Причины и признаки неисправности двигателя автомобиля

Двигатель внутреннего сгорания (далее ДВС) устанавливается на автомобили более 100 лет. За это время, агрегат прошел длительный путь развития. В настоящее время конструкция ДВС усовершенствовалась настолько, что позволяет совместить высокую эффективность с надежностью, долговечностью.

Но нет ничего вечного, и со временем мотор приходит в негодность. Принцип действия двигателя практически не изменился, соответственно, остались такими же, как и раньше, характерные неисправности.

Чтобы ДВС отработал положенный ему срок без серьёзных поломок, важно своевременно обнаружить и устранить возникшие неисправности. Не всегда существует возможность провести полноценную диагностику состояния двигателя силами технических центров, оснащенных профессиональным оборудованием. Водитель должен обладать умением оценить состояние мотора по косвенным признакам, которые проявляются при возникновении неисправностей.

Основные признаки неисправности двигателя

Ресурс современных двигателей колеблется в больших пределах. Высокофорсированные моторы служат не более 150 тыс. км, тогда как дизели на многотонных тягачах способны пройти 1 млн. км и более до капитального ремонта. Этот пробег сильно зависит от условий эксплуатации. На состояние двигателя оказывает влияние следующие факторы:

  • использование некачественных горюче-смазочных материалов;
  • эксплуатация в тяжелых условиях;
  • агрессивный стиль езды;
  • выход температуры двигателя за допустимые пределы;
  • несоблюдение межсервисных интервалов.

Мотор не приходит в неисправное состояние сразу. Он заводится, работает, но со временем всё громче и громче заявляет о том, что в скором времени потребуется диагностика и замена выработавших ресурс деталей, а то и капитальный ремонт двигателя или его замена в сборе. Чем раньше водитель уловит признаки неисправностей, тем легче и дешевле будет сделать ремонт. Несвоевременное вмешательство приводит к появлению новых поломок, двигатель приходит в негодное состояние.

Насторожить должны характерные признаки, проявляющиеся только в неисправных моторах.

Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания. Зоны прослушивания.

Определение повышенного расхода масла на угар: по состоянию свечи не герметичность (сальники, трещины видны глазу), наблюдается потеря мощности и неустойчивая работа двигателя.

Определение потери мощности: по состоянию цилиндров, клапанов, наличие катализаторов, гидроудара, фаз газораспределения, воздуха топлива, перегрева шатуна / коленчатого вала.

Посторонние шумы, стуки в двигателе.

Определение неустойчивости работы на холостом ходу: по прогару прокладки, клапанов, колец цилиндров.

По мусору в поддоне, заклиниванию валов, зависанию клапанов определяется масляное голодание.

Перегрев чреват вибрациями, течью масла, хлопками в системе выпуска.

Основные неисправности моторов внутреннего сгорания, причины

Если холодный мотор не запускается или запускается, но с трудом – это основные неисправности систем впрыска. Возможные причины этого:

пусковая форсунка или её цепь (для автомобилей с пусковой форсункой) неисправна;

давление топлива недостаточно или оно отсутствует;

сигнал от датчика частоты вращения коленчатого вала слабый или отсутствует;

сопротивление со стороны выпускной системы повышенное;

во впускной коллектор подносится воздух;

потенциометр дроссельной заслонки неисправен.

Если горячий двигатель не запускается или запускается, но с трудом, то возможные причины таковы:

быстро падает давление топлива после глушения двигателя;

охлаждающая жидкость в цепи датчика температуры неисправна;

абсолютное давление в цепи датчика неисправно;

· неисправность расходомера в цепи.

Если в режиме холостого хода двигатель внутреннего сгорания запускается, но глохнет либо его работа неустойчива, то возможные причины таковы:

1) сама система холостого хода неисправна;

2) во впускной коллектор подсасывается воздух;

3) давление топлива не соответствует заданному;

4) в цепи расходомера воздуха неисправен.

