Автомобили «КамАЗ»: описание, особенности, модели


Особенности конструкции и сфера применения

Бортовой автомобиль-тягач КамАЗ-53212 предназначается для перевозки разнообразных грузов, в том числе и в составе автопоезда (с прицепом) по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс. Чаще всего данные машины работают с прицепами ГКБ-8350, ГКБ-8352 и ГКБ -8355, имеющими тот же типоразмер, что и кузов грузовика.

Кузов КамАЗ-53212 – это металлическая платформа с деревянным настилом пола; с откидными боковыми и задним бортами. Предусмотрена установка тента, который и превращает бортовой грузовик в фуру, в того самого дальнобойного «бродягу».

Основной отличительной особенностью КамАЗ-53212 является удлинённая база, которая в значительной степени увеличивает возможности применения модели. С завода на грузовиках КамАЗ-53212 была предусмотрена металлическая платформа, вмещающая до 34-х кубических метров груза, а в связке с прицепом общий объём составляет 64 кубометра. Автомобиль стойко и уверенно переносит нещадную эксплуатацию в самых широких температурных диапазонах – от -35 до +40 градусов Цельсия; на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря.

Табличка автомобиля

Табличка изготовителя автомобиля устанавливается в проеме правой двери.

Табличка содержит:

  • наименование предприятия-изготовителя;
  • идентификационный номер, включающий: XTC — код изготовителя;
  • а — условный код модели автомобиля, состоящий из шести знаков;
  • b — код года выпуска (1 знак);
  • с — порядковый производственный номер автомобиля (7 знаков);
  • EAC — единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
  • е — номер «одобрения типа транспортного средства»;
  • значения масс: технически допустимые максимальные массы и разрешённые максимальные массы (на шасси не указываются).
  • Если технически допустимая максимальная масса превышает соответствующую разрешенную максимальную массу, то значения масс указываются в двух столбцах.

    Технически допустимые максимальные массы:

    • m* — технически допустимая максимальная масса транспортного средства;
    • m1* — технически допустимая максимальная масса автопоезда (для тягачей);
    • Р1* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
    • Р2* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
    • Р3* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
    • Р4* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось.
    • Разрешённые максимальные массы:
    • m — разрешенная максимальная масса транспортного средства;
    • m1 — разрешенная максимальная масса автопоезда (для тягачей);
    • Р1 — разрешенная максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
    • Р2 — разрешенная максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
    • Р3 — разрешенная максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
    • Р4 — разрешенная максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось.

    Технические характеристики автомобиля КамАЗ-53212

    Массово-габаритные параметры

    • Длина – 8,530 м; Ширина – 2500 мм; Высота – 3,800 м.
    • Длина платформы – 6,090 м;
    • Внутренняя ширина платформы – 2,420 м;
    • Клиренс – 280 мм;
    • Колея задняя – 1,855 м; колея передняя – 2,026 м;
    • Угол преодолеваемого подъема – не менее 30 процентов (18 градусов);
    • Наружный радиус поворота – по внешнему колесу: 9 м, габаритный: 9,8 м;
    • Снаряженная масса автомобиля – 8,2 тонн;
    • Нагрузка на переднюю ось – 3525 кгс;
    • Нагрузка на заднюю тележку − 4475 кгс.
    • Грузоподъёмность – 10 тонн;
    • Полная масса – 18,225 тонн;
    • Нагрузка на переднюю ось − 4290 кгс;
    • Нагрузка на заднюю тележку −13935 кгс.

    Двигатель КамАЗ-53212

    Автомобиль укомплектован дизельным двигателем марки КАМАЗ-740.10. (более поздние версии оснащались его модернизированным и оптимизированным вариантом – КамАЗ-740.11). Это V-образный восьмицилиндровый мотор жидкостного охлаждения с 16-ти клапанным механизмом «OHV». Двигатель КАМАЗ-740.10 оснащён системой турбонаддува.

    • Рабочий объём – 10,85 литров.
    • Мощность – 154 кВт (или 210 лошадиных сил),в диапазоне от 2600 оборотов в минуту.
    • Диаметр цилиндра – 120 мм. Ход поршня – 120 мм.
    • Крутящий момент – 657 Нм (65 кгс-м), в диапазоне от 1500 до 1800 оборотов в минуту.
    • Степень сжатия – 17.
    • Порядок работы работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.

