Бронемашина БА-64: создание
Во второй половине 1930-х годов Красная Армия активно применяла бронеавтомобили различных типов. В ходе Великой Отечественной войны боевые возможности бронеавтомобилей в силу относительно слабой броневой защиты и вооружения значительно сокращаются. Единственным бронеавтомобилем, который был принят на вооружение РККА за время войны, стал БА-64. Этот легкий бронеавтомобиль был создан в качестве замены своему предшественнику БА-20.
Разработка проекта новой бронемашины начались в конструкторском бюро Горьковского автозавода поздней осенью 1941 г., а 3 марта 1942 г. опытный образец уже демонстрировался в Кремле. Бронеавтомобиль был создан на базе легковой машины ГАЗ-64. Масса броневика превысила 2,3 тонны. На бронеавтомобиле был установлен двигатель мощностью 50 л., Максимальная скорость по шоссе 80 км./ч. Шины бронеавтомобиля пулестойкие. Экипаж состоял из двух человек — командира и водителя. Корпус броневика из сварных броневых листов толщиной от восьми до тринадцати миллиметров. В восьмигранной башне был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.
БА-64 на площадке военной техники. ЦМВС, Москва. (yablor.ru)
Боекомплект состоял из 20 дисков (1260 патронов). Высокий угол возвышения позволял вести огонь из пулемета не только по наземным, но в некоторых случаях и по воздушным целям. В силу сложных военных условий план выпуска БА-64 постоянно срывался и только с июня 1942 г. новый бронеавтомобиль в значительных количествах начал поступать в действующую армию. БА-64 должен был использоваться в качестве разведывательной и связной машины, предназначался для охраны колонн на марше и стратегически важных объектов.
Черепашка-ниндзя
Одним из главных тактических недостатков танкеток было отсутствие вращающейся башни, что не позволяло оперативно ответить огнём внезапно появившемуся противнику и существенно снижало сектор обстрела. Неудивительно, что на рубеже двадцатых-тридцатых годов уже известный нам А. Рожков по собственной инициативе в свободное от работы время взялся за конструирование лёгкого бронеавтомобиля с поворотной пулемётной башней. К маю 1932 г. после многочисленных инженерных уточнений «Форд-А Рожкова» попал на доработку в КБ Ижорского завода, где идея была переосмыслена. И бронеавтомобиль, получивший обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский»), был фактически спроектирован заново. В феврале 1933 г. на Ижорском заводе был собран первый опытный броневик, а в 1934 г. серийное производство ФАИ освоил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО, г. Выкса, Горьковской обл.).
Поскольку архитектура базового шасси не оставляла простора для компоновочной комбинаторики, ФАИ почти повторял Д-8 с той лишь разницей, что в задней части плоской крыши бронекорпуса располагалась вращающаяся башня, оснащённая пулемётом ДТ.
Едва ли на маломощном и неуклюжем шасси Ford A (ГАЗ-А) можно было создать нечто более дееспособное, однако это не делало ФАИ действительно удачной машиной. 17 февраля 1935 г. начальник 1-го управления УММ РККА Ольшанский направил начальнику УММ И. Халепскому докладную записку, в которой указывал на серьёзные недостатки ФАИ («…эта бронемашина, будучи перецентрована назад (башня сзади), показала ничтожную проходимость при движении даже по мягкому грунту (размягчённая глина и т. д.). Бронемашина в этих условиях с трудом берёт даже самый незначительный подъём, не может двигаться по глубоким колеям дороги там, где свободно проходит машина «Форд-А» и бронемашина Д-8…», требовал снять броневик с производства и наладить выпуск лёгкой бронемашины, «…имеющей башню посредине». Однако компоновка шасси Ford A (ГАЗ-А) не позволяла сдвинуть башню вперёд – вместе с ней пришлось бы переместить и находящегося внутри бронекорпуса стрелка, положение которого в ФАИ определялось положением водительского места. Тем не менее, эти бронемашины не просто состояли на вооружении РККА, но и успели принять участие в боевых действиях при отражении японской агрессии на реке Халхин-Гол.
