 4331, являвшегося приемником ЗИЛ 431410. Новый автомобиль получил дизельную силовую установку собственной разработки ЗИЛ-645. Часть машин ЗИЛ 4331 была оснащена минскими дизелями серии Д-245. Однако дизельный мотор был установлен лишь на небольшое количество выпущенных машин. Основная масса модификаций по-прежнему имела бензиновый двигатель, не отличающийся особой экономичностью.

В конструкцию автомобиля ЗИЛ 130 изначально были заложены возможности модернизации. Машина не только постоянно совершенствовалась, но и стала основой для создания машин на других машиностроительных предприятиях. На авто в г. Новоуральске Свердловской области ЗИЛ 431410 выпускался с 1992 по 1998 год. Впоследствии некоторые узлы и механизмы использовались в грузовых автомобилях АМУР 53131, являющихся по сути дизельной, глубокомодернизированной версией 130-й модели.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6675 мм;
  • высота – 2400 мм;
  • ширина – 1800 мм;
  • радиус поворота – 9000 мм.

Снаряженная масса автомобиля равняется 4175 кг, общая масса – 11500 кг. Грузоподъемность техники составляет 6000 кг, предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг. Автомобиль способен разгоняться до 90 км/час, в составе автопоезда – до 80 км/час. Скорость 60 км/час машина набирает за 37 секунд.

Тормозной путь равняется 25 м, в составе автопоезда – 26,5 м. Модель может преодолевать уклоны в 31%.

В базовой комплектации используются колеса 260R508.

Двигатель

На ЗИЛ-431410 устанавливается модернизированный агрегат ЗИЛ-508.10 с новыми винтовыми впускными каналами, головкой блока цилиндров и уменьшенным размером камер сгорания. В качестве горючего используется бензин марки А-76. Двигатель отличается надежностью и неприхотливостью, неслучайно при создании более совершенных ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 данный элемент остался прежним.

Мотор имеет комбинированную систему смазки с подачей вещества под давлением или разбрызгиванием. В конструкции используются 2 фильтра: тонкой и грубой очистки. Фильтры располагаются в одном корпусе. Система очистки функционирует по принципу центрифуги. В ЗИЛ-508 применяется вентиляционная система принудительного типа. Для отработанных газов используется выпускной трубопровод, установленный в моторе. Выхлопные газы выбрасываются в воздух через него.

Охлаждение агрегата выполняется при помощи тосола. Бочок для жидкости имеет емкость 8,5 л. Масло при постоянной эксплуатации рекомендуется менять ежегодно (для районов с температурой не ниже 30 градусов). Для холодных областей используется специальное масло.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 401,8 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
  • удельный расход топлива – 26-29 л/100 км;
  • емкость топливного бака – 170 л.

Технические характеристики ЗИЛ-431410 и его отличия от прежних ЗИЛ-130

Двигатель ЗИЛ-508.10; его системы питания и зажигания

ЗИЛ-431410 был оснащён усовершенствованным двигателем ЗИЛ-508.10 с новой головкой блока цилиндров (130-1003012-20); с винтовыми впускными каналами и уменьшенным объёмом камер сгорания, в результате чего степень сжатия была увеличена до 7,1. Горючее осталось тем же – низкооктановый бензин А-76.

Этот же мотор, кстати, так и остался основным также и для ЗИЛ-4331 – преемника ЗИЛ-130 и ЗИЛ-431410. Несмотря на «наполеоновские» планы сделать ЗИЛ-4331 родоначальником нового семейства современных экономичных дизельных грузовиков.

На автомобиле стали монтировать новые карбюраторы К-88АТ, воздушные фильтры ВМ-21 и распределители зажигания 46.3706. На некоторую часть грузовиков ЗИЛ-431410 устанавливался карбюратор К-90 с системой автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода (САУ ЭПХХ), с электронным управлением. В этом карбюраторе подача топлива в каналы системы холостого хода регулировалась электромагнитными клапанами, управлявшимися электронным блоком управления.

В блок управления поступали сигналы от датчика частоты вращения коленчатого вала, в качестве которого использовался распределитель зажигания, датчика углового положения дроссельных заслонок и датчика температуры охлаждающей жидкости, в соответствии с которыми он выдавал команды на включение клапанов. Система срабатывала в режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем).


