Довольно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации схожи с картинками из старых кинофильмов, на которых паровоз окутывается клубами дыма. Каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности приносит тревожные волнения. Тогда начинаются интенсивные поиски ответов на вопрос, почему дымит двигатель.
Повышенное дымление нередко становится показателем серьезных неисправностей двигателя. Симптомы касаются бензиновых и дизельных моторов. Автомобилисты со стажем способны поставить довольно точный диагноз по цвету и особенностям выхлопов. А определив суть проблемы, с нею легче справляться.
Цвет дыма как показатель автомобильных проблем
Через выхлопную трубу автомобиля в атмосферу постоянно выбрасываются отработанные газы. При исправном двигателе это происходит почти незаметно и в минимальных количествах. Однако уже на начальной стадии серьезных поломок в силовом агрегате выхлопы могут становиться обильными, окрашенными различными цветовыми оттенками.
При некоторых обстоятельствах появление дыма сочетается с такими симптомами:
- затрудняется пуск холодного мотора;
- двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах либо под нагрузкой;
- показатели тахометра становятся плавающими или скачкообразными;
- расход горючего или моторного масла заметно увеличивается;
- происходит потеря тяговой мощности двигателя.
Повышенное дымление холодного либо горячего мотора – первый, а иногда и единственно верный, признак поломки силового агрегата. Точнее диагностировать неисправности, выявлять степень серьезности проблем, различные стадии их протекания помогает характерный цвет выхлопа.
Почему дымит двигатель белым дымом с голубым оттенком
Среди причин, почему двигатель сильно дымит сизым или голубоватым дымом, выделяют:
- Износ, задубение маслосъемных колпачков.
- Залегание маслосъемных колец, их износ.
- Турбина неисправна.
Почему бензиновый двигатель дымит на холодную? Если автовладелец задается этим вопросом, ничего не предпринимая для диагностики, с каждым днем серьезность поломки возрастает. Сразу после того, как двигатель был запущен, можно наблюдать большие клубы дыма, но как только машина прогреется, количество его снижается.
Дело в том, что маслосъемные колпачки начинают размягчаться из-за повышения температуры. Колпачки быстро приходят в негодность из-за слишком большого зазора во втулках клапанов, плохого качества материала, из которого они сделаны, а также большого объема картерных газов при сильном износе цилиндро-поршневой группы.
Ключевую роль играет качество материала, используемого при создании маслосъемных колпачков.
При такой проблеме маслосъемные кольца не снимают масляную пленку, соответственно, в цилиндры поступает слишком много масла. Именно поэтому двигатель будет «съедать» масло в больших объемах. Одно из возможных решений — сделать раскоксовку маслосъемных колец. Однако после такой процедуры двигатель требует к себе внимательного отношения, поскольку кольца потеряют свои пружинные свойства. Как результат — залегание маслосъемных колец произойдет еще раз.
Установить причину, почему двигатель дымит, сложнее, когда происходит залегание нижних колец. В этом случае будет номинальная компрессия, и поскольку верхние кольца исправны, раскоксовка не избавит вас от проблемы.
В частности, может износиться ЦПГ либо произойдет залегание компрессионных колец. Такое случается, когда маслосъемные кольца не залегли, но изношенны в парах трения.
Все это объясняет, почему сильно дымит двигатель. Объем газа, который идет по системе рециркуляции, намного больше чем положено. Как определить, что причина в этом? Открываем маслозаливную горловину, когда машина заведена и работает вхолостую. Если цилиндро-поршневая группа, а также система рециркуляции картерных газов работают без поломок, то поток воздуха будет поступать в горловину либо немного выходить из нее. Удостовериться в этом можно с помощью бумажного листа. Когда картерный газ выходит из горловины с большой скоростью, это значит, что агрегат нуждается в починке. Посмотрите, какого цвета газ, поступающий из маслозаливной горловины. Когда двигатель исправен, он не должен иметь какого-либо оттенка.
Почему дымит двигатель на горячую, если на него установлен турбокомпрессор? Если турбокомпрессор неисправен, происходит заброс масла турбиной. То есть масло, которое должно поступить в подшипники турбины, из-за сломанных уплотнителей (обычно это сальники вала турбины) попадает во впускной тракт.
Определить такую поломку получится быстро. Просто снимите воздуховод, который идет от турбины к мотору в нижней точке. Посмотрите, есть внутри масло или нет. Обычно в патрубок перед дросселем помещают тонкий тканый материал белого цвета. Устанавливают патрубок. Затем несколько раз нажимают на педаль акселератора и проверяют ткань. Если на ней будут масляные разводы, значит, турбина сломалась.
