Эту страницу предлагается переименовать в Пёрл-Харбор. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/19 марта 2016 . Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии. Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Перл-Харбор | |
англ. Pearl Harbor, гав. Puʻuloa | |
Снимок со спутника; справа внизу виден международный аэропорт Гонолулу | |
Характеристики | |
Тип залива | гавань |
Расположение | |
21°21′43″ с. ш. 157°57′13″ з. д.HGЯO | |
Вышестоящая акватория | Тихий океан |
Страна |
|
Регион | Гавайи |
Перл-Харбор | |
Аудио, фото и видео на Викискладе |
У этого термина существуют и другие значения, см. Пёрл-Харбор (значения).
Перл-Ха́рбор
[1][2],
Пёрл-Ха́рбор
[3] (англ. Pearl Harbor —
«Жемчужная гавань»
, гав. Puʻuloa) — гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.
Подготовка к войне
Нападение на Пёрл-Харбор было призвано нейтрализовать Тихоокеанский флот США, и, следовательно, защитить завоевания Японии в Малайе и Голландской Ост-Индии, где она искала доступ к природным ресурсам, таким как нефть и каучук. Возможность войны между Японией и Соединёнными Штатами рассматривалась обеими нациями с 1921 года, хотя напряжение начало серьёзно расти лишь с 1931 года, когда произошло вторжение Японии в Маньчжурию. В течение следующего десятилетия Япония продолжала расширять своё влияние в Китае, что привело к полномасштабной войне в 1937 году. Япония потратила много усилий, чтобы изолировать Китай и добиться ресурсонезависимости, достаточной для достижения победы на материке; завоевания на юге должны были помочь этому[3].
С декабря 1937 года такие события, как нападение японцев на американский военный корабль «Панай» и резня в Нанкине (более 200 000 погибших), резко ухудшили общественное мнение о Японии на Западе и увеличили страх японской экспансии[4], что побудило Соединённые Штаты, Великобританию и Францию предоставить Китаю займы на военные поставки.
В 1940 году Япония вторглась во Французский Индокитай, чтобы контролировать поставки в Китай. США остановили поставки в Японию самолётов, металлообрабатывающих станков и авиационного бензина, что было воспринято в Японии как недружественный акт. США не остановили экспорт нефти в Японию, считая, что это будет крайней мерой, учитывая японскую зависимость от американской нефти, и будет воспринято в Японии как провокация[5].
В июле 1941 года, после японской экспансии во Французский Индокитай после падения Франции, США прекратили экспорт нефти в Японию (отчасти из-за новых американских ограничений на внутреннее потребление нефти). Это, в свою очередь, побудило японцев начать захват Голландской Ост-Индии, богатой нефтью. Японцы стояли перед выбором: либо уйти из Китая и потерять лицо, либо захватить источники сырья в европейских колониях Юго-Восточной Азии.
В начале 1941 года президент Франклин Д. Рузвельт перевёл Тихоокеанский флот на Гавайи из Сан-Диего и приказал наращивать военную мощь на Филиппинах в надежде воспрепятствовать японской агрессии на Дальнем Востоке. Так как японское командование (ошибочно) полагало, что любое нападение на британские колонии в Юго-Восточной Азии приведёт к вступлению США в войну, разрушительный превентивный удар казался единственным способом избежать вмешательства ВМС США[6]. Японские стратеги также считали необходимым вторжение на Филиппины. Американский план действий («War Plan Orange») предполагал оборону Филиппин элитными войсками в 40 000 человек. Дуглас Макартур же считал, что ему необходимо в десять раз больше войск, но это не было реализовано[7]. К 1941 году американские стратеги предполагали эвакуацию с Филиппин в начале войны, и распоряжения на этот счёт были даны в конце 1941 года адмиралу Томасу Харту, командиру Азиатского флота[8].
