Вопрос: какая коробка на Мазда СХ 5? — второй по популярности после вопроса об энерговооруженности моторов кроссовера. Новейшее техническое движение SkyActiv японские инженеры использовали при разработке не только двигателей, но и трансмиссии. Результатом стали два типа 6-тиступенчатых коробок передач: механическая SkyActiv МТ и автоматическая SkyActiv Drive.
В последнее время большинство покупателей Mazda CX 5 делают свой выбор в пользу комплектаций с автоматической коробкой. Сочетание удовольствия от управления и комфорта. Учитывая отзывы покупателей, в дорогих модификациях с мощным двигателем предусмотрена исключительно автоматическая трансмиссия. Уже никого не пугает более высокая цена, а также сложности обслуживания или ремонт АКПП Мазда СХ 5.
Механическая коробка передач Мазда СХ 5
Шестиступенчатая механика SkyActiv МТ была создана на основе механической коробки передач спортивной Mazda MX 5. Новый агрегат для Mazda CX 5 получился компактным, легким и более эффективным, чем прародитель. Этого удалось достичь уменьшением длины промежуточного вала и удалением оси шестерни заднего хода. Ход рычага переключения МКПП сократился, а передачи переключаются четко и с меньшим усилием. Снижение внутреннего трения в механизме улучшило топливную экономичность автомобиля.
Как работает механическая КПП
МКПП Mazda CX-5 — механизм, который передаёт, преобразует и перенаправляет крутящий момент от маховика силовой установки. Переключение передач осуществляется путём передвигания рычага КПП, т. е. механически.
Конструкция МКПП включает:
- первичный вал – через сцепление соединяется с маховиком мотора;
- промежуточный вал – передаёт вращение от первичного к вторичному;
- вторичный вал с шестернями – жёстко соединён с карданным валом;
- дополнительный вал – вступает в работу при движении задним ходом;
- синхронизаторы – служат для безударного переключения передач;
- картер (корпус);
- устройство для переключения передач с блокировками и замками;
- рычаг переключения.
Весь принцип работы механики Мазда СХ-5 2021 — 2021 построен на связывании вращающегося вала двигателя с приводами колёс.
Что такое «автомат»
Термин «автоматическая коробка передач» (АКПП) в современном автомобилестроении значительно расширил свое значение. В технических характеристиках автомобилей разных производителей можно увидеть множество вариантов обозначения типа коробки передач: вариатор CVT, роботизированная, преселективная DSG, гидромеханическая КПП. Новые разработки, концепции и названия. И все это, чтобы водителю не приходилось включать очередную передачу вручную. Для того, чтобы понять какой стоит на Мазда СХ 5 автомат, несколько слов обо всех возможных вариантах.
- Роботизированная коробка передач — в простейшем варианте это обычная механическая коробка передач, в которой электронный блок вместо педали управляет работой сцепления и при необходимости переключает передачи. Преимуществом такого типа коробок явдяется топливная экономичность. Недостатки — замедленное переключение, рывки при ускорении.
- Преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями стала дальнейшей ступенью эволюции роботизированной коробки передач. Наиболее яркий представитель — коробки DSG от Фольксвагена. Конструктивно здесь объединены два вала, каждый со своим сцеплением, для нечетных и четных ступеней. Очередную передачу заранее включают, а после этого без разрыва крутящего момента происходит переключение сцепления. На сегодняшний день преселективная коробка передач наиболее перспективный вид автоматизированной трансмиссии. По скорости переключения и экономии топлива ему нет равных. Из минусов — сложность конструкции и более высокая цена.
- Гидромеханическая коробка передач — «классический автомат». Такие коробки начали устанавливать еще в начале XX века. В этом случае жесткой связи между двигателем и трансмиссией нет вообще. Крутящий момент передается гидротрансформатором, заменяющим сцепление на механике и обеспечивающим плавность при переключении. Для изменения передаточного числа применяются планетарные редукторы, управляемые современной электроникой. Гидромеханическая АКПП отличается высокой надежностью (ремонт может потребоваться после 200 тыс.км), а также комфортом в движении. Из минусов — низкий по сравнению с другими типами КПД и повышенный расход топлива.
