Трансмиссионная жидкость для АКПП: делаем правильный выбор


09.01.2020
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Откуда взялось мнение, что замена масла в 6-ступенчатой АКПП не нужна
  • Почему важно вовремя заменять масло в АКПП
  • Особенности замены масла в 6-ступенчатой АКПП
  • Что говорят профессионалы про замену масла в 6-ступенчатой АКПП

Еще десять-пятнадцать лет назад в соответствии с регламентами почти всех автопроизводителей замена масла в автоматах была обязательной. А сегодня производители заявляют, что в этом нет нужды и залитой жидкости хватает на весь срок службы агрегата. Такое утверждение вызывает беспокойство автовладельцев, особенно новичков, которые теряются в море информации, не понимая, нужна или нет замена масла в 6-ступенчатой АКПП.

Конечно, менять масло необходимо, только важно эту процедуру делать правильно. Сегодня на автосервисах есть немало механиков, которые вместо полной замены масла делают частичную, поэтому сейчас мы разберемся с тем, как правильно менять масло в коробке-автомате.

Откуда взялось мнение, что замена масла в 6-ступенчатой АКПП не нужна

Чтобы смазка выполняла свою функцию максимально эффективно, пару десятков лет назад производители автомобилей заявляли, что замена масла в АКПП с 6-ступенчатым автоматом необходима каждые 30 000–60 000 км пробега. Однако на современных машинах установлены коробки с электросистемами управления, а трансмиссия гораздо лучше приспосабливается к условиям движения и свойствам используемой смазки.

Некоторые автопроизводители, занимающие лидирующие позиции во всем мире, стали утверждать, что замена масла в 6-ступенчатой АКПП больше не требуется. Причем первой эту рекомендацию стала давать , а затем конкурирующие фирмы – производители немецких машин, БМВ и «Ауди».

Стоит о тогда устанавливалась пятиступенчатая коробка передач серии 722.6, которую они самостоятельно разработали для своих машин. «Ауди» и БМВ же революционные коробки не создавали. Эти автомобили оснащались 6-ступенчатыми коробками ZF, на которых ставилась отметка, что смазку менять не нужно в течение всего срока эксплуатации машины. Однако вся немецкая тройка указывала на АКПП мелким шрифтом, что, если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, замена масла все же нужна.

Автоиндустрия всегда берет пример с компаний-флагманов, поэтому данное нововведение стали использовать и другие автопроизводители. Теперь замену масла в 6-ступенчатой АКПП рекомендовалось проводить не так часто. Хорошо это или плохо? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним, насколько надежными были коробки передач в начале и в конце девяностых годов прошлого века. На множестве примеров было доказано, что замену масла 6-ступенчатой АКПП нужно делать обязательно, строго придерживаясь регламента и не дожидаясь, пока автомат выйдет из строя.

Сегодня и у «Мерседеса», а также у БМВ и «Ауди» в паспорте авто обозначен срок, когда следует заменить смазку в коробке. К примеру, если раньше на АКПП 722.6 БМВ указывалось, что менять рабочую жидкость не нужно, то сейчас на моделях авто последних 5 лет выпуска, где стоит точно такая же коробка, рекомендуется выполнять замену масла в АКПП через 50 000 км (либо каждые 3 года). Если автомат новый 7-ступенчатый 722.9, то через 125 000 километров (каждые 5 лет).

Обратите внимание также на тот факт, что практически во всех официальных дилерских центрах вам порекомендуют выполнять замену масла в 6-ступенчатой АКПП каждые 60 000–80 000 км, не учитывая то, что сказано в инструкции по эксплуатации авто.

Однако если сравнить свойства новой смазки и той, которая используется достаточно долго без замены, то отличия будут существенные. Несмотря на то что 6-ступенчатая АКПП может быть полностью исправна, неполадки из-за старого масла все равно появятся. Самый благополучный исход — придется адаптировать автомат к новой смазке. Либо коробка передач вообще может прийти в негодность.