Согласно Джону Костеру определённую роль, возможно, сыграла проведённая в апреле 1941 года операция советской разведки под названием «Снег», в результате которой через очень влиятельного работника министерства финансов США Гарри Декстера Уайта до президента Рузвельта были доведены сведения о подготовке Японии к войне против США. В связи с этим возникла идея оказать давление на Японию. США потребовали от Японии немедленно прекратить агрессию в Китае и вывести войска со всех китайских территорий, кроме Маньчжоу-Го, выйти из Тройственного пакта с Германией и Италией, а также нейтрализовать Маньчжоу-го[9].
Предварительное планирование нападения на Пёрл-Харбор с целью защиты продвижения в «Южный ресурсный регион» (японский термин для Голландской Ост-Индии и Юго-Восточной Азии в целом) началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото, тогдашнего командира Объединённого флота Японии[10]. Он получил согласие на формальное планирование и подготовку к атаке от Генерального штаба Императорского флота Японии только после долгих споров с командованием ВМФ, включая угрозу подать в отставку. Полномасштабное планирование велось ранней весной 1941 года в первую очередь капитаном Минору Гэнда. Японские стратеги внимательно изучили британское воздушное нападение на итальянский флот в Таранто в 1940 году. Это было весьма полезным для них при планировании нападения на военно-морские силы США в Пёрл-Харборе[11][12].
Не будет лишним упомянуть, что в 1932-м и 1937-м годах американский флот проводил крупные учения, в ходе которых отрабатывалось нанесение удара самолётами с авианосцев по Пёрл-Харбору. В обоих случаях атаковавшая авиация достигала успеха. Впрочем, американское командование не отнеслось к результатам этих учений достаточно серьёзно, посчитав, что в реальности противник не сможет провести эффективную атаку базы. Японцы же, напротив, оценили идею как весьма перспективную.
В течение следующих нескольких месяцев были обучены пилоты, адаптирована техника и собраны сведения. Несмотря на эти приготовления, план нападения не был утверждён императором Хирохито до 5 ноября, после того как третья из четырёх императорских конференций призвала рассмотреть этот вопрос[13]. Окончательное разрешение не было дано императором до 1 декабря, после того как большинство японских лидеров сообщили ему, что «Нота Халла» «уничтожит плоды китайского инцидента, угрожает Маньчжоу-Го, подрывает японский контроль Кореи»[14].
К концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией неизбежны. Опрос Гэллапа незадолго до нападения на Пёрл-Харбор обнаружил, что 52 % американцев ожидали войны с Японией, 27 % не ожидали войны, и 21 % не имели мнения[15]. В то время как тихоокеанские базы и объекты США несколько раз приводились в состояние готовности, американские военные сомневались, что Пёрл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали, что в первую очередь будут атакованы Филиппины. Это предположение было связано с угрозой, которую авиабазы на территории всей страны и военно-морская база в Маниле представляли для морских путей, а также поставок в Японию с юга[16]. Кроме того, они ошибочно полагали, что Япония не в состоянии совершить более чем одну крупную военно-морскую операцию одновременно[6].
Пёрл-Харбор
7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем. Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон. Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением о. Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил два авианосца, шесть крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.
Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка тридцать девятого года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Пёрл-Харбор» говорится, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.
23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти». Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.
26 ноября 1941 года японскому послу в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.
7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсон был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.
В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».
Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Пёрл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».
Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, что командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия», и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.
Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джорджем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер-центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Пёрл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.
Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции.
Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии. В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».
В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Пёрл-Харбор. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Пёрл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».
Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева — 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.
Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.
В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами, из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности
«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль» Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли… В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.
Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор… Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.
Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он еще три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Пёрл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.
Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.
Пёрл-Харбор перед нападением
Расположение кораблей в бухте Пёрл-Харбор накануне японского нападения
Ещё в середине 1941 г. Рузвельт писал Черчиллю: «Возможно, что я никогда не объявлю войну, а просто начну её. Если бы я попросил конгресс объявить войну, то споры по этому поводу могли бы затянуться там на три месяца».
