Двигатель Приоры Устройство и недостатки

1 Двигатель Устройство ремонт Приора 1- 15 Капитальный ремонт двигателя 16 — 21 Система смазки ВАЗ-2170 Приора 22- 25 Система охлаждения 26- 28 Топливная система 29- 35 Сцепление 36- 40 Коробка передач 41- 43 Приводы передних колёс 44- 46 Передняя подвеска 47- 52 Задняя подвеска 53- 56 Рулевое управление 57- 59 Тормозная система 60- 70 Электросхемы Особенности конструкции

Продольный разрез двигателя ВАЗ-21126 Приора:

1 — масляный насос системы смазки двигателя; 2 — приводной шкив генератора; 3 — шатун; 4 -поршневой палец; 5 — ремень привода газораспределительного механизма ГРМ Приора; 6 — крышка газораспределительного механизма; 7 -приводной шкив распределительного вала; 8 -впускной коллектор; 9 — свечной колодец; 10 — крышка маслоналивной горловины; 11 -термостат системы охлаждения; 12 — маховик; 13 -масляная форсунка охлаждения днища поршня; 14 — маслоприемник насоса; 15 -коленчатый вал
На автомобиль ВАЗ-2170 Lada Priora комплектуют силовым агрегатом ВАЗ-21126 (рисунок. 5.1, 5.2), сделанным на базе двигателя ВАЗ-2112. Повышение рабочего объема двигателя мод. 21126 до 1,6 л по сопоставлению с рабочим объемом мод. 2112 получено за счет увеличения длинны хода поршня при постоянном диаметре цилиндра.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21126:

1 – пробка сливного отверстия; 2 – масляный картер; 3 – масляный фильтр; 4 –водяной насос; 5 – катколлектор; 6 – выпускной клапан; 7 – пружина клапана; 8 – распределительный вал выпускных клапанов; 9 –впускной коллектор; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 –распределительный вал впускных клапанов; 12 – гидравлический толкатель клапана; 13 – корпус подшипников распределительных валов; 14 – топливная рампа; 15 –форсунка; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – прокладка головки блока цилиндров; 19 –компрессионные кольца; 20 –маслосъемное кольцо; 21 –поршневой палец; 22 – шатун; 23 –блок цилиндров; 24 – крышка шатуна; 25 – маслоприемник

Блок цилиндров ВАЗ-21126 Приора

Блок цилиндров выполнен из особого высокопрочного чугуна, из за этого конструкция двигателя приобрела жесткость. Каналы для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, исполнены по всей высоте блока, это значительно улучшает охлаждение поршней и сокращает деформацию блока от неравномерного прогрева двигателя. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в направлении головки блока. В низу блока цилиндров размещены пять опор под коренные подшипники (вкладыши) коленчатого вала, крышки (бугеля) которых фиксируются болтами. В опорах размещены тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, исполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В промежуточной опоре исполнены проточки, в которые помещены упорные полукольца, стабилизирующие коленчатый вал от осевых биений. По сопоставлению с блоком цилиндров двигателя мод. 2112 блок цилиндров мод. 21126 Приора завышен на 2,3 мм, высота от центра постелей радикальных подшипников до верхней плоскости блока равна 197,1 мм.

Распиновка блока управления освещением на Приоре

Данный коммутационный и регулирующий комбинированный модуль имеет несколько функций и служит для вкл/выкл парковочных огней, фар головного света, выбор нужного режима переключения света, вкл/выкл противотуманных фар, за регулировку яркости комбинации приборов подсветки, управление корректором фар, вкл/выкл и управление светом внутри салона и подсветки приборов. Подключение модуля к бортовой сети автомобиля осуществляется через фишку № 1118-3724500.

