Морские чудовища: самые необычные суда эпохи пара

Безумные идеи обуревали конструкторов в самых разных областях. Мы уже рассказывали ранее о невероятных народных танках и несусветных летательных аппаратах. На этот раз колумнист m24.ru Алексей Байков подготовил подборку самых нелепых проектов в кораблестроении.

Будем справедливы – за многотысячелетнюю историю кораблестроения человечество успело произвести куда меньше бредовых конструкций и откровенного трэша, чем за сто с лишним лет развития авиации. Тут, как говорится, и традиции обязывают, и проект надо готовить годами, да и само строительство судна водоизмещением покрупнее рыбацкой лодки является крайне долгим, вдумчивым и трудоемким процессом. Поневоле задумаешься и начнешь смирять свою буйную фантазию.

Так, в общем-то, и было на протяжении всей истории гребного и парусного флота: из материалов – только дерево, в качестве двигателя – ветер да собственные руки, а в бок злобно толкает закон Архимеда, так что за исключением строителей китайских «плавучих драгоценностей» времен династии Мин все остальные как-то старались держать себя в рамках приличия.

Флагман великого китайского мореплавателя Чжэн Хэ. Рядом, для сравнения, – «Санта-Мария» Колумба. Оба жили примерно в одно и то же время

Но все хорошее когда-нибудь кончается, и с началом паровой эпохи идеи безумных конструкторов добрались и до кораблей. Если в начале XIX века Наполеон еще заявлял изобретателям первых пароходов, что судно без парусов – это нонсенс, то к середине того же столетия стало ясно, что мачты, ванты и прочие бим-бом-брамсели пора сдавать в утиль. Дополнительной остроты добавило изобретение уже отдаленно напоминавших современную артиллерию «бомбических» орудий, стрелявших не ядрами, а разрывными снарядами. Время жизни почтенных линкоров парусной эпохи под огнем таких пушек исчислялось минутами. Пришлось заодно попрощаться и с деревянной обшивкой корпусов. Всемирная гонка морских вооружений началась, и тут наконец конструкторская мысль, более не скованная ничем, кроме базовых законов гидродинамики, забила фонтаном.

Independence LCS-2

Начнем обзор с необычного боевого тримарана «Независимость», состоящего на вооружении США. На боевое дежурство судно нового типа заступило в 2010 году.

Две газовые турбины и два дизельных двигателя позволяют развить скорость в 45 узлов. Что интересно, но для создания необычного военного корабля прототипом послужил пассажирско-автомобильный паром.

На сегодняшний день это самый большой тримаран в мире, к тому же способный вести боевые действия при волнении моря в 4–5 баллов.

11

Planet Solar

Самый большой в своем роде.

Люди отчаянно пытаются перевести на солнечную энергию абсолютно все виды известного транспорта, и корабли здесь не являются исключением. Пускай Planet Solar – это всего лишь смелый эксперимент, но этот корабль все еще остается самым большим среди подобных судов. Длина палубы – 31 метр. Солнечные панели способны вырабатывать 103.4 кВт энергии. Скорость судна – 8 узлов.

Линейный корабль «Бисмарк»

В 1939 году Германия спустила на воду, как потом показала история, самый многофункциональный и мощный корабль Второй мировой войны.

Оружие и технические показатели скорости и маневренности позволяли линкору «Бисмарк» противостоять любому кораблю подобного типа.

В первом же боевом походе был уничтожен флагман английского флота линкор «Хуг». Но первый поход «Бисмарка» оказался и последним. Значительно превосходящие силы противника с применением авиации потопили его у берегов Франции.

ССВ-33 «Урал»

Сделано в СССР.

Разведывательный корабль «Урал» с ядерной силовой установкой был построен в СССР в годы холодной войны. Предназначался для несения дежурства в самом большом океане планеты. Длина «Урала» — 265 метров. Экипаж составлял 950 человек. Максимальная скорость – 21.6 узла. Благодаря техническим особенностям, судно могло 3 месяца не заходить в порт.

Крейсер класса «Тонэ»

Вспомним еще один корабль самой кровопролитной войны в истории человечества. Как ни странно, но лучшими и мощнейшими судами в классе тяжелых крейсеров были японские «Тонэ».

Ради боеспособности пришлось пожертвовать удобствами для команды, которая проживала в жесткой тесноте. Но зато по своему вооружению, а также по уровню противоторпедной защищенности крейсера типа «Тонэ» были сильнейшими, и не имели аналогов.

На палубах устанавливали крупнокалиберные зенитки, защищающие крейсер от воздушных атак.

9

Тикондерога

Ракетные крейсера этого типа после долгих испытаний встали на рейд ВМС США в начале 80-х годов ХХ века. Вооружение, быстроходность и маневренность делает эти крейсера опаснейшими противниками.

На судах установлено мощнейшее вооружение, а после модернизации на них были установлены ракеты, способные поражать цели за пределами земной атмосферы.

На данный момент в строю находится 27 крейсеров данного типа, а в ближайшее время планируется спустить на воду еще с десяток таких судов.

8

«Петр Великий»

Атомный крейсер «Петр Великий» — крупнейший боевой корабль из неавианесущих. По своим техническим и боевым характеристикам это самый мощный корабль ВМФ России.

Будет лишним описывать все вооружение, отметим только, что крейсер способен уничтожать авианесущие соединения противника, а ракеты «Гранит» могут поразить цель на удалении более 550 километров.

Энергетическая установка обеспечивает скорость хода до 35 узлов, а дальность плавания неограниченна.

7

TI

Настоящая баржа для океана.

Семейство самых больших нефтяных танкеров. Длина TI составляет 380 метров. Сконструированы и построены корабли были компанией Hellespont Group. Всего на сегодняшний день таких танкеров четыре. Один такой корабль стоил 90 млн долларов США. Грузоподъемность танкера составляет 440 000 тонн. Максимальная скорость движения – 18 узлов.

Type 45 Daring

Гордость флота Великобритании по праву можно считать эскадренные миноносцы типа «Дэринг». Способные преодолеть большие расстояния за короткий срок, суда этого типа несут опасность для любого противника.

Вооружение на борту предназначено для поражения как надводных, так и воздушных целей. Дело в том, что боевая платформа миноносца легко модернизируется в площадку ПВО.

6

RMS Queen Mary 2

Звание почтового судна дано за скорость.

Один из крупнейших трансатлантических лайнеров на данный момент. Длина корпуса – 345 метров. Построен корабль был в 2004 году, а назван в честь первой Queen Mary, покинувшей верфи в 1936 году. Несмотря на то, что судно является круизным, оно удостоено приставки RMS («Судно королевской почты»), который получают только наиболее скоростные суда. На борту может быть 2 620 пассажиров, а обслуживает его 1 253 члена экипажа.