Какие масла «Шелл» подойдут для автомобилей с АКПП

  1. Shell Spirax S5 ATF X. Трансмиссионная жидкость на базе синтетики для легковых и грузовых автомобилей c автоматической коробкой. Соответствует допускам: Aisin JWS 3309, Allison C-4, Dexron (I-III), Ford MERCON, Ford MERCON V, JASO 1-A, JASO 2A-02, Toyota T-III, Toyota T-IV.
  2. Shell Spirax S6 ATF ZM. Синтетический продукт, разработанный для грузовой техники и автобусов. Получил одобрение компании ZM. Увеличивает интервал замены масла до 150 тыс. км.
  3. Shell Spirax S6 ATF A295. Полностью синтетическая жидкость, подходящая для тяжелогрузной техники. Соответствует спецификации Allison TES-295. Обладает стабильным классом вязкости на протяжении всего периода эксплуатации.
  4. Shell Spirax S6 ATF VM Plus. Жидкость АТФ класса «премиум». Масло сохраняет приемлемую вязкость даже при крайне низких температурах. Соответствует ZF TE-ML 03D-09, MB 236.9, MB 238.22, Voith H 55.6336, Section 1.3 и другим.
  5. Shell Spirax S4 ATF HDX. Масло для грузовых и некоторых легковых автоматических трансмиссий. Преимуществами продукта являются: большой период эксплуатации между заменами и прекрасная текучесть при низких температурах.
  6. Shell Spirax S2 ATF AX. Применяется в трансмиссиях и гидроусилителях. Обладает длительным сроком службы. Одобрен автоконцернами Mercedes, Ford, Renk, MAN.
  7. Есть и другие масла из серии Shell Spirax для автомобилей с АКПП, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте.

Почему важно вовремя менять масло в АКПП

Если регулярно производить замену масла в 6-ступенчатой АКПП, можно увеличить срок ее эксплуатации, а также не допустить появления различных поломок. К примеру, все элементы автомата находятся в идеальном состоянии и не повреждены. При этом из-за старой смазки засорился гидроблок и соленоиды. Коробка дергается во время переключений. Если сделать замену масла в таком 6-ступенчатом автомате, получится удалить загрязнения, ведь они просто вымоются.

Именно этот метод ремонта коробки советуют многие производители авто. Так, в рекомендациях указано, что если АКПП работает неисправно, появились посторонние звуки, следует выполнить замену масла. Вместо заводской смазки нужно использовать рабочую жидкость с несколько другими свойствами. Однако, когда поломка коробки передач серьезная, данная процедура вряд ли поможет устранить неисправность без проведения дорогостоящих ремонтных работ.

Какой объем должен быть в КПП

Автомобили разных марок и моделей отличаются в своей конструкции, соответственно есть различия и в строении коробок. В разные модели разных автомобилей заливают разное количество масла. Найти однозначный ответ на вопрос «какой объем масла должен быть в коробке?» можно лишь ознакомившись с мануалом или инструкцией по эксплуатации автомобиля, либо выяснив это на СТО. При замене стоит помнить, что существуют различия по своим составам и видам. Всегда следует покупать с небольшим запасом (0,5 — 1 литр), чтобы была возможность доливки при утечке во время замены.

Для коробки передач существует три вида:

  1. синтетическое;
  2. полусинтетическое;
  3. минеральное.

Синтетическое

Считается самым современным, оно хорошо очищено и обогащено присадками, которые максимально защищают механизмы от коррозии. В основном оно заливается в автоматические коробки передач или в механические коробки автомобилей высокого класса. В АКПП его стоит менять каждые 50 тыс. км. пробега. В механических — каждые 60-70 тыс. км. пробега. По стоимости данный вид самый дорогой, но и самый хороший. Но это не означает, что его можно заливать в коробки старых автомобилей: они могут быть просто не рассчитаны на такое!

Полусинтетическое

Полусинтетическое используется в большинстве бюджетных иномарок, во всем ряде 10-го семейства АВТОВАЗ-а (Lada Kalina, Priora). Оно содержит ряд химических присадок, которые защищают шестерни, синхронизаторы и другие механические детали от износа. Производить замену такого масла стоит каждые 40-50 тыс. км. пробега. Самый большой плюс — соотношение цены и качества.

