Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-245
В 1984 году началось производство одного из самых известных турбированных дизельных двигателей ММЗ — Д-245. Этот мотор был разработан на базе Д-243 и является его турбоверсией. Здесь стоит рядный четырехцилиндровый чугунный блок цилиндров от 243-го с мокрыми чугунными гильзами, но он получил масляные форсунки для охлаждения поршней. В блоке установлен усиленный стальной коленвал с ходом поршня 125 мм, были применены усиленные стальные шатуны, новые алюминиевые поршни с другими кольцами. Давление масла на двигателях Д-245 (номинальная частота вращения) — 2.5-3.5 кгс/см 2 .
Сверху блока стоит модифицированная чугунная головка с другими седлами клапанов. Диаметр тарелок клапанов такой: впуск — 48 мм, выпуск — 42 мм, диаметр стержня — 11 мм. Распредвал установлен в блоке и вращается от коленвала посредством шестерни, он воздействует на клапана с помощью стальных толкателей, штанг и коромысел. Регулировка клапанов на Д-245 выполняется по необходимости, после каждых 500 часов работы вы должны проверить, в каком состоянии зазоры. Должно быть так: впускные 0.25 мм, выпускные 0.45 мм. Порядок регулировки клапанов 1-3-4-2. Конечно же, здесь свой впуск, выпуск, ТНВД 4УТНИ-Т, более мощный масляный насос и турбокомпрессор ТКР-6 (на базовой версии).
В 1998 году начался выпуск моторов Д-245 Евро-1. Еще через 3 года пошли версии под Евро-2, которые отличаются коленвалом, поршнями под степень сжатия 17, ГБЦ, топливным насосом ЯЗДА 773 и турбиной ТКР 6.1. ДВС Д-245 Евро-3 начали выпускаться в 2006 году и отличаются они своей поршневой, поршневыми пальцами 42 мм, впрыском Common rail с топливным насосом Bosch CP3.3 и со своими форсунками. Здесь стоит турбина ТКР-6,5.1 и блок управления Bosch EDC7UC31.
В 2012 году в Минске решили установить на Д-245 систему EGR и сажевый фильтр, поставили также новые распылители, увеличили давление впрыска до 1600 бар, доработали блок цилиндров, увеличили диаметры коренных опор, изменили шатуны, поставили новый коленвал с другими шатунными и коренными шейками, а также новые поршни и поршневые кольца. Кроме того, тут установлен свой распредвал и более жесткие пружины клапанов. На Д-245 Е4 применяется турбина С15-505, а управляет таким движком ЭБУ Bosch EDC7UC31. Чтобы достичь экологического стандарта Евро-5, были установлены новые форсунки, увеличено давление впрыска до 1800 бар, а на топовом Д-245.35Е5 стоит система SCR. Такие движки шли с 2014 года.
Модификации ММЗ Д-245 и их отличия
1. Д-245.1 — мотор, выпускающийся с 1992 для ЗиЛ и оснащающийся турбиной ТКР-6. Здесь мощность достигает 107 л.с. 2. Д-245.2 — тракторный аналог Д-245, но с интеркулером и другой настройкой ТНВД. Выпускается с 2000 года и имеет мощность 120 л.с. 3. Д-245.4 — версия Д-245 с турбиной ТКР 6-01 без интеркулера мощностью 81 л.с. 4. Д-245.5 — аналог Д245.4, но мощность увеличена до 88 л.с. 5. Д-245.7 — дизель для автобусов и грузовиков массой до 8 тонн. Версия под Евро-1, шла с турбиной ТКР 60-14-3 и развивает 122 л.с. при 2400 об/мин, крутящий момент 422 Нм при 1500 об/мин. Затем его дорабатывали под Е2, Е3, Е4 и Е5. На Евро-2 стоит турбина ТКР 60-14-02, на Евро-3 — ТКР 60-14, а на Евро-4 уже установлена ТКР 60.01.01-02 и мощность увеличилась до 130 л.с. при 2200 об/мин, момент 422 Нм при 1100-2100 об/мин. 6. Д-245.9 — аналог 245.7, но с турбиной ТКР 60-14-03 (Евро-1), ТКР 60-14-01 (Евро-2/3) или ТКР 60.01.01-03 (Евро 4), а мощность увеличена до 136 л.