«Москва»

Многоцелевой гвардейский ракетный крейсер «Москва», спущенный на воду в далеком 1983 году, не утратил своей мощи и до сих пор в строю.

Вооружение крейсера позволяет вести бой не только с кораблями, но и с подводными лодками, а также поражать воздушные цели. Более месяца российский флагман может находиться в автономном плавании.

Свою историю легендарный крейсер начал в составе Черноморского флота, и продолжает нести службу в Севастополе.

5

Q-Max

На таком возят газ.

Самый большой газовоз на планете. Длина корпуса судна составляет 345 метров. Общая вместимость судна достигает показателя в 267 000 м3. При этом корабль разгоняется до 19.5 узлов. Принадлежат суда Катару. Всего таковых 14 штук. Строительством газовозов занимались компании Samsung, Hyundai и Daewoo.

«Дагестан»

Сторожевой корабль с мощным и современным вооружением вошел в состав Каспийской флотилии в 2012 году, и значительно превосходит по характеристикам предыдущие модели подобного класса.

На судах этого типа установлены новые системы радиолокационного обнаружения воздушных и надводных целей.

В 2020 году с «Дагестана» были выпущены ракеты по группировке террористов на территории Сирии. Примечательно, что РФ поставила два ракетных крейсера этого типа во Вьетнам.

4

USS Seawolf (SSN-21)

В обзоре стоит упомянуть и о мощнейших подводных лодках. Первая это «Морской волк», которая находится на вооружении США.

Планировалось произвести 30 лодок данного типа, но после распада СССР, проект сократили до трех. Субмарины, введенные в строй, оказались самыми лучшими по боевым и походно-техническим характеристикам.

Стоит также отметить, что проект оказался самым дорогим в истории американского подводного флота.

А о самых больших субмаринах в мире на TheBiggest.ru есть очень интересная статья.

3

Новости по теме

Российский смертоносный истребитель Су-35 лучше американского F-15?
У России обширные планы относительно своего военно-морского флота, однако большая их часть продолжает оставаться на уровне планов. Россия планирует получить, по крайней мере, еще один авианосец, а также эсминцы нового еще не названного класса с управляемыми ракетами на борту, а также оснащенные баллистическими ракетами подводные лодки класса «Борей II», ударные атомные подводные лодки класса «Ясень II», а также модернизированные ударные подводные корабли класса «Kило» и «Лада», оснащенные обычным оружием. Хотя подводные лодки находятся в процессе строительства, вопрос о финансировании авианосца и эсминцев пока не решен, и они существуют пока только как проекты.

Соединенное Королевство

В этом списке Королевские военно-морские силы представлены в период самого значительного сокращения своей боевой мощи за всю историю. Как и большая часть британских вооруженных сил, Королевский военно-морской флот прошел через период последовательных волн сокращения боевой техники и персонала. Недавнее списание двух авианосцев класса Invincible, а также вывод истребителей Harrier из состава морской авиации значительно сократили возможности Королевского военно-морского флота. Ядерный потенциал, а также планы по строительству в будущем авианосцев, обеспечили Соединенному Королевству четвертое место в этом списке.

Королевские военно-морские силы являются самыми немногочисленными в этом списке — лишь 33400 человек в его составе находятся на действительной военной службе и 2600 человек — в резерве. В распоряжении британских военно-морских сил в настоящее время находятся три больших десантных вертолетоносца, 19 фрегатов и эсминцев, семь ударных атомных подводных лодок и четыре атомных подводных корабля, оснащенных баллистическими ракетами. Воздушное крыло Королевского военно-морского флота состоит из 149 летательных аппаратов — в основном из вертолетов.

Основу британского военно-морского флота составляют шесть эсминцев «Проекта 45» с управляемыми ракетами на борту. Каждый эсминец класса Daring оснащен современной РЛС сопровождения воздушных целей SAMPSON, аналогичной радару SPY-1D системы Aegis американских военно-морских сил. Оснащенные, кроме того, 48 ракетами класса поверхность-воздух типа Aster, эти эсминцы способны справляться с широким спектром воздушных угроз, в том числе с баллистическими ракетами.

Эсминец «Эдинбург» (HMS Edinburgh) Фото из открытых источников

Подводный флот Королевских военно-морских сил в последнее время сократился и имеет в своем составе менее дюжины подводных лодок. Семь ударных атомных подводных лодок в настоящее время модернизируются за счет включения подводных ракетоносцев класса HMS Astute. Подводные лодки класса Astute, а также родственные им подводные корабли имеют на своем борту торпеды Spearfish и крылатые ракеты Tomahawk, и они считаются наиболее передовыми в своем классе. Четыре подводные лодки класса Vanguard, оснащенные баллистическими ракетами, составляют основу ядерного сдерживания Соединенного Королевства. Водоизмещения подводных лодок этого класса составляет 15,9 тонн в подводном положении, и они оснащены 16 баллистическими ракетами большого радиуса действия Trident D II. Королевский военно-морской флот в ближайшее время совершит качественный скачок после принятия на вооружение двух новых авианосцев — HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales. При полной нагрузке их водоизмещение будет составлять 70 тысяч тонн, и это будут самые большие корабли, которые когда-либо плавали под флагом Королевских военно-морских сил. На каждом из них будут размещены 36 истребителей-бомбардировщиков F-35B, а также некоторое количество вертолетов.

Япония

Пятый военно-морской флот в этом списке является необычным, потому что формально он таковым, на самом деле, не является. Морские силы самообороны Японии не являются военной силой, их персонал — это гражданские служащие, а не моряки. Находясь под значительным контролем, Япония, тем не менее, создала одни из самых современных и профессионально укомплектованных военно-морских сил в мире.

Морские силы самообороны Японии имеет в своем составе 114 кораблей и 45 800 человек личного состава. Их основу составляет крупный флот эсминцев, в задачу которых входит обеспечение безопасности морских путей в Японию и из Японии, а также предотвращение их перекрытия, как это было во время Второй мировой войны. Япония имеет 46 эсминцев — это больше, чем у Британии и Франции вместе взятых, — а последние годы ее флот был расширен и подготовлен для выполнения новых задач. С середины 2000-х годов эсминцы, оснащенные системой Aegis и входящие Морские силы самообороны Японии, должны обеспечить защиту от баллистических ракет Северной Кореи.

«Дмитрий Донской»

Мощнейший атомоход российского флота на сегодня крупнейшая подводная лодка мира. Тяжелый атомный подводный крейсер стал первой моделью проекта 941 «Акула».

Под водой сильная атомная установка субмарины позволяет развить скорость в 27 узлов. Вооружение позволяет поражать цели на расстоянии до 7 тысяч километров, к тому же с высокой точностью.