Стандартная распиновка клеммы на ВАЗ 2170 выглядит следующим образом:

G, 56bНа мотор-редуктор корректировки света фар
58bВыход к источникам подсветки
31Масса
Xz+12 вольт (от клеммы 15 замка зажигания)
56К реле переключения дальнего и ближнего режима фар
1,3От задних и передних противотуманных фар
2,4К реле задних и передних противотуманных фар
58К лампам габаритов
30+12 В от клеммы №30 замка зажигания

Коленчатый вал ВАЗ-21126 Приора

Коленчатый вал выполнен из особого высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала проточены и шлифованы. Для подачи масла к шатунным вкладышам в коленчатом валу высверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для снижения вибрации имеется восемь противовесов, находящиеся на коленчатом валу. Радиус кривошипа коленчатого вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя мод. 2112, из-за этого поршневой ход увеличился с 71 до 75,6 мм. Для отличия валов на одном из противовесов коленчатого вала двигателя ВАЗ-21126 Приора имеется маркировка «11183». На переднем торце коленчатого вала размещены масляный насос, зубчатый шкив ремня привода ГРМ и шкив привода генератора исполненным за одно с демпфером крутильных биений. На заднем торце коленчатого вала размещен маховик, выполненный из чугуна. На маховике установлен стальной зубчатый обод под привод стартера.
Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. Крышки шатунов сделаны способом отрыва от цельного шатуна. Этим выполняется более высокая точность соосности установки крышки на шатун. В нижнюю головку шатуна вкладываются тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них размещены три кольца: 2 верхние компрессионные и нижнее маслосъемное. Дно поршней плоское, с четырьмя углублениями под клапаны, причем на поршнях двигателя мод. 21126 углубления увеличены по сопоставлению с углублениями двигателя 2112. Поршни охлаждаются маслом, для этого в опорах коренных подшипников размещены особые форсунки. Они выполнены в виде магистрали, в которых находятся подпружиненные шары. Во время работы двигателя шары отпирают отверстия в магистралях и струя масла попадает на поршень снизу. В двигателе мод. 21126 Приора применен набор «поршень-поршневые кольца-поршневой палец-шатун» уменьшенной массы (масса поршня снижена с 350 до 235 г, поршневого пальца — со 113 до 65 г, шатуна — с 707 до 485 г, всего комплекта — на 32%). Масляный картер стальной, штампованный, фиксирован с помощью болтов к блоку цилиндров снизу.

Самостоятельный ремонт блока комфорта Приоры, возможно ли это?

Если вы никогда не сталкивались с пайкой, диагностикой печатных плат различной сложности и конфигураций, либо не имеете необходимого диагностического или паяльного оборудования, то вопрос ремонта лучше адресовать квалифицированным специалистам. При наличии вышеуказанных навыков и понимании причин неисправностей, самостоятельный ремонт производится достаточно часто. Связано это с тем, что постоянно выходят из строя различные микросхемы или чипы. К примеру, установив, что причина отказа работоспособности указателей поворота заключается в вышедшем из строя драйвере управления, всегда возможно приобрести новую деталь и просто перепаять ее взамен неисправной.

Неисправности, и их возможные причины

Стоимость нового, оригинального блока достаточно высока, поэтому не спешите покупать новое изделие, разберитесь с причинами неисправностей. Конечно, всегда встречаются случаи, когда плата ремонту не подлежит и целесообразнее просто установить новое изделие взамен неисправного. Не стоит забывать и о том, что причинами неисправностей может быть потертые или изломленные провода, которые подключены к энергопотребителям.

Согласно статистическим данным, собранным на форумах технической поддержки достаточно часто автовладельцы жалуются на неисправности в работе стеклоподъемников, поворотников, габаритных огней.

Если говорить о составных элементах самой печатной платы, то наиболее встречающиеся поломки связаны с: — обрывом линии связи W-Line; — перегоранием драйверов управления; — выгоранием контроллеров отвечающих за корректную работу; — выходом их строя транспондера; — значительным окислением контактов.

