Дизельные силовые агрегаты представляют собой принципиально иную конструкцию, нежели их бензиновые аналоги. Ключевое различие заключается в технологии приготовления и воспламенения горючего. Образование смеси производится в камере сгорания, а такт работы заключается во впрыскивании дозированной порции под огромным давлением, после чего она возгорается при контакте с разогретым воздухом. Такая технология позволяет избавиться от бензонасоса, свечей зажигания, высоковольтных проводов и остальных элементов, необходимых для бензиновых моторов.
Преимущества
Силовые агрегаты на дизельном топливе характеризуются рядом общих преимуществ.
- Экономичность. КПД таких моторов составляет 40% и может достигать 50% при наличии системы наддува.
- Мощность. При эксплуатации дизельных двигателей с турбиной не наблюдается классической ярко выраженной турбоямы, а весь крутящий момент становится доступен практически с самых низких оборотов.
- Надежность. Пробег дизельных силовых агрегатов составляет до 700 000 км.
- Экологичность. Использование технологии EGR и значительно меньший объем СО в выхлопных газах позволяют существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Преимущества дизельных автомобилей
- Экономичный расход
. Когда автовладельцу приходится много передвигаться по работе или хочется посмотреть мир, то предпочтение следует отдать дизельному авто. В среднем оно потребляют меньше топлива, что делает стоимость перевозки дешевле. - Тяговитость.
Двигатели, работающие на тяжелом топливе, обладают высоким крутящим моментом. Они создают большое тяговое усилие, что требуется для перевозки грузов, при движении по бездорожью. Поэтому покупать коммерческие фургоны, пикапы или внедорожники выгоднее с дизельным двигателем. - Долговечность
. В последние годы качество дизельных моторов существенно улучшилось. Точные размеры, надежные материалы, прочные узлы делают дизельные автомобили выносливыми и долговечными. Некоторые моторы обладают моторесурсом в районе 1 млн. км. - Востребованность на вторичном рынке.
Специалисты по продаже б/у автомобилей обнаружили еще одно достоинство дизелей. Они не так быстро дешевеют, как бензиновые модели. А интерес к дизелям на вторичном рынке остается высоким. - Безопасность
. При выборе типа мотора следует обратить внимание на безопасность. Так как дизтопливо хуже воспламеняется, чем бензин, бояться возгорания топлива под капотом не стоит. К тому же у дизеля нет высоковольтных проводов, что также благоприятно отражается на безопасности. - Мифы и реальность
. В отношении дизельных авто продолжают существовать некоторые мифы. - Шумность
. Если раньше дизельное сердце под капотом выдавал характерный громкий рев, то сегодня обычный обыватель не определит тип мотора по звуку. Даже стоя рядом с капотом трудно угадать сгораемый вид топлива. - Черный выхлоп.
Старые машины, работающие на солярке, выдают себя черным дымом из выхлопной трубы. Современные авто оснащаются системами дожига отработанных газов, поэтому визуально догадаться о типе мотора невозможно. - Холодный салон.
В зимнюю пору дизельные моторы дольше прогреваются до рабочей температуры. Поэтому внутри машины долго царит холод. Чтобы решить эту проблему, многие производители оснащают машины автономными подогревателями или догревателями. В таких авто в салоне зимой всегда тепло.
Рекомендуем: Гидравлический привод выключения сцепления: назначение, устройство и прокачка
Мы отобрали в обзор 22 лучших дизельных автомобиля. Все они поставляются на российский рынок, а некоторые к тому же собираются в нашей стране. При распределении мест в рейтинге учитывалось мнение авторитетных экспертов и отзывы отечественных автолюбителей.
Заправка
Одной из особенностей эксплуатации дизельных двигателей любого типа является придирчивое внимание к качеству топлива. Специалисты советуют проверять самостоятельно даже горючее с брендовых заправок. Главный враг дизельной установки — это наличие воды в смеси, которая способна спровоцировать коррозию в топливной аппаратуре. Во избежание этого рекомендуется не заправлять горючее сразу в бак, а набрать его в канистры и дать отстояться, чтобы возможный осадок и примеси успели опуститься на дно.
Простым способом проверить смесь на наличие воды является добавление кристаллов марганцовки в пробную порцию, набранную в прозрачную посуду. При наличии воды вокруг них сразу же образуются окрашенные разводы.
Еще одним важным критерием является абсолютная прозрачность смеси. Любое помутнение, особенно — в зимний период, может означать начальную стадию кристаллизации парафина, легко забивающего топливные фильтры.