Минеральное

Минеральное используется в мостах и КПП заднеприводных автомобилей. Например, во всей линейке классики АВТОВАЗ-а или подобных автомобилей, а также в некоторых грузовых автомобилях. Минеральное очищено меньше всех остальных, соответственно, быстрее деградирует и требует замены довольно часто — каждые 35-40 тыс. км. пробега.

Особенности замены масла в 6-ступенчатой АКПП

Идеальный вариант, если в сервисной книжке полностью отражена история техобслуживания автомобиля, при этом заполняли ее профессиональные механики и опытные автовладельцы. Замена масла АКПП на 6-ступенчатом автомате должна выполняться в строго установленный автопроизводителем срок либо немного раньше. Дело в том, что на современных авто оно быстро становится грязным и изменяет свои свойства по той причине, что используются накладки блокировки ГДТ.

Если же на вашей машине установлена коробка преселективного типа, к примеру DSG DQ250 и DQ500, то на них мокрое сцепление функционирует в масляной ванне. Естественно, в смазку проникает большое количество продуктов износа. Из-за конструктивных особенностей АКПП, а также небольшого давления фильтрующие элементы не способны на 100 % задерживать посторонние включения.

Исходя из этого, еще раз стоит отметить:

  • замена масла в 6-ступенчатой АКПП должна производиться в указанный производителем срок;
  • заливать новую смазку нужно чаще, чем это обозначено в регламенте. Рекомендуется делать это каждые 30 000–40 000 км пробега.

Однако на практике такое встречается нечасто. В реальности, особенно если машина на протяжении всего срока эксплуатации находится у одного владельца, при этом он проводит положенное по срокам техническое обслуживание (по спецификациям, которые установлены для сложных дорожных и климатических условий), то даже не самые надежные коробки продолжают исправно функционировать. Но если хозяин машины старается сэкономить, хитрит и не хочет тратить деньги и время на обслуживание 6-ступенчатой АКПП, тогда автомат быстро выходит из строя.

Как выполняется замена масла АКПП на 6-ступенчатом автомате? Есть несколько способов: вытеснение, частичная или полная замена.

Главный плюс ЭБУ-автомата заключается в том, что можно провести диагностику трансмиссии, при этом ее не нужно будет демонтировать и разбирать. Конечно, данная процедура помогает не во всех случаях, однако чаще всего при помощи специального сканера в дилерском центре получится выявить неисправности АКПП. Для этого нужно подключить устройство к ЭБУ. В случае, когда автомат находится в нормальном состоянии, не дергается, не пробуксовывает, никаких ошибок не обнаруживается, вполне реально вернуть коробку к нормальному интервалу ТО и замены масла.

Идеальный вариант — сделать полную замену масла в 6-ступенчатой АКПП методом вытеснения либо прокачкой. То есть отработанная смазка будет удалена, вместо нее заливается новая. Затем механик при помощи специального сканера сбросит адаптацию.

Несмотря на противоречивые отзывы автовладельцев, именно замена масла в 6-ступенчатой АКПП методом вытеснения помогает сохранить коробку в исправном состоянии, конечно, если и раньше она функционировала без проблем.

В этом случае после заливки новой смазки она будет работать еще лучше. В других условиях, если автомат уже был неисправен, замена масла не поможет продлить ему жизнь.

Нередки случаи, когда хозяин авто решается на замену масла только после появления серьезных поломок коробки. В этой ситуации радикальные действия не нужны. Как выполнить замену масла в 6-ступенчатой АКПП, если она неисправна? Используем другой метод. Специалисты не рекомендуют полностью менять смазку, здесь нужна частичная замена. Таким образом, часть смазки удаляется (без использования насоса). Старая рабочая жидкость разбавляется новой, спустя короткий промежуток времени данная манипуляция проводится снова.

Рекомендуем

«Как залить масло в коробку: автомат и механика» Подробнее
Почему нужно действовать именно таким образом? Дело в том, что если в неисправную 6-ступенчатую АКПП залить полностью новую смазку, свойства которой отличаются, поменяются условия функционирования автомата. В новом масле огромное количество моющих присадок, поэтому гидравлика сразу же забьется.

