Что такое момент зажигания?
Таким термином называют тот момент, когда между электродами свечи возникает искра. Определяется он по тому, как повёрнута шатунная шейка коленчатого вала. Определяющими являются градусы угла поворота шейки к верхней статичной точке поршня.
Грубо говоря, это тот миг, в который в автомобиле происходит поджог горючей смеси.
Решающим в регулировке времени поджога топлива является режим работы двигателя. При нём в цилиндре должно происходить оптимальное изменение давления. При вычислении правильного времени поджога топлива не стоит забывать о том, что горючая смесь всегда сгорает с задержкой, поэтому нужно работать на опережение.
Как понять правильно ли он установлен?
Провести такую проверку несложно. Найдите ровный участок дороги и разгоните на нём свою машину до скорости, равной 45 километрам в час. Включите четвёртую передачу и пронаблюдайте за поведением авто.
Если в это мгновение произошла детонация, которая через несколько секунд утихла, значит, всё установлено верно. Если же детонация заставила себя подождать, значит, поджог происходит слишком рано.
Если детонации не было вовсе, значит, у машины позднее зажигание, которое нужно отрегулировать.
Как установить момент зажигания?
В современных автомобилях, к счастью, за верное время поджога топлива отвечает специальная программа. Она сама проверяет, нет ли признаков скорой детонации, и, если обнаруживает их, передвигает точку в позднюю сторону, а затем начинает передвигать её к более и более раннему времени.
Однако нередко автомобилистам приходится самим учиться тому, как установить момент зажигания.
Метка шкива
Итак, для начала нужно снять свечу зажигания. На её месте останется отверстие. Его необходимо закупорить рукой. Затем заранее приготовленным ключом следует повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы в первом цилиндре начало происходить сжатие. Будьте готовы, что высвободившийся воздух в это время начнёт выходить из того отверстия, которое вы держите рукой.
Далее, вспомните, каким горючим «кормите» своего железного коня. В случае если это 92-й или 95-й бензин, найдите метку на шкиве и совместите её с отметкой, обозначающей 5 градусов.
Если вы привыкли покупать более дешёвое топливо, то такую же метку лучше совместить с участком, соответствующим нулю градусов.
Теперь нужно найти ротор. Его наружный контакт должен быть уклонён на десять градусов в сторону первого цилиндра. Через пружинные защёлки проходит линия, которая должна быть параллельной осевой линии мотора. Проверьте, так ли это. В том случае, если линия отклонена, приведите её в правильное положение.
Если сделать этого не удастся, найдите место, где он крепится к механизму воспламенения. Вам придётся отвинтить гайку, а затем поворачивать устройство, пока оно не придёт в нужное положение. Не забудьте вернуть гайку на место, только не затягивайте её слишком сильно.
Добиваемся напряжения
Для следующего этапа вам понадобится вольтметр. Его нужно будет подсоединить к катушке зажигания. Обратите внимания на то, чтобы вывод катушки соединялся с низковольтным выводом распределителя. Второй же контакт вольтметра следует соединить с «массой».
Включаем зажигание. На этом этапе воль. Корпус прерывателя начинаем аккуратно поворачивать в направлении часовой стрелки до тех пор, пока на экране вольтметра не появятся показания напряжения.
После этого можно будет затянуть крепёжную гайку туго.
Завершение настройки
Регулировка момента зажигания почти завершена. Теперь нужно выключить зажигание. Вы можете установить на место все детали, которые пришлось снять во время настройки.
Не забудьте вкрутить обратно свечу.
После того как все работы завершены, проверьте, верно ли теперь поджигается горючее, способом, который мы описали ранее.
В случае если наша статья оказалась вам полезной, оставьте, пожалуйста, комментарий ниже и поделитесь своим опытом установки времени поджога топлива.
Установка и регулировка момента зажигания без использования стробоскопа
Самый простой и относительно надежный способ установки момента зажигания в «домашних» условиях, на наш взгляд, это установка с помощью контрольной лампы. Подготовьте обтирочную ветошь, капроновую щетку, щуп, пусковую рукоятку и контрольную лампочку напряжением 12 В.
Последовательность выполнения операции такова:
1. Установите коленчатый вал в положение верхней мертвой точки такта сжатия поршня первого цилиндра. Если распределитель зажигания не снимали с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв его крышку — контакт ротора должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра.
