Неисправности датчика дроссельной заслонки: разбираемся в устройстве и методах диагностики

Устройство современных автомобилей представляет собой единый, металлическо-электронный механизм, все элементы которого тесно связаны между собой. Выход из строя одной, на первый взгляд незначительной детали, может повлечь за собой проблемы в области ДВС и других важнейших систем.

Пример – выход из строя датчика положения дроссельной заслонки, который играет одну из ведущих ролей в области системы впуска ДВС. Когда датчик заслонки неисправен, это отражается на принципах регулировки подачи воздушных масс, влияющих на формирование топливно-воздушной смеси. Иными словами, неисправный датчик может стать причиной, почему у автомобиля резко возрастет потребление расходных жидкостей с одновременным снижением мощностей двигателя.

За что отвечает этот датчик и его важность

Дроссельная заслонка в авто — это часть системы двигателя внутреннего сгорания. Данный элемент участвует в регулировании подачи топливных масс. Основное предназначение заслонки – ответственность за подачу необходимого объема переработанных воздушных масс в цилиндры.

Состояние дроссельной заслонки передается с помощью отдельного элемента – датчика, который транслирует на электронный блок информацию о положении устройства в конкретный временной период. Передача данных осуществляется благодаря работе двух элементов, которые преобразуют переменный и постоянный ток.

Диагностика и устранение неисправностей

Рассмотрим самый распространенный вариант, когда в автомобиле установлена электронная система управления дроссельной заслонкой. При наличии вышеописанных неисправностей дополнительным является световая сигнализация на приборной панели « Check Engine ». Она указывает на возникшие проблемы с работой двигателя.

Для выполнения самостоятельной диагностики датчика заслонки необходимо следовать такому алгоритму.

  1. Отключить зажигание. При этом световой индикатор « Check Engine » не должен быть активным.
  2. С помощью мультиметра контролируется наличие «минуса» на датчике.
  3. Проверка подачи питания. Выполняется с помощью мультиметра при включенном зажигании. Обычно значение напряжения составляет 0,7 В. При ручном открытии дроссельной заслонки этот параметр должен увеличиться до 4 В.
  4. Проверка состояния ползунка. Необходимо отключить питание и отсоединить один из разъемов. Проворачивая ползунок контролируются показания сопротивления. Они должны изменяться плавно. Скачкообразный результат указывает на неисправность датчика.

В случае обнаружения неисправностей датчика дроссельной заслонки оптимальным выходом из ситуации будет его замена. Обязательно учитывается марка устройства и правильность подключения новой модели.

Роль дроссельной заслонки и ее датчика в системе запчастей автомобиля

Дроссельная заслонка отвечает за все изменения контактного напряжения, что позволяет регулировать поступление топлива, которое используется при создании топливно-воздушной смеси. Чтобы заслонка работала исправно, передача данных должна осуществляться своевременно и корректно.

Когда датчик ломается, происходит скачок напряжения. Это негативно отражается на работе многих систем в автомобиле, в особенности, ДВС. Самый негативный сценарий, который влечет за собой поломка датчика дроссельной заслонки, связан с выходом из строя двигателя авто с последующей заменой устройства на новый агрегат, без возможности восстановления запчастей.

Как устранить неисправность

Ремонт потенциометра дроссельной заслонки не предусмотрен. При его повреждениях следует установить новый элемент. Однако в некоторых ситуациях возможно частичное восстановление:

Желательно устанавливать дорогие бесконтактные датчики. Цена их выше, зато они отличаются повышенной надёжностью и длительным ресурсом.


Новый датчик дроссельной заслонки

Основные признаки поломок датчика положения дроссельной заслонки

Когда датчик сломан, это находит свое отражение в работе многих систем. Признаки неисправности датчика дроссельной заслонки:

Ухудшение работы двигателя на «холостых» оборотах. Если раньше ДВС при переключении на нейтральную скорость работал стабильно и надежно, то при выходе из строя датчика заслонки переход на «холостой режим» становится для владельца транспортного средства настоящим испытанием. В ряде случаев сбои в системе ДВС приводят к тому, что машина буквально глохнет на ходу, что может привести к возникновению аварийной ситуации на дорогах.

Отказ мотора при попытке переключиться на другую скорость, включая нейтралку. Это один из наиболее характерных признаков неисправности датчика заслонки, который встречается практически у каждого владельца авто, столкнувшегося с этой проблемой.