Кроме этого, на данном двигателе была внедрена замкнутая система вентиляции картера, которая совершенно исключала выброс картерных газов в окружающую среду. Поэтому был выведен из употребления фильтр вентиляции картера, располагавшийся в маслозаливной горловине, с этого времени оборудованной глухой крышкой. Очищенный воздух поступал в картер сквозь горловину через шланг, подключённый к воздушному фильтру двигателя.

Вместо 3-трёх компрессионных колец на поршнях ЗИЛовского двигателя начали устанавливать 2 из легированного чугуна повышенной прочности (верхнее – хромированное). Было ликвидировано заливное (смотровое) отверстие в верхней части картера главной передачи двухступенчатого заднего моста, а его роль стало исполнять контрольное отверстие в задней крышке картера. Существенный процент автомашин начали оборудовать бесконтактной системой зажигания.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10

  • Количество цилиндров – 8; клапанов – 16;
  • Рабочий объём – 6 литров;
  • Диаметр цилиндра 100 мм. Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н•м, при 1800—2000 об/мин.

Многоконтурная тормозная система

С 1986 года на всю линейку грузовиков семейства ЗИЛ-431410 стали монтировать многоконтурную тормозную систему. Правда, параллельно продолжали выпускаться и автомашины с обычной одноконтурной системой. Но данное обстоятельство никоим образом не отразилось на индексации ЗИЛовских грузовиков.

Автоцистерна на базе ЗИЛ-431410. Ханты-Мансийский автономный округ.

Просто на модели с обычной тормозной системой по-прежнему устанавливали обычный приборный щиток типа КП204, а ЗИЛ-431410 с новым многоконтурным тормозным приводом (МТП) комплектовались новым щитком приборов, – типа 12.3805, с набором соответствующих сигнализаторов и переключателей.

На ЗИЛ-431410 был внедрён усиленный суппорт задних колёсных тормозов с одновременной отменой установки одного из болтов крепления; в заднем мосту внедрены чашки дифференциала из высокопрочного ферритного чугуна марки ВЧ/42-12 с повышенными механическими свойствами.

Дальнейшие нововведения, на стыке 80-х/90-х годов

В модификации ЗИЛ-431410 стартовала установка правой подножки кабины с лючком для доступа к воздушному баллону рабочей тормозной системы. С 1987 года ликвидировали вентиляционный люк кабины, признав его работу неэффективной, и на его месте осталась просто выштамповка. В том же году на модель внедрили новый фильтр тонкой очистки топлива, – повышенной производительности, с керамическим или бумажным фильтрующими элементами.

В 1989 году совместно с задними фонарями ФП-130 и ФП-130-Б начали устанавливать фонари 353.3716 (левый) – с рассеивателем для освещения номерного знака и 352.3716 (правый).

Центральная секция левых фонарей 353.3716 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета предназначалась для обозначения габаритов; левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворотов, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – в качестве сигнала о включении тормозов. Секции правых фонарей 352.3716 располагались в зеркальном отображении с левыми.

ЗИЛ-431410, работающий на газе, в Якутии…

В том же году на смену термостатам ТС101-А пришли новые термостаты прямого действия марки ТС108-04. В тормозном кране вместо регулировочного винта теперь использовался регулировочный болт с контргайкой.

Поменяли конструкцию и места крепления брызговиков платформы: вместо прямых брызговиков, ставившихся под косым углом к полу кузова ЗИЛ-130 и крепившихся к его поперечинам, внедрили аналогичные, но прикреплявшиеся к основанию платформы и с перпендикулярным к ней участком в их верхней части. На автомобилях последних годов выпуска устанавливались пластиковые полукруглые брызговики платформы. Болты стоек и оковки платформы с резьбой М10 заменили на болты М8.

В многоконтурном тормозном приводе был внедрён новый одинарный защитный клапан, с деталями, унифицированными с применявшимися в тройном защитном клапане. А с 1990 года на автомобилях с МТП кнопочный тормозной кран аварийного растормаживания переместили с приборной панели на пол кабины, по левую сторону от сиденья водителя. В этом же году выштамповку по контуру пластин стала производиться в бензонасосе Б-10. Это позволило улучшить герметичность клапанов и повысить надёжность работы бензинового насоса. На поршни компрессора начали установку компрессионных колец скребкового типа, для существенного уменьшения потери масла в системе смазки двигателя.

