23.09.2019
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как осуществляется торможение двигателем
- В чем плюсы и минусы такого торможения
- Как тормозить двигателем на механике
- Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе
Снижение скорости движения автомобиля путем нажатия на тормозную педаль далеко не всегда можно считать оптимальным решением. Опытные водители в некоторых ситуациях используют торможение двигателем. Однако чтобы использовать такой метод, необходимо иметь определенные навыки. Неправильные действия могут привести к ускоренному износу мотора и различным поломкам. В этой статье мы расскажем, в каких ситуациях стоит использовать торможение двигателем на автомобилях с разной конструкцией.
Как происходит торможение машины двигателем
Особенности конструкции ДВС заключаются в том, что для этих агрегатов более естественной является работа на холостом ходу. При нажатии на акселератор водитель повышает количество оборотов мотора, но как только он отпускает педаль, обороты падают. Если такие действия совершаются во время движения автомобиля, то при падении оборотов двигателя снижается и скорость машины. Именно такой процесс и называют торможение двигателем. Метод снижения скорости авто без использования тормозной систем это важный навык, позволяющий предотвратить блокировку колес в ходе торможения на скользкой дороге, а также избежать аварийной ситуации при неожиданной поломке элементов системы.
Каким образом торможение двигателем способствует снижению скорости движения машины? Этот метод основан на сопротивлении силового агрегата инерционным нагрузкам, направленным на повышение количества оборотов коленвала. Процесс происходит в тот момент, когда авто с включенной передачей едет на скорости, а подача топливной смеси снижается или прекращается вовсе.
Падение объема топлива, поступающего в ДВС, приводит к уменьшению количества энергии, передаваемой мотором на трансмиссию, которая в свою очередь начинает передавать двигателю инерцию вращающихся колес. Это приводит к падению оборотов коленвала, и машина теряет скорость.
Рассмотрим особенности процесса торможения двигателем. Прежде всего следует отметить, что в данном случае не всегда можно обеспечить ощутимое снижение скорости авто. При нажатии на акселератор увеличивается подача топливной смеси, что приводит к повышению количества оборотов коленвала (двигатель «раскручивается»). При отпускании педали газа обороты снижаются.
Если упрощенно рассматривать работу трансмиссии, то можно отметить, что функция КПП состоит в передаче и распределении крутящего момента на колеса. Другими словами, коробка переключения скоростей в зависимости от установленной передачи передает определенное количество энергии мотора.
При движении на пониженных передачах (с 1-й по 3-ю) колесам передается максимальное усилие, но машина не сможет набрать наиболее высокую скорость. После включения повышенных передач авто может ехать более быстро, но энергия ускорения будет снижаться, поскольку КПП уже не может передавать максимальное усилие от двигателя, как на первых передачах.
На повышенных передачах автомобиль ускоряется гораздо слабее, а в большинстве ситуаций машина может только поддерживать достигнутый показатель скорости. На 4-й, 5-й и 6-й передачах начинают работать более существенные силы инерции, поэтому сопротивление мотора и трансмиссии минимизируется.
Рекомендуем
«Почему стучат клапаны в двигателе: топ-5 причин» Подробнее
Таким образом, хорошая динамика разгона может обеспечиваться только при езде на пониженных передачах. Именно в такие моменты, отпуская педаль газа, можно обеспечить значительное сопротивление инерционному движению. Если же бросить газ на повышенных передачах, то замедление авто окажется не таким ощутимым, поскольку сопротивление инерции будет низким.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Основное преимущество торможения двигателем заключается в том, что значительно уменьшается риск заноса автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, происходит блокировка колес, а следовательно, машина теряет управляемость. Чтобы минимизировать риск заноса автомобиля, автопроизводители оснащают современные модели активными электронными системами безопасности, но на скользкой трассе даже ABS не может гарантировать полное отсутствие заноса.
С учетом представленной выше информации можно прийти к выводу, что торможение двигателем можно считать противоаварийным приемом на скользкой трассе. Этот метод водители часто используют на затяжных спусках, горных трассах и при езде по серпантину или во время гололеда. Он предотвращает блокировку колес и защищает систему от перегрева, вызванного слишком интенсивным торможением.
Нередко водители используют прием торможения двигателем в ситуации, когда на трассе появляется возможность катиться на включенной скорости, для экономии топлива, а также для снижения износа тормозных колодок и дисков. В этой связи привлекательным выглядит тот факт, что в современных инжекторных моделях авто с механической КПП прекращается подача топливной смеси при отпущенном акселераторе.