Чтобы заменить смазку таким способом, не потребуется специальный сканер и другое дорогостоящее оборудование. Поэтому во многих маленьких автосервисах смену рабочей жидкости выполняют именно так. Заметьте, миф о том, что метод замены масла в 6-ступенчатой АКПП неприемлем, распространяют именно работники небольших сервисных центров и их клиенты. Понятно, что говорят они это просто потому, чтобы запугать автовладельцев и привлечь как можно больше новых посетителей.

После того как смазка будет частично заменена, следует обратить внимание на то, как ведет себя автомат. Если он стал работать лучше, значит, можно заменить еще часть масла. Затем допустимо применить метод вытеснения. Однако если коробка станет чувствовать себя хуже, следует выждать некоторое время.

Обратите внимание! Частично заливать новую смазку допустимо в ситуациях, когда автомат не полностью исправен. Когда масло в 6-ступенчатой коробке менялось строго в указанные производителем сроки, следует использовать метод вытеснения.

Если рабочая жидкость в 6-ступенчатой АКПП настолько грязная, что это явно указывает на поломку, при этом автомат уже давно ведет себя неисправно, замену смазки следует выполнять по-другому. Особенно если автовладелец не хочет сразу после заливки нового масла тратить деньги на капитальный ремонт автомата. Тогда нужно не просто заменить рабочую жидкость, но и очистить гидроблок, а также протестировать его, установить новые прокладки.

Эти манипуляции можно отнести уже к ремонтным работам. Однако положительное влияние на функционирование автомата окажет именно заливка новой смазки, а также ликвидация пагубных факторов замены.

Обычно данный способ замены масла в 6-ступенчатой АКПП применяется, если автомат расположен продольно, при этом гидроблок находится внизу. В этом случае получится быстро снять картер коробки, а также гидроблок. Поэтому денежные затраты на эту работу будут не такими большими. Обычно после того, как будет залита новая смазка, а также проведена очистка коробки, она начнет работать исправно. Однако может случиться и такое, что изменения будут вообще незаметны либо автомат перестанет функционировать совсем.

Назначение смазки редукторов

Коробка переключения передач является самым крупногабаритным редуктором в трансмиссии авто. Благодаря ступенчатому изменению передаточного числа водитель получает возможность совместить два диапазона – частоту вращения колес в интервале 50 – 1500 мин-1 и обороты коленвала ДВС 800 – 8000 мин-1. В зависимости от типа передачи, шестерни редуктора смазываются следующими способами:

  • цилиндрические – масляная ванна с погружением тихоходных колес на треть диаметра, быстроходных на глубину h = 5m;
  • конические – картерное смазывание с погружением нижнего зуба шестерни в масло целиком;
  • планетарные – быстроходная ступень погружена в масляную ванну на всю глубину внутреннего зуба.

Коробка с цилиндрическими зубчатыми колесами

Планетарная коробка передач

Сливное отверстие МКПП

Информация, какое масло заливать в механическую коробку передач, актуальна при ремонте сопряженных с КПП узлов и агрегатов (например, замена сцепления) при выработке ресурса самой смазки.

Заливное отверстие коробки передач

Редуктор традиционно относится к агрегатам с высокими эксплуатационными нагрузками. Кроме того, производители легковых авто используют различные конструкции зубчатых передач в не одинаковых моделях машин, поэтому периодичность замены масла в МКПП указана в мануале в обязательном порядке.

Пользователю следует учесть, что замена масла в МКПП имеет нюансы:

  • при минимальном бюджете ТО (заливка минерального масла) увеличатся эксплуатационные затраты, так как снизится ресурс смазки;
  • при покупке дорогостоящей синтетики, наоборот, повысятся начальные вложения, но срок службы такого масла выше, периодичность замены больше, чем в предыдущем случае;
  • полусинтетика обладает рациональным соотношением качества и стоимости смазки.

Минеральное масло

Синтетическое масло

Полусинтетическое масло

Таким образом, масло в МКПП решает несколько задач одновременно:

  • смазка и снижение трения зубчатых передач;
  • отвод тепла от пар трения;
  • удаление металлических опилок с поверхностей изнашивающихся деталей редуктора;
  • защита шестеренок и зубчатых колес от окисления и коррозии.