Устройство

В основе кузова ЗИЛ-431410 лежит деревянная платформа, прочность которой увеличена за счет поперечных металлических балок. Для бортовых версий используется тент, защищающий от осадков и ветра. Борта автомобиля (за исключением переднего) открываются наружу. Машина имеет капотную компоновку.

Передняя подвеска состоит из 2 полуэллиптических рессор, дополненных амортизаторами. Задняя подвеска выполнена по принципиально иной схеме. Специально для нее в конструкцию добавлены различные рессоры, разделенные на группы: главные и дополнительные. На оси устанавливаются колеса с 8 шпильками, сделанными по дисковому принципу.

Для управления машиной используется механическая 5-ступенчатая трансмиссия с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передач вперед, 1 передача назад). В конструкции используется однодисковое фрикционное сцепление, оборудованное периферийными пружинами и механическим приводом выключения. В качестве главной передачи применяется двойная передача с прямозубой и косозубой парой или одинарная гипоидная передача. В конструкции карданной передачи имеется промежуточная опора.

На автомобиле установлены тормозные механизмы 2 типов: колодочные и барабанные. Для остановки на склоне применяется стояночный тормоз, функционирующий от пневматического привода. В состав тормозной системы также входит пружинный энергоаккумулятор. Кроме 3 основных тормозов, используется запасной тормоз (задействуется при поломке первостепенных устройств).

Электрическая система ЗИЛ-431410 рассчитана на 12 В. Источником электроэнергии служит аккумулятор 6СТ-90ЭМ. В системе также присутствуют коммутатор типа ТК102-А и стартер СТ230-К1.

Автомобиль комплектуется металлической кабиной с отопительным оборудованием. Большое лобовое стекло разрезного типа гарантирует неплохую обзорность дороги, хотя объемные крылья и массивный капот ее несколько затрудняют. Для его очищения используют дворники и омыватели. Салон рассчитан на водителя и 2 пассажиров. Водительское кресло настраивается в 3 позициях (высота, длина, наклон спинки), позволяя подобрать оптимальное положение. Для пассажиров устанавливается совмещенный диван, который нельзя регулировать. В потолке имеются вентиляционные отверстия. Для повышения комфорта управления присутствует гидроусилитель, облегчающий поворот руля.

В интерьере кабины царят элементы 20 века. Пластмассы здесь практически нет, все выполнено из металла. Однако отделка сделана качественно, а рабочее место является довольно комфортным.

Для работы в темное время используются фары ФГ2-А2, работающие на ближнем или дальнем свете. В состав осветительного оборудования входят поворотники, задние фары и габариты. На задней раме установлена розетка, используемая для работы приборов освещения прицепа. Для работы с прицепом используется современное седельное устройство.

Описание конструкции


Кабина ЗИЛ-157

Внешняя конструкция ЗИЛ-157 мало чем напоминает ЗИС-151. Позаимствована лишь кабина, однако и она, и большинство других аспектов машины подверглось переработке. С учетом военного заказа на данные грузовики все изменения делались на повышение простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил чуть более удлиненную носовую часть и широкие плоские крылья с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.

Кабина

При разработке кабины учитывались недоработки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие отопления, плохая вентиляция. В итоге кресла стали мягче, появилась регулировка их положения. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Добавилась и система водяного отопления с обдувом ветрового стекла.

Кузов

Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, защищающим от стирания. Неподвижно крепился лишь передний борт, остальные три открывались.

Ходовая часть и колёса

Управление грузовиком ЗИЛ-137 основывалось на пяти карданных валах:

  • промежуточный между раздаткой и КПП;
  • на передний мост;
  • на средний мост;
  • два вала на задний мост.

Карданные валы на задние мосты крепились на средний промежуточным подшипниковым узлом. Для ведущих мостов предусматривались кожухи с высокой прочностью. Между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенями ставились синхронизаторы.

Колеса грузовика односкатные, с дутыми шинами 12,00-18, крепились восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления шин, всех сразу или по-отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при небольших повреждения шин, однако в этом случае скорость не должна была превышать 10 км/ч.

