Каска | |
Модельный элемент | Nijmegen Helmet[d] |
Медиафайлы на Викискладе |
Русская
каска
образца 1844 года. Русский солдат в кожаной каске (пикельхельме), шинели и сапогах, 1862 год. Кавалергардские каски Русской Императорской армии, 1799 год, А. В. Висковатов. Кавалергардская каска, 1799 год, А. В. Висковатов.
У этого термина существуют и другие значения, см. Каска (значения).
У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем.
Ка́ска
(от фр. casque — шлем) — кожаный, металлический или пластмассовый защитный шлем для защиты головы военнослужащих, пожарных и представителей ряда иных категорий лиц, действующих в опасных условиях[1] (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Военные каски предназначены для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой, они используются как в военных действиях, так и в мирное время.
История
Основная статья: Шлем (доспехи)
британский пожарный шлем XIX века полиция Глазго (31 января 1919)
Исторически каска являлась этапом в развитии защитного шлема[2], и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.
В связи с распространением огнестрельного оружия, к XVIII веку металлические шлемы утратили своё значение, хотя сохранялись в регулярных армиях до XIX века[3].
В Российской империи кожаные каски как элемент военной формы были впервые введены Г. А. Потёмкиным, отменены Павлом I, но позднее восстановлены для отдельных частей[4].
К началу XIX века каски оставались элементом защитного снаряжения в тяжёлой кавалерии (драгун и кирасир), сражавшейся преимущественно холодным оружием, а также в качестве элемента парадной формы одежды[4].
Однако Наполеон Бонапарт ввёл бронзовые шлемы для пожарных команд (в дальнейшем введённые в пожарных службах других стран), а в 1863 году суконные шлемы были введены в британской полиции. Также, в XIX веке в колониальных войсках нескольких европейских держав получили распространение пробковые шлемы[4].
Позднее, в начале XX века, кожаные противоударные шлемы получили распространение в авиации и среди автомобилистов.
Первая мировая война
Французская каска Адриана времён Первой мировой войны Стальные шлемы
у пехотного унтер-офицера (младшего сержанта) РИА и французского артиллерийского лейтенанта, Первая мировая война, музей, Франция.
К началу Первой мировой войны введённые в 1842 году «пикельхельмы» из лакированной кожи продолжали использовать в немецкой армии, однако они имели скорее декоративную функцию. После того, как маневренную войну 1914 года в 1915 году сменила окопная война, голова солдата стала основной мишенью — если тело укрыто окопом, то голову высовывать все равно приходится.
Первыми над созданием стальных шлемов стали работать французы[2], в 1915 году ими была разработана каска Адриана, которую в дальнейшем стали использовать и армии других стран Антанты (Румыния, Российская Империя, Италия, Португалия и др.).
После вступления в войну Италии в мае 1915 года, в действовавшие на Итальянском фронте пехотные подразделения австро-венгерской армии начали поступать кавалерийские кожаные каски (предназначавшиеся для защиты от падающих камней при ведении боевых действий и перемещениях в горах).
Немцы сначала игнорировали каски, однако когда они поняли всю важность вопроса, то не только провели самые тщательные исследования в этой области (эксперименты с пуленепробиваемой каской — в том числе), но и отправили на фронт даже старые драгунские каски, усилив их стальными пластинами.
Stahlhelm — германская каска M1916 времён Первой мировой войны
В 1915 году немцы изготовили значительное число касок самых разнообразных форм, отстреляли их на полигоне и составили технические требования по их форме, толщине металла и весу.
В 1915 году в немецкие войска начали поступать шлемы Pickelhaube обр. 1915 года, выпущенные в условиях военного времени: в отличие от пикельхельмов довоенного образца, не кожаных, а изготовленных из тонкого металлического листа и прессованного картона, однако их защитные свойства были признаны недостаточными. В дальнейшем, в 1915 году в действовавший на Западном фронте штурмовой инженерный батальон капитана Эрнста Рора (Sturmabteilung Rohr) поступили первые стальные шлемы Stahlhelm. Следующие партии шлемов поступали для экипировки наблюдателей, часовых и снайперов[5].
К началу 1916 года Ганноверский университет разработал шлем M1916, который начал массово поступать в войска и надолго стал новым символом немецкого солдата. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Шлем М1916 приняли армии Центральных держав: Австро-Венгрии, Болгарии, Османской Империи, причём в последнюю поставлялся особый вариант германского шлема без козырька.