Стоит помнить и о том, что прием торможения двигателем может прийти на помощь при неисправной тормозной системе. Здесь стоит учитывать, что таким методом сразу остановить авто не получится, особенно во время движения на спуске, но можно сбросить скорость, что позволит с минимальным риском и без особого ущерба использовать штатную тормозную систему.
Нужно признать обоснованность скептических мнений о том, что торможение двигателем может нанести вред силовому агрегату. На чем основаны такие суждения?
Рассматривать неблагоприятные последствия снижения скорости авто за счет мотора мы начнем с довольно простой и незаметной проблемы, обусловленной несимметричностью современных ДВС. Чтобы снизить боковую нагрузку на поршень во время его нахождения в верхней мертвой точке, конструкторы сместили поршневой палец по отношению к оси цилиндра. При этом не совпадают оси коленвала и цилиндров. Во время торможения моторов асимметрия начинает работать против ДВС.
Происходит увеличение боковых нагрузок на поршень (при одинаковом значении момента такие нагрузки будут выше, чем для рабочего хода). Асимметричная конструкция подшипников коленвала, шатунов и пальца поршня также разработана с учетом нагрузок рабочего хода и без учета тех, которые возникают при торможении мотором.
Стоит отметить, что отсутствие подачи топлива приводит к тому, что клапана ДВС будут работать «на сухую», но даже при длительном торможении двигателем этот фактор незначительно увеличивает износ клапанов (к тому же они в такие моменты остывают). Для ДВС, которые проходят «холодную обкатку», подобный прием можно рассматривать, как принудительную работу на холостом ходу, растянувшуюся на более длительный период. Но нужно отметить, что седла клапанов в этом случае будут подвергаться большему износу, чем при обычной работе силового агрегата.
Нанести вред мотору может и создающееся во впускном коллекторе разрежение, которое будет в 1,5 – 2 раза выше, чем при холостом ходе. Сильное разрежение увеличивает нагрузку на систему картерной вентиляции и приводит к протеканию различных уплотнений. Кроме того, может происходить подсос наружного воздуха.
Наибольшие неприятности могут произойти при сильном износе сальников клапанов. Сильное разрежение провоцирует поступление масла во впускной коллектор с распределительного вала. Кроме того, масло будет затягиваться в цилиндры через поршневой узел. Если ДВС оснащен турбиной, то в нее также будет поступать масло, что часто становится причиной выхода из строя этого агрегата.
Увеличенное поступление масла во впускной коллектор, которое особенно характерно для изношенных моторов, способствует образованию нагара на свечах и поршнях, а также к отказу катализатора и повышению вредных выбросов через выхлопную систему в окружающую среду. Разрежение и скачки давления не могут не отразиться на состоянии гибких компонентов впускного узла (трубки, клапана и т.д.).
При торможении мотором грязь и пыль из впускного коллектора будут попадать в цилиндры. Этот фактор может причинить особенно большой вред в том случае, если катализатор находится недалеко от коллектора. В таком режиме рабочее вещество каталитической системы будет крошиться. Во время работы в нагрузочном режиме или при прогревании моторов с непосредственным впрыском во впускной системе есть большое количество твердых сажевых частиц. Такие частицы вместе с пылью попадают в цилиндры мотора, что вызвано перекрытием фаз газораспределения (именно поэтому двигатель успевает втянуть небольшое количество воздуха из впускного коллектора. Если в конструкции выхлопной системы предусмотрен клапан EGR, то со временем его герметичность может ухудшаться, что приводит попаданию грязи и пыли во впускной коллектор и, как было указано ранее, в цилиндры. Твердые частички пыли и грязи в цилиндрах приводят к появлению задиров на их стенках и повреждению клапанов.
Рекомендуем
«Как правильно глушить двигатель автомобиля: несколько полезных советов» Подробнее
В процессе торможения двигателем происходит резкое изменение количества оборотов коленвала, что приводит к ударным нагрузкам на детали двигателя. Такой эффект можно приравнять к последствиям неаккуратного обращения с КПП и сцеплением. Но нужно отметить, что колебания частоты вращения в работающих моторах происходят постоянно, а для защиты трансмиссии используются демпферные шкивы, муфты холостого хода и т. д.
К наиболее существенным минусам метода торможения двигателем стоит отнести увеличивающиеся риски создания аварийной ситуации. Машина сбрасывает скорость, но стоп-сигналы при этом не загораются, как при нажатии на педаль тормоза. В результате водитель автомобиля, который едет сзади, может не среагировать своевременно на торможение вашего авто, что приведет к столкновению.
Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это?
Как происходит торможение двигателем
Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.
Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.
Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.
Принудительный холостой ход
Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.
Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.
Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах.
Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.
Чем именно вредно торможение двигателем
Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.
Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.
А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки.
Статьи / Практика Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно… 209773 59 43 13.07.2017
Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.
Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.
Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.
Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.
Статьи / Практика Несовершенство непосредственности: надежность и проблемы моторов с прямым впрыском «В новый век – с новой системой питания!». Похоже, с таким девизом европейские производители стали внедрять технологию. А что им оставалось? Требования по снижению расхода топлива заставляли… 59221 0 16 02.06.2016
Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.
В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.
И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.
Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала. Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора. Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала.
От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.
Ничего нельзя делать
Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:
1. Не используйте торможение двигателем слишком интенсивно.
Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.
В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.
2. Не используйте длительные торможения двигателем в городском цикле.
Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.
И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.
Послесловие
В статье автор предпочитал использовать термин «разряжение» как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили «я» на «е», тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.
Опрос
А вы тормозите двигателем?
Ваш голос
Всего голосов:
Торможение двигателем на механике
Прием снижения скорости мотором на авто с механической КПП предполагает выполнение следующих действий:
- Отпустите педаль акселератора.
- Выжмите педаль сцепления.
- Когда скорость машины снизится, перейдите на пониженную передачу.
- После того, как будет максимально снижена скорость, включите 1-ю передачу.
Важно разобраться, как следует выбирать передачу при торможении двигателем на механике. Ошибка в этом случае может привести к поломке мотора. О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины. Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС.
Неправильные режимы торможения двигателя, обусловленные несвоевременным переходом на пониженные передачи, способны привести к блокировке колес, в результате которой авто может пойти в занос. Кроме того, нарушение порядка перехода на низкие скорости увеличивает износ мотора и приводит к риску поломок его деталей.
При движении авто на 5 или 6 передаче для торможения двигателем нужно переключаться на 3-ю передачу, так как 4-я может обеспечить очень небольшое снижение скорости. С 3 или 4 передачи нужно переходить на 2-ю. Чтобы процесс переключение был более мягким, рекомендуем сделать «перегазовку».
Для полной остановки машины нужно после снижения скорости до 5-10 км/час воспользоваться тормозной системой автомобиля.
Насколько эффективен прием торможения двигателем? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов, наиболее важными среди которых являются опыт управления автомобилем, умение адекватно оценивать дорожную ситуацию, техническое состояние машины.
Важно
: использование приемов экстренного торможения двигателем на авто, которые оснащены системой АВS, приведет к потере драгоценных секунд, так как эта система гораздо эффективнее справляется с подобными ситуациями. Но и данное правило имеет свои исключения: если на трассе гололед, то в целях безопасности для экстренного снижения скорости стоит выбрать метод торможения двигателем.
Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами. Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.
Осуществляя торможение двигателем, не стоит беспокоиться о том, что увеличится потребление топлива. Расход горючего не будет превышать значений, которые характерны для остановки авто с помощью тормозной системы. В обоих случаях водитель во время снижения скорости не воздействует на педаль газа, поэтому уровень подачи горючего в цилиндры мотора стремится к нулю. После набора скорости топливо начинает поступать в стандартном режиме. Иногда для более экономичного расхода горючего водители используют эффект наката. Если впереди по движению авто присутствует затяжной спуск или загорелся красный свет на светофоре, можно включить нейтральную передачу и катиться таким образом, чтобы мотор работал на холостых оборотах.
Рекомендуем
«Чистка форсунок топливной системы: выбираем средства для бензина и дизеля» Подробнее
При торможении мотором нужно следить за его оборотами. Для бензиновых силовых агрегатов переключение на пониженную передачу можно осуществлять на 2,5 тыс. оборотов. Последующее понижение передачи выполняется уже при 1 тыс. оборотов двигателя. В процессе торможения не рекомендуется вращать рулем, так как в этом случае возможна потеря управляемости автомобилем.
Учитывая приведенную здесь информацию, можно сделать вывод о важности приобретения навыков по торможению двигателем. Особенно полезной такая техника будет для владельцев машин с механической КПП.
Почему автомобилю в некоторых случаях полезно торможение двигателем
Летняя жара и движение в плотном городском потоке негативно сказывается на ресурсе многих технических узлов в автомобиле. Силовой агрегат и коробка передач может перегреваться, а система охлаждения работает на пределе своих возможностей. В таких условиях очень важно отрегулировать температурный баланс. Сделать это можно несколькими способами. Рассмотрим, как в таком деле может помочь торможение двигателем и приносит ли оно пользу при эксплуатации транспортного средства в жаркую погоду.