Трансмиссия

С учетом наличия пяти карданных валов трансмиссия ЗИЛ-157 довольно сложная. Механическая коробка передач имела пять передних скоростей и одну заднюю. Пятая считалась повышающей, но уже в 1961 конструкторы от нее отказались. Раздаточная коробка заимствована от ЗИС-151, однако получила улучшение в виде прочных шестерней, улучшенных сальников и принудительного включения по необходимости.

Мотор


Испытания ходовых свойств грузовика ЗИЛ-157

Силовая установка на ЗИЛ-157 делалась с учетом недостатков предыдущих поколений данных грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели невысокий ресурс прочности и часто перегревались при длительной работе.

В контексте данных аспектов грузовой автомобиль получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Процесс производства головок был изменен, применение алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность в 104 л.с. достигалась при 2600 оборотах.

Для предотвращения перегрева двигателя задействован новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью пересмотрена и выполнена по типу картера закрытого действия. Сальники также получили новую схему, за счет которой улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.

Тюнинг

Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекали немало конструкторов, пытающихся улучшить или модернизировать данный автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.

Одним из ключевых недостатков машины считается отсутствие гидравлического усилителя руля. Чаще всего технический тюнинг грузовика подразумевал именно данное улучшение. Оно обеспечивало автомобилю лучшую управляемость.

В ЗИЛ 157 тюнинг технического характера — это обычно изменения в карбюраторе, ходовой части, трансмиссии. По желанию владельцы могли заменить и двигатель на Д245-12С, работающий на дизеле. Такой вариант допускался из-за сходства габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае появлялась тряска во время движения, из-за чего ЗИЛ 157 с дизельным двигателем никогда не выпускался серийно.

Другое направление тюнинга — повышение комфортабельности кабины. Обивка сидений, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели, иные моменты — все это позволяет улучшить машину для удобства водителя и пассажиров.

Устройство

Грузовик построен на рамном шасси, оснащенном буксировочными приспособлениями спереди и сзади. Передняя балка моста 2-таврового сечения установлена на рессорах с дополнительными амортизаторами. Рулевой механизм оборудован гидравлическим усилителем. Задний мост оснащен продольными рессорами с дополнительными подрессорниками.

На грузовиках применялась многоконтурная тормозная система (МТП), часть машин шла с 1-контурным приводом. Оба варианта оснащены механизмами барабанного типа, установленными на всех колесах. Подачу сжатого воздуха осуществляет 2-цилиндровый компрессор, установленный на двигателе.

Система МТП состоит из раздельных контуров для переднего и заднего моста. Имеется дополнительный контур для привода стояночного механизма и тормозов прицепа. Для подачи воздуха к прочим потребителям проложена отдельная магистраль. Также установлен контур аварийного растормаживания.

Упрощенные тормоза включают в себя только 1 контур, который воздействует на обе оси. На вторичный вал коробки скоростей установлен барабанный стояночный тормоз. В состав системы входят 2 ресивера, в то время как на машинах с МТП установлены 4 резервуара для воздуха.

В качестве силового агрегата использовался 150-сильный 8-цилиндровый мотор с объемом цилиндров 6,0 л, оснащенный 2-камерным карбюратором с падающим потоком смеси.

Встречаются двигатели с электронным контроллером управления системой холостого хода. Запас топлива находится в 170-литровом баке, установленном на боковине лонжерона рамы. Подача горючего осуществляется механическим насосом. Мотор оборудован 1-дисковым механизмом сцепления, привод управления механический, усилитель конструкцией не предусмотрен.

Система зажигания на грузовиках, собранных после 1990 года, оснащается микропроцессорным контроллером. На силовом агрегате установлены различные датчики, определяющие положение дроссельных заслонок, температуру охлаждающей жидкости и ряд других параметров.

Часть грузовиков оснащалась газобаллонной системой питания. Применялись 2 варианта двигателя с рабочим объемом 6,0 и 7,0 л, которые развивали мощность 120 и 140 л.с. соответственно. Запас газа хранится в 50-литровых баллонах, установленных под грузовой платформой. Имелся небольшой бак для бензина, который использовался как резервное топливо. Существовала версия для работы на сжиженном газе, который находился в 1 или 2 баллонах вместимостью 225 или 117,5 л. Испаритель устанавливался под капотом, в кабине имелись дополнительные контрольные приборы.