«Важно! Перед проведением любых работ связанных с электрикой, прекратите подачу питания, сбросив минусовую клемму аккумулятора»

Головка блока ВАЗ-21126 Приора

Головка блока, размещенная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В нижней части головки имеются каналы, по которым проходит жидкость, охлаждающая камеры сгорания. С верху головки блока размещены 2 распределительных вала: один для впускных клапанов, другой — для выпускных. Головка блока цилиндров двигателя мод. 21126 имеет различия от головки мод. 2112 увеличенной площадью фланцев под подающий трубопровод и исполненными как одно целое с головкой блока стаканами свечных колодцев.
Распределительные валы размещены в опорах, исполненных в верхней части головки блока, и в одном общем корпусе подшипников, зафиксированном болтами на головке блока. Распределительные валы отлиты из чугуна. Шкивы распределительных валов двигателя 21126 Приора разнятся от шкивов двигателя 2112 смещенными на 2° рисками установки фаз газораспределения. Для снижения изнашивания рабочие плоскости кулачков и плоскости под сальник термообработаны — отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. Двигатель 21126 оборудован гидротолкателями клапанов, которые в автоматическом режиме выбирают зазоры в приводе клапанов. У этого двигателя в процессе эксплуатации нет необходимости регулировать зазоры в клапанном механизме. В двигателе по четыре клапана на цилиндр: 2 впускных и 2 выпускных. Направляющие втулки и седла клапанов впрессованы в головку блока. Направляющие втулки, помимо этого, оборудованы стопорными кольцами, фиксирующими их от выпадения. На направляющих втулках размещены маслосъемные колпачки, сокращающие проникновение масла в цилиндры. На каждом клапане размещено по одной пружине. Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Крышка головки блока цилиндров произведена из алюминия. Между крышкой и головкой блока цилиндров установлена прокладка. Крышка головки блока цилиндров двигателя 21126 отличается от крышки 2112 отсутствием места для фиксации модуля зажигания и присутствием отверстий для крепления персональных катушек зажигания рядом с каждым свечным колодцем.

Двигатель автомобиля Лада Приора — описание конструкции

Двигатель автомобиля Лада Приора (ВАЗ-21126) — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива привода генератора. Система питания — фазированный распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Евро-3). Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на четырех эластичных резинометаллических опорах. Правая и передняя опоры силового агрегата крепятся к кронштейнам, расположенным на передней стенке блока цилиндров, задняя опора — к кронштейну, закрепленному на задней стенке головки блока цилиндров, а левая — к кронштейну, установленному на картере коробки передач. Правая и левая опоры силового агрегата аналогичны по конструкции. Передняя и задняя опоры силового агрегата одинаковы между собой.

Силовой агрегат (вид спереди по ходу автомобиля): 1 — кронштейн крепления генератора и передней опоры силового агрегата; 2 — генератор; 3 — ремень привода генератора; 4 — кронштейн верхнего крепления генератора; 5 — кронштейн правой опоры силового агрегата; 6 — датчик фаз; 7 — передняя верхняя крышка привода ГРМ; 8 — задняя крышка привода ГРМ; 9 — впускной трубопровод; 10 — катушка зажигания; 11 — дроссельный узел; 12 — крышка маслозаливной горловины; 13 — крышка головки блока цилиндров; 14 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 15 — корпус подшипников распределительных валов; 16 — головка блока цилиндров; 17 — корпус термостата; 18 — крышка термостата; 19 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 20 — указатель уровня масла в коробке передач; 21 — крон штейн левой опоры силового агрегата; 22 — коробка передач; 23 — стартер; 24 — пробка сливного отверстия охлаждающей жидкости; 25 — шланг вентиляции картера; 26 — датчик детонации; 27 — поддон картера; 28 — указатель уровня масла; 29 — блок цилиндров

Справа на двигателе расположены: привод газораспределительного механизма и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем), привод генератора (поликлиновым ремнем), масляный насос, датчик положения коленчатого вала. Слева расположены: термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, датчик сигнализатора недостаточного давления масла, стартер (на картере сцепления).