Почему еще дымит двигатель (дизель или бензин) голубоватым дымом?
- Система рециркуляции картерных газов засорилась.
Двигатель сконструирован так, чтобы внутри него постоянно было разряжение. Обеспечивается оно за счет вакуума в дроссельной области, а также вакуумными насосами (в некоторых случаях). Так или иначе, но картерные газы, которые были откачаны, отправляются во впускной коллектор. Однако в картере находится не непосредственно газ, но своеобразный туман с масляными капельками. Поэтому до сброса газов во впускной коллектор происходит их сепарирование. Для этого и предназначена система рециркуляции картерных газов. Когда она неисправна, вместе с картерным газом во впуск попадают масляные микрочастицы. Это ответ на вопрос, почему сильно дымит двигатель.
- Некачественное масло.
Качество используемого масла играет ключевую роль. Если вы приобрели поддельное масло, то его характеристики будет невозможно определить. Как оно поведет себя во время сепарирования в системе рециркуляции картерных газов, как отреагирует на повышенные температуры в цилиндрах, никто не знает.
Кроме того, оно может попросту перегреться. А если это произойдет, то оно потеряет свои смазочные качества. Профессиональные гонщики понимают это, поэтому устанавливают датчики температуры масла в двигатель, дополнительные кулеры и тому подобное. Понятно, что в машине заводской комплектации подобные элементы отсутствуют. Обычный автомобиль не предназначен для сверхвысоких нагрузок. И, как известно, охлаждение низа поршней происходит именно за счет масла.
Конечно, при спокойной эксплуатации масло не перегреется. Но представьте: в тридцатиградусную жару вы поедете на дачу. В автомобиль сядет вся ваша семья, а багажник будет забит до отказа. При этом двигатель спрятан под защитой (ведь в некоторых регионах без нее нельзя), которая не даст маслу в картере охладиться. Вдобавок вы будете ехать в горку, то все вышеперечисленное 100 % приведет к перегреву масла. Теперь заливать новое моторное масло придется обязательно.
- Свечные колодцы расположены глубоко.
Если двигатель вашей машины 16-клапанный, то главный его недостаток — глубокие свечные колодцы, в которых множество стыков связанных деталей. Причем один стык идет по маслу, другой — по воздуху. Иногда происходит заброс масла из колодца во всасывающий патрубок мотора. В конечном итоге двигатель начинает дымить. Как удостовериться, что причина именно в этом? Достаньте свечные наконечники. Увидели на них масло? Из этого следует, что прокладка свечных колодцев не выполняет свое предназначение. Прибавьте к этому то, что впускной коллектор негерметичен, и вы ответите на свой вопрос, почему дымит двигатель.
Кроме всего вышеперечисленного, появление дыма может происходить из-за не совсем стандартных поломок. К примеру, почему еще двигатель дымит белым и воняет маслом?
Причина — небольшая трещинка в моторе, обнаружить которую непросто. Через нее масло затекает во впуск либо в цилиндр, происходит масляная течь.
Случается и такое, что хозяин машины использует горючее для двухтактных двигателей (с добавлением масла). А потом спрашивает, почему двигатель дымит на холодную или горячую.
Рекомендуем
«Автоподставы на дорогах: 11 самых популярных» Подробнее
Прозрачность дыма (белесые выхлопы)
Прозрачные или белесоватые выхлопы чаще всего появляются сразу после пуска двигателя или при непрогретом до рабочей температуры моторе. Собственно, в этом и заключаются причины появления таких выхлопов. Подобным образом силовой агрегат реагирует на простой. В зимнее время после морозной ночи бездействия из выхлопных труб большинства автомобилей выбрасывается прозрачный или белесый дым. Но, по сути, он является паром.
Прозрачный дым – не повод для паники
По степени прогрева двигателя и всей газораспределительной системы количество дыма будет уменьшаться. При очень низких атмосферных температурах пар остается заметным даже при работе хорошо прогретого мотора. На густоту таких выбросов дополнительно влияет влажность воздуха. Повышенные ее показатели увеличивают количество прозрачного дыма из выхлопной трубы.
Довольно легко можно убедиться в том, что прозрачный дым легко рассеивается и является паром. Простой эксперимент докажет, что мотор не испытывает серьезных проблем. К выхлопной трубе прикладывается чистый бумажный лист. После определенного времени он высохнет, а выхлопной конденсат не оставит отчетливых грязно-жирных или маслянистых пятен. Можно к задней части глушителя приложить какую-либо емкость. На ее стенках при работающем двигателе образуется конденсат.