Лебедка на ГАЗ 66

Главной задачей лебедки на ГАЗ 66, как и любой другой автомобильной, служит самовытаскивание, и на многие модификации данной модели, они устанавливались штатно с механическим приводом.

Предпочтение механике отдавалось ввиду надежности узлов и практически полному отсутствию поломок. Единственным частью, подверженной сильной уязвимости считается только трос. Но если не превышать максимально допустимую нагрузку более чем в два раза, он прослужит долгое время без разрыва. Важным преимуществом лебедки на ГАЗ-66 (в просторечии шишига), служит высокая влаго и грязеустойчивость — она способна непрерывно работать при различных погодных условиях.

Технические характеристики штатной механической лебедки на Газ 66

  • Максимальная нагрузка — 4500 кг (при условии полностью размотанного троса)
  • Тяговое усилие — 3000 кг (трос в смотанном состоянии)
  • Передаточное число — 1:24
  • Размеры троса — Длина 50 м, Диаметр Ø ± 14 мм
  • Привод механический (от коробки отбора мощности)
  • Управление с помощью рычага внутри кабины водителя
  • Вес лебедки — 120 кг

Устройство устанавливается на переднюю часть рамы автомобиля. В движение лебедку приводит коробка отбора мощности (КОМ), установленная на раздаточной коробке, через карданный вал и мост.

Следует отметить, что такую лебедку можно крепить не только на «шестьдесят шестой». В такой комплектации и без доработок её можно монтировать в горизонтальтаном положении на такие модели: ГАЗ3309, 3308 «Садко».

Сам принцип работы лебедки почти ни чем не отличается от подобных устройств механического действия. Намотка и размотка троса происходит исключительно в условиях работающего мотора автомобиля. Важным преимуществом перед электрической схемой, является скорость работы (она на порядок выше).

Комплектующие части лебедки на ГАЗ 66

  1. Металлический трос
  2. Барабан
  3. Корпус перетаточного механизма
  4. Передаточная пара в сотаве которой вал и шестерня, с передаточнім числом — 1:24
  5. Автоматический тормоз
  6. Муфта (кулачковая) содержащая вилку подключения
  7. Предохранительный палец

Устройство передаточного механизма очень схоже с редуктором руля — чтобы смазать рабочие поверхности трущихся деталей (червячной пары), в картер заливается масло. Автоматический тормоз включается при срезании предохранительного пальца, и останавливает вращение барабана, чтобы избежать серьёзной поломки.

Важно:

1. Ни в коем случае не используйте самодельные предметы (например болты) в целях замены предохранительного пальца, который был срезан. Предмет может быть на порядок прочнее пальца, который рассчитывается на определенную нагрузку. И это неизменно приведет к выходу лебедки из рабочего состояния.

2. Не допускайте полное сматывание троса на барабане. Оставляйте 3-4 витка троса. Иначе произойдёт возрастание нагрузки на крепления троса, что приведет к его разрыву в этом месте.

3. Разматывание троса проводите ручным способом.

4. Не забывайте отжимать на рычаге откидную петлю «собачку». Так как управление КОМ происходит рычагом из кабины водителя, это необходимо для предотвращения его случайного включения

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410:

  • масса заправленного автомобиля (без водителя) — 4380 кг;
  • разрешенная полная масса — 10605 кг;
  • грузоподъемность — 6000 кг;
  • допустимый вес прицепа (оборудованного тормозами) — 8000 кг;
  • длина бортового варианта — 6675 мм;
  • ширина (замер по бортам платформы) — 2500 мм;
  • высота (со стандартными бортами) — 2400 мм;
  • дорожный просвет — 275 мм;
  • радиус поворота (по углу бампера) — 8,9 м;
  • максимальная скорость (с полной загрузкой) — 90 км/ч;
  • расход бензина (заводской замер при 60 км/ч) — 25,8 л на 100 км пути.

Руководство по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации устанавливает следующую периодичность технического обслуживания:

  • каждые 4000 км производить работы в соответствии с регламентом ТО-1;
  • через каждые 16000 км выполнять набор работ ТО-2.