Двигатель мгновенно «затухает» при включении определенной скорости. Чаще всего проблема связана с переходом в «холостой режим». Но иногда сбои случаются и при изменении иной скорости.

Ухудшение плавности движения автомобиля. Всем владельцам авто важно, чтобы его машина ездила уверенно, отличалась высокой маневренностью и определенной степенью надежности. Но если датчик дроссельной заслонки выходит из строя, о плавном движении за рулем можно забыть. При увеличении скорости машина будет буквально перескакивать с одного скоростного режима на другой, что также чревато созданием аварийной ситуации в процессе очередного рывка автомобиля. Ход автомобиля в такой ситуации часто сопровождается сменой рывков с провалами.

Резкое падение тяги и способности к разгону. Этот признак не является 100% гарантией того, что при его возникновении речь идет исключительно о сломанном датчике дроссельной заслонки. Но если машина стала значительно медленнее набирать скорость при поднятии на любые поверхности, заметно снижает скорость при наличии груза весом до 70% от максимальной загруженности, слишком долго разгоняется на старте, скорее всего, причиной проблемы является именно датчик заслонки дросселя.

Появление кода ошибки на приборном щитке. В моделях, по-максимуму оснащенных электроникой, определить, в чем причина неисправности, порой легче, чем в устаревших механических предшественниках. Так, если на панели загорается сообщение с ошибкой Check Engine, рекомендуется подключить прибор для сканирования кода. При обнаружении ошибки p0120 можно с уверенностью утверждать, что проблема связана исключительно с датчиком дроссельной заслонки.

Увеличивается расход топлива. Когда дроссельная заслонка не справляется с регуляцией топлива, это плохо сказывается на работе ДВС. Постепенно, в зависимости от степени выхода из строя деталей, расход бензина или дизеля будет увеличиваться.

Когда датчик дроссельной заслонки не работает, может проявляться один или сразу несколько признаков его неисправности. Независимо от возникшей проблемы следует учитывать, что именно способствовало поломке детали, а также есть ли способы быстрого и качественного решения проблемы, исключающие замену элементов в автосервисе.

Электронный дроссель — как он работает?

Природа человека заставляет его искать более выгодные пути существования. Согласитесь, все мы, если есть возможность, предпочитаем избежать сложностей и выбираем вариант «попроще», при чем это касается как рабочих моментов, так и повседневного быта. Вот и получилось, что одной из основных тенденций автомобилестроения наших дней есть максимальное исключение человеческого фактора в тех местах, где без него прекрасно справляются электронные системы. Конечно, довольно часто, при управлении транспортным средством, водитель может допускать некоторые погрешности: не до конца выжимает педаль сцепления или не своевременно переключает передачу, и хоть, на первый взгляд, это не серьезные проступки, однако, систематическое их повторение пагубно сказывается на работе двигателя и трансмиссии.

С развитием технологической стороны нашего существования, совершенствуется и конструкция машин. Поэтому, совсем не удивительно, что электронные системы, способные с большой точностью управлять различными механизмами, постепенно внедрились и в конструкцию современных автомобилей. В списке первых успешных устройств такого рода числится электронная дроссельная заслонка (дроссель), которую отечественные разработчики, наряду со своими зарубежными коллегами, не так давно начали массово устанавливать на транспортные средства. Если данный вопрос Вас заинтересовал и Вы не прочь более детально вникнуть в его суть, тогда уделите несколько минут своего времени на прочтение этой статьи.

Назначение электронного дросселя

Дроссельная заслонка – это один из конструктивных элементов впускной системы, устанавливаемых на автомобилях с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Главным ее назначением есть регулировка количества воздушных потоков, поступающих в двигатель для выработки топливно-воздушной смеси. Размещается дроссельная заслонка между впускным коллектором и воздушным фильтром.

Более усовершенствованным вариантом стандартного дросселя — считается электронный вид данного устройства. Электронная дроссельная заслонка, также как и традиционный механизм осуществляет контроль за объемом потоков воздуха, поступающих в камеру внутреннего сгорания мотора. Когда водитель нажимает на педаль «газа», положение установленной в корпусе заслонки меняется (открывается) и через нее проходит переменный поток воздуха. Использование такого механизма позволяет добиться большей экономичности и рабочей стабильности, ведь ошибка человека (человеческий фактор) при управлении агрегатом полностью исключается.

