Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 29.01.2021 04:38:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 29.01.2021 04:38:00 [ID] => 511400389 [~ID] => 511400389 [NAME] => Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 [~NAME] => Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 [IBLOCK_ID] => 33 [~IBLOCK_ID] => 33 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] => Указанный в инструкции по эксплуатации порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 — не пустая прихоть разработчиков. Пренебрежение требованиями технического регламента становится причиной возникновения серьезных, подчас неустранимых неисправностей. Зная это, квалифицированные специалисты, занимающиеся обслуживанием двигателей внутреннего сгорания, используют в процессе ремонта только информацию, взятую из достоверных источников.
Конструктивные особенности ДВС
Силовой агрегат, устанавливаемый на грузовые автомобили ЗИЛ-130 разных модификаций, надежен и неприхотлив. Особенностями традиционной для шестидесятых годов двадцатого века компоновки являются:
- Архитектура V8 с углом развала цилиндров 90°, обеспечивающее удобство компоновки мотора в подкапотном пространстве.
- Блок цилиндров, отлитый из серого ковкого чугуна.
- Нижнее расположение распределительного вала, соединенного с коленвалом передачей из двух косозубых шестерен.
- Раздельные головки блоков цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава АЛ4 и упрочненные до максимальной твердости HB 70 с помощью технологий закалки и старения.
- Верхнее расположение клапанов. Усилие открытия передается на них посредством толкателей и установленных на валах коромысел.
- Жидкостная система охлаждения, способная быстро отводить излишки тепла и поддерживать оптимальную для работы ДВС температуру даже при высоких нагрузках.
Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 определены при выполнении расчетов и подтверждены в ходе натурных испытаний.
Перечисленные технические решения хорошо зарекомендовали себя на практике. Разработчикам завода имени Лихачева удалось создать надежный и неприхотливый силовой агрегат, пробег которого, до капитального ремонта, составляет 500 тыс. км и более. Но это не означает, что выпускавшийся с 1962 по 2010 год движок стерпит откровенно варварское обращение. Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 необходимо соблюдать для сохранения ресурса двигателя и достижения расчетных характеристик.
Устройство двигателя ЗиЛ 130
Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Устройство двигателя ЗИЛ-130 приведено ниже. Подвеска двигателя ЗИЛ-130, его продольный и поперечный разрезы показаны на рис. 9—11.
Блок цилиндров двигателя ЗИЛ-130 — чугунный, со вставными мокрыми гильзами из серого чугуна, с кислотоупорной вставкой в верхней части. Для уплотнения верхней части гильзы бурт гильзы зажат между блоком и головкой блока с асбостальной прокладкой, нижняя часть уплотнена двумя резиновыми кольцами. Головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 — из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку цилиндров семнадцатью болтами. Отверстия в блоке цилиндров под болты цекуются. Следует помнить, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки блока цилиндров ЗИЛ-130 двигателя и входят в указанные выше семнадцать болтов.
Рис. 9. Подвеска двигателя ЗИЛ-130: а — передняя опора; б — задняя опора; 1 — защитный колпак; 2 — болт крепления передней опоры; 3 — кронштейн передней опоры; 4 и 12— болты крепления двигателя; 5 — передняя крышка блока цилиндров; 6 — верхняя подушка передней опоры; 7 — нижняя подушка передней опоры; 8 — шайба; 9 — распорная втулка; 10 — поперечина рамы; 11 — картер сцепления; 13 — болт крепления задней опоры; 14 — крышка; 15 — кронштейн задней опоры; 16 — башмак; 17 — подушка задней опоры; 18 — регулировочная прокладка.
Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее. При прогреве двигателя затяжка головок блока увеличивается, при охлаждении — уменьшается, поэтому болты крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе ЗИЛ-130. Момент затяжки должен составлять 90—110 Н • м (9—11 кгс • м), причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу 90 Н • м (9 кгс • м), а при температуре от + 20 до + 25° С — ближе к верхнему пределу 110 Н • м (11 кгс • м). Запрещается подтягивать болты крепления головок блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем подтягивать болты. Одновременно с подтягиванием болтов крепления головок блока необходимо подтягивать болты крепления выпускных газопроводов. После подтягивания болтов крепления головок блока цилиндров необходимо проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме. Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку двигателя ЗИЛ-130 надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затягивать болты головок блока цилиндров надо равномерно в два приема. Сначала затянуть все болты, а затем дополнительно болты 1, 2, 3, 4 и 5, При смене прокладок надо очистить от отложений все водяные отверстия в головках блока и блоке цилиндров, а также камеры сгорания. Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров. Гайки крепления крышки головки двигателя автомобиля ЗИЛ-130 нужно затягивать равномерно; момент затяжки должен быть равен 5—6 Н • м (0,5—0,6 кгс • м).
Актуально:
Передняя и задняя подвеска ЗИЛ-130
Порядок разборки насоса гидроусилителя
Поршни ЗИЛ-130
Вероятные поломки
При нагреве до рабочей температуры алюминиевый сплав, из которого изготавливаются головки блока цилиндров V-образного восьмицилиндрового мотора, используемого на грузовиках популярной модели, расширяется. Если порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 не соблюден, это может стать причиной прогорания прокладки головки блока, образования трещин в стенках цилиндров, каналов смазки, рубашки охлаждения. Как следствие, возникают предпосылки для утечки охлаждающей жидкости и ее попадания внутрь:
- Цилиндров. В небольших количествах вода или содержащиеся в антифризе спирты, присутствующие в составе топливной смеси, не способны причинить двигателю вред. Но увеличение их концентрации становится причиной сильной детонации, приводящей к прогоранию клапанов и компонентов цилиндропоршневой группы.
- Системы смазки. При смешивании лубриканта и охлаждающей жидкости образуется эмульсия цвета кофе с молоком, не обладающая необходимой для работы ДВС консистенцией. Давление масла падает, что становится причиной разрушения сопрягаемых деталей, требующих постоянной подачи смазочных материалов.
Возможно и обратное. В отдельных случаях отработавшие газы или моторное масло попадают в систему охлаждения, ухудшая отвод тепла, и двигатель перегревается. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЗИЛ-130, закручивая болты с усилием, оговоренным в технической спецификации.
Последовательность действий и необходимые инструменты
Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что на сопрягаемых поверхностях отсутствуют загрязнения. Если детали ранее находились в эксплуатации, их следует очистить, используя специальный инструмент, растворители и моющие средства. Головку обязательно проверяют на плоскость и, если есть необходимость, шлифуют. После этого:
- Проверяют целостность резьбы в отверстиях блока.
- Укладывают прокладку головки блока.
- Устанавливают узел на штатное место.
- Ставят вал коромысел и шайбы.
- Наживляют крепеж.
- Соблюдая порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130, закручивают болты с моментом 90 – 110 Нм.
Чтобы развить необходимое усилие не повредив ответственные детали, рекомендуется использовать:
- Динамометрический ключ с длинным, не менее 1 метра, воротком. Как вариант – вороток, оснащенный динамометрической насадкой.
- Шестигранную торцевую головку соответствующего размера, изготовленную из хромованадиевой стали. Применяя многогранные ключи из стали, упрочненной методом наклепа, вы рискуете слизать грани на болтах и повредить руки.
Тяните плавно, обеспечивая равномерный момент затяжки двигателя ЗИЛ-130. Рывки и ударные нагрузки недопустимы! Целесообразно выполнять все операции, закрепив мотор на специальном стенде. Но можно, если другого выхода нет, производить ремонт без снятия силового агрегата с автомобиля. Для удобства имеет смысл демонтировать крышку капота.
Проверка затяжки болтов и гаек крепления головки цилиндров
Проверку затяжки болтов и гаек крепления головки цилиндров рекомендуется производить динамометрическим ключом (рис. 1). Момент затяжки должен быть в пределах 10—12 кГм.
