Какие КПП бывают на ВАЗ классику

Известно, что двигатель имеет максимальную мощность, а значит, и максимальный крутящий момент в некотором диапазоне оборотов, а вовсе не распределена она равномерно на всей шкале тахометра. Для того чтобы «уловить» всю мощность и преобразовать её для различных условий движения, и нужна коробка. Её устройство достаточно сложное.

Вся мощь крутящего момента передаётся на ведущие колёса через трансмиссию, которая у ВАЗ 2107 состоит из следующих частей:

  • сцепление (его задача соединять первичный вал двигателя с коробкой, или разъединять;
  • собственно КПП (коробка переключения передач), её задача – по желанию водителя распределить крутящий момент от двигателя на колёса;
  • система приводных валов, окончательно передающих вращение на колёсный привод.

Опытные автомеханики знают, что из двух машин более быстрой может быть та, которая имеет более слабый мотор, если у неё правильно выбраны передаточные числа КПП.

Что такое передаточное число КПП?

Передаточные числа КПП — частные от деления количества зубцов ведомых к количеству зубьев ведущих шестерней. Ещё такие передачи, у которых высокие передаточные числа — называют «короткими», а низкие числа – «длинными».

Физический смысл заключается в следующем: так как наибольшей частотой вращения обладает всегда двигатель (коленвал и первичный вал),

а частота вращения кардана всегда ниже (поэтому коробка и называется КПП – коробка понижающих передач), за исключением 5 передачи, где передаточное число меньше 1, то передаточное число – это количество оборотов карданного вала за один оборот коленвала.

Есть общее правило: чем оно больше, тем более короткое время понадобится при нажатии педали газа, чтобы набрать максимальное количество оборотов. Соответственно, передача будет более мощной, автомобиль будет «выпрыгивать» вперёд, но при этом водитель должен быть готов к быстрому переключению. И, как только машина значительно ускорилась, нужно готовиться к переключению. Поэтому характерно на высоких оборотах падение скорости.

Для того чтобы улучшить динамику автомобиля при разгоне, можно, конечно, сделать тюнинг карбюратора. Но если вы решились на настоящий поступок – нужно изменить главное передаточное число, главной пары КПП.

В КПП есть такое понятие, как ряд – набор валов и шестерёнок.

  • изначально на ВАЗ ставилась четырёхступенчатая КПП 2101;
  • затем с 1976 года появилась «нивовская» КПП, или 2121. Она отличалась повышенным рядом, где передаточное число было низкое (всё – таки внедорожник)! Кроме этого, ею комплектовались «шестёрки» с объёмом 1,6 л;
  • за год до Олимпиады – 80 появилась КПП 2105;
  • в настоящее время в продаже есть только 2107, 21074 и кое – где можно встретить 2106. Все другие коробки сняты с производства;
  • КПП 2107 существует для пятиступенчатой коробки, она именуется 21074, разница в том, что есть место для крепления блока шестерней заднего хода и пятой передачи;

Чтобы не утомлять читателя, приведём данные передаточные числа в таблице для КПП 2101, родоначальницы коробок (на самом деле, естественно, фиатовской конструкции) и ВАЗ 2107.

Ваз 2101Ваз 2107
11718
22928
31514
43333
53.7533.667
62020
72727
82.3032.1
92424
102121
111.4931.361
1211
1338
1420
150.819
  1. – количество зубцов первичного вала (главная пара);
  2. – количество зубцов промежуточного вала (главная пара);
  3. – промежуточный вал 1 ;
  4. – вторичный вал 1 ;
  5. – передаточное число 1 передачи;
  6. — промежуточный вал 2 ;
  7. — вторичный вал 2 ;
  8. — передаточное число 2 передачи;
  9. — промежуточный вал 3 ;
  10. — вторичный вал 3;
  11. — передаточное число 3 передачи;
  12. — передаточное число 4 передачи;
  13. — промежуточный вал 5;
  14. — вторичный вал 5;
  15. – передаточное число 5 передачи. У ВАЗ 2107 нет.