Автомобильные бензиновые системы, использующие электронную дроссельную заслонку теперь не редкость и в нашей стране, а в первые они появились на немецких автомобилях, выпущенных во второй половине 90-х годов. На отечественные просторы они пришли через вторичный рынок, оставив на память такие популярные в свое время машины как Golf, Volkswagen Passat B5 и некоторые другие.

Впервые, система электронной дроссельной заслонки была использована на гоночном автомобиле в далеком теперь, 1985 году. В те времена, компания Volkswagen проводила эксперименты над вторым поколением автомобилей Golf, стараясь сделать из него гоночный спорткар. С этой целью, машину оборудовали сразу двумя двигателями, а что бы синхронизировать их мощность была использована система E-Gas. Дроссель одного из них управлялся традиционным механическим путем, а вот для работы другого использовали электропривод, синхронизирующий положение заслонки. В результате эксперимента, разработчикам удалось добиться суммарной мощности мотора в 500 лошадиных сил, при чем разгон до 100 км. занимал всего 3,4 секунды.

В целом, суть системы электронного дросселя, заключается в полном автоматическом (электронном) управлении приводом дроссельной заслонки. Конечно, это сделано совсем не для того, что бы убрать механическую связь между устройством и педалью «газа», а для того, что бы обеспечить более качественное приготовление топливно-воздушной смеси. Именно благодаря электронной системе появилась возможность значительно изменить и лучше регулировать ее приготовление, что, в свою очередь, повлияло на уменьшение расхода топлива и большую эффективность его сжигания, тем самым уменьшив количество вредных выбросов.

Устройство электронного дросселя

Как мы уже говорили, на большинстве современных транспортных средств, механический привод дроссельной заслонки заменен на электрический, управляющейся электронным блоком. Данный факт способствует достижению оптимальной величины крутящего момента при любом рабочем режиме двигателя автомобиля. Кроме того, не на последнем месте среди преимуществ использования такой системы, находится выполнение экологических требований и безопасность передвижения.

Основными отличительными особенностями дросселя с электрическим приводом являются:

— полное отсутствие связи между дроссельной заслонкой и педалью акселератора (педаль «газа»);

— возможность регулирования холостого хода путем перемещения соответствующей заслонки.

При переходе на электронное управление, механизм заслонки остался прежним, а кардинальным изменениям подверглась только система привода. В традиционном устройстве этого прибора, ее ось связывается с педалью «газа» при помощью троса и когда водитель нажимает на педаль, происходит его сокращение, что, в свою очередь, заставляет заслонку поворачиваться, тем самым открывая ее. Движением оси в электронном дросселе, управляет специальный электромотор, а прямая связь между заслонкой и «газом» полностью отсутствует. В этом случае, педаль газа выполняет роль пульта дистанционного управления, а быстро и ровно менять положение заслонки (настолько, насколько это нужно для работы двигателя при заданной нагрузке) помогает «умная» электроника. Как результат, уменьшение потери мощности, сокращение топливных затрат, а заодно и выполнение роли пускового устройства для холодного двигателя.

Электронная составляющая управления дроссельной заслонки дает возможность влиять на величину крутящего момента, даже при отсутствии физического воздействия на педаль. Система сама включает все входные датчики, исполнительное устройство и блок управления работой двигателя.

Кроме датчика положения дросселя, в электронной системе управления также используется датчик положения педали акселератора, выключатель положения «тормоза» и выключатель положения педали «сцепления». Также важную роль в работоспособности системы управления дросселя играет использование сигналов от автоматической коробки передач, климатической установки, тормозной системы и системы круиз-контроля.

Все эти сигналы датчиков поступают в блок управления работой двигателя, который преобразует их в управляющие воздействия на модуль заслонки дросселя. Подводя итог сказанного, к основным элементам электронного дроссельного узла стоит отнести:

— электронный блок управления («мозг» системы);

— сам механизм, в состав которого входят корпус, ось и заслонка;

— управляющийся приводом дроссельной заслонки электрический мотор; датчик положения педали «газа» и датчик положения заслонки дросселя.

Датчик положения заслонки находится на ее корпусе и как только шестерня, закрепленная на торце оси, начинает перемещаться, вместе с ней меняется и сигнал датчика. Эти данные фиксируются, а сигнал о них, напряжение которого, кстати, меняется в зависимости от положения, подается в блок управления. Последний, в ходе обработки сигнального напряжения переводит его в проценты: значение от 0 до 100% — заслонка закрыта; 100% — полностью открыта.

