Порядок работы цилиндров змз 402 двигателя

Пробег: 249000 км

Хочу в отзыве поделиться опытом пользования таким автомобилем, как «Газель» ГАЗ-3302. Я очень рад, что жизнь меня связала с этим авто, поскольку с самого детства я мечтал что-нибудь перевозить. Пусть это будут люди или любой другой груз – мне нравится перевозить и доставлять. Я взялся за это дело, потому что мой отец занимался этим же делом, и я просто решил продолжить его работу. На сегодняшний момент немало людей пользуется таким автомобилем, как «Газель» 3302. После того, как я 7 лет проездил на этой машине, у меня сложилось определенное мнение, которым хочу поделиться.

На протяжении работы с моим авто — «Газель» 3302 — я убедился в том, что этой машине хватает её грузоподъемности в 1,5 тонны. Кроме этого, у меня была возможность доставлять груз на длинные расстояние, в места, где фактически никакой дороги нет, но заправляться для этого приходилось не так часто, поскольку автомобиль имеет бак объемом в 70 литров. Сама масса моего автомобиля составляет 1800 килограмм, а его длина насчитывает целых 5,5 метра.

В какой период работы возникли проблемы с передней подвеской. Вообще тревожные посылы начались через 4 года после покупки, и это не малый срок. Вышел из строя подшипник ступицы, а также рулевые тяги. Для починки всего этого, и восстановления машины я решил купить первые попавшиеся запчасти, о чем через два месяца пожалел. Запчасти были не оригинальными. Состояние машины ухудшилось в два раза, и тогда пришлось докупать еще втулки и стойки стабилизатора. Только на этот раз я решил купить оригинальные запчасти для моего автомобиля. Сегодня, спустя несколько лет, я продолжаю пользоваться своим автомобилем «Газель» 3302, полностью наслаждаясь его работоспособностью.

В целом – я очень доволен автомобилем, который выполняет свои функции намного лучше, чем большинство других автомобилей. Если планируете покупать этот автомобиль, то прислушивайтесь к своему сердцу, а не к деньгам, ведь эта машина требует заботы своего хозяина.

Ещё один отзыв о модели:

Две недели назад получил сей аппарат: длина борта 6 м, высота 2,20 м. Сразу могу сказать «большое спасибо» тем кто собирал данный агрегат, но обо всем по порядку. Как только приехал в салон забирать машину, сразу бросились косяки сборки каркаса, ну ни вкакую не. читайте далее →

Под обозначением ЗМЗ-402 скрывается целая линейка силовых агрегатов, выпускаемая Заволжским моторным заводом. Эти бензиновые 4-цилиндровые двигатели установлены преимущественно на легковые автомобили «Газель», «Волга». Можно найти информацию об их применении на микроавтобусах «Латвия» и некоторых моделях Ульяновского автозавода.

История развития двигателя

На автомобили двигатель 402 начали устанавливать с 1958 года. В то время он имел другое обозначение — ЗМЗ-21А и ЗМЗ-24Д, но это был всё тот же мотор. Прототипом служила еще более ранняя модификация, над которой конструкторы трудились в 1954-1955 годах. Тогда это был совершенно новый вариант двигателя для автомобиля ГАЗ-56, который даже не вышел с конвейера. 402-м агрегат стал именоваться только в 1980 году.

Основными представителями линейки 402 являются:

  • ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92.
  • ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76.
  • ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное.

В процессе эксплуатации двигателей 402.10 часто старались использовать более дешёвое топливо. Для этого силами автовладельцев двигатель переделывался под бензин с меньшим октановым числом. Что касается флагмана 402 линейки – ЗМЗ-4022.10, есть мнения, что идея форкамерно-факельного зажигания была взята у японских коллег фирмы Honda.

Исторические сведения

Первый вариант мотора создал для ГАЗ-21 Волга конструктор Г. В. Эвартом, но из-за массы замечаний проект был переработан. Впоследствии агрегат модернизировали до стандарта ЗМЗ-24Д, а индекс 402 впервые появился в начале 80-х гг.

Сборка двигателей продолжалась до октября 2021 г., стабильный спрос со стороны потребителей оставался несмотря на появление нового поколения ЗМЗ-406 с инжектором.

Причиной популярности стала простая конструкция и возможность ремонта в полевых условиях.

Описание и технические характеристики

Двигатели ЗМЗ 402-й серии – неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Бензиновые, с карбюратором, имеют по 4 в ряд расположенных цилиндра. Устанавливались преимущественно на автомобили ГАЗ: «Волгу» и «Газель».

Рабочий объем силового агрегата — 2,445 л, что позволяет развивать мощность в 100 л. с. или 73,5 кВт. Степень сжатия составляет 8,2 – это позволяет использовать бензин марки АИ-92. Диаметр цилиндров и ход поршней — 92 мм. Общая масса агрегата — 181 кг. Выхлопная система имеет в составе рециркуляцию выхлопных газов, что значительно снижает загрязнение окружающей среды и позволяет соответствовать нормам.