Если частота вращения коленчатого вала при холостом ходе слишком высокая, то возможные причины таковы:

1) сама работа системы холостого хода неправильна;

2) в цепи датчика положения дроссельной заслонки неисправность;

3) во впускной коллектор подсасывается воздух и др.

Если двигатель не развивает полной мощности, то возможные причины таковы:

1) в цепи расходомера воздух или датчик абсолютного давления неисправен;

2) производительность или давление топливного насоса недостаточны;

3) форсунки загрязнены;

4) сопротивление выпускной системы повышенное.

Если расход топлива и содержание оксида углерода повышены, то возможные причины таковы:

1) в цепи кислородного датчика неисправность;

2) давление топлива повышено;

3) в цепи расходомера воздуха или датчика абсолютного давления неисправность;

4) сопротивление выпускной системы повышенное;

5) у диафрагмы регулятора давления топлива разрыв;

6) в цепи датчика температуры охлаждающая жидкость неисправна.

Если авто дёргается, имеются пропуски воспламенения под нагрузкой, то возможные причины таковы:

1) в цепи расходомера воздуха или датчика абсолютного давления неисправность;

2) в цепи датчика дроссельной заслонки неисправность;

3) форсунки загрязнены;

4) давление или производительность топливного насоса недостаточны.

Если перед нагреванием двигателя горит лампочка давления масла, то нужно проверить для начала масляный фильтр. Бывает, что сам фильтр некачественный («левый»). Тогда его клапан просто может не работать. Рекомендуется пользоваться рекомендованным для данного авто масленым фильтром и желательно качественным (дорого – не всегда качественно!). И естественно, стоит проверить сам датчик давления на «глюки» (может «врёт» с показанием), уменьшилась ли чувствительность и пора ли на замену.

Если уровень антифриза ниже Min, то скорее всего, что-то там пропускает в двигателе. При попадании антифриза в масло, образуется налёт «майонезного» цвета, а если он похож на варёную сгущенку, дело в другом, возможно, даже в зимнем конденсате.

Необходимы проверки отсутствия тосола в масле, главное, – в цилиндрах, а также системы на наличие микротрещин. Если прокладка под головкой блока новая, плоскость головки нормальная, то не так страшно. Нужно купить флакон «стоп течь» и залить ею проблемные участки – на время должно помочь. А дальше надо смотреть по обстоятельствам. Важно, чтобы щуп был лишь в масле! Если на нём будут следы смешения с антифризом, это уже беда.

Если горит значок неисправности систем двигателя, то в любом случае не лишним будет сделать диагностику (для начала). Зачастую, если снять клемму«-» с аккумуляторной батареи, сигнал о неисправности может сброситься. Как правило, чаще всего бывает (но не факт), сигнал может оповещать о том, что с форсунками, свечами, топливом, повреждением гофры системы выпуска отработанных газов (до 2-го лямбда зонда) проблемы. Можно сначала попытаться сбросить сигнал снятием клеммы «-». Возможна неправильная работа в блоке управления соленоидов-регуляторов. При повторе проблемы, диагностика вообще незаменима.

1.13. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ.

Общее загрязнение автомобиля, его узлов и деталей включает в себя наружные отложения, остатки смазочных материалов, углеродистые отложения, продукты коррозии, накипь и остатки старых лакокрасочных покрытий.

Эти загрязнения различны по своей природе, а поэтому различны и возможности удаления их с поверхностей. Они обладают высокой адгезией (прилипаемостью) и прочно удерживаются на поверхности деталей.

Наружные отложения можно подразделить на пылегрязевые и маслянисто-грязевые.

В атмосферном воздухе всегда содержится определенное количество пыли. Вблизи движущихся транспортных средств концентрация пыли возрастает до 0,05—0,50 г/м3 при дисперсности 5—30 мкм. При увеличении концентрации пылевых частиц возрастает их коагуляция и оседание на металлические поверхности. Во влажном воздухе коагуляция частиц ускоряется, так как адсорбированная пленка влаги увеличивает силы сцепления между частицами. Прочность удержания частиц на поверхности зависит от чистоты поверхности, их размера и влажности воздуха. Так, пылинки диаметром 1—2 мкм, осевшие на поверхность, имеют настолько прочную адгезию, что их невозможно сдуть струей сжатого воздуха, истекающего со скоростью 200 м/с. После высыхания поверхности автомобиля, вымытой водяной струей высокого давления, на ней остается осадок из малейших пылинок. Удалить их возможно лишь после механического протирания поверхности (щеткой, ветошью).