Как правило, торможение осуществляется на второй или третьей передаче МКПП. Наибольшая эффективность отмечается, когда стрелка тахометра находится в пределах 4000 – 5000 оборотов
Как тормозить двигателем. Торможение мотором происходит при помощи внутреннего сопротивления механики транспортного средства. Карданный вал заставляет вращаться коленчатый вал мотора, при этом создается ситуация, при которой механические потери обеспечивают снижение скорости автомобиля. Процесс торможения двигателем на самом деле самый простой. Если на автомобиле с МКПП отпустить педаль газа, выжать сцепление и переставить рычаг на вторую передачу, в трансмиссии и моторе начнет повышаться внутреннее сопротивление. При этом чем выше обороты, тем больше будет сопротивление. Из-за этого скорость автомобиль снижается и стабилизируется на 30 км/ч.
Как правило, торможение осуществляется на второй или третьей передаче МКПП. Наибольшая эффективность отмечается, когда стрелка тахометра находится в пределах 4000 – 5000 оборотов. Поэтому если отпустить педаль газа на скорости 80 км/ч, можно спокойно включать 3 передачу. Если же отпускать педаль на скорости 60 км/ч, нужно будет ставить МКПП на вторую скорость. Не стоит включать сразу первую передачу, так как из-за этого будет идти повышенная нагрузка на двигатель, что может привести к повреждению ремня ГРМ.
Старая тормозная жидкость в сильную жару может закипать. Внутри образуются пузыри газа, которые сокращают усилия на колодках, а интенсивность замедления понижается
Перегрев тормозов. Как правило, торможение мотором применяют при съезде с горки, чтобы снизить нагрузку на колодки и суппорты. При длительном движении под гору автомобилист вынужден постоянно держать педаль тормоза, из-за чего все элементы в системе быстро перегреваются. При небольшой скорости силы набегающего воздуха недостает, чтобы их охладить. Именно поэтому старая тормозная жидкость в сильную жару может закипать. Внутри образуются пузырьки газа, которые сокращают усилия на колодках, а интенсивность замедления понижается. Торможение двигателем способно сократить данный риск. Колодки остаются незадействованными, а автомобиль замедляется при помощи нагрузки в двигателе и трансмиссии.
Экономия топлива. Если периодически тормозить мотором, можно заметить небольшую экономию топлива. Во время движения накатом электроника блокирует подачу горючего в цилиндры. Автомобиль катится, а зажигание не работает в этот момент. В результате, пока автомобиль спускается с горы, топливо не расходуется, а значит экономится бюджет.
Главный недостаток заключается в сильной нагрузке на ремень ГРМ. Поэтому в начале торможения не нужно резко бросать педаль сцепления
Охлаждение мотора. В автомобиле достаточно систем, которые работают при помощи оборотов мотора. Сюда можно отнести и масляный насос. Чем выше будут обороты, тем больше давление масла. Во время торможения мотором выключается зажигание, а насос создает максимальное давление масла. Циркуляция улучшается, а значит и тепло отводится быстрее. Мотор одновременно охлаждается и смазывается. Особенно такое преимущество актуально для турбированных силовых агрегатов.
Циркуляция ОЖ. Вал мотора приводит в движение помпу системы охлаждения. Чем быстрее вращается двигатель, тем эффективнее будет циркулировать жидкость в системе охлаждения. Поэтому при торможении мотором можно предотвратить возможность локального закипания антифриза.
Главный недостаток заключается в сильной нагрузке на ремень ГРМ. Поэтому в начале торможения не нужно резко бросать педаль сцепления. Кроме того, автомобиль, который тормозит двигателем, не может подать другим участникам движения сигнал о замедлении, так как стоп-сигналы при этом не срабатывают.
Итог. Торможение двигателем — полезный способ, который часто применяется при съезде с затяжного спуска. Он имеет несколько преимуществ, но в неумелых руках может стать причиной поломки автомобиля или ДТП.
Возможно ли торможение двигателем на автомате
В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?
Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.
По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.
Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.
Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления. Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.
В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:
- Нужно включить режим overdrive, после чего АКПП переключится на 3-ю скорость.
- Когда скорость движения снизится, следует установить 2-ю передачу, что будет способствовать процессу торможения.
- Рычаг АКПП надо поставить в положение «L», которое соответствует 1-й передаче.
Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).
В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.
Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.
Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.