Как часто необходимо проводить настройку

В условиях эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой — перевозка тяжёлых грузов, езда по горам и на малой скорости, срок регулировки сокращается до 8-10 тыс. км. А если в бак заливается не соответствующий ГБЦ бензин, клапаны нуждаются в настройке уже каждые 5-6 тыс. км пробега. Иначе они прогорят, а двигатель потеряет компрессию.

Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапанов, в начале откручивания и на последнем обороте закручивания гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники штанг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 сделаны из дюралюминия, а не стали, как на ЗИЛ-130, например. Поэтому настраивать клапаны на слух крайне сложно. Бряцанье и стуки могут издавать:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Составные части

Блок цилиндров 402 двигателя и верхняя часть картера представлены одной деталью и выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Чугунные цилиндры представлены съёмными гильзами. Для крепления головки блока по верхней поверхности предусмотрены 10 «бобышек». Внизу блок двигателя разделен перегородками на 4 части. В них располагаются коренные подшипники коленвала.

Каждая чугунная крышка подшипников закрепляется к блоку с помощью двух 12-мм шпилек. Так как расточка блока происходит вместе с крышками, их нельзя менять местами. Поэтому для удобства им присвоены номера, выбитые на всех, кроме 1-й и 5-й.

К передней части блока закрепляется крышка ГРМ, выполненная из алюминиевого сплава. А к задней – картер сцепления. Все соединения притягиваются болтами крепления через паронитовые прокладки. 402 двигатель имеет общую для 4 цилиндров алюминиевую головку. Крепление к блоку производится десятью 12- мм шпильками. Прокладка ГБЦ изготавливается из асбеста, покрытого графитом, и окантовывается армированным каркасом. Её минимальная толщина составляет 1,5 мм.

У модификаций 402.10 и 4021.10 головки блоков разной толщины. Это объясняется различными объемами камер сгорания. По сути, головка 402.10 получается путём фрезирования нижней кромки головки 4021.10 на 3,6 мм.

На техническом обслуживании двигателю автомобиля уделяется особое внимание. Через 20 тыс. км рекомендовано производить протяжку головки, а также регулировку зазоров клапанов.

Клапана змз 402 в оригинале

Данные клапана идут на многие двигатели ЗМЗ и УМЗ, а не только на 402 мотор. Просто в данном случае он взят мной для рассмотрения, как родоначальник семейства. Из известных мне производителей клапанов, я могу назвать четверых:

  1. Китайские клапана Keno, Tanaki и все что лежит в заводских коробочках с волшебными надписями про двойной, четверной и десятерной ресурс. Все из одной бочки. Основная проблема материал клапанов. На станке точатся с такой скоростью, как будто стоит деревянная заготовка.
  2. Польские клапана AMP. Качество на твердую «четверку».
  3. Русские Sollers. Родословная вызывает некоторые подозрения, упаковка тем более. Несколько раз привозили данные клапана на доработку. Металл на «4», а вот изготовление и качество бутончика на «3».
  4. Суровые челябинские клапана. По моему скромному мнению, лучшее из того что есть на рынке для данного двигателя. Качество металла на «5». Остальное доработаем «напильником» ))) Минус – ценообразование. Стандартный комплект из 8шт. обойдется в два раза дороже, чем «китайский» вариант.
  5. Всякие разные «ноунеймы» и брэнды для российского рынка (типа Herzoga), рассматривать не буду.

Техническое обслуживание

Чтобы 402 двигатель, «Газель» это или «Волга» — не важно, работал долго и эффективно, необходимо производить своевременное техническое обслуживание. Двигатель, как уже можно было убедиться, не имеет сложной электронной начинки и не требует высококвалифицированного обслуживания. На какие моменты следует обратить особое внимание?

  1. Как уже было сказано, каждые 20 тысяч нужно протягивать головку к блоку. Это объясняется естественным сминанием прокладки ГБЦ. При этом гайки протягиваются от середины к концам головки и обязательно на остывшем двигателе. Горячий двигатель – это горячие блок и головка и, естественно, немного меньший зазор между ними. Кроме этого, рекомендуется сначала просто закрутить гайки, а вторым приёмом сделать контрольное затягивание с заданным моментом силы.
  2. Обязательно осматривается, и если ослаблена, затягивается крышка ГРМ. Болты крутятся, начиная с середины. Проверяются зазоры между клапанами.
  3. При увеличении расхода двигателя и уменьшении мощности следует обратить внимание на отложениях внутри камер сгорания. Это случается чаще на изношенных двигателях, когда масляные кольца пропускают много масла. Лучше всего в таком случае снять головку и произвести очистку от нагара. Не забываем, что если головка снимается – обязательно притираются клапаны.