Маслянисто-грязевые отложения возникают при попадании дорожной грязи и пыли на поверхности деталей, загрязненных маслом. Возможно обратное явление — попадание масла на поверхности, загрязненные дорожной грязью. При этом грязь пропитывается маслом. В среднем величина адгезии наружных отложений к поверхности составляет 0,05—0,20 кгс/см2.

Остатки смазочных материалов являются наиболее распространенным загрязнением двигателей. При эксплуатации автомобилей смазочные материалы претерпевают значительные изменения, вызываемые процессами «старения» — окисления и полимеризации. Удаление остатков масел с поверхности деталей, длительное время проработавших в масляной среде, связано с определенными трудностями.

Углеродистые отложения, возникающие на деталях двигателей, подразделяют на нагары, лакоподобные отложения и осадки. Нагары-твердые углеродистые вещества, откладывающиеся на деталях двигателей (стенки камеры сгорания, клапаны, свечи, днище поршня и др.). Лакоподобные отложения-пленки, образующиеся в зоне поршневых колец, а также на юбке и внутренних стенках поршней. Осадки — мазеподобные сгустки, откладывающиеся на стенках картеров, щеках коленчатых валов, распределительных шестернях, масляных насосах, фильтрах и в маслопроводах.

Химический состав углеродистых отложений изучается методом группового анализа, заключающегося в выделении группы веществ, характеризующихся растворимостью в избранных растворителях. При анализе выделяются следующие группы веществ: масла и нейтральные смолы, оксикислоты, асфальтены, карбены и карбоиды, а также несгораемый остаток — зола.

Нейтральные смолы — вещества, входящие в состав смолистой части нефтей и продуктов их разложения. Нейтральные смолы представляют собой соединения, обладающие жидкой или полужидкой консистенцией, полностью растворимые в петролейном эфире и нефтяных фракциях.

Оксикислоты — органические кислоты, содержащие гидроксильную и карбоксильную группы. Оксикислоты способны диссоциировать, образовывать соли (реакции омыления), окисляться.

Асфальтены — продукты уплотнения нейтральных смол, представляют собой темно-коричневые или черные вещества, твердые, хрупкие, неплавкие и разлагающиеся при температуре более 300°С с образованием кокса и газов. Асфальтенынерастворимы в петролейном эфире, однако легко растворимы в бензоле, хлороформе и сероуглероде; омылению не подвергаются, но являются эмульгаторами, способствуя образованию обратных эмульсий.

Карбены и карбоиды— это нерастворимые в бензоле продукты уплотнения и полимеризации углеводородов, возникающие при термическом разложении масел и топлив. Карбенырастворимы в сероуглероде, пиридине; карбоиды нерастворимы ни в каких растворителях.

Основной причиной образования углеродистых отложений в двигателях следует считать термоокисление углеводородов. С увеличением глубины окисления масел и топлив происходит количественный рост оксикислот, асфальтенов, карбенов и карбоидов в продуктах их окисления.

Образование нагара в основном сводится к следующему. В зоне высоких температур топливо и масла сгорают, образуя твердые нелипкие углистые частицы. В зоне более низких температур масло подвергается менее глубоким изменениям — окислению и уплотнению с образованием липких высокомолекулярных соединений. Эти соединения отлагаются на деталях в виде тонкой лакообразной пленки, которая обладает способностью удерживать на своей поверхности углеродистые частицы сгоревшего топлива и масла. В результате постепенного спекания этих частиц образуется слой углеродистого отложения — нагар.