Затяжку болтов и гаек крепления головки цилиндров следует производить в определенной последовательности (рис. 2) на холодном двигателе.
Зазоры между клапанами и толкателями проверяют при появлении стуков в клапанах, после чего их регулируют. Регулировку зазоров в клапанах рекомендуется производить отдельно для каждого цилиндра в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—3—6—2—4). Зазор между толкателем и клапаном для впускных и выпускных клапанов должен быть 0,20— 0,25 мм для двигателей со степенью сжатия 6,2 и 0,23—0,28 мм для двигателей со степенью сжатия 6,5. Перед регулировкой зазоров необходимо: отсоединить затрудняющий доступ к клапанным коробкам топливопровод от топливного насоса к карбюратору;
отсоединить трубку вентиляции картера двигателя и отвести ее в сторону;
отвернуть болты крепления крышек клапанной коробки и снять крышки с прокладками. Снимать крышки клапанных коробок следует осторожно, стараясь не повредить пробковые прокладки.
Регулировку зазоров у впускных и выпускных клапанов следует начинать с первого цилиндра, для чего установить поршень в в. м. т. при такте сжатия при помощи установочного пальца или по метке маховика.
При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. вывернуть установочный палец 1 (рис. 3, а) и вставить его в это же отверстие другим концом, затем, провертывал коленчатый вал, держать до совпадения штифта с лункой на шестерне распределительного вала. Закончив установку поршня первого цилиндра в в. м. т., ввернуть установочный палец на свое место.
При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. по метке маховика надо открыть крышку смотрового люка на картере сцепления так, чтобы был виден обод маховика, повернуть коленчатый вал двигателя рукояткой и установить поршень первого цилиндра в в. м. т. так, чтобы риска 3 (рис. 3, б) в. м. т. на маховике совпала с риской 2 на картере сцепления. После установки поршня первого цилиндра в в. м. т. опустить крышку смотрового люка и закрепить ее.
Проверить величину зазора между регулирующими болтами толкателей и стержнями клапанов при помощи щупа (рис. 4, а). Если зазоры выходят из указанных пределов, их следует отрегулировать. Регулировку производят так:
придерживая одним ключом толкатель за лыску, другим ключом освободить контргайку регулировочного болта толкателя;
продолжая удерживать толкатель, поворачивать регулирующий болт толкателя до получения необходимого зазора;
придерживая одним ключом регулировочный болт толкателя и другим ключом толкатель, затянуть контргайку третьим ключом (рис. 4, б).
После проведения регулировки клапанов первого цилиидра необходимо таким же способом провести регулировку остальных клапанов и установить на место снятые перед регулировкой узлы двигателя.
Пустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чихания» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.
По теме:
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Пусковой подогреватель
Фильтры центробежной очистки масла
Порядок затяжки головки ЗИЛ-130
Если смотреть сверху, заворачивать болты начинают от центра, двигаясь против часовой стрелки по расходящейся спирали. Для наглядности порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 показан на рисунке ниже.
Подобная последовательность позволяет обеспечить плотное прилегание сопрягаемых поверхностей и снизить риск возникновения остаточных напряжений в конструкции. В том же порядке рекомендуется ослаблять болты при демонтаже узла.
Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 одинаков для обеих головок блока, зеркально расположенных на V-образном моторе. Лишь после того, как все указанные операции завершены, приступают к установке впускного коллектора, так называемого паука, и дополнительного оборудования.
Автомобилистам на заметку
В заключение несколько дельных советов, полезных и для начинающих автослесарей, и для опытных специалистов по ремонту техники:
- Не пытайтесь выучить порядок затяжки головки блока ЗИЛ-130 наизусть. Ошибки случаются со всеми, даже с теми, у кого хорошая память. Лучше держать необходимую информацию под рукой и проверить данные перед началом работ.
- Не используйте при ремонте двигателя пневматические или электрические гайковерты. При работе такого оборудования создаются значительные ударные нагрузки.