Обслуживание
Специфика эксплуатации дизельных двигателей подразумевает скрупулезное выполнение всех требований производителя, любое нарушение которых в итоге может привести к необходимости дорогостоящего ремонта. К числу рекомендаций, общих для всех силовых установок данного типа, относятся:
- Своевременная замена и контроль качества масла. Специалисты советуют проводить данную процедуру даже чаще прописанного в мануале межсервисного интервала. Эта рекомендация связана с нестабильными характеристиками сернистости российского дизтоплива. В качестве условного интервала можно ориентироваться на пробег в 7000км ?7500 км.
- Своевременная замена ремня ГРМ. В этом случае рекомендуется руководствоваться тем же принципом, что и при замене масла. У многих моторов допустимый пробег ремня достигает 100000 км, однако необходимо учитывать, что речь идет о практически стерильных условиях, принципиально недостижимых на отечественных дорогах. Обрыв износившегося раньше срока ремня всегда означает разрушение головки блока, ремонт или замена которой обходятся в значительную сумму.
- Контроль чистоты топливной системы. Замену фильтра рекомендуется проводить не реже чем в 10 000 км, а из самого фильтра — регулярно сливать накапливающийся в отстойнике осадок. Топливный бак желательно промывать дважды в год, снимая его с автомобиля. Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя форсунок и топливного насоса.
Как эксплуатировать дизельный двигатель правильно
1) Как и в бензиновом двигателе, в дизельном необходимо своевременно производить замену моторного масла и фильтра. Это основа основ. Высококачественное и свежее масло следует менять с уменьшенным интервалом. Это несколько повышает мгновенные расходы, но резко сокращает перспективу капитального ремонта дизельного двигателя. Рекомендуемый интервал замены масла составляет 7-8 тысяч км пробега даже если производитель допускает бОльший интервал. Поверьте, Вам намного выгоднее не вестись на яркие рекламные слоганы, чем позже тратить большие деньги на ремонт агрегата из-за особенностей нашего топлива. Наша солярка содержит несколько больше серы, чем та же европейская и это обусловливает несколько другой подход к качеству и частоте обслуживания дизельного мотора. Для современного дизельного агрегата рекомендуется использовать масла классом не ниже чем CD по API или В2 по АСЕА. А вот информацию о индексе вязкости стоит почерпнуть в мануале к Вашему авто. Если говорить о универсальных решениях, то это 10W40 как синтетика так и полусинтетика. Существует маркетинговый ход, гласящий, что для дизельного двигателя должно быть именно «дизельное» масло, то есть то моторное масло на упаковке которого обозначено «Disel» Это уловка, нет ном таких, есть классификация масел, и именно по ней и нужно выбирать то масло, которое требуется для мотора Вашего дизеля. Другой вопрос, что синтетические масла наиболее стойкие к окислению и старению масла, а в дизельном моторе с нашим топливом это особенно актуально
2) Контроль и своевременное обслуживание ГРМ. Состояние как ремня так и цепи ГРМ не влияет на износ двигателя но оно очень влияет на его неожиданный выход из строя, надолго и на дорого. Не проведенное вовремя ТО по регламентной замене деталей привода ГРМ приводит к очень неприятным и очень дорогостоящим процедурам. Следует четко усвоить и запомнить интервал замены, и неукоснительно им следовать. Как правило, производитель регламентирует интервал в диапазоне от 60 до 100 тысяч километров пробега добавляя и временной интервал в размере 2-3 лет. Автовладельцу стоит делать поправки на сервисный интервал в меньшую сторону если он эксплуатирует авто в условиях отличных от спокойных. Любая нештатная нагрузка ведет к сокращению сроков службы как самого агрегата так и составных и расходных частей. Что происходит, когда интервал нарушен и происходит обрыв ремня или цепи ГРМ? В момент, когда цепь или ремень перестает передавать крутящий момент на механизм ГРМ, коленвал продолжает свою работу. Поршни продолжают движение как минимум по инерции и встречаются с застывшими из-за обрыва привода, клапанами. Этот удар приводит, как минимум, к загибанию клапанов и теперь предстоит капитальный ремонт ГБЦ с заменой клапанов, колпачков и другими работами. Все это надолго выводит автомобиль из строя. А иногда последствия еще более печальны и требуется полный капитальный ремонт дизельного двигателя. Качество топлива и состояние топливной системы.