Рекомендуем
«Диагностика двигателя автомобиля: обзор средств и методов» Подробнее
Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.
Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.
Что означает торможение двигателем
В процессе использования этого способа торможения силовой агрегат транспортного средства оказывает сопротивление инерционной силе, способной увеличить скорость авто. Мотор может притормозить автомобиль, осуществляющий движение на определенной передаче при минимально возможной подаче горючего.
Если в результате нажатия на педаль газа происходит увеличение количества подаваемого топлива и раскручивание двигателя, то когда ее отпускают:
- уменьшается поступающее в цилиндры горючее;
- начинается снижение оборотов;
- на трансмиссию перестает передаваться вращательный момент двигателя.
Получается кардинально обратный результат – через трансмиссию передается нагрузка от колес на двигатель внутреннего сгорания авто. В ходе увеличения компрессионного сопротивления в цилиндрах ДВС снижается скорость транспортного средства.
В процессе движения машины коробкой автоматом дозировано передается крутящий момент, который был получен от мотора машины, к колесам, в соответствии с установленным передаточным числом КПП.
При перемещении транспортного средства с автоматом на пониженных передачах (1-3) на колеса передается предельно допустимое количество энергии. В это время автомобиль не получится разогнать до высоких скоростей. Хотя даже при включении повышенного режима, а именно, 4-6, и увеличении скорости, получаемый разгон машины с автоматом будет недостаточно интенсивным, мощность, передающаяся на колеса, снизится по сравнению с первыми тремя передачами.
Преимущества торможения двигателем
Их много. Прежде всего – таким образом, теряя скорость, двигатель не потребляет топливо. Так, что заставляет это выходить? Все просто, поршни двигаются энергией вращающихся колес. Это можно проверить, наблюдая за мгновенным расходом топлива на бортовом компьютере. При движении на передаче без нажатия на акселератор расход равен нулю, а при включении нейтральной («холостой») передачи обычно колеблется в пределах 1-3 л / 100 км.
Еще одним преимуществом торможения двигателем является снижение износа тормозных дисков и колодок, которые чаще всего «медленные». Конечно, когда дорожная ситуация этого требует, вы должны использовать тормоз.
Чем опасно для автомобиля торможение двигателем?
Забегая наперед, отвечу – ничем, кроме того, что в один момент, когда скорость движения автомобиля будет ниже 20 км/ч, двигатель “заглохнет”.
Кроме этой проблемы, торможение двигателем ничем не опасно для автомобиля и его узлов
. Дело в том, когда водитель тормозит ДВС при включенной передачи, коленвал и все детали двигателя продолжаю вращаться. Вместе с ними вращается маслонасос мотора, давление, создаваемое им, обеспечивает подачу масла на трущиеся пары двигателя, обеспечивая их смазку. Поэтому работа их в таком режиме ничем не отличается от работы двигателя на холостых оборотах или в обычном режиме езды авто.
Торможение двигателем и безопасность
Помимо уменьшения износа тормозной системы и снижения расхода топлива, торможение двигателем также повышает безопасность вождения. Автомобиль «в покое» просто катится вяло и не готов к внезапному ускорению в случае необходимости. При торможении двигателем у нас всегда выбрана определенная передача, а при необходимости вы можете нажимать на газ и быстро ускоряться.
Торможение двигателем – на что обратить внимание?
Уменьшить передачи перед поворотом на прямых колесах. Отжим сцепления (это относится главным образом к вождению на снегу), когда в поворотах освобождает заднюю часть автомобиля и может привести к скольжению. Поэтому мы должны войти в поворот на определенной передаче. Внезапное нажатие на сцепление и неэффективное снижение рывком могут дестабилизировать автомобиль даже на ровной дороге (опять же – это больше касается заснеженных / обледенелых поверхностей), поэтому педаль сцепления должна работать точно.
Торможение двигателем на вариаторе
Совсем несложно снизить скорость двигателем на авто с вариатором. Многие модификации трансмиссий этого типа имеют соответствующую функцию (рычаг устанавливается в положение «L»). Вариатор сам снижает скорость движения авто, устанавливая подходящую передачу после того, как водитель отпускает акселератор, если рычаг установлен в положение «D». При таких действиях водителя автоматически происходит так называемое динамическое торможение двигателя.
Чтобы улучшить динамику машин с вариативной коробкой и снизить потребление топлива, многие владельцы таких авто хотят отключить программным способом опцию торможения двигателем. Эксперты не рекомендуют спешить с подобным решением. Снижение скорости движения за счет мотора – достаточно полезная функция. Освоить такой прием стоит каждому водителю, даже если он и не является поклонником экстремального вождения. Дополнительные навыки контраварийного управления автомобилем помогают избежать аварии в сложных дорожных ситуациях.
