Что такое гидроудар двигателя
В общем смысле гидроудар — резкий скачок давления в системе, заполненной жидкостью, который приводит к изменению скорости потока. Это может привести к трещинам, расколу и иным повреждениям труб, насосов и другого оборудования, работающего под давлением.
Термин «гидроудар» по отношении к двигателю не совсем корректный, ведь здесь имеет место иная ситуация. Внутрь блока цилиндров попадает вода, которая не сжимается и не дает цилиндру дойти до требуемой точки.
В результате двигатель останавливается из-за повреждения его элементов. По правилам такой процесс подразумевает попадание жидкости в рабочую полость мотора, а термин «гидроудар» применяется из-за большего удобства и связи с водой. Процесс гидравлического удара происходит следующим образом:
- Вода через воздушный фильтр / воздуховод попадает в камеру сгорания.
- Цилиндр при поднятии в верхнюю точку сталкивается с несжимаемой жидкостью.
- Кривошипно-шатунный механизм продолжает давить на цилиндр для достижения последним необходимой точки. В результате давление вырастает в 10-100 раз.
- Происходит повреждение шатуна / штока, обрыв шпилек головки цилиндров, повреждение прокладки и другие проблемы. Наиболее серьезной поломкой является разрыв блока двигателя.
Для полного понимания, что такое гидроудар двигателя, необходимо разобраться с предпосылками его появления. Здесь возможны две ситуации:
- Преодоление глубокой лужи на большой скорости. При этом жидкость под давлением влетает в воздушный фильтр, а далее в рабочую область мотора.
- Проезд водной преграды, уровень которой выше верхней точки воздуховода машины. С такими проблемами часто поступают «утопленники» из Европы.
Нельзя исключать и неисправность силового агрегата, когда в цилиндр попадает антифриз или масло.
Что такое гидроудар двигателя автомобиля и как его избежать
Многие опытные водители знакомы с непредвиденным обстоятельством, которое возникает во время скоростного прохождения луж. Влага проникает в камеру сгорания через элемент очищения воздуха. Целостности системы наносится вполне ощутимый урон, так как это происходит в момент такта сжатия горючей смеси. Неправильно обычно действует сам человек, но исключение составляют случаи, когда на дороге складывается аварийная ситуация, и приходится идти на определенный риск. Ниже подробно о том, от чего бывает гидроудар и как проверить.
Как уберечь двигатель
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Аренда спецтехники в России
Во избежание последствий необходимо понимать, как защититься от гидравлического удара в силовом узле и повреждения его деталей.
Следуйте простым правилам:
- Не проезжайте глубокие лужи на большой скорости, ведь в таком случае воду с высокой вероятностью засосет в камеру сгорания. Это необходимо делать медленно и осторожно.
- Адекватно оценивайте возможности машины и не пытайтесь преодолеть глубокое водное препятствие.
- Максимально защитите воздушный фильтр от попадания воды.
- Контролируйте исправность силового узла. Мало, кто знает, но причиной гидравлического удара может быть поломка мотора: попадание смазки или охлаждающей жидкости в рабочий цилиндр.
- Если на улице льет сильный дождь, а лужи превратились в потоки, лучше посидеть дома и не рисковать. В таком случае можно защититься от неприятностей и неоправданного тестирования возможностей автомобиля. Если обойтись без поездки все-таки нельзя, при пересечении водных преград двигайтесь н скорости до 10 км/ч и только на первой передаче. При наличии такой возможности глубокие ямы лучше и вовсе объехать.
Отдельного внимания заслуживают дизельные моторы. Они также подвержены гидравлическому удару, а последствия могут быть даже более серьезными. Так, из-за небольшой камеры сгорания внутри имеет чрезмерное давление. Как результат, в 95 из 100 случаев приходится делать капитальный ремонт.
Как происходит гидроудар двигателя?
Наносимый урон зависит от соотношения объема жидкости и емкости камеры сгорания. Если первой немного, “нокаут” проходит незаметно для ДВС (при этом узел все равно страдает). В этом случае неприятности могут настигнуть вас в неожиданный момент — ТС просто встанет.
Как определить, был ли удар двигателя?
В описанном выше случае вы, скорее всего, эвакуируете неисправное авто в автосервис. Там специалисты вскроют “сердце” авто и обнаружат покореженную/застрявшую запчасть, “убитый” цилиндр, пробой блока и пр.