В начале октября, за два месяца до «внезапного» нападения, советский разведчик Рихард Зорге сообщил в Москву, что Пёрл-Харбор будет атакован в течение 60 дней; эти данные, согласно американским источникам, были доведены Кремлём до сведения Вашингтона.
Из недавно[когда?
] рассекреченных в США документов стало известно о встрече, которую германский посланник в Китае Ганс Томсен в середине ноября 1941 г. назначил нью-йоркскому бизнесмену Малколму Ловеллу. Немецкий дипломат, зная о связях этого бизнесмена с Белым домом, рассказал ему о предстоящем японском ударе. В свою очередь, Ловелл немедленно сообщил об этом одному из шефов американской разведки, Уильяму Доновану, который в тот же день передал полученную информацию лично президенту. До нападения на Пёрл-Харбор оставалось менее трёх недель.
Вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота — ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения — 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было. 6 декабря в 21:30 (по вашингтонскому времени) японская нота была доставлена Рузвельту. Прочитав её, президент заметил: «Это — война».
Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Пёрл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей.
У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжёлых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.
В момент японской атаки в линкорном ряду находилось 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота США.
За 50 минут до нападения самолёты Японской империи были обнаружены американской РЛС SCR-270, находившейся на севере острова, но американцы посчитали эти самолёты своими, поэтому тревога не поднималась[17].
Почему атака прошла успешно?
Японский флот смог успешно провести атаку на Перл-Харбор из-за обрывов связи между различными ветвями правительства США и вооруженными силами. Остров был плохо защищён от воздушных атак, так как американские военные командиры недооценили способность Японии проводить операци такого масштаба. Кроме того, неясно, сколько информации было собрано о возможной атаке Японии на американские установки, и если да, была ли такая информация воспринята всерьез. Вскоре после нападения двое военных командиров базы, адмирал Э. Киммел и генерал-лейтенант Уолтер Шорт, были понижены в должности.
Японская авиация
Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.
Тип | Американское название | Скорость, км/ч | Дальность полёта, км | Вооружение | Экипаж | Назначение |
Аити D3A1 , тип 99 | Вэл (Val) | 450 | 1400 | 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта | 2 | Пикирующий бомбардировщик |
Мицубиси A6M2 , модель 11 | Зеро (Zero) | 545 | 1870 | по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями | 1 | Истребитель |
Накадзима B5N2 , тип 97 модель 12 | Кейт (Kate) | 360 | 1100 | 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт | 2-3 | Торпедоносец, высотный бомбардировщик |
Самолёты первой волны
О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема первой волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время первой волны японского авиаудара
№ группы | Авианосец | Кол-во | Планируемые цели |
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 800-кг бронебойная бомба | |||
1в | «Акаги» | 15 | «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния» |
2в | «Кага» | 14 | «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния» |
3в | «Сорю» | 10 | «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния» |
4в | «Хирю» | 10 | «Аризона», «Калифорния» |
ВСЕГО: | 49 | ||
Торпедоносцы «Кейт» Вооружение: авиационная торпеда Mk91 | |||
1т | «Акаги» | 12 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния» |
2т | «Кага» | 12 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада» |
3т | «Сорю» | 8 | «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей» |
4т | «Хирю» | 8 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена» |
ВСЕГО: | 40 | ||
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба | |||
1п | «Сёкаку» | 26 | Хикэм |
2п | «Дзуйкаку» | 25 | Уэллер |
ВСЕГО: | 51 | ||
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты | |||
1и | «Акаги» | 9 | Хикэм, Эва, о. Форд |
2и | «Кага» | 9 | Хикэм, о. Форд |
3и | «Сорю» | 8 | Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс |
4и | «Хирю» | 6 | Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс |
5и | «Сёкаку» | 6 | Канэохе, Беллоуз |
6и | «Дзуйкаку» | 5 | Канэохе |
ВСЕГО: | 43 | ||
ВСЕГО в первой волне: | 183 |
Самолёты второй волны
О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема второй волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время второй волны японского авиаудара
№ группы | Авианосец | Кол-во | Планируемые цели |
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб | |||
1в | «Сёкаку» | 9 | База гидросамолётов о. Форд |
2в | «Сёкаку» | 18 | Канэохе |
3в | «Дзуйкаку» | 27 | Хикэм |