Для шлема также выпускалась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли её изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначенная для часовых и пулемётчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила её удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата.
Каска 5-го полка корпуса морской пехоты США (Brodie helmet), времён Первой мировой войны, аналогичная британской
Подразделения британского экспедиционного корпуса во Франции первоначально получили некоторое количество французских шлемов, но уже в конце 1915 года была разработана и начала поступать в войска стальная каска Mk.I (поначалу получившая наименование «Shrapnel helmet»). До конца войны было выпущено 7,5 млн таких касок, которые поступали на вооружение доминионов Британской империи[6]. У английской каски, похожей на средневековые капеллины, имелись развитые поля. Каска мало защищала голову от удара спереди (слишком неглубоко она надевалась), зато широкие поля прикрывали от шрапнели или удара сверху.
Англичане подсчитали, что их каски снизили потери убитыми на 12 %, а ранеными на 28 %. Доля ранений головы в общем числе ранений снизилась с 25 % до 3 %. Аналогичные результаты получили французы со своей каской Адриана.
В 1916 году штурмовые подразделения итальянской армии «arditi» начали получать стальные каски «Farina».
В 1917 году в Австро-Венгрии начали производство шлема «Stahlhelm nach inländisches Muster, 1917M
», а английская каска была принята на вооружение в США под наименованием M1917.
Примечательно, что стальные каски периода Первой мировой войны имели прежде всего противошрапнельное назначение[2]. От винтовочной пули каска не спасала. Были попытки усилить каски и сделать их пуленепробиваемыми. Однако выяснилось, что удар винтовочной пули по каске (даже без её пробития) приводит к тяжёлым травмам шеи. Таким образом, каска в основном предохраняла от осколков, шрапнели, пуль на излёте, а также от ударов различных твёрдых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов.
Русская армия (1914—1917)
Экспедиционный корпус Российской армии во Франции. Лето 1916 года, Шампань. Знамёнщик, ассистенты и адъютант Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского») поручик князь Ухтомский, 1917 г. (РГАКФД). На шлемах — череп со скрещёнными костями; на рукавах — синяя полковая нашивка.[7].
В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев сообщил в Петроград о использовании каски Адриана во французской армии и настоял на немедленном введении шлемов в русской армии, однако на демонстрации французской каски Николай II выступил против введения шлема в русской армии[8] и исполнение решения затянулось.
В 1915 году Генеральный штаб Российской империи принял решение о начале разработки первого русского стального шлема на основе конструкции французской каски Адриана модели 1915 года[9].
Весной 1916 года французские шлемы Адриана получили прибывшие на Западный фронт военнослужащие экспедиционного корпуса Русской армии, обеспечение экипировкой которых взяла на себя французская сторона.
Весной 1916 года был вновь поставлен вопрос о оснащении касками Адриана русской армии на Восточном фронте, но Николай II отказался утвердить это решение и только летом 1916 года[10] во Франции были заказаны 1 млн шлемов Адриана для русской армии[8]. Единственное отличие шлемов русского заказа от шлемов французской армии состояло в том, что на передней части у них был помещён рельефный русский двуглавый орел.
Шлемы отечественного производства русская армия начала получать только с ноября 1916 года. За основу была взята французская каска Адриана. Но русские конструкторы сделали свой шлем более простым в производстве[9] — цельным, а не сборным из трёх частей. Металл на шлеме стал значительно прочнее. Основной заказ на производство шлемов был размещен в Великом княжестве Финляндском на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg, но революционные события начала 1917 года сорвали план производства шлемов и помешали поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500 000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg — 100 000 шлемов, но в русскую армию была поставлена относительно небольшая часть и широкого распространения они не получили (поставленные шлемы выдавали в основном в ударные батальоны). В 1918 году Финляндия объявила независимость, и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. В период гражданской войны небольшая часть этих шлемов использовалась армиями Белого движения.
СССР (1920-е — 1945)
Пожарный расчёт тушит немецкие зажигательные авиабомбы, Москва, 1941
В СССР стандартный шлем для пожарной охраны приняли в 1923 году, а для армии работы по созданию нового стального шлема были начаты во второй половине 1920-х годов, но 1920-30-е годы в РККА продолжали использовать каски Адриана и шлемы образца 1916/17 года (на которые иногда прикрепляли красную звезду — либо большую жестяную, либо меньшего размера; часто звезда была просто нарисована). Для советского руководства использование шлемов, принятых также в армии недружественной Финляндии, было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства перевыпуска в Ленинграде в начале 1930-х годов небольшой партии шлемов этой модели.
