Куда уходит антифриз? Как устранить и не допустить течь охлаждающей жидкости

Падение уровня любой жидкости в автомобиле, в том числе и антифриза – это серьезная неполадка, которая требует незамедлительного вмешательства. Если присутствуют подтеки, то особых проблем с диагностированием и ремонтом не возникнет. Но нередки случаи, когда охлаждающая жидкость исчезает из бачка, а следы утечки полностью отсутствуют, и что делать в такой ситуации непонятно.

В данной статье мы попробуем разобраться, что делать, когда и куда уходит антифриз и что с этим делать.

На что влияет уровень антифриза?

Антифриз циркулирует в системе охлаждения по различным трубкам и каналам. До того, как двигатель достигнет рабочей температуры, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу. При достижении температуры +90 °C включается термостат, который запускает антифриз по большому кругу.

В процессе работы антифриз расширяется, увеличиваясь в объеме на 3-5 %. Все его излишки отправляются в расширительный бачок. При охлаждении жидкость сжимается, а ее излишки снова поступают в двигатель. Благодаря этому предотвращается образование паровых пробок, негативно влияющих на работоспособность силового агрегата, а также поддерживается оптимальный уровень ОЖ.

Но если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, происходит нарушение температурного режима двигателя. В итоге происходит перегрев головки блока цилиндров, на ней образуются трещины и разрушаются масляные и охладительные каналы. Определить это можно по падению компрессии и мощности двигателя, увеличенному расходу топлива и другим факторам, которые могут привести к серьезным поломкам.

Если же антифриза больше заданного производителем уровня, в системе охлаждения повышается давление, что влечет протечки шлангов, радиатора или крышки расширительного бачка. При контакте холодной жидкости с радиатором происходит резкий перепад температуры. В некоторых случаях из-за этого могут образовываться трещины.

Именно поэтому уровень антифриза должен строго соблюдаться, так как излишки или недостаток охлаждающей жидкости в системе приводит к печальным последствиям для двигателя автомобиля.

Основные признаки утечки антифриза

Для начала разберемся с тем, как определить, что антифриз действительно уходит. На это могут указывать следующие признаки:

  • Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости
  • Не работает/плохо работает печка
  • Перегрев двигателя даже при небольших поездках
  • Пар из-под крышки расширительного бачка с антифризом
  • Из выхлопной трубы валит белый дым, который особенно заметен в теплое время года
  • Сладковатый запах в салоне автомобиля
  • Появление эмульсии в расширительном бачке системы охлаждения
  • Наличие подтеков на корпусе радиатора, патрубках, расширительном бачке системы охлаждения, двигателе и т.д.
  • На приборной панели появляется значок перегрева, стрелка температуры охлаждающей жидкости стоит на отметке максимум или близка к ней
  • При открытии крышки расширительного бачка системы охлаждения выходит пар
  • Появление следов маслянистой жидкости на полу в салоне автомобиля

Эти признаки могут проявляться как отдельно, так и комплексно, что в свою очередь может свидетельствовать о давней неисправности системы охлаждения.

Как устранить течь охлаждающей жидкости

Самостоятельно восстановить герметичность системы охлаждения довольно сложно. Для начала необходимо выяснить, где тёк антифриз, по характерным следам, оставляемым ОЖ. Такие работы как замена радиатора, патрубков, помпы, следует проводить в условиях автомастерской, так как они требуют определённых навыков от автомастера наличия специального оборудования.

Если течь небольшая, то можно использовать временную меру, заключающуюся в приобретении и добавлении в антифриз автомобильного герметика. Однако стоит знать, что герметик не только закрывает возникшие повреждения в системе — его использование негативно отражается на дальнейшей работе радиатора и помпы авто. Он может забить большую часть трубок в радиаторе, в результате чего эффективно охлаждать антифриз не получится, что приведёт к перегреву двигателя. Попадая на крыльчатку помпы, герметик также может вывести её из строя, поэтому использовать его можно только в крайних случаях.

Благодаря сервису Uremont.com вы сможете быстро найти компанию, осуществляющую качественно и по доступной стоимости ремонт и профилактику системы охлаждения двигателя. С нами любые виды работ оперативны, качественны и по низкой стоимости.

Очевидные причины

Первой причиной, по которой может пропадать антифриз, является протечка радиатора двигателя. Определить это очень просто – достаточно осмотреть его, а также посмотреть на подтеки под машиной. Если в радиаторе есть какая-либо трещина на его поверхности будут капли антифриза.

Тоже самое касается и радиатора отопителя. Но в этом случае неисправность диагностировать немного сложнее, так как антифриз будет капать на пол салона автомобиля. Но есть косвенные признаки, которые могут указывать на поломку радиатора отопителя: сладковатый запах внутри автомобиля, запотевают стекла даже в сухую погоду, наличие маслянистого налета на стеклах.