Прозрачный дым может сопровождаться появлением капель из выхлопной трубы. Этого не стоит бояться. Происходит выброс конденсата, скопившегося внутри системы. Ситуация не становится поводом для паники, двигатель не требует вмешательства или ремонта.
Как решить проблему
Когда причина неполадок определена, можно приступать к устранению проблемы. К тому же с ремонтом можно справиться самостоятельно, если дело не касается глобальной перекладки.
Прочистить дымоход
Чистку дымохода необходимо проводить регулярно, даже если используются дорогие дрова. Для проведения процедуры используют ершик с гирей (не более 2 кг) на крепком тросе. Гирька помогает сбить куски кирпича на дно, а ершик счищает сажу с труб и колодца.
Предлагаем ознакомиться Установка печи в бане с выносной топкой
Важно! Если хозяин покидает дом на длительное время, необходимо закрыть заслонку трубы, которая предотвратит отложение сажи внутри конструкции.
Когда мастера допускают конструктивные несоответствия, печка быстро выходит из строя, начинает дымить. Подобные нарушения дорого обходятся хозяину, так как для исправления проблемы требуется перекладка печи. Произвести такую сложную работу может только специалист.
Щели, появившиеся в результате перетопки или долгого срока службы, можно заделать самостоятельно. Для этого используют печной раствор, который обычно используется для закладки русских кирпичных печек.
Порядок действия таков:
- Сделать раствор из песка и глины в соотношении 1:1. В смесь необходимо добавить несколько чайных ложек воды. Раствор должен получиться густым.
- Каждую щель перед заделыванием смочить водой.
- Рукой следует заделать щель внутри печки, чтобы смесь не вылилась внутрь конструкции. Для этого можно использовать кусок металла.
- Снаружи щель заделывают раствором, используя кисть и шпатель.
Почистить печь
Чистку агрегата легче всего проводить не ершиком, а специальными средствами, которые продаются в хозяйственных магазинах. Хорошо подойдет полено «Дымовой».
Перед использованием необходимо снять только пленку. Полено закладывают в разожженную печь. Нужный эффект чистоты достигается за 2 часа.
Белизна дыма
После прогрева мотора в теплое время может появляться густое белое облако из выхлопной трубы. Оно указывает на попадание в цилиндры охлаждающей жидкости. Происходит это из-за нарушения герметичности через прокладку между блоком цилиндров и головкой, трещины в каналах движения охлаждающей жидкости.
Стоит обратить внимание на другие возможные причины появления белого дыма. На заглушенном двигателе проверяют попадание выхлопных газов в систему охлаждения. Для этого снимают крышку расширительного бачка или выкручивают пробку радиатора. При этом определяют:
- наличие запахов выхлопа;
- имеется ли маслянистая пленка в самой жидкости;
- снижен ли уровень охлаждающей жидкости.
При запуске двигателя может наблюдаться увеличение количества жидкости в бачке, появление пузырей, бурление. Все эти признаки укажут на попадание выхлопных газов в систему охлаждения.
Попадание газов в систему охлаждения приводит к повышению давления. После остановок двигателя охлаждающая жидкость частично уходит в цилиндры. Ее уровень в бачке снижается. Антифриз (тосол) через поршневые кольца просачивается в поддон картера. Там он смешивается с моторной смазкой, разжижая ее. Образуется своеобразная эмульсия. Моторное масло меняет цвет, мутнеет, теряет рабочие свойства.
Опытные мастера советуют перед ремонтом подобных повреждений промывать соляркой двигатель изнутри. Так экономятся нервы и время при ремонте. Очищенный мотор поможет легче определить место неисправности.
Дополнительно убедиться в проникновении охлаждающей жидкости в систему смазки помогает диагностика состояния маслозаливной пробки и крышки головки блока цилиндров. На их внутренней стороне образуется светлая пена с желтоватым оттенком. Подобный признак можно зафиксировать на маслоизмерительном щупе.
Некачественный антифриз может провоцировать внутреннюю коррозию металлических деталей двигателя. Иногда повреждения становятся сквозными, частицы ржавчины попадают в расширительный бачок. Потребуются значительные средства для восстановления такого двигателя.
Перегрев двигателя – предпосылка к появлению белого дыма
Причины появления обильного белого дыма часто кроются в перегреве двигателя. Неэффективная работа системы, отвечающей за охлаждение мотора, приводит не только к перегреву силового агрегата, но и к деформации поршневых колец. Последствия требуют безотлагательного реагирования, незамедлительного устранения неисправностей.