Двигатель (вид сзади по ходу автомобиля): 1 — диагностический датчик концентрации кислорода; 2 — маховик; 3 — катколлектор; 4 — блок цилиндров; 5 — управляющий датчик концентрации кислорода; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — крышка термостата; 8 — корпус термостата; 9 — регулятор холостого хода; 10 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 11 — дроссельный узел; 12 — датчик положения дроссельной заслонки; 13 — крышка маслозаливной горловины; 14 — впуск ной трубопровод; 15 — рым; 16 — крышка головки блока цилиндров; 17 — передняя верхняя крышка привода ГРМ; 18 — задняя крышка привода ГРМ; 19 — корпус подшипников распределительных валов; 20 — кронштейн задней опоры силового агрегата; 21 — головка блока цилиндров; 22 — передняя нижняя крышка привода ГРМ; 23 — ремень привода генератора; 24 — масляный фильтр; 25 — крышка масляного насоса; 26 — датчик положения коленчатого вала; 27 — шкив привода генератора; 28 — поддон картера; 29 — пробка маслосливного отверстия.

Спереди: впускной трубопровод, топливная рампа с форсунками, датчик детонации, указатель уровня масла, генератор (внизу справа), датчик фаз (вверху справа). Сзади: катколлектор, масляный фильтр, подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.

Двигатель (вид слева по ходу автомобиля): 1 — маховик; 2 — верхняя крышка картера сцепления; 3 — блок цилиндров; 4 — генератор; 5 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 6 — датчик температуры охлаждающей жидкости ЭСУД; 7 — форсунка; 8 — топливная рампа; 9 — датчик недостаточного давления масла; 10 — шланг вентиляции картера; 11 — впускной трубопровод; 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — крышка маслозаливной горловины; 14 — дроссельный узел; 15 — корпус подшипников распределительных валов; 16 — головка блока цилиндров; 17 — корпус термостата; 18 — крышка термостата; 19 — управляющий датчик концентрации кислорода; 20 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 21 — катколлектор; 22 — диагностический датчик концентрации кислорода

Сверху (под пластмассовой крышкой) расположены впускной трубопровод, дроссельный узел, катушки и свечи зажигания. Корпус воздушного фильтра с датчиком массового расхода воздуха расположен в моторном отсеке слева от двигателя.

Двигатель (вид справа по ходу автомобиля): 1 — пробка маслосливного отверстия; 2 — поддон картера; 3 — крышка масляного насоса; 4 — датчик положения коленчатого вала; 5 — катколлектор; 6 — масляный фильтр; 7 — шкив привода генератора; 8 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 9 — кронштейн задней опоры силового агрегата; 10 — регулятор холостого хода; 11 — впуск ной трубопровод; 12 — датчик положения дроссельной заслонки; 13 — дроссельный узел; 14 — крышка маслозаливной горловины; 15 — передняя верхняя крышка привода ГРМ; 16 — кронштейн правой опоры силового агрегата; 17 — кронштейн верхнего крепления генератора; 18 — блок ци- линдров; 19 — передняя нижняя крышка привода ГРМ; 20 — генератор; 21 — ремень привода ГРМ; 22 — кронштейн крепления генератора и передней опоры силового агрегата Маркировка класса цилиндра на нижней плоскости блока цилиндров

Блок цилиндров отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредствен но в блоке. Номинальный диаметр цилиндра — 82,00 мм с допуском +0,05 мм. Расчетный минимальный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) должен быть равен 0,025–0,045 мм. Он определяется как разность размеров минимального диаметра цилиндра и максимального диаметра поршня и обеспечивается установкой в цилиндр поршня того же класса, что и цилиндр. В зависимости от полученных при механической обработке размеров (диаметров), цилиндры и поршни разбиты на три класса. Класс каждого цилиндра в соответствии с его диаметром маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока цилиндра: А — 82,00–82,01; В — 82,01– 82,02; С — 82,02–82,03 (мм).

Отверстия в блоке цилиндров под винты крепления головки блока цилиндров имеют резьбу М10?1,25 мм (в отличие от отверстий с резьбой М12?1,25 мм для блоков цилиндров восьмиклапанных двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-21114). В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются при установленных крышках, поэтому крышки не взаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности (см. «Разборка и сборка двигателя»). Упорные полукольца коленчатого вала: 1 — заднее; 2 — переднее

На торцевых поверхностях средней опоры блока цилиндров выполнены проточки для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Спереди (со стороны шкива привода генератора) устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а сзади — металлокерамическое. Полукольца должны быть обращены канавками (на эту поверхность нанесено антифрикционное покрытие) к упорным поверхностям коленчатого вала. Полукольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала превышает 0,35 мм, то необходимо заменить одно или оба полукольца для достижения номинального зазора 0,06–0,26 мм.

