Функции масла для коробки передач
Прежде чем рассказывать о классификации и основных характеристиках, необходимо выяснить, какие задачи выполняет данная рабочая жидкость. Подобное масло необходимо для решения нескольких задач:
- Смазка деталей. В конструкции коробки передач имеются десятки движущихся деталей. Чтобы уменьшить их износ, при этом гарантировать корректную и слаженную работу, необходимо трансмиссионное масло. Если его своевременно не менять, в КПП будет образовываться большое количество металлической стружки, которая может нарушить работу агрегата.
- Отвод тепла. Без трансмиссионного масла детали коробки просто перегревались бы. Высокие температуры также отрицательно влияют на детали, а также их срок службы.
- Защита от коррозии. Современная продукция в состав включает множество элементов, которые способствуют повышению защиты металла от коррозии.
- Снижение шума от КПП и вибраций. Работа коробки передач сопряжена с различными шумами, которые доставляют неудобства водителю и пассажирам при езде. Масло позволяет существенно понизить уровень шума.
Как видно, использование трансмиссионного масла является обязательным. Оно помогает продлить срок службы КПП, а также предотвращает поломки.
Отличие трансмиссионного масла GL-4 и GL-5
Масла стандарта API GL-4 используются для конических и гипоидных передач (коробка передач), а также для дифференциалов ведущих мостов, работающих при умеренных скоростях и нагрузках. Масла же стандарта API GL-5 используется для высоко скоростных гипоидных передач и ведущих мостов, работающих при высоких температурах и тяжелых нагрузках.
В большинстве трансмиссионных масел импортного и отечественного производства используются присадки, содержащие серу, фосфор, галогены и чаще всего хлор. Такой состав агрессивно воздействует на металл, образуя соединения, имеющие меньшее сопротивление срезу при работе и более низкую температур плавления, чем чистые металлы. Впоследствии предотвращается заедание и схватывание соприкасающихся поверхностей.
Вязкость масла: определение и важность
В магазине и на рынке водители могут найти огромный выбор масел. Современная промышленность выпускает минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Каждое из них имеет свои характеристики и особенности. При выборе продукции стоит обязательно обращать внимание на такой показатель, как вязкость.
Данный параметр позволяет определить, подходит ли эта жидкость для использования в конкретном диапазоне температур. По сути это способность масла сохранять текучесть между деталями. Все мы знаем, что эта рабочая жидкость загустевает при понижении температур, делая процесс смазки невозможным. По этой причине, естественно, необходимо правильно подбирать масло. Рекомендации к покупке вы всегда можете найти в техническом описании своего автомобиля. Дополнительно можно проконсультироваться на специализированных форумах для вашей модели авто.
Трансмиссионное масло 75W90, 85W90, 80W90 или 75W140 — какое выбрать
Другое испытуемое масло имело вязкость 80W90. Среднее его значение дало число 4122Н, что уже значительно лучше. Еще более хороший результат показало трансмиссионное масло 75W90. Здесь значения варьировались от 3685 до 5204Н, а средний показатель дал 4508Н, что, безусловно, обрадовало.
Яснее итог будет виден в цифрах. Нагрузка сваривания на обычной 4-шариковой машине трения выявляет умение держать критическую нагрузку. По ней масла разделяют на группы. Так, GL 3 имеет минимальное значение 2760Н, трансмиссионное масло 75W90 – GL 4 — 3000Н, а GL 5 – 3280Н.
Международная классификация по SAE
Как определить вязкость масла, ведь измерить этот параметр при помощи линейки или другого инструмента невозможно. Этим вопросом задались специалисты из Американского Общества Инженеров. Результатом их работы было создание общепринятого стандарта. Индекс SAE указывает на вязкость масла, при этом позволяет автовладельцам подобрать изделия, которые необходимы для своей иномарки. По этому индексу можно определить наивысшую и низшую температуры, при которых возможна эксплуатация масла.
По стандартам SAE масла для КПП делятся на две основные категории:
- зимние (в своей маркировке имеют английскую букву W — Winter), например, 70w, 75w
- летние (без индекса), например, 80, 85, 140.
Также существуют всесезонные масла (о них как раз и идет речь), которые в маркировке имеют сразу два числа, разделенных английской буквой W. Такая продукция может использоваться водителями в течение всего года.
В данной маркировке первое число (например, 80W) показывает класс вязкости при отрицательных температурах (дополнительно называют зимней вязкостью). Второй показатель после буквы W– это класс вязкости при плюсовых температурах (или летняя вязкость). Первое число в маркировке говорит о вязкости холодного масла, а второе — горячего. Чем меньше первый параметр и больше второй, тем лучше. Малое первое число обеспечивает легкость движения шестерен в минусовую температуру, а большое второе гарантирует высокую прочность создаваемой пленки.