Если распределитель зажигания (после замены или ремонта) только установлен на двигатель — установите поршень первого цилиндра на начало такта сжатия.
2. Ослабьте затяжку гайки крепления стопорной пластины.
Поворачиваем корпус прерывателя-распределителя зажигания
3. Поворачивайте корпус распределителя вокруг своей оси по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя — лампа погаснет.
Медленно поворачивайте корпус распределителя против часовой стрелки до загорания лампы, при этом слегка прижимайте ротор против часовой стрелки, чтобы выбрать зазор в приводе.
Удерживая его в таком положении, затяните гайку стопорной пластины.
Требования к системе зажигания
Основные требования перечислены ниже.
- Создание искры в нужном цилиндре, основываясь на порядке работы цилиндров.
- Момент зажигания должен быть своевременным. Искра должна появляться в моменте зажигания в соответствии с оптимальным углом его опережения, зависящего от оборотов двигателя и нагрузки на него.
- Энергия искры должна быть достаточной. Количество такой энергии зависит от состава, температуры и плотности топлива.
- Обеспечение непрерывного функционирования в процессе эксплуатации.
Как правильно выставить зажигание
Перед тем, как выставить зажигание, нужно вспомнить, что при проведении любых монтажных работ с автомобилем все снятые детали необходимо очищать от грязи и жира. Также не лишним будет очистить шкалу, а для облегчения считывания показателей — обозначить белым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
Все внутренние детали трамблера содержатся под напряжением системы зажигания. Если трамблер неисправен, то попытка регулировки свечей может привести к поражению электрическим током. В автомобиле должен быть поднят стояночный тормоз для предупреждения его скатывания.
Порядок установки
Возникает вопрос, как выставить зажигание. Итак, усвоили, что возгорание смеси должно происходить по достижении поршня ВМТ. Момент этот определяется положением коленчатого вала. Иными словами, речь идет о положении (в градусах) коленчатого вала к ВМТ. Если имеет место смещение в сторону ВМТ, то такая позиция называется поздним зажиганием. Смещение к НМТ называется ранним УОЗ. Величина последнего напрямую зависит от оборотов двигателя. Значит, при высокой частоте вращения вала, устанавливается ранним УОЗ. Сама процедура, как выставить зажигание на автомобиле намного проще его словесного изложения.
Не вдаваясь в тонкости, ставим авто, например, ВАЗ 2105 на нейтральное положение с затяжкой ручного тормоза. Последовательность операции заключается в снятии крышки прерывателя распределителя (трамблера) и проворачивании коленвала специальным ключом до положения, пока бегунок не окажется направленным к первому цилиндру. Визуально следует зафиксировать положение заводских меток и отливов на шкиве и передней крышке. Совпадение их чрезвычайно важно.
Выставляем самостоятельно
Перед тем, как выставить зажигание на своем авто, нужно проверить:
- Исправность свечей.
- Контакты прерывателя.
- Конденсатор на заряд/разряд (тестером).
- Катушку зажигания и провода, от него идущие.
Убедившись и в исправности карбюратора, вакуумного узла, можно начать выставлять зажигание.
Метка коленчатого вала ВАЗ 2109
Допускаем, что трамблер после ремонта нужно вернуть на место. Для этого находим 1-цилиндр и ориентируемся на метки коленчатого вала и отлива на крышке ГРМ (газораспределительный механизм). Делается операция проворачиванием коленвала. Это совпадение будет свидетельствовать о такте сжатия. Вставленная в свечное отверстие пробка, для проверки компрессии, обязательно вылетит. Далее нужно совместить метку на шкиве с самой длинной меткой на крышке. Устанавливаем трамблер в шлицы ГРМ, чтобы бегунок разместился в направлении 1-цилиндра.
Далее, чтобы провернуть коленвал, трамблер чуть приподнимается и на один шлиц переносится зацепление по часовой стрелке. Делается это для придания распределителю окончательной регулировки. По заводской Инструкции устанавливается контактный зазор. Если есть разбег между метками, то трамблер нужно повернуть на несколько градусов в ту или иную сторону. Нужно запомнить:
- метка шкива ушла в направлении вращения коленвала, имеет место позднее зажигание. Трамблер нужно повернуть против часовой стрелки;
- метка на шкиве отстала от отлива на крышке, имеем сильно ранее зажигание. Тогда поворачиваем трамблер по часовой, на некоторое количество градусов.
