У всех на слуху такой термин, как солярка, то есть дизельное топливо, как его еще называют сокращенно, дизтопливо. Считается, что автомобили с дизельными двигателями намного экономичнее, то есть меньше уходит денег на заправку. Но современные машины, работающие на солярке, имеют высокие требования к качеству топлива. Для старых авто с дизельными ДВС проще, купил солярку у тракториста или дальнобойщика по дешевке и ездишь. А новые дорогие автомобили опасно заправлять дизтопливом, которым заправляют, например, трактора Беларус. Эффективную работу ДВС определяют характеристики топлива. Наличие примесей, плохая фильтрация будут приводить к мелким текущим ремонтам, а потом и к капремонту. Помимо чистого топлива, плотность солярки должна быть соответствующей.
Плотность — это количество массы в граммах или килограммах, которое находится в одном кубическом сантиметре или одном кубометре объема (грамм/см3 или кг/м3).
Плотность дизельного топлива зависит от температуры, то есть она не постоянная.
Вопрос: когда плотность уменьшается, а когда повышается? При нагревании солярки, плотность ее снижается, а чем холоднее, плотность увеличивается.
Плотность жидкости (удельный вес дизтоплива, в данном случае) измеряют ареометром. Масса ареометра делится на объем, который находится в этой жидкости — это и показывает плотность. Для измерения плотности дизельного топлива нужен ареометр для нефтепродуктов типа АН, АНТ1 или АНТ2. По виду ареометр похож на градусник для измерения температуры, но имеет две шкалы.
Что говорит плотность о качестве солярки?
Если ареометр показал высокую плотность дизтоплива, то это означает, что в топливе больше содержатся тяжелых фракций. Если тяжелых фракций много, то ухудшается испаряемость и распыление в камере сгорания цилиндров, а это ведет к потере мощности дизельного агрегата.
Табличные значения
Основные измерения для дизтоплива проводятся при окружающей температуре +20С. Это обусловлено ГОСТом. Также следует учитывать марки горючего, ведь они имеют свои физические характеристики. Если необходимо значение вне зависимости от температуры, то можно его узнать из следующей таблицы.
Название марки | Плотность, кг/м3 | Температура замера, С |
Летнее д/т | 860 | +20 |
Зимнее д/т | 840 | +20 |
Арктическое д/т | 830 | +20 |
Исходя из значений, очевидно, что плотность зимнего дизельного топлива явно меньше, чем параметр для летней марки топлива. Таким образом обеспечивается лучшая текучесть жидкости и снижается температура ее застывания.
По установленным стандартам летняя марка должна в нормальных условиях иметь удельный вес 8440 Н/м3. Аналогичный показатель для зимнего д/т определяется 8240 Н/м3.
Можно самостоятельно взвесить четко отмеренный литр горючего. Он должен дойти до отметки на весах в пределах 830-860 г, в зависимости от типа.
Стоит знать, что летнее дизельное топливо в нашей стране маркируется литерой «Л».
В Средней полосе данный тип на АЗС предлагается с апреля по начало-середину осени. Важно, чтобы окружающая температура не фиксировалась ниже -5С (при -6С возникает помутнение). Когда значение опускается ниже -7-8С, то существенно повышается риск замерзания жидкости. В результате возникают засоры в трубопроводах.
Рекомендуем: Как можно увеличить моторесурс автомобильного двигателя?
Меняется плотность дизельного топлива в зависимости от температуры (таблица марок указана выше) незначительно. Один градус приводит к изменению плотности на 0,75 кг/м3. Более подробную табличку можно скачать по ссылке.
Плотность нефтепродуктов
Плотность топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема.
Плотность топлива во многом зависит от плотности нефти из которой оно получено. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 плотность топлива при температуре +15 °С должна быть в пределах 0,820-0,845 г/см3, а по ГОСТ 305-82 не должна превышать 0,860 (при 20°С)
Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность топлива снижается и наоборот – при снижении температуры плотность топлива увеличивается. Существуют специальные таблицы для пересчета плотности топлива в зависимости от температуры. Для дизельного топлива температурная поправка изменения плотности составляет, в среднем 0,0007 г/см3 на 1°С.
ПЛОТНОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ
НЕФТЕПРОДУКТЫ | ПЛОТНОСТЬ ПРИ 20* С, г/см3 |
Авиационный бензин | 0,73-0,75 |
Автомобильный бензин | 0,71-0,76 |
Топливо для реактивных двигателей | 0,76-0,84 |
Дизельное топливо | 0,80-0,85 |
Моторное масло | 0,88-0,94 |
Мазут | 0,92-0,99 |
Нефть | 0,74-0,97 |
Точный расчет плотности нефтепродукта
Для того чтобы определить при помощи этой таблицы плотность нефтепродукта при данной температуре, необходимо:
таблица средних температурных поправок плотности нефтепродуктов.
Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС | Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС |
0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
0,680-0,689 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
0,6900-0,6999 | 0,000910 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,000660 |
0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
0,7200-0,7299 | 0,000870 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,000620 |
0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
0,8200-0,8299 | 0,000738 |
а) найти по паспорту плотность нефтепродукта при +20oС;
б) измерить среднюю температуру груза в цистерне;
в) определить разность между +20oС и средней температурой груза;
г) по графе температурной поправки найти поправку на 1oС, соответствующую плотность данного продукта при +20oС;
д) умножить температурную поправку плотности на разность температур;
е) полученное в п. «д» произведение вычесть из значения плотности при +20oС, если средняя температура нефтепродукта в цистерне выше +20oС, или прибавить это произведение, если температура продукта ниже +20oС.
Примеры.
Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта 0,8240. Температура нефтепродукта в цистерне +23oС. Определить по таблице плотность нефтепродукта при
этой температуре.
Находим:
а) разность температур 23o — 20o =3o;
б) температурную поправку на 1oС по таблице для плотности 0,8240, состовляющую 0,000738;
в) температурную поправку на 3o:
0,000738*3=0,002214, или округленно 0,0022;
г) искомую плотность нефтепродукта при температуре +23oС (поправку нужно вычесть, так как температура груза в цистерне выше +20oС), равную 0,8240-0,0022=0,8218, или округленно 0,8220.
2. Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта, 0,7520. Температура груза в цистерне -12oС. Определить плотность нефтепродукта при этой температуре.
Находим:
а) разность температур +20oС — (-12oС)=32oС;
б) температурную поправку на 1oС по таблице для плотности 0,7520, составляющую 0,000831;
в) температурную поправку на 32o, равную 0,000831*32=0,026592, или округленно 0,0266;
г) искомую плотность нефтепродукта при температуре -12oС (поправку нужно прибавить, так как температура груза в цистерне ниже +20oС), равную 0,7520+0,0266=0,7786, или округленно 0,7785.
Классы зимнего дизельного топлива
Пять лет назад в России был введён и ныне используется ГОСТ Р 55475 регламентирующий требования к дизтопливу, используемому зимой. Оно производится из среднедистиллятных фракций нефтепродуктов. Такое дизтопливо отличается пониженным содержанием парафинообразующих углеводородов, и может безопасно применяться в дизельных автомобилях.
Указанный стандарт регламентирует марки топлива для указанных автомобилей (зимнее –З и арктическое – А), а также граничную температуру фильтруемости – показатель, указывающий температурные значения, при которых текучесть солярки снижается практически до нуля. Показатели фильтруемости выбираются из следующего стандартного ряда: -32ºС, -38ºС, -44ºС, -48ºС, -52ºС. Отсюда следует, что, дизтопливо марки З-32 будет считаться зимним, имея температуру фильтрации -32ºС, а дизтопливо марки А-52 – арктическим, с показателем температурной фильтрации в -52ºС.
Классы зимнего дизтоплива, которые установлены данным стандартом, определяют:
- Наличие серы в мг/кг: до 350 относительно класса К3, до 50 относительно класса К4 и до 10 относительно класса К5.
- Значение температуры вспышки, ºС: для топлива марки З-32 – 40, относительно остальных марок – 30.
- Фактическая вязкость истечения, мм2/с, которая должна находиться: для солярки З-32 – 1,5…2,5, для солярки З-38 – 1,4…4,5, относительно прочих марок – 1,2…4,0.
- Предельное наличие углеводородов ароматической группы: относительно классов К3 и К4 таких соединений может быть не выше 11%!, относительно класса К5 – не выше 8%!
ГОСТ Р 55475-2013 не определяет характеристики фильтруемости и помутнения как определённые температурные характеристики, присущие классам дизтоплива. Техническими требованиями устанавливается лишь, что температурная граница фильтруемости должна превосходить температуру помутнения на 10ºС.