Даже при поверхностном анализе эти передаточные числа говорят следующее:

  1. все передаточные числа ВАЗ 2107 чуть ниже, чем ВАЗ 2101, это делает коробку «мягче»;
  2. на 4 передаче имеем 1, это значит, что карданный вал и коленвал соединены напрямую;
  3. существует 5 передача, которая заставляет колёса вращаться быстрее первичного вала, так как отношение меньше единицы.

Таблица рядов КПП 2108

Номер набора
Номер передач
1 2 3 4 5 6
Серийная КПП 40/11 3.64 39/20 1.95 38/28 1.36 32/34 0.94 29/37 0.78 27/39 0.69
08 ряд- коммерческий 41/12 3.42 39/19 2.05 серийная 32.33 0.97
05 РЯД 38/13 2.92 38/21 1/81 37/29 1.28 33/34 0.97
011 ряд серийная 40/18 2.22 40/26 1.54 35/30 1.17 31/35 0.89
012 ряд 38/12 3.17 серийная серийная 33/32 1.03
018 ряд 38/12 3.17 40/19 2.11 40/27 1.48 35/31 1.13 31/35 0.89
06 ряд 38/13 2.92 38/21 1.81 37/29 1/28 34/32 1.06 32/34 0.94 29/37 0.78
07 ряд 38/13 2.92 39/19 2.05 28/18 1.56 38/29 1.31 35/31 1.13 32/34 0.94
026 ряд 41/12 3.42 38/15 2.53 35/17 2.06 33/19 1.74 34/23 1.48 33/26 1.27
074 ряд 38/12 2.667 29/15 1.933 27/17 1.588 26/19 1.368
Кол-во зубьев Передача 63/17 3.7 62/15 4.13 65/15 4.33 63/14 4.5 66/14 4.71 64/13 5.08 69/13 5.31
Скорость автомобиля при 5000 оборотов в минуту.

Колеса: ширина 185 , профиль 60, R диска 14.

Серийная КПП

1 перед 3,64 40/11 2 перед

1,95 39/20

3 перед

1,35 38/28

4 перед

0,94 32/34

5 перед

0,78 29/37

6 перед

0,69 27/39

3,7 40 74 106 154 184 209
3,9 38 70 101 145 174 198
4,1 36 67 96 139 166 188
4,3 34 64 92 132 159 180
05ряд 2,92 38/13 1,81 38/21 1,27 37/29 0,96 32/33 0,78 29/37 0,69 27/39
3,7 50 80 114 149 184 209
3,9 47 76 108 141 174 198
4,1 45 72 102 134 166 188
4,3 43 69 98 128 159 180
06ряд 2,92 38/13 1,81 38/21 1,27 37/29 1,06 34/32 0,94 32/34 0,78 29/37
3,7 50 80 114 136 154 184
3,9 47 76 108 129 145 174
4,1 45 72 102 122 139 166
4,3 43 69 98 117 132 159
07ряд 2,92 38/13 2,05 39/19 1,56 28/18 1,31 28/29 1,13 35/31 0,94 32/34
3,7 50 70 93 110 128 154
3,9 47 67 88 105 121 145
4,1 45 63 84 100 116 139
4,3 43 61 80 95 110 132
08ряд 3,42 41/12 2,11 40/19 1,35 38/28 0,96 32/33 0,78 29/37 0,69 27/39
3,7 42 69 106 149 184 209
3,9 40 65 101 141 174 198
4,1 38 62 96 134 166 188
4,3 36 59 92 128 159 180
011ряд 3,64 40/11 2,22 40/18 1,54 40/26 1,17 35/30 0,87 31/35 0,78 29/37
3,7 40 65 94 124 163 184
3,9 38 62 89 117 155 174
4,1 36 59 85 112 147 166
4,3 34 56 81 107 140 159
012ряд 3,17 38/12 1,95 39/20 1,35 38/28 1,03 33/32 0,78 29/37 0,69 27/39
3,7 46 74 106 140 184 209
3,9 43 70 101 133 174 198
4,1 41 67 96 126 166 188
4,3 39 64 92 119 159 180
018ряд 3,17 38/12 2,11 40/19 1,48 40/27 1,13 35/31 0,87 31/35 0,78 29/37
3,7 46 69 98 128 163 184
3,9 43 65 92 121 155 174
4,1 41 62 88 116 147 166
4,3 39 59 84 110 140 159
200ряд 2,92 38/13 2,22 40/18 1,76 37/21 1,39 39/28 1,17 35/30 0,94 32/34
3,7 50 65 82 104 124 154
3,9 47 62 78 99 117 145
4,1 45 59 73 93 112 139
4,3 43 56 71 89 107 132
1 перед 2 перед 3 перед 4 перед 5 перед 6 перед
1 перед 2 перед 3 перед 4 перед 5 перед 6 перед
102ряд 3,17 38/12 1,95 39/20 1,35 38/28 0,94 32/34 0,73
3,7 46 74 106 154 196
3,9 43 70 101 145 188
4,1 41 67 96 139 178
4,3 39 64 92 132 170
103ряд 2,92 38/13 1,95 39/20 1,35 38/28 0,94 32/34 0,69 27/39
3,7 50 74 106 154 209
3,9 47 70 101 145 198
4,1 45 67 96 139 188
4,3 43 64 92 132 180
104ряд 2,92 38/13 1,95 39/20 1,35 38/28 1,03 33/32 0,73
3,7 50 74 106 140 196
3,9 47 70 101 133 188
4,1 45 67 96 126 178
4,3 43 64 92 119 170
111 ряд 3,17 38/12 2,22 40/18 1,54 40/26 1,17 35/30 0,81 30/37
3,7 46 65 94 124 184
3,9 43 62 89 117 175
4,1 41 59 85 112 166
4,3 39 56 81 107 158
26 кулачок 3,417 2,533 2,059 1,737 1,478 1,269
777 кулачок 2,909 32/11 2,000 30/15 1,588 27/17 1,316 25/19 1,143 24/21 0,9 18/20
719 кулачок 2,667 32/12 1,933 29/15 1,538 20/13 1,316 25/19 1,143 24/21 0,9 18/20