А вот из интересных фактов стоит отметить то, что в кают-компании разметили музей, посвященный Куликовской битве. Ни одна лодка мира не имеет таково вот уникального музея.

Самый большой флот в мире

Главная / История / Это интересно

Вторая мировая война закончилась подписанием капитуляции императорской Японии на борту американского линкора «Миссури». После ужасающей войны мир остался расколотым на две части, группирующиеся вокруг двух крупнейших военных держав-победительниц: Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Каждая из противоборствующих сторон обладала огромными вооруженными силами. Только в США центр тяжести этих сил склонялся в сторону стратегической авиации (уже с атомными бомбами на борту) и военно-морского флота, а в СССР — в сторону бронированных армад танковых войск и авиации поля боя.

Кратковременный мир сменился изматывающей длительной гонкой вооружений и «холодной войной». Сочетание отчетливого нежелания сторон прямого вооруженного столкновения и появление ядерного оружия послужило причиной нараставшей «холодной войны» в виде военно-промышленного противостояния двух держав.

Прибрежный и малочисленный флот СССР никак не мог сравниться с громадным военно-морским потенциалом, созданным США для борьбы на просторах всего Мирового океана с подводными силами Третьего рейха и авианосным императорским флотом Японии. Ведь в составе военного флота США к концу войны было более ста авианосцев!

Практически к 1946 году осталось только две военно-морские державы: США и Великобритания. В течение первого послевоенного десятилетия СССР продолжал выполнять слегка откорректированный вариант кораблестроительной программы 1937 года. По предложению Главного штаба ВМФ СССР (а по сути — личному мнению Сталина) по десятилетнему плану 1946 года планировалось построить 4 линейных корабля и 10 тяжелых (фактически — линейных) крейсеров, 84 крейсера, 12 авианосцев, 358 эсминцев и 495 подводных лодок. Фактически ставилась задача за 10 лет создать военный флот, если не равный, то хотя бы сравнимый с военным флотом США и превзойти флот Великобритании. 16 октября 1946 года была утверждена откорректированная десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946-1955 гг. В соответствии с ней планировалось расширенное строительство крупных надводных кораблей, в частности, четырех тяжелых крейсеров — типа «Сталинград» (пр.82), 30 легких крейсеров типа «Чапаев»/ «Свердлов» (пр.68К/68-бис), 188 эсминцев пр.30/41 и 367 подводных лодок.

Удивительным был факт продолжения строительства в СССР крупных артиллерийских кораблей и полное отрицание авианосцев. Даже факт получения в свои руки практически готового немецкого авианосца «Граф Цеппелин» не привел к осознанию необходимости всестороннего его изучения и использованию как учебного или опытового корабля. Однако, в составе флота десять лет оставался выслуживший все сроки дредноут времен первой мировой — «Новороссийск». Были достроены 5 крейсеров типа «Чапаев» и 14 крейсеров типа «Свердлов» (головной вступил в строй в 1952 г). Вступили в строй и 10 эсминцев типа «Огневой» (пр. 30), заложенные еще до войны. В конце 40-х гг. развернулось строительство самой большой серии эскадренных миноносцев в истории России и СССР (70 единиц). Головной, «Скорый», вступил в строй 21 декабря 1949 года. Был построен в 1955 году прототип нового океанского эскадренного миноносца пр. 41 типа «Неустрашимый» (1 ед.).

Результатом развития флота в первом послевоенном десятилетии стало строительство почти 200 надводных боевых кораблей основных классов (крейсер — эсминец — сторожевой корабль) и более 300 дизель-электрических подводных лодок (в том числе новых проектов: 26 больших пр. 611, 215 средних пр. 613 и 31 малая пл. пр. А-615). К концу 50-х годов военный флот СССР по своим размерам превзошел флот «владычицы морей».

Однако, испытание в Советском Союзе ядерной бомбы в 1949 году, начало интенсивного развития ракетного оружия и разработка атомных подводных лодок в США, а также смерть Сталина предопределили прекращение строительства крупных надводных кораблей в СССР и начало создания советского ракетно-ядерного подводного флота.

Принятие фактически новой военной доктрины (по типу «ядерного устрашения») при Н.С. Хрущеве, опиралось на успешную разработку ракетно-ядерного оружия и внедрение на флоте атомной энергетики. Это позволило СССР во втором послевоенном десятилетии избежать расточительного количественного разрастания флота и совершить качественный скачок в его развитии. В 1956 году 375 боевых кораблей было поставлено на консервацию. Оглянувшись назад, по прошествии 40 лет, стоит признать правоту резкого сокращения строительства надводного флота, в целях экономии огромных средств. В течение второго послевоенного этапа в строительстве военно-морского флота было создано 19 принципиально новых проектов боевых надводных кораблей, в том числе — больших ракетных кораблей типа «Бедовый» и «Гремящий», больших противолодочных кораблей «Комсомолец Украины», ракетных крейсеров типа «Грозный», первого авианосного корабля — противолодочного крейсера «Москва», противолодочного корабля пр.159 и малого противолодочного корабля пр.204, четырех проектов ракетных катеров, торпедных и сторожевых катеров. Эти корабли стали прототипами всех проектов, построенных в СССР в последующие три десятилетия. Фактически, с конца пятидесятых годов, с приходом к руководству флотом главкома С.Г. Горшкова, началось создание океанского ракетно-ядерного флота, преимущественно подводного. К сожалению, назначение нового главкома ВМФ СССР было ознаменовано одной из крупнейших трагедий военных флотов в 20 веке. 29 октября 1955 г. в севастопольской бухте перевернулся и затонул от взрыва трофейный линейный корабль «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»). Вместе с ним погибло 609 моряков… Эта трагедия и стала поводом для повторного снятия со своего поста адмирала Н.Г. Кузнецова, который возглавлял флот СССР в годы войны. В противовес традиционной стратегии развития флота в декабре 1955 года было принято решение оснащать его легкими ракетными кораблями. Однако, необходимо отметить, что первыми ракетное оружие получили самолеты морской авиации. Первым комплексом ракетного оружия, принятым на вооружение ВМФ СССР, стал морской бомбардировщик Ту-4К вооруженный крылатой ракетой «КС» Комета, испытания которой были успешно завершены еще 21 ноября 1952 г.

Однако, именно 1957 — стал годом «ракетной революции в СССР». И не только после успешного запуска первого в истории искусственного спутника Земли знаменитой ракетой Р-7, но и в перевооружении ВМФ СССР. Первыми из них стали БРК типа «Бедовый» (пр.56Р) и специально спроектированные большие ракетные корабли (БРК) типа «Гремящий» (пр.57). Испытание крылатых ракет (КР) КСЩ с борта ракетного корабля «Бедовый» (пр.56Э) состоялось в Черном море 2 февраля 1957 г.