Как выглядят детали двигателя после гидроудара?
Исследование запчастей узла позволит определить, что стало причиной неисправности. Поломка подтвердится, если обнаружены следующие факторы:
- Если воды было мало и авто сразу не заглохло, определить проблему сразу практически невозможно. В этой ситуации проверяют фильтр. Бумажный элемент будет деформирован, а гофра искривлена. При синтетическом варианте следы высохших капель ищут на дроссельной заслонке и стенках воздуховодов.
- На стенке, выше участка остановки верхней части движущейся детали в позиции ВМТ, присутствует двойная кайма нагара.
- Один шатун вышел из строя — проверяют остальные. При взгляде на детали в плоскости качания “волнистая” геометрия (искривление — верный признак гидроудара двигателя).
- Заметный перекос осей, при котором на шатунной “юбке” просматривается овальное пятно контакта и с обратной стороны такая же “отметина” находится выше кольца. При этом зона огневого пояса имеет заметный слой “копоти”, который с противоположной стороны отсутствует.
- Неровная кромка “копоти” в верхней части цилиндра (характерный блеск внизу — свидетельство гидроудара на бензиновом двигателе).
- На вкладышах по краям появляются блестящие полоски — след от диагонального износа.
- “Мертвое” надпоршневое пространство увеличено. Нагар на головке темнее остального налета.
Какие последствия гидроудара
Последствия удара поршня об прокладку в цилиндре бывают разные, так если машина стояла, и мотор работал исключительно на холостом ходе, он просто может заглохнуть. Если автомобиль во время гидроударя двигался, последствия будут более серьёзными, поскольку давление на поршень со стороны КШМ будет продолжаться, создавая большие усилия. В данном случае может произойти деформация и разрушение вкладышей, шатунов, колец и коленчатого вала.
Когда происходит обратный ход поршня мелкие обломки деталей, попадая в имеющийся зазор между стенкой цилиндра и поршня, могут пробить стенку или заклинить поршень, после чего двигатель уже восстановлению не подлежит. Это самое тяжёлое последствие от гидроудара двигателя, которое наиболее опасно для дизельных агрегатов, поскольку у них объём камеры сгорания значительно меньше, а степень сжатия гораздо выше.
Когда машина едет с невысокой скоростью и силы инерции на детали КШМ не столь велики, то импульс гидравлического удара не будет резким, что поможет сохранить узлы от разрушения.
Кроме этого последствия гидроудара двигателя сказываются и на других деталях мотора. Существуют случаи, когда сильное давление влияло на деформацию головки цилиндра. Внезапная остановка коленвала при работе силового агрегата приводит к высокому механическому напряжению, которое действует на приводные ремни и цепи, а также на регуляторы их натяжения. По этой причине они могут растянуться или порваться, что потребует их замены.
В таких случаях в последнюю очередь страдает коленчатый вал. Он может деформироваться или сломаться уже вследствие разрушения поршня или шатунной передачи. Разрушение головки шатуна после гидроудара, как правило, не носит следов побежалости и перегрева. Её вид остаётся обычным.
Что надо делать после гидроудара
При любой проблеме, главное не проявлять спешки. Гидравлический удар распознается резким глушением двигателя. После этого он не заводится, чего собственно не следует и делать.
Первым делом осмотреть воздушный фильтр – сухой, значит причина в другом месте. Но когда он мокрый велика вероятность наличия воды в цилиндре.
Последствия могут быть следующими:
- Причина остановки автомобиля как раз гидравлический удар.
- От гидроудара мотор заклинило, а также пробит блок цилиндров.
- Агрегат заглох и ничего серьезного не произошло.
Первые две ситуации требуют вызова эвакуатора, последняя же не критична. Мотор может заглохнуть и до гидроудара, хоть влага и проникла в камеру сгорания, ДВС уже перестал работать, а потому серьезных осложнений удалось избежать.
Здесь с неисправностью можно справиться самостоятельно. Для начала необходимо избавиться от мокрого воздушного фильтра, после чего хорошо протереть корпус, чтобы избавиться от влаги.
Теперь выкрутить свечи зажигания и провернуть коленчатый вал стартером. Это даст воде вытечь из цилиндров. Если свечи не выкручиваются, подождать какое-то время, чтобы дать воде стечь в картер двигателя.