При наличии белого дыма обязательно придется проверить состояние:
- проблемного цилиндра;
- термостата;
- вентилятора и датчика его включения;
- пробки расширительного бачка;
- прокладки впускного коллектора;
- шлангов системы охлаждения;
- герметичности радиатора.
Для определения проблемного цилиндра нужно выкрутить свечи. В неисправном цилиндре наличие охлаждающей жидкости даст о себе знать накипью на электроде. Такой налет во многом аналогичен тому, что встречается внутри чайника.
Жидкость может попадать в камеру сгорания. Это приводит к образованию воздушных пробок, попаданию большого количества жидкости в цилиндры. Следствием может быть гидроудар. Тогда скачки давления приводят к образованию трещин на корпусе тех или иных деталей, повреждению различных элементов оборудования.
Установив конкретные причины появления белого дыма из выхлопной трубы, безотлагательно следует приступать к ремонту. Следствие неисправностей придется устранять в работе всей системы охлаждения.
Почему дымит новая печь
Что делать, если дымит новая печь? В большинстве случаев причиной выступают конструктивные просчеты и нарушения технологии кладки. Обогревательная печь должна иметь следующие параметры:
- Отверстие дымовой трубы – 14*27 см (дрова, торф) или 14*14 см (уголь).
- Высота дымовой трубы – 6 см от колосников плиты до верха.
- Высота трубы над крышей – не менее 70 см, но выше конька минимум на 50 см. Исключение составляют случаи, когда конек находится на расстоянии более 1,5 метров – тогда трубу можно делать такой же высоты.
Причиной задымления может стать слишком узкая труба
Если внутренние размеры дымохода может поправить только профессиональный печник, то проблемы с трубой можно попытаться решить самостоятельно:
- Изучите окружающую дом территорию. Если поблизости есть высокие деревья или стены, то ветер может задувать в трубу и загонять дым внутрь помещения. В этом случае необходимо надеть колпак на верхнюю часть трубы, и с вероятностью 90% проблема будет решена.
- Печь в доме или бане может дымить из-за недостаточной высоты трубы. В идеале ее нужно нарастить, но это не всегда реально сделать. Если отопительный сезон уже начался, можно удлинить трубу подручными средствами, надев на нее одно или два металлических ведра без дна. Выглядит такая конструкция не очень эстетично, но зиму продержится.
Схема определения высоты печной трубы
Длительность службы печи и ее бесперебойная работа зависит от того, насколько правильно она была введена в эксплуатацию. После завершения кладки в материалах остается много влаги, которую нужно удалить перед началом отопительного сезона. Период сушки длится 7-10 дней в теплое время года и до 3 недель – в холодное. Процесс проходит в несколько этапов:
- Откройте все задвижки и постоянно проветривайте помещение, в котором находится печь. Сушка должна продолжаться до того момента, пока со стенок не пропадут влажные пятна, а на металлических частях не перестанет выступать конденсат.
- Через 5-6 дней разводите небольшой огонь утром и вечером. Постепенно увеличивайте объем закладки дров.
- Не старайтесь ускорить процесс слишком активной топкой. Перегрев может привести к появлению трещин и щелей в кладке.
Сосновые поленья
Закладка поддувала и устройство поперечной стенки в топке.
С причинами, по которым могут дымить старые печи, мы разобрались. Теперь попробуем разобраться, почему дымит новая, недавно сложенная печь. Такое может случиться только в результате каких-то конструктивных просчетов строившего ее печника.
Вот самый распространенный из просчетов: печник сложил печь, опробовал ее, огонь в печке весело гудел, все было хорошо. На второй день вы ее растопили, а она дымит. Все просто: вчера была тихая погода, а сегодня ветрено.
Выйдите во двор и посмотрите вокруг дома. Если вблизи от него стоит высокая стена или деревья вымахали выше крыши вашего дома, с уверенностью 90% можете считать, что причину загадочного явления вы нашли. Ветер, ударяясь о такую преграду, как мячик, отскакивает от нее и рикошетом попадает в дымовую трубу, загоняя дым внутрь.
Что же делать в таком случае? Разбирать стену вряд ли нужно, особенно если она соседская. Да и деревья рубить тоже не стоит. Для вас будет гораздо проще и дешевле надеть на дымовую трубу колпак. Он в любом случае не помешает, но все же прежде проведите маленький эксперимент: на углы трубы положите друг на друга по два кирпича, а на них положите железный тазик. Если печь перестала дымить, тогда надевайте колпак и проблема будет решена.
Чертежи или схема для изготовления печи на отработанном масле.