с. при 2400 об/мин, момент 446 Нм при 1600 об/мин. Двигатель предназначался для грузовых автомобилей и автобусов массой до 12 тонн. 7. Д-245.10 — двигатель для Бычка на 107 л.с. 8. Д-245.11 — модификация на 107 л.с. при 2400 об/мин, момент 355 Нм при 1500 об/мин. 4. Д-245.12 — автомобильный мотор без интеркулера с турбиной ТКР-6 (на Евро-1 — ТКР 7Н2А), который имеет 109 л.с. 5. Д-245.16 — тракторная версия, развивающая 127 л.с. при 1800 об/мин, момент 567 Нм при 1500 об/мин. Выпускался двс для Онежского тракторного завода. 3. Д-245.20 — версия для ЗиЛ на 107 л.с. 4. Д-245.30 — аналог Д245.7, но с турбиной ТКР 60.01.01-01 (60.01.01-05), ее мощность 156 л.с. при 2400 об/мин, а крутящий момент 515 Нм при 1600 об/мин. Модификация предназначена для автомобилей массой 12 и 18 тонн. 4. Д-245.35 — версия для автомобилей массой до 13, 18 и 21 тонн. Мощность 170 л.с. при 2400 об/мин, крутящий момент 595 Нм при 1500 об/мин. На версиях под Евро-4 стоит турбина ТКР-60.01.01 и мощность увеличена до 177 л.с. при 2300 об/мин, момент 650 Нм при 1200-1600 об/мин. 4. Д-245.42 — тракторный дизель на 75 л.с. при 1800 об/мин, момент 365 Нм при 1400 об/мин. 4. Д-245.43 — еще одна тракторная версия на 84 л.с. при 1800 об/мин, крутящий момент 411 Нм при 1400 об/мин.
Двигатель Д 245
Дизельные двигатели Д-245
и их модификации являются 4
-х тактными, поршневыми, четырехцилиндровыми двигателями внутреннего сгорания, с однорядным, вертикальным расположением цилиндров, оборудованными системой непосредственного впрыска топлива и возгоранием топливной смеси от сжатия. Для достижения наивысших технико-экономических параметров дизеля, в систему впуска воздуха добавлен турбонаддув, с промежуточным охлаждением наддувного воздуха.
Применение в системе наддува турбокомпрессора, с регулируемым давлением подаваемого воздуха, позволяет достигнуть на дизеле лучшей приемистости, которая обеспечивается повышенным значением крутящего момента, при минимальной частоте вращения коленвала и высоким уровенем соответствия требований к содержанию вредных выбросов в отработанных газах. Все модели данной серии рассчитаны на нормальную эксплуатацию при температуре окружающей среды в диапазоне −45°C … +40°C
Областью применения Д-245
Д 245
Д-245-06
-ти сильный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель, с водяным охлаждением и свободным воздушным впуском. Применяется на тракторах МТЗ
серий
100/102
.
( 24В
), генератором
Г9635.3701-01 (28В)
, пневмокопрессором
А29.05.000-БЗА
, шесеренчатым насосом
10Ж-3-04Л
, топливным насосом
ТНВД 4УТНИ-Т-1111007-400
(НЗТА г.Ногинск), водяным насосом, маслянным насосом,
2
-х дисковой муфтой сцепления.
Д-245.9-336
-ти сильный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель, с водяным охлаждением и турбонаддувом. Применяется на автомобилях МАЗ-4370 «Зубренок»
.
В заводской комплектации двигатель оборудован стартером 7402.3708 (24В)
, генератором Г9945.3701-1 (28В)
, турбокомпрессором
ТКР 6.1-03-05
(БЗА г.Борисов), пневмокопрессором
А29.05.000-А-06
(БЗА г.Борисов), шесеренчатым насосом
10Ж-3-04Л
, топливным насосом
PP4M10U1F-3483
(«РААЗ» г.Рославль), водяным насосом, маслянным насосом, однодисковой муфтой сцепления, без картера сцепления.
Описание и модификации двигателя ММЗ Д-245
Впервые силовой агрегат ММЗ 245 был разработан в начале 80-х годов, представляет собой четырехтактный мотор. Он был создан на основе более ранней 240-ой модели, считается её доработанной, улучшенной версией. Массовый выпуск двигателей данной серии начался в 1984 году, а в дальнейшем они неоднократно дорабатывались, улучшались.