- Вариатор (CVT) — бесступенчатая трансмиссия. Вариатор работает по принципу механизма переключения передач на велосипеде. Крутящий момент передается цепью через звездочки разного диаметра. Только в автомобильных коробках применены шкивы с переменным диаметром. Электроника плавно меняет диаметр шкивов и, соответственно, изменяются передаточные числа. Поэтому переключения передач в привычном смысле нет. Вариатор имеет один существенный недостаток — надежность. Ресурс приводного ремня не более 100 тыс. км. Также агрегат требует частой замены масла.
Создатели Mazda CX 5 утверждают, что их автоматическая коробка передач вобрала в себя преимущества всех известных типов трансмиссий.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Впрочем, технология прижилась в автоспорте в той или иной степени. В массовом автомобилестроении для атмосферных движков по сей день крайней степенью сжатия считается показатель 11:1. А у нашего новорожденного аж 14:1! Как же этого добились японцы, сохранив АИ-95 в качестве паспортного топлива? Чем сильнее сжатие, тем выше энергоотдача. Это логично. Но обратная сторона процесса — самовоспламенение бензиновоздушной смеси из-за перегрева и детонация.
Автоматическая коробка передач Мазда СХ 5
Разработка новейшего автомата SkyActiv Drive для cx 5 велась инженерами Mazda совместно с фирмой Aisin. Классический автомат претерпел ряд изменений:
- гидротрансформатор с расширенной на 25% зоной блокировки на каждой передаче;
- усовершенствованная система управления;
- рабочий ход селектора КПП уменьшен на 5 мм;
- применение современных материалов.
Это позволило значительно улучшить скоростные и экономические показатели:
- масса агрегата уменьшилась более, чем на 25%;
- расход топлива снизился более, чем на 5%;
- КПД автомата вырос более, чем на 6%.
- переключение передач происходит быстрее и легче;
- увеличилась динамика при старте.
Положительные отзывы многочисленных владельцев Мазда СХ 5 о работе автоматической трансмиссии позволяют сделать вывод о том, что разработчики справились со своей задачей.
«СХ 5 легко трогается с места, набирает скорость и очень быстро меняет передачи, такое чувство, что сидишь за рулем автомобиля с механикой!» — вот отзывы водителей.
Также, по отзывам выяснилось, что обладатели кроссовера с двигателем рабочим объемом два с половиной литра и автоматической трансмиссией не испытывают недостатка мощности, в отличие от тех, кто приобрел Мазду с двухлитровым мотором.
Топливная экономичность для автомобиля с автоматом и массой около двух тонн впечатляет. Вот реальные отзывы владельцев Mazda СХ 5.
2.0 AT 2015: «Расход бензина моего СХ 5 на уровне среднего седана. На одной заправке я могу проехать до 700 км».
2.5 АТ 2015: «С климатом и светофорами 10 литров по городу смешная цифра для паркетника».
В перечне регламентных работ по обслуживанию Mazda CX 5 замена масла в автоматической коробке передач не предусмотрена. Срок службы масла рассчитан на весь срок службы АКПП. Специалисты же рекомендуют выполнить данную процедуру после пробега 55 000 км или каждые три года для продления срока службы высокотехнологичного агрегата. Для замены необходимо обратиться в сервисный центр.
Основные характеристики силовых установок Мазда СХ-5
Японский производитель выпускает кроссовер Мазда СХ-5 с объёмом двигателя 2.0, 2.5 и 2.2 (на территории России не продаётся). Рассмотрим основные технические показатели каждого силового агрегата, которые реализуются в РФ (тип КПП – механика и автомат).
Показатель | 2.0 МКПП | 2.0 АКПП | 2.5 АКПП |
Объём, см. куб. | 1997 | 1997 | 2488 |
Тип и марки топлива | Бензин АИ-95 | ||
Количество и расположение цилиндров | 4 цилиндра, рядное | ||
Система питания | Впрыск в камеру сгорания | ||
Расположение | Переднее поперечное | ||
Наддув | нет | ||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 83,5×91,2 | 89,0×100 | |
Мощность л.с./кВт при об.мин | 150/110/6000 | 192/141/5700 | |
Крутящий момент Н*м/об.мин. | 210/4000 | 256/4000 |
Замена масла в АКПП Мазда СХ 5
Замена масла в автомате может потребоваться лишь в двух случаях:
- утечка масла;
- восстановление коробки после ремонта.
Низкий уровень рабочей жидкости приводит к выходу из строя деталей АКПП. Если возникает необходимость поменять масло в гидромеханической коробке лучше использовать то, которое рекомендует производитель (Mazda ATF FZ).