Но если труба продолжает дымить? Такое может случиться, если дымовая труба установлена ниже необходимого уровня, т.е. ниже 25 см конька крыши, если труба установлена на коньке или в непосредственной близости (до 1 м) от него. В этом случае трубу придется нарастить.
Предлагаем ознакомиться Металлические печи — 120 фото, отзывы и характеристики металлических моделей
Самый простой способ, пусть не слишком эстетичный, но зато дешевый и практичный, особенно, если пришли холода, и печь необходимо топить постоянно, и заняться ремонтом пока нет возможности – надеть сверху на трубу одно или два железных ведра без дна, удлинив тем самым трубу и улучшив тягу. Такая конструкция долговечной не будет, но отопительный сезон точно послужит. А при теплой погоде можно заняться удлинением трубы уже основательно.
Иногда бывает, что дым в новопостроенной печи начинает просачиваться сквозь неплотно закрытые дверцы сажечистки – то ли попалась бракованная, то ли установленная печником по принципу: косо, криво – лишь бы живо. В этом случае лучше заложить отверстие куском кирпича, можно и насухо, но лучше посадить его на глиняный раствор для надежности и лучшей герметизации.
Для устранения большинства из названных причин понадобятся инструменты:
- мастерок;
- лопатка для перемешивания раствора;
- ведро для раствора;
- двусторонний молоток каменщика (с одной стороны это обычный плоский молоток, а с другой в виде кирки для разлома кирпича).
Если же случиться такое, что все на первый взгляд нормально, а новая печь продолжает дымить, то, скорее всего, у нее неправильно сложены дымовые каналы или недостаточный диаметр дымохода. В этом случае сами вы ничего не сделаете, поэтому берите за шиворот горе-мастера, который делал вашу печь, и пусть исправляет свои ошибки. А уж платить ему за эту работу или нет – решайте сами.
Удачи вам! Тепла и уюта вашему дому!
Голубовато-сизый дым
Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.
Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.
Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.
Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:
- износ либо потеря эластичности (дубеют) маслосъемных колпачков;
- залегание или износ маслосъемных колец;
- неисправность турбины;
- изнашивание деталей цилиндропоршневой группы;
- засоренность системы, обеспечивающей рециркуляцию картерных газов;
- низкое качество моторного масла;
- неисправности в области глубоких свечных колодцев (16-клапанные моторы).
История автолюбительской практики запечатлела курьезные случаи, в результате которых из выхлопной трубы появлялся голубовато-сизый дым. Так, некоторые владельцы машин заливали в бак горючее для двухтактных моторов. Этот вид топлива специально смешивается с маслом. Тогда поиски причин дымления продлеваются до полного сжигания по ошибке залитого горючего.
Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором
Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.
Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.
Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:
- взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
- растянуть ткань на дроссельном патрубке;
- завести автомобиль;
- несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
- заглушить двигатель;
- проверить состояние ткани.
Появившиеся следы масла на ткани говорят о ранней стадии проблемы. Разрешить подобную ситуацию гораздо проще, чем в запущенном ее состоянии. Стоит учесть, что неисправности одного агрегата или системы приводят к нарушению нормальной работоспособности других элементов и узлов.
Почему дымит старая печь
Если дымит печь «в возрасте», причина может быть банальной – в процессе эксплуатации поддувало забилось золой, и тяга ухудшилась. В этом случае достаточно выгрести накопившиеся залежи кочергой. Если простая манипуляция не помогла или золы не было, придется внимательно проверить всю систему.
Печь необходимо регулярно очищать от золы
Чаще всего причиной задымления служит несоблюдение правил эксплуатации, в результате которых нарушается естественный воздухообмен:
- Скопление сажи в дымовых каналах, трубах или борове печи. Слой толщиной всего в 3 мм снижает теплоотдачу почти в два раза, ухудшает тягу и может привести к пожару. Провести генеральную уборку можно самостоятельно – возьмите толстую проволоку или шест, плотно обмотайте один конец ненужной тряпкой, опустите конструкцию в трубу и тщательно очистите стенки. Если сажи немного, можно применить специальные составы. Их добавляют в топку вместе с дровами, а в процессе горения выделяются летучие соединения, разрушающие загрязнения. Самый простой и недорогой вариант – горсть соли крупного помола.
- Отсыревший дымоход. Если печь не использовали несколько месяцев, в системе может накопиться конденсат. В этом случае необходимо открыть нижнюю саже чистку и разжечь в ней небольшой костер из легковоспламеняющихся материалов. В качестве сырья подойдут сухие щепки, бумага или таблетки сухого спирта. После того, как прогреется дымоход и восстановится тяга, можно закрывать заслонку и растапливать печь.