    Форсунки — закрытого типа, топливный насос высокого давления – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения.

    Воздушный фильтр — сухой, со сменным картонным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и, в качестве опции, – предпусковым подогревателем ПЖД-30.


    На 100 километров пути КамАЗ-53212 в среднем расходует, по данным производителей, приблизительно от 25 литров дизтоплива (расход может изменяться, в зависимости от настроек ТНВД). Топливный бак автомобиля вмещает 250 л.

    Дополнительно запас солярки может быть увеличен до пятисот литров. Автономность хода для данной модели составляет приблизительно 500-750 км в составе автопоезда, и 700-1000 км – для бортового автомобиля.

    Коробка передач и сцепление

    Двигатель работает в связке с 5-ти ступенчатой механической коробкой передач (+ 2-х ступенчатый делитель). Общее число «скоростей» – десять вперёд и две назад. Передаточные числа: «I-7,82 и 6,38; II-4,03 и 3,29; III-2,5 и 2,04; IV-1,53 и 1,25; V-1,0 и 0,815; ЗХ-7,38 и 6,02». Синхронизаторами снабжены II, III, IV и V передачи.

    Делитель также оборудован синхронизатором. Управление делителем – пневмомеханического типа, пре-селекторное. Карданная передача – два карданных вала.

    Главная передача – двойная (коническая и цилиндрическая), её передаточное число – 6,53 (по заказу – 7,22; 5,94; 5,43); средний мост – проходной, с межосевым дифференциалом, блокируемым с помощью электропневматического или пневматического привода.


    Сцепление на грузовике КамАЗ-53212 фрикционной системы, сухое, двухдисковое; его привод – гидравлический, с пневмо-усилителем. Также КамАЗ-53212 оснащён полноприводной системой, с возможностью блокировки межосевого дифференциала.

    Рулевое и тормозное управление

    Рулевой механизм представляет собой винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное число – 20. Гидроусилитель – встроенный, давление масла в усилителе – 80-90 кгс/см2.

    Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), с двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры: передние — типа 24, тележки — 20/20, с пружинными энергоаккумуляторами.

    Стояночный тормоз — на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневмоприводом.

    Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и одноприводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата. Безопасность автомобиля в движении и на стоянке гарантирована четырьмя системами:

    • рабочей, в составе которой содержатся раздельная двухконтурная пневматика для задней и передней тележек, и барабанные механизмы привода;
    • стояночной, которая приводится в рабочее состояние посредством пружинных аккумуляторов;
    • вспомогательной, со специальными заслонками в выхлопной системе;
    • запасной, представленной дополнительным стояночным тормозом (включается совместно с главным). Её наличие гарантирует торможение машины при аварии главных систем.

    Подвеска и ходовая часть; электрооборудование

    Рама автомобиля выполнена на основе системы лонжеронов, изготовленных из специальной высокопрочной стали. В данной конструкции дополнительное усиление получили также пол и основание платформы.

    Модель имеет зависимую подвеску, которая установлена на полу-эллиптических рессорах, со стандартным различием задней и передней части, с реактивными штангами и телескопическими амортизаторами.

    Задняя часть автомашины построена на балансирной зависимой подвеске. Здесь те же рессоры, а амортизаторы отличаются реактивными тягами. Рессоры задней тележки тягача ещё дополнительно усилены. Также усиленными являются и балки на ведущих мостах.


    Автомобили КамАЗ-53212 укомплектованы бездисковыми колёсами, с пневматическими, камерными шинами. Размер шин следующий: 9.00R20 (260R508). Грузовик укомплектован двумя аккумуляторами 12 Вольт / 190 Ампер-часов; генератором 28 Вольт / 1000 Ватт. Напряжение в электросети составляет 24 Вольта.

    «КамАЗ-65111»

    Самосвал, название которого «КамАЗ-65111», представляет собой автомобиль, способный перевозить грузы до 14 тыс. килограмм. Его особенностью является цельная платформа. Также заслуживает внимания еще один факт – возможность защищать груз от переохлаждения в зимний период. Особенно последний нюанс становится удобным при перевозке жидких материалов.