3) Как уже упомянуто выше, топливо, которое продается повсеместно, в большинстве совсем низкого качества. Поэтому стоит очень внимательно относиться к выбору АЗС. Соберите рекомендации и отзывы друзей и знакомых, которые, так же как и Вы озадачены проблемой качественного дизельного топлива. Определите для сея круг допустимых и не допустимых АЗС. Минимизируйте посещение незнакомых заправок, сократите риск заправки автомобиля непроверенным топливом. Это несколько похоже на паранойю, но лучше перебдить, чем стоять очень далеко от дома на трассе в мороз. Помимо самого топлива, очень внимательно относитесь к обслуживанию топливной системы. Следует максимально часто сливать из топливного фильтра отстой. Как это делать лучше спросить в специализированном автосервисе в котором Вы обслуживаетесь. Топливный фильтр рекомендуем менять при каждой замене масла. Это опять-таки сокращенный интервал, но этот маневр позволит Вам снизить риски недоразумений. Очень внимательно стоит подойти к процедуре промывки всей топливной магистрали и бака. Дизельное топливо оставляет большое количество отложений и грязи. И такая не простая процедура как промывка топливного бака наглядно это показывает. Уж лучше промыть его от грязи, чем потом, эту грязь, извлекать будет мастер-моторист при капитальном ремонте. Кроме того, чистый бак и магистрали это чистые форсунки и насос.
4) Если двигатель на летней солярке отказывается заводится в минус, не стоит его заставлять это делать при буксировании. Подобные попытки запуска двигателя могут вывести топливную аппаратуру из строя. Летнее дизельное топливо замерзло, кристаллизировалось, потеряло текучесть. Оно не способно обеспечить прокачиваемость и смазку топливного насоса. Единственно верным вариантом в таком случае, это эвакуировать автомобиль в теплый бокс моторного цеха, слив летнего топлива, заправка зимним, прокачка топливной магистрали и запуск. Стоит помнить, что исправный агрегат на нормальном топливе, абсолютно без проблем запускается и в минус 20.
5) Уделите внимание прогреву двигателе перед движением. Все легенды о том, что автомобили могут и должны стартовать сразу после запуска, вне зависимости от реальной температуры двигателя – это бдения экологов. Мы, мотористы, настоятельно рекомендуем уделить несколько минут и дать возможность двигателю набрать температуру, таким образом и масло и тепловые зазоры деталей двигателя выйдут в рабочий режим, а Вы еже одним делом сократите риск дорогостоящего ремонта дизельного двигателя. 6) Избегайте высоких оборотов. Просто стоит запомнить – дизельный двигатель низкооборотный. Он создан так. Его задача тянуть на низах, а раскручиваться должны бензиновые двигатели. Когда как дизелю задирать стрелку тахометра смерти подобно – не для этого он создан. Оптимальный рабочий диапазон 1600 – 3 200 Rpm. 7) Если Ваш автомобиль не подготовлен профессионалами к преодолению водных преград, не рискуйте! Не пытайтесь пройти глубокую лужу тараном. Конструктивно, дизельный двигатель не имеет дросселя и вода совершенно спокойно миную воздушный фильтр попадает в камеру сгорания выводит его из строя. Гидроудар еще никто не отменял. Совсем небольшое количество воды из лужи в камере сгорания приводит к очень дорогостоящему ремонту двигателя. Выбор СТО Пожалуй это ключевой момент. В профессиональном автосервисе, который специализируется на ремонте и обслуживании дизельных двигателей Вам всегда смогут подсказать те или иные нюансы именно Вашего двигателя и машины в целом. Вовремя и качественно проведенное ТО избавит от хлопот и проблем. А если автосервис имеет собственный отдел по подбору и доставке запчастей, то это двойной выигрыш. Наличие такой возможности резко повышает как качество обслуживания так и сокращает издержки. Доверяйте ремонт дизельных двигателей только профессионалам!
Особенности езды
Прогрев и остановка мотора. Вопрос езды «на холодную» является дискуссионным. Эксплуатация дизельных двигателей допускает такую возможность, однако стоит учитывать, что тепловые зазоры в этот момент увеличены, а охладившееся масло, наоборот, частично утрачивает смазывающие свойства, что в сочетании приводит к повышенному износу деталей. Оптимальным решением будет движение на скорости до 40 км/ч при включенной 3 или 2 передаче. Глушить не турбированный двигатель можно сразу же, а мотору, снабженному системой наддува, необходимо предоставить возможность поработать без нагрузки, чтобы подшипники успели остыть и не покрылись лаковой пленкой.