ВСЕГО: | 54 | ||
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба | |||
1п | «Акаги» | 18 | Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд» |
2п | «Дзуйкаку» | 17 | Верфь ВМФ |
3п | «Сорю» | 17 | Верфь ВМФ, доки, линкоры |
4п | «Кага» | 26 | Верфь ВМФ, доки, линкоры |
ВСЕГО: | 78 | ||
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушка | |||
1и | «Акаги» | 9 | Аэродром Хикэм |
2и | «Кага» | 9 | Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер |
3и | «Сорю» | 9 | Аэродром Канэохе |
4и | «Хирю» | 8 | Аэродромы Канэохе, Боллоуз |
ВСЕГО: | 35 | ||
ВСЕГО во второй волне: | 167 |
Надпечатка Гавайи
на долларах США после атаки Пёрл-Харбора на случай оккупации островов Японией. 1942
История
Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.
Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)
Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)
В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.
В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)
Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов. Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными. Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.
Нападение японского флота
26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу (ныне — залив Касатка) на острове Итуруп (Курильские острова) и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», на которых размещалось 414 самолётов, в том числе истребители, торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли 2 линкора, 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (ещё 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок, доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.
Целью нападения на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии. Этой цели не удалось достичь, так как современные типы судов тихоокеанского флота — авианосцы и подводные лодки — не пострадали. Из находившихся на стоянке в Пёрл-Харборе 8 американских линкоров, в основном устаревших, времён Первой Мировой войны, были безвозвратно потеряны «Аризона» (взорвался боезапас) и «Оклахома» (перевернулся, поднят и отправлен на утилизацию). «Пенсильвания» и «Мэриленд» получили незначительные повреждения и вернулись в строй в конце месяца. «Теннесси» и «Невада» получили более серьёзные повреждения и были отремонтированы к февралю и октябрю 1942 года соответственно. «Калифорния» и «Западная Вирджиния» были восстановлены только к 1944 году.
Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Пёрл-Харбор. Момент для нападения был выбран самый удобный — это было воскресенье, часть команд и личного состава батарей береговой обороны были в увольнительных. Из 32 батарей береговой обороны только 8 открыли огонь по нападавшим, из них 4 были быстро подавлены.
Предыстория
После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.
Потери
В результате нападения было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены[18]. Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено[18]. Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок[19]. Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников)[20]. Ещё один — лейтенант Кадзуо Сакамаки — был взят в плен. Его прибило к берегу после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф. Девять погибших японских подводников были объявлены национальными героями.
Примечания
- Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
- Parillo, 2006, p. 288
- Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941
, Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7, <https://books.google.com/books?id=q6hgAAAAIAAJ> - Werner Gruhl (2007). Imperial Japan’s World War Two, 1931—1945
. Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8 - Document text, Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941
, Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, <https://www.ibiblio.org/pha/paw/Peace%20and%20War.html>. Проверено 8 декабря 2007. - ↑ 12
Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997),
Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy
, Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7, <https://books.google.com/?id=ogwJAAAACAAJ> - William Chalek (2002), 8. War Plan Orange, Guest of the Emperor
, iUniverse, с. 45–52, ISBN 978-0-595-23996-2, <https://books.google.com/books?id=30KUgALzEF8C&pg=PA45> - Edward S. Miller (2007), War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897–1945
, Naval Institute Press, с. , ISBN 978-1-59114-500-4, <https://books.google.com/books?id=uZ0Bw4c8vKwC> - John Koster. Pearl Harbor 2.0
- Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay
, Presidio, ISBN 0-89141-616-1 - Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed
, Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0, <https://books.google.com/books?id=7jQfiAmaX9IC> - Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II.