Классификация дизельного топлива
Для типизации дизельного топлива традиционно учитывают два показателя: степень серосодержания и максимальная температура помутнения. Это — принятый государством стандарт, соответствующий европейской системе и спецификации EN 590. В рамках данной статьи наибольшее значение имеют показатели температуры.
«Температурная» классификация разделяет горючее по сортам и классам, которые являются показателями того, при какой максимально низкой температуре горючее может проходить через фильтр.
В скобках указана предельная температура фильтруемости (t °C).
Для местностей с умеренным климатом определяют сорта горючего | Для местностей холодного климата определяют классы горючего |
|
|
В зависимости от температурных показателей дизтопливо разделяют на три основных вида и один дополнительный (последний).
- Летнее дизтопливо. Сохраняет жидкое состояние до -5 °C. Рекомендовано к использованию при температуре выше 0 (t °C фильтруемости не определяется).
- Зимнее дизтопливо. Не должно загустевать до температуры ниже 35 градусов. Используют при морозах (-20 °C).
- Арктическое дизтопливо. Рекомендовано при сильных морозах от -45 градусов (-38 °C).
- Межсезонное дизтопливо (-15 °C).
Рекомендуем: Причины падения динамики автомотора
Дополнительно советуем прочитать материал, в котором подробно расписывается об особенностях применения антигеля для дизельного топлива.
Для каждого из трёх основных видов определены свои нормы показателей плотности и вязкости. Именно от этих характеристик зависит эффективность работы двигателя и то, когда и какое топливо использовать. По ним же зачастую определяют качество солярки.
Стандарты вязкости следующие:
- летний тип — 3,8/6,0 сСт;
- зимний тип — 1,8/5,0 сСт;
- арктический тип — 1,5/4,0 сСт.
О показателях плотности речь пойдет далее.
Формулы расчета плотности веса и объема дизтоплива
Плотность дизельного топлива, его вес и объем рассчитывается по определенным формулам в соответствии с ГОСТами.
Основываясь на том, что показатель плотности напрямую зависит от температуры, для точности расчетов стоит учитывать поправочный коэффициент и показатель температуры окружающей среды.
По формуле плотность ДТ рассчитывается как соотношение массы горючего к его объему.
- V = m / p, где
- V — объем;
- m — масса;
- p – плотность
при расчете плотность солярки берется:
- для летнего топлива 860кг/м3;
- для зимнего топлива 840 кг/м3.
Соответственно, 1 кг летнего горючего составляет 1,19 литра, а зимнего – 1,16 литра.
В 1 литре содержится 0,860 и 0,840 кг солярки
Показатель плотности нефтепродукта должен строго соответствовать нормативным актам. В качестве эталона принимают плотность, зафиксированную при 20оС. Для упрощения расчетов составлены специальные таблицы, в которых, зная вес и объем продукта, а также температуру, можно легко найти необходимый показатель.
Вес дизельного топлива рассчитывается простым умножением плотности нефтепродукта на его объем. Для расчета массы солярки в тоннах используется формула:
М(масса)=V (объем в литрах)*p(плотность кг/м3)
Для расчета массы летнего горючего, имеющего плотность 0,860 кг/м3 объемом 1000 литров имеем такое значение:
М=1000*0,860
Эта формула применяется и для других видов топлива с разными параметрами плотности. Количественные пока показатели легко переводятся из тонн в килограммы и обратно. Расчет объема, соответственно, проводится по обратной формуле – масса продукта делится на его плотность. Этот расчет является очень важным при составлении учетных документов на топливо, в которых возникает необходимость перевести вес горючего в объем, для правильного подбора емкостей.
Расчет дизельного топлива из тонн в литры можно осуществить по формуле:
V = (M / 0,850) х 1000, л.
где M — топливо в тоннах
В качестве показателя плотности дизельного топлива чаще всего используется усредненное значение 850 кг/м3
Температура вспышки дизельного топлива
Температура вспышки — это температура, при которой воспламеняемая жидкость дает достаточное количество пара в окружающий ее воздух, чтобы смесь воздуха с парами над поверхностью жидкости могла быть воспламенена от источника воспламенения. Из соображений безопасности (транспортировка, хранение) дизельное топливо должно иметь класс безопасности AIII, т.е. оно — должно иметь температуру вспышки выше 55°С. К примеру, содержание бензина в концентрации менее 3%!в дизельном топливе может уменьшить температуру вспышки до такого уровня, что воспламенение возможно при комнатной температуре.