В СССР «каски Адриана» можно было увидеть на парадах. Красноармейцы и командиры 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии на параде в честь 1 мая 1938 года, в шлемах Адриана. Стальной шлем (каска) обр. 1936 г. стальной шлем (каска) СШ-40 Стрелковые войска РККА, «Перед началом наступления», Солдаты читают боевой листок перед началом наступления, 3 сентября 1943 года, видны
стальные шлемы
различных образцов.
В СССР к теме средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе и стальных шлемов обратились в начале 1930-х годов. Однако поначалу немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии).
В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Стальной шлем со времен Первой мировой рассматривался как средство защиты от шрапнели (составлявшей в 1930-е 50 % боекомплекта полевой артиллерии). Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).
Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.», в других источниках — СШ-36. В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 года. «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану — они прослужили пожарным как минимум до 1950-х годов. Стальные шлемы в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В РККА на обычные стальные шлемы не наносилось никаких знаков различия, а на парадные — красные звезды. Впоследствии выяснилось, что большие поля нового СШ создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что СШ сдувало набок. К тому же шлем был слишком тяжёл.
Начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1937—38 годы несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Контур шлема приобрел новые очертания, его вес составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества. окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема.
Подтулейное устройство имело купольную форму, изготавливалось, как правило, из ткани (также подтулейник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подтулейника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части его купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который, в свою очередь, с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подтулейника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.
В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подтулейником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки посадки. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.
Силуэт советского солдата в СШ-39 и СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы.
Германия (1918—1945)
После окончания Первой мировой войны, стальные шлемы остались не только на вооружении созданных 6 марта 1919 года вооружённых сил Веймарской республики, но и иных вооружённых военизированных формирований.
В 1933 году был начат выпуск специального облегченного шлема из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом для военнослужащих подразделений, участвующих в парадах.
В середине 1930-х годов немецкие военные специалисты пришли к выводу, что каска образца 1916 года не вполне соответствует требованиям времени: она была разработана для защиты в первую очередь от свинцовых шрапнельных пуль, однако в 1930-е годы шрапнель уже не являлась основным типом артиллерийских снарядов к полевой артиллерии и армейская каска должна была обеспечивать защиту от более крупных и тяжёлых осколков осколочно-фугасных снарядов[11].
Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.
В 1935 году на вооружение вермахта был принят новый шлем М35. Изменение роли пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена толщиной от 1 до 1,15 мм. Каска выдерживала давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль.
В 1936—1937 годах был разработан и в 1938 году — принят на вооружение специальный шлем для воздушно-десантных частей.
В 1938 году была создана каска для подразделений противовоздушной обороны Luftschutz (нем.)русск., получившая у коллекционеров название «гладиатор», из-за своей оригинальной формы. Основная сфера каски имела аналогичную М34-форму, а конусные поля были значительно видоизменены. По линии соединения сферы шлема и конусных полей располагался бортик полукруглой формы, выполненный в процессе штамповки изделия (подобные бортики можно встретить на шлемах для гражданских военизированных структур, изготовленных на базе более поздних моделей армейских касок — М35, М40). На шлемах Luftschutz и других военизированных формирований использовали все виды подшлемников, использовавшихся на германских шлемах — встречаются подшлемники образца 1931 года, шлемы с подшлемником, изготовленным по образцу М16 из трех кожаных сегментов, закрепленных на обруче, а также подшлемники, состоящие из отдельных кожаных лепестков, закрепленных на обруче. Способы крепления подшлемника использовались как на четыре кламмера, так и на три.
Существуют много вариантов шлема, отличающихся способом изготовления: составной из трех частей, составной из двух частей, цельный, цельный с бортиком, цельный с бортиком без полей, напоминающий шлем парашютистов, цельный с особым гребнем для пожарной полиции и экспериментальный шлем SA.
Помимо подразделений ПВО, «Гладиаторы» использовались в фольксштурме, штурмовых отрядах SA и другими организациями.