Допускается отклонение при обслуживании на 500-1000 км. Также предусматривается проведение сезонного обслуживания (осенью и весной), которое заключается в замене технологических жидкостей. Перед подготовкой к зимней эксплуатации следует слить отстой из топливных баков и отключить масляный радиатор из контура смазки двигателя. Если система охлаждения заправлена водой, то ее меняют на жидкость типа Тосол 40 или 65, которая имеет срок службы 2 года.

Периодичность обслуживания навесных агрегатов (с переборкой и заменой изношенных деталей):

  • насос подачи жидкости к гидравлическому усилителю — 90 тыс. км;
  • стартер и компрессор пневматической системы — 100 тыс. км;
  • генератор — 150 тыс. км.

При эксплуатации грузовика в тяжелых условиях при температуре ниже -30°С следует придерживаться правил:

  • использовать моторное и трансмиссионное масло, пригодное для применения в условиях Крайнего Севера;
  • заливать в систему охлаждения незамерзающую жидкость;
  • перед началом движения прогревать двигатель и агрегаты от внешних источников тепла;
  • до полного прогрева трансмиссии двигаться со скоростью 5-8 км/ч;
  • при разгонах исключить рывки и резкие переключения скоростей;
  • закрыть радиатор и аккумуляторный короб теплоизоляционным чехлом;
  • на время ночной стоянки уносить батарею в теплое помещение;
  • для удержания грузовика на стоянке применять противооткатные упоры;
  • после поездки сливать конденсат из ресиверов тормозной системы.

ЗИЛ-431410

История ЗИЛ-431410 тесно связана с московским автомобильным заводом имени Лихачева. Данное предприятие было сформировано на основе ремонтных мастерских в 1916-ом году. Несколько раз завод претерпевал серьезные изменения, нацеленные на совершенствование производства. В результате одной из глобальных реконструкций появилось семейство грузовых автомобилей ЗИЛ-431410. Выпуск модели продолжался с 1957-го по 1963-ий года.

Перед разработчиками стояла серьезная задача – увеличить качество продукта за счет наращивания ресурса работы. Также особое внимание было уделено модернизации силовой установки с целью сокращения дымности, уровня шума и токсичности отработавших газов и уменьшении потребления топлива.

ЗИЛ-431410 стал родоначальником популярнейшего семейства ЗИЛ-130 и являлся прототипом данной модели. Однако у автомобиля были свои отличия. В процессе разработки стало ясно, что выпуск данной модификации будет осуществляться длительный период. Конструкция модели воплотила в себе лучшие качества предшественников, накопленные за долгие годы существования завода имени Лихачева. При создании ЗИЛ-431410 были применены и некоторые решения зарубежного автомобилестроения. Грузовик предназначался для серийного производства.

В основу автомобиля легла деревянная платформа, имеющая металлические поперечные брусья основания и откидные боковые и задний борта. Также предусматривалась установка тента с каркасом и надставных бортов. На тягаче, созданном на базе ЗИЛ-431410, боковой борт включал две части.

Завод имени Лихачева выпускал несколько модификаций модели:

  • ЗИЛ-431411 – исполнение «ХЛ». Версия предназначалась для использования в районах с холодным климатом (до минус 60 градусов);
  • ЗИЛ-431416 – экспортная модификация для государств с умеренным климатом;
  • ЗИЛ-432317 и ЗИЛ-431917 – модификации с экранированным электрооборудованием, экспортируемые в страны с тропическим и умеренным климатом:
  • ЗИЛ-431417 – экспортная версия для государств с тропическим климатом;
  • ЗИЛ-431710 и ЗИЛ-431610 – газобаллонные автомобили, функционирующие на бензине и сжатом природном газе;
  • ЗИЛ-431810 – газобаллонная модификация, работающая на сжиженном газе.

Описание бортового автомобиля

Представленная модель бортового авто была сконструирована на основе технических характеристик семейства грузовых автомобилей ЗИЛ 130, отличающихся новомодным дизайном и мощнейшим 8-цилиндровым двигателем в 60-е годы прошлого столетия.


ЗИЛ 130

Главной обязанностью обновлённой техники стала замена основного модельного ряда полноприводных армейских машин ЗИС-151 и его универсальную модификацию ЗИЛ 157, которые своими основными характеристиками отдалённо напоминали конструкцию и дизайн военных американских прототипов.