Температура вспышки дизельного топлива может быть в диапазоне от 52 °С до 96 °С в зависимости от типа двигателя, для которого оно применяется и условий его работы. Поскольку дизтопливо применяется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно обладать высокой температурой вспышки и низкой температура самовоспламенения.
Почему зимой расход дизтоплива больше
Фактически, плотность дизельного топлива показывает, сколько энергии выделит это топливо. Чем больше плотность, тем больше энергии оно выделит. Коэффициент полезного действия (КПД) будет выше, если плотность топлива выше.
В холодных климатических районах приходится заливать зимнюю солярку. Плотность у нее меньше, чтобы не застывала и обладала хорошим распылением.
Некоторые дальнобойщики советуют, если замерзла солярка, добавить в нее керосин. Не знаю, как это отразится на работе силового агрегата, но, думаю, лучше заранее заливать дизельное топливо по сезонности. Существуют еще специальные присадки, антигели для дизельного топлива.
Если заливать летнее дизтопливо, то оно забивает в мороз топливный фильтр. Потом придется разбирать и чистить.
Откуда взялась солярка
На фото — дизельное топливо, появившееся позже бензина
Так что Рудольф Дизель к солярке не имеет почти никакого отношения. Ему принадлежит патент на ДВС, который работает на керосине или на мазуте, а топливо загорается не от искры, как в дорогом бензине, а под высоким давлением. Мотор Дизеля представлял собой трехметровое сооружение, которое выдавало 17 лошадиных сил и крутилось со скоростью около 170 об/мин. КПД агрегата Дизеля составляло 26% и это в 1893 году была почти что революция, потому что паровая машина была вдвое слабее. Солярка же, с которой мы знакомы сегодня, появилась с подачи Эммануила Нобеля. Он купил лицензию у Рудольфа Дизеля и заставил керосиновый двигатель работать именно на солярке. А сам Дизель, вероятно, знал что-то лишнее, потому что в один прекрасный сентябрьский вечер 1913 года вышел из дома и больше не вернулся. Так бы и работал агрегат Дизеля, как компрессор или генератор тока, если бы его конструкцией не заинтересовался Роберт Бош, он и привел в чувства дизельный двигатель, снабдив его топливным насосом высокого давления, и смог уместить под капотом грузовика Мерседес 5К3. Но это уже другая история, мы и так отвлеклись от солярки.
Физические характеристики дизеля
Дизельное топливо относится к продуктам, полученным после перегона нефти на специальных предприятиях (НПЗ). Качество и состав готовой жидкости должны удовлетворять строгим нормативам. Значение плотности является параметром, который участвует в определении продуктивной работоспособности топлива при различных условиях.
Важно знать, что плотность демонстрирует количество килограммов жидкости в одном кубическом метре.
Специалисты знают, что данный параметр является не постоянным и зависит от внешних факторов, главным из которых является окружающая температура. Поднятие столбика термометра стимулирует уменьшение плотности, а обратный процесс повышает удельный вес дизельного топлива.
Для получения конкретного значения используется измерительный аппарат – ареометр. В процессе измерения агрегат нужно опустить в емкость с соляркой. Чтобы проводить замеры в разных жидкостях применяют различные типы ареометров. Измерения в нефтепродуктах осуществляются моделями АН, АНТ-1 или АНТ-2.
Ареометр изготовлен в виде стеклянной трубочки, внутри которой имеется градуированная вертикальная шкала. Степень бо́льшая погружения демонстрирует меньшую плотность и наоборот.
Рекомендуем: Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой зимой и летом
Увеличенный удельный вес жидкости является следствием того, что в ней присутствуют тяжелые углеводородные фракции. Качественная работа ДВС из-за этого может снизиться, ведь ухудшается испаряемость жидкости и не обеспечивается хорошая ее распыляемость форсунками. Дополнительный негатив от наличия большого числа тяжелых частиц в том, что на рабочих поверхностях образуется нагар и различные отложения.