26 ряд прямозубый.

Шестая передача девяти видов:

1) 0,78 / 0,69 стандарт 2) 0,87 / 0,78 к 18 ряду
3) 0,87 / 0,73 к 18 ряду Тюн 4) 1,13 / 0,94 к 7 ряду
5) 0,94 / 0,78 к 6 ряду 6) 1,17 / 0,94 к 200 ряду

7) 1.13 / 0,78 к 7 тюн

8) 1.17/0,78 к 200 тюн

9) 0,87/ 0,69 к 18 тюн

ПРИ установке:

Главная пара 4.1 — разгружается двигатель, мотору легче крутить колеса , повышается динамика машины ,передачи укорачиваются, максим-я скор-ть падает ~на 20км. в час ( при 160 кмч. обороты тахометра 5 тыс.), расход топлива + 1л. ( за счет изменения езды).

Главная пара 4.3 -тоже, что и 4.1 + 5кмч. на всех передачах.

Гл. пара 4.1 или 4.3 + спортивный ряд (06, 07 или 08-й): динамика (быстрый разгон за счет гл. пары) + длинные передачи, в основном 1-я и 2-ая раскруч-я по максимуму.

Гл. пары 4.5 и 4.7: передачи еще короче, чем 4.1 и 4.3 ( максимальная скорость при 5 тыс. оборотов тахометра 140кмч. ), рекомендуемое использование: при буксировки и перевозке тяж-х прицепов.

Гл. пары 4.9, 5.1, 5.3 и 5.07: используются только на крутых склонах-подъемах ( максим-я скорость 110-120 кмч.)

Ряды: 011, 012, 018- устан-я со стандартной гл. парой 3.9 под форсированные двигателя 1.7, 1.8 и 2.0л.

26-ой кулачковый ряд (полуавтомат)- перекл-е передач производится без использования сцепления, выжим сцепления необходим только при троганьие и остановки.

6-ая передача сохраняет максим-ю скорость при использ-и гл. пары и спорт. ряда.

Блокиратор (блокирующий дифференциал):

Червячный ( винтовой)- повышается проходимость автомобиля по бездорожью , при пробуксовке одного колеса , автоматически включается второе колесо ( так же он вкл. при поворотах).