- Использование неподходящего вида топлива. Почему угольная печка дымит в дом, если ее топить дровами? Причиной выступает большая разница в температуре. В печах, предназначенных для угля, длина поддувала равна размеру топки. При закладке дров холодный воздух не успевает прогреваться и возвращается в комнату, принося с собой запах гари и копоть. Для решения проблемы достаточно укоротить поддувало, уложив на его конец половинки кирпича (количество зависит от общей длины).
Дрова необходимо укладывать ровными рядами
Появление дефектов
Что делать, если все видимые причины устранены, а печка дымит по-прежнему? Еще одной причиной недостаточной тяги могут стать трещины в стенах дымохода и/или топочного отделения. Сквозь щели в печь проникает холодный воздух, понижающий температуру. Топливо горит хуже, выделяется много дыма.
Если на стенках появилась «паутинка» из мелких несквозных трещин, ее можно устранить самостоятельно:
- Зачистите поверхность, расширив щели стамеской.
- Приготовьте жидкую грунтовку из цемента с водой и тщательно промажьте стенки.
- Пока поверхность подсыхает, приготовьте глиняный раствор для оштукатуривания. В классический рецепт входят 2 части глины и 1 часть песка. Для увеличения прочности можно добавить 0,1 части асбеста. Полученную смесь просеивают сквозь мелкое сито и затворяют водой до получения густой консистенции.
- Заполните трещины при помощи треугольной кельмы, разровняйте поверхность и затрите деревянной теркой.
- Дайте штукатурке просохнуть и нанесите финишный слой на всю стенку, двигаясь по направлению снизу вверх.
- Дождитесь высыхания смеси, смочите деревянную терку в воде и затрите неровности плавными круговыми движениями.
Трещины в кирпиче и осыпавшиеся швы – причина, почему дымит печь
Еще одной причиной, почему дымит печь в бане или доме, может стать расшатавшийся кирпич. Под влиянием постоянного перепада температур в кладке первых каналов дымохода либо топливника образуются трещины, смесь осыпается, и кирпичи остаются незакрепленными. Такие участки лучше переложить:
- Отберите качественный кирпич с максимально гладкими стенками.
- Осторожно извлеките из кладки поврежденные кирпичи, удалите остатки старого раствора из выемки. Зачистите поверхность щеткой по металлу.
- Нанесите глиняный раствор на подготовленные поверхности, особое внимание уделите нижней части выемки.
- Уложите новый кирпич. Если была проведена подрезка, проследите, чтобы гладкая сторона была направлена в сторону выхода отработанных газов.
Для обмазки печей можно использовать специальные мастики
Часто случается, что годами верно служившая, дарившая дому тепло и уют, печка вдруг начинает доставлять своим хозяевам массу неудобств. Ведь если с печкой проблемы, о тепле в доме говорить уже не приходится, а об уюте – и подавно. Какой уж тут уют, если все в доме пропитано запахом дыма! Впору кричать “караул” и срочно бежать на поиски печника, чтобы сделать ее ремонт.
Печь в разрезе.
Но не стоит спешить. Давайте сперва рассмотрим все возможные варианты, почему дымит печь.
Предлагаем ознакомиться Как укладывать мягкую черепицу на крышу
Причина может быть банальной, например, забитое золой поддувало. В этом случае достаточно очистить поддувало, удалив из него золу, и печь буквально радостно запоет от облегчения.
Вертикальный разрез печи и кладка рядов.
Для выполнения этой работы понадобится:
- кочерга, чтобы выгребать золу;
- совок, чтобы собрать золу;
- ведро или тазик, чтобы вынести золу.
Но если поддувало чистое, или же золу удалили, а печь все равно дымит? Тогда давайте смотреть дальше. Нужно проверить дымовые каналы, боров и дымовую трубу. Ухудшение тяги может случиться и по причине отложения в них сажи. Ведь 3 мм слоя сажи сокращает теплоотдачу печи почти вдвое, что ведет к значительному перерасходу топлива. Да и про пожарную безопасность не стоит забывать: слой сажи не только ухудшает тягу, но может запросто загореться.
Поэтому прочистить трубы и дымовые каналы от скопившейся там сажи в любом случае будет не лишним. Большого труда это не составит, и дорогостоящих инструментов не нужно. Берете шест или толстую проволоку, к одному концу привязываете тряпку или ершик, опускайте эту конструкцию в трубу и чистите ею стены.
Если слой сажи невелик, можно поступить проще, применив химические вещества, при сгорании удаляющее значительную часть сажи. Маленький секрет: далеко за ними ходить не надо, достаточно бросить на горящие угли горсть обыкновенной соли, но обязательно крупного помола.