Они выпускались Соединёнными Штатами и Советским Союзом в рамках союзнической поддержки в борьбе с нацистской Германией. К середине XIX грузовая техника окончательно устарела и перестала отвечать всем необходимым требованиям вооружённых сил СССР.

На видео – история Зил-130 на основании характеристик которого создан ЗИЛ-431410.

Вопрос о разработке, конструировании и последующем выпуске в масштабных объёмах на универсальных мощностях ЗИЛа линейки унифицированных грузовиков для армейских нужд и разрешения различного рода гражданских вопросов пришёлся на конец 50-х годов прошлого столетия. На удивление, работа по производству новой модели техники пошла полным ходом.

Объяснением высокоэффективности работы послужили успешно пройденные испытания определённых элементов экспериментальных автомобилей ЗИЛ 128. И, наконец, под конец 56 года того же столетия был разработан первый образец грузовой машины ЗИЛ 431410, который был оснащён рядным 6-цилиндровым мощнейшим двигателем.

Спустя 3 года нововведённое устройство отечественного автопрома успешно преодолел ряд испытаний на заводском и государственном уровнях и проявил себя только с лучшей стороны.

Полноприводный грузовой автомобильотличается капотной компоновкой стандартного типа с V-образным карбюраторным 8-цилиндровым двигателем. Также конструкторы оснастили механизм специальным устройством, позволяющим отключить функционирование переднего моста. Задний мост при этом оставался же рабочим.


5-ти ступенчатая коробка передач

Характерными чертами для машины является пеномасленная воздушная система фильтрации, пятиступенчатая коробка передач, оснащённая специальным синхронизатором и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также однодисковым сцеплением сухого типа. Управление грузовым автомобилем предусмотрено при помощи гидроусилителя.

Спустя некоторое время после выпуска первой партии ЗИЛа 431410 был произведён ряд модификаций автомобиля, касающихся электрооборудования без мониторов, улучшены седельные тягачи, произведены существенные изменения по улучшению производительности дизельного двигателя.

Большего внимания заслуживает использование представленной модели техники и её различных видоизменений в армейских целях.

На базе машины была сконструирована и поставлена на вооружение целая линейка боевых и спецмашин, среди которых встречаются боевые прототипы, оснащённые реактивной артиллерией, минные заградители стандартного образца, ЗРК, топливно-автомобильные заправщики, пожарная машина, а также иные устройства.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века по начало 00-х годов нынешнего столетия, выпуск машин был перенаправлен на конвейерские мощности Уральского автомобильного завода (УАЗ).

Сейчас же представленная модель устройства не выпускается и вовсе. Но на улицах практически каждого города, в особенности, деревень, сёл и посёлков городского типа, нередко можно увидеть этот грузовой автомобиль, символически ставший некогда отличительной чертой эпохи Советского Союза.

Технические характеристики

ЗИЛ-431410 имеет колесную форму четыре на два.

Весовые характеристики автомобиля:

  • полная масса – 10400 кг;
  • допустимая нагрузка на заднюю ось – 2170 кг;
  • допустимая нагрузка на переднюю ось – 2005 кг;
  • масса снаряженного автомобиля – 4175 кг;
  • грузоподъемность – 6000 кг.

Скоростные параметры ЗИЛ-431410:

  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • максимальная скорость в составе автопоезда – 80 км/час;
  • выбег с 50 км/час – 750 м;
  • время разгона до 60 км/час – 37 сек;
  • тормозной путь при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • тормозной путь при скорости в 50 км/час в составе автопоезда – 26,5 м;
  • предельный преодолеваемый подъем – 31%;
  • предельный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 16%.

Минимальный радиус разворота грузовика составляет – 8900 мм.

Двигатель

ЗИЛ-431410 комплектуется 8-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-508.10», в состав которого входят экономайзер, карбюратор «К-90» и воздушный фильтр типа «ВМ-21». Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Водяной насос используется для циркуляции охлаждающей жидкости. В процессе работы газы оказываются в специальном впускном трубопроводе мотора.

Смазка агрегата осуществляется посредством разбрызгивания. Поскольку применяется смазка под давлением, то данная система относится к комбинированной категории. В состав двигателя входит несколько фильтров (для грубой и тонкой очистки), размещенных в одном корпусе. Тонкая очистка функционирует по принципу центрифуги.