Созданные на основе эсминцев пр.56, ракетные корабли типа «Бедовый» (4 единицы) имели одну пусковую установку крылатых ракет КСЩ (7-8 ракет). БРК проекта 57 были построены серией из 8 единиц (головной вошел в строй 30 июня 1960 г.) и оснащались 2 пусковыми установками и 12 крылатыми ракетами. Параллельно на основе переоборудования того же базового проекта создавались ракетные корабли ПВО типа «Бравый» (пр.56К и серийный пр. 56А), имевшие на вооружении первый серийный корабельный зенитный ракетный комплекс «Волна». В конце 50-х годов под ракетные комплексы были модернизированы крейсера типа «Свердлов» — «Дзержинский» (ЗРК Волхов) и «Адмирал Нахимов» (УКР Стрела).

Однако, в отличие от США, модернизация артиллерийских кораблей в ракетные не получила развития в советском флоте. Принципиально новым типом ракетного корабля стали ракетные крейсера типа «Грозный» (пр.58), вначале строившиеся, как эскадренные миноносцы. Проект этих кораблей, построенных на ССЗ им. А.А. Жданова (Ленинград) серией в 4 единицы, был разработан под руководством В.А. Никитина. При предельно малом водоизмещении (полное — 5400 тонн) они несли 16 крылатых ракет П-35 (развитие типа П-5) и 16 зенитных ракет «Волна». Головной из них, «Грозный», вступил в строй 30 декабря 1962 г. Новый тип легких ракетных кораблей, первоначально СКР, а затем БПК пр.61 был разработан Б.И. Купенским. Головной из них, «Комсомолец Украины», строился в Николаеве и вступил в строй на день позже, чем РКР «Грозный». Это были первые в мире серийные (20 единиц) газотурбинные корабли класса «эсминец», оснащенные ЗРК ПВО «Волна» (32 ракеты). Один из кораблей этого типа — БПК «Отважный» погиб от взрыва в 1974 году недалеко от Севастополя. Корабли этого типа стали крупнейшими боевыми кораблями, построенными на экспорт в СССР серией 5 единиц для Индии. Однако, основными носителями ракетного оружия в ВМФ СССР оставались подводные лодки и ракетные катера.

4 июля 1958 г. началась новая эпоха в истории ВМФ — головная атомная подводная лодка К-3 (пр. 627) под командованием кап.1 ранга Л.Г. Осипенко прошла первые мили атомного подводного флота с использованием энергии ядерного реактора. Однако, подводный флот к этому сроку уже получил на вооружение ракетное и ядерное оружие. Первое оружие с ядерными боевыми блоками (торпеды и крылатые ракеты П-5) было размещено на борту средних дизель-электрических пл. проекта 613 (под крылатые ракеты модернизировано 13 единиц) и больших пл. пр.611 (под баллистические ракеты модернизировано 6 единиц). Ядерные торпеды были испытаны с борта подводной лодки (ПЛ) пр. 613 в 1955 г. Первые успешные пуски баллистических ракет Р-11ФМ, способных нести боевые ядерные блоки, состоялись 16 сентября 1955 г. с борта ПЛ Б-67 (пр. В-611). Комплекс крылатых ракет П-5, созданных в КБ В.Н. Челомея, был также успешно испытан 22 ноября 1957 году с борта ПЛ С-146 (пр.613).

На втором этапе основной силой подводного флота СССР стали атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Было построено 50 ПЛ с УКР (атомных ПЛ пр. 659/675 — 34 ед. и ДЭПЛ пр.651 — 16 ед.) и 31 пл. с БРПЛ (атомных по пр. 658 — 8 ед. и 23 ед. ДЭПЛ пр.629). Самыми многочисленными советскими атомными пл. в 60-е годы стали лодки проекта 675, имевших восемь побортных контейнеров для крылатых ракет, напоминающих своим расположением торпедные аппараты Джевецкого на «Барсах» времен первой мировой. Торпедных атомных подводных лодок было построено 14 единиц. На вооружении советского подводного флота к концу 1966 г. стояло 364 крылатых ракеты и 105 баллистических ракет (в США — 656). Первые пуски КР П-15, созданных в КБ «Радуга», состоялись с борта двух экспериментальных ракетных катеров пр. 183Э, построенных на судостроительном ), 16 октября 1957 г. Серийные ракетные катера пр.183Р начали строиться с 1959 г. (построена серия в 112 единиц), а с 1960 года новый проект 205 вооруженный уже 4 крылатыми ракетами П-15. Всего было построено 427 ракетных катеров этого проекта (на экспорт с 1963 по 1985 год — 157 катеров разных модификаций). Советские ракетные катера произвели революцию в военно-морском деле. И их боевое применение стало лишь вопросом времени. 21 октября 1967 г. 4 ракетами П-15 ракетного катера пр.183Р Объединенной Арабской Республики советской постройки был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие по его значимости в истории боевых операций на море можно сравнить с первым боевым применением минных катеров и подводных лодок. Появление в боевом составе ВМФ СССР к концу 60-х годов нескольких сотен ракетных катеров позволило на десятилетие опередить в этом классе ВМС стран НАТО и создать дешевый и надежный класс боевого прибрежного надводного корабля.

К концу второго этапа (1957-66 гг.) создания ракетно-ядерного флота ракетных надводных кораблей в ВМФ СССР числилось 29 единиц (в ВМС США — 67). За этот период было построено — 4 крейсера, 49 эсминцев, 105 СКР и МПК, 56 атомных ПЛ, 102 ДЭПЛ. По количеству атомных и ракетных подводных лодок, уже к концу 60-х годов, Советский Союз превзошел Соединенные Штаты Америки. Крылатых ракет на борту кораблей СССР, даже без ракетных катеров, было размещено более 500 единиц. Однако, по количеству баллистических и зенитных ракет советский флот отставал от флота США в несколько раз.

К сожалению, с приходом к власти Л.И. Брежнева началась неоправданная в условиях мирного времени гонка вооружений, в том числе и военно-морских. На третьем этапе развития военного флота в СССР (1967-1991 гг.) началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР, также превзошел США. С середины 60-х годов, выполняя новую программу строительства вооруженных сил Брежнева — Гречко — Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей по принципу «корабль за корабль». Практически вся серия тяжелых авианосных крейсеров типа «Киев» вводилась в строй год в год с американскими атомными авианосцами типа «Нимиц». В течение первого десятилетия (1967-1975), пока шла война во Вьетнаме, ВМС США наоборот резко сократили строительство боевых кораблей. Перерыв в строительстве авианосцев составил 8 лет, крейсеров — 7 лет, а эсминцев целых 11 лет. Однако перерыв в строительстве ракетных подводных лодок был еще больше, и составил 14 лет!