Датчик, который устанавливается на педаль «газа», занимается фиксированием ее положения, а затем передает эти данные блоку управления. Он, естественно, их обрабатывает и в зависимости от положения педали запускает привод заслонки (открывает ее или закрывает).

Также, существует и обратная связь. Датчик отслеживает любое положение заслонки и передает сигнал на блок управления, который затем сравнивает угол ее открытия с положением педали «газа». Благодаря такой связи, электронное управление может поддерживать холостой ход двигателя, контролируя при этом, оптимально выгодное (с точки зрения заданных параметров) положение заслонки. Использование электропривода помогло решить проблему управления множественными дросселями.

Неисправности электронного дросселя

Рано или поздно любая деталь выходит из строя, о чем может свидетельствует ряд характерных признаков. В этом плане, не есть исключением и описанный выше датчик дросселя.

К характерным неисправностям данного механизма относят:

— повышенные обороты двигателя в режиме работы холостого хода;

— увеличение уровня расхода топлива; прекращение работы двигателя на нейтральной передаче;

— в отдельных случаях может загораться и гореть продолжительное время световой индикатор «Check Engine»;

— при разгоне автомобиля наблюдаются резкие рывки; утрудняется запуск силового агрегата.

Все это свидетельствует о неисправности датчика положения заслонки, а следовательно и о необходимости его замены.

Учитывая сложность механизма электронного дроссельного узла, существенно усложняющего конструкцию автомобиля, неудивительно, что он, как и многие другие сложные устройства, является потенциальным источником проблем. Так, например, в значительной степени отрицательному влиянию подвержена электроника и в условиях экстремально низкой температуры или влажности может работать неправильно.

Если поломка приключилась после истечения гарантийного срока обслуживания, то замена электронного дросселя выльется владельцу в существенные материальные траты. Как правило, ремонтным работам такое устройство не подлежит и меняется целиком. Механизм заслонки, в описываемом виде дроссельного узла, ничем не отличается от стандартного типа, поэтому необходимость периодической чистки сохраняется. Особенно это касается случаев, когда автомобиль эксплуатируется практически на грани своих возможностей.

Некоторые автомобилисты, исходя из собственного опыта, выделяют следующие проблемы электронных дросселей:

— проводка часто трескается и рассыхается, случаются замыкания;

— дроссельная заслонка либо вообще не работает, либо работает с серьезными перебоями;

— может выходить из строя управляющий дросселем электрический моторчик (код ошибки 022 – авария дросселя);

— дроссельная заслонка перестает «слушаться» электронику: изношенный моторчик то реагирует на нее, то нет;

— появляются проблемы с потенциомерами, а так как они зашиты в плату, добраться до них практически невозможно.

Как видите, за все когда-то приходится платить и способность электронного дросселя улучшать работу транспортного средства, сполна компенсируется частыми проблемами, возникающими из-за сложности его конструкции.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Прежде чем искать, какие причины приводят к поломке этого агрегата, необходимо отметить, что существует 2 типа таких датчиков:

Пленочно-резистивные. Их еще называют контактными.

Магнитно-резистивные, или бесконтактные.

Пленочно-резистивные датчики дроссельной заслонки ломаются чаще. Это связано с особым устройством прибора, который сопряжен с движением ползунка по резистивным тропам. У дорожек есть свой срок службы: когда он подходит к концу, они попросту изнашиваются, что приводит к выходу пленочно-резистивного датчика из строя. Иными обстоятельствами, которые приводят к поломке контактного датчика, являются:

слабый контакт или его отсутствие у ползунка. Наличие электрического контакта во многом зависит от состояния резистивного слоя на дорожке, который в процессе естественной эксплуатации запчасти постепенно выходит из строя. Контакты нарушаются, датчик перестает работать;

отсутствие опыления на основе, что препятствует нормальному передвижению ползунка. Это отражается на слабых показателях линейного напряжения, которые не повышаются;

выход из строя связующих элементов – шестеренок с привода ползунка;

разрывы комплектующих – соединительных проводов. При этом не имеет значения их тип. Оборваться и помешать работе датчика могут и питающие, и сигнальные элементы;

замыкание в электроцепи. Даже малейший сбой в работе электрической системы автомобиля может привести к негативным последствиям для датчика дроссельной заслонки, что непременно отразится на работе всей системы ДВС.