Дизтопливо: плотность, расход, эксплуатация
Плотность топлива для дизелей, позволяющая определить климатическое назначение горючего, влияет на пусковые характеристики и работу двигателя. При неправильном подборе солярки или при использовании низкокачественного горючего ухудшается запуск мотора, который не развивает номинальной мощности и крутящего момента. При движении в сложных дорожных условиях недостаточная мощность двигателя приводит к невозможности перевозки нормативной нагрузки или к повышенному расходу солярки и чрезмерному износу силового агрегата.
Что говорит плотность о качестве солярки
Удельный вес дизельного топлива определяет соотношение фракций, из которых состоит горючее. При повышенном параметре в состав смеси включен увеличенный объем тяжелых углеводородов, снижающих возможность распыления солярки форсунками в камеру сгорания. Из-за наличия тяжелых фракций, обладающих высокой температурой кипения, ухудшается смешивание частичек топлива и воздуха. Для воспламенения паров необходима повышенная температура, что приводит к перебоям в работе силового агрегата и повышенному расходу солярки.
Государственный стандарт
Действующие на территории РФ стандарты на дизельное горючее частично приняты еще во времена СССР (ГОСТ 305-82). Согласно нормативным актам, плотность топлива, используемого в летнее время, составляет 0,86 кг/л. При эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями в зимнее время необходимо использовать солярку с плотностью, сниженной до 0,84 кг/л. Горючее применяется для питания моторов атмосферного типа или с турбокомпрессорами. Для арктических регионов в зимнее время поставляется горючее с удельной массой 0,83 кг/л.
Нормы удельного веса дизельного топлива
Нормы удельного веса прописаны в стандартах ГОСТ Р 52368-2005 и 305-82. Нормативные акты оговаривают количество примесей в составе топлива (например, серы), которые негативно влияют на состав отработавших газов и долговечность аппаратуры впрыска горючего. Стандарты не допускают попадания в топливо водных растворов, которые вызывают коррозию распылительных наконечников и повреждают фильтры и насосы высокого давления. Вода с посторонними примесями отделяется при помощи специальных отстойников (фильтрация происходит из-за разности плотностей жидкостей).
Почему зимой расход дизтоплива больше
Увеличение расхода топлива при отрицательных температурах происходит из-за прогрева силового агрегата и повышенного трения в холодном моторе. При движении расход горючего соответствует летним значениям или отличается в меньшую сторону, поскольку повышенный крутящий момент на низких оборотах снижает пробуксовку ведущих колес на снежном покрытии. Дополнительную нагрузку оказывает загустевшее масло в картерах мостов и планетарных редукторах, из-за увеличенного сопротивления расход топлива немного увеличивается.
При пониженной температуре воздух обладает повышенным удельным весом, что приводит к нарушению состава рабочей смеси. Моторы с электронным блоком автоматически корректируют дозу горючего и фазу впрыска, устраняя негативный эффект от холодного воздуха. Двигатели с механическим насосом высокого давления не в состоянии подстраиваться под температуру воздуха, что также сказывается на расходе топлива. Холодный воздух увеличивает коэффициент лобового сопротивления, что немного увеличивает затраты солярки на 100 км пути.
Почему солярка замерзает
В состав солярки входят различные фракции, которые густеют под воздействием низких температур. Зависимость вязкости от внешнего температурного фона определяется плотностью, которая зависит от объемного количества фракций с повышенной температурой кипения. Если в составе топлива присутствует вода, то она опускается в нижнюю часть бака, где кристаллизуется при охлаждении ниже 0°С. Лед забивает заборную трубку, не позволяя подавать солярку к силовому агрегату. Для восстановления работоспособности двигателя требуется отогреть бак и магистрали подачи горючего.
Как убедиться в том, что вы заправилии зимнее ДТ
При наступлении зимнего сезона на топливных колонках появляется специальное топливо для дизель-моторов, информация о сорте горючего указывается на колонках и в помещении заправочной станции. Базовая методика основана на заливке 50-100 мл горючего в прозрачную емкость, которая ставится в морозильную камеру холодильника. При температуре -20…-22°С жидкость не должна мутнеть (муть указывает на образование взвеси твердого парафина). Для арктических сортов солярки порог помутнения находится на уровне -34°С (в холодильнике не достигается).
Как проверить плотность самостоятельно
Для проверки корректности плотности топлива используются методики:
- По текучести жидкости, нанесенной при -10°С и ниже на металлическую пластинку. Качественное топливо остается жидким, в составе не наблюдается формирования мутных прожилок. Если горючее густеет или становится мутным, то эксплуатировать автомобиль на нем зимой запрещается. Двигатель запустится, но при движении начнется процесс кристаллизации солярки, что приведет к обездвиживанию машины.
- Для точного определения плотности используется нефтяной ареометр (например, модели АНТ-2, рассчитанный на плотности от 830 до 910 кг/м³). В емкость наливается порция горючего, затем резервуар прогревается до температуры 20°С (контролируется по термометру). Прибор опускается в жидкость, полученное значение сверяется с нормативным удельным весом, соответствующим сорту солярки.
- При температуре ниже -20°С быстрым способом определения качества солярки являются капли, которые остаются на носике заправочного пистолета. Если жидкость имеет густую консистенцию или раствор мутный, то заливать топливо в бак машины не рекомендуется. Если заправка уже произведена, то следует разбавить горючее качественной соляркой, это позволит снизить температуру начала кристаллизации.
Шаг изменения плотности ДТ
Под понятием шага измерения веса солярки подразумевается поправочный коэффициент, равный 0,0007 ед. Например, при температуре -30°С плотность арктического сорта горючего увеличится на 50*0,0007 = 0,035 г/см³. При нормативном значении 0,83 г/см³ параметр возрастет до 0,865 г/см³.
Всему своё время
Что происходит с летним дизтопливом при низких температурах? Так же, как вода затвердевает при температурах замерзания, солярка летнего качества также кристаллизуется. Результат: топливо увеличивает свою вязкость, и забивает топливные фильтры. Таким образом, мотор больше не может получать качественную солярку в требуемом объёме. Звоночек о грядущих неприятностях состоится уже при наступлении устойчивых заморозков.
В случае зимнего дизтоплива точка текучести понижается, так что солярка не кристаллизуется. Зимнее топливо для дизельных авто существует в нескольких классах, причём часто проводится дополнительная дифференциация между топливом традиционно «зимнего» и «полярного», арктического класса. В последнем случае работоспособность солярки сохраняется даже для весьма пониженных температур.
Замена сортов дизтоплива производится обычно самими операторами заправочных станций. Перед заправкой следует убедиться в том, что в баке полностью отсутствует летнее горючее.
Вычисление удельного веса для 20 C
- Измерить плотность и среднюю температуру солярки.
- Вычислить разность фактической температуры и 20 ◦ С.
- Умножить разность температур на поправочный коэффициент.
- Если фактическая температура меньше 20 ◦ C, то отнять от значения плотности при данной температуре результат вычисления третьего пункта. Если же жидкость теплее +20 ◦ C, то эти значения нужно сложить.
Например, плотность горючего при температуре 0 ◦ C равна 0,997 г/см 3 . Разница между фактической температурой и 20 ◦ C равна 20. Тогда 20 × 0,0007 = 0,014 г/см. Так как при 20 ◦ C плотность горючего будет меньше, чем при 0 ◦ C, нужно от плотности при 0 ◦ C отнять величину поправки – 0,997-0,14=0,857 г/см 3 . Чтобы перевести результат из грамм на кубический сантиметр в килограмм на кубометр, нужно величину, выраженную в граммах на кубический сантиметр, умножить на 1000. То есть удельный вес нашей солярки при 20 ◦ C будет равен 857 кг/м 3 . Это позволяет нам сделать предположение о том, что она, судя по результатам вычисления, скорее летняя, чем зимняя. Точное же заключение о том, для какого сезона предназначено горючее, сделать на основании величины его плотности невозможно.
Связь плотности горючего и экономичности дизеля
Так как сгорание солярки, имеющей высокий удельный вес, сопровождается выделением большего количества энергии, чем сгорание менее плотного горючего, очевидно, что использование летнего топлива экономичнее. Однако его использование для повышения экономичности дизеля в холодное время года не представляется возможным. Это объясняется тем, что в его состав помимо керосиново-газойливых углеводородов, содержащих основной запас энергии топлива, входят и растворенные в них парафины. Последние даже при незначительном понижении температуры горючего, затвердевают, сгущая горючее и ухудшая проходимость фильтра тонкой очистки топлива. В результате этого ухудшается способность топлива прокачиваться по системе питания и распыляться в цилиндрах двигателя. Поэтому в состав зимних видов дизельного топлива вводят присадки, замедляющие застывание парафинов и сгущение солярки до состояния геля.