С ввода в состав ВМФ СССР 5 ноября 1967 г. первой ракетной подводной лодки стратегического назначения К-137 «Ленинец», спроектированной в КБ С.Н. Ковалева, началось строительство самой большой в мире серии проекта 667А, Б, БД, БДР, БДРМ — 77 единиц. Вместе с 6 самыми большими в мире тяжелыми подводными ракетными крейсерами проекта 941 — «Акула», вооруженными 20-ю 90-тонными МБР, количество стратегических ракетоносцев СССР почти в полтора раза превзошло США. Уже с вводом в строй в декабре 1972 г. первой ракетной атомной ПЛ К-279 типа «Мурена» (пр. 667Б) с БРПЛ Р-29 дальностью стрельбы 7800 км, превосходящей американскую ракету «Посейдон» в 1,5 раза, ВМФ СССР обогнал ВМС США на 7 (!) лет (ракетный комплекс «Трайдент-I» вошел в строй только в 1979 г.). В течение последних двух десятилетий ВМФ СССР смог не только догнать ВМС США по числу боевых надводных кораблей, но и резко обогнать по численности подводных лодок, в том числе — атомных. Было построено 80 атомных ПЛ (включая 7 тяжелых подводных крейсеров с УКР) и 110 боевых надводных кораблей океанской зоны действия: 5 авианосных, 3 тяжелых атомных крейсера, 1 атомный корабль измерительного комплекса , 42 ракетных крейсера и БПК 1-го ранга (крейсеров, по классификации НАТО), 42 БПК и СКР 2-го ранга (эсминцев).

Расходы на создание военного флота в СССР являлись неоправданно высокими. Основной причиной этого была разнотипность кораблей. Только проектов подводных лодок в СССР было разработано в 10 (!) раз больше, чем в США.

Водоизмещение военно-морской армады СССР превосходило ВМС США на 17%.

Основу военного флота СССР составляли атомные ПЛ проекта 671РТМ и РТ — 33 единицы и 12 АПЛ проекта 670 и 670М. Самыми мощными являлись 7 единиц подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А, каждая из которых обладала способностью уничтожить авианосную группу США.

В составе флота СССР находилось также 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, в том числе самая быстроходная в мире (пр.661) и самая глубоководная (проект 685).

Первый, специально спроектированный корабль с авиационным вооружением (вертолетами корабельного базирования Ка-25) и первыми противолодочными ракетами «Вихрь» — противолодочный крейсер «Москва» вошел в строй в 1967 г. В 1975 г. вошел в строй первый крейсер с авиационным вооружением «Киев» с самолетами вертикального взлета Як-38. Этот самолет совершил свой первый взлет с палубы ПКР «Москва» 18 ноября 1972 г. Всего было введено в строй 4 авианосных крейсера пр.1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков» (бывш. «Баку»). Срок службы кораблей этой серии был невелик. Первый российский авианосец «Адмирал Кузнецов», заложенный в 1982 г., с большим трудом вышел на боевую службу в Атлантику только через 13 лет (!).

1 ноября 1989 г. состоялась первая в истории российского флота «классическая» посадка боевых самолетов (Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ) на его палубу. 27 марта 1974 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен уникальный боевой корабль — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (пр. 1144, главный конструктор — Б.И. Купенский). Вступление крейсера «Киров» в строй 30 декабря 1980 г., по его историческому значению, можно сравнить с вступлением в строй в 1907 г. английского линейного корабля «Дредноут». Корабль, с ядерной установкой, оснащенный двумя новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом — противокорабельным «Гранит» (20 ракет) и зенитно-ракетным (многоцелевым) «Форт» (96 ракет С-300), представлял по своей сути прототип корабля «арсенального типа», строительство которого только предполагается в начале XXI века в США. Корабли этого типа были причислены к линейным крейсерам по классификации справочника Jane’s Fighting Ships (этому самому уважаемому военно-морскому справочнику мира в 1997 г. исполняется 100 лет).

Несмотря на то, что первое надводное судно с ядерной энергетической установкой в СССР появилось еще в 1959 г. — атомный ледокол «Ленин», что явилось весомым признанием важности освоения морских путей в Арктике, ВМФ СССР получил первый атомный боевой корабль на 20 лет позднее ВМС США. Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий», государственные испытания которого с огромными трудностями начались 28 сентября 1996 г. (через 10 лет после закладки).

Параллельно со строительством этого типа крейсеров, на Балтийском заводе был построен уникальный корабль измерительного комплекса с ядерной энергетической установкой «Урал» (проект 1941), самый большой атомный надводный корабль ВМФ СССР, полным водоизмещением 35000 тонн. Судьба этого уникального корабля, имеющего стратегического значение не только для военного флота России, но и для безопасности России, к великому сожалению, оказалось такой же, как и у Красноярской РЛС и у других стратегических объектов России. Новейшее и весьма дорогое судно предполагают использовать как электростанцию для Владивостока. Воистину Тихоокеанский флот России в конце века стал такой же могилой боевых кораблей, как и воды Цусимского пролива в 1905 году.

Вообще строительство надводного флота ВМФ СССР было неоправданно расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто был неспособен вести полноценные боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны. В то же время надводный флот пополнялся 4-мя (!) типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля (за исключением ССЗ им. А.А.Жданова, строившего параллельно два типа: пр. 956 и пр.1155). При этом в богатой Америке строили крейсера только одного типа — «Тикондерога», да и то унифицированного со своим прототипом — эсминцами типа «Спруенс».

Разнотипность стала общей бедой не только в кораблестроении. Системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, стоявшие на борту советских кораблей также отличались большой разнотипностью. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США — 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США — только 10 типов.

Военные флоты двух держав имели четко выраженную асимметрию в корабельном составе. Если у СССР более половины составляет подводный флот, то в США 40 % водоизмещения флота составляют авианосные и десантные корабли. Суммарное водоизмещение построенных в США в течение 1971-90 гг. авианосцев превысило водоизмещение всех построенных подводных лодок (!) и почти равнялось водоизмещению всех остальных боевых надводных кораблей (см. табл.). Крупные авианосные корабли являются наиболее эффективной боевой платформой в океане, способной вести как эффективный контроль за воздушной и морской обстановкой на огромных акваториях, так и интенсивные боевые действия по завоеванию господства в воздухе в локальных войнах и стать передовой базой ядерного оружия в случае развязывания войны с его применением. Они способны выполнять весь спектр боевой деятельности: от политики демонстрации силы и устрашения до выполнения локальных боевых задач в любом месте Земли. Сомали, Ирак, Босния — это страны, у берегов которых только за несколько последних лет действовали авианосцы США. В дополнение к тому, что авианосец является наиболее многоцелевым боевым кораблем, он является еще и самым дешевым (!) типом таких кораблей по критерию «стоимость-эффективность». Стоимость постройки одной тонны водоизмещения авианосца почти в 5 раз ниже таковой у атомных подводных лодок или крейсеров.