Поломка бесконтактных датчиков чаще всего связана с обрывом соединительных элементов – проводов, а также возникновением замыкания в электрической цепи. Отсутствие напыления на дорожках снижает риск появления неисправности из-за выхода из строя этих элементов.

Вне зависимости от того, какой датчик стоит на конкретном авто, проверить исправность датчика дроссельной заслонки можно одним и тем же методом. Проверку следует осуществлять с помощью спецприбора, который называется электронный мультиметр. Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки:

Активация процесса зажигания. Только при включении двигателя можно понять, все ли хорошо с датчиком, и как это отражается на работе всей системы ДВС.

Отделение контактов прибора от фишки. Далее следует взять мультиметр и соединить его с датчиком, чтобы определить, подходит ли ток к устройству. Проверка продолжается только в случае обнаружения электрической связи. Если контакт отсутствует, следует проверить соединительные элементы (проводку), чтобы найти место обрыва или определить провода, которые вышли из строя, что и привело к отсутствию напряжения в датчике положения дроссельной заслонки.

Проверка мультиметром. Если контакт есть, следует воспользоваться электроприбором, а именно: щуп мультиметра со значком «минус» установить на «массу», а тот, что со знаком «плюс» — на контакт с выходом.

Замер показателей. Следует помнить, что при измерении заслонка должна быть полностью закрыта, то есть когда педаль газа отпущена. В таком состоянии нормальный показатель измерения должен составлять не более 0,7 Вольт. И, напротив, если выжать педаль акселератора, то есть открыть заслонку, то показатели на мультиметре должны приблизиться к значению 4 Вольта.

Вращать заслонку. Чтобы понять, как ведет себя датчик в динамике, следует открыть заслонку, плавно вращая сектор. Значение показателей должно увеличиваться по мере вращения устройства.

Примечательно, что проблемы датчика зачастую связаны с низким качеством соединительных элементов – проводов, которые выходят из строя в 2-3 раза быстрее окончания срока их эксплуатации. Этим обычно «грешат» автомобили российского производства, так как аналогичная проблема у владельцев иномарок встречается в 4 раза реже.

Электронная педаль газа, дроссельная заслонка.

Подробности
Устройство и принцип действия

При электронном приводе акселератора перемещение дроссельной заслонкиосуществляется при помощи электродвигателя. При этом отпадает необходимость втрадиционной механической связи между педалью акселератора и дроссельнойзаслонкой.Это означает, что намерение водителя с педали акселератора передается в

блок управления. Затем осуществляется перемещение дроссельной заслонки.

Благодаря этому блок управления может посредством перемещения дроссельнойзаслонкой влиять на величину крутящего момента двигателя даже в том случае, когдаводитель не меняет положения педали акселератора.

Это дает возможность достижения лучшей координации между системами двигателя.

Ниже Вы увидите, что электронный привод акселератора – это значительно больше, чем простаязамена механического привода.

Механическое перемещение

дроссельной заслонки Водитель нажимает педаль акселератора,и через тягу акселератора усилие непосредственно передается на дроссельнуюзаслонку и вызывает ее перемещение. Электронное управление двигателем при этомне имеет никакой возможности повлиять на положение дроссельной заслонки.Чтобы изменить крутящий момент двигателя, необходимо воздействовать на другиепараметры режима двигателя, например, на момент зажигания и впрыска топлива.Только в режиме холостого хода и при действии круиз-контроля осуществляется

электронное регулирование работой двигателя.

Электронно-электрическое перемещение дроссельной заслонки

В этом случае перемещение дроссельной заслонки по всему пути происходит приэлектронном управлении и электрическом приводе.Водитель в соответствии с его намерениями по изменению мощности двигателя нажимаетпедаль акселератора. Положение педали отслеживается датчиками, и соответствующиесигналы передаются блоку управления двигателя. Далее происходит перемещениедроссельной заслонки в соответствии с намерениями водителя.Если же появляется необходимость изменения крутящего момента двигателя по причинамобеспечения безопасности движения или экономии топлива, блок управления двигателяможет изменить положение дроссельной заслонки без изменения водителем положенияпедали акселератора. Достоинство такого регулирования состоит втом, что блок управления определяет положение дроссельной заслонки в соответствии спожеланиями водителя, экологическими требованиями, необходимостью обеспечения

безопасности движения и снижения расхода топлива.

Описание системы

“Инструментами” управления двигателем в части крутящего момента двигателя являютсядроссельная заслонка, давление наддува, момент впрыска топлива, отключение цилиндров и

момент зажигания.

