Современный рынок предлагает огромный выбор антифризов различных компаний с индивидуальными характеристиками по составу, цвету и другим свойствам.
Автовладельцы редко обращают внимание на особенности охлаждающих жидкостей и бездумно их перемешивают. Им не стоит этого делать, потому что при нарушении установленных производителем правил параметры теплоносителя могут ухудшиться и он не защитит силовой агрегат от перегрева.
В этой статье мы рассмотрим, каковы характеристики антифризов и чем они отличаются. Поговорим о факторах, влияющих на появление коррозии. Обсуждаем особенности охлаждающих жидкостей европейского производства и принципы соблюдения антифризов.
Даем отдельные рекомендации по смешиванию антифризов разных цветов между собой, с водой и с Тосолом, даем советы по совместимости и заправке.
Возможные последствия неправильного смешивания антифризов
Кратко о некоторых марках антифризов:
- Их можно смешивать, они полностью совместимы.
- Их нельзя смешивать, они несовместимы.
- Их можно перемешивать, но недолго, и при первой возможности охлаждающую жидкость следует слить, промыть и долить новой жидкостью.
Последний пункт подходит для случаев, когда уровень охлаждающей жидкости понижается в дороге (по многим причинам) и нет возможности найти охлаждающую жидкость аналогичной марки для доливки.
Обо всех этих моментах мы подробно поговорим позже.
Нередко неправильно смешанная охлаждающая жидкость приводит к коррозии внутренних компонентов системы, сокращению срока службы моторной смазки из-за перегрева, увеличению жирности на 3-5%, выходу насоса из строя и другим поломкам.
Во избежание проблем следует соблюдать правила смешивания, приведенные в специальной таблице. Проще смешивать охлаждающие жидкости разных оттенков.
Что влияет на образование коррозии
Неправильное смешивание часто приводит к плохому качеству охлаждающей жидкости и коррозии. Здесь очень многое зависит от самой охлаждающей жидкости: пакета присадок и их правильного выбора.
Сначала все охлаждающие жидкости хорошо защищают от ржавчины, но через время бюджетные составы теряют свои свойства и разлагаются. В результате в системе охлаждения остаются только вода и гликоль. Неудивительно, что этот двигатель подвергается атаке.
Это значит, что с регулярной заменой антифриза, даже если он дешевый, проблем не возникает. Если нет необходимости менять охлаждающую жидкость каждые 6-12 месяцев, лучше использовать дорогие охлаждающие жидкости. Но здесь автовладельцы сами решают, какому из вариантов отдать предпочтение.
Спецификации антифризов и их нюансы, применяемые присадки
Знание типов и свойств очень важно для правильного смешивания охлаждающих жидкостей. Условно такие охлаждающие жидкости бывают двух типов: с этиленгликолем или с пропиленгликолем. Давайте рассмотрим различия между ними.
Примечание. Классы охлаждающей жидкости, перечисленные ниже, предназначены только для информационных целей, а не для рекламных целей.
Примечание: классы охлаждающих жидкостей, представленные ниже, носят информационный характер и не носят рекламного характера.
Этиленгликолевый
Антифризы на основе гликоля подразделяются на четыре типа, различающиеся составом, сроком службы и характеристиками.
Лобридный
Маркировка антифриза Лобрид или СОАТ. Это последняя разработка в области охлаждающих жидкостей. Производится с добавлением органических ингибиторов, защищающих от коррозии. В состав входят кремниевые элементы для достижения наилучшего эффекта.
Функции:
- лучшие эксплуатационные характеристики;
- Высокая цена;
- срок службы до 10 лет;
- соответствие спецификации VW — TL 774-G / G12 ++;
- оттенки — сиреневый, красный, фиолетовый.
Пример: Sintec Unlimited G12 ++.
Гибриды
Смешанный тип антифриза, в котором есть место для неорганических солей (силикатов, фосфатов или нитритов) и карбоновых кислот. Его имя — Гибрид или HOAT. Этот тип охлаждающей жидкости предпочитают многие производители, такие как BMW и Chrysler.
Отличия:
- Спецификация N600 69.0 (во многом схожаяк G11);
- Спецификация Opel-GM 6277M используется для автомобилей Opel, для BMW — GS 94000;
- Оттенки — разные (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый и другие).
Пример: Sintec Ultra G11.
Карбоксилатный (G12+)
Особенность — наличие ингибиторов органического типа. В спецификации VW (Volkswagen) он обозначается как TL с 774-D (G12, G12 +) или 774-F / G12 + в зависимости от типа красителя (красный или сиреневый с пурпурным соответственно).
Такие охлаждающие жидкости производятся и используются разработчиком с 2003 года. В международной практике они обозначаются как ОАТ.
Основные особенности:
- ресурсы — от трех до пяти лет;
- используется только на новых автомобилях, конструктивные особенности которых требуют использования только такого антифриза;
- при переходе на старую версию G11 промыть систему охлаждения дистиллированной водой, а затем новым концентратом охлаждающей жидкости с заменой уплотнительных элементов и патрубков.
Пример: «Ниагара» G12 + (карбоксилат) (красный) 5 кг.
Традиционный (G11)
Классический вариант охлаждающей жидкости с ингибиторами неорганического типа. В спецификации VW антифриз известен под маркой G11, а в мировой практике — IAT. Предназначен для автомобилей с двигателями старого типа, выполненными из меди или латуни.
Функции:
- низкая цена;
- Срок службы — два-три года (иногда и больше);
- добавки — бораты, нитриты, соли фосфорной / кремниевой кислот;
- популярные цвета — синий, зеленый;
- зависимость свойств от штриховки невелика.
Пример: Лукойл G11 Green.
Пропиленгликолевый (G13)
Охлаждающие жидкости на основе пропиленгликоля стали очень популярными благодаря повышенной долговечности, безопасности для природы и людей. Выпускается с 2012 года. Он часто используется в двигателях с наддувом CO в спортивных автомобилях.
Преимущества:
- Защита от комков на морозе ниже 0.
- Отсутствие риска коррозии внутри механизма.
- Высокая стабильность и возможность непрерывной работы двигателя.
- Цвет — желтый, оранжевый.
Пример: Volkswagen G13.
Исследования, проведенные в США, показали, что при высокой температуре / давлении эффективность охлаждающих жидкостей на 10-15 процентов выше, чем у антифриза на основе этиленгликоля.
Более того, эти препараты не вызывают разрушения каких-либо компонентов двигателя, а их химическая активность часто нейтрализуется добавками. Жидкость на основе пропиленгликоля чаще всего вязкая и однородная. Он нетоксичен и не представляет опасности для здоровья.
Тосол
Тосол выделен в отдельную категорию. Как появилась эта охлаждающая жидкость, выходит за рамки нашей статьи, но стоит сказать, что она была разработана в СССР как альтернатива зарубежному антифризу. Жидкость состоит из присадок и этиленгликоля.
Изначально он создавался только для автомобилей ВАЗ. Сегодня этот продукт не выпускается и его часто называют антифризом под «тосолом».
Какого цвета бывает антифриз
Сегодня рынок предлагает десятки наименований охлаждающих жидкостей. Это в советские годы автовладельцы не знали других вариантов, кроме «тосола», сейчас при взгляде на прилавок автомагазина легко растеряться. Чтобы упростить процесс выбора среди массы предложений, производители ввели единую систему классификации ОЖ: TL 774. Изначально классификация родилась внутри концерна Volkswagen, но быстро распространилась на весь мировой рынок продукции сегмента.
Согласно TL 774, выделяют следующие классы антифризов: G11, G12, G12+, G12++, G13. G11 почти всегда зелёного цвета; G12, G12+ — красные; G12++, G13 — фиолетовые охлаждающие жидкости последнего поколения.
Синий (тосол)
Привычный русскому человеку цвет антифриза — синий. Именно в синий цвет красили первую советскую силикатную ОЖ «тосол». Делалось это для того, чтобы по изменению цвета технической жидкости автовладелец мог определить степень её выработки, и вовремя позаботился о промывке и замене охладителя.
«Тосол» производят из смеси этиленгликоля, воды и неорганических присадок: силикатов, нитритов, фосфатов, аминов и их комбинаций. Срок службы неорганических ингибиторов — до 2 лет, а допустимый предел рабочей температуры редко превышает 105–108 градусов. Современные двигатели внутреннего сгорания работают на более высоких температурах, потому с такой ОЖ двигатель очень быстро выйдет из строя.
В состав тосола входит 20% дистиллированной воды, а всё остальное — этиленгликоль
Плюсы «тосола»:
- Низкая цена.
Минусы «тосола»:
- Низкая температура кипения;
- Вредные для поверхностей неорганические присадки;
- Срок службы — до 2 лет.
Зелёный (G11)
Гибридный антифриз G11 подкрашивают зелёным красителем разной насыщенности, реже — жёлтым или бирюзовым. В его основе всё тот же этиленгликоль с водой и неорганические ингибиторы, но менее активные, чем в «тосоле».
Силикаты и фосфаты в составе зелёного антифриза менее опасны, чем «советские», но и этот класс охлаждающих жидкостей редко допускают к использованию в двигателях последних поколений.
Антифриз G11 обычно имеет зелёный цвет, но может быть жёлтым, бирюзовым и даже синим
Плюсы G11:
- Фосфатная пленка защищает внутренние стенки агрегата от корродирующего воздействия этиленгликоля;
- Температура кипения ниже рабочей температуры в двигателях автомобилей старше 10 лет.
Минусы G11:
- Фосфатная плёнка уменьшает отвод тепла;
- Защитное покрытие со временем кристаллизуется и осыпается;
- Срок службы — до 3 лет.
По цене зелёные антифризы недалеко ушли от «тосола», поэтому их часто выбирают для обслуживания отечественных автомобилей или старых иномарок.
Красный (G12)
Карбоксилатный антифриз G12 подкрашивают красным — от бледного до насыщенного бордового оттенка. Антикоррозийные присадки в них имеют органическую природу — их синтезируют из карбоновых кислот. Карбоксилатные ингибиторы работают точечно: они покрывают защитной плёнкой не всю внутреннюю поверхность автомобильного двигателя, а только участки с зарождающейся коррозией. При этом покрытие настолько тонкое, что коэффициент отвода тепла во внешнюю среду практически не снижается.
По заявлениям представителей Volkswagen, именно красный антифриз считается оптимальным решением для большинства двигателей внутреннего сгорания.
Антифризы G12 не защищают от окислений алюминиевые радиаторы, однако для медных или латунных красный антифриз – оптимальный выбор.
Плюсы G12:
- Точечное воздействие на очаги зарождения коррозии;
- Отсутствие эффекта кристаллизации защитной плёнки;
- Можно менять не чаще, чем раз в 5 лет.
Минусы G12:
- Присадки не обеспечивают профилактику появления очагов коррозии, а только воздействуют локально на имеющиеся повреждения поверхности агрегата;
- Карбоксилатные смеси не эффективны для защиты алюминиевых радиаторов.
На время своего первого появления на рынке красный антифриз G12 и его модификация G12+ считались серьёзным прорывом в области разработки эффективных охлаждающих автомобильных жидкостей. На фоне примеров из предыдущих поколений недостатки карбоксилатного антифриза не выглядят существенными.
Фиолетовый (G13)
Лобридные антифризы G12++ и G13 красят в фиолетовый. Их изобрели сравнительно недавно — в 2012 году. В основе средства практически безвредный двухатомный пропиленгликоль и органика, дополненная минеральными присадками для защиты и усиления эффективности состава.
Органические силикаты расходуются на создание защитной плёнки с пористой структурой, препятствующей перегреву стенок агрегата. Карбоновые ингибиторы работают точечно — скапливаются в местах зарождения коррозии и не дают ей распространяться дальше.
В отличие от предыдущих ОЖ, антифризы класса G13 содержат в себе пропиленгликолевую основу
Плюсы G12++ и G13:
- Бесконечный срок эксплуатации, при условии заливки в новый двигатель;
- Менее опасный для окружающей среды состав основы и присадок;
- Высокая температура кипения — от 135 градусов.
Минусы G12++ и G13:
- Высокая цена.
По сути, присадки разных цветов — это разные поколения охлаждающих жидкостей. Те, что изобретены раньше, опаснее для окружающей среды и менее эффективны, если сравнивать их с более современными разработками производителей автомобильной химии.
О европейских производителях
Есть много вопросов по Европе и качеству охлаждающей жидкости из ЕС. Сегодня 90% рынка занимает компания BASF, которая давно производит концентраты G11 и G12. Эти продукты называются Глизантин.
Для других брендов, таких как Castrol, Mobil, Addinoil и Agip, они покупают концентрат BASF, смешивают его с водой и этиленгликолем и затем поставляют на рынок. Это доказывает, что база европейских антифризов практически всегда идентична и их смешивание не будет иметь критических последствий.
Общая спецификация
Следует помнить, что в СНГ наиболее популярной является спецификация Volkswagen. Код протокола — TL-774. Охлаждающие жидкости делятся на следующие категории: C, F, G, J и H. На рынке чаще встречаются другие обозначения с первой буквой G — 11, 12, 12+, 12 ++ и 13.
Помимо спецификаций VW, есть и другие маркировки, характерные для других марок:
- General Motors — GM 1899-M, GM 6038-M;
- Hyundai-Kia — MS591-08;
- Ford — WSS-M97B44-D;
- Mercedes-Benz — 325,3 и др .;
- Рено — 41-01-001 / -Т типд.
Пример: CoolStream NRC.
Технические характеристики также различаются в зависимости отиз страны, где производятся охлаждающие жидкости.
В каждой стране есть свои «ГОСТы»:
- Австралия — ОНОРМ;
- Германия — FWHEFTR-443;
- ГЕРМАНИЯ — FWHEFTR-443; ГЕРМАНИЯ — FWHEFTR-443; НОРВЕГИЯ — AFNORNFR 15-601;
- Япония — JISK-2234;
- Италия — CUNA;
- Великобритания — BS6580: 1992;
- Россия — ГОСТ и др.
Разработчики в России и Азии редко учитывают действующие правила. Например, TCL имеет два оттенка красного и зеленого, типичных для G11, но с разным содержанием добавок. Поэтому разработчики игр ввели цветовое разделение, чтобы избежать ошибок. Это исключает ошибки при покупке.
При рассмотрении вариантов учитывайте цвета хладагентов и их влияние на ряд характеристик:
- Защита от ржавчины. Plain Tosol не обеспечивает достаточной защиты от ржавчины. Зелено-пурпурный цвет антифриза обеспечивает надежную защиту двигателя от ржавчины.
- Температура замерзания. Основные параметры лежат в диапазоне от -20 до -40 градусов по Цельсию. Поэтому обычные и гибридные охлаждающие жидкости замерзают уже при 0 градусах Цельсия, что ухудшает качество работы двигателя. Здесь более привлекательны лабридные и карбоксилатные композиции.
- Точка кипения. Высокоэффективные охлаждающие жидкости лучше защищают двигатель от перегрева при больших нагрузках. Зеленые и синие охлаждающие жидкости кипятят при 102-110 градусах Цельсия. Для современных автомобилей этого мало, поэтому лучше использовать охлаждающую жидкость фиолетового цвета с температурой кипения 135-137 градусов Цельсия.
Совместимость антифризов
Главное правило, на которое следует обращать внимание при выборе антифриза, — можно ли смешивать жидкости одного класса, выпускаемые одной компанией.
Это связано с разницей в технологии производителя и применяемых добавках. Кроме того, в процессе смешивания могут происходить различные химические реакции, в результате которых сглаживаются определенные свойства антифриза.
Следует отметить, что практически все классы охлаждающих жидкостей смешанные. Но есть одно исключение.
Не смешивайте G11 с G12 или G12 +.
Другие варианты разрешены для кратковременного использования. Другими словами, как можно скорее замените антифриз.
Почему действует такой запрет, когда европейские хладагенты имеют такую же основу?
Все очень просто. G11 содержит добавки в виде силикатов, предотвращающие появление ржавчины в системе охлаждения. Этот эффект достигается за счет создания специального защитного слоя (пленки) внутри элементов СО. Благодаря такой специфике срок годности продукта составляет 24 месяца. После слива охлаждающей жидкости ее нельзя доливать.
Что касается G12 и G12 +, эти антифризы не содержат силикатов, образующих пленку. Однако они содержат ингибиторы, которые нельзя повторно использовать таким же образом. Нарушение этого принципа приводит к плохой защите системы охлаждения от коррозии. От заливки до замены может пройти до пяти лет.
На что обращать внимание при покупке охладителя
Покупая антифриз, обратите внимание на следующие моменты:
- показатели температуры;
- срок эксплуатации;
- цвет.
Для того чтобы автомашина была в хорошем состоянии следует ответственно выбирать охлаждающий раствор. Поменьше экспериментировать, выбирая, какой антифриз можно смешивать между собой. Приобретая охладитель, остановите свой выбор на тех характеристиках, которые подходят конкретно вашему авто.
Для любого автолюбителя понятна необходимость применения в системе охлаждения незамерзающих жидкостей. Один из самых распространенных вариантов незамерзайки — антифризы на основе этиленгликоля или пропиленгликоля (современные модификации). Производители предлагают смеси различного цвета, химического состава, поэтому, вполне оправдано, возникают вопросы — чем отличается красный антифриз от зеленого, взаимозаменяемы ли они, можно ли их смешивать? Чтобы разобраться с ними, необходимо иметь общие представления о каждом из предлагаемых типов незамерзающей охлаждающей жидкости.
Стоит сказать о том, что речь пойдет о сертифицированной продукции, выпуск которой осуществляют целый ряд известных компаний. Для контрафакта, которым наполнен наш рынок, определить состав, цвет, узнать реальные свойства просто невозможно.
Большинство из существующих антифризов в основе имеют водный раствор этиленгликоля, который обеспечивает применение при температурах до -40 0 С. Доля этого вещества в любой охлаждающей жидкости этого типа составляет 80-90%, именно поэтому продукция всех производителей во многом сходна.
Основные отличия заключаются в 10-20% присадок, обеспечивающих защиту узлов системы охлаждения от коррозийных процессов. Состав этих присадок отличается у всех производителей и в большинстве случаев он считается коммерческой тайной. Существует возможность определить только группу веществ, добавляемых в этиленгликолевый раствор. И помочь в этом сможет именно цвет жидкости.
Почему смешивать антифриз разных марок опасно
Внешние различия между хладагентами разных марок заключаются только в цвете. Считается, что один и тот же оттенок указывает на возможность смешивания из-за идентичного состава. Но это не так.
Производители могут использовать разные подходы при создании антифриза при производстве товаров одного цвета. Поэтому при смешивании двух желтых охлаждающих жидкостей нельзя быть уверенным в том, что это безопасно. Может оказаться, что вы смешали совершенно несовместимые препараты.
Как уже упоминалось, хладагенты, используемые в системе, могут различаться во многих отношениях (даже с одинаковыми оттенками):
- количество добавок;
- Свойства используемых добавок (органических, неорганических).
Игнорирование правил может привести к следующим последствиям:
- Появление отложений на деталях силового агрегата. Различные компоненты охлаждающей жидкости могут «конфликтовать», делая охлаждающую жидкость густой и ограничивая дренаж.тепло от системы. Со временем каналы забиваются, что приводит к перегреву двигателя. Для защиты механизма промойте систему и замените фурнитуру.
- Элементы разных антифризов начинают взаимно нейтрализовать действие друг друга. Однако при необходимости смешивания охлаждающих жидкостей разного состава необходима оперативная промывка и замена охлаждающей жидкости.
- Наличие пены. При смешивании охлаждающих жидкостей разных марок велик риск пенообразования. Добавление дополнительных добавок для «тушения» пены не дает никакого эффекта. Следует вызвать СТО для ополаскивания и заливки нового состава.
Проще говоря, смешивание антифризов разных марок может повредить двигатель и его компоненты. Регулярное нарушение рекомендаций производителя может даже потребовать капитального ремонта.
Традиционные технологии
Силикатные присадки в состав которых входят силикаты. Вместо силикатов могут применяться бораты, нитраты, фосфаты, нитриты, амины. Каждый производитель применяет их для своих автомобилей. В зависимости от используемых материалов в конструкции системы охлаждения. Но все эти присадки имею один и тот же принцип действия. Заключается он в следующем. При попадании антифриза в систему охлаждения. Присадки начинают обволакивать внутреннюю поверхность. В результате создаётся тонкий слой. Который изолирует внутренние поверхности от действия этиленгликоля. Так в чистом виде этиленгликоль подвергает коррозии внутренние поверхности системы охлаждения. А также воздействует на резинотехнические изделия. Это положительное действие присадок.
Но традиционные технологии имеют очень большие минусы
Срок службы антифриза в автомобиле
Присадки содержащиеся в антифризе по истечении положенного времени выпадают в осадок. Их место занимают присадки, которые находятся в антифризе и еще не израсходованы. Хватает их не более чем на два года эксплуатации. Выпавшие в осадок присадки за счет циркуляции жидкости. Поднимаются потоком и ударяются о внутренние поверхности. Что способствует более интенсивному образованию осадка и разрушению защитного слоя. Это ещё сильнее сокращает срок службы антифриза. Приводит к разрушению внутренней поверхности двигателя и радиаторов. То есть эксплуатация антифриза традиционной технологии не должна превышать более 2-х лет. Антифриз требуется менять, а систему промывать от осадка
Снижение теплопроводности.
Второй неприятный момент антифризов сделанных по традиционной технологии. Заключается в том что защитный слой, который создают присадки. Снижает теплоотдачу внутренней поверхности системы охлаждения. Если для двигателей старого образца это практически незаметно. То применение в современных двигателях различных систем впрыска и нагнетания воздуха. Требует более интенсивного отведения тепла от элементов двигателя и радиаторов. Потому что современные системы впрыска как инжектор на бензиновых двигателях, так и система комон рейл в дизелях. Предполагает более полное сгорание топлива. Что повышает мощность двигателя и экологичность. Применение турбонаддува приводит к повышению температуры подаваемого воздуха. За счет сжатия его под давлением.
Эти два больших минуса не позволяют использовать антифризы сделанные по традиционной технологии в современных двигателях.
Подобные антифризы имеют следующие обозначения
- ТОСОЛ
- G11
- Traditional coolants
- Conventional coolants
- IAT (Inorganic Acid Technology)
Учитывая негативные воздействия традициооных антифризов. Был разработан другой комплект присадок. Который осуществляет защиту от коррозии по иному принципу.
Допустимо ли смешивание разноцветных ОЖ
Нет жестких правил, разрешающих или запрещающих смешивание охлаждающих жидкостей разных оттенков. Во многих случаях смешивать охлаждающие жидкости можно, но бывают случаи, когда это запрещено.
Обратите внимание, что в большинстве случаев используется следующая цветовая ссылка:
- G11 — зеленый, синий;
- G12 / 12 + / 12 ++ — розовый, красный;
- G13 — оранжевый, желтый.
Разберем эту ситуацию подробно на примерах.
Красный с зеленым
Как уже упоминалось, красная охлаждающая жидкость может быть G12 / 12 + / 12 ++, а зеленая охлаждающая жидкость может быть G11. Есть два шага, чтобы определить эту возможность. Во-первых, убедитесь, что хладагент соответствует выбранному классу, во-вторых, обратите внимание на цвет. Проще говоря, вы не должны смешивать красный G12 с зеленым G11.
Красный с желтым
Здесь нет никаких запретов, потому что вам, скорее всего, нужно совмещать G13 и G12, что не запрещено.
Синий с зеленым
Оба оттенка соответствуют классу G11, поэтому смешивать их можно, но только при условии производства на одном заводе.
Красный с красным
Красноватые охлаждающие жидкости G12 / 12 + / 12 ++ можно смешивать без какого-либо риска. Однако будьте осторожны, если товар производится разными компаниями. В таких обстоятельствах смешивание нежелательно из-за разного состава добавок и различий в используемой технологии. Другими словами, 50 на 50, в зависимости от удачи.
Желтый с желтым
Такие теплоносители приравниваются к G13, что указывает на возможность их смешения.
Цвет антифриза – как влияет эта характеристика на свойства и работу охлаждающей жидкости?
В большей степени, цвет хладогена – это различительная характеристика. Сегодня, производители не используют цветовую классификацию, хотя некоторые компании остаются верны этому принципу.
К примеру, компания Volkswagen выпускает антифризы, различающиеся по цвету, а также, имеющие разные условия использования. Если соотносить цвет и класс жидкости, то можно выделить такие параметры:
- G11 – в большинстве случаев, антифриз имеет зеленый оттенок, может быть синим;
- G12 – желтый или красный (иногда бывает ярко-оранжевым)
- G13 – фиолетовый, иногда желтый.
Другие компании тоже используют цветовой принцип, но не всегда придерживаются указанной схемы. Фактически, разные цвета используются для того, чтобы водители могли различать антифризы. Есть и такие компании, которые просто используют разные оттенки для привлечения внимания покупателей, хотя качество и характеристика продукта одинаковые. Здесь можно о или антифризы «Felix».
Антифриз и тосол
Многие задаются вопросом, можно ли смешивать современные антифризы со старыми типами охлаждающих жидкостей (толуол). Ответ один — это запрещено. Причина кроется в различном химическом составе охлаждающих жидкостей.
Следует учитывать, что при создании Tosol были задуманы радиаторы из меди и латуни. Состав подбирался с учетом этой специфики.
Современные производители делают алюминиевые охладители, поэтому состав хладагента тоже разный. При смешивании компоненты Тосола негативно влияют на антифриз. Кроме того, страдает сам двигатель: появляется коррозия, сокращается срок службы, увеличивается риск перегрева.
Таблица совместимости антифризов разных марок.
Заменяемая охлаждающая жидкость | Охлаждающая жидкость в системе охлаждения автомобиля | |||||
G11 | G12 | G12 + | G12 ++ | G13 | Охлаждающая жидкость | |
G11 | да | Нет | да | да | да | Нет |
G12 | Нет | да | да | да | да | Нет |
G12 + | да | да | да | да | да | Нет |
G12 ++ | да | да | да | да | да | Нет |
G13 | да | да | да | да | да | Нет |
Толсол | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | да |
Какие последствия может иметь смешивание антифризов разных оттенков и производителей?
Общие черты | Различия |
Вывод: если смешивать антифризы разных цветов и категорий, то с высокой долей вероятности, ничего плохого не произойдет, но не стоит забывать о нюансах. |
Вывод: если составы различаются типом присадок и классом, то при смешивании возникнет конфликт. Такими действиями можно навредить автомобилю. |
В результате написанного, можно сказать, что смешивать антифризы разных оттенков разрешается, но действовать нужно очень осторожно и с учетом свойств и характеристик продукта.
Когда охлаждающая жидкость соответствует единому стандарту, то можно смешивать вещества без особого опасения. Ничего страшного не произойдет, даже при условии разных цветовых решений. Простыми словами, смешивать хладогены одного класса разрешается. Для большей информативности можно представить таблицу по совместимости составов, с учетом их класса и стандарта.
К примеру, если желтый и фиолетовый антифризы имеют классность G13, то заливать один в другой можно без проблем. Это связано с тем, что в основе вещества лежит пропиленгликоль, а присадки практически идентичны. Получается, что база одна, а значит, никакого вреда при смешивании не будет.
Разрешено ли мешать антифриз Лукойл разных марок и цветов
Лукойл — один из ведущих производителей автомобильных масел, промывочных жидкостей, тормозных жидкостей и других технических жидкостей. Одно из направлений деятельности — производство антифризов.
На момент написания обзора рынок предлагал несколько вариантов:
- G11 Blue — это готовая к использованию охлаждающая жидкость-антифриз на основе этиленгликоля по гибридной технологии. В состав входят дополнительные компоненты для защиты от коррозии, продления срока замены антифриза, обеспечения стабильности свойств и улучшения характеристик теплопередачи. Охлаждающую жидкость этой марки можно использовать в самых разных автомобилях.
- G12 Red — охлаждающая жидкость на основе карбоксилатной технологии. Подходит для легких и тяжелых автомобилей, выдерживает температуру от -40 градусов Цельсия и выше. Гарантирует защиту от замерзания, накипи, ржавчины и других проблем. Не оказывает отрицательного воздействия на пластиковые и резиновые элементы. Без нитритов, силикатов, фосфатов и других опасных ингредиентов. После заливки внутри системы образуется специальный слой, защищающий от ржавчины и увеличивающий срок службы изделия.
- G11 Green — экологически чистый антифриз на основе этиленгликоля. Содержит силикаты и соли органических кислот для защиты от коррозии. Это масло предназначено для использования в закрытых системах современных двигателей. Его отличительными особенностями являются защита от замерзания / коррозии, стабильные свойства, низкие затраты на техническое обслуживание / ремонт, универсальность в эксплуатации.
- G12 Yellow — желтая охлаждающая жидкость, созданная по карбоксилатной технологии для использования в закрытых системах охлаждения двигателя. Гарантирует высокую защиту от коррозии, замерзания, образования накипи, перегрева и других явлений. Жидкость содержит соли угольных кислот, защищающие от коррозии.
- Tosol Super A40 — охлаждающая жидкость-антифриз, он содержит этиленгликоль и присадки для защиты от ржавчины, пенообразования и других проблем. Обеспечивает эффективное охлаждение двигателя, не повреждает резиновые шланги и уплотнения. Предназначен для двигателей внутреннего сгорания легковых и грузовых автомобилей.
- HD G12 — антифриз премиум-класса на основе соли угольной кислоты и этиленгликоля. Рекомендуется для использования в широком диапазоне транспортных средств, эксплуатируемых при температуре ниже -40 градусов Цельсия. Он отличается высокой антикоррозийной защитой, низкой температурой замерзания и мягким воздействием на резиновые элементы. Обеспечивает длительный срок службы двигателя и снижает затраты на техническое обслуживание.
- HD G11K — минеральный антифриз премиум-класса на основе этиленгликоля и специальных антикоррозионных присадок. Он разработан для использования в закрытых системах охлаждения и может разбавляться водой. Достоинства — защита от ржавчины и накипи, совместимость с уплотнениями, защита двигателя от перегрева.
- HD G12K — это высококачественная безопасная охлаждающая жидкость, состоящая из моноэтиленгликоля и солей угольной кислоты. Отличается следующими особенностями Повышенная защита двигателя от коррозии, продлевает срок службы двигателя, снижает затраты на ремонт / обслуживание, лояльное влияние на шланги / уплотнения.
- G11 Green K — антифриз на основе гликоля.этилен в гибридной технологии. Он предназначен для использования в двигателях внутреннего сгорания при температуре от -35 градусов Цельсия и выше. Гарантирует лучшую теплопередачу, снижает затраты на обслуживание и обеспечивает стабильность свойств на протяжении всего срока службы. Может использоваться для различных автомобилей.
Многие вопросы касаются смешивания разных вариантов антифриза. Следует соблюдать тот же принцип, что и описанный выше. В частности, разрешено смешивать все типы охлаждающих жидкостей, кроме G11 с G12.
Что касается G11 разных цветов (синего и зеленого), то они отличаются только наличием добавки FORD ESD M97B49-A во втором случае, поэтому смешивание допускается.
Дополнительное ограничение касается смешивания Тосола с антифризом. Эти жидкости следует использовать отдельно.
Смешивание разных цветов и марок
Мешать красный и синий хладагент, зеленый и желтый, а также другие цвета одного либо разных производителей в системе отопления можно, если обе жидкости обладают одинаковыми характеристиками. Каждый антифриз перед добавлением красителя в состав является бесцветным. Основное отличие в продуктах — не оттенок, а непосредственно качество. Одна ОЖ может быть предназначена для защиты охладительной системы от ржавчины, другая — для смазывающих свойств, а третья имеет определенный температурный диапазон.
Все хладагенты могут иметь различный порог температуры при замерзании и кипении, а также в разной степени быть агрессивными по отношению к металлическим и резиновым элементам.
Если смешиваются две жидкости, не соответствующие друг другу по составу, это чревато такими последствиями:
- В системе охлаждения начнут появляться отложения, которые приведут к образованию смеси. Из-за этого антифриз потеряет свои характеристики, что способствует снижению ресурса использования. В результате конфликта разных добавок химические компоненты отказываются работать друг с другом. Жидкость становится густой и образует смесь, которая не в состоянии нормально циркулировать по охладительной системе. Из-за чего происходит засорение ее магистралей и возникает неработоспособность СО в целом, и, как следствие, перегрев мотора. Решить такую проблему можно путем промывки. При несвоевременной очистке возникнет необходимость замены патрубков.
- Будет хуже, если химические молекулы, присутствующие в составе жидкости, начнут работать друг против друга. В итоге вам придется не только менять хладагент, но и , иногда возможен выход из строя ее элементов.
- Произойдет вспенивание. С этой проблемой сталкиваются многие потребители, которые смешали разные по составу и присадкам антифризы. Пена появляется в расширительном резервуаре, а также патрубках охладительной системы. Добавлять в бачок новую жидкость, обладающую антипенными добавками, нет смысла. СО надо полностью промыть несколько раз, после чего залить в нее свежий продукт.
При критическом засорении шлангов и магистралей системы охлаждения может произойти:
- ускоренный износ подшипниковых деталей и их разрушение;
- выход из строя водяного насоса, вызванный чрезмерным нагреванием механизма;
- перегрев ГБВ и двигателя в целом, что способствует деформации и изнашиванию прокладки головки блока цилиндров, а также заклиниванию поршней (несвоевременное решение проблемы приведет к их выходу из строя).
Если вы постоянно используете одинаковый по составу антифриз, то проблемы вашему двигателю не грозят.
Поврежденный радиатор СО Накипь на радиаторном устройстве Отложения в СО Шланги СО до и после очистки
Контроль совместимости
Автовладельцам сложнее всего проверить совместимость дома или в гараже. Недостатком рассматриваемого метода является то, что он не дает 100% точных результатов. Но с помощью эксперимента можно определить, могут ли два типа антифриза взаимодействовать.
Для проверки совместимости приготовьте немного охлаждающей жидкости, которая заливается в систему автомобиля во время тестирования, и смешайте ее с той, которая будет заливаться.
Алгоритм действий:
- Возьмите образец шприцем или используйте слив охлаждающей жидкости.
- В емкость с тестируемым теплоносителем долить тот же объем теплоносителя, который планируется залить в систему.
- Подождите 5-10 минут.
Теперь обратите внимание на реакцию антифриза. Факторами, свидетельствующими о негативном влиянии перемешивания, являются пенообразование и появление отложений.
В таких случаях лучше не смешивать оба типа охлаждающей жидкости. Чтобы было надежнее, нагрейте смесь до температуры 80-90 градусов Цельсия.
Классификация антифризов
На сегодняшний день специалисты классифицируют охлаждающую жидкость с помощью системы США. В данной классификации выделяется 3 разные серии антифризов: G11, G12 и G13.
Вид G11 используется чаще всего, стоимость состава небольшая. В продаже можно встретить жидкость зеленого либо синего цвета. Созданы они на основе этиленгликоля с добавлением присадок.
Несмотря на то что эксплуатационные характеристики неидеальные, а срок использования небольшой, эта охлаждающая жидкость популярна среди автовладельцев. Причиной тому – невысокая цена продукта. Кстати, к G11 специалисты относят и тосол.
G12 — это более качественные составы, сделанные с добавлением разных органических веществ, например карбоксилата.
Заливают такой антифриз в систему, если мотор высокооборотистый и испытывает большие нагрузки. При этом стоимость состава будет выше. Определить, что охлаждающая жидкость относится к классу G12, поможет красный либо розовый цвет.
G13 – наиболее современная разновидность охлаждающей жидкости, которая изготавливается из пропиленгликоля.
Понять, что перед вами самый качественный антифриз, поможет цвет: он будет желтый либо оранжевый.
Помимо улучшенных эксплуатационных качеств, такая охлаждающая жидкость не наносит вред природе, ведь при утилизации состав распадается. Поэтому G13 – наиболее экологичный антифриз.
Советы по доливке ОЖ
В заключение этой статьи приведем несколько рекомендаций по добавлению антифриза в систему охлаждения.
Основные моменты:
- При доливе / смешивании охлаждающей жидкости используйте продукт из той же емкости. Например, вы покупаете большую канистру и заливаете определенное количество в систему охлаждения двигателя. После этого емкость следует хранить в багажнике или дома и пополнять по мере необходимости. Когда закончится подпиточная жидкость, рекомендуется промыть контур и добавить новый антифриз.
- Для автомобилей с радиатором из меди / латуни и двигателей с чугунными блоками дополните систему G11 (зеленым или синим). Это вообще рекомендуется для отечественных автомобилей ВАЗ.
- Любой антифриз можно смешивать для кратковременного использования. Единственное исключение — TOSOL, который нужно использовать отдельно. Также отказ от использования G11 и G It вместе связан с особенностями состава и опасными химическими реакциями, которые могут происходить внутри. При смешивании образующаяся охлаждающая жидкость теряет свою эффективность и / или разрушает резиновые элементы в системе.
- Если необходимо было смешать разные виды антифриза, долго ездить на машине не стоит. Если возможно, немедленно промойте систему и замените охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем автомобиля.
- В экстремальных ситуациях, когда вы не знаете тип охлаждающей жидкости и ее уровень ниже допустимого, следует долить дистиллированную воду (до 0,2 литра) или антифриз G12 +. Эти жидкости можно смешивать с любыми марками.
- G12 или G12 + в оттенках оранжевого / розового следует использовать для алюминиевых или «легкосплавных» двигателей, устанавливаемых на многие современные автомобили. Для более новых автомобилей рекомендуется более совершенный антифриз G13 или G12 ++. Более подробную информацию об этом можно найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Следование этим рекомендациям позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и избежать преждевременного ремонта.
Карбоксилатные присадки
Это присадки на основе карбоновых кислот. Их применение позволяет не создавать защитную пленку на внутренней поверхности системы охлаждения. Отсутствие защитного слоя повышает теплоотдачу между элементами двигателя, радиатора и охлаждающей жидкостью.
Защитное действие карбоксилатных присадок осуществляется путем нейтрализации очагов коррозии, и образование защитного слоя только в местах где коррозия начала проявляться. То есть действие присадок начинается в момент образования очагов коррозии. Подобная технология повышает срок службы антифриза от 3 до 5 лет. Безусловно это большой плюс. Но то, что допускается начало коррозионных процессов. Делает невозможным применение подобного антифриза в двигателяж и радиаторах изготовленных из алюминия.
Двигателям с чугунными блоками и головками блока, а также латунным и медным радиаторам большого вреда не наносится. Поэтому антифризы с карбоновыми кислотами для них применимы.
На канистрах с присадками карбоновых кислот наносятся следующие обозначения
- G12
- Carboxilate coolants
- OAT (Organic Acid Technology)
Как вы сами понимаете, использование подобного антифриза исключает в конструкциях многих автомобилей.
Например для автомобиля ГАЗ 3309 с двигателем Д245 и латунным радиатором . Он подходит идеально. Так как в этом автомобиле применяется система впрыска комон рейл и турбонагнетатель. Антифриз обеспечивает хорошую теплоотдачу.
А вот в автомобиле Газель используются двигателя ЗМЗ сделанные из алюминия, и алюминиевые радиаторы. Поэтому антифриз только с карбоксилатными присадками использовать нельзя. Этиленгликоль начнет интенсивно образовывать очаги коррозии. Присадки не справятся с защитой внутренней поверхности охлаждающей системы.
Использование антифризов сделанных по традиционным технологиям так же не желательно. Потому что в двигателях применяется инжекторная система впрыска. Которая требует хорошей теплоотдачи.
Поэтому для подобных автомобилей разработан антифриз в котором имеются присадки традиционной технологии и карбоновые кислоты. При использовании подобных антифризов образуется тонкий защитный слой из силикатных присадок, и карбоновые кислоты вступают в действие в случае образования очагов коррозии. Такие антифризы называют гибридными.
Итоги
Обратите внимание, что неправильное смешиваниеантифризы могут вызвать ухудшение свойств охлаждающей жидкости и, как следствие, дальнейшие проблемы для автовладельца: увеличение расхода топлива, перегрев и сокращение срока службы двигателя, появление ржавчины на внутренних компонентах и т.д.
Чтобы избежать подобных проблем, следуйте рекомендациям, приведенным в статье, и требованиям производителя.
Если во время работы необходимо смешать охлаждающую жидкость разных марок / цветов, сделайте это, но, если возможно, немедленно промойте систему и долейте новую охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.
Поэтому следует избегать смешивания антифризов с антифризами и жидкостями класса G11 и G12.