Под категорию очевидных причин попадают шланги и трубки системы охлаждения. Особенно страдают первые, так как при нагреве двигателя они каждый раз расширяются, а при остывании – сужаются. Рано или поздно это приводит к их повреждению, и даже из маленькой трещины будет постоянно уходить антифриз.

Еще одной причиной утечки антифриза является неисправность помпы или термостата. Это два узла, которые отвечают за циркуляцию потока охлаждающей жидкости в системе. Обычно утечка обнаруживается в местах, где соединяются пластиковые и металлические компоненты корпуса.

Повреждения расширительного бачка и его крышки также являются причиной утечки антифриза. Если крышка не держит давление, то при разогреве охлаждающая жидкость может выплескиваться. Помимо этого сам бачок может лопнуть, т.к. он пластиковый. А если при этом неисправна крышка, то его может запросто разорвать.

Все эти причины являются основными, поэтому их обязательно следует обязательно проверять в первую очередь.

Устранение проблемы

Масштаб ремонтных работ будет зависеть от характера возникшей проблемы. Как правило, если заметить проблему на ранних стадиях, то можно с поломкой справиться и самостоятельно.

Это интересно: Подушка двигателя: принцип действия, назначение, устройство и замена

Но в противном случае, когда проблема обнаружена давно и для её устранения ничего не делалось, нужно обращаться на станции технического обслуживания или к мастеру по ремонту автомобилей.

В холодное время года. Подобные поломки в зимнее время года — очень частое явление, особенно для старых автомобилей. Причиной этому является уменьшение объёма антифриза под воздействием низких температур. Впоследствии этого возникает необходимость постоянно его доливать в расширительный бачок. Такая ситуация свидетельствует о том, что с охлаждающей системой всё в порядке. Это только подтверждает привычную реакцию антифриза при холодной погоде.

Иногда водители разбавляют антифриз водой. Но не всегда такие действия оправданы. Это может привести к серьёзным последствиям, например, неисправности двигателя. На сегодня в автомобильных магазинах есть два вида антифриза — уже готовый к эксплуатации и концентрированный. Разбавлять водой можно исключительно концентрированное вещество.

Добавив дистиллированную воду в уже готовую жидкость, можно существенно нарушить её полезные свойства, что приведёт непосредственно к поломке. Поэтому перед тем как разбавлять водой антифриз, нужно изучить инструкцию от производителя.

Нарушение герметичности расширительного бачка

Если вытек антифриз, причины могут быть разные. Разгерметизация бачка — одна из них. Если структура бачка повреждена, то соответствующих пятен антифриза на нём не будет видно. Происходит это из-за испарения рабочей жидкости из бачка по причине его разгерметизации.

Поэтому при обнаружении вытекания охлаждающей жидкости в больших объёмах нужно провести визуальный осмотр расширительного бачка на предмет механических повреждений. Восстановить бачок достаточно сложно самостоятельно, поэтому лучше сразу его заменить.

Расширительный бачок

Если корпус расширительного бачка и/или крышки с прокладкой на нем старые, то велика вероятность, что на них имеются микротрещины. Другой вариант — пропускает защитный клапан на упомянутой крышке. Самое простое в данном случае — заменить крышку и установить новую прокладку. Более сложное — заменить бачок целиком (в том числе с крышкой).

Повреждение проводников

В этом случае будут видны пятна охлаждающей жидкости. Найти течь антифриза при повреждении проводников несложно. Рабочая жидкость может вытекать не только при работе автомобиля, но и при выключенном двигателе.

Если наутро наблюдаются характерные пятна от антифриза, необходимо проводить осмотр всех соединений и узлов. Но перед началом работ необходимо заглушить двигатель и дождаться пока температура в системе нормализуется.

При ремонтных работах необходимо проверить все соединения на предмет механических повреждений. Они могут возникнуть в любой части системы или шланга. Если определённые части не видны из-за плохого доступа, можно использовать зеркало. Когда определённый шланг уже очень стар и полностью потрескался, то убрать потёкможно только его полной заменой. Диагностику лучше проводить при хорошем освещении.

Причиной утечки могут быть плохо зажатые хомуты, а также ссохшиеся резиновые уплотнители. В этом случае устранить течь антифриза из патрубков можно заменой уплотнителей и хомутов. Своевременный ремонт и диагностика помогут избежать больших проблем, если подтекает антифриз.

Как обнаружить утечку?

Перед ремонтом или заменой вышедших из строя деталей нужно четко понимать, где именно происходит утечка.

Самым простым способом обнаружения является визуальный осмотр. Он позволяет легко определить по подтекам области, где уходит антифриз. Чаще всего это патрубки и резиновые элементы системы. Если подтеки не удалось найти, следует осмотреть целостность других элементов системы охлаждения.

Следующий простой способ – использование картона. Большой лист данного материала подкладывается под автомобиль во время длительной стоянки. Даже при небольшой утечке капли антифриза будут на него попадать, ну а дальше по месту капель можно будет определить и то, откуда происходит утечка.

Нелишним будет осмотр соединительных хомутов. Очень часто бывает, что именно из-за их ослабления начинает сочиться охлаждающая жидкость. Но, даже если дело не в них, хомуты следует протянуть в целях профилактики.

Если все вышеописанные действия не помогли определить утечку, переходим к осмотру расширительного бачка. Его нужно очистить от загрязнений, а затем, прогрев двигатель, посмотреть, не появилось ли на поверхности бачка подтеков.

Есть и другой способ проверки. Демонтируем расширительный бачок и выливаем из него охлаждающую жидкость. Далее подсоединяем к нему насос с манометром и создаем давление внутри него в 1 бар через крышку. Если давление падает, то бак негерметичен. Тоже самое можно сделать и не снимая бачок. При подаче избыточного давления в систему есть вероятность, что течь проявит себя быстрее.

Еще одним способом обнаружить утечку является применение специальной флуоресцентной добавки. Это состав, который под воздействием ультрафиолетового света начинает светиться. Найти его можно на любом автомобильном рынке. УФ жидкость добавляется в антифриз, а осмотр предполагаемых мест утечки производится на запущенном двигателе. Данный метод является наиболее эффективным, так как он позволяет определить даже небольшие утечки и скрытые от обычного визуального осмотра места.

Следует отметить, что многие современные антифризы уже содержат флуоресцентные добавки.

Почему течет помпа?

Недостаточно уплотнение вала крыльчатки помпы – основная причина утечки антифриза. Отвечает за герметизацию резиновая манжета. Со временем сальник дубеет и изнашивается, из-за чего начинает неплотно прилегать к валу крыльчатки турбины. В случае использования некачественного антифриза либо биения на валу, возникающего из-за плохих комплектующих, ресурс сальника значительно уменьшается.

Чтобы утечка тосола через сальник не привела к вымыванию смазки из подшипников вращения, внизу корпуса предусмотрено сливное отверстие. Если помпа вращается не зубчатым ремнем, а цепочкой, насос устанавливается в специальном корпусе. При замене помпы необходимо установить ее так, чтобы сливное отверстие вкладыша насоса совпадало со сливным отверстием в корпусе. Если этого не сделать и не обратить внимание на забитое грязью отверстие, в случае утечки антифриз через сальник будет поступать в двигатель.

Попадание антифриза в поддон ведет к появлению эмульсии молочного цвета. Из-за разжижения масло теряет свои смазывающие и вязкостные свойства. Даже непродолжительная работа двигателя на эмульсии заканчивается износом трущихся пар и дорогостоящей капиталкой двигателя.

Видео: Как легко устранить течь антифриза на АВТО проверка герметиков!!

Что делать, если антифриз уходит, а следов утечки нет?

А если после осмотра всех возможных мест, откуда может сочиться антифриз, ничего не обнаружено, но охлаждающая жидкость уходит?

Дело в том, что кроме открытых течей могут присутствовать и скрытые, которые очень опасны. Двигатель – это составная конструкция, которую условно можно разделить на блок и головку блока. Между ними лежит прокладка ГБЦ, которая выполняет функцию герметика.

В самом блоке и головке есть каналы, по которым циркулирует антифриз, охлаждая двигатель. Это позволяет поддерживать рабочую температуру ДВС в районе 90-100 °C. Соответственно, в отсутствие охлаждающей жидкости температура двигателя значительно повышается, что влечет за собой неприятные последствия, вплоть до замены силового агрегата.

Сам же антифриз также проходит и через прокладку, в которой есть специальные каналы. Если прокладка ГБЦ повреждена, плохо прилегает или вовсе бракованная, то нарушается герметичность каналов и охлаждающая жидкость может попасть в цилиндры двигателя, затем в камеру сгорания и выхлопную трубу. При этом уровень антифриза будет постоянно понижаться, а видимых протечек вы не найдете.

Определить такие скрытые протечки можно по следующим признакам:

  • Густой белый дым из выхлопной трубы
  • Повышение уровня масла в двигателе
  • Охлаждающая жидкость будет постоянно уходить из бачка
  • Моторное масло будет с вкраплениями антифриза, о чем свидетельствуют пузырьки

Данные признаки свидетельствуют о том, что срок службы прокладки подошел к концу и ее в срочном порядке нужно заменить. Если отложить данную процедуру, то антифриз может попасть в моторное масло. Это может привести к более серьезным проблемам, чем замена прокладки.