Бронеавтомобиль БА-64Б: испытания и эксплуатация
Испытания и эксплуатация выявили ряд недостатков бронеавтомобиля. Наиболее значительным являлись опрокидывания броневика при поворотах, что повлекло создание новой модификации с более широкой колеей. Бронеавтомобиль получил более мощный двигатель мощностью 54 л. с. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. В конце мая 1943 г. было принято решение о запуске БА-64Б в производство и в Горьком должен был начаться выпуск модернизированного бронеавтомобиля. Но в июне 1943 г. немецкая авиация подвергла Горьковский автозавод серии массированных бомбардировок, в результате которых предприятию был нанесен серьезный урон.
БА-64 на переправе через Одер. (warbook.ru)
Все это отразилась на производстве новой бронемашины, выпуск которой удалось наладить лишь в августе 1943 г. Производство БА-64 продолжалось до 1946 г. Всего было выпущено 3903 БА-64 и 5160 БА-64Б. Таким образом, БА-64 и его модификации стал самым массовым советским бронеавтомобилем и одновременно последним — в дальнейшем наметился переход к созданию бронетранспортеров.
Помимо массово выпускавшихся БА-64 и БА-64Б, существовал ряд опытных модификаций. Была предпринята попытка усилить вооружение бронеавтомобиля, установив вместо ДТ-29 12,7 мм. крупнокалиберный пулемет ДШК. Но для этого серьезных изменений потребовала башня, кроме того, военных не устраивала небольшая емкость магазина на 30 патронов, а переработать бронеавтомобиль под ДШК с ленточным питанием на Горьковском автозаводе, сославшись на загруженность, отказались. В результате БА-64 с крупнокалиберным пулеметом так и остался в единственном экземпляре.
Другим вариантом была попытка в 1944 г. перевооружить бронеавтомобиль пулеметом Горюнова, но в силу отсутствия у данного образца плечевого упора эта идея также не получила развития. Предпринималась попытка превращения БА-64 в бронетранспортер, способный осуществлять транспортировку пяти бойцов. Некоторые машина во фронтовых условиях получали импровизированное вооружение — есть примеры оснащения БА-64 противотанковым ружьем
Потерянное поколение
К июню 1939 г. полноприводная платформа, в основу которой легла архитектура М-1 и двигатель М-11, была создана. 76-сильный двигатель ГАЗ-11 коммутировался с 4-ступенчатой КП ГАЗ-ММ; передача крутящего момента осуществлялась через оригинальную одноступенчатую раздаточную коробку. Задний мост использовали стандартный от М-1, передний – оригинальной конструкции, с ШРУСами. Дорожный просвет в сравнении с «эмкой» был увеличен более чем вдвое – до 320 см. Первые пять полноприводных шасси были подвергнуты различным испытаниям, результаты которых оправдали все ожидания. Автомобили демонстрировали великолепную проходимость и выносливость и при этом отличались хорошей динамикой. Командование РККА имело серьёзные виды на платформу ГАЗ-61, рассчитывая получить несколько модификаций – штабную командирскую машину с кузовом «эмки», грузопассажирский пикап, который могли бы с одинаковым успехом использовать разведчики, пограничники, связисты и артиллеристы, и, конечно, шасси, предназначенное для бронекорпуса. Начало Великой Отечественной войны поломало все планы. Свет увидели лишь 181 штабной автомобиль ГАЗ-61-73 с кузовом «эмки» и менее полусотни артиллерийских тягачей ГАЗ-61-417 (в некоторых документах эти машины фигурируют как ГАЗ-61-416).
Последним едва ли довелось проявить себя в разведке. Враг стремительно наступал, не таясь, не окапываясь и не скрывая своего местонахождения. Полноприводным пикапам приходилось служить по своей артиллерийской специальности – буксировать пушки ЗИС-2 и перевозить артиллерийский расчёт и боеприпасы. К концу 1941 г. производство платформы ГАЗ-61 было прекращено. Бронеавтомобиль на её основе так и не был создан. И дело вовсе не в сложностях военного времени. Просто с конца августа 1941 г. Горьковский автозавод освоил выпуск принципиально нового многоцелевого военного полноприводника – ГАЗ-64.