Когда следует использовать метод торможения двигателем
Мнения о том, что торможение мотором может нанести вред автомобилю, имеют право на существование (особенно в случае с машинами, на спидометре которых уже больше 150 000 км пробега). Тем не менее с точки зрения безопасности овладеть таким приемом будет полезно каждому водителю. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут пользоваться техникой торможения двигателем в щадящем режиме для силового агрегата.
1. Не следует слишком интенсивно снижать скорость движения авто за счет мотора. Осуществляйте торможение двигателем на повышенных передачах и старайтесь без крайней необходимости не включать пониженные передачи. В городском трафике осуществляете торможение на 4-й или 5-й передаче до того момента, пока обороты мотора не снизятся до показателей холостого хода. На горных дорогах стоит изначально выбирать низкую передачу (чтобы мотор тянул машину на подъемах и снижал скорость на спусках без лишних переключений). Даже если авто имеет систему АБС, на скользкой дороге при скорости менее 30 км/час процесс можно смело завершить торможением на нейтральной передаче.
2. В городском трафике не рекомендуется использовать длительное торможение двигателем. В городских условиях следует выбирать такой скоростной режим, при котором будет минимальное количество торможений. Использование мотора для снижения скорости не спасет от последствий ошибок при выборе скоростного режима. В этом случае напрасно расходуется около 70 % кинетической энергии автомобиля. Ездить в городском режиме на низких передачах, регулируя скорость только за счет педали акселератора, не используя тормоза, вредно для двигателя. Такая техника управления машиной может быть оправдана только при неисправностях тормозной системы, трансмиссии или сцепления.
В каких случаях стоит использовать прием торможения мотором?
- Если полностью или частично отказали тормоза автомобиля.
- Когда впереди затяжной спуск.
- При движении по горной дороге и серпантинам.
- Если дорога мокрая или скользкая, торможение двигателем обеспечит более качественное сцепления с покрытием трассы.
В условиях гололеда следует аккуратно использовать сцепление, так как если его резко бросить, то может произойти блокировка ведущих колес. Осуществляя торможение двигателем, важно также уделять внимание протяженности тормозного пути и стремительности снижения скорости движения.
Какой способ торможения лучше использовать
Каким способом лучше останавливать авто – используя торможение двигателем или тормозную систему? В обычном повседневном управлении машиной следует комбинировать оба метода. Торможение с использованием только штатной системы во многих случаях является опасным и считается неграмотным с точки зрения качества управления автомобилем. Комбинированный метод торможения включает снижение скорости путем нажатия на педаль тормоза, не выключая передачу. Именно такой способ является самым эффективным и безопасным.
Применение техники снижения скорости двигателем и торможение, при котором отрабатывает система АБС, обеспечивают различную интенсивность замедления и поэтому приводят к разным результатам.
Экстренное снижение скорости с АБС происходит на пределе допустимого сцепления колесных шин с дорожным покрытием. Такой режим торможения позволяет максимально быстро остановить авто и сократить тормозной путь.
Резкое торможение двигателем осуществить достаточно сложно, поэтому при таком способе тормозной путь будет максимальным. Мы не будем рассматривать случай остановки машины за счет падения сил инерции на нейтральной передаче (выбег автомобиля).
Таким образом, вопрос, «как осуществлять торможение – двигателем или с применением тормозной системы» приобретает следующую формулировку «как лучше останавливать авто – резко или плавно?».
Дать однозначный ответ невозможно. К примеру, возьмем ситуацию, когда машина движется по сколькой городской дороге, а впереди на расстоянии около 0,5 км загорается красный свет светофора, поэтому водитель решает снизить скорость. Если нажать на тормоз так, что срабатывает АБС, то автомобиль остановится быстро, но не в том месте, где это необходимо. При движении со скоростью 60 км/час на заснеженной дороге тормозной путь машины на зимней резине составит примерно 70 метров.
В описанном здесь примере более рациональным будет применение техники торможения двигателем. Водитель может просто бросить газ, и авто начнет плавно терять скорость на фоне снижения количества оборотов мотора. Таким образом, автомобиль будет приближаться к светофору с минимальной скоростью, и в нужном месте его можно будет остановить легким нажатием на педаль тормоза. Если же инерции автомобиля будет недостаточно, чтобы докатиться до светофора, то водитель может дозированно нажимать на акселератор, и, наоборот, если расстояние недостаточно для остановки, можно плавно нажимать на тормоз, немного усиливая торможение.