Эти добавки, снижая температуру сгущения горючего, совершенно не оказывают влияния на его плотность. Логично предположить, что если добавить присадку-антигель в летную солярку, то в результате получится экономичное зимнее топливо. Но это далеко не так. Потому что добавка только снизит температуру замерзания парафинов, растворенных в топливе.
Сама же солярка не станет менее плотной, а значит с понижением температуры, будет значительно густеть, что затруднит ее распыление в камерах сгорания и продвижение по топливопроводу. К тому же, ошибочно полагать, что залив присадку в замерзшую солярку, мы добьемся того, что парафины в ней растают, и она вновь обретет текучесть.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что плотность очень важна для зимнего топлива. Для летнего же важнее такие параметры, как содержание серы и цетановое число. В том, что дизель зимой менее экономичен, нежели летом, конечно, во многом «заслуга» менее плотной, чем летом солярки, но не только ее. Снег на дорогах тоже не способствует экономичности.
Метод экспресс-проверки дизельного топлива
Владельцу дизеля в повседневной жизни редко бывает нужно проверять качество горючего. Так как обычно он заправляет свой автомобиль на одних и тех же заправках, качество горючего на которых проверенно в процессе эксплуатации авто, и скорее всего устраивает автовладельца. Находясь же зимой в незнакомом месте, экспресс-анализ зимней солярки в морозную погоду можно провести описанным ниже нехитрым способом.
Как проверить плотность дизтоплива самостоятельно?
Проверить плотность солярки можно несколькими способами.
Способ первый
- Проверка проводится при температуре от -10 ˚С.
- На металлическую поверхность наливают небольшое количество топлива.
- Смотрят на наличие помутнения и степень изменения текучести.
Если горючее не застывает и хорошо стекает, качество высокое. Наличие небольших помутнений и повышение вязкости говорят о плохом качестве. Хорошее топливо на зиму замерзает при t˚ от -45 ˚С.
Способ второй
- Приобрести ареометр.
- Наполнить соляркой ёмкость небольших размеров.
- Поместить сосуд в место с температурой от +17 до +20 ˚С и дождаться прогрева топлива. Можно оставить на ночь.
- По истечении некоторого времени измерить плотность ареометром, сравнив с принятыми стандартами, о которых говорилось выше.
Способ третий
Взять заправочный пистолет и проанализировать капли топлива, находящиеся на конце. Если они застывают, качество горючего оставляет желать лучшего.
Можно осуществить дополнительную проверку и заправить этим топливом автомобиль, смешав свежее горючее с тем, что находится в баке.
Плотность дизтоплива в летнее и зимнее время
Топливо, используемое в летний и зимний период, отличается по своих основным характеристикам.
Для зимы подойдет горючее, которое имеет такие показатели:
- низкая плотность;
- невысокий показатель вязкости;
- не замерзает при температуре -45
О.
Низкие показатели плотности вязкости позволяют горючему не превращаться в гель, и свободно циркулировать внутри ДВС. В холодное время категорически исключается применение топлива, высокой плотности, во избежание проблем с системой фильтров.
Летнее топливо характеризуется:
- высокой плотностью (не менее 0,86 кг/л);
- трудновоспломеняемостью (выдерживает повышение температуры до +45
оС).
При использовании в летнее время зимнего топлива мощность работы мотора снижается, а задымленность повышается.
Лучшее время для летнего горючего – апрель – сентябрь, если температура не опускается ниже -4
о
С. Иначе ДТ станет мутным, а при снижении температуры еще на несколько градусов может привести к нарушениям в работе двигателя.
Добавки (присадки)
Улучшение качества путем добавления присадок, что является обычной практикой для бензина уже в течение многих лет, стало недавно популярным и для дизельного топлива (дизельное топливо марок Super и Premiom). Используются в основном такие добавки, которые оказывают множественное действие:
- присадки для улучшения воспламенения увеличивают цетановое число и отвечают, в частности, за более «мягкое» сгорание;
- моющие присадки (детергенты) используются для предотвращения закоксовывания форсунок;
- ингибиторы (замедлители) коррозии необходимы для предотвращения коррозии металлических деталей (в случае попадания воды в топливную систему);
- антивспенивающие присадки служат для облегчения заполнения топливного бака.
Общая концентрация присадок обычно не превышает 0,1%!, так что такие физические характеристики топлива как плотность, вязкость и кривая кипения не изменяются.