Летом 1942 года началось производство шлема M42.
В других странах
В 1923 году стальная каска M/23 была разработана для армии Дании.
В 1926 году во Франции модернизировали каску Адриана (новый вариант М-26 отличался от М-15 тем, что его купол штамповался из одного листа стали, а не из трёх).
В 1931 году польская армия приняла на вооружение стальной шлем обр. 1931 года.
В 1932 году японская армия приняла на вооружение стальную каску «тип 92» образца 1932 года, в Чехословакии была разработана каска vz.32. Также, в 1932 году прошли испытания новой каски для итальянской армии, по результатам которых в ноябре 1934 года на вооружение была принята каска образца 1933 года.
В 1936 году на вооружение болгарской армии вместо немецкой каски обр.1916 года была принята стальная каска обр. 1936 года.
В Великобритании после начала немецких бомбардировок страны на рубеже 1940—1941 года был создан специальный стальной шлем для подразделений ПВО и гражданского населения, но английская армия во Вторую мировую войну воевала в касках Mk.II, представлявших собой незначительно модифицированные образцы времен Первой мировой. Британские воздушно-десантные войска получили десантный шлем.
В США также первоначально использовали каски M1917, но к 1941 году разработали собственную стальную каску . В 1942 году к ней был создан фибровый подшлемник «M1 Helmet Liner
» (который можно было носить отдельно в качестве противоударного шлема, а в боевой обстановке на него надевалась каска М1 без подшлемника)[12]. У американцев и тогда, и сейчас принято на каске наносить знаки различия по воинским званиям.
К началу 1940 года стальные шлемы были введены почти во всех армиях мира[13].
После 1945
Во второй половине XX века происходит определённая стандартизация шлемов среди стран НАТО и их союзников, в армиях социалистических государств получают распространение шлемы советского образца.
В то же время, продолжается разработка новых образцов: так, в 1950-е годы новые шлемы введены в армиях Франции и ГДР, в 1960-е — в СССР (шлемы СШ-60 и СШ-68) и Польше (wz.67), в начале 1970-х — в Болгарии (стальная каска образца 1972 года)…
До начала 1980-х годов на вооружении армий всех государств находились каски, изготовленные из листовой стали[14].
В 1980 году в США на вооружение сухопутных войск была принята каска PASGT
[15] (получившая неофициальное прозвище «Fritz», поскольку почти полностью повторяет формы немецкой каски образца 1916 года) — первый образец неметаллического защитного шлема. В 1985 году неметаллический шлем Mk.6 был принят на вооружение в Великобритании, в начале 1990-х годов — в ФРГ (Gefechtshelm M92) и Франции (SPECTRA).
В СССР в 1980-е годы было начато производство титанового шлема СТШ-81 «Сфера».
В конце 1990-х годов в НИИ Стали разработали первую российскую тканево-полимерную каску П7 (индекс 6Б7) обр. 1999 года (в 2008 был представлен её улучшенный вариант 6Б7-1М), однако по экономическим причинам в 2000 году началось производство модернизированного варианта шлема СШ-68 — новый стальной шлем СШ-68М (индекс 6Б14) имел защиту, усиленную баллистической тканью изнутри каски[16]. Вместе с тем, в войсках продолжали использовать шлемы СШ-60 и СШ-68.
С 2003 в армии США используется кевларовый шлем модели MICH TC-2000 Combat Helmet
, а также его усовершенствованная версия —
Advanced Combat Helmet
.
В 2006 году в России были приняты на вооружение тканево-полимерные шлемы нового образца (облегченный общевойсковой 6Б26, общевойсковой 6Б27 и десантный 6Б28), однако для перспективного комплекта экипировки военнослужащих «Ратник» создан шлем 6Б47.
В мае 2020 года в ходе анализа причин гибели, ранений и травм военнослужащих вооружённых сил Украины в зоне боевых действий на востоке Украины было установлено, что ранения и травмы головы составляли 18,8-22,6 % от общего количества смертельных и несмертельных ранений и травм военнослужащих вооружённых сил Украины, однако анализ эффективности средств индивидуальной защиты затруднён, поскольку в исследуемый период в войсках использовались шлемы различных типов и моделей[17].