Рекомендуем
«Ремонт дизеля Фольксвагена Туарег: слабые места и виды ремонта» Подробнее
Теперь возьмем другую ситуацию. К примеру, на дорогу внезапно выбегает пешеход, или при подъезде к закрытому повороту на обычной скорости водитель видит машину с включенной «аварийкой». В таких случаях надо понимать, что торможение двигателем не позволит избежать столкновения, единственный выход – резко жать на тормоз. И под аккомпанемент трещащей АБС надеяться, что оставшегося места будет достаточно для остановки.
Как мы видим, для различных дорожных ситуаций используются разные варианты торможения:
- если есть достаточно места для остановки, следует использовать технику торможения двигателем;
- если интенсивность торможения мотором будет недостаточной, следует комбинировать этот прием с использованием метода остановки штатной системой торможения;
- если вы сомневаетесь, что автомобилю хватит места для остановки, стоит с самого начала применить комбинированное торможение (нажать на педаль тормоза при включенной передаче);
- если места для остановки критически мало, нужно резко тормозить с использованием АБС (до упора выжимаем сцепление и тормоз).
Остановка машины с АБС допускает выключение сцепления, так как при резком торможении мотор уже не будет влиять на интенсивность снижения скорости, но при включенной передаче он может заглохнуть. Именно поэтому автопроизводители и инструкторы по вождению рекомендуют выжимать сцепление при экстренном торможении.
О чем важно помнить?
Однако есть здесь и свои нюансы, которые необходимо помнить. Так, например, при торможении двигателем у вас не будут работать фонари стоп-сигналов, т.к. они завязаны на педаль тормоза. Поэтому другие участники дорожного движения могут не заметить вашего торможения, что создает потенциально опасную ситуацию возникновения аварии.
Торможение двигателем на механике
— отпустить педаль газа; — выжать сцепление; — после снижения скорости включить вторую передачу; — после дальнейшего снижения скорости переключается первая передача.
Если двигаться со значительной скоростью (на пятой или шестой передаче), то переключаться необходимо на третью, но не четвертую (поскольку такое замедление будет достаточно слабым). Это общие рекомендации, но все зависит от конкретных условий движения и дорожной обстановки.
Например, если быстро переключиться на вторую или первую передачу, то резкое торможение может заблокировать колеса, и возможен занос автомобиля. Плюс при этом создается повышенная нагрузка на двигатель, что также может привести к повышенному износу и даже поломке отдельных его элементов. Поэтому здесь важно соблюдать пару правил:
Статья по теме
Отказали тормоза? Семь вариантов остановить автомобиль
— Никогда не включайте сразу первую передачу. — При переключении на нижнюю передачу нельзя резко отпускать сцепление.
Торможение двигателем на автомате
Торможение двигателем с автоматической коробкой передач имеет свои особенности и всецело зависит от конструкции «автомата». Поэтому важно для начала прочитать эксплуатационную документацию вашего автомобиля на эту тему.
Еще стоит запомнить, что если на автомобиле имеется ABS, то в большинстве случаев при экстренной ситуации все же лучше давить на тормоз, а не терять время на торможение двигателем, которое все равно не даст того замедления. А это ведь в конечном итоге драгоценные метры, которые могут предотвратить ДТП, спасти автомобиль, свое здоровье и возможно даже жизнь.
Стоит ли тормозить двигателем: мнение автолюбителей
- «Постоянное использование тормозов вредно, поскольку кинетическая энергия преобразуется в тепло, что еще больше снижает КПД мотора. Лучше ездить в спокойном режиме, плавно набирая и снижая скорость без использования педали тормоза, а только за счет двигателя путем перехода на пониженную».
- «Как часто нужно тормозить за счет мотора, чтобы обеспечить ощутимую экономию топлива? Если при снижении скорости с помощью тормозной системы расход горючего составляет около 1,5 л., то для экономии такого количества литров нужно в общей сложности тормозить на протяжении 100 км. Есть ли смысл так насиловать мотор?»
- «Торможение мотором – опасный прием. При таком способе снижения скорости не загораются «стопы», поэтому водитель, которые едет сзади, может не успеть своевременно отреагировать на этот маневр. Мой машине так и помяли задний бампер».