На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64
БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые получали по 12 машин соответственно. В ходе боевых действий БА-64 активно использовался для разведки и связи, охраны колонн во время движения. Но бывали и исключения.
Так, в марте 1945 г. в Венгрии командир БА-64 гвардии сержант А. М. Старков, ворвавшись на вражеские позиции, из пулемета уничтожил 7 солдат противника, обеспечив успешную атаку пехоты и пленение нескольких десятков немецких солдат. Хотя бронеавтомобили с легким бронированием и пулеметным вооружением не часто применялись для атаки вражеских позиций, потери легких бронеавтомобилей все же оказались весьма значительными — более половины выпущенных машин. При этом к концу войны подавляющую часть советских бронеавтомобилей составляли именно БА-64. Так, на середину мая 1945 г. в Красной Армии находилось 3314 бронеавтомобилей, из которых около 3 тыс. были как раз легкие БА-64.
БА-64 на Параде Победы 24 июня 1945 года. (bronetehnika.narod.ru)
В августе 1945 г. БА-64 применялись и в ходе стремительной кампании Красной Армии на Дальнем Востоке против Японии. После завершения Второй мировой войны БА-64 до начала 1950-х годов оставались на вооружении Советской Армии. Помимо советских частей БА-64 были на вооружении иностранных соединений, сформированных на территории Советского Союза. Так, 10 бронеавтомобилей находилось в чехословацких частях, а 81 машина была передана в состав Войска Польского. В послевоенный период БА-64 в качестве полицейских машин использовались в ГДР. В послевоенный период БА-64 поставлялись в Китай, Корею и целый ряд других стран. До нашего времени сохранилось достаточно много БА-64 в качестве музейных экспонатов.
М.Барятинский Бронеколлекция 2004 Специальный выпуск № 02(06) Бронетанковая техника Красной Армии 1939—1945
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Обложка: 1-я — 4-я стр. — фото А.Аксенова и В.Белогруда
В выпуске использованы фотографии из коллекции автора, М.Коломийца, Я.Магнуского, М.Свирина, О.Баронова, а также из Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), агентства
ФОТО-ИТАР-ТАСС и Центрального музея Вооруженных Сил.
Схемы заимствованы из изданий, полные выходные данные которых приведены в списке литературы.
Бронетанковая техника СССР 1939— 1945
История создания советских бронетанковых войск восходит к периоду Гражданской войны. 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Центробронь». Спустя полгода его преобразовали в Броневое управление, а затем в отдел ГВИУ. Снабжение боевой техникой — бронеавтомобилями, бронепоездами и танками развертываемых броневых сил Красной Армии осуществлялось по двум направлениям: ремонт и восстановление оставшейся от Русской армии или захваченной у белогвардейцев и интервентов боевой техники и организация выпуска новой. В результате к концу Гражданской войны броневые силы республики имели в своем составе 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов.
В послевоенные годы броневые силы претерпели существенные изменения, связанные в основном с сокращением численности и совершенствованием организационно-штатной структуры. На 1 марта 1926 года бронесилы РККА насчитывали всего 16 броневых частей, в том числе один танковый полк и шесть автоброневых дивизионов, укомплектованных устаревшей бронетанковой техникой.
В 1928 году началось серийное производство легкого танка МС-1 и бронеавтомобиля БА-27, что позволило приступить к замене старой материальной части. Спустя год РВС СССР утвердил масштабную «Систему танко-тракторноавтоброневого вооружения РККА». Для ее реализации было создано Управление механизации и моторизации РККА (с конца 1934 года — автобронетанковое, с июля 1940-го — Главное автобронетанковое, в 1941 — 1954 годах — Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками)
Первый пятилетний план военного строительства, утвержденный РВС СССР 13 июня 1930 года, ставил задачи: добиться превосходства над вероятным противником по решающим видам вооружения, в том числе и по танкам; перевооружить армию новейшими образцами военной техники; создать новые технические рода войск; модернизировать устаревшую технику; обеспечить массовую подготовку технических кадров и овладение новой техникой личным составом армии. План этот начал претворяться в жизнь невиданными темпами.