Установку угла опережения можно произвести обычной контрольной лампой или стробоскопом. Но это другая тема.
Какое оборудование понадобится?
Полный список необходимого оборудования представлен ниже:
- кривой стартер или храповичный ключ;
- плоская отвёртка, оборудованная широким мощным жалом;
- рожковый ключ 12×13;
- набор разных щупов;
- резиновая конусная пробка;
- свечной ключ;
- руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля от производителя;
- стробоскоп;
- защитные перчатки и закрытая обувь;
- средство для обезжиривания поверхностей и смазка;
- тканевые тряпки и бумажные полотенца.
Как отрегулировать зажигание самостоятельно
Для корректной работы двигателю необходимо, чтобы в конкретный момент (время доводки поршня до ВМТ) образовывалась искра между электродами свечи зажигания, воспламеняющая топливо до того, как поршень подойдёт к ВМТ, а газ протолкнёт его вниз.
Также рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую тому, как почистить свечи зажигания.
Советуем дополнительно изучить статью нашего автора, в котором рассказывается о том, что такое момент затяжки свечей зажигания.
Для регулировки этого момента в системе зажигания предусмотрен специальный распределитель, который основывается на бегунке и контактной группе прерывателя. Важнейшими регулировками кулачкового зажигания являются зазор между кулачками прерывателя, угол замкнутого состояния контактов и момент, когда загорается искра.
Подготовительные работы
Перед установкой зажигания убедитесь в том, что соблюдены нижеперечисленные условия:
- Свечи зажигания должны функционировать исправно и быть готовыми к использованию. При наличии масляного нагара можно прибегнуть к прокаливанию. Наждачную бумагу использовать категорически не рекомендуется, так как может быть повреждено специальное напыление. Мелкий абразив после удаления нагара может не попасть туда, куда необходимо. В результате свеча окажется непригодной к дальнейшему использованию. Не старайтесь прокаливать свечу докрасна. Главное — обеспечить выгорание всех масляных отложений. Регулировка зазора свечей должна осуществляться равномерно, руководствуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля. Используйте проволочный щуп.
- Необходимо проверять состояние контактов прерывателя. При наличии следов выгорания металла и коррозии рекомендуется заменить контакты во избежание короткого замыкания. Опытные автолюбители рекомендуют контакты фирмы Beru.
- Конденсатор рекомендуется проверить на заряд и разряд с помощью тестера. Стекание тока должно происходить медленно и плавно. Используйте для этого стрелочный тестер.
- Убедитесь в хорошем контакте провода от катушки зажигания. Проверить саму катушку можно с помощью тестера, манометра или на стенде в автомагазине (читайте подробнее о том, как проверить катушку зажигания).
- Катушка зажигания, трамблер и крышка распределителя должны быть очищены. Смело меняйте крышку при наличии на ней нагара.
- Необходимо оценить состояние карбюратора. Если при регулировке он не реагирует, то его необходимо заменить.
- Необходима проверка работоспособности вакуумного опережения зажигания. Перемещение привода должно осуществляться без заедания, стенки трубки должны быть толстыми без трещин и прорывов.
Регулировка зажигания
Далее необходимо приступить к регулировке. Для начала подключайте стробоскоп, подсоединив провода его питания к клеммам аккумулятора. Прикрепляйте датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого из цилиндров. Если данный этап вызывает у вас вопросы — обратитесь к инструкции по эксплуатации. Стробоскоп короткими вспышками будет освещать шкалу, расположенную на вращающемся маховике, высвечивая нужную метку. Эта метка соответствует углу опережения зажигания, при котором свеча вырабатывает необходимую для активации двигателя искру. В тот момент, когда вырабатывается искра, сигнал из датчика поступает в стробоскоп. Прибор при этом включается и освещает числовое значение, возникшее в данный момент времени.
Для работы вам понадобится помощь стороннего человека, имеющего базовые представления о вождении. Попросите его добавить оборотов у двигателя. Когда ваш помощник будет нажимать на педаль газа, вы будете наблюдать на шкалу при свете стробоскопа. Держите руки на отдалении от движущихся частей двигателя. Вообще двигателю перед этим стоит позволить немного остыть.