Оптимальные обороты. Силовые агрегаты данного типа относятся к низкооборотистым. Привычка «крутить» мотор выше 3 500 об/мин — 4 000 об/мин приводит к ускорению износа цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Оптимальным диапазоном для таких двигателей является, в зависимости от модели, промежуток от 1600 об/мин до 3200 об/мин.
Специфика воздушного фильтра. Дизельные агрегаты не снабжаются дросселированием на впуске, что в сочетании с малым объемом камеры сгорания и высокими втягивающими свойствами провоцирует гидроудар при попадании в фильтр даже минимального количества воды.
Отказ от запуска «с тяги». Корректно работающий силовой агрегат штатно заводится при температуре окружающей среды до ?20°С. При затрудненном запуске категорически запрещается пытаться «дернуть» автомобиль, так как при этом может пострадать привод ГРМ. Кроме того, несовпадение температурного допуска горючего и температуры за бортом приводит к кристаллизации парафина и утрате топливом требуемой текучести. В таком случае попытка завести мотор на буксире приведет к сухому трению и повреждению деталей силового агрегата.
Лучшие внедорожники с дизельным мотором
Традиционно настоящие внедорожники оснащаются тяговитыми дизельными агрегатами. При небольших оборотах создается мощный крутящий момент, позволяя преодолевать самые сложные участки пути. Вот лучшие модели с дизельным сердцем.
BMW X5 30d
Никого из автомобилистов не оставляет равнодушным немецкий внедорожник BMW X5 30d. Его и хвалят, и ругают, но от этого популярность модели в России только растет. В первую очередь эксперты обращают внимание на 3-х литровый дизельный двигатель. Для нашей страны баварцы ограничили его мощность до 249 л. с., что позволяет платить нормальный дорожный налог. При этом динамика у машины отличная, до заветной сотни авто разгоняется за 7 с. В базовой комплектации производитель предлагает 8-ступенчатую автоматическую трансмиссию, ABS, мультируль с возможностью регулировки по углу и длине, электростеклоподъемники, мультимедийную систему с дисплеем 6,5 дюйма, климат-контроль и многие другие опции.
Несмотря на жесткую подвеску и большой расход топлива автомобиль становится победителем нашего рейтинга.
Достоинства
- динамика;
- хорошая управляемость;
- комфортный салон;
- эффективная шумоизоляция.
Недостатки
- жесткая подвеска.
Audi Q5
Презентабельный и богатый! Именно такие эпитеты приходят на ум при знакомстве с немецким кроссовером Audi Q5. Модель уже хорошо знакома российским автомобилистам, ее ценят владельцы за хорошие внедорожные качества и надежные дизельные моторы. По дорогам страны успешно колесят машины с двигателями TDI мощностью 150, 163 и 190 л. с. Но максимальное удовольствие от езды дает 3-х литровый агрегат, работающий в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой TipTronic. Учитывая полный привод и мощность 286 л. с., можно не опасаться передвижения по проселочным и лесным дорогам в любое время года.
Машина располагается на втором месте нашего рейтинга. Пользователи наряду с преимуществами отмечают такие недостатки, как затратное обслуживание и плохие дворники.
Достоинства
- хорошая динамика разгона;
- красивый внешний вид;
- богатая линейка моторов;
- качественная отделка салона.
Недостатки
- дорогостоящее обслуживание.
Toyota Land Cruiser Prado
Легендарный японский внедорожник Toyota Land Cruiser Prado продолжает покорять российское бездорожье. Рамная конструкция, дизельный агрегат мощностью 177 л. с. (2,8 л), 6АКПП, полный привод – вот главные составляющие для успешного покорения бездорожья. Но и на трассе машина ведет себя отлично, за безопасность езды отвечают такие современные системы, как ABS, система курсовой стабилизации. Управлением дизельного мотора занимается Multi Terrain Select, самостоятельно выбирая один из 5 режимов работы в зависимости от дорожных условий.
Рекомендуем: Дизельный двигатель: устройство, принцип работы
Отечественные автомобилисты хвалят японский крейсер за красивый дизайн, надежность, большой ресурс всех узлов. Занять более высокое место в рейтинге машине не удалось из-за дорогостоящего обслуживания и большого расхода топлива.
Достоинства
- престиж;
- комфортный салон;
- надежный двигатель;
- просторный багажник.
Недостатки
- дорогостоящее обслуживание;
- большой расход топлива.