Легкие танки БТ-2 и Т-26 1-й механизированной бригады. Московский военный округ, 1933 год
По мере поступления боевых машин от промышленности началось интенсивное развитие мотомеханизированных войск (с 1934 года — автобронетанковых, с 1942-го — бронетанковых и механизированных). В мае 1930 года было сформировано первое постоянное бронетанковое соединение — механизированная бригада, по типу которой стали создаваться механизированные соединения в военных округах. В августе 1938 года механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые. К концу года в Красной Армии имелось 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкотанковые бригады, 4 тяжелые танковые бригады и 3 химические (огнеметные) бригады, а также значительное количество танковых батальонов и полков, входивших в состав стрелковых и кавалерийских дивизий.
Боевое крещение советские автобронетанковые войска получили в июле — августе 1938 года в вооруженном конфликте у о.Хасан, в котором принимала участие 2-я механизированная бригада. Годом позже, у р.Халхин-Гол в Монголии воевали 6-я и 11-я танковые и 7, 8-я и 9-я мотоброневые бригады (всего 498 танков и 385 бронемашин) — их роль в разгроме японских войск стала решающей. В походе на Западную Украину и в Белоруссию в сентябре 1939 года было задействовано 3542 танка. Поскольку польские войска практически не оказывали сопротивления, боевые потери составили всего 42 машины. 429 танков вышли из строя по техническим причинам. Значительно драматичнее сложилась ситуация для советских танковых войск в советско-финской войне. За период с 30 ноября 1939-го по 13 марта 1940 года Красная Армия потеряла 3179 танков, из них 358 — безвозвратно.
21 ноября 1939 года Главный Военный совет принял решение о реорганизации автобронетанковых войск. Вместо танковых корпусов и отдельных танковых бригад в Красной Армии предполагалось иметь однотипную организацию танковых соединений в виде танковых бригад РГК, вооруженных танками БТ или Т-26, с последующим перевооружением их танками Т-34. В каждой такой бригаде должно было быть 258 танков. Тяжелые танковые бригады планировалось перевооружить танками КВ — по 156 машин в бригаде (из них 39 БТ). Предусматривалось сформировать также 15 моторизованных дивизий (257 танков и 73 бронеавтомобиля в каждой).
Легкие танки БТ-5 в атаке. Маневры Белорусского военного округа. 1936 год. На заднем плане — самоходная установка СУ-1-12
Организация танковой дивизии в 1940 г.
Боевой состав
Личный состав — 10 940 чел.
Танки:
КВ — 63 Т-34 — 210 БТ/Т-26 — 48 ХТ-26(133) — 54
Итого: 375
Орудия:
122-мм гауб. — 12 152-мм гауб. — 12 76-мм пушки — 4 37-мм M3A — 12 82-мм мин. — 18 50-мм мин. — 27
Пулеметы:
ручные — 340 станковые — 35
Автомашины — 1696 Тракторы — 83 Мотоциклы — 375
Бронемашины:
средние — 56 легкие — 39
К маю 1940 года эту реорганизацию в основном удалось завершить: в составе Красной Армии имелись четыре моторизованные дивизии, отдельные танковые и броневые бригады. Они представляли собой полностью сформированные моторизованные и танковые соединения, обеспеченные материальной частью и подготовленными кадрами. Кроме того, в состав кавалерийских дивизий входили танковые полки, а в состав стрелковых дивизий — танковые батальоны. Следует отметить, что советские моторизованные дивизии и танковые бригады 1940 года по числу боевых машин были равны немецкой танковой дивизии того же периода.