Стоимость 3 л трансмиссионной смазки значительно ниже, чем замена коробки МКПП или поломка зубчатой передачи во время движения.

Что говорят профессионалы про замену масла в 6-ступенчатой АКПП

1. «Противопоказания» для замены масла

«Казалось бы, что плохого может произойти, если выполнить замену масла в 6-ступенчатой АКПП? Однако результат может быть негативным. Элементы автомата, например фрикционы, даже при спокойной езде без повышенных нагрузок сильно изнашиваются. С течением времени продукты износа скапливаются внутри гидросистемы коробки передач. Как только произойдет заливка новой смазки (а она имеет высокие моющие свойства по сравнению со старой), отложения смоются, попадут в гидроблок и соленоиды. В результате они засоряются. Коробка начнет дергаться, переключаться с задержками.

Это происходит чаще всего на машинах с большим пробегом, особенно если рабочую жидкость в автомате никто не менял. Также не стоит полностью менять масло в неисправных 6-ступенчатых АКПП. Ведь в этих ситуациях в гидросистеме находится огромное количество продуктов износа. Чтобы не сделать автомату еще хуже, просто выполняйте замену, используя несколько методов».

Рекомендуем

«Замена масла в АКПП «Тойота-Камри»: подробное руководство» Подробнее
2. Плюсы и минусы частичной и полной замены масла

«У каждого метода смены рабочей жидкости есть свои достоинства и недостатки.

Сначала об аппаратной замене.

Преимущества:

  • заливается полностью новая смазка;
  • свежая рабочая жидкость промывает полностью систему, а также гидроблок;
  • вы сможете отслеживать, насколько чистое масло выходит из автомата.

Недостатки:

  • высокая цена на проведение процедуры;
  • потребуется полтора объема новой смазки;
  • сложная работа с трубками, соединения будут нарушены;
  • автомеханик должен иметь опыт проведения замены при помощи специального аппарата;
  • аппаратную замену смазки получится провести не на каждой машине.

Теперь что касается частичной заливки новой смазки.

Преимущества:

  • можно выполнить процедуру без использования спецоборудования, однако понадобится устройство для заливки новой рабочей жидкости через боковое отверстие (если отсутствует щуп);
  • потребуется меньший объем смазки для замены, стоимость работ также ниже;
  • не нужно внедряться в конструкцию и систему, поэтому минимизируется риск навредить автомату.

Недостатки:

  • данный метод позволяет заменить рабочую жидкость частично.

На первый взгляд ничего сложного нет. Два варианта: полная замена масла в 6-ступенчатой АКПП – на нее вы потратите больше денег, ведь надо купить масло, а также заплатить мастеру; упрощенная смена рабочей жидкости – не нужно спецоборудование, сэкономите на проведении процедуры, масла также потребуется меньше. Провести такую замену масла можно в каждом автосервисе, где есть подъемник».

3. Советы по замене масла

«Вариант первый – меняем смазку частично, потребуется 4–4,5 литра. Удаляем старую рабочую жидкость из картера, новую заливаем.

Вариант второй — полностью меняем рабочую жидкость без аппарата, потребуется 8 литров, сливаем из шлангов радиатора.

Вариант третий – полностью меняем смазку на аппарате под давлением. Стоимость процедуры достаточно большая, понадобится около 12–18 литров. Этот способ не подойдет, если на автомате не меняется фильтрующий элемент, при этом смазка грязная. Ведь загрязнения осядут в фильтре, кроме того, осадок поднимется из самого автомата. В этом случае лучше заменять рабочую жидкость в два этапа, интервал между ними 500 километров.

Когда будет залита новая смазка, нужно сбросить адаптацию автомата:

  • Коробка должна быть прогрета, нужно остановиться и нажать на тормоз.
  • Переставляем селектор 6-ступенчатой АКПП на 3 сек. в положение «N», потом на 3 сек. в положение «D», всего потребуется сделать 10 переключений.
  • Теперь нужно набрать скорость 80 км в час, автомат должен переключить все передачи вверх, при этом переключения происходят до 2 тыс. оборотов в минуту.
  • Аккуратно тормозим, автомат переключает все передачи вниз.