Затем запустить ДВС и пусть он работает в режиме холостых оборотов.
Еще стоит проверить моторное масло – туда тоже могла попасть влага. Определить это можно по цвету. Белый оттенок свидетельствует о воде в масле и его необходимо менять.
Чтобы зря не рисковать, лучше все же вызвать эвакуатор до ближайшего автосервиса. Там двигатель просушится, а специалисты оценят степень повреждений.
Причины
Автомобилисты уверены, что проблема гидроударов актуальна только для тех, кто совсем недавно оказался за рулём. Якобы исключительно новички допускают подобные ошибки, а с бывалыми водителями такое никогда не произойдёт.
Но это большое заблуждение. Никто от гидроудара полноценно не застрахован, потому с этим явлением сталкиваются и те, кто много лет провёл за рулём безо всяких серьёзных происшествий и ошибок.
Именно большой опыт часто играет с автомобилистом злую шутку. Он уверен, что всё знает и умеет, а потому в действительно забывает элементарные вещи. Плюс пересадка с одной машины на другую, которые отличались по своим характеристикам и возможностям, приводит к допущению банальных ошибок.
Есть 3 основные причины, которые и приводят к гидроударам силовой установки.
- Глубокие лужи. Если водитель часто любит на высокой скорости проехать по достаточно глубокой луже, вероятность столкнуться с гидроударом существенно возрастает. Это объясняется тем, что из-за глубокой лужи вода с лёгкостью проникает в воздушный фильтр. Уже через него совсем близко находится камера сгорания. Преград на пути в неё после фильтра практически не остаётся.
- Водные преграды. Не только владельцы внедорожников пытаются преодолеть разные водные преграды. Даже когда водоём, река или озеро кажутся мелкими, рисковать стоит лишь при полной уверенности в своей машины. В противном случае уровень воды достигает воздухозаборников, жидкость следует в воздушный фильтр, а оттуда уже направляется в поршневую систему силовой установки.
- Неисправности двигателя. Даже в абсолютно солнечный день при отсутствии луж и водных преград в цилиндрах может оказаться вода. Объяснить подобное можно трещинами и деформациями прокладки ГБЦ. Если это происходит, в роли воды выступает охлаждающая жидкость, которая просачивается через повреждённую прокладку. Когда гидроудар обусловлен именно нарушением целостности конструкции двигателя, зачастую он проявляется при запуске мотора.
Исключить эти факторы можно. Но не все водители тщательно следят за состоянием двигателя, а порой просто забывают о необходимости соблюдать осторожность, пытаясь преодолеть какие-то лужи или иные водные препятствия.
Как определить гидравлический удар мотора?
Даже несколько миллилитров H2O, если поршень находится в ВМТ (верхней мертвой точке), могут вывести из строя устройство. Диагностируют поломку чаще всего по резкой остановке движка и выливающейся из патрубка воде.
Причины гидроудара двигателя
Влага проникает через моторный отсек в воздуховод (например, при переезде речки вброд или прохождении глубокой лужи на скорости). Попадание через горючее невозможно — топливная система оснащена несколькими ступенями фильтрации. Форсунки тоже препятствуют появлению H2O в цилиндрах.
Что значит гидроудар движка для спортивных авто? Чаще рассматриваемой неисправности подвержены именно такие “тачки” и их аналоги. Дело в том, что элемент нулевого сопротивления обладает высокой пропускной способностью (не способен задержать мелкие фракции H2O, поэтому рекомендуют дополнительно использовать специальное масло-блокатор). Также воздуховоды на “спорткарах”, как правило, монтируют низко. Общий вывод — при езде избегайте глубоких луж.
Симптомы гидравлического удара
Когда части силового агрегата сталкиваются с H2O, запчасти разрушаются или деформируются (уменьшаются в длине). Как узнать, был ли гидроудар в двигателе? О наличии неприятности сигнализируют:
- H2O в коллекторе впуска;
- искривленная гофра воздушного фильтра;
- толстый или неравномерный слой нагара (после гидроудара двигатель работает, но на головке “копоти” больше, чем в других местах — машина нуждается в ремонте);
- деформированный шатун;
- вкладыши коленвала затерты по краям.