Советский флот строился из расчета на всеобщую ядерную войну, в которой наибольшей боевой устойчивостью обладали атомные подводные лодки, использование которых в локальных войнах более проблематично.

В течение третьего этапа советский флот начал интенсивно пополняться океанскими противолодочными кораблями 3-го поколения: большими противолодочными кораблями (БПК) типа «Владивосток», «Кронштадт», «Николаев», которые фактически возродили традиции отечественного строительства крейсеров. Всего до 1979 г. было построено 25 единиц этих проектов (8 с крылатыми ракетами и 17 — с противолодочными). В течение 80-х и начале 90-х годов были введены в строй три ракетных крейсера типа «Слава» (пр.1164), 13 больших противолодочных кораблей типа «Удалой» (последние 2 по измененному проекту) , 20 эсминцев 1-го ранга типа «Современный» (пр.956). Корабли 2-го ранга типа «Бдительный» (проект 1135), построенные в нескольких модификациях серией в 41 единицу, стали основой военно-морских сил СССР и России. В их числе 7 сторожевых кораблей погранвойск типа «Нерей» (пр.1135.1). Последние 2 корабля этой серии вошли уже в состав военно-морских сил Украины. Прибрежный «малый» флот активно пополнялся малыми противолодочными кораблями типа «Альбатрос» (пр.1124 — 72 единицы), проектом боевых кораблей, строившимся почти тридцать лет.

В развитие класса ракетных катеров в ЦКБ «Алмаз» был разработан малый ракетный корабль проекта 1234, головной «Буря» вступил в строй в сентябре 1970 г. Корабль, в отличие от ракетных катеров, оснащен более мощным ракетным комплексом «Малахит» (6 ракет П-120) и ЗРК «Оса-М». За последнее десятилетие в состав советского флота было принято больше 100 единиц малых ракетных и противолодочных кораблей различных модификаций типа «Молния» (базовый пр.1241 вооруженный УКР «Москит» и «Термит»), почти 50 ракетных, сторожевых и торпедных катеров по базовому пр.206.

Основным недостатком советских сторожевых, малых ракетных и противолодочных кораблей следует считать отсутствие бортового авиационного вооружения в виде легких вертолетов. Особенно ярко этот недостаток проявился в пр.1135. Практически ни один западный корабль этого класса не строился без штатного вертолетного вооружения или хотя бы взлетно-посадочной площадки (ВПП).

Строительство десантных кораблей, необходимость в которых так остро ощущалась в годы войны, началось практически лишь через двадцать лет после её окончания. В 1968 г. был построен первый большой десантный корабль пр. 1171 из серии в 14 единиц. Общее число больших и средних десантных кораблей к 1991 г. превысило 100 единиц. Основным десантным судном ВМФ СССР стали средние десантные корабли пр.770, 771, 773, построенные в Польше. В состав флота были включено только 3 больших десантных корабля с доковыми камерами типа «Иван Рогов» (пр.1174). Особое развитие в советском военно-морском, да и в гражданском морском и речном флоте получили корабли, суда и катера с динамическими принципами поддержания. Были введены в строй четыре больших серии десантных кораблей и катеров на воздушной подушке: тип «Скат» (пр.1205) — 30 ед., тип «Кальмар» (пр.1206) — 19 ед., типа «Джейран» (пр.1232.1) — 18 ед. и самый мощный тип «Зубр» (пр.1232.2) — в России 8 единиц (последние 2 недостроенных достались Украине). Особая заслуга в деле создания большинства судов на подводных крыльях, начиная со знаменитой «Ракеты» — созданной в том же знаменательном 1957 году, принадлежит конструкторам ССЗ «Красное Сормово» под руководством Ростислава Алексеева. Этот же коллектив, впервые в мире, создал для ВМФ серию экспериментальных и боевых экранопланов, аналога которым не создано ни в одной стране мира и по сей день. Самый большой в мире опытный экраноплан КМ-1 был создан и начал испытания еще в 1965 г. Серийные экранопланы (главный конструктор В.В.Соколов) были построены в Нижнем Новгороде. Тип «Дракон» (пр.904) — 5 единиц и тип «Лунь» (пр.902) — 2 единицы (второй — ракетный, с комплексом «Москит» из 6 ПУ).

Среди кораблей с динамическими принципами поддержания выделялись ракетные и противолодочные корабли с управляемыми подводными крыльями — МРК типа «Ураган» (пр.1240), 2 малых ракетных корабля скегового типа «Сивуч» (пр.1239), МПК типа «Сокол» (пр.1141) и его развитие 2 единицы пр.1145.

Большое развитие в советском флоте получили минно-тральные боевые корабли, что было вызвано значительной протяженностью береговой линии страны и закрытостью морских театров потенциальных военных действий. Обеспечение боевой службы военного флота и научно-исследовательской деятельности по созданию и совершенствованию современных систем оружия и обнаружения потребовало создания значительного числа исследовательских судов (океанографических, судов физических полей и носителей подводных аппаратов). В составе советского ВМФ находилось самое большое в мире количество научно-исследовательских судов (ЭОС), судов разведки (ССВ) и подводных аппаратов.

С момента распада Советского Союза развитие военно-морского флота России, помимо потери значительного количества военно-морских баз, предприятий судоремонта и учебных центров, определялось финансированием по остаточному принципу и отсутствием программы его реструктуризации и сокращения. Выделяемых средств постоянно, в течение последних пяти лет, не хватало не только на качественное развитие флота в минимально необходимом объеме, но и на элементарное его содержание. И это неудивительно. Экономический потенциал России и величина ее военных расходов за указанный период уменьшились в несколько раз, однако, соответствующего сокращения численного состава ВМФ России произведено не было. Не было принято никакой программы консервации излишков корабельного состава и их целевой реализации за рубеж, именно как боевых единиц, а не металлолома.

Большие потери российский военно-морской флот понес от отсутствия нормальной системы базирования и обеспечения планового ремонта кораблей. В течение 5 лет, в то время когда общественные круги страны активно обсуждали, а руководство страны и флота интенсивно делило абсолютно ненужные для России корабли Черноморского флота (корабельный состав остальных трех флотов России, как минимум, в три раза больше того, что российский флот мог реально содержать), из состава флота были выведены в значительном количестве весьма современные корабли, которые на долгие годы могли составлять костяк флота России (авианосные крейсера «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков», атомные крейсера «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев»). Только за последние несколько лет, после пожаров и аварий и невозможности их ремонта, выведено из состава флота несколько крупных боевых кораблей — ТАКР «Адмирал Горшков», КИК «Урал», БПК «Адмирал Захаров» и др. Даже в период Гражданской войны и последующей разрухи были сохранены самые ценные корабли флота.