Гребни и офицерские шлема
Офицеры вероятно использовали тот же тип шлема, что и легионеры, но с некоторыми модификациями. Представители знамённой группы могли носить его вместе с маской, а сверху закреплять шкуру хищного животного. Центурионы крепили на шлем поперечный гребень (или плюмаж) из конского волоса или перьев. Для этого на макушке шлема располагалась «розетка» для держателя гребня, а по бокам — два кольца для его фиксации в поперечном положении. Есть версия, часто встречающаяся у западных реконструкторов, что оптионы использовали продольные гребни и пару перьев, вставленных по бокам, однако никакого археологического подтверждения этому нет. Имеется лишь находка имперского шлема со вставками по бокам, но использовались ли они для перьев, и был ли это шлем именно оптиона — большой вопрос.
Фрагмент стелы центуриона XV-го «Апполонова» легиона (Legio XV Apollinaris Pia Fidelis). Обнаружена в 1880 г. в развалинах римского Карнунта (лат. Carnuntum), находится в Австрии, в Венском Художественно-историческом музее. 1 век н.э.
Шлем типа Imperial Italic D. Имеется «розетка» для гребня. Железо с бронзовыми украшениями. Найден на дне Рейна, Майнц (Германия). Городской музей города Вормс. 4-ая четверть 1-го века н.э.
Шлем типа имперский галлик F (Imperial Gallic F). Основной материал — железо. Найден в Witcham Gravel, Ely, Cambridgeshire. Хранится в Canterbure Roman Museum. Первая половина 1-го века н.э.
О вероятном ношении гребня на шлеме свидетельствует один найденный гребень с чёрным конским волосом, а также множество «вилок» для крепления гребней к шлемам различных конструкций и форм. По бокам гребни прикреплялись к шлему шнурками внатяг за кольца, расположенные около отверстий для ушей, если шлем принадлежал центуриону, или на лбу и затылке, если гребень крепился продольно. У легатов и преторианцев гребень также мог крепится продольно, а плюмаж мог вставляться в специальный паз, на подобие «кассеты».
Крепления для гребня. Материал — медесодержащий сплав. Виндониса (Windisch, Швейцрия). 40-140 года н. э.
Гребень из конского волоса. Chesterholm Museum Bardon Mill, Hexham NE47 7JN, Англия. 1-2 век н.э.
Крепление для гребня. Первая половина 1-го века н.э.
Рабочие каски
Рабочая каска.
Строители начали использовать защитные каски в начале XX века. Первые каски были алюминиевыми. Но затем от таких касок решили отказаться, поскольку алюминий — хороший проводник электричества. Каски стали делать из стекловолокна. В 1970-х годах каски начали изготовлять из полиэтиленового пластика[18].
По используемому в России ГОСТу 12.4.087-84 выпускаются каски следующих цветов: белого — для руководящих работников, красного — для прорабов и мастеров, желтые и оранжевые — для работников из числа младшего и обслуживающего персонала[19].
Реакция на удар
«Впрочем, существуют проблемы, которые сопровождают работу с композиционными материалами, предназначенными для систем с улучшенной защитой», — заметила она. Поглощение энергии волокном Spectra зависит от его способности реагировать на воздействие (ударную нагрузку). Впрочем, для того чтобы придать полиэтилену необходимую стабильность, он должен быть соединен с полимерным связующим. Это может ограничить его возможности реагировать на воздействие.
«Когда вы соединяете волокно с прочным полимером, вы ограничиваете эти возможности, — пояснила Вагнер. Одним из самых сложных компромиссов, на который мы должны пойти, — найти правильную полимерную систему с целью обеспечить все характеристики, которые необходимы для создания хорошего шлема, и при этом задействовать весь потенциал волокна с тем, чтобы среагировать и поглотить всю энергию той или иной угрозы».
Об этом не следует забывать на протяжении всего процесса производства. «В то время как мы технологически совершенствуемся касательно волокна Spectra, его прочности и эксплуатационных характеристик, мы также должны двигаться и по пути совершенствования технологий полимерных связующих, которые мы используем в наших изделиях, поскольку можем испортить всё, чего добились при совершенствовании волокна, применив неправильную полимерную основу в конструкции шлема», — заметила она.
Фотогалерея
- Гренадер британской гвардии в полевой форме.
- Окопная война 1915 г..
- Стальной шлем СШ-36, основная каска РККА с 1936 до начала 40-х, 1939 г..
- Шлем образца 1940 г., снаряжение, офицерский китель, старшего лейтенанта войск связи, образца 1943 г..