Операции по замене масла бывают нескольких видов:
- частичная;
- частичная, с заменой фильтра;
- полная.
Частичную замену масла в автомате Mazda CX 5 возможно выполнить своими руками. Остальные операции рекомендуем выполнять на специализированной СТО. Специалисты выполнят промывку коробки, замену масла и фильтра.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
В разное время свои решения предлагали многие фирмы. Как не вспомнить знаменитого создателя саабовской турбины Пера Гилбрандта. В конце 1990-х он выдал еще одну революционную мысль. А почему бы в ДВС, снабженном все той же турбиной, не сделать так, чтоб давление в цилиндрах можно было менять в зависимости от условий движения? Был построен опытный образец, но до конвейера он не доехал.
Неисправности автоматической коробки передач Мазда
Даже самое совершенное устройство имеет свои слабые места. У АКПП Drive они тоже есть:
- пробуксовка;
- сигнал на панели, который говорит о переходе в аварийный режим;
- вибрация;
- рывки при переключении передач;
- выпадение передачи;
- торможение;
- шумы в трансмиссии.
Виновниками проблем часто становятся управляющие соленоиды. При выходе даже одного из семи приходится заменять весь электронный узел.
Также при пробеге свыше 90 000 км изнашивается концевик рычага АКПП. В результате при включенной передаче «P –parking» невозможно заглушить двигатель.
Неисправности механической части случаются совсем редко. В гидротрансформаторе возможен износ фрикционной накладки поршня блокировки. Иногда происходит преждевременный износ масляного насоса.
ВАЖНО! Буксировка автомобиля с АКПП к месту ремонта только при нейтральном положении рычага. Ремонт АКПП Мазда СХ 5 необходимо проводить только в профессиональном автосервисе. Это сбережет ваше время, нервы и деньги.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Чтобы решить эту проблему, инженеры сделали следующее: для обогащения смеси установили 6-канальные форсунки и придали куполообразную форму поршням с выемкой сверху. В результате сгорание на начальных стадиях улучшилось, снизилась детонация. Но этого мало. Чтобы быстрее отвести раскаленные выхлопные газы от камеры сгорания и тем самым улучшить охлаждение, разработчики увеличили длину выпускного коллектора и развели выводящие трубы по парам. Как следствие всех этих решений — на 15% возросла экономичность двигателя и повысился крутящий момент.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
На экономичность машины также влияет вес автомобиля. Известно, что маздовцы работают с кузовами каждого нового поколения машин, делая их жестче и легче. К примеру, сталь, примененная в конструкции бамперов CX-5, на 20% прочнее, чем у предыдущих моделей. Потеря в весе — по 4,8 кг. Так оптимизировали более половины деталей кузова. К сожалению, у CX-5 нет предшественницы, чтобы весь апгрейд был нагляднее в сравнении.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Удобный хваткий руль регулируется в двух направлениях. Сиденья плотные и даже немного жестковатые. В кабине довольно тихо, шум от мотора практически не слышен даже на повышенных оборотах. По сравнению с другими маздовскими кроссоверами CX-5 точнее и адекватнее в реакциях на руль. Скоростные повороты даются легко, будто ты управляешь седаном. Без пяти минут легковушка! Однако бензиновый агрегат, словно врожденный флегматик, выдает только то разгонное ускорение, которое не повредит экономичности. «Автомат» работает четко и быстро, адаптируясь к смене динамических режимов. Во многих случаях этого достаточно водителю, но от такой «скайактивности» ожидаешь большего.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Хотя в части шасси за отправную точку все же можно взять кроссовер CX-7. В соотношении со старшим паркетником в CX-5 углы наклона и опорные точки подвески изменены так, чтобы еще сильнее уменьшить продольные и поперечные крены. Автоматическая трансмиссия теперь компактнее и легче. Гидротрансформатор наделили возможностью блокировки во всем диапазоне передач, что снизило потери мощности при разгоне.
Mazda CX-5
Mazda CX-5
Mazda CX-5
В Грузии преимущественно неплохие дороги, правда, на некоторых участках асфальт словно исполняет лезгинку под колесами. Вот тут сразу чувствуется, что подвеску «затачивали» под хорошие европейские автобаны. На волнистом покрытии в жестком сиденьи ощутимо потряхивает. В городе это не будет проблемой, но в дальнем путешествии может серьезно утомить водителя и пассажиров.