Параметры агрегата «ЗИЛ-508.10»:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.

Устройство

Платформа ЗИЛ-431410 сделана из дерева и является основой кузова. Для придания крепости она дополнена специальными поперечными брусьями, сделанными из прочного металла. Грузовик имеет откидные борта (задний и боковые). Дополнительно на него можно установить каркас с тентом и увеличить высоту кузова посредством специальных приспособлений. Боковые борта на данной машине разделены на несколько частей. Дизайнерские решения при создании модели были позаимствованы у продуктов Ford, что положительно сказалось на облике грузовика. Он получил капот аллигаторного типа и обтекаемые линии.

Кабина автомобиля выполнена из металла и вмещает трех человек, включая водителя. Мотор располагается в передней части. Кресла регулируются в трех позициях, обеспечивая повышенный комфорт для оператора. Водительское сиденье имеет дополнительные настройки. Кабина также снабжена стеклоочистителем со специальным устройством, позволяющим омывать стекла, и двумя щетками и отопителем. На крыше кабины располагаются отверстие для вентиляционных люков. В салоне установлен новый приборный щиток, в котором обновлены часть переключателей. Рулевое управление ЗИЛ-431410 включает встроенный гидроусилитель с давлением масла в 65-75 кгс/ кв. см.

Грузовик комплектуется генератором и аккумулятором «6СТ-90ЭМ» с напряжением в 12 В. В состав электросистемы также входит стартер «СТ230-К1». На автомобиле установлены фары «ФГ2-А2» с двухнитиевыми лампами различной мощности. Они обеспечивают дальнее и ближнее освещение. Для габаритных огней и указания поворотов используют подфарники.

Передняя подвеска ЗИЛ-431410 располагается на двух полуэллиптических рессорах. Конструкцией грузовика предусмотрено наличие амортизаторов. Задняя подвеска создана по иному типу. Она устанавливается на нескольких видах рессор (основного и дополнительного типа).

Машина оснащается стандартными дисковыми колесами, которые крепятся посредством 8 шпилек. Автомобиль комплектуется независимой тормозной системой, дополненной запасной системой. Некоторые модификации имеют систему экономайзера принудительного холостого хода. При этом на ЗИЛ-431410 устанавливается тормозная система различного типа (ножные барабанные тормоза или колодки). Специальный привод обеспечивает работу стояночного тормоза, относящегося к пневматическому типу. Также присутствует пружинный энергоаккумулятор. В качестве дополнительной защиты используется спиртовой предохранитель, предотвращающий замерзание конденсата.

Для надежного соединения автомобиля с прицепом используется особое седельное устройство, позволяющее существенно увеличить грузоподъемность. Бензобак в ЗИЛ-431410 крепится с левой стороны. На специальном кронштейне на правом лонжероне рамы установлено запасное колесо. Под самой платформой слева сзади находится ящик для инструментов.

Конструкция автомобиля имеет определенные резервы, что позволяет закладывать возможность использования новых узлов и элементов.

ЗИЛ-431410 пользовался популярностью, как на отечественном, так и на иностранном рынке. Автомобиль оставался лидером своего сегмента, пока его не сменили более современные версии.

Особенности и эксплуатация

Базовой модификацией двухосных автомобилей с колесной формулой 4Х2 является бортовой автомобиль -тягач ЗИЛ 431410. В цельнометаллической кабине использовалось одинарное панорамное окно, оборудованное омывателем и двумя стеклоочистителями с электроприводом. Комфортное управления автомобилем обеспечивается регулируемым в трех позициях сидением водителя и установленным гидроусилителем руля. Для перевозки инструмента, используемого для текущего ремонта, слева, в задней части автомобиля под платформой устанавливался специальный металлический ящик. В задней части автомобиля на раме закреплена розетка, для подключения осветительных приборов прицепа. В отличие от предыдущих версий машины, на ЗИЛ 431410 был установлен новый, специально разработанный и более информативный щиток приборов. Одной из особенностей автомобиля является использование боковых бортов кузова, состоящих из двух частей, что достаточно удобно при различных видах погрузочно-разгрузочных работ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]