Расположение форсунок охлаждения поршней

Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу маслом через специальные форсунки, запрессованные в блок цилиндров в районе второй, третьей, четвертой и пятой опор коренных подшипников. Крышка 1 и вкладыш 2 коренного подшипника коленчатого вала

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала — тонкостенные, сталеалюминиевые. Верхние вкладыши коренных подшипников (устанавливаемые в опоры блока цилиндров) — с канавкой на внутренней поверхности. Нижние вкладыши коренных подшипников, устанавливаемые в крышки, выполнены без канавки, так же как и вкладыши шатунных подшипников. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм. Коленчатый вал

Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Номинальный диаметр коренных шеек вала составляет 50,799–50,819 мм, а шатунных — 47,83–47,85 мм. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с ним. В сравнении с коленчатыми валами двигателей с рабочим объемом 1,5 л (автомобилей «десятого» семейства) коленчатый вал двигателя «Приоры» имеет увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм. Заглушка масляного канала коленчатого вала

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками. При больших пробегах автомобиля и, особенно, после шлифовки вала во время его ремонта, следует очищать каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя — их заменяют новыми. На переднем конце (носке) коленчатого вала установлен зубчатый шкив привода газораспределительного механизма и шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). На заднем конце коленчатого вала шестью болтами (болты устанавливаются на резьбовой герметик) через общую шайбу закреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Поверхности разлома крышки 1 и шатуна 2

Шатуны облегченные (в сравнении с шатунами двигателей автомобилей «десятого» семейства), стальные, двутаврового сечения. При изготовлении шатуна применяется метод контролируемого отламывания его нижней крышки. При сборке такого шатуна обе его части стыкуются практически идеально, обеспечивая полное совпадение разлома во всех направлениях. Крепится крышка к шатуну двумя винтами (с резьбой М9?1 мм), которые вворачиваются в отверстия в теле шатуна. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из антифрикционного материала. Поршневой палец — стальной, трубчатого сечения, «плавающего» типа (имеет возможность поворачиваться в бобышках поршня и в головке шатуна). От продольного перемещения палец зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. Маркировка на днище поршня: 1 — обозначение класса поршня; 2 — стрелка

Поршень — из алюминиевого сплава. Юбка поршня выполнена укороченной в сравнении с поршнями двигателей автомобилей «десятого» семейства. Отверстие под поршневой палец смещено на 0,5 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на его днище: она должна быть направлена в сторону шкива привода генератора.

Шатунно-поршневая группа: 1 — маслосъемное кольцо; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — шатун; 4 — стопорное кольцо; 5 — поршневой палец; 6 — поршень; 7 — нижнее компрессионное кольцо; 8 — расширитель маслосъемного кольца

Поршни по наружному диаметру, как и цилиндры, подразделяются на три класса (маркировка — на днище). Диаметр поршня (номинального размера, мм): А — 81,965–81,975; В — 81,975 – 81,985; С — 81,985–81,995. В верхней части поршня выполнены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца — компрессионные. Верхнее компрессионное кольцо имеет бочкообразную наружную поверхность, а нижнее компрессионное кольцо — трапециевидную (угол наклона образующей составляет несколько минут). Поэтому нижнее компрессионное кольцо выполняет также функции маслосъемного. В нижнюю канавку поршня установлено маслосъемное кольцо с разжимной витой пружиной (расширителем).