После этого направляйте свет стробоскопа на маховик и найдите числовое значение. Вспышки стробоскопа должны выхватить это значение, несмотря на вращение маховика. Это числовое значение соответствует углу опережения зажигания в градусах.
Поскольку зажигание работает нелинейно, то это должно быть в порядке вещей. С увеличением скорости в такой угол вносится поправка. Чтобы определить суммарный угол, необходимо разогнать двигатель хотя бы до 3 500 оборотов в минуту.
Когда двигатель работает, вакуумный регулятор вносит поправки в числовое значение угла опережения зажигания. Обязательно отключите его перед запуском двигателя. Если вы не знаете точное числовое значение оптимального угла опережения зажигания — обратитесь к автомеханику за помощью или загляните в справочник.
Перед регулировкой ослабляйте болт, на котором крепится корпус распределителя для его свободного вращения. Для регулировки угла вращайте трамблер в разных направлениях, чтобы достичь раннего или позднего зажигания.
Более раннее зажигание достигается путём вращения трамблера против часовой стрелки. Бегунок при этом должен вращаться по часовой стрелке. Проведите настройку при повышенных оборотах двигателя, медленно вращая корпус трамблера. Продолжайте вращение до достижения меткой правильной позиции.
Особенности настройки зажигания в карбюраторном двигателе
Установка зажигания по меткам у карбюраторного двигателя осуществляется точно так же, как и у инжекторного восьмиклапанника. Единственное отличие – это необходимость ручной регулировки угла зажигания. В условиях станции техобслуживания она выполняется при помощи стробоскопа и тахометра.
Но можно провести настройку и «на глаз». Все, что потребуется для такой регулировки – это накидной ключ на 10. Алгоритм следующий:
- Поднимаем капот и отпускаем ключом три гайки, прижимающие крышку распределителя зажигания к корпусу.
- Прокручиваем крышку так, чтобы метка на ней совпала с «нулевой» риской на шкале корпуса.
- Запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры.
- Прокручиваем крышку по часовой стрелке до того момента, когда двигатель начнет выдавать максимальное количество оборотов. После этого проворачиваем ее на половину деления влево.
- Садимся за руль, разгоняем автомобиль до 60-70 км/час на 4 передаче. Давим педаль газа резко вниз, слушаем двигатель. Если при этом наблюдается устойчивая детонация (стучат пальцы) – мы имеем слишком раннее зажигание. Останавливаемся и проворачиваем крышку еще немного против часовой стрелки. При правильно выставленном угле зажигания, когда мы давим на газ, детонация должна продолжаться не более 2 секунд, после чего двигатель, набрав обороты, продолжает работать в штатном режиме.
- Добившись нужного результата, закручиваем гайки крышки.
Как работает момент зажигания?
Данный параметр указывает на время, когда происходит поджигание горючей смеси. А определяется оно положением коленчатого вала во время подачи на свечи зажигания импульса с опережением относительно ВМТ (верхней мертвой точки), и измеряется в градусах. Для того чтобы рабочая смесь полностью сгорела в цилиндре, необходимо некоторое время, поэтому если поджигание смеси будет осуществляться в тот момент, когда поршень пребывает в самом верхнем положении (ВМТ), то ее сгорание будет происходить на тактах расширения и выпуске. Это не сможет обеспечить эффектное давление на поршень.
Таким образом, точку зажигания следует подбирать на опережение, дабы на ВМТ приходилось максимальное давление. Значение этого момента зависит от ряда параметров, среди них: количество оборотов движка, качество горючей смеси (обедненная или обогащенная), ее фракционный состав.
Следует также отметить, что не редко в бензиновых двигателях, даже при оптимальных углах, может возникнуть детонация, поэтому нужно устанавливать угол опережения немного больше.
Как регулируется угол опережения
В инжекторных автомобилях ВАЗ-2110 настройка зажигания осуществляется электронным блоком управления. Он получает необходимую информацию с датчика положения коленчатого вала и на ее основании определяет момент, когда нужно подавать искру. Но так происходит лишь тогда, когда фазы газораспределения выставлены правильно. В противном случае все может происходить с точностью до наоборот.