- Не превышайте указанный в инструкции момент затяжки головки ЗИЛ-130. Вы можете повредить деталь или сорвать резьбу в блоке.
Если в вашем распоряжении нет необходимых инструментов, воспользуйтесь услугами специально оборудованных мастерских.
[~DETAIL_TEXT] =>
Указанный в инструкции по эксплуатации порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 — не пустая прихоть разработчиков. Пренебрежение требованиями технического регламента становится причиной возникновения серьезных, подчас неустранимых неисправностей. Зная это, квалифицированные специалисты, занимающиеся обслуживанием двигателей внутреннего сгорания, используют в процессе ремонта только информацию, взятую из достоверных источников.
Конструктивные особенности ДВС
Силовой агрегат, устанавливаемый на грузовые автомобили ЗИЛ-130 разных модификаций, надежен и неприхотлив. Особенностями традиционной для шестидесятых годов двадцатого века компоновки являются:
- Архитектура V8 с углом развала цилиндров 90°, обеспечивающее удобство компоновки мотора в подкапотном пространстве.
- Блок цилиндров, отлитый из серого ковкого чугуна.
- Нижнее расположение распределительного вала, соединенного с коленвалом передачей из двух косозубых шестерен.
- Раздельные головки блоков цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава АЛ4 и упрочненные до максимальной твердости HB 70 с помощью технологий закалки и старения.
- Верхнее расположение клапанов. Усилие открытия передается на них посредством толкателей и установленных на валах коромысел.
- Жидкостная система охлаждения, способная быстро отводить излишки тепла и поддерживать оптимальную для работы ДВС температуру даже при высоких нагрузках.
Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 определены при выполнении расчетов и подтверждены в ходе натурных испытаний.
Перечисленные технические решения хорошо зарекомендовали себя на практике. Разработчикам завода имени Лихачева удалось создать надежный и неприхотливый силовой агрегат, пробег которого, до капитального ремонта, составляет 500 тыс. км и более. Но это не означает, что выпускавшийся с 1962 по 2010 год движок стерпит откровенно варварское обращение. Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 необходимо соблюдать для сохранения ресурса двигателя и достижения расчетных характеристик.
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Головка блока цилиндров и клапаны ЗИЛ-130
___________________________________________________________________________
Проверка крепления головки блока цилиндра ЗИЛ-130 На двс ЗИЛ-130 устанавливаются головки цилиндров из алюминиевого сплава со сталеасбестовыми прокладками между головками и блоком. Головки цилиндров всегда должны быть закреплены с определенным моментом затяжки болтов. При неполной или неправильной затяжке болтов головок цилиндров нарушается герметичность камеры сгорания и возможен прорыв газов в тех местах прокладки, где она слабо зажата. При этом в двигателе появляются перебои в работе, неустойчивая работа на малых оборотах, а также ухудшается пуск после остановки двигателя. Кроме того, при повреждении прокладки жидкость системы охлаждения, попадая в цилиндры, вызывает коррозию зеркала цилиндров. Указанные причины ведут к потере мощности или прекращению работы двс ЗИЛ-130. Каждая головка цилиндров крепится к блоку двигателя 17-ю болтами. Подтягивать болты следует на холодном двигателе в два приема — предварительно и окончательно. Подтягивать окончательно необходимо динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, который должен составлять 7—9 кГм. Если динамометрического ключа нет, то можно подтягивать обычным ключом одной рукой без рывков. Необходимо иметь в виду, что головки цилиндров из алюминиевого сплава при прогреве двигателя расширяются, а следовательно, и затяжка болтов блока увеличивается; при охлаждении двигателя происходит обратное явление. Поэтому при температуре двс плюс 20—25°С момент затяжки болтов должен быть ближе к верхнему пределу 9 кГм, а при температуре двс ниже минус 5°С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу 7 кГм. При полном прогреве двигателя ЗИЛ-130 затяжка головки блока цилиндров автоматически возрастает до необходимого предела. Следует обращать внимание на то, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки цилиндров, их тоже следует подтягивать. Если головки подтянулись, надо проверить возможное изменение зазоров между клапанами и коромыслами. При смене прокладок необходимо прочищать все отверстия рубашки охлаждения в головках и в блоке цилиндров. Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130 с клапанами Для сборки используют тот же стенд, что и для разборки. Головку блока цилиндров ЗИЛ-130 закрепляют на стенде и сжатым воздухом продувают отверстия во втулках и седлах клапанов.