    Двигатель дизельного типа, имеет турбины. Его мощность составляет 260 «лошадок». Цилиндры находятся в форме латинской буквы «V», и всего их восемь. Коробка передач представлена механической конструкцией на 10 ступеней. Рабочий объем двигателя – 11 литров. В кабине спального места нет. Машина имеет высокий уровень крыши.

    Ремонт автомобилей «КамАЗ» – это достаточно трудоемкий процесс, который требует максимального профессионализма и сосредоточенности. Нужно отметить, что осуществляться он должен лишь на СТО или же в сервисных центрах. Если нет возможности, то техническое обслуживание вполне может произвести механик предприятия, но у него должен быть достаточный опыт работы с подобными автомобилями.

    Кабина «КамАЗ-53212»

    Кабина в автомобилях КамАЗ-53212 – трёхместная, откидывающаяся вперёд, с шумо- и термоизоляцией; оборудованная местами крепления ремней безопасности, со спальным местом.

    Сиденье водителя является подрессоренным, регулируемым в двух направлениях: поза и высота. Также водитель КамАЗа-53212 имеет возможность настроить статический прогиб сиденья.


    Правда, водители КамАЗов-53212 категорически не рекомендуют слишком часто увлекаться изменениями в регулировках кресла. Поскольку в этих случаях начинают проявляться вполне ощутимые вибрации, устранить которые оказывается довольно тяжело. Высота кабины позволяет стоять в ней, чувствуя себя достаточно комфортно.

    Кабина КамАЗ-53212 обладает достойными термо- и звукоизоляционными характеристиками. Для минимизации перекосов и вибрации, неизбежно вызываемой ветровыми нагрузками и давлением встречного потока, крепление кабины к раме выполнено через упругую подвеску.

    Можно без преувеличения сказать, что для восьмидесятых годов ХХ века КамАЗ-53212 обладал одним из лучших в Советском Союзе интерьеров кабины (причём не только среди грузовиков, но и среди легковых машин). На панели приборов, которая имеет прогрессивный для той эпохи дизайн, располагаются исключительно циферблаты – стрелочные индикаторы, без какой-либо электроники. Они читаются одинаково хорошо и точно при любых условиях.

    «КамАЗ-5460»

    Данная модель является тягачом. Он оснащен задним приводом. Кабина получила хорошую высоту за счет поднятия крыши, а также были дополнительно установлены два спальных места. Данный автомобиль «КамАЗ», технические характеристики которого будут описаны ниже, отличается от других моделей этой линейки тем, что он значительно экономит топливо.

    Двигатель его работает с 12-ступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость, которую может развивать автомобиль, равняется 110 км/ч. Топлива на 100 км машина «съедает» примерно 36 л.

    Отзывы опытных водителей и владельцев КамАЗов-53212

    Вначале о плюсах данной модели.

    Надёжность, выносливость, неприхотливость, простота в управлении, плановом обслуживании и ремонте.

    Пока автомобили эксплуатировались по принятой в СССР плановой программе (максимум 10 лет работы – и на списание), автомобиль считался надёжным, и вполне обоснованно.Но, начиная с середины девяностых годов, когда множество этих КамаАЗов оказались в частных руках, начались рассказы, полные обиды на плохое качество и недостаточную надёжность данных грузовиков.

    Вряд ли можно с большой степенью серьёзности относиться к мнениям людей, получивших 10-15-20-ти летние грузовики, и тут же начавшие их эксплуатировать в ужасающем режиме. (Из дорожных баек о перегрузах КамАЗов данной марки и связанных с ними происшествиях можно собрать приличную по объёму и весьма занимательную по содержанию книгу).

    Особенно в те лихие годы усердствовали, перегружая свои КамАЗы, водители и торговцы из Дагестана и других регионов Кавказа. (Как известно, существенная часть мужского населения данных регионов традиционно зарабатывает на жизнь «дальнобоем»).


    Машина, прошедшая сотни тысяч километров и прожившая пару десятков лет, уже не может быть надёжной. Даже простое старение материалов здесь надо брать в расчёт, с годами ведь только коньяк лучше становится. Но не автомобиль.