- Знаки различия на американской каске.
- Американские десантники в касках PASGT.
- Современная японская каска 88.
- Церемониальная каска (Пикельхельм) Королевской гвардии в Швеции.
- Защитный шлем для верховой езды
Галерея[править]
- Шлем лондонского констебля, 1890-е гг.
- Шлем английского полицейского, 1940-е гг.
- Шлем английского полицейского, 1940-е гг.
- Шлем английского полицейского, 1940-е гг.
- Стенд с разными полицейскими дубинками и шлемами английских констеблей.
- Пострадавший от времени полицейский шлем.
- Констебль в полицейском шлеме.
- Констебль в полицейском шлеме.
- Констебль в полицейском шлеме.
- Констебли Глазго в полицейских шлемах, 1919 г.
Примечания
- Каска // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.555
- ↑ 123
Helmet // The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Micropaedia. Vol.5. Chicago, 1994. pages 817—818 - Шлем // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 8. М., Воениздат, 1980. стр.522
- ↑ 123
Каска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Ian Drury, Gerry Embleton. German Stormtrooper, 1914-18. London, Reed International Books Ltd., 1995. pages 8-9
- Martin Pegler, Mike Chappell. British Tommy 1914—1918. Weapons, armour, tactics. London, Osprey Publishing Ltd., 1996. pages 13-14
- Дерябин А.И., Паласиос-Фернандес Р.
Гражданская война в России 1917—1922. Белые армии. — М.: АСТ, 1998. — 46 с. — (Солдатъ). — ISBN 5-237-00041-X. - ↑ 12
А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том II (кн. 4-5). М., «Правда», 1989. стр.218-219 - ↑ 12
Форма военного времени // В. Н. Шунков, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. Русская армия в Первой мировой войне 1914—1918. М., АСТ, 2014. стр.48-51 - А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 — начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.102
- Юстров. К спору о каске // «Военный зарубежник», № 2 (19), 1936. стр.105
- За рубежом // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1942. стр.41
- Н. Соболев. Из прошлого: металлический шлем // журнал «Техника молодежи», № 1, 1940. стр.62
- Дмитрий Купрюнин, Александр Егоров, Евгений Чистяков. Шлем будущего // «Арсенал», № 2, 2012. стр.42-45
- П. Могутов. Разработка в США нового комплекта индивидуальной защиты // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1980, стр.36-37
- Мамонтов Д. Чугунный лоб: Берегите голову // Популярная механика. февраль 2007
- О. В. Чернозубенко (ЦНДІ ОВТ ЗС України). Шляхи розвитку захисних шоломів // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2020 року). Львів: АСВ, 2020. стор.96-97
- Строительная каска как головной убор
- Защитная каска жёлтая — кому она принадлежит? Архивная копия от 4 марта 2020 на Wayback Machine
Литература
- Шлем // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Петров Э., Чусов С., Щербаков А., Яньков В, Егоров А.
Проблемы создания шлемов с высоким уровнем защиты (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. — 2012. — Август (№ 08). — С. 2—6. - Brian C. Bell, Kevin Lyles. Wehrmacht combat helmets, 1933—1945. London, Osprey Publishing Ltd., 2004.
- Купрюнин Д., Егоров А., Чистяков Е.
Шлем будущего (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 42—45. - Martin J. Brayley.
Tin Hats to Composite Helmets: A Collector’s Guide. — The Crowood Press, 2008.
Реконструкция
Большинство шлемов подойдут и легионерам, и ауксилариям. Главное — правильно выбрать реконструируемый период. Так как есть сведения, что шлемы могли переходить к владельцам по нескольку раз, то срок их использования мог превышать 50 лет! Это значит, что на начало второго века могут быть использованы более ранние шлема, но не наоборот — поздние шлема никак не могут быть использованы на более ранние периоды. Для реконструкции существует два подхода к производству шлемов — аутентичный цельнотянутый и стилизованный сварной. Последний обойдется дешевле, и рекомендуется начинать с него и брать наиболее простой и дешевый тип — к примеру имперский италийский J1. В дальнейшем можно стремиться к более интересным и цельнотянутым вариантам.
Шлем типа имперский италийский J1, реконструкция
Шлем типа Imperial Italic D, реконструкция
Шлем типа Imperial Italic G, реконструкция