В зависимости от конструкции двигателей, условий их эксплуатации, качества применяемого топлива и масла нагар может иметь различный химический состав. Основу нагара в автотракторных двигателях составляют карбены и карбоиды — 30—70%, масла и смолы — 8— 30%, остальное — оксикислоты, асфальтены и зола. Таким образом, нагары содержат большое количество нерастворимых или плохо растворимых компонентов, что затрудняет их удаление.

В образовании лакоподобной пленки большую роль играет тонкослойное окисление масла. Другим важным физико-химическим процессом в образовании лаковых пленок является коагуляция высокодисперсных углеродистых частиц, содержащихся в масле. Так, масло, содержащее углеродистые частицы (1 мкм), попадая на нагретые металлические поверхности, практически мгновенно выделяет эти частицы, и при высокой температуре происходит быстрое их коагулирование. Образовавшиеся при этом коагулянты, осаждаясь на поверхности деталей, служат основным исходным материалом для образования лаковых пленок. Применительно к автотракторным двигателям лакообразные пленки не играют большой роли как загрязнения, так как они откладываются лишь на малой группе деталей (юбка поршня, часть шатуна). Кроме того, их прочность низка и они удаляются аналогично осадкам из картера двигателя.

Осадки состоят из продуктов сгорания и физико-химического изменения топлива и масла, механических примесей, засасываемых вместе с воздухом, продуктов износа деталей и воды. В осадки переходят те вещества, которые не растворяются в масле и обладают большей по сравнению с ними плотностью. На 40—80% осадки состоят из масел и смол; карбены, карбоиды и зола составляют 10—30%.

Осадками загрязнено 50—70% поверхности деталей двигателей. Это наиболее распространенные загрязнения двигателей. Образование осадков происходит в двух зонах: высокотемпературной (на деталях цилиндро-поршневой группы) и низкотемпературной (в картере). Наибольшее влияние на старение масла в системе смазки дизельного двигателя оказывают условия работы масла на участке гильзы цилиндра. Здесь масло, находясь в тонкой пленке 3—25 мкм, подвергается воздействию продуктов сгорания, нагретых до 1200—1500 °С. При этом, поверхность масляной пленки на гильзе цилиндра обновляется с каждым ходом поршня, что обеспечивает поверхность контакта пленки с рабочими газами, составляющую для некоторых двигателей тысячи квадратных метров в час. Мгновенные физико-химические процессы, протекающие в масляной пленке, оказывают решающее влияние на общий ход процессов старения масла во всей системе двигателя.

Наиболее интенсивное изменение состава масла происходит в первый период его работы в двигателе. Содержание продуктов окисления в масле дизельного двигателя возрастает в первые 150—200 ч работы. В дальнейшем образовавшиеся продукты окисления, в большей части нерастворимые в масле, образуют прочные асфальто-смолистые отложения (АСО) на фильтрах, стенках картеров и других деталях.

Продукты коррозии образуются в результате химического или электрохимического разрешения металлов и сплавов. На поверхности стальных и чугунных деталей образуется пленка красновато-бурого цвета— гидрат окиси железа (ржавчина). Гидрат окиси железа растворяется в кислотах и лишь незначительно в щелочах и воде. Алюминиевые детали также подвержены коррозии, продукты которой имеют вид серовато-белого налета и представляют собой окислы или гидраты окислов алюминия.

Накипь образуется в системах водяного охлаждения двигателей при их эксплуатации. Откладываясь на стенках рубашки охлаждения двигателя и радиатора, накипь затрудняет теплообменные процессы и нарушает нормальную работу двигателя. Образование накипи обусловлено содержанием в воде в растворенном состоянии солей кальция и магния, т. е. жесткостью воды. Различают жесткость временную (карбонатную) и постоянную (некарбонатную). Временная жесткость вызвана растворением в воде бикарбонатов кальция Са<(НС03) и магния Mg(HG03)2, сульфата кальция CaS04, силиката магния MgSi03 и др.