Трансмиссионное масло 75w90 и 80w90 — в чем разница
Следующая информация скорее для напоминания, но, возможно найдутся еще те, для которых она будет чем-то вроде «открытия». Итак, все знают, что если жидкость всесезонная, то она отличается двойной маркировкой (75w90, 80w90), однако только некоторые умеют правильно ее расшифровывать. Чтобы было более понятно, давайте разберём на примере. Возьмем, скажем, маркировку 85w90. Обозначение такого типа свидетельствует о том, что масло всесезонное и имеет две вязкостные характеристики 85w и 90. Показатель 85w, известный также как «зимний», свидетельствует о текучести жидкости при низких температурах. Чем ниже обозначение «w», тем масло текучее в холодное время года. Что касается второго «летнего» показателя «90», то он говорит о диапазоне вязкости, которому должно соответствовать трансмиссионное масло при температуре в 100°C. Чем ниже «зимние» показатели, тем более текучим является жидкость и соответственно тоньше масляная пленка, которая образуется на поверхности механизма. Что это значит? А это значит, что обеспечивается лучшая защита деталям трансмиссии при холодном пуске.
Сегодня мы будем говорить о всесезонном трансмиссионном масле, его вязкости, а также рассмотрим основных представителей «всесезонки», в частности, трансмиссионное масло 75w90 и 80w90. Да простят нас самые нетерпеливые и любопытные, но, прежде чем приступать к основному «разбору полётов», предлагаем немного окунуться в теорию.
Сравнение масел
Когда мы определили, что такое вязкость, и разобрались с принципом маркировки трансмиссионных масел, можно перейти к сравнению различных продуктов. Итак, первое число говорит о минимальной температуре, при которой может эксплуатироваться данное масло. Таким образом, изделия 75W90, 75W85 и 75W85 имеют общий параметр (температуру в -40 градусов Цельсия). Второй показатель говорит о вязкости при плюсовых температурах. Для 75W85 и 75W85 этот показатель составляет 35 градусов Цельсия, а для 75W90 максимальная температура доходит до 45 градусов.
Если проводить сравнение продукции 80Wxx с изделием 75W90, то различия уже будут в минусовой температуре. Масла 80Wxx имеют нижний предел в -26 градусов. Продукция 80W90 имеет верхний температурный предел в 45 градусов. Максимальный нижний температурный параметр наблюдается у 85W90. В зимний период температуры не должны опускаться ниже отметки -10 градусов для корректной работы этого типа масла. Отличительным достоинством этой модели масла является возможность выполнять свои функции в сильную жару даже выше +45.
Продукция с показателем XXW90 идеально подходит для умеренного климата. Масло 75W-90 используется в сильные морозы. Правильно подобранное трансмиссионное масло также скажется на управлении. Переключать передачи будет намного проще. Водителю придется прилагать минимум усилий.
При покупке также стоит обращать внимание на тип масла. Например, существует такое разделение:
- 85W-90 – это, как правило, густые минеральные масла.
- 80W-90 – также минеральное масло, но с большей текучестью.
- 75W-90 – синтетическое или полусинтетическое средней густоты.
Как показывает опыт водителей, масло 75W-90 является оптимальным для умеренного климата. Оно сохраняет свои характеристики в большом диапазоне температур, а также практически не окисляется.
В чём отличия 75w90 от 80w90?
В этом варианте сравнения двух трансмиссионных масел на первый план выходит уже не положительный температурный диапазон, а отрицательный. Так, жидкость с маркировкой 75W90, можно использовать даже при -40 градусах. А допустимый предел работы трансмиссионного масла 80W90 составляет -26 градусов.
При правильном подборе жидкости для КПП можно значительно упростить управление транспортным средством за счёт гораздо более спокойной работы трансмиссионной системы. От водителя в таком случае будет требоваться минимум усилий для переключения передачи.
Основные виды
Как уже было сказано ранее, помимо разделения по вязкости, представленные масла могут относиться к одной из трех групп:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Первые, как правило, используются в старых автомобилях со сроком эксплуатации более 15 лет. Маркируются они словом Mineral. Это экологически чистый продукт, а также самый доступный. При этом по своим характеристикам он существенно уступает двум другим классам. Минеральное масло быстро окисляется и загустевает при воздействии низких температур.
Всех этих недостатков лишено синтетическое масло. Продукция имеет лучшие моющие и защитные свойства, а также включает в себя множество дополнительных присадок, которые улучшают характеристики масла. Синтетика прекрасно работает как при низких, так и при высоких температурах. Единственным минусом является высокая цена.