Масло перемешивается с охлаждающей жидкостью и превращается в эмульсию, которая сворачивается, вследствие чего происходит закупорка всех каналов. Оно не сможет обеспечить нормальное смазывание цилиндров двигателя, из-за чего износятся поршневые кольца. Помимо этого такая эмульсия забивает каналы коленвала, что увеличит износ, а вкладыши, в которых он вращается, провернет.

Это основная скрытая причина, из-за которой уровень антифриза может падать, а видимых следов не будет. Однако, охлаждающая жидкость в двигателе циркулирует и по другим каналам системы, и здесь также присутствуют прокладки, которые изнашиваются, что приводит к утечкам.

Места утечки по наружному контуру

  1. Неплотно затянутые хомуты патрубков системы охлаждения.
  2. Пробитый радиатор охлаждения двигателя. Чаще всего соты разрушаются из-за попадания камней при движении на большой скорости. Нередко ослабление стенок радиатора возникает из-за некачественно антифриза.
  3. Трещина бачка ОЖ (охлаждающей жидкости). Сам бачок состоит из двух частей, которые на заводе спаиваются между собой. Течь в месте стыка – следствие несоблюдения технологии изготовления.
  4. Течь радиатора печки.
  5. Трещины пластиковых штуцеров радиатора, термостата, крана печки появляются вследствие естественного старения пластика из-за большого количества циклов нагрева и остывания. По вине ремонтников такая неисправность возникает при неаккуратном снятии/установке патрубков, чрезмерно сильном моменте затяжке хомутов.
  6. Растрескивание резиновых патрубков. Сначала трещины появляются в местах посадки патрубков на металлические и пластиковые штуцера. Оказываемое хомутами давление со временем приводит к ослаблению внутренней структуры шлангов. Нередко процесс ускоряется из-за использования некачественных хомутов, которые при затяжке врезаются в резиновые патрубки. Немаловажен и момент затяжки – перетянутые хомуты значительно укорачивают срок службы шлангов. Оказывает свое воздействие на резинотехнические изделия и некачественный тосол. Патрубки начинают крошиться изнутри и трескаться. Большую роль играет качество изделий, устанавливаемых производителем на заводе или уже владельцем при ремонте автомобиля.

Известна проблема лопанья патрубков охлаждения от термостата к системе рециркуляции выхлопных газов на дизельных двигателях 1.3 MultiJet. Часто проблема возникает еще до пробега в 200 тыс. км.

Подвох заключается в том, что патрубки находятся с тыльной части блока двигателя, а поэтому вовремя заметить запотевание крайне сложно. Главная опасность в том, что по статистике чаще всего лопаются шланги при длительном повышенном давлении внутри системы, когда автомобиль, к примеру, едет по трассе. А поскольку при резкой потере большого объема ОЖ датчик температуры перестает омываться антифризом, показания на приборной панели еще некоторое время остаются в норме. Естественно, что последствие такой поломки – перегрев двигателя. Поэтому если на авто потек тосол или антифриз, быстрее попытайтесь найти место утечки.

Как бороться со скрытыми причинами?

Если есть подозрения на скрытую утечку, следует произвести замену прокладки двигателя. Именно она во многих случаях является источником таких проблем. Если нет, то при вскрытии двигателя будет видно, что привело к скрытой утечке. Иногда это может быть вследствие трещин в блоке цилиндров или по другой причине.

Процедура замены только кажется сложной, но выполнить ее может практически каждый автовладелец собственными силами.

Для начала нужно приобрести прокладку, подходящую под имеющийся двигатель. Затем демонтируем крышку ГБЦ. Обычно она крепится на 8-12 болтов. Предварительно нужно снять соединенные с ней патрубки, воздушный фильтр и другие элементы, которые в дальнейшем будут мешать. После этого откручиваем саму головку блока. Болты, которыми она фиксируется, должны быть сильно затянуты. Поэтому если какой-либо из них легко поддается, стоит его протянуть. Возможно, утечка произошла именно из-за него.

Если данное действие не помогло – демонтируем головку. На данном этапе уже можно будет обнаружить течь. Меняем старую прокладку на новую и собираем все детали в обратном порядке. Особое внимание нужно уделить затяжке ГБЦ. Она выполняется в шахматном порядке при помощи динамометрического ключа, благодаря которому можно регулировать усилие затяжки.

Подводя итог под вышесказанным, следует сказать, что утечка антифриза – это распространенная проблема, с которой может столкнуться любой автовладелец. Никто не защищен от прохудившегося патрубка, трещины в бачке или износа прокладки двигателя. Самое главное в этих ситуациях не затягивать с обнаружением и устранением неисправностей. В противном случае все это может обернуться серьезной поломкой и большим денежным затратам.

Не стоит также пренебрегать банальным профилактическим осмотром системы охлаждения. В большинстве случаев утечки можно предотвратить еще до того, как они превратятся в настоящую проблему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]