Настройка угла опережения в карбюраторных двигателях также производится в автоматическом режиме. Для этого служит вакуум-корректор. Принцип его работы заключается в изменении угла опережения в зависимости от количества оборотов двигателя. Происходит это за счет разницы в давлении, возникающем под дроссельной заслонкой карбюратора, с которым корректор соединен трубкой.
Кроме этого, угол опережения регулируется и вручную путем вращения крышки распределителя зажигания в ту или иную сторону. Это своего рода грубая настройка, позволяющая подстроить двигатель под качество топлива.
Чем чревата неправильная регулировка момента зажигания?
В современных моторах регулировка момента зажигания осуществляется автоматически посредством специальной программы. Таким образом, этот показатель постоянно передвигается в более раннюю сторону на доли градусов, и как только появляются первые предпосылки детонации, программа передвигает точку зажигания в позднюю сторону на несколько градусов, и данный процесс повторяется по кругу.
Если установить угол опережения неправильно, то это приведет к неустойчивой работе двигателя во время холостого хода, будет затруднителен его пуск, повысится расход топлива, а также это негативно отразится и на развиваемой мощности.
Очень большой угол может привести к детонации двигателя, последствиями которой может быть аварийное повреждение движка. Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что информация о том, как установить момент зажигания своими силами, довольно актуальна и поможет сохранить семейный бюджет, а также продлить срок службы автомобиля.
Установка зажигания на классике по лампе
А теперь стоит поговорить немного о том, как выставить метки зажигания 402-го двигателя или любого другого, у которого использована контактная система. Вам потребуется ключ храповика, отрезок провода и контрольная лампа. У вас, конечно же, должны быть правильно выставлены метки на распределительном и коленчатом валах. Прокручиваете специальным ключом коленвал до тех пор, пока не совместятся метки на шкиве с выступами на крышке газораспределительного механизма. При этом большая выемка на шкиве распредвала должна находиться напротив зуба в верхней части крышки.
В этом положении четвертый цилиндр должен находиться в ВМТ. Именно так устанавливаются метки зажигания ВАЗ-2106 и других классических моделей. Бегунок на распределителе устанавливаете напротив контакта, который соответствует четвертому цилиндру. Лампу соединяете с выводом катушки «К» и массой. Проворачиваете корпус трамблера, фиксируете его в том положении, когда лампа тухнет. Если снята крышка ГБЦ, надеваете ее, после чего заводите двигатель, прогреваете до рабочей температуры и корректируете угол опережения, проворачивая корпус трамблера в нужную сторону. Заметьте, зазор в контакте прерывателя должен быть выставлен верно.
Установка момента зажигания – инструкция для терпеливых
Предложим примерную инструкцию этой операции. Первым делом снимается свеча зажигания, а образовавшееся отверстие плотно прикрывается пальцем. Затем нужно повернуть специальным ключом коленвал до начала сжатия в первом цилиндре, в это время из свечного отверстия будет выходить воздух. Далее необходимо совместить метку, расположенную на шкиве, обозначающую положение ВМТ, с меткой, которая соответствует 5°, в случае если используется 92 или же 95 бензин.
Если же октановое число топлива менее 92, тогда ВМТ совмещается с меткой 0°.
Ротор распределителя располагается наружным контактом (соответствующим 10°) в сторону первого цилиндра, а линия, которая проходит через пружинные защелки, должна быть параллельно осевой линии мотора. В случае, если установить распределитель таким образом не удается, необходимо отвинтить гайку, посредством которой он крепится к устройству воспламенения, и, поворачивая валик, установить его в необходимом положении. Далее нужно закрепить его, но при этом не стоит затягивать гайку до конца.
Теперь разбираемся дальше, как выставить момент зажигания. Следует подсоединить вольтметр или же контрольную лампу к катушке зажигания, при этом ее вывод должен быть соединен с низковольтным выводом самого распределителя. Второй контакт вольтметра соединяется с «массой». Дальше включаем зажигание и по часовой стрелке поворачиваем корпус прерывателя, пока не загорится контрольная лампа. Достигнув момента, когда вольтметр покажет напряжение, затяните крепежную гайку.