    Несомненным плюсом данного КамАЗа, который отмечают многие, является превосходная печка, которая способна быстро и качественно обогреть салон в любые морозы, притом даже если двигатель на холостых оборотах.

    Добрых слов заслуживает отличный обзор с водительского места; способность автомобиля чётко держать дорогу в сложных погодных условиях, благодаря блокировке межосевого дифференциала.

    Проходимость КамАЗов-53212 для машины данного класса очень достойная. Доблестные труженики-бахчеводы в 90-е годы с удивлением взирали на мытарства подержанных грузовиков европейского и американского производства, по неопытности сунувшихся на песчаную почву бахчи для загрузки арбузами.

    Крутые (на асфальте) и мощные машины оказались совершенно беспомощными на слегка рыхлом грунте, там, где КамАЗы проезжали совершенно спокойно. Эти же неказистые, по сравнению в ними, КамАЗы, кстати, и вытягивали «городских и интеллигентных» грузовиков-иностранцев из неожиданного песчаного плена.

    Теперь о минусах, которых тоже немало.

    Во-первых в КамАЗе-53212 «сопливит» маслом и двигатель, и всё остальное. После стоянки любого КамАЗа тех лет (не только 53212-й модели) непременным атрибутом являются пятна на асфальте или земле – от масла либо от солярки. Понемногу подтекает из него, как из раненого на охоте кабана, и бороться с этими мелкими, но досадными подтёками практически бесполезно.

    Вязальная проволока и кусок кислородного шланга должны всегда быть в запасе, пневматика не выдерживает никакой критики. Постоянно происходят повреждения магистральных трубок из-за протирания или просто переламывания. Сами же трубочки находятся в раме, в довольно труднодоступных местах.

    Пневмо-краны также частенько не выдерживают нагрузок. Как правило, первым из строя выходит кран, отвечающий за нагрузку на ось, потом тройная защита, и т.д. и т.п. Причина, в большинстве случаев одна – в воздух поступает масло из компрессора, который в идеальном виде восстановить не получается. Масло разрушает резиновые детали в системе.


    Водители и владельцы подержанных КамАЗов-53212 единодушны в том мнении, что работать просто шофёром на этом грузовике никак не получится, нужно быть (или становиться) ещё и слесарем, квалифицированным, уверенным в себе и готовым ко всему.

    Разновидности автомобилей КамАЗ – модельный ряд и классификация

    КамАЗ 4208 (в различных модификациях)

    Средняя цена составляет порядка 3,5 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость камаза, изображенного на фото, составляет 3,6 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Средняя цена составляет порядка 2-2,5 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 178 л.с.;
    • объем используемого мотора – 5900 см3.

    Подробнее про модель 4308 читайте в этой статье.

    Средняя цена модель Камаз-4310 достигает двух миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • вес – 8,41 тонны;
    • максимальная развиваемая скорость – 85 км/ч;
    • объем бака с горючим – 2X125 л.

    Ориентировочная стоимость может составлять 2,2 миллиона рублей и более.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    43118

    Ориентировочная цена на грузовик составляет чуть более 2,5 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.
    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 178 л.с.;
    • объем используемого мотора – 5900 см3.

    Ориентировочная стоимость данного грузовика составляет порядка 2,3 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная цена на такой автомобиль может доходить до 2,8 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость на такую технику составляет порядка 850-900 тысяч рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такой грузовик может достигать 2,3 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такой грузовик может достигать 2,6-2,7 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная цена на такой грузовик составляет порядка 1,8 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость на такую технику составляет порядка 1,7 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Средняя цена на такой грузовик может достигать 9-10 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 730 л.с.;
    • объем используемого мотора – 17240 см3;
    • вес – 12 тонн;
    • максимальная скорость – 240 км/ч.

    4326-9 – участник ралли «Дакар»

    Ориентировочная стоимость составляет порядка семи миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 850 л.с.;
    • общее количество цилиндров – 8;
    • вес – 9,5 тонн;
    • длина – 722 см;
    • высота – 318 см.

    Прочитайте статью про капотный Камаз на базе 4326.

    Цена на такой грузовик составляет порядка 3,1 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 300 л.с.;
    • объем используемого мотора – 6700 см3.