By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X - Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan
, University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5, <https://books.google.com/books?id=BWqEkwH1KRMC> - Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan
, Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9, <https://books.google.com/books?id=FP2mPwAACAAJ> - The Canadian Institute of Public Opinion
. Gallup Poll Found 52p.c. of Americans Expected War,
Ottawa Citizen
(8 декабря 1941), С. 1. Дата обращения 28 ноября 2011. - Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
- Яковлев Н. Н.
Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 72—73. — 286 с. — 100 000 экз. - ↑ 12
PEARL HARBOUR ATTACK — 7 December 1941 - Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
- Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.
Литература
- Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия подготовки Японии к войне на Тихом океане (на сербохорватском языке?) // [Бизерта]. Морской сборник. 1921. № 7.
- Головин Н. Н., генерал-лейтенант, Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия американо-японской войны./Предисловие К. Радека. — Москва: Военный вестник, 1925.
- Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов / Перевод с английского под ред. адмирала флота Советского Союза Исакова И.С.. — М.: Воениздат, 1956. — 558 с.
- Пёрл-Харбор. Ред. Н. Аничкин. — М.: Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-39244-5
- Лорд Уолтер.
День позора - Яковлев Н. Н.
Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — Москва: Политиздат, 1988. - [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/44/index.htm Пёрл-Харбор: Япония наносит удар]
- Тюрк Г.
Тора-тора-тора! — 1969 - Parillo, Mark (2006), The United States in the Pacific, in Higham, Robin & Harris, Stephen, Why Air Forces Fail: the Anatomy of Defeat
, The University Press of Kentucky, ISBN 978-0-8131-2374-5, <https://books.google.com/books?id=T0gt_RjeCrgC&pg=PA287&vq=%22The+United+States+in+the+Pacific%22> - Буранок С. О.
Пёрл-Харбор в оценках военно-политических деятелей США 1941—1945 гг. — Самара: Ас Гард, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-91715-033-8 - Буранок С. О.
Трагедия в Пёрл-Харборе и американская пресса // Новая и новейшая история. 2010. № 5. — М.: Наука, 2010. — С. 210—220. - Буранок С. О.
«Доклад о действиях 7 декабря 1941» адмирала Х. Киммеля: исследование, публикация текста и перевод. — Самара: Ас Гард, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-4259-0027-2 - Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941
, Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7, <https://books.google.com/books?id=q6hgAAAAIAAJ> - Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan
, Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9 - Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed
, Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0, <https://books.google.com/books?id=7jQfiAmaX9IC> - Conn, Stetson; Fairchild, Byron & Engelman, Rose C. (2000), 7 – The Attack on Pearl Harbor, Guarding the United States and Its Outposts
, Washington D.C.: Center of Military History United States Army, <https://www.history.army.mil/books/wwii/Guard-US/ch7.htm> - Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay
, Presidio, ISBN 0-89141-616-1 - Gilbert, Martin (2009), The Second World War
, Phoenix, ISBN 978-0-7538-2676-8, <https://books.google.com/books?id=qTVLPwAACAAJ> - Goldstein, Donald M. (2000), Goldstein, Donald M. & Dillon, Katherine V., eds., The Pearl Harbor papers: inside the Japanese plans
, Brassey’s, ISBN 978-1-57488-222-3, <https://books.google.com/books?id=q2pFnALHfykC> - Hakim, Joy (1995), A History of US: Book 9: War, Peace, and All that Jazz
, Oxford University Press, U.S., ISBN 978-0-19-509514-2, <https://books.google.com/books?id=RrPgQgAACAAJ> - Hixson, Walter L. (2003), The American Experience in World War II: The United States and the road to war in Europe
, Taylor & Francis, ISBN 978-0-415-94029-0, <https://books.google.com/books?id=CAEyh6EY9kYC> - Hoyt, Edwin P. (2000), Pearl Harbor
, G. K. Hall, ISBN 0-7838-9303-5, <https://books.google.com/?id=lq8LAAAACAAJ> - Morison, Samuel Eliot (2001), History of United States Naval Operations in World War II: The rising sun in the Pacific, 1931 – April 1942
, University of Illinois Press, ISBN 0-252-06973-0 - Ofstie, Ralph, A., RADM USN, Naval Analysis Division, United States Strategic Bombing Survey (Pacific) (1946), The Campaigns of the Pacific War
, United States Government Printing Office - Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997), Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy
, Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7, <https://books.google.com/?id=ogwJAAAACAAJ> - Peattie, Mark R. (2001), Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941
, Naval Institute Press, ISBN 1-59114-664-X - Parillo, Mark (2006), The United States in the Pacific, in Higham, Robin & Harris, Stephen, Why Air Forces Fail: the Anatomy of Defeat
, The University Press of Kentucky, ISBN 978-0-8131-2374-5, <https://books.google.com/books?id=T0gt_RjeCrgC&pg=PA287&vq=%22The+United+States+in+the+Pacific%22> - Prange, Gordon William; Goldstein, Donald M.; Dillon, Katherine V.