Последние заявления руководства страны о планируемой достройке авианосца «Варяг», разворованного по свидетельству очевидцев, до ужасающего состояния, являются очередным, не подкрепленным никакими расчетами, политическим демаршем. Гораздо проще и дешевле было сохранить то, что имели.

Одним из весьма негативных последствий ошибок реформ последних лет стало разрушение морских компонент экономического могущества страны. Возможности милитаризованного в былые годы до предела судостроения не использованы и на десятую часть, морские перевозки страны на 95% выполняются судами зарубежных стран, морское приборостроение практически парализовано… Настоятельно необходимым является сохранение технологии разработки и строительства боевых кораблей, в т.ч. разработка новых систем оружия, радиоэлектронного оборудования и двигателей. Хотя, по мнению многих экспертов, в ряде областей науки и техники уже произошло необратимое разрушение научно-производственного потенциала.

За последние годы в России заложены две атомные подводные лодки двух новых унифицированных проектов — стратегический ракетоносец «Юрий Долгорукий» (1996 г.) и атомная многоцелевая ПЛ «Северодвинск» (1994г.). Достроены последний ракетный подводный крейсер типа «Дельфин» (К-407, пр.667БДРМ). Введено в строй 4 тяжелых атомных подводных крейсера пр.949А — «Орел», «Омск», «Курск», «Томск»; 2 атомные пл пр.945А — «Зубатка» и «Окунь»; 6 малошумных атомных ПЛ пр.971 — «Дракон», «Волк», «Леопард», «Тигр», «Рысь», «Вепрь». Строятся ДЭПЛ улучшенного типа «Варшавянка» (пр.636) и «Лада» (пр.677).

В год 300-летия российского флота, ценой больших усилий, наконец достроен атомный крейсер «Петр Великий» и зачислен в состав Северного флота.

Из надводных кораблей на построен СКР нового проекта «Ястреб» (пр11540) — «Неустрашимый», заложен — «Неудержимый» (1993 г.). Введено в строй 6 ЭМ пр.956 — «Беспокойный», «Настойчивый», «Бесстрашный», «Важный», «Вдумчивый», «Буйный» и БПК «Адмирал Чабаненко».

На судостроительном заводе г. Зеленодольска заложено три сторожевых корабля типа «Гепард» (пр.11661). В ПКБ «Алмаз» создан новый проект СКР типа «Новик» (пр.1244), головной заложен 25 июля 1997 г. на . Планируется, что этот небольшой (3000 тонн, длина — 100 метров) сторожевой корабль, оснащенный универсальной артиллерией, зенитными, противолодочными и ударными ракетами и, самое главное, вертолетом ангарного базирования, станет основой океанского флота России в начале XXI века.

Принимая во внимание огромную протяженность морских границ России, насущной необходимостью нового флота является всемерное развитие морской палубной авиации. Принятие на вооружение новых типов вертолетов (легкого патрульного и многоцелевого), вооруженных современными системами обнаружения и оружия, обеспечение их базирования на большинстве сторожевых кораблей флота позволит решить большинство проблем охраны водных районов и морских границ страны. Россия, наверное, как ни одна страна мира, нуждается в современной морской палубной авиации: от легких вертолетов до многоцелевых палубных самолетов. И, конечно, основой флота должны остаться малошумные надежные атомные и неатомные подводные лодки унифицированных проектов. Одним из основных аргументов апологетов большого по списочному составу военного флота является необходимость наличия на каждом флоте количества кораблей равного списочному составу флотов сопредельных государств. Исходя из таких предпосылок, флот России должен быть по составу равным флоту Германии, Норвегии, Турции и Китая или Японии. Даже элементарный здравый смысл подсказывает, что это невозможно в обозримом будущем, да и не нужно в принципе. России нужен минимально возможный военный флот.

А ее морской потенциал необходимо развивать в сферах технологии добычи сырья на шельфе, морского транспортного и рыбного флота, портового хозяйства, гражданского судостроения, марикультуры и приморского туризма.

Источник: www.transport.ru, автор: Юрий Егоров

Эскадренный миноносец типа 055 «Наньчан»

В январе 2020 года на вооружение китайского военно-морского флота встал первый большой ракетный эскадренный миноносец 4 поколения «Наньчан». Его размеры, технические характеристики, а также вооружение говорит о том, что это один из самых мощных кораблей в мире.

Мы не может определённо знать о вооружении этого корабля, но как многие другие, он несет в себе зенитное, ракетное, радиоэлектронное, минно-торпедное и артиллерийское вооружение. Также на его борту находятся 2 боевых вертолёта. Предположительно, «Наньчан» также имеет новейшую электромагнитную пушку, способную поражать цели на расстоянии до 200 км.

1

Авианосец «Нимиц»

В настоящее время к самым мощным боевым кораблями в мире принято относить авианосцы, созданные в США. Самый крупный надводный корабль — авианосец проекта «Нимиц». Первый построен в начале 70-х годов XX века. Его водоизмещение более 100 000 тонн. Длина – 333 м. Двигательные установки могут обеспечивать мощность хода в 260 000 лошадиных сил. При этом скорость он развивает в 31 узел. В экипаже авианосца почти 3200 человек.

Соединенными Штатами Америки построено 10 кораблей по этому проекту. Серия получила название в честь Честера Нимица, который во времена второй мировой войны командовал тихоокеанским флотом США.

Авианосец этого проекта является гладкопалубным кораблем с угловой ВПП, площадью 18 000 м. кв. Обладает этот самый мощный корабль в мире надводной и подводной конструкционной защитой. Так, второе днище защищают бронированные настилы. Имеется и так называемое третье дно, создающее дополнительную устойчивость авианосцу. Основная двигательная установка – 2 ядерных реактора и 4 турбинных агрегата.

Авианосцы класса «Нимиц» одинаковые по своим конструктивным особенностям, но у 6 последних большее водоизмещение и осадка. Работа атомных реакторов рассчитана на повторную перезарядку только через 20 лет. Основное вооружение — корабельная авиация.

Авианосец «Нимиц», без сомнения, входит в топ 10 самых мощных военных кораблей мира. Последний, названный в честь Джорджа Буша, передан ВМС США в начале января 2009 года.

«Северодвинск»

Возрождающийся атомный подводный флот России в 2014 году получил в свой состав многоцелевую подлодку «Северодвинск».