Все, адаптация сброшена.

Какую смазку можно использовать для замены в 6-ступенчатой АКПП: (можно использовать любое ATF SP-IV):

  • Смазка для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) Hyundai ATF SP-IV (1л) — 04500-00115.
  • Смазка для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) RAVENOL ATF SP-IV (4л) — 4014835714090.
  • Смазка для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) ZIC ATF SP-IV (4л) — 162646.

Какие расходники потребуются (если заливаете рабочую жидкость впервые, можно обойтись без них):

  • Шайба-резинка контрольной пробки для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) — 45285-3B010.
  • Шайба сливной пробки картера для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) — 45323-39000.
  • Фильтр масляный для 6-ступенчатой АКПП (A6GF1) — 46321-26000 (он необходим в случае, если планируется ремонт автомата)».

4. Масло для замены

«Сегодня в продаже можно найти огромное количество заменителей оригинальных брендовых масел. В чем их отличие? Они удовлетворяют требованиям и спецификации, однако могут не подходить под заводские параметры для 6-ступенчатой АКПП на вашем авто. К примеру, если смазка сделана из недорогой основы, а также присадок, она при нагреве увеличивается в объеме в 2 раза больше, чем оригинальное масло. Если объем рабочей жидкости сильно возрастет в жаркое время года, коробка не выйдет из строя. Однако если уровень смазки снизится зимой, произойдет масляное голодание.

Если вы собираетесь приобрести заменитель, следует выбирать продукт от надежного производителя. Не нужно покупать самую дешевую смазку. Также заменитель должен подходить к определенному стандарту, к примеру Dexron III или Dexron IV, не рекомендуется выбирать универсальные заменители. Смазка должна на 99,9 % быть идентичной оригинальному маслу. Ведь оно создано под конкретную спецификацию определенной модели авто и АКПП.

Особые требования к трансмиссионной жидкости

  • Соответствие международным стандартам. Масла для автоматической трансмиссии не имеют жестких требований со стороны европейских и американских организаций. Однако они соответствуют стандартам автомобильных марок. У автоконцерна Toyota предусмотрены спецификации T, T-III, T-IV, WS.
  • General Motors предусматривает группы жидкостей DEXRON II, DEXRON III, DEXRON IV.
  • Mitsubishi и Hyundai Motor Group разделяют продукты для АКПП SP-II, SP-III, SP-IV, Red-1.
  • Требования к вязкости. В автомобилях с автоматической трансмиссией давление на плунжеры ниже, чем в машинах на механике. Поэтому вязкость масла должна быть ниже.
  • Требования к пенообразованию. Данный показатель также не должен быть высоким. Иначе пена может перекрыть управляющий клапан, и передачи просто не будут переключаться.
  • Температурный режим. Возможна эксплуатация транспорта на АКПП в любых погодных условиях. Показатель рекордного нагревания также будет выше – до 120 °C.
  • ! Разумеется, для машин с автоматической коробкой требуется полусинтетические и синтетические продукты.

    Закачка масла снизу

    Если же на вашей трансмиссии нет ни щупа, ни заливной горловины, тогда на уме появляется вполне закономерный вопрос «А куда тогда заливать масло?». Мы вас, вероятно, огорчим — закачка масла может быть осуществлена только через сливное отверстие при помощи масляного нагнетателя, поскольку жидкость потребуется доставить под давлением вверх. Такая компоновка трансмиссии для обслуживания своими силами самая сложная. С ней настоятельно рекомендуется обращение в профильный сервис. Ярким примером такой коробки является мерседесовская «пятиступка» 722.6, о которой уже было упомянуто,– в ее случае масло сливается и заливается через сливную горловину внизу трансмиссии.
    Изначально эта трансмиссия, как и многие другие, позиционировалась концерном как необслуживаемая, однако в последствии Мерседес установил регламент на ее обслуживание в 60 т. км пробега.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]