Головка блока цилиндров в сборе: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — корпус подшипников распределительных валов; 3 — распределительный вал выпускных клапанов

Головка блока цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Головка центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой блока цилиндров устанавливается металлическая двухслойная прокладка с пружинящими выштамповками, обеспечивающими уплотнение каналов. Повторное использование прокладки не допускается. В верхней части головки блока цилиндров расположены два распределительных вала. Опоры распределительных валов (по пять опор для каждого вала) выполнены разъемными. Нижние части опор выполнены в головке блока цилиндров, а верхние — в корпусе подшипников распределительных валов, который крепится к головке блока болтами. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе головки блока цилиндров с корпусом подшипников распределительных валов. При необходимости заменять корпус подшипников распределительных валов следует в сборе с головкой блока цилиндров. Распределительные валы — литые, чугунные, пятиопорные, у каждого — восемь кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре). Распределительные валы приводятся во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Привод газораспределительного механизма: 1 — метка на задней крышке привода; 2 — задняя крышка привода; 3 — шкив распределительного вала впускных клапанов; 4 — диск датчика фаз; 5 — метка на шкиве распределительного вала; 6 — шкив распределительного вала выпускных клапанов; 7 — опорный ролик; 8 — натяжной ролик; 9 — зубчатый ремень; 10 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 11 — метка на крышке масляного насоса; 12 — метка на шкиве коленчатого вала; 13 — шкив коленчатого вала

Клапаны (диаметр стержня клапана 7 мм) в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно. Клапаны стальные, выпускной — с головкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслоотражательные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на внутренней поверхности — три упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана.


Клапанный механизм: 1 — сухарь; 2 — тарелка; 3 — пружина; 4 — шайба; 5 — выпускной клапан; 6 — впускной клапан

Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидротолкатели. Ось кулачка смещена относительно оси гидротолкателя на 1 мм. За счет этого при работе двигателя корпус гидротолкателя поворачивается вокруг своей оси, что способствует его более равномерному износу. Для работы гидротолкателей необходима постоянная подача масла под давлением. Для этого в головке блока цилиндров выполнен канал с обратным шариковым клапаном (он предотвращает слив масла из каналов после остановки двигателя), а также каналы на нижней плоскости корпуса подшипников распределительных валов (они же подводят масло и к шейкам распределительных валов). Гидротолкатели весьма чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков распределительного вала. Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит, его следует заменить.


Масляный насос: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — пробка; 4 — уплотнительная шайба; 5 — пружина; 6 — редукционный клапан; 7 — ведущая шестерня; 8 — ведомая шестерня.

Смазка двигателя — комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, парам «опора – шейка распределительного вала», гидротолкателям. Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее поршневым кольцам и пальцам), на днища поршней, к парам «кулачок распределительного вала — толкатель» и стержням клапанов. Масляный насос — с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном — прикреплен к блоку цилиндров. Ведущая шестерня насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни — 3,40 мм. Осевой зазор для ведущей шестерни не должен превышать 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Система вентиляции картера — закрытая, принудительная. Под действием разрежения во впускном трубопроводе работающего двигателя газы из картера по шлангу попадают крышку головки блока цилиндров. Пройдя через маслоотделитель, расположенный в крышке головки блока, картерные газы очищаются от частиц масла и далее попадают во впускной тракт двигателя по шлангам двух контуров: основного и контура холостого хода. Через шланг основного контура картерные газы отводятся на режимах частичных и полных нагрузок работы двигателя в пространство перед дроссельной заслонкой. Через шланг контура холостого хода картерные газы отводятся в пространство за дроссельной заслонкой, как на режимах частичных и полных нагрузок, так и на режиме холостого хода. Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21126 Приора

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата, расширительного бака и трубопроводов. Система питания включает в себя электрический топливный насос, поставленный в топливном баке, дроссельный узел, фильтрующий элемент тонкой очистки топлива, корректор давления топлива, форсунки, топливные трубопроводы. Различия деталей системы питания двигателя мод. 21126 приора от двигателя мод. 2112: — топливная рампа выполнена в виде трубки и отсутствует обратный слив топлива, рампа сделана из нержавеющей стали; — топливные форсунки уменьшенного размера не взаимозаменяемы с мод. 2112 — корректор давления топлива модернизированной конструкции размещен в модуле топливного насоса, а не на топливной рампе; — в дроссельном узле нет отверстия, соединяющего воздухоподводящий рукав с модулем впуска в обход дроссельной заслонки. Изменена вид фланца дроссельного узла. В систему питания встроена система улавливания паров топлива с угольным адсорбером (см. «Замена узлов системы улавливания паров топлива»), предотвращающая протечку паров топлива наружу.