Несмотря на внушительное количество модификаций подобного рода агрегата, его технические характеристики полностью совпадают у большинства версий. Среди наиболее востребованных моделей ДВС ММЗ Д-245 целесообразно отметить:
- Д-245.16;
- Д-245.11 Е2;
- Д-245.30 Е2;
- Д-245.9;
- Д-245.35 Е3 и многие другие.
Основным их отличием представляются модели автомобилей или спецтехники, в которые они устанавливались. Завод-изготовитель постоянно совершенствовал экологические показатели агрегатов, благодаря чему к 2021 году вышла версия Д-245.35 Е5, которая полностью соответствует стандартам Евро-5.
Технические характеристики двигателя
Прежде чем изучить коленвал Д 245, турбокомпрессор, другие комплектующие, необходимо более подробно рассмотреть технические характеристики. Стоит отметить, что они полностью идентичны для всех модификаций. Среди них основными являются следующие параметры:
- количество ГБЦ-цилиндров — 4шт;
- объем силового агрегата — 4,75л;
- диаметр цилиндра — 1,1см;
- вид газообменной системы — TW;
- мощность двигателя — 122,4л.с.;
- тип потребляемого топлива — дизель;
- вес изделия — 600-640кг.
Двигатель получил широкое распространение, применяется во многих моделях коммерческих грузовиков, спецтехники различных типов, прочих устройствах.
Основные характеристики двигателя
Модель четырёхтактного движка Д-245 устанавливается на такие марки как отечественный «Валдай» и имеет систему жидкостного охлаждения. При этом она оснащена газотурбинным наддувом.
Дизель обладает рабочим объёмом цилиндра в 4, 75 литров и мощностью в 77 киловатт.
Применяют его в качестве силового агрегата также для колёсных тракторов или дорожно-строительной техники.
Ремонт двигателя «Валдая» займёт меньше времени и усилий, если вовремя обратиться в сервис. При демонтаже дизеля необходимо обеспечивать целостность всех сопряжённых с ним деталей, узлов, запчастей. Специалисты «Агрегата» выполнят эту работу на высшем уровне с использованием профессионального оборудования и инструментов.
Данная конструкция – это улучшенная версия старой модели, она считается более мощной и надёжной. Однако весит она более 600 килограмм, что уже является поводом посетить тех-центр при необходимости починки.
Устройство Д-245
Устройство мотора довольно простое, что значительно облегчает его ремонт, обслуживание. Основным элементом представляется корпус, который включает непосредственно подвеску и блок цилиндров. Отдельного упоминания заслуживает газораспределительный механизм, состоящий из головок цилиндров, клапанов, коллектора и прочих элементов.
Другими важными узлами Д-245 можно назвать:
- кривошипно-шатунный механизм;
- смазочная система;
- топливная система;
- охлаждение агрегата — жидкостное, включает термостат, контролирующий температуру.
Для повышения эксплуатационных характеристик агрегата в его конструкции используется турбина, что позволяет улучшить показатели токсичности выхлопных газов, а также увеличить крутящий момент.
Чтобы избежать проблемы, характерной для всех дизельных моторов ТНВД — перебои при запуске зимой, на головках цилиндров установлены свечи накаливания, а топливная система поддерживает нужную температуру масла.
Каталог запчастей
Разобрав устройство силового агрегата подобной модели, целесообразно отметить его высокую ремонтопригодность. При желании автолюбитель может самостоятельно приобрести запчасти, например, стартер или маховик, после чего устранить возникшую неисправность.
Технические характеристики
Технические характеристики мотора Д 245:
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
Вес двигателя, кг | 455 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | непосредственный впрыск топлива |
Тип | рядный |
Рабочий объем | 4.75 |
Мощность | 122 лошадиные силы при 2400 оборотах |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 125 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Степень сжатия | 42386 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 420/1400 |
Экологические нормы | ЕВРО 3 |
Топливо | дизель |
Расход топлива | 17 л/100 км в смешанном цикле |
Масло | SAE 10W-40 и выше |
Сколько масла в двигателе | 10.7 |
При замене лить | 10 литра |
Замена масла проводится, км | 25 тысяч |
Ресурс двигателя, тыс. км — на практике | 500+ |
Двигатель устанавливается на ГАЗ-3309, ГАЗ-33086, ГАЗ-33081, автобусы ПАЗ, среднетоннажные грузовики ЗИЛ и МАЗ.