Стержни впускных и выпускных клапанов перед установкой и направляющие втулки головки цилиндров смазывают маслом. Клапаны должны плавно поворачиваться и перемещаться в направляющих втулках. В случае заедания подбирают другой клапан.
На втулки впускных клапанов надевают шайбы клапанных пружин, направляя их плоской поверхностью к головке цилиндров, а на втулки выпускных клапанов — механизм вращения клапана. Затем на впускные клапаны надевают резиновые манжеты. При установке пружин на клапаны обращают внимание на то, чтобы витки с меньшим шагом располагались к головке цилиндров. Надев на стержни клапанов ЗИЛ-130 тарелки клапанных пружин, поворачивают рукоятку воздухораспределительного крана; при этом нажимное приспособление стенда сжимает одновременно все пружины клапанов. Смазав солидолом, сухарики устанавливают в канавки стержней клапанов и поднимают нажимное приспособление стенда в первоначальное положение. При этом необходимо следить за тем, чтобы сухарики клапанов вошли в конические отверстия тарелок клапанных пружин. Повертывая головку цилиндров в удобное положение, ввертывают шпильки в отверстия верхней плоскости, плоскости прилегания впускного и выпускного трубопроводов. В резьбовые отверстия коромысел ввертывают регулировочные гайки и винты так, чтобы их головки отстояли от коромысел на 5—6 мм. Установив в отверстия оси коромысел шплинт, надевают на ось кронштейн маслосливного желоба, шайбы, коромысло клапана, стойку в сборе со втулкой, распорную пружину и т. д. Ось в сборе с коромыслами ставят в приспособление, сжимают распорные пружины, вставляют шплинт в отверстие оси и устанавливают на кронштейны маслосливной желоб. Клапаны двс ЗИЛ-130 Клапаны ЗИЛ-130 — верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от распределительного вала через штанги, толкатели и коромысла. Клапаны изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапан имеет отверстие, заполненное натрием.
Выпускные клапаны для повышения срока их службы принудительно поворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом. При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов). Регулировка зазоров в клапанном механизме двс ЗИЛ-130 осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом контргайкой, расположенным в коротком плече коромысла.
Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов двс ЗИЛ-130: — впускного и выпускного 1-го цилиндра — выпускного 2-го цилиндра впускного 3-го — выпускного 4-го цилиндра — выпускного 5-го — впускного 7-го — впускного 8-го Регулировка клапанов ЗИЛ-130 Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма ГРМ ЗИЛ-130 и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать. Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности. Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком. Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двс ЗИЛ-130 теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается. При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана ЗИЛ-130, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя. Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков. Регулировка зазоров в клапанах на холодном двигателе ЗИЛ-130 при температуре 15—20°С двумя способами. При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.
Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом девять гаек крепления клапанных крышек и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя, для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала). При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу зажигания первого цилиндра и снимать крышку распределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и носком коромысла образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют. Для регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 надо, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабить ключом 14X12 мм контргайку, после чего взять одной рукой щуп, заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки. После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него. Для регулировки зазора в клапанах ЗИЛ-130 остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8. Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на 4 оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия). Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностейтолкателей и кулачков распределительного вала. При любой разборке двс ЗИЛ-130, прошедшего более 70 тыс. км, необходимо проверять состояние возвратных пружин и шариков механизма для поворачивания выпускного клапана.
При обнаружении на витках пружины следов изнашивания пружину необходимо повернуть изношенным участком вниз. При сборке механизма для поворачивания клапана надо обратить внимание на правильность установки шариков и пружин; пружины должны быть расположены позади шарика относительно выбранного направления вращения. Толкатели клапанов — стальные, пустотелые. Для повышения надежности пары кулачок — толкатель на торец толкателя наплавлен специальный чугун. В нижней части толкателя просверлены отверстия для смазывания. Впускной трубопровод — из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками блока и снабжен жидкостной полостью для подогрева смеси. Момент затяжки гаек крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров должен быть в пределах 15—20 Нм (1,5—2 кг/см). Гайки нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест. Выпускные газопроводы — чугунные, по одному G каждой стороны блока. Крышка шестерен газораспределительного механизма ГРМ ЗИЛ-130 Крашка шестерен ГРМ ЗИЛ-130 изготовлена из алюминиевого сплава марки АЛ-4. Она не только закрывает шестерни газораспределения, но и является передней опорой двигателя, которая несет значительные нагрузки. Крышку распределительных шестерен газораспределительного механизма ЗИЛ-130 бракуют при наличии сколов. Трещины на поверхности крышки, проходящие близко от отверстий сальника и датчика ограничения максимальных оборотов коленчатого вала, заваривают. Закрепив крышку в слесарных тисках, засверливают концы трещины и шлифовальным кругом обрабатывают трещину на глубину 2-—3 мм под углом 90°.
Крышку нагревают в электрической печи до температуры 160—190° С и подготовленную к сварке поверхность тщательно зачищают металлической щеткой. После зачистки заваренной поверхности металлической щеткой, во избежание коррозии от остатков шлака, крышку промывают в воде с температурой 40—50° С. Шов должен быть ровным, без раковин и шлаковых включений, высота шва рекомендуется не более 0,5—1,0 мм. Трещины на поверхности крышки в местах, которые несут незначительные нагрузки, заделывают эпоксидной пастой. Изношенное более допустимого размера отверстие сальника наплавляют, предварительно расточив его на токарном станке. Для закрепления крышки шестерен ГРМ ЗИЛ-130 на станке используют приспособление, состоящее из планшайбы, к которой болтами прикреплена опорная плита. Крышку распределительных шестерен ГРМ устанавливают на штифты опорной плиты планшайбы и закрепляют прижимами. Отверстие сальника диаметром 93+0,1 мм растачивают «как чисто», но не более диаметра 95,0 мм на глубину 10,0+0,5 мм. Для наплавки отверстия сальника крышки распределительных шестерен используют приспособление, показанное на рис. 13. Деталь устанавливают на два пальца и в процессе сварки поворачивают в любое удобное положение. После наплавки отверстия зачищают и проверяют качество шва. Шов должен быть ровным, без раковин и шлаковых включений. Изношенное более допустимого размера отверстие под втулки ремонтируют рассверливанием отверстия крышки распределительных шестерен до диаметра 19,60. В восстановленное отверстие запрессовывают втулку ремонтного размера и развертывают ее. Рис. 13. Приспособление для наплавки отверстия сальника в крышке распределительных шестерен ГРМ ЗИЛ-130 1 — стойка; 2 —шарик фиксатора; 3 — пружина фиксатора; 4 — пробка; 5—фланец; 6 — палец; 7 — крышка распределительных шестерен Болты крепления крышки шестерен газораспределительного механизма ЗИЛ-130 несут значительные нагрузки, и поэтому изнашиваются поверхности фланца крышки под головкой болтов. Изношенную плоскость фланца крышки цекуют «как чисто», выдержав высоту бобышек не менее 11,0 мм. Если величина износа поверхности фланца крышки значительная и не удается при механической обработке обеспечить высоту бобышек более 11,0 мм, изношенный фланец наплавляют до 14 мм. При срыве не более двух ниток резьбу М6 кл. 2 в отверстии крепления датчика ограничения максимальных оборотов коленчатого вала прогоняют метчиком. При срыве резьбы