Подводная лодка, с экипажем в 93 человека, способна 100 суток находиться в автономном плавании, а вооружение субмарины предназначено для ведения боевых действий с подводными лодками противника, надводными кораблями, поражать воздушные и наземные цели.

Пройдя все испытания, «Северодвинск» вошел в состав Североморской флотилии. TheBiggest желает экипажу корабля здоровья и успехов!

⛵️

«Сантисима-Тринидад»

В переводе с испанского название этого судна звучит как «Святая Троица», и это самый мощный парусный корабль за всю историю флота.

Боевое оснащение испанского флагмана, построенного в 1799 году, составляло 136 орудий различной модификации.

Свой главный и последний бой «Святая Троица» провела 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар. В окружении 7 английских судов, команда линкора мужественно сражалась. Англичане так и не смогли потопить парусник, и только когда были сбиты все мачты, и погибла большая часть команды, «Сантисима-Тринидад» был захвачен.

Англичане хотели отбуксировать его для ремонта, но налетевший шторм потопил уникальное и героическое боевое судно.

⛵️

Club Med 2

Нет парусника больше этого.

Самый большой парусный корабль на сегодняшний день был построен в 1992 году во Франции. Длина судна составляет 194 метра. Грузоподъемность – 14 983 тонны. Обслуживает корабль 214 членов экипажа. При этом судно может взять еще 386 пассажиров. Скорость парусника достигает 10-15 узлов. На пяти мачтах поднято семь парусов. Используется в качестве круизного корабля.

«12 апостолов»

Для полной картины истории флота упомянем и самый мощный российский корабль под парусами «12 апостолов».

Он был спущен на воду с николаевской верфи в середине XIX века, а на вооружении состояло 130 пушек. Внутреннее убранство было настолько изящным, что судно было больше похоже на императорскую яхту.

Крупнейший российский линкор был затоплен после сражения у Севастополя. Когда чистили фарватер, его хотели поднять, но не смогли, поэтому гордость Черноморского флота был взорван под водой.

⚓️

Поповка ты, поповка, родная сторона

Если строителям океанских кораблей еще приходилось соразмерять свои фантазии с понятием «мореходность», то в классе прибрежных мониторов их мысль била ключом. Там, где не требовалось наматывать тысячи морских миль на винт, а надо было всего лишь тихо ходить вдоль берега и постреливать по морю и по суше, открывалось невиданное пространство для экспериментов. К чести родного флага следует сказать, что самый необычный корабль такого типа был построен именно у нас.

После того как по условиям Парижского мирного договора Россию практически разоружили на Черном море, а попутно в кораблестроении случилась «революция стали и пара», возникла острая потребность в защите проходов в Азовское море и Днепро-Бугский лиман.

Для решения этой задачи адмирал А.А. Попов и предложил построить два броненосца-монитора круглой формы под самые мощные из имевшихся в то время на вооружении флота орудия – 280-миллиметровые нарезные пушки Круппа. Получилась самая настоящая плавучая тарелка с шестью винтами, чего не имел ни один корабль ни до, ни после.

Как обосновывал свой проект сам автор, «хотя круговые образования ватерлиний не представляют благоприятных условий для скоростей хода, но зато этот недостаток вознаграждается отсутствием препятствий для поворотливости судна и избытком водоизмещения».

Всего «поповок» построили две штуки: в 1873 году был спущен на воду «Новгород», двумя годами позже – «Киев». Обе благополучно прослужили до 1903 года и даже успели принять участие в русско-турецкой войне, правда, весьма эпизодическое. Но не счесть тех острот, которыми современники язвили бронированные борта круглых мониторов. Некрасов даже посвятил им кусок поэмы «Современники»:

Здравствуй, умная головка, Ты давно ль из чуждых стран? Кстати, что твоя «поповка», Поплыла ли в океан?

– Плохо, дело не спорится, Опыт толку не дает, Все кружится да кружится, Все кружится – не плывет.

А флотские шутили: «Удивительные корабли – никого не догонят, ни от кого не уйдут». Между тем эти остроты были, как сейчас принято говорить, мимо кассы. Монитору ни в какой океан плавать не надо. В своем качестве – то есть как плавучие крепости, ползающие вдоль берега и способные держать под огнем как море, так и сушу, «поповки» были простым и дешевым решением, хотя и не лишенным недостатков.

Но, как говорится, в свете нет такого чуда, которого не могли бы перечудить итальянцы. Вот и в мониторостроении они тоже отметились весьма нетривиальной конструкцией.

Задача перед создателями Faa di Bruno стояла весьма неоднозначная – построить судно, способное поддерживать сухопутные войска в районе Триеста, где множество живописных пляжей и отмелей, крайне радующих нынешних туристов, а вот кораблю там пройти довольно затруднительно. Немец в такой ситуации спроектировал бы специальный и дорогущий плоскодонный корпус, а итальянцы, как всегда, нашли самое интересное и дешевое решение.

Дано: лишних денег нет, судостроительных мощностей – тоже, зато на складе имеются сверхмощные 380-миллиметровые орудия для линкора «Кристофоро Коломбо», который достраивать все равно не собирались. Далее берется обычный понтон, внутрь которого с большим трудом запихивается паровой котел со списанного миноносца, сверху настилается бронированная двухскатная палуба и монтируется двухорудийная башня. Получается боевой плот. Ну и что, что скорость всего три узла, зато осадка не более 2,2 метра, а значит, можно не бояться ни сесть на мель, ни налететь на мину.

В Первую мировую войну карьера у «Фаа ди Бруно», кстати, названного так в честь капитана протараненной при Лиссе «Ре д’Италиа», мягко говоря, не сложилась. Все, что он успел со дня спуска на воду, – это попасть в шторм вблизи Анконы и выброситься на берег. В 1924 году его вообще исключили из списков флота, но резать на металл почему-то не стали.

Но стоило Италии 10 июня 1940 года объявить войну союзникам, как старичка вновь вернули в строй, перекрасили в камуфляж, установили несколько зениток, переименовали в «Плавучую батарею GM 194» и отправили на укрепление морской обороны Генуи. 9 февраля 1941 года в ходе британской операции «Грог», когда линкоры «Ринаун» и «Малайя» начали обстреливать гавань, один из первых снарядов перебил бывшему «Фаа ди Бруно» электропривод вращения башни, так что повоевать ему и на сей раз не удалось. После этого его отправили в ремонтный док, где за два года ни у кого так и не дошли руки возиться со столь устаревшей конструкцией.

В 1943 году монитор был захвачен немцами, которые его по-быстрому отремонтировали, переименовали в Biber, заменили машины и зенитное вооружение, после чего торжественно ввели в состав «Кригсмарине». Там бывший «Фаа ди Бруно» тоже ничем себя не проявил, а в мае 1945-го тихо сдался союзникам и был наконец порезан на металл.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]