- «Выжатая педаль тормоза на затяжном спуске приведет к перегреву дисков и колодок. Для меня вопрос о вреде торможения двигателем не актуален. Если своевременно включать пониженную скорость, то на моторе никак не отразится такой вариант снижения скорости. Как мне кажется, нагрузка на мотор при наборе скорости или торможении одинаковая. Если есть какая-то разница, пусть мне спецы объяснят. Я считаю полезным торможение двигателем на спуске, на сколькой дороге и т.д.
Рекомендуем
«Как слить охлаждающую жидкость правильно и залить новую» Подробнее
- «Опытные драйверы (может нескромно, но я и себя таким считаю) применяют торможение двигателем без размышлений о вреде или пользе такого приема. Нет в этом никакого вреда. Моторы, трансмиссии, а на инжекторах и ЭБУ рассчитаны на работу в таком режиме не только в экстренных ситуациях. Инжектор отключает подачу топлива, чтобы увеличить эффективность торможения и снизить расход горючего. Когда обороты опускаются до уровня холостого хода, форсунки опять начинают работать. Этот же принцип использовался в работе ЭПХХ на карбюраторных двигателях. При таком торможении экономится горючее, а также продлевается срок службы тормозных колодок и дисков. Более того, сам процесс снижения скорости чаще всего проходит более безопасно (особенно на гололеде). Риск поломки трансмиссии присутствует, только если коробка уже отработала свой ресурс».
- «Как-то раз, тормозя мотором, я случайно включил сразу после 3-й 1-ю передачу, и машина пошла в занос, чуть не вылетев на встречную полосу. После этого такой прием я использую крайне осторожно».
- «Во время резкого торможения нередко возникают нестандартные ситуации. Машина способна поменять траекторию движения, параллельно идущий автомобиль может пойти юзом или резко приблизиться. Используя прием торможения двигателем, можно быстро исправить ситуацию, нажав на педаль газа».
- «Торможение двигателем можно и нужно применять. В некоторых не очень серьезных фильмах встречаются моменты, когда «герой», которому злоумышленники сломали тормоза, тщетно пытается остановить машину, нервно нажимая на тормоз, и разбивается. Даже не очень опытный водитель в такой ситуации уже давно вспомнил бы о том, что снизить скорость можно и двигателем. Такой прием можно применить даже и на авто с АКПП».
Как тормозить двигателем
Тормозить двигателем можно несколькими способами, однако чаще всего используется всего пара приемов. При этом техники зависят от вида используемой коробки передач, а именно, вариатора, МКПП и АКПП.
На механике
Торможение двигателем владельцу транспортного средства с механической коробкой передач необходимо выполнять в определенной последовательности:
- Отпустить педаль акселератора.
- Выжать сцепление.
- После снижения скорости машины воспользуйтесь рычагом МКПП для перехода на более низкую передачу.
- После дальнейшего снижения скорости требуется включить первую передачу.
Если не соблюдать порядок перехода на более низкие передачи, в таком случае возможна блокировка колес и создание аварийной ситуации на дороге. Также повышается износ мотора автотранспорта.
Двигаясь на 5-6 передаче механической коробки, переключится необходимо сразу на 3, так как переход на 4 даст очень слабое замедление авто. Если же двигаетесь на 3-4 передаче, тогда при торможении двигателем требуется перейти на 2. Чтобы упростить переход, следует выполнить “перегазовку”.
Как тормозить с МКПП в повороте?
Вообще-то в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до поворота. Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:
- Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
- Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.
С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение. Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.
Торможение с механической коробкой передач на спуске
Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП – это торможение на спуске. Главное правило при этом не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем. Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.
Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать. Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.
Как правильно тормозить на скользкой дороге?
Основное правило на скользкой дороге – это не допускать блокировку колес. Пока колеса крутятся, автомобиль управляем, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.
При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани пробуксовки. Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. А проделывается это при включенной передаче. Так как автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.
На автомате
Что же касается того, как тормозить двигателем на автомате, то в данном случае потребуется сделать следующее:
- Включить overdrive, чтобы автомат перешла на третью передачу.
- Когда скорость машины снизится до 90 км/ч, надо переключить автомат на вторую передачу. После этого начнется торможение автомобиля.
- При снижении скорости до 50 км/ч следует переключить автомат на L.
На вариаторе
В определенных вариаторах разработчиками тоже предусмотрен специальный режим, тормозящий автомобиль с помощью двигателя – режим L, и для его использования достаточно переключить рычаг. В результате начинается автоматическое торможение авто, при этом система самостоятельно переключает передачи, достаточно водителю отпустить педаль газа. Однако из-за того, что во включенном состоянии он приводит к излишнему расходу топлива и уменьшению динамичности, зачастую его отключают на программном уровне.