Полусинтетическая продукция является своеобразной «золотой серединой», так как имеет близкие к синтетике эксплуатационные характеристики, но при этом более доступную цену. Продукция создается на минеральной основе, но содержит в себе множество присадок.
Трансмиссионные масла разной вязкости
Среди моторных масел полностью искусственная синтетическая основа давно завоевала самую большую популярность. За ними распространяется и трансмиссионное масло 75W90, 85W90, 75W140. Большинством смазочных жидкостей на синтетической основе можно пользоваться целый год. Даже при очень низких температурных показателях они будут выдавать хорошие функциональные результаты. К примеру, если сравнить минералку 85W90 при отрицательных двенадцати градусах c синтетикой 75W140 на морозе при сорока градусах, то результат по вязкости будет практически неотличим. А если их поместить в один температурный режим на -20 градусов, то результат окажется разным в 30-50 раз. Это очень серьезный задел. Получается, что в одном случае двигатель заведется еле-еле, а в другом — почти как в теплое время года.
Полезно знать: классификация по API
Покупая трансмиссионное масло, водители также могут встретиться с маркировкой API. Единой классификации по качеству, эксплуатационным характеристикам и применению нет, однако максимально приближенной к ней является именно API. Она содержит комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок.
Практически во всех современных машинах используют масла группы GL-4 или GL-5. Первые подходят для механики и редукторов, в которых используются гипоидные или спирально-конические пары. Такие масла активно применяются в умеренном климате. GL-5 подходит для эксплуатации в жестких условиях на различных видах передач. Существует также группа GL-6, предназначенная для самых суровых условий.
Классы трансмиссионок
Смазки группы Gl принадлежат к гипоидным. То есть ими смазывают задние мосты и отдельные коробки передач таких отечественных марок автомобилей, как «Жигули», «Нива», «Волга». Для грузовиков, конечно, оно также подойдет, но обойдется чересчур дорого.
Самый распространенный имеет трансмиссионное масло 75W90 класс вязкости. В число исключений вошли масла марки «Кастрол». В их линейку входят смазки 85W90 и более жидкое 80W90. Кроме того, рядом встало с GL 5 75W90 масло трансмиссионное 75W140. Этот последний вариант вязкости не очень подходит для российских автомобилей. Его заливают обычно на задние и полноприводные версии, а также в модели с блокируемым дифференциалом. Они, скорее всего, отлично послужат на «Патруле» или «Ленд-Крузере», а для отечественных будут чересчур густыми. Заливать их при нормальном режиме работы нет смысла. Зато если задние мосты «запели», то им такая смазочная жидкость может подойти в самый раз.
Но если недорогая минералка отлично справляется со своими функциями, зачем тратить лишние деньги на синтетику?
На что обращать при выборе
Покупка масла должна основываться не только на каких-либо классификациях, но и на нескольких других параметрах. Качественное трансмиссионное масло должно:
- предотвращать сильное трение и увеличенный износ поверхностей шестеренок или других трансмиссионных компонентов;
- осуществлять отвод тепла;
- останавливать или сводить к минимуму процесс окисления;
- не вступать в реакцию с водой;
- сохранять первоначальные свойства при длительном хранении;
- снижать шум и вибрации,
- не выделять токсичных паров при нагревании.
Масло по маркировке может удовлетворять ваши запросы, но если оно не выполняет вышеописанных задач, то это приведет к поломке коробки передач. Здесь следует выбирать продукцию от официальных производителей или известных брендов, которые положительно зарекомендовали себя на рынке.
Расшифровка и сравнение масла 75w80
- Минеральные. Недорогие автомасла, у которых основная жидкость представляет собою обработанные нефтяные продукты. Считаются самыми низкокачественными;
- Синтетические. Производятся посредством синтеза химических компонентов. Довольно дорогие;
- Полусинтетические. Изготавливаются из минералки, в которую добавили разнообразные присадочные вещества, улучшающие показатели эксплуатации. Представляют собою отличное сочетание цены и качества.
Еще одной характерной чертой трансмиссионного автомасла считается пенообразование. От него зависит период эксплуатации смазки. Нужно выбирать масло с небольшим образованием пены. Пена препятствует выполнению главной функции масла – покрытию всех запчастей смазочной пленочкой. Ввиду этого части КПП подвергаются коррозии, потому как кислород контактирует с металлическими деталями. Требуется учитывать склонность к образованию пены.
Можно ли смешивать масла 75W-85 и 75W-90?
Автомобильные масла, которые проходят сертификацию API совместимы между собой. При этом стоит помнить, если вы смешиваете вязкость 75W-85 и 75W-90 – в итоге вы получаете промежуточную вязкость.