Порядовка печи.
Если печкой несколько месяцев не пользовались, то дымоходы могут отсыреть. Перед растопкой печи их нужно хорошо просушить. Для этого нужно открыть нижнюю сажечистку и устроить в ней маленький костерок, использовав легковоспламеняющиеся и быстросгораемые материалы, например бумагу или древесные щепки.
Если печь была построена под уголь в виде топлива, а вы по причине его дороговизны перешли на использование дров, печка может начать дымить. Это происходит, потому что температура при горении угля и дров разнится. Поддувало в такой печке сделано длиной во всю топку, чтобы был лучший поддув, и уголь мог гореть.
Чтобы решить эту проблему, достаточно укоротить поддувало, вставив в его конец, в зависимости от длины, одну или две половинки кирпича, предварительно подогнав их по нужному размеру.
Чернота дыма
Появляющиеся выхлопы черного цвета также могут рассказать о том, почему машина дымит. Оттенки дыма бывают от темно-серого до густо-черного. Они свидетельствуют о чрезмерном обогащении горюче-воздушной смеси. Тревожный цвет обеспечивается частицами сажи, которые выбрасываются в атмосферу из-за неэффективного сгорания топлива.
Чаще всего чернота дыма говорит о проблемах, связанных с подачей горючего. Их можно выявить, обратив внимание на прямые или косвенные признаки:
- затрудненный пуск силового агрегата;
- неустойчивая работа мотора;
- высокая токсичность;
- ощутимое повышение расхода горючего;
- двигатель теряет мощность;
- катализатор выходит из строя.
Черный дым становится следствием того, что не все топливо успевает прогореть в цилиндропоршневой группе. Если затягивать с ремонтом в таких случаях, то результаты могут оказаться очень плачевными. При серьезных повреждениях цилиндропоршневой группы, других узлов силового агрегата дорогостоящий ремонт может превышать цену самого автомобиля.
Причины появления черного дыма разняться в зависимости от технической комплектации автомобиля. Моторы, оснащенные карбюраторным впрыском, дымят чернотой из-за перелива горючего в поплавковой камере. В подобных ситуациях необходимо проверять игольчатый клапан и жиклеры, отвечающие за подачу воздуха.
При инжекторном нагнетании топлива переобогащение смеси происходит из-за сбоев электронных датчиков. Не стоит исключать из перечня причин возможную потерю герметичности самих форсунок. Если инжекторные форсунки не справляются с дозированием горючего, тогда в камеры сгорания попадает избыток топлива. Избыточное горючее перемещается в картер мотора, смывает маслянистую защиту со стенок цилиндров.
Часто черный дым дополняется устойчивым запахом топлива. Это – еще один из признаков попадания горючего в моторное масло. Перепроверить такой знак можно, замерив уровень смазочной жидкости. Повышение количества масла свидетельствует о его разбавлении горючим.
Специфика дизельных двигателей
Черный дым, вырывающийся из выхлопных труб дизельных либо турбо дизельных двигателей, становится следствием низкого качества горючего. Среди других причин стоит рассматривать такие:
- износ форсунок;
- сильная загрязненность воздушного фильтра;
- неисправность регулятора оборотов в насосе нагнетания топлива;
- выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД);
- поломки турбины.
ТНВД является одним из сложнейших узлов во всей системе топливоподачи, которой оборудованы дизельные двигатели. Для эффективной работы топливного насоса необходима смазка, содержащаяся в дизельном горючем. Низкопробное топливо не имеет свойств для обеспечения надежной работы топливного насоса. Поэтому этот важный агрегатный узел может выходить из строя преждевременно.
Появление дымного шлейфа белого, сизого или черного оттенков – серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью к мастерам автосервиса. Промедление, откладывание решения проблемы приводит к удорожанию ремонта, созданию непредсказуемых ситуаций на дороге. Внимательно присмотревшись к цвету выхлопов, можно предотвратить многие проблемы. Своевременная диагностика причин неисправностей поможет поддерживать автомобиль в хорошем функциональном состоянии.
Маслосъемные колпачки или кольца: как определить, из-за чего появился сизый дым
Если вы бегло изучали вопрос, то наверняка заметили, что противоречивой информации предостаточно. К примеру, вокруг той же компрессии сплошные споры: одни утверждают, что при нормальном давлении в цилиндрах повода лезть в поршневую нет, другие твердят, что это вовсе не показатель при имеющемся раскладе. А касательно взаимосвязи между температурой мотора, положением педали газа и временем появления сизого дыма так и вовсе не понятно, что к чему.