Регулирование крутящего момента двигателя посредством механическогопривода дроссельной заслонкиРазличные сигналы, касающиеся величины крутящего момента двигателя, поступают в блокуправления двигателя и там обрабатываются. Однако оптимальной величины крутящегомомента получить не удается, поскольку блок управления двигателя не может оказатьпрямого воздействия на дроссельную заслонку, управляемую механически педальюакселератора.Регулирование крутящего момента двигателя посредством электронногоуправления дроссельной заслонкойВ этом случае возможно достижение оптимального значения крутящего момента

посредством электронного регулирования работой двигателя.

Как это происходит?Блок управления двигателем суммирует все внешние и внутренние требования в отношениивеличины крутящего момента двигателя и по ним рассчитывает необходимую величину

момента. Это намного точнее и эффективнее, чем было прежде.

Внутренние требования предъявляются со стороны:- условий пуска двигателя;- подогрева катализатора;- регулирования холостого хода;- ограничения мощности;- ограничения частоты вращения;

— регулирования состава смеси по содержанию кислорода в отработавших газах.

Внешние требования предъявляются со стороны:- автоматической коробки передач (в точках переключения);- тормозной системы (контроль тяги, режим принудительного холостого хода);- климатической установки (включение и выключение компрессора);

— круиз-контроля.

Процесс регулирования

После оценки всех внутренних и внешних требований в отношении величины крутящегомомента блок управления двигателя рассчитывает оптимальный крутящий моментдвигателя. Фактический крутящий момент определяется расчетом по частоте вращения двигателя,

сигналу о нагрузке двигателя и моменту зажигания.

В ходе регулирования блок управления двигателя сначала сравнивает фактическийкрутящий момент с оптимальным моментом. Если эти величины не совпадают, блокуправления двигателя расчетом определяет направление и величину необходимоговоздействия в целях достижения совпадения фактического и оптимального крутящего

момента.

Для этого у блока управления есть два пути.

На одном пути регулированию подлежат параметры, которые влияют нанаполнение цилиндров. При этом речь идет о параметрах, изменение которыхотносительно долго влияет на направление изменений крутящего момента двигателя.Эти параметры:- угол открытия дроссельной заслонки и

— на двигателях с турбонаддувом давление наддува.

На втором пути изменению подлежат параметры, которые относительно быстроизменяют величину крутящего момента вне зависимости от наполнения цилиндров.К этим параметрам относятся:- момент зажигания;- момент впрыска топлива;

— отключение цилиндра(ов).

Электронный привод дроссельной заслонки состоит из:

— педального модуля с датчиками положения педали акселератора;- блока управления двигателя;- модуля управления дроссельной заслонки;

— контрольной лампы электронного привода дроссельной заслонки.

Педальный модуль

посредством датчиков непрерывно определяет положение педали акселератора и передаетсоответствующий сигнал блоку управления двигателя.

Блок управления двигателя

определяет по этому сигналу намерение водителя в отношении изменения мощностидвигателя и отвечает на это соответствующим изменением крутящего момента двигателя. Дляэтого блок управления подает управляющий сигнал приводу дроссельной заслонки дляприоткрытия ее или, наоборот, некоторого закрывания. При этом принимаются во вниманиедругие пожелания в отношении крутящего момента двигателя, например, со стороныклиматической установки. В этом и состоит смысл “электронного привода

акселератора” (дроссельной заслонки).

Модуль управления дроссельной заслонки

обеспечивает требуемую массу воздуха, поступающего в цилиндры.Привод дроссельной заслонки воздействует на дроссельную заслонку в соответствии скомандами блока управления двигателя. О положении дроссельной заслонки постояннопоступают сигналы от угловых датчиков положения дроссельной заслонки в блок

управления двигателя.

Контрольная лампа электронного привода акселератора сигнализирует водителю, что в системеэлектронного привода имеется неисправность.

Действие электронного привода

На холостом ходу

Блок управления двигателем узнает по сигналам от датчиков положения педалиакселератора, что педаль не нажата. Начинается режим регулирования холостого

хода.

Блок управления двигателем управляет приводом дроссельной заслонкой; при помощиэлектродвигателя дроссельная заслонка перемещается.В зависимости от того, насколько различаются фактическая и оптимальная величины частоты

вращения двигателя, зависит величина изменения угла открытия дроссельной заслонки.

Оба угловых датчика положения дроссельной заслонки непрерывнопередают информацию блоку управления двигателя. Датчики расположены в модуле

управления дроссельной заслонкой.

Перемещение педали акселератора

Блок управления двигателя из сигналов от датчиков положения педали акселератораполучает информацию о положении педали. Желаемое водителем перемещениедроссельной заслонки осуществляется по команде блока управления посредствомпривода дроссельной заслонки. Дополнительно поступают соответствующиекоманды по изменению момента зажигания, впрыска и, при необходимости, величины

давления наддува.

Оба угловых датчика определяют положение дроссельной заслонки и сообщают о нем блокууправления.

Для расчета необходимого положения дроссельной заслонки блоком управленияпринимаются во внимание дополнительные требования.

Например:- по ограничению частоты вращения двигателя;- со стороны круиз-контроля (GRA);- со стороны системы контроля тяги (ASR);

— со стороны регулирования принудительного холостого хода (MSR).

Если в конечном счете это все отражается в необходимости изменения крутящего момента,может быть изменено положение дроссельной заслонки без какого-либо воздействия водителя

на педаль акселератора.

Модуль педали акселератора состоит из:

— педали акселератора;- датчика 1 положения педали акселератора G79- датчика 2 положения педали акселератора G185.Используются два одинаковых датчика для обеспечения максимально возможнойнадежности. Здесь речь идет о резервированной системе.

Это означает, что вполне было бы достаточно информации от одного датчика.

Использование сигналовПосредством сигналов от обоих датчиков положения педали акселератора блокуправления двигателя узнает положение педали в каждый момент времени.Оба датчика представляют собой потенциометры со скользящим контактом,укрепленным на общем валу. При каждом изменении положения педали изменяетсясопротивление датчиков и, соответственно, напряжение, которое передается на блок

управления двигателя.

Работа при отсутствии сигнала

При отсутствии одного сигнала- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Система управляется сначала на холостом ходу. Когда будет опознан второй датчик входе определенного контрольного срока на режиме холостого хода, опять будетвозможно движение автомобиля.- При полном нажатии на педаль частота вращения двигателя увеличиваетсямедленно.- Дополнительное опознавание холостого хода по положению педали осуществляетсяпосредством выключателя сигналов торможения F или выключателя поположению тормозной педали F47.- Комфортные функции, например, круиз- контроль или регулирование двигателем в

режиме принудительного холостого хода, отключаются.

При отсутствии обоих сигналовЭто вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампа электронногопривода акселератора.- Двигатель работает только на повышенных оборотах холостого хода (максимально

1500 об/мин) и не реагирует на педаль акселератора.

Модуль управления дроссельной заслонки

расположен на впускной трубе. Он служит для обеспечения подачи нужного количества воздуха вцилиндры.

Устройство, Модуль состоит из:- корпуса дроссельной заслонки;- дроссельной заслонки;

— привода дроссельной заслонки G186;

— углового датчика 1 привода дроссельной заслонки G187;- углового датчика 2 привода дроссельной заслонки G188.

ДействиеОткрытие и закрытие дроссельной заслонки осуществляется электродвигателем по сигналублока управления двигателя. Оба угловых датчика посылают сигналы блокууправления двигателя о положении дроссельной заслонки.

Два датчика установлены в целях повышения надежности системы.

Работа при отсутствии сигналов

Если блок управления двигателя получает от одного из угловых датчиков неразличимый сигналили вообще не получает никакого сигнала:- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Подсистемы, которые в какой-то степени определяют крутящий момент (например,круиз-контроль, регулирование двигателя в режиме принудительного холостого хода)отключаются.- Для контроля оставшегося датчика используется сигнал нагрузки.

— Педаль акселератора действует нормально.

Если блок управления двигателя получает от обоих угловых датчиков неразличимые сигналыили вообще не получает никаких сигналов:- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Привод дроссельной заслонки отключается.- Двигатель работает только с повышенной частотой холостого хода 1500 об/

мин и больше не реагирует на педаль акселератора.

boschdiagnost.ru

Проверка неисправностей с помощью специального сканера

Если мультиметр можно назвать универсальным устройством, которое предназначено для проверки напряжения в электроприборах, то для определения конкретных проблем с автомобилем используют специальный сканер – диагностическое устройство OBDII, или автосканер. В отличие от мультиметра, который позволяет только узнать, каким является напряжение в электроцепи, определить вариативность (скачки), автомобильный адаптер показывает, какая именно ошибка привела к возникновению неисправности, что позволяет узнать причину поломки и детали, требующие ремонта.