Выключив настроенный механизм, необходимо установить на прежние места все снятые детали, при этом необходимо соблюдать момент затяжки свечей зажигания. И последний этап – проверка. Осуществляется она довольно просто: разогнав авто на ровном горизонтальном участке до 45 км/ч, включите четвертую передачу, в этот момент на несколько секунд должна возникнуть детонация, которая постепенно утихнет. Если ее нет, значит, зажигание позднее, ну, а в случае, когда она долго не проходит – раннее.
Как выставить зажигание на ВАЗ – порядок действий
Для начала, потребуется установка метки зажигания. Коленчатый вал можно вращать либо за храповик, либо спецключом за гайку. На лобовой крышке двигателя и на шкиве коленчатого вала имеются отливы и насечки, совмещение которых соответствует разному углу опережения зажигания:
- Первая метка по ходу движения – это опережение угла зажигания на 10 градусов. Опережение угла – это корректировка на скорость горения топлива. Так вот, 10 градусов – это метка для 72 бензина.
- Дальше идет средняя метка – опережение на 5 градусов. Она для 80 бензина.
- Последняя, короткая метка – это опережение в 0 градусов. Это значит, что смесь будет зажигаться точно в момент, тогда поршень находится в верхней мертвой точке.
После того, как установка метки зажигания завершена, надо сразу установить необходимый зазор в контактах, естественно, там где они есть. Для этого снимаем бегунок распределителя и откручиваем фиксирующий винт прерывателя.
Перед тем как установить зазор, желательно наждачной бумагой (600-800) зачистить контакты
Зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии должен составлять 0,35-0,40 мм. Для этого нужен будет плоский щуп.
Ну вот, сейчас переходим непосредственно к установке зажигания ВАЗ 2106. Откручиваем крепление распределителя (гайка на 13), после чего вытаскиваем его из корпуса.
Теперь надо вставить трамблер на место, учитывая несколько обязательных моментов:
- Мы выставили по метке верхнюю мертвую такта сжатия в первом цилиндре, соответственно, в этот момент искра должна появиться именно в нем. Для того, чтобы поймать этот момент ставим крышку на трамблер и отмечаем то место, куда входит бронепровод от свечи первого цилиндра. Теперь надо снять крышку выставить внешний контакт бегунка точно напротив метки. То есть, в момент, когда поршень в верхней мертвой точке, искра подается с центрального провода распределителя через контакты бегунка на бронепровод от первого цилиндра.
- Далее, чтобы выставить зажигание на 2106, необходимо провести воображаемую линию между защелками крыши и установить трамблер на место так, чтобы эта линия была параллельна блоку двигателя. Сразу стоит сказать, что с первого раза попасть в шлицы привода не получится, придется на пару миллиметров крутнуть корпус. Это не страшно, ведь установка зажигания требует последующей регулировки. Важно, чтобы трамблер полностью сел на свое место, чтобы уперся в блок. Далее притягиваем его на место.
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован системой зажигания батарейно-контактного типа.
В состав системы зажигания входят:
- аккумуляторная батарея;
- выключатель (замок зажигания с группой контактов);
- двухобмоточная трансформирующая катушка;
- трамблёр (распределитель с прерывателем контактного типа и конденсатором);
- провода высокого напряжения;
- свечи.
Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. К низковольтной цепи относятся:
- аккумулятор;
- выключатель;
- первичная обмотка катушки (низковольтная);
- прерыватель с искрогасящим конденсатором.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высоковольтная);
- распределитель;
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода.
Назначение основных элементов системы зажигания
Каждый элемент СЗ является отдельным узлом и выполняет строго определённые функции.
Аккумуляторная батарея
Аккумулятор предназначен не только для обеспечения работы стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. В процессе работы двигателя напряжение в цепь подаётся уже не с аккумулятора, а с генератора.
Проверка правильности настройки
После того как мы разобрались с вопросом как установить зажигание на ВАЗ 2109, рассмотрим процесс проверки правильности выполнения регулировочных работ.
Итак, при правильной настройке:
- в процессе быстрого набора силовой установкой оборотов (при прогретом автомобиле) не отмечаться нарушение стабильности его работы;
- при движении машины на скорости около 50 км/ч на четвертой скорости и при резком ускорении должно присутствовать непродолжительное детонирование мотора. Если детонирования нет, зажигание позднее, если оно есть, но не проходит – ранее. Корректировку производим путем поворота распределителя в ту или иную сторону.