Дисковый (фрикционный) — обеспечивает постоянное вращение 2-х колес.( рекомендуется использовать, только по бездорожью)

Недопустимо:

  • Включать передачи с хрустом.
  • Быстро переключаться с передачи на передачу.
  • Грубо включать передачи (если передача не включается, с силой её не втыкать, а ещё раз отпустить и нажать сцепление, и повторить её включение).

Если нарушать выше перечисленные указания, то срок службы передач, а соответственно и КПП резко уменьшается!!!

Также,крайне не желательно, троганьие с пробуксовкой. Такая систематическая езда приводит к развалу дифференциала, который разбивает КПП (страдает большой кожух), и машина остаётся не на ходу. ОБЯЗАТЕЛЬНО следите за исправностью сцепления! Проверяется сцепление так:

  • Правильная регулировка педали сцепления (педаль на уровне педали тормоза)
  • Выжим, пауза 2сек., задняя передача должна включаться без хруста. Если задняя передача включается с хрустом или вообще не включается, то это говорит о том, что сцепление «ведёт» и его немедленно надо менять! С такой неисправностью идёт большая нагрузка на синхронизаторы передних передач, что приводит их к быстрому износу и выходу из строя.

Что такое редуктор?

Редуктор преобразует момент вращения в коробке. Каждый редуктор характеризуется коэффициентом полезного действия, отношением передач, удельная мощность, угловая скорость валов, их количество и др.

В редукторе ВАЗ есть одна передача, два ведомых вала и один ведущий. Заводские отношения (3,9 – 4,1 – 4,3 – 4,4). Или, другими словами, столько оборотов нужно сделать кардану, чтобы колесо повернулось один раз.

На графике показано, как будет зависеть скорость автомобиля (числа по горизонтальной оси) от частоты вращения коленвала двигателя, (числа по вертикальной оси) у которого различные главные пары в редукторе:

Конфигурации КПП

Ниже приведены наиболее удачные конфигурации КПП в зависимости от мотора. Для более подробного подбора вы можете воспользоваться калькулятором в интернете.

  1. Наиболее подходящая конфигурация КПП для гражданского атмосферного двигателя: 18 ряд КПП + главная пара 3,9.
  2. Наиболее подходящая КПП для спортивного атмосферного двигателя: 7 ряд КПП + главная пара 4,3.
  3. Наиболее подходящая конфигурация КПП для турбового гражданского двигателя: 104 ряд + главная пара 3,5.

Дифференциал — двухсателлитный, натяг регулируется разной толщиной регулировочного кольца.

В спортивных автомобилях часто используется блокировка дифференциала.

Блокировка дифференциала — механизм, блокирующий дифференциал для того, чтобы оба колеса крутились равномерно. Первоначально блокировка применялась на внедорожниках, чтобы передняя и задняя оси крутились равномерно.

В нашем случае особой популярностью пользуются винтовые блокировки, т. к. легко устанавливаются в КПП, увеличивают проходимость по мокрой дороге, дают преимущество при разгоне за счет равномерного постоянного вращения колес.

Кулиса

На современных автомобилях, в том числе и на новых Грантах, Калинах, Приорах устанавливаются КПП с тросовым приводом передач, благодаря чему переключение передач становится легкой и четкой. На Самарах же: 2114 -2113-2115 привод передач осуществляется не за счет тросика, а за счет кулисы.


Кулиса

Кулиса — разработка 80-х, поэтому передачи могут не включаться с первого раза, плохо заходить и т. д.

На спортивных тюнингованных автомобилях часто ставят «короткоходную» кулису.

Суть короткоходной кулисы в том, что путь рычага КПП от нейтрали до передачи становится короче, чем был. Проще говоря: передачи включаются легче, ход рычага меньше, что дает существенное преимущество при переключении.

Отзыв о коробке передач

ВАЗовские КПП на передний привод имеют одни и те же болячки. Все они воют и шумят, шестерни между собой имеют существенный люфт, из-за которой происходят дерганья при сбросе газа при движении на передаче. Как упоминалось выше, первая передача слишком короткая, а вторая — длинная, из-за чего появляется провал при разгоне, увеличивается износ. Установка другого ряда передач может решить проблему провала, но все спортивные ряды имеют большой шум при работе, чем обычная коробка, которая и так не отличается тишиной работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]