December 7, 1941: The Day the Japanese Attacked Pearl Harbor (англ.). — McGraw-Hill Education, 1988. — ISBN 978-0-07-050682-4. - Smith, Carl (1999), Pearl Harbor 1941: The Day of Infamy; Osprey Campaign Series #62
, Osprey Publishing, ISBN 1-85532-798-8 - Stille, Mark E. (2011), Tora! Tora! Tora!: Pearl Harbor 1941; Osprey Raid Series #26
, Osprey Publishing, ISBN 978-1-84908-509-0 - Thomas, Evan (2007), Sea of Thunder: Four Commanders and the Last Great Naval Campaign 1941–1945
, Simon and Schuster, ISBN 978-0-7432-5222-5, <https://books.google.com/books?id=G-bOZnz2At0C> - Willmott, H. P. (1983), The barrier and the javelin: Japanese and Allied Pacific strategies, February to June 1942
, Naval Institute Press, <https://books.google.com/books?id=Uid6AAAAIAAJ> - Zimm, Alan D. (2011), Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions
, Havertown, Pennsylvania: Casemate Publishers, ISBN 978-1-61200-010-7, <https://books.google.com/books?id=LgkaTwEACAAJ> - Document text, U.S. Navy Report of Japanese Raid on Pearl Harbor
, United States National Archives, Modern Military Branch, 1942, <https://ww2db.com/doc.php?q=45>. Проверено 25 декабря 2007. - Document text, Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941
, Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, <https://www.ibiblio.org/pha/paw/Peace%20and%20War.html>. Проверено 8 декабря 2007. - Damage to United States Naval Forces and Installations as a Result of the Attack, Report of the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack
, Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1946, <https://www.ibiblio.org/pha/pha/congress/part_2.html>. Проверено 8 декабря 2007. - Rodgaard, John; Peter Hsu; Carroll Lucas & Captain Andrew Biach (December 1999), Pearl Harbor – Attack from Below
, vol. 13, United States Naval Institute, <https://www.usni.org/navalhistory/Articles99/Nhrodgaard.htm> (requires subscription) - Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan
, University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5, <https://books.google.com/books?id=BWqEkwH1KRMC> - Organization of the Japanese Air Attack Units December 7, 1941
, NavSource Naval History, 2003, <https://www.navsource.org/Naval/ijnaf.htm>. Проверено 8 декабря 2007. - USS Shaw
, destroyerhistory.org, <https://www.destroyerhistory.org/goldplater/danfs373.html>. Проверено 5 января 2020. - Homer N. Wallin, Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal
, ibiblio.org, <https://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/Wallin/index.html#contents>. Проверено 10 октября 2011. - Lighting the Path Ahead: Field Exercises and Transformation (186 KB) (неопр.)
. Дата обращения 5 января 2020. Архивировано 13 июля 2007 года. - Haynok, Robert J.
How the Japanese Did It (неопр.). — United States Naval Institute, 2009. — Т. 23.