Новая структура автобронетанковых войск и их боевой состав полностью соответствовали наличию бронетанковой техники, командных и технических кадров, а также сложившимся взглядам и накопленному опыту в области применения этого рода войск. К сожалению, эта структура просуществовала недолго.
В июне 1940 года Наркомат обороны вновь вернулся к вопросу об организации автобронетанковых войск Красной Армии, рассматривая его с точки зрения опыта действий немецких танковых войск во Франции. В результате было принято решение о формировании механизированных корпусов нового типа, куда входили бы две танковые и одна моторизованная дивизии. В танковой дивизии полагалось иметь 375 танков (63 КВ, 210 Т-34, 26 БТ-7, 24 Т-26, 54 огнеметных) и 91 бронемашину, в моторизованной — 275 легких танков. А всего в корпусе — 1031 танк. Автобронетанковые войска должны были состоять из девяти механизированных корпусов, двух отдельных танковых дивизий, 28 отдельных бригад, а также других подразделений и частей. Для их укомплектования требовалось свыше 18 тыс. танков различных типов, в том числе 6354 тяжелых и средних — КВ и Т-34. Эта задача могла быть решена не ранее весны 1942 года.
Реорганизация 1940 года привела к существенному снижению боеспособности автобронетанковых войск. Одни части и соединения расформировывались, другие создавались вновь. Шла ротация личного состава, передислокация частей. Вместе с тем на этом этапе и техники, и людей было еще достаточно, чтобы укомплектовать новые соединения до штата.
В марте 1941 года по предложению начальника Генерального штаба Г.К.Жукова правительство утвердило план по развертыванию еще 21 механизированного корпуса. По этому плану Красная Армия должна была иметь 61 танковую дивизию (в том числе три отдельные) и 31 моторизованную (в том числе две отдельные). Для обеспечения новых формирований требовалось уже около 32 тыс. танков, в том числе 16,6 тыс. танков Т-34 и КВ. Чтобы выпустить необходимое количество боевых машин при существовавшей в 1940 — 1941 годах мощности танковой промышленности, даже с учетом привлечения новых предприятий, таких, как Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, требовалось не менее четырех-пяти лет. Трудно понять логику принятия такого решения, когда война буквально стояла у порога.
Средний танк Т-28 из состава 20-и танковой бригады, возвращающейся с Карельского перешейка. Ленинград, 24 апреля 1940 года
Добро должно быть с кулаками
ГАЗ-69, в 1953 г. пришедший на смену ГАЗ-67Б, уже нельзя было с полным правом считать разведывательной машиной. В первую очередь, это был лёгкий артиллерийский тягач и многоцелевой грузопассажирский транспортёр. Броневик на его базе даже не пытались строить, а созданная на платформе «69-го» амфибия ГАЗ-46 (МАВ) предназначалась, главным образом, для инженерных войск.
В 1956 г. было освоено производство плавающей бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) с несущим водоизмещающим корпусом на шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63. Это положило начало принципиально новому семейству разведывательной техники. Всё большее внимание уделялось проходимости, бронезащите и огневой мощи, всё меньше общего новые образцы имели с легковыми и даже грузовыми платформами (в последние десятилетия применяется преимущественно гусеничный ход). Позже на арзамасском заводе начали выпуск нового поколения бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2.
Последние попытки создать легковые версии автомобиля-разведчика относятся к 1970-м годам. Волжский и Ульяновский автозаводы тогда получили оборонный заказ на создание плавающего многоцелевого полноприводника. Оба завода с заданием справились блестяще. Созданные ими амфибии – ВАЗ-2122 «Река» и УАЗ-3907 «Ягуар» – с блеском прошли государственные испытания и были рекомендованы к серийному производству и постановку на вооружение, однако оба автомобиля постигла одна и та же участь. К тому времени, когда были исполнены все пожелания Заказчика и улажены все формальности, острая потребность в машине отпала, а у Минобороны в кризис начала 1990-х денег на освоение новой техники уже не было.