    53212

    Цены на такой грузовик не превышают одного миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 210 л.с.;
    • вес – 18225 кг;
    • максимальная скорость – 80 км/ч.

    Ориентировочная стоимость такой модели составляет порядка одного миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость такой модели составляет порядка 2,6 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость на такую модель колеблется в диапазоне от двух до трех миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такую модель составляет порядка 600 тысяч рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такую моделей может достигать двух миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 360 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такую модель составляет порядка 900 тысяч рублей.

    тип двигателя – дизельный;

    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Ориентировочная стоимость такой модели составляет порядка 1,2 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Цена на такую модель может достигать двух миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 360 л.с.;
    • объем используемого мотора – 11760 см3.

    Ознакомьтесь подробнее с этой моделью.

    Цены на такие машины варьируются в диапазоне от 4 до 4,3 миллиона рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 320 л.с.;
    • объем используемого мотора – 11760 см3.

    Самосвал 65222

    Цена на такой самосвал может достигать пяти миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 360 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Тип двигателя 6540

    Представитель модельного ряда самосвалов КамАЗ, ориентировочная стоимость данной модели составляет порядка трех миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 260 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Модель 6560

    Ориентировочная стоимость такой модели составляет порядка 7,3 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 400 л.с.;
    • объем используемого мотора – 11760 см3.

    Грузовик марки АТЗ 56132

    Стоимость данной модели составляет порядка 2,7 миллионов рублей.

    • тип двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 280 л.с.;
    • объем используемого мотора – 11760 см3.

    Технические характеристики машины СЗАП-3517

    Цена на такую модель может достигать 3,7 миллионов рублей.

    • вид двигателя – дизельный;
    • максимальная мощность – 240 л.с.;
    • объем используемого мотора – 10850 см3.

    Стоимость КамАЗ-53212

    Модель грузовика КамАЗ-53212, как уже было отмечено, отличается выносливостью и большим ресурсом работы. Потому и сегодня немало таких грузовиков, не выпускающихся с 2000 года, успешно эксплуатируются в разных областях промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве.

    Пожалуй, на исходе 2010-х годов на покупку данного подержанного автомобиля есть смысл решиться только действительно опытному водителю и автослесарю «в одном лице».

    За минимальную стоимость есть возможность приобрести б/у шасси. В этом случае ценник на машину в рабочем состоянии начинаются от 120 000 рублей (начало 90-х годов выпуска). За КамАЗы-53212 конца 90-х проосят от 300 000 до 450 000 рублей.

    А вот модификации с установленным на шасси специальным оборудованием предлагаются значительно дороже. К примеру, КамАЗы-53212 с кранами-манипуляторами предлагается по ценам от 700 000 до 1 000 000 рублей.

    В целом, хорошая это машина – КамАЗ-53212! Особенно для 80-х годов ХХ века. Многие мужчины в СНГ с искренней благодарностью вспоминают не просто автомобиль, но и друга – КамАЗ-53212! Для века XXI-го это, естественно, уже устаревший автомобиль. Но всё-таки оставивший заметный след в истории нашей страны.

    Краткая информация об автозаводе КАМАЗ

    В декабре этого года будет отмечаться полувековой юбилей с момента начала строительства Камского автомобильного завода (КАМАЗ) в Набережных Челнах. Экономическая ситуация в Советском Союзе и государственная программа строительства жилья требовали резкого увеличения парка грузовых машин большой грузоподъемности (от 8 до 20 тонн).

    После долгих сравнений и сопоставлений из более 70 различных вариантов Набережные Челны оказались наиболее подходящими по причине того, что по географическому расположению городок находился практически в самом центре СССР. Кроме того, там функционировала одна из крупнейших строительных компаний «КамГЭСэнергострой«. А это давало возможность в кратчайшие сроки возвести плотину и гидроэлектростанцию.

    Завод, а вместе с ним жилые дома и вся необходимая инфраструктура для его будущих работников, строился ударными темпами, и уже в 1974 году был запущен пробный выпуск продукции, а в 1975 — был собран первый двигатель. 16 февраля 1976 года с его сошел первый грузовик — КАМАЗ-5320.