Помните, что зачастую добиться стабильной работы силового агрегата невозможно из-за неправильной работы топливной системы или вовсе из-за низкого качества бензина. В подобного рода ситуации лучшим выходом из нее будет настройка карбюратора на наиболее оптимальный режим работы с последующей подстройкой момента зажигания.
Очень часто данные неисправности системы зажигания вызваны банальной причиной — неверно выставленным зажиганием.
Неверно выставленное зажигание далеко не самым лучшим образом сказывается на работе двигателя, ухудшая его эксплуатационные характеристики. Многие автовладельцы, как только появляются первые проблемы с мотором, из-за недостатка опыта решают, что причиной всему является поломка карбюратора. В действительности зачастую проблема кроется в неправильно настроенном моменте зажигания и устранить её можно, если знать, как выставить зажигание на ВАЗ-2109 (карбюратор), воспользовавшись нехитрым набором инструментов.
- затруднённый запуск двигателя;
- нестабильный холостой ход и неровная работа силового агрегата в целом;
- заметное снижение мощности мотора, а также его приёмистости;
- повышение расхода топлива;
- появление провалов в оборотах при разгоне машины;
- наличие густого чёрного дыма в выхлопных газах при пуске мотора и во время езды (свидетельствует о слишком раннем моменте и, как следствие, плохом сгорании топлива).
Каждый из этих признаков является причиной того, что двигатель начинает работать менее эффективно, и это, в свою очередь, сказывается на комфортности эксплуатации автомобиля в целом. Поэтому мы рекомендуем ознакомиться с руководством, как выставить зажигание на автомашине ВАЗ-2109 с карбюраторным мотором, чтобы применить эти знания на практике, если потребуется.
В гаражных условиях настраивать угол опережения может даже водитель, не обладающий опытом проведения автомобильного ремонта. Для этого потребуется гаечный ключ на «10» и стробоскоп либо лампочка. Естественно, при помощи стробоскопа настройка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) будет более удобной и точной, но с помощью лампочки вы также сможете добиться удовлетворительного результата. Далее, мы рассмотрим, как производятся регулировочные работы с применением обоих вариантов.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность запуска двигателя ;
- нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
- снижение мощности двигателя ;
- увеличение расхода бензина;
- появление детонации.
Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:
- выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
- несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
- износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
- подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
- образование нагара на контактах прерывателя;
- увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
- пробой конденсатора распределителя;
- замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
- неисправности в группе контактов выключателя зажигания.
Работа двигателя при раннем или позднем зажигании
С приходом в конструкцию двигателя электронного управления работой, многие владельцы автомобилей вовсе забыли про такую регулировку, как установка зажигания.
Тем более смутно представляется, как меняется работа двигателя в случае выставленного раннего или позднего зажигания. А ведь потеря мощности мотора может быть связана именно с несвоевременно подаваемой искрой в цилиндры.
Определить нарушение установки угла зажигания можно по работе двигателя
Признаки раннего и позднего зажигания. Даже не самому опытному водителю легко определить нарушение в установке зажигания по нескольким признакам:
- Потеря мощности двигателем;
- Увеличение расхода топлива;
- Запоздалая реакция при нажатии на педаль газа;
- Затрудненный запуск мотора;
- Характерные «чихающие» проявления.
В отдельных случаях можно наблюдать выход горящих продуктов в глушитель. Такой «пробой» сопровождается хлопками в системе выпуска отработанных газов.
Детонация в цилиндре действует разрушительно
Самым неприятным действием в результате нарушения угла установки является детонация в цилиндрах в случае нагрева мотора. Детонационное горение несет в себе разрушительные воздействия для деталей цилиндро-поршневой группы.
Поздняя подача в цилиндры искры дополнительно приводит к образованию нагара на стенках цилиндра, что нарушает нормальную работу поршней в цилиндрах и в последующем.
Конструктивные особенности и регулировка зажигания. Бесконтактная система зажигания включает в себя несколько элементов:
- Прерыватель-распределитель. Устройство обеспечивает подачу искры на высоковольтные провода в нужный момент.
- Высоковольтная катушка. Обеспечивает преобразование подаваемого от генератора (или аккумулятора) низкого напряжения до высоких значений.
- Микропроцессорная система зажигания. Небольшой компьютер обеспечивает корректировку угла зажигания в зависимости от условий работы двигателя, оборотов коленчатого вала.
Система зажигания карбюраторных моторов
В числе прочих условий установки угла учитывается и октановое число залитого бензина. Зажигание в небольшом диапазоне может быть скорректировано.
В карбюраторных моторах вместо микропроцессора используется коммутатор, который отвечает за качество искры.
Выполнение операций по регулировке зажигания возможно только в случае установки на двигателе бесконтактного зажигания без использования микропроцессора. Для автомобилей с электронным управлением неисправности в системе могут быть выявлены в результате обычной диагностики при подключении сканера к разъему бортового компьютера автомобиля.
При электронном управлении диагностика необходима
Компьютерный анализ поможет выявить истинную причину нарушения работы двигателя. Не исключено, что нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, к примеру, никак не связана с углом опережения зажигания.
В качестве заключения. Некорректная работа двигателя не всегда связана с нарушением угла опережения зажигания. Вспомните, когда в рамках технического обслуживания производилась замена свечей зажигания, высоковольтных проводов.
Среди других причин неустойчивой работы может быть некачественное топливо, которое попало в бак после заезда на «случайную» АЗС.
Диагностика неисправностей системы зажигания
В целях экономии времени и средств проверку работоспособности системы зажигания ВАЗ 2106 рекомендуется проводить в определённом порядке. Для диагностики потребуются:
- свечной ключ на 16 с воротком;
- головка на 36 с рукояткой;
- мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- контрольная лампа (обычная автомобильная 12-вольтовая лампа с подсоединёнными проводами);
- пассатижи с диэлектрическими ручками;
- шлицевая отвёртка;
- набор плоских щупов для измерения зазоров;
- небольшой плоский надфиль;
- запасная свеча зажигания (заведомо рабочая).
Проверка аккумулятора
Если двигатель совсем не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука работы самого стартера, проверку следует начать с аккумулятора. Для этого нужно включить на мультиметре режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и измерить напряжение на клеммах АКБ — оно не должно быть ниже 11,7 В. При меньших значениях стартер не запустится и не сможет прокрутить коленчатый вал. Как следствие, не начнут вращаться распредвал и ротор распределителя, приводящий в движение контакт прерывателя, а в катушке не будет образовываться достаточное для нормального искрообразования напряжение. Решается проблема путём зарядки аккумулятора или его замены.
Проверка выключателя
Если аккумулятор исправен и при запуске реле со стартером работают в штатном режиме, но двигатель не запускается, следует проверить выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить плюсовой щуп вольтметра к выводу, обозначенному знаками «Б» или «+», а минусовой — к массе автомобиля. При включённом зажигании прибор должен показать напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ. Если напряжения нет, следует «прозвонить» провод, идущий от контактной группы выключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если же провод целый, придётся разобрать замок зажигания и зачистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.
Проверка катушки
Убедившись в том, что напряжение поступает на первичную обмотку, следует оценить работоспособность самой катушки и проверить её на предмет короткого замыкания. Делается это следующим образом.
- Отсоединяем колпачок центрального высоковольтного провода от крышки трамблёра.
- Вставляем в колпачок свечу.
- Удерживая свечу пассатижами с диэлектрическими ручками, соединяем её «юбку» с массой автомобиля.
- Просим помощника включить зажигание и запустить двигатель.
- Смотрим на контакты свечи. Если между ними проскакивает искра, катушка, вероятнее всего, исправна.
Иногда катушка работает, но искра слишком слабая. Это означает, что вырабатываемого ей напряжения недостаточно для нормального искрообразования. В этом случае проверяют обмотки катушки на обрыв и замыкание в следующем порядке.
- Отсоединяем от катушки все провода.
- Мультиметр переключаем в режим омметра с пределом измерения 20 Ом.
- Подсоединяем щупы прибора к боковым выводам катушки (выводам обмотки низкого напряжения). Полярность значения не имеет. Сопротивление исправной катушки должно составлять от 3,0 до 3,5 Ом.
Если фактические значения сопротивления обмоток заметно отличаются от нормативных, катушку следует заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с системой зажигания контактного типа используется бобина типа Б117А.