При этом есть мнение, что смешивание масел с различной вязкостью предполагает конфликт присадок, что может привести к значительной поломке КПП, в связи с негативной химической реакцией и появлению осадка (белесых хлопьев). Данным осадком забивается вся трансмиссионная система.
Поэтому если вам экстренно нужно, можете смешать 75W-85 и 75W-90, ничего существенного не произойдет. Но лучше заливать одного производителя и одной вязкости, которую рекомендуют в инструкции к автомобилю и полностью заменить масло в коробке, как только это станет возможно.
Чем отличается масло 75w80 от 75w90
Главная особенность рассматриваемых рабочих жидкостей заключается в сфере применения. Так, в ГОСТ 17479.2-85 прописано, что GL-4 — тип масла, который подходит для механизмов с передачами гипоидного и конического типа. Ограничения по температуре — 150 градусов Цельсия, а по напряжению — 3000 МПа. Другими словами, такое трансмиссионное масло применяется для авто с передним приводом.
Смазывающую жидкость, которая заливается в коробку передач, ведущий мост или раздаточную коробку, принято называть трансмиссионной. Классификация такого продукта во многом схожа с классификацией масла для двигателя, что, в некоторой степени, упрощает процесс покупки. Выбирая трансмиссионное масло, стоит ориентироваться на ряд критериев:
Liqui Moly в Казани › Блог › Масло в коробку передач
В этом вопросе все, прежде всего, зависит от типа трансмиссии в Вашем автомобиле. Механика (МКПП), Автомат (АКПП), Вариатор (CVT), Робот (роботизированная трансмиссия). В случае с механикой первым звоночком часто становится сопротивление рычага МКП при переключениях. Особенно остро это заметно в мороз. В случае с автоматом, вариатором или роботом верный признак необходимости замены — повышенные рывки и удары при переключениях.
Всесезонные масла обозначают кодом с двумя числами, например, 20W-50. Они удовлетворяют соответствующим классам для разных времен года. Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.
Что в итоге
Трансмиссионные масла классифицируются по двум показателям: вязкость и эксплуатационные свойства. Первый указывает на температурный диапазон применения, а второй – на содержащиеся присадки и добавки, а также на область применения.
При этом выбор масла для МКПП или ATF для коробки передач автомат поможет сделать таблица вязкости трансмиссионных масел и классификация по АРI. Используя данные, можно подобрать аналог смазки, залитой производителем автомобиля на заводе, причем без риска повредить коробку передач или сократить ресурс агрегата.
Какое трансмиссионное масло лучше использовать: результаты тестов и отзывы
В первом случае масло характеризуется хорошей текучестью и моющими свойствами. Но цена его выше. Минеральное масло при низких температурах быстро густеет. Его рекомендуют применять только в машинах старого образца. В таких условиях нагар, который образует минеральное масло, дополнительно изолирует уплотнители. Расходный материал не будет вытекать при эксплуатации автомобиля.
Лучшими в этом классе расходных материалов являются, по мнению экспертов, TOTAL (570 руб./л), Castrol Axle EPX (270 руб./л), «Лукойл ТМ-4» (132 руб./л). Опытные автомеханики особенно советуют первое средство из перечисленных. Его характеристики являются соответствующими современным требованиям отечественных автомобилей.
Правильный выбор трансмиссионного масла с лучшими показателями
Весьма двоякий критерий, отношение к которому у каждого автолюбителя должно сложиться индивидуально. Если вязкость высокая, то есть вещество густое, это способствует увеличению ресурса КПП. Однако если вязкость у вещества низкая, то это сократит затраты энергии на трение. Большинство экспертов заявляют, что чем выше индекс вязкости, тем качественней продукт.
- Стандарт GL-1. Такие жидкости лучше использовать при эксплуатации легковой машины в несложных для неё условиях.
- Стандарт GL-2. Не рекомендуется заливать в легковые авто. А вот для использования в сельскохозяйственных грузовиках подходит идеально.
- Стандарт GL-3. Также предназначен для применения в грузовой технике. Однако она должна эксплуатироваться в средних по сложности условиях.
- Стандарт GL-4. Один из самых знаменитых и часто используемых стандартов ТМ. Почему? Потому что является универсальным и может использоваться в любой технике.
- Стандарт GL-5. Пожалуй, второй по популярности. Он отличается превосходными характеристиками. Этот стандарт следует разделять также по вязкости. Существуют густые жидкости (SAE 85W-90), ТМ средней густоты (SAE 80W-90) и самые жидкие синтетические и полусинтетические продукты (SAE 75W-90).