    Камский автозавод стремительно развивался, и уже в 1979 году, выпустив 100 тысяч машин, стал мировым лидером по объёму производства грузовых автомобилей. В период с 1976 по 1978 год производились три базовые модели: КАМАЗ-5320 грузоподъемностью 8 тонн, модификация на его базе строительного самосвала КАМАЗ-5511 на 10 тонн, седельный тягач КАМАЗ-5410 грузоподъемностью 20 тонн.

    Затем был разработан десятитонный грузовик КАМАЗ-53252 с увеличенной колесной базой, самосвал для нужд сельского хозяйства и седельный тягач КАМАЗ-54112, предназначенный для автопоездов, грузоподъемностью 33 тонны.

    В феврале 1980 года был выпущен уже 150-тысячный КАМАЗ. А в 1981 году в эксплуатацию сдали вторую очередь завода, после чего был начат выпуск шеститонных автомобилей КАМАЗ-4310. Базовую модель готовили для военных целей, для чего оснастили её лебедкой. На основе этой же модели создали сельскохозяйственный КАМАЗ-43105.

    Кроме грузовиков и самосвалов, заводом выпускалась автомобильная техника самого широкого спектра применения: погрузчики, трактора, седельные тягачи, бортовые грузовики и даже автобусы. В начале 80-х годов каждая базовая модель оснащалась доработанными моторами мощностью в 220 лошадиных сил с 10-ступенчатой коробкой переключения передач. К середине 80-х завод набрал хорошие темпы, а в 1988 году с заводского конвейера сошел миллионный грузовик.

    На предприятии продолжали внедряться новые модели. К этому времени грузовой парк всей нашей необъятной страны почти на треть состоял из машин Камского автозавода, однако они все же не выдерживали конкуренции с иностранными аналогами. В связи с этим было принято решение о разработке и строительстве большегрузов нового поколения.

    В 90-х годах ХХ столетия страна перешла к рыночным отношениям, на дорогах стали появляться импортные грузовики. Завод переживал серьезные трудности с продажей, что привело к кризису и едва ли не к банкротству. Но, как говорится, беда не приходит одна – весной 1993 года в Набережных Челнах произошел беспрецедентный пожар, уничтоживший завод двигателей, основной производственный корпус и практически все сложное технологическое оборудование.

    Казалось, что все потеряно: символу грузового транспорта СССР уже не подняться… Однако в конце 90-х годов завод КАМАЗ, благодаря неоценимой помощи и поддержке правительства Российской Федерации и Татарстана, вновь приступило к выпуску грузовиков.

    А в начале 2000-х положительные результаты деятельности предприятия позволили ему заняться усовершенствованием модельного ряда популярных грузовых автомобилей. Благодаря иностранным инвестициям (10% акций КАМАЗа были проданы немецкому концерну Daimler AG) и созданию с ним двух совместных предприятий началось стремительное обновление линейки выпускаемых моделей. Так, в 2013 году стартовало серийное производство нового флагманского тягача КАМАЗ-5490, послужившего основой для целого семейства грузовиков.

    15 февраля 2012 года Камским автозаводом был выпущен двухмиллионный «КамАЗ». В настоящее время завод производит более 30 тысяч грузовиков разной модификации в год, что позволяет ему стабильно функционировать.

    Все модели КамАЗ: Технические данные


    Камский автомобильный завод в целом, так и отдельные модели КамАЗ, безусловно, знакомы всем. Вот только сведения о грузовиках, которые выпускались когда-то или выпускаются до сих пор, разбросаны по «мировой паутине» так, что полную картину составить довольно сложно. Мы взяли на себя труд по сортировке и сбору воедино данных о всех автомобилях КамАЗ и их характеристиках, чтобы каждый мог получить нужную информацию в одном месте, не распыляясь на долгие поиски. Но для начала немного фактов из истории завода.
    Рождение гиганта

    Завод был запущен в декабре 1969-го. Местом для его постройки стал город Набережные Челны на берегу Камы (тогда еще Татарская АССР). КамАЗ был важным государственным проектом – ему предстояло производить около 150 тыс автомобилей и 250 тыс двигателей, а также восполнить сильнейшую нехватку спецтехники грузоподъемностью больше 8 т.

    Первые модели КамАЗ, коими по определению стали грузовики, тягачи и самосвалы, выносливые и неприхотливые (что важно для страны с такими разбежками в климате), базировались на трехосном дизельном шасси 6х4 с компоновкой «кабина над двигателем». Нагрузка на ось тех машин – не больше 6 т. Специально для новинок был разработан четырехтактный дизельный двигатель КамАЗ-740 V8 (10,852 л). Он отличался экономичностью и выдавал 210 л.с. Впрочем, мощность уже с самого начала планировалось варьировать от 180 до 360 «лошадей». Коробка передач была пятиступенчатой.

    Сошли с конвейера первые модели КамАЗ прямо перед XXV съездом КПСС – 16 февраля 1976 года. Из всех моделей 43% выходило с кузовами НефАЗа (Нефтекамского завода). На бортовые грузовики и седельные тягачи приходилось, соответственно, 27% и 20%.


    В 1981 году была введена вторая очередь КамАЗа и началось производство новой серии автомобилей – 4310 (6 т, полный привод 6х6). Также в начале восьмидесятых на базовые модели КамАЗ поставили двигатели повышенной до 220 л.с. мощности и десятиступенчатые коробки передач.

    Высокие темпы производства установились уже к середине восьмидесятых, и октябрь 88-го отметился выходом миллионного КамАЗа. Но с приходом перестройки и появлением у нас в стране грузовиков импортного производства возникла острая необходимость в пересмотре стратегии и выпуске второго поколения грузовиков, более конкурентоспособного. Первые модели КамАЗ стали терять популярность даже на родине, не говоря уже о провалившихся надеждах на экспорт.

    После перестройки

    КамАЗы второго поколения получили двигатели с турбонаддувом, при этом комплектующие и силовые агрегаты использовались импортные. Кабины стали комфортнее – выше на 12 см. В 1989 году пошло небольшими партиями в производство двухосное семейство 4х2, унифицированное с трехосными моделями. Выходили и модифицированные модели КамАЗ первого поколения – они получили газодизельный двигатель на 210-220 л.с. Завод стал акционерным обществом «ОАО КАМАЗ», и началось самое трудное для него время.

    Апрель 1993 года стал печальной вехой в истории предприятия – после сильнейшего пожара были уничтожены и оборудование, и основной корпус. Только к концу 90-х с помощью властей производство было полностью восстановлено и стало подбираться к прежнему уровню. Летом 99-го был взят рубеж в 1 млн. 600 тыс. дизелей.

    В 1995 году было запущено в производство третье поколение автомобилей КамАЗ. В качестве основы использовались модернизированные версии первых серий типа 6х4. Эти модели КамАЗ агрегатировались 240- и 260-сильными двигателями с турбонаддувом. Увеличился объем кабины, появились верхние и боковые обтекатели.

    Новое тысячелетие

    Двухтысячные годы завод отметил активной разработкой грузовиков по европейским экологическим стандартам. Первый такой двигатель вышел в 2004-ом. Чуть позже начался совместный выпуск деталей для грузовиков с немецким производителем Zahnrad Fabrik. Немецкое влияние стало сильнее в 2008 году, когда компания Daimler AG выкупила 11% уставного капитала КамАЗа. К этому времени более 50 млн. рублей, после чего контрольный пакет акций был выкуплен холдингом «Северсталь-Авто».

    Новый рекорд по производству, первый после пожара, завод установил в 2007 году – 50 тыс. грузовиков и больше 60 тыс. двигателей за год.


    2010 год КамАЗ встретил на ведущих мировых позициях по производству дизельных двигателей. Популярностью стали пользоваться не только всевозможные грузовые модели КамАЗ, но и с/х и дорожно-строительная техника, выпускающаяся под брендом CNH.

    Юбилей КамАЗ отметил 15 февраля 2012 года, перейдя рубеж в 2 млн произведенных грузовиков. И сегодня завод продолжает бить рекорды, ежегодно принося стране немалые прибыли.

    Модели КамАЗ. Классификация

    В таблице ниже представлены все модели КамАЗ, выпускавшиеся за время существования завода, а также их основные технические характеристики. Грузовики рассортированы по типам и располагаются в порядке возрастания числа в модельном индексе.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]