более двух ниток нарезают резьбу ремонтного размера. Для этого крышку шестерен газораспределительного механизма закрепляют на столе сверлильного станка, используя в качестве базовой поверхности привалочную плоскость, и рассверливают изношенное резьбовое отверстие до диаметра 6,7мм на глубину 21,0мм. В рассверленном отверстии нарезают резьбу М8 кл. 2 ремонтного размера на глубину 16,0 мм. При короблении более допустимого размера привалочную плоскость крышки распределительных шестерен механизма ГРМ ЗИЛ-130 фрезеруют «как чисто» на вертикально-фрезерном станке. Толщина фланца крышки после обработки должна быть не менее 6,3 мм. При проверке точности обработки щуп толщиной 0,02 мм не должен проходить между проверочной плитой и привалочной плоскостью крышки распределительных шестерен.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
- Коробка передач КПП Урал-4320
- Мосты Урал-4320
- Раздаточная коробка Урал-4320
- Рулевое управление Урал-4320
- Автокраны и КМУ на базе грузовиков
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
- Проверка и регулировка ЯМЗ-236
- Система питания и система смазки ЯМЗ-236
- Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
- Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
_________________________________________________________________________
- Дизельный двигатель Камаз
- Ремонт и регулировки ГУР Камаз
- КПП Камаз-152 с делителем
- Детали коробки передач КПП Камаз-5320
- Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
- Ремонт КПП Камаз
- Сцепление Камаз-5320
- Устройство ведущих мостов Камаз-4310
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
- Устройство сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт КПП ЗИЛ-130
- Ремонт заднего моста ЗИЛ-130
- Базовые детали двигателя ЗИЛ-130
- Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131
- Ведущие мосты ЗИЛ-131
- Рулевое управление ЗИЛ-131
- Обслуживание деталей двигателя ЗИЛ-645
Вероятные поломки
При нагреве до рабочей температуры алюминиевый сплав, из которого изготавливаются головки блока цилиндров V-образного восьмицилиндрового мотора, используемого на грузовиках популярной модели, расширяется. Если порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 не соблюден, это может стать причиной прогорания прокладки головки блока, образования трещин в стенках цилиндров, каналов смазки, рубашки охлаждения. Как следствие, возникают предпосылки для утечки охлаждающей жидкости и ее попадания внутрь:
- Цилиндров. В небольших количествах вода или содержащиеся в антифризе спирты, присутствующие в составе топливной смеси, не способны причинить двигателю вред. Но увеличение их концентрации становится причиной сильной детонации, приводящей к прогоранию клапанов и компонентов цилиндропоршневой группы.
- Системы смазки. При смешивании лубриканта и охлаждающей жидкости образуется эмульсия цвета кофе с молоком, не обладающая необходимой для работы ДВС консистенцией. Давление масла падает, что становится причиной разрушения сопрягаемых деталей, требующих постоянной подачи смазочных материалов.
Возможно и обратное. В отдельных случаях отработавшие газы или моторное масло попадают в систему охлаждения, ухудшая отвод тепла, и двигатель перегревается. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЗИЛ-130, закручивая болты с усилием, оговоренным в технической спецификации.
Установка поршней с шатунами в цилиндры двигателя
Для установки поршней с шатунами повернуть блок цилиндров, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх, и вставить поршни в цилиндры соответственно: 1-й—5-й, 2-й—б-й, 3-й— 7-й и 4-й—8-й, располагая шатунные подшипники попарно на соответствующих шатунных шейках коленчатого вала.
Последовательно, один за другим, взять поршень с шатуном в сборе, тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна, отвернуть гайки •и снять крышку шатуна.
При установке шатуна с поршнем надо надеть на шатунные болты латунные или медные наконечники, предохраняющие зеркало гильз цилиндров от повреждений.
Проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания смазки на стенки цилиндров, вставить вкладыши в шатун и в крышку. Протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна, поршень, гильзы цилиндров и шатунные шейки. Смазать чистым маслом для двигателя поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров.
Вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня вперед. Надеть на поршень со стороны юбки приспособление (рис.1, а) и сжать поршневые кольца. Кольца должны сжиматься свободно. Сжатие поршневых колец при установке поршня в цилиндр можно производить при помощи ленточного приспособления (рис. 1, б) модели 2477. Продвигая поршень по цилиндру при помощи деревянной оправки, довести подшипник шатуна до шейки коленчатого вала. Смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов, поставить на место нижнюю крышку шатуна и закрепить ее шатунными болтами, пользуясь торцовым ключом.
Такие же операции провести при установке остальных поршней в цилиндры.
Проверить суммарный зазор между торцами шатунных подшипников и торцовой щекой коленчатого вала при помощи щупа (рис. 2). Зазор должен быть 0,30— 0,56 мм.
Окончательную затяжку гаек шатунных болтов производить динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 7,0—8,0 кГм. Завертывая гайки, надо подвести их прорези под шплинтовку. Доводить гайки до совпадения ближайшей прорези с отверстием под шплинт в болте надо только в сторону увеличения затяжки.
После затяжки коренных и шатунных подшипников следует проверить прокручивание коленчатого вала. Момент для прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 10 кГм. Закончив проверку затяжки шатунных подшипников, надо зашплинтовать гайки шатунных болтов, отогнув оба конца шплинта.
По теме:
ЗиЛ 131 заморского коллеги
Вождение Зил-131 по площадке в автошколе
Комплект поршень-шатун
Последовательность действий и необходимые инструменты
Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что на сопрягаемых поверхностях отсутствуют загрязнения. Если детали ранее находились в эксплуатации, их следует очистить, используя специальный инструмент, растворители и моющие средства. Головку обязательно проверяют на плоскость и, если есть необходимость, шлифуют. После этого:
- Проверяют целостность резьбы в отверстиях блока.
- Укладывают прокладку головки блока.
- Устанавливают узел на штатное место.
- Ставят вал коромысел и шайбы.
- Наживляют крепеж.
- Соблюдая порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130, закручивают болты с моментом 90 – 110 Нм.
Чтобы развить необходимое усилие не повредив ответственные детали, рекомендуется использовать:
- Динамометрический ключ с длинным, не менее 1 метра, воротком. Как вариант – вороток, оснащенный динамометрической насадкой.
- Шестигранную торцевую головку соответствующего размера, изготовленную из хромованадиевой стали. Применяя многогранные ключи из стали, упрочненной методом наклепа, вы рискуете слизать грани на болтах и повредить руки.
Тяните плавно, обеспечивая равномерный момент затяжки двигателя ЗИЛ-130. Рывки и ударные нагрузки недопустимы! Целесообразно выполнять все операции, закрепив мотор на специальном стенде. Но можно, если другого выхода нет, производить ремонт без снятия силового агрегата с автомобиля. Для удобства имеет смысл демонтировать крышку капота.
Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130
Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130
Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.
Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.
Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.
Видео по теме: Регулировка клапанов — ремонт двигателя Зил 130
Публикации по теме
Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ 238
Особенности регулировки клапанов ГАЗ-53
Выполнение регулировки клапанов УМЗ 4216
Порядок затяжки головки ЗИЛ-130
Если смотреть сверху, заворачивать болты начинают от центра, двигаясь против часовой стрелки по расходящейся спирали. Для наглядности порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 показан на рисунке ниже.
Подобная последовательность позволяет обеспечить плотное прилегание сопрягаемых поверхностей и снизить риск возникновения остаточных напряжений в конструкции. В том же порядке рекомендуется ослаблять болты при демонтаже узла.
Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 одинаков для обеих головок блока, зеркально расположенных на V-образном моторе. Лишь после того, как все указанные операции завершены, приступают к установке впускного коллектора, так называемого паука, и дополнительного оборудования.