Основные неисправности Д-245
Большинство владельцев характеризует этот мотор как надежную и проверенную временем конструкцию, которая сравнительно редко требует ремонта. Однако, довольно частой проблемой является неудовлетворительное качество обработки деталей и сборки, что приводит к повышенному шуму при работе и вибрациях.
Данная проблема проявляет себя и в увеличенном расходе масла, что значительно снижает экономичность агрегата при использовании. В связи с этим профессионалы рекомендуют регулярно менять уплотнители, а также прокладки. При желании продлить срок службы топливной системы, в частности, бензонасосу, рекомендуется своевременно прочищать и менять дизельный фильтр.
Если пренебрегать подобным советом или использовать низкокачественная топливо, одна форсунка или сразу несколько могут засориться, что приведет к потере двигателем работоспособности.
Возможные неисправности дизельного двигателя ММЗ Д-245:
- Дизельный двигатель не запускается.
- Двигатель запускается и глохнет.
- Дизельный двигатель останавливается, глохнет спустя интервал времени.
- Двигатель глохнет под нагрузкой запитанных электропотребителей.
- Двигатель не развивает свою мощность (не выходит на заданные рабочие обороты).
- Расход масла выше обычного.
- Громкий стук во время работы.
- Черный, бело-голубой цвет выхлопа.
- Высокий расход топлива.
- Чёрный выхлоп отработанных газов.
- Сизый выхлоп отработанных газов.
- Стартер не вращается, туго вращается.
- Электрический стартер не срабатывает.
- Потеки масла на корпусе двигателя (запотевание).
- Течь топлива.
- Посторонний шум при работе двигателя.
- Хлопки из глушителя при работе.
Сборка дизеля Д-245
Установка гильз цилиндров
Гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы следует протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.
Установить гильзы цилиндров в блок дизеля. Выступание буртов гильз цилиндров над плоскостью блока при прижатии гильзы усилием 9±0,1 кН должно быть 0,05.. .0,11мм. Подробно по установке гильз смотрим в статье — Гильзы цилиндров Д-245 установка
Укладка коленчатого вала
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин, а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек. Подробно смотрим статью — Коленвал Д-245 укладка
Установка шатунно-поршневой группы
Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной группы гильз цилиндров.
Поршни одного комплекта на дизеле должны быть одной размерной группы, соответствующей размерной группе гильз цилиндров.
Установка механизма газораспределения
Прокладка щита распределения не должна иметь видимых повреждений. Забоины и другие механические повреждения обработанных поверхностей щита распределения не допускаются.
Установка головки цилиндров и клапанного механизма
Установку головки цилиндров смотрим в статье — Головка цилиндров установка Д-245
Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления
Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются. Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений. При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца. Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса. Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18. 25 Нм. На дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом. Болты крепления форсунок нужно затянуть моментом 20. 25 Нм. Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10. 15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками. Трубки низкого давления топлива перед установкой на дизель следует продуть сжатым воздухом.
Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя
Перед установкой масляного насоса надо проверить легкость вращения шестерен. Направляющие штифты масляного насоса должны плотно входить в отверстия крышки первого коренного подшипника.
Под болты крепления масляного насоса надо поставить стопорные шайбы.
Боковой зазор между зубьями шестерен привода масляного насоса должен быть в пределах 0,1. 0,65 мм.
Болты крепления отводящего патрубка к масляному насосу и блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 15. 25Нм.
Корпус насоса рулевого усилителя перед установкой нужно промыть и продуть сжатым воздухом. Боковой зазор между зубьями зубчатых колес привода гидронасосов должен быть в пределах 0,08..0,2мм.
Корпус привода, гидронасоса после установки на дизель должен быть закрыт крышкой с прокладкой. Масляный насос, поступивший на сборку дизеля, должен быть обкатан и испытан. Подробно смотрим статью — Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя Д-245
Установка маслоприемника
Перед установкой маслопрйемник должен выдержать гидравлическое испытание дизельным топливом или испытание воздухом под давлением 0,1 ±0,02 МПа. Течь, подтекание или просачивание воздуха по месту соединения патрубка и фланца не допускаются. Наплывы и неровности после сварки должны быть зачищены.