Сразу же отметим, что никакой связи между компрессией и дефектными маслосъемными кольцами нет. Во-первых, колечки, которые соскребают масло с цилиндров, изнашиваются или залегают первыми, а компрессионные продолжают работать как положено. Во-вторых, даже при слегка подношенных компрессионных и убитых маслосъемных кольцах, компрессия будет в норме, поскольку масло остается на стенках цилиндров.
Вместе с тем негласные отличия, позволяющие определить, что конкретно вышло из строя: колпачки или маслосъемные кольца, существуют. Разница состоит в том, что каждая группа деталей выдает сизый дым в разные промежутки времени.
Симптомы проблем с колпачками
Точно приговорить колпачки к замене поможет такой тест:
При проблемах с сальниками в первые секунды режима «газ в пол» из глушителя вылетает облако дыма с ярким сизым оттенком. Для лишней убежденности повторите попытку газануть до отказа еще 2-3 раза. Наблюдения таковы, что в последующие циклы клуб дыма будет терять насыщенность, а то и вовсе может пропасть.
К сведению. Наиболее достоверной считается диагностика по цвету выхлопа, при которой «газ в пол» дается после прогрева и работы мотора на рабочей температуре в течение 5-7 минут. Сизый оттенок при таких условиях получается куда более насыщенным, чем при утреннем старте и прочих прогазовках.
Чем объясняется такая расстановка приоритетов? Если колпачок изношен, то при работе двигателя масло будет стекать по штоку клапана. Будет ли оно скапливаться на тарелке клапана или сразу попадать в цилиндры – решает угол положения дроссельной заслонки. Так, на холостом ходу скорость воздушной массы невелика, масло не удаляется с тарелки, а продолжает скапливаться. Как только вы резко (важно именно нажать именно так) выжимаете педаль газа, воздух или топливно-воздушная смесь (в зависимости от вида впрыска топлива) затягивает скопившуюся маслоэмульсию в цилиндры и она сгорает, образуя сизый дымок.
На оборотах зловещего оттенка не будет, да, собственно, и быть не должно. Масло не успевает скапливаться, а сразу попадает в цилиндры, и сгорает небольшими долями, отчего не влияет на цвет выхлопных газов.
Стоит отметить, что при наличии нового катализатора цвет выхлопа может и вовсе не поменяться, поскольку он качественно превращает CH в водяной пар. На полудохлом каталитическом нейтрализаторе или установленном пламегасителе картина же проявляется во всей красе: дымность есть.
Как определить неисправность маслосъемных колец
Подношенные колечки дают о себе знать при нагрузке. В реальности это выглядит так: цвет выхлопных газов меняется при движении на подъем при полувыжатой педали газа. Стоит отметить, что смотря в зеркало заднего вида, вы вряд ли сделаете правильный вывод. Клуб дыма обычно быстро рассеивается. Однако водитель идущей сзади машины вполне может зафиксировать его появление.
К сведению. Бытует мнение, что начальную стадию износа следует определять во время переключения передач. Если в этот момент появляется синеватый дымок, то кольца вскоре потребуется заменить.
При критическом износе колец дым идет во время движения постоянно и вне зависимости от ландшафта под колесами. Кроме того, наблюдается усиление дымления с повышением скорости.
Из-за чего еще может появиться выхлоп сизого оттенка
Дефектная турбина и неисправная вентиляция картерных газов также могут стать причиной появления дыма. Что отличает эти поломки от текущих колпачков или маслосъемных колец, так это характер дымления: здесь дыма много + он может появляться и исчезать в любое время. К примеру, двигатель «ровно» работает на ХХ и вдруг начинает дымить, а через минуты 3-4 перестает.
Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины
Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.
Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:
- имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
- нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
- возможны неисправности механизма газораспределения;
К появлению черного выхлопа дизеля часто приводит забитый воздушный фильтр или затрудненный вход воздуха во впускной воздушный тракт, неточности в регулировке зазоров клапанов или сбои в установке фаз газораспределения. Распространенной причиной выступает износ двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Выхлоп дизеля черного цвета также появляется при неисправностях системы корректировки давления наддува, нарушениях в работе ТНВД или форсунок (низкое давление топливного впрыска, изменение формы факела распыла дизтоплива, установлены неподходящие дизельные форсунки).
Низкая компрессия
В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.
Топливная аппаратура
Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.
Турбокомпрессор
Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.
Продолжительная езда с ранним углом впрыска или неисправными дизельными форсунками может привести к прогару форкамер или разрушению перемычек. Также вероятно обгорание и разрушение поршней.