Для проверки датчика нужно подключить прибор в соответствии с инструкцией и, исследуя данные в закрытом и открытом состоянии заслонки, замерить показатели напряжения, проверив, какая информация появляется на экране некорректно. При наличии проблем на табло отображается определенный код.

Как упоминали ранее, при неисправности датчика зачастую возникает именно ошибка p0120, которая фактически переводится как «Неисправность выключателя при определенном положении заслонки». Код p0120 является не единственным в списке обозначений, связанных с некорректной работой этого прибора. Если на экране появляется значение p0122-p0123, P0220-P0223, это тоже свидетельствует о проблемах с датчиком.

Кроме выявления неисправностей в системе ДВС, автосканер помогает определить ряд проблем и в других системах. Но перед его использованием необходимо изучить инструкцию: ряд моделей измерительного прибора не подходит под конкретные виды автомобилей, а потому перед приобретением этого аксессуара рекомендуется внимательно изучить, с машинами каких производителей совместимо данное устройство.

Как проверить ДПДЗ?

Чтобы подтвердить или опровергнуть симптомы неисправности измерителя, потребуется мультиметр либо другой прибор с функцией вольтметра. В комплекте должны быть заостренные щупы, иначе придется зачищать провода, подключенные датчику. Снимать изоляцию с проводников крайне нежелательно, так что при отсутствии острых контактов сделайте их самостоятельно – в будущем пригодятся.

Диагностика датчика производится путем замера напряжения между выходным проводом и массой машины. Алгоритм выполнения операции следующий:

  1. При отключенном зажигании снимите разъем ДПДЗ и по схеме определите, какая из трех жил является выходной. В автомобилях ВАЗ нужный проводник подсоединен к верхнему контакту колодки.
  2. Поставьте разъем на место и снаружи проколите найденный провод заостренным щупом. Второй зажим присоедините к «минусовой» клемме аккумуляторной батареи.
  3. Выставьте мультиметр на измерение вольтажа и включите зажигание. Зафиксируйте показания.
  4. Откройте дроссель до упора и снимите второй показатель напряжения.
  5. Плавно поворачивайте заслонку, наблюдая за ростом вольтажа. Значения должны меняться постепенно, без скачков и падений до нуля.

Совет. Если схемы нет в наличии, отыщите требуемый провод методом исключения. Первый контакт – это питание измерителя, второй – «минус», третий – выход импульса. При включенном зажигании несложно отыскать жилу с постоянным напряжением питания 5 вольт (для ВАЗ) и «массу».

Теперь проанализируйте данные. Напряжение при закрытом дросселе не должно превышать 0,5–0,7 В (зависит от марки машины). Когда возникает превышение указанного порога, контроллер «видит» приоткрытую заслонку, подает больше топлива и обороты растут, хотя по факту дроссель закрыт. Сопоставьте вывод с симптомами неисправности.

Отклонения при полностью открытой воздушной заслонке и резкие скачки вольтажа дают идентичный эффект. ЭБУ не понимает, что датчик банально врет, и снабжает мотор горючим в соответствии с его показаниями. Отсюда возникают все неприятные моменты – нестабильность, провалы, рывки. Когда контакт на ползунке пропадает окончательно, контроллер переходит в аварийный режим, включается табло и увеличивается расход бензина.

Итак, признаком поломки является отклонение от верхнего и нижнего порога напряжения и неадекватные скачки при плавном открытии дросселя. Чтобы убедиться в неисправности окончательно, можете отсоединить разъем датчика и проверить его сопротивление в разных положениях дроссельной заслонки.

Заменить нерабочий прибор довольно просто. Выполните такие действия:

  1. Снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.
  2. Отключите разъем ДПДЗ.
  3. Открутите датчик и поставьте на его место новый.
  4. Подключите провода в обратном порядке.

Вывод

Когда у датчика положения дроссельной заслонки признаки неисправности становятся очевидными невооруженным взглядом, в большинстве случаев прибор подлежит замене на другое, исправное устройство. Не следует оттягивать с ремонтом ТС: этот прибор оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Если проблему запустить, это может привести к резкому ухудшению качества топливно-воздушной смеси, которая формируется благодаря воздействию дроссельной заслонки. Неисправность этих запчастей негативно сказывается на работе всей системы ДВС, что в 70% случаев приводит к необходимости замены двигателя на новый агрегат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]