Почему троит двигатель

Из часто встречающихся поломок данного силового агрегата отмечается такие дефекты, как неустойчивая работа и троение мотора. Подобные отказы происходят вследствие появления неисправностей в узлах и деталях двигателя:

  • снижение давления топлива;
  • дефекты элементов газораспределительного механизма;
  • сбои в работе датчиков;
  • нарушение герметичности в шлангах;
  • неисправная дроссельная заслонка.

Мощность силового агрегата снижается по следующим причинам:

  • низкая компрессия в одном или нескольких цилиндрах;
  • прогорание прокладок;
  • износ стенок цилиндров;
  • стирание колец поршневых;
  • деформация поршней под воздействием высоких температур.

Троение движка можно устранить при помощи промывки форсунок. Причины нестабильной работы силового агрегата могут крыться в неисправности следующих устройств:

  • свечи для Приоры 16 клапанов;
  • катушка зажигания;
  • заслонка дроссельная;
  • регулятор холостого хода;
  • аккумулятор;
  • стартер;
  • катушка зажигания;
  • бензонасос;
  • топливный фильтр;
  • регулирующее устройство давления топлива.

Свечи на Приору можно заменить самостоятельно. Для этого необходимо ознакомиться с принципами правильного выбора и замены данных узлов, описанными в специальных статьях в интернете.

Технические параметры двигателя Лада Приора 21126

Силовой агрегат Приоры имеет верхнюю установку распределительных валов и ременного привода ГРМ. Рассматриваемый инжекторный мотор ВАЗ 21126 имеет 16 клапанов с рядным размещением цилиндров и нормами выхлопов под Евро 3. Его основные характеристики приведены в таблице:

Технические параметры двигателя 21126:

Видео «Подробная инструкция по замене ЗЗ»

Наглядная инструкция на тему замены узла в домашних условиях приведена на видео ниже (автор — канал В гараже у Сандро).

Если на старых отечественных автомобилях замок зажигания можно было поменять без особого труда, то на Приоре и других переднеприводных автомобилях можно провозиться подольше с этим ремонтом. В основном, причины, по которым необходимо производить замену, следующие:

  • выход из строя контактной группы и нежелание ремонтировать ее
  • поломка ключа в личинке замка и невозможность ее извлечения
  • другие поломки, при которых ремонт не может быть осуществлен

Чтобы заменить замок зажигания, понадобится следующий инструмент:

  1. Острое и тонкое зубило
  2. Молоток
  3. Ключ на 10 мм
  4. Отвертка крестообразная
  5. Длинногубцы

Основные неисправности двигателя ВАЗ 2170 (16 клапанов)

Опытные автовладельцы имеют навыки определения поломок двигателя по качеству отработанных газов Приоры:

  • Дым синеватого цвета говорит о наличии смазочных материалов внутри камеры сгорания. Регулярный дым синего цвета также свидетельствует о значительном износе шатунно-поршневой группы и цилиндров. Износ маслосъёмных колпачков 16 клапанов двигателя провоцирует повышенную дымность при длительной работе на холостых оборотах или резком торможении;
  • Дым черного цвета возникает при образовании чрезмерно богатой смеси, что говорит о поломке системы управления двигателем или форсунок;
  • Сероватый и белый насыщенный дым говорит о наличии влаги в выхлопных газах, что является следствием дефекта прокладки головки блока, а также, следовательно, просачивания в камеру сгорания жидкости охлаждения. Этот фактор является нормальным во время холодной и влажной погоды.

Среди основных проблемных мест двигателя Лада Приора стоит отметить следующие:

  • Поломка помпы (жидкостного насоса), что может стать причиной перегрева двигателя;
  • Подтекание жидкости в точках соединения трубок радиатора;
  • Смешение ролика натяжения ремня ГРМ, которое сопровождается постепенно нарастающим гулом при езде;
  • Подтекание масла под крышкой клапанного механизма.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]