ГАЗ-61
ГАЗ-61 на Викискладе
Общие данные
Производитель | ГАЗ |
Годы пр-ва | 1941 — 1945 |
Сборка | ГАЗ (Горький, СССР) |
Класс | Средний |
Дизайн
Тип(ы) кузова | 4‑дв. седан 2‑дв. пикап и кюбель-пикап 4‑дв. фаэтон |
Компоновка | переднемоторная, полноприводная |
Двигатели
ГАЗ-11
Марка: | ГАЗ-11 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 3 480 см3 |
Максимальная мощность: | 85 л. с., при 3600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 196,2 Н·м, при 1600 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 6-цилиндр. |
Цилиндров: | 6 |
Клапанов: | 12 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 110 мм |
Степень сжатия: | 6,2 |
Система питания: | Карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | SV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-3-6-2-4 |
Трансмиссия
механическая, четырёхступенчатая, двухходовая, одноступенчатая раздаточная коробка.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина | 4800 мм |
Ширина | 1770 мм |
Высота | 2080 мм |
Клиренс | 210 мм |
Колёсная база | 2845 мм |
Колея задняя | 1440 мм |
Колея передняя | 1440 мм |
Масса | 1650 кг (61-73), 1540 кг (61-40) |
Динамические
Макс. скорость | 105 км/ч |
На рынке
ПредшественникПредшественник ГАЗ-М-21 — ГАЗ-М25 | Преемник Преемник ГАЗ-М-72 |
Другое
Грузоподъёмность | 400 кг |
Расход топлива | 17 л/100 км |
Объём бака | 60 л. |
ГАЗ-61
— семейство советских легких автомобилей повышенной проходимости с приводом на все колёса. Модификация ГАЗ-61-73 — первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава РККА.
Салон
По нашим дням в салоне тесно, хотя пространства для ног пассажиров сзади по-настоящему много. В салоне достаточно узко, место для головы заднего пассажира «впритык», а комфортно усесться за рулём удастся не любому.
Из удобств в автомобиле разве что передний диван с регулировкой вперед-назад, ветровое стекло, которое приподнимается для вентиляции, пепельница и прикуриватель.
Обивка салона выполнена из шинельного сукна чаще всего серого или зеленого цвета. Отопителя в салоне не предусмотрено, поэтому зимой передвигаться на большие расстояния проблематично, хотя сукно все же помогает сохранять тепло в салоне.
Американский аналог
Газ М1 создан на базе американского автомобиля Ford Model B. Документацию советские инженеры получили согласно действующему соглашению с американцами.
Однако некорректно говорить, что на ГАЗе просто скопировали машину и наладили производство. Ford плохо подходил для эксплуатации в условиях Советского Союза, поэтому в конструкцию было внесено множество изменений.
На считают первым советским автомобилем, что отражается даже в названии модели. М1 означает «Молотов-Первый», буква М – дань уважения к Вячеславу Молотову, председателю совета народных депутатов СССР в честь которого в то время назывался завод, а 1 – означает первый советский автомобиль.
Адаптацией к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А. А. Липгарта.
Горьковскому заводу предстояло подготовить модель к производству, а также изготовить часть производственного оснащения самостоятельно.
Примечания
- [warspot.ru/6481-polnyy-privod-dlya-protivotankovoy-artillerii Полный привод для противотанковой артиллерии | Военно-исторический портал Warspot.ru]
- Соколов Михаил.
[www.mediaglobe.ru/img_out/All_08_KT.pdf КТ-хронограф. 70 лет: грузовая «эмка»] // Коммерческий транспорт. — 2009. — Вып. 8 (76). — С. 92-93. - ↑ 12Кузнецов Александр.
[abs.msk.ru/images/PDF2008/abs5_084_085_Jeep.pdf Труженики той войны] // Автомобиль и Сервис : журнал. — 2008, май. — Вып. 5. - Гоголев Л. Д.
Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
Броневики
Фиат-Ижора
Фиат-Ижора» — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль, использовавшийся сначала в Вооружённых силах Российской империи, а позже уже и в Красной армии. Машина разработана на базе шасси автомобиля фирмы Fiat, производившегося по лицензии в США. Хотя разработка проекта и закупка шасси осуществлялись ещё в 1916 году, массовое производство бронеавтомобилей было развёрнуто лишь после Февральской революции. С 1917 по 1918 год на Ижорском заводе было построено около 80 экземпляров бронеавтомобиля.
Бронемашины активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны, будучи вторыми по численности (после «Остинов» различных типов) в бронечастях Красной армии. Более того, некоторые броневики, несмотря на свою «древность», использовались в военных целях и во время Великой отечественной войны.
ФАИ-М
ФАИ-М — советский лёгкий бронеавтомобиль, являющийся, по сути, модернизацией броневика 30-х годов ФАИ. Для построения машины использовались шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 или Форд-А (для ФАИ). Всего было выпущено 697 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М. Автомобили выпускались с 1933 по 1939 год.
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М использовались в столкновениях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в Гражданской войне в Испании, куда было поставлено 20 машин, Зимней войне (потеряно 2 ФАИ) и в Великой Отечественной. ФАИ и ФАИ-М применялись вплоть до 1943 года.
Кузов
Первые машины выпускались с деревянным каркасом крыши, он обшивался дерматином. Позже наладили производство автомобилей с цельнометаллическим кузовом – это и стало главной особенностью автомобиля.
Нужно отметить, что единственной легковой машиной в СССР в то время был Газ А с открытым типом кузова, поэтому «эмка» с цельнометаллическим кузовом была новшеством и настоящим прорывом.
Освоили новую технологию совместно с кузовостроительным подразделением компании Ford.
Профиль передних крыльев у М1 отличаются от Model B. Для их производства была рассчитана и разработана новая оснастка. Крылья выглядят более благородно и лучше закрывают части рамы и подвески.
Цвета окраски
Большинство выпущенных автомобилей окрашивались в черный цвет с красной полосой вдоль борта. Так же были автомобили зеленого цвета и совсем редко серые.
Ссылки
- Кузнецов Александр.
«Волга» ГАЗ-21 • ГАЗ-22 • ГАЗ-23 • ГАЗ-24 • ГАЗ-24-02 • ГАЗ-24-10 • ГАЗ-24-12 • ГАЗ-24-24 • ГАЗ-24-34 • ГАЗ-24-76 • ГАЗ-24-95 • ГАЗ-3102 • ГАЗ-31022 • ГАЗ-31029 • ГАЗ-3105 • ГАЗ-3110 • ГАЗ-31105 • ГАЗ-311055 • ГАЗ-3111 • Volga Siber Представительские модели ЗИМ • Автомобили «Чайка» :
ГАЗ-13 «Чайка»;ГАЗ-14 «Чайка»
• ГАЗ-3105Повышенной проходимости ГАЗ-21 • ГАЗ-61 • ГАЗ-64 • ГАЗ-67 • ГАЗ-69 • М-72 • ГАЗ-46 • ГАЗ-2308 «Атаман» • ГАЗ-3106 Грузопассажирские, спортивные и экспериментальные модели ГАЗ-4 • ГАЗ-61-417 • ГАЗ-А-Аэро • ГАЗ-АААА • ГАЗ-ВМ • ГАЗ-25 • ГАЗ-ГЛ-1 • ГАЗ-67-420 • М-73 • ГАЗ-16 • ГАЗ-18 • ГАЗ-19 • ГАЗ-415 • ГАЗ-3103 • ГАЗ-3107 • ГАЗ-2301 • ГАЗ-2304 «Бурлак» • ГАЗ-3115 • ГАЗ-3301 • ГАЗ-2332 CityVan
Характеристики
Название: | ГАЗ-М |
Топливо: | Бензин |
Объём: | 3 285 см3 |
Макс. мощность: | 50 л. с., при 2800 об/мин |
Макс. крутящий момент: | 166,8 Н·м, при 1300 об/мин |
Макс. скорость: | 105 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч: | до 80 км/ч 24 сек. |
Расход на 100 км: | 14,5 л. |
Рекомендуемое топливо: | А-66 или А-70 |
Механическая: | 3 ступени |
Габариты и масса:
Длина: | 4625 мм |
Ширина: | 1770 мм |
Высота: | 1780 мм |
Дорожный просвет: | 210 мм |
Колёсная база: | 2845 мм |
Колея передняя: | 1435 мм |
Колея задняя: | 1440 мм |
Масса: | 1370 кг |
Двигатель
Часто встречаются упоминания, что ГАЗовцы заменили восьмицилиндровый двигатель на рядную «четверку», однако это не совсем так. Ford Model B выпускался как с 4 так и с 8 цилиндровым двигателем и за основу для ГАЗ М1 взята именно 4 цилиндровая версия — Ford Model B 40A Fordor Sedan.
На ГАЗе в то время не было возможности запустить и освоить производство мотора V8, поэтому на машины устанавливали более простой и дешевый 4 цилиндровый мотор.
Важно, что двигатель V8 не имел большого превосходства над 4 цилиндровым. Объем двигателя 3,6 и 3,5 литра, мощность 65 и 50 л.с соответственно. Поэтому принятое на ГАЗе решение – выпускать машину с более простым мотором вполне оправдано.
Газ М1 с двигателем V8 все же выпускался. Восьмицилиндровый двигатель устанавливали на машины для нужд НКВД.
Четырехцилиндровый двигатель Газ-А модернизировали по образу Model B. Оснастка для изготовления мотора была полностью советской.
В отличии от Ford у которого двигатель был жестко закреплен на раме, советские инженеры разработали плавающую подвеску на резиновых подушках благодаря чему удалось существенно снизить передающуюся вибрацию.
В дальнейшем этот двигатель устанавливали на грузовики Газ-АА, ММ и их модификации.