Volkswagen Tiguan
Второе поколение Volkswagen Tiguan было представлено автомобильному бомонду в 2015 г. Внешне городской внедорожник стал выглядеть более солидно и презентабельно. Вытянутые фары с линзованной оптикой, хромированные элементы решетки радиатора, черные рейлинги делают автомобиль легко узнаваемым на дороге. Немецкий кроссовер неплохо оснащен, в базовой комплектации имеется много полезных опций. Не вызывает нареканий у экспертов и дизельный мотор (2,0 л) мощностью 150 л. с. Он не предназначен для скоростной езды, но благодаря полному приводу удается покорять серьезное бездорожье.
Тигуан выглядит более скромно, чем лидеры нашего рейтинга. Но владельцы отмечают надежную защиту кузова от коррозии, работу двигателя и коробки передач.
Достоинства
- экономичный расход топлива;
- хорошая проходимость;
- презентабельный внешний вид;
- оцинкованный кузов.
Недостатки
- требуется регулировка света фар;
- жесткая подвеска.
Hyundai Santa Fe
Лучшим корейским внедорожником премиум класса эксперты признали модель Hyundai Santa Fe. Автомобиль прекрасно подходит для семьи с двумя детьми. На машине можно отправляться в дальнее путешествие или использовать его для поездок в гости. К плюсам кроссовера следует отнести вместительность, надежность, презентабельность и доступность в обслуживании. Автомобиль оснащен дизельным мотором 2,2 л, автоматической КПП, полным приводом. Он уверенно чувствует себя не только на асфальтированных дорогах, но на лесных и луговых тропах. Внутри внедорожника царит роскошь и комфорт.
Владельцы довольны комплектацией корейского авто, его надежностью и универсальностью. Однако требовать от него спортивных качеств, как и покорения серьезного бездорожья не следует.
Достоинства
- вместительность;
- роскошный салон;
- надежный двигатель;
- презентабельный внешний вид.
Недостатки
- не любит агрессивной езды;
- сложно вытаскивать из грязи.
KIA Sorento
Еще один корейский внедорожник с дизельным мотором попал в наш рейтинг. Это модель KIA Sorento, которая также отличается демократичной ценой и хорошим качеством. Производитель установил дизельный двигатель 2,2 л, который обеспечивает ровную тягу, как на равнине, так и на подъемах. Дополняет силовой агрегат 8-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Полный привод обеспечивает устойчивое положение на дороге. Правда, для серьезной грязи машина не предназначена, о чем свидетельствует небольшой клиренс (185 мм). Зато в салоне все выглядит богато, багажник отличается вместительностью, что подчеркивает семейное назначение машины.
Во время поездок по ухабам выявились и недостатки авто. Все неровности ощущаются в салоне, подвеска плохо отрабатывает ухабы и выбоины.
Достоинства
- экономичный расход топлива;
- удобный салон;
- эластичный двигатель;
- хорошая управляемость.
Эксплуатация зимой
Эксплуатация дизельных двигателей на холоде усложняется необходимостью использовать соответствующее топливо при понижении температуры до 20°С и более («зимнее» и «арктическое» соответственно). Особого внимания при этом требует состояние форсунок и ТНВД. В это время специалисты советуют оставлять автомобиль на ночь в теплом гараже, чтобы избежать кристаллизации парафинов в горючей смеси. В случае эксплуатации дизельного двигателя, оснащенного турбиной, весьма пригодится наличие турботаймера, который позволит выдерживать необходимые для прогрева и остывания интервалы.
Советы по ремонту
Попытка сэкономить на запчастях или обслуживании при эксплуатации дизельного двигателя может привести к необходимости его дорогостоящего ремонта. В силу значительных нагрузок к качеству комплектующих данного типа силовых установок предъявляются жесткие требования. Использование дешевых свечей, цепей и иных комплектующих может превратиться в бессмысленную трату денег, так как детали будут выходить из строя в кратчайшие сроки. Аналогичный принцип актуален и для самого сервиса, в котором проводятся ремонтные работы. Привлечение неквалифицированных механиков может закончиться потерей времени, денег и даже новыми повреждениями мотора. Ремонт дизелей требует строгого соблюдения регламента работ и наличия профессиональных знаний и оборудования у исполнителей.
Современные дизельные двигатели зарекомендовали себя с положительной стороны, однако сложная конструкция и требовательность таких моделей требует квалифицированного сервисного обслуживания. Дизельный является представителем крупнейших торговых марок автокомпонентов, а также предлагает услуги по регулировке и ремонту топливной аппаратуры отечественного и иностранного производства. Подобрать нужный дизельный двигатель, а также ознакомиться с характеристики и фото товаров вы можете в каталоге на сайте компании.