Доработанные клапана змз 402


впускные клапана, сравнение


выпускные клапана, сравнение
При доработке клапанов преследовались две цели. Увеличить проходное сечение и уменьшить массу клапана. Вторая цель имеет приоритетное значение, ибо, проходное сечение клапан-седло, учитывая достаточно странные по форме каналы гбц, не будет иметь решающего значения. Клапана, конечно достаточно архаичны, особенно учитывая 9мм стебель. Но на стандартных клапанах у меня рука вообще не поднимается на сборку гбц. В качестве донора я обычно беру челябинские клапана. Как я уже говорил выше, на доработки мне привозили клапана разных производителей, но субъективно мне понравились именно эти. Не смотря на их цену и то, что в родном Питере приходится побегать, чтобы их найти. Результат доработок представлен на фото. Наверное, особых комментариев не требуется.

Другие способы повысить мощность

Более простыми, но от этого не менее эффективными вариантами будет:

  • проточка маховика;
  • замена стандартной поршневой на облегченную;
  • увеличение диаметров клапанов;
  • замена стандартного карбюратора К-151 на более современные аналоги;
  • новый тюнинговый распределительный вал;
  • установка более дорогих и качественных свечей от иномарки с заменой высоковольтных проводов;
  • использование в системе смазки только синтетического или полусинтетического масла;
  • перенастройка выпускной системы.

Подводя итог, можно отметить, что двигатель ЗМЗ-402 повышается в мощности различными способами. При этом автомобиль с таким мотором никогда не будет гоночным. Это, в первую очередь, надёжный и тяговитый агрегат для рабочих лошадок.

Установка. Результаты.

Когда речь идет о змз 402, не приходится говорить о сильно раскаченном двигателе. На сайте «драйв» и других подобных сайтах, есть примеры, когда с данного двигателя снимают хорошие показатели по мощности, а главное по моменту. Но мне ближе подход, когда данный двигатель используется в волгах, газелях или УАЗах, в качестве рабочей лошадки. Учитывая данную концепцию, очень хорошо себя показала следующая конфигурация гбц: данные доработанные клапана, титановые тарелки с роспуском 1мм и одинарные пружины от УМЗ 421. При настроенном карбюраторе движок легко раскручивается до 3500-4000 оборотов, а это превышает средний диапазон оборотов, требуемый для стандартной машины с данным двигателем. И при этом достаточно тихо и мягко работает, в отличие от стандартных 2 пружинок на клапан в змз 402.

Возможные неисправности

Рассмотрим возможные варианты основных проблем работы ГАЗ-402, двигатель которого уже не нов и имеет проблемы.

  1. Не запускается. Причин этому может быть множество. Из основных – это проблемы карбюратора и топливной системы.
  2. Неустойчивые обороты, плохой холостой ход. Опять же проблема, скорее всего, в карбюраторе либо неправильные зазоры в клапанах.
  3. Перегрев двигателя. Здесь внимание уделяется системе водяного охлаждения. Это термостат, водяной насос и радиатор.
  4. Расход масла. В этом случае сначала проверяются уплотнения, а потом масляные кольца и сальники клапанов.
  5. Стук в двигателе. Чаще всего эта причина устраняется только солидным ремонтом двигателя.

Ремонт 402 двигателя

При любой эксплуатации двигатель 402 раньше или позже начинает давать сбои. Не стоит этого бояться. Нет вечных механизмов, а есть хорошие специалисты и большой ассортимент запасных частей. При этом не обязательно ждать неестественных для агрегата стуков. Показанием к ремонту служит простое увеличение расхода масла и топлива. У ГАЗ-3110 двигатель 402, к примеру, должен иметь расход бензина в городской черте около 13,8 литра на 100 км.

Что может понадобиться для нормального капитального ремонта двигателя? На замену идут: комплект прокладок, клапаны, втулки клапанов, поршневые кольца, а иногда и поршневая в сборе. Всегда шлифуется головка.

Если ремонт производится своими силами, затратной частью будет покупка разных приспособлений и материалов. Это динамометрический ключ, притирочная паста, оправка для поршневых колец, развёртка на 9, рассухариватель клапанов, шарожки, паронит и хороший очиститель.

Особенности зимней эксплуатации

Двигатель ЗМЗ-402 достаточно прост в эксплуатации летом. При подготовке его для зимы следует в первую очередь проверить все технические жидкости. Это моторное масло, охлаждающая, тормозная и жидкость омывания стёкол. Масло следует поменять на полу- или полную синтетику. В систему охлаждения залить антифриз с необходимой температурой замерзания.

Слабым звеном зимних поездок является карбюратор. Его необходимо настроить определенным способом. Настройка производится на горячем двигателе. Холостой ход устанавливается специальным винтом. После настройки важно попрактиковаться с работой открывания-закрывания воздушной заслонки карбюратора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]