Установка масляного картера
В канавки опоры масляного картера перед сборкой должны быть установлены уплотнители. Перед установкой масляного картера следует подрезать выступающие концы прокладки между крышкой распределения и плоскостью блока. Плоскость прилегания масляного картера к блоку перед установкой прокладки необходимо смазать в трех местах пастой УЗОМ ГОСТ 13489-79. Забоины и вмятины шириной более 0,1 мм на обработанных поверхностях масляного картера не допускаются.
Установка заднего листа, корпуса манжеты и маховика коленчатого вала
Задний лист должен плотно сидеть на штифтах, запрессованных в блок цилиндров. Задний лист и плоскость сопряжения с картером, а также поверхность маховика и фланца коленчатого вала надо протереть чистой салфеткой. Паронитовые прокладки заднего листа и корпуса манжеты перед установкой на штифты нужно смазать пастой УЗОМ с обеих сторон. Сопрягаемые поверхности маховика и фланца коленчатого вала не должны иметь забоин, заусенцев и других повреждений. Болты крепления маховика следует затягивать равномерно в несколько приемов. Окончательная затяжка болтов крепления маховика должна быть проведена моментом 180. 200 Нм. Установка опоры дизеля и шкива коленчатого вала
Дефектация блока цилиндров Д-245
Блок цилиндров является основой корпусной деталью дизеля и представляет собой жесткую чугунную отливку
В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального чугуна
Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам: верхнему и нижнему.
В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем поясе уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Гильзы по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М).
Маркировка группы наносится на торце бурта гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.
Схема измерения внутреннего диаметра гильзы цилиндров показана на рис. 2.
Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров в нижней части имеют приливы, предназначенные для образования верхних опор коленчатого вала.
На эти приливы установлены крышки, которые служат нижними опорами коленчатого вала.
Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников.
Постели под вкладыши коренных подшипников расточены совместно в сборе с крышками коренных подшипников, поэтому менять крышки местами нельзя.
Блок цилиндров имеет продольный канал, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
Блок цилиндров во второй и четвертой верхних опорах коленчатого вала имеет форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, жидкостного насоса, фильтра тонкой очистки топлива, маслоналивной горловины
Отклонение от плоскостности верхней поверхности блока цилиндров не должно превышать 0,15 мм (для нового блока — 0,05 мм).
Диаметр отверстий в блоке цилиндров под вкладыши коренных подшипников при затяжке болтов крепления крышек с моментом 190…210 Нм должен быть 81+0022 мм.
При износе поверхностей коренных опор до диаметра более 81,03 мм рекомендуется восстановление под увеличенный по наружному диаметру размер вкладыша.
Переворачивание и перестановка крышек коренных подшипников не допускаются.
Шероховатость поверхностей отверстий под вкладыши коренных подшипников должна быть Ra≤0,63 мкм.
Разность значений глубины расточек под бурт гильзы цилиндров не должна превышать 0,04 мм.
Отверстия масляных каналов должны быть очищены от грязи.
Полость блока цилиндров, омываемая охлаждающей жидкостью, и масляные каналы должны быть проверены на герметичность по водой под давлением не менее 0,4 МПа в течение 1 мин.
Покрытие необработанных поверхностей надо производить грунтовкой.
При запрессовке передней, средних и задней втулок распределительного вала масляные отверстия во втулке и блоке должны совпадать.
Задняя втулка распределительного вала должна быть запрессована в блок на глубину 7 мм относительно задней плоскости, а передняя — заподлицо с передней плоскостью блока.
Запрессовку втулок надо производить с помощью комплекта специальных оправок (рис. 3).
Отклонение от плоскостности привалочной поверхности масляного картера не должно превышать 0,25 мм.
При испытании масляного картера жидкостью под давлением не менее 0,1 МПа течь или появление капель по всей поверхности не допускается.
Отклонение от плоскостности поверхностей «А» и (рис. 4) передней опоры дизеля не должно превышать 0,1 мм.
Отклонение от параллельности поверхностей «Б» относительно поверхности «А» не должно превышать 0,2 мм на длине 100 мм.
Поверхности «Б» должны лежать в одной плоскости;
Расклепанная часть ограничителя не должна выступать над плоскостью плиты амортизатора более чем на 0,5 мм.
Резина амортизатора не должна иметь трещин и надрывов.
При сжатии амортизатора с усилием 2 кН деформация его по высоте должна быть 2,5±0,5 мм.
Монтажные сопряжения корпусных деталей