При нагревании воды до 70—80 °С или кипячении из нее выпадают соли — продукты термического разложения бикарбонатов — СаС03 и MgC03, а также силикаты и сульфаты магния и кальция, которые, отлагаясь на стенках, образуют накипь. Постоянная жесткость обусловлена солями, сохраняющими растворимость в воде при повышенных температурах. Различают накипи: карбонатную (СаС03 и MgC03), сульфатную (CaS04), силикатную (MgSi03 и CaSi03) и смешанную, содержащую все вышеназванные соли.

Кроме накипи, в системах охлаждения двигателей образуются илистые отложения вследствие попадания в систему механических примесей (песок, глина), органических веществ (микроорганизмы, растения) и образования продуктов коррозии.

Потеря динамики разгона

Со временем ДВС теряет мощность, соответственно, автомобиль хуже разгоняется, потребляет больше топлива. Если снижение динамики – результат естественного износа двигателя, то это нормальное явление. Вмешиваться необходимо, когда потеря мощности достигает 20 % и более. Не почувствовать это сложно.

Помимо износа ДВС, на динамику разгона влияет масса других неисправностей:

  • выход из строя, некорректная работа систем питания и зажигания;
  • использование некондиционного топлива;
  • неисправности трансмиссии, например когда пробуксовывает сцепление.
  • высокое противодавление выхлопных газов в выпускном тракте, вызванное забитым катализатором.

Существует множество других причины потери динамики, но в любом случае это повод для вмешательства. Без диагностики тут не обойтись.

Чрезмерный расход масла

Расход смазочных материалов в двигателе внутреннего сгорания у разных автомобилей может существенно различаться. В каких-то моделях расход 1 л масла на 1000 км считается нормой. Другие, когда находятся в исправном состоянии, не требуют долива от замены до замены. Причин повышенного расхода масла несколько:

  • износ цилиндро-поршневой группы;
  • выход из строя маслосъемных колпачков;
  • закоксовывание канала вентиляции картера, а также другие причины.

При попадании масла в камеру сгорания выхлоп приобретает синеватый, сизый цвет. Во всех случаях необходимо оперативно установить и устранить причину чрезмерного потребления смазочных материалов.

Возможные неисправности двигателя и их причины

Плохая работа прогретого двигателя
Неисправность: повышенная частота вращения коленвала прогретого двигателя в режиме холостого хода

Возможная причина:

1.Подсос воздуха через неплотности впускной системы или вентиляции картера; 2.Выход из строя регулятора холостого хода; 3.Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости; 4.Увеличенный зазор между датчиком фазы и отметчиком; 5.Негерметичны форсунки или загрязнены их распылители; 6.Неисправности КМПСУД.

Неисправность: двигатель не развивает полную мощность

Возможная причина:

1.Неполное открытие дроссельных заслонок; 2.Засорение фильтра тонкой очистки топлива; 3.Загрязнение воздушного фильтра; 4.Нарушена регулировка двигателя на режиме холостого хода; 5.Подсос воздуха; 6.Вышел из строя нейтрализатор; 7.Повышенное покрытие впускных клапанов нагаром; 8.Нарушение фаз ГРМ; 9.Износ кулачков распределительных валов; 10.Чрезмерное нагарообразование в камерах сгорания; 11.Зазор между электродами свечи не соответствует норме; 12.Пониженная компрессия двигателя; 13.Недостаточная мощность искры; 14.Неисправность КМПСУД; 15.Неисправен электробензонасос.

Неисправность: недостаточная подача топлива

Возможная причина:

1.Низкое давление топлива; 2.Засорение форсунок; 3.Неисправность обмоток форсунок.

Неисправность: двигатель перегревается

Возможная причина:

1.Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе; 2.Неисправен термостат; 3.Прогар прокладки головки цилиндров; 4.Недостаточное натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов; 5.Слишком позднее зажигание; 6.Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости; 7.Неисправность водяного насоса — проворачивание ступицы или крыльчатки, износ крыльчатки; 8.Загрязнение наружной или внутренней поверхности радиатора; 9.Недостаточное вращения вентилятора из-за проскаль-зывания ремня вентилятора или неисправности вязкост-ной муфты.

Неисправность: повышенный выброс СО и СН на холостом ходу

Возможная причина:

1.Вышел из строя датчик содержания кислорода в отработавших газах 2.Вышел из строя БУ 3.Негерметичность впускного тракта двигателя (подсос воздуха, минуя датчик массового расхода воздуха) 4.Неисправность датчиков температуры воздуха или охлаждающей жидкости 5.Нарушена регулировка привода акселератора или заедание в приводе, из-за чего дроссельная заслонка полностью не закрывается 6.Неисправность или потеря герметичности в форсунках 7.Нарушены зазоры между коромыслами и стержнями клапанов 8.Перебои в работе системы зажигания (неисправны коммутатор, катушки зажигания, свечи зажигания, пробой наконечников свечей зажигания, неправильная установка высоковольтных проводов в гнездах или их пробой)

Неисправность: низкое давление масла или отсутствие давления в системе смазки

Возможная причина:

1.Заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении, поломка или ослабление пружины плунжера; 2.Засорение масляного фильтра; 3.Засорение сетки маслоприемника масляного насоса; 4.Залипание противодренажного клапана масляного фильтра после длительной стоянки автомобиля; 5.Поломка или ослабление пружины предохранительного клапана термоклапана; 6.Неисправен датчик или указатель давления масла, большое сопротивление в цепи датчика и указателя изза окисления контактов; 7.Перегрев двигателя; 8.Повышенные зазоры в масляном насосе, износ шестерен насоса; 9.Увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах в узлах, куда масло подается под давлением; 10.Пониженный уровень масла в масляном картере; 11.Постоянное открытие перепускного клапана масляного фильтра; 12.Неисправен привод масляного насоса; 13.Залито моторное масло низкого качества или несоответствующее сезону эксплуатации; 14.Неисправность датчика сигнализатора или замыкание провода от датчика до сигнализатора на массу.

Неисправность: стуки в двигателе

Возможная причина:

1.Износ шатунных и коренных вкладышей коленчатого вала; 2.Износ шатунно-поршневой группы; 3.Износ ЦПГ; 4.Неисправен гидротолкатель клапана; 5.Неисправен гидронатяжитель цепи; 6.Повышенное удлинение цепи – равномерный шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках; 7.Задир стержня клапана в направляющей втулке; 8.Осадка под нагрузкой клапанной пружины; 9.Ослабло крепление шкива-демпфера коленчатого вала. 10.Неисправен подшипник генератора; 11.Стук подшипника водяного насоса; 12.Стук подшипника направляющего ролика ремня привода агрегатов.

Низкое давление масла

Во всех автомобилях на панели приборов имеется контрольный индикатор, сигнализирующий о том, что давление смазочной жидкости ниже нормы. При срабатывании сигнализатора необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить причину.

Недостаточное давление может быть вызвано как элементарной нехваткой масла, забившимся фильтром, так и серьезными поломками, в числе которых выход из строя масляного насоса, засорение масляных каналов, разжижение масла антифризом через пробитую прокладку головки блока. Это самые распространенные причины падения давления масла.

Коды неисправностей системы управления двигателя 40900А с ЭБУ Микас-11 автомобиля УАЗ 316300

Принятые сокращения:

  • КЗ — короткое замыкание;
  • ОЗУ — оперативное запоминающее устройство;
  • ПЗУ — постоянное запоминающее устройство;
  • EEPROM — энергонезависимая память;
  • ВУС — высокий уровень сигнала;
  • НУС — низкий уровень сигнала;
  • ТВС -топливовоздушная смесь
Код неисправностей двигателя 40900АНаименование неисправностей
0000Тестер не идентифицирует ошибку
0101Выход сигнала датчика массового расхода воздуха за допустимый диапазон
0102НУС цепи датчика массового расхода воздуха
0103ВУС цепи датчика массового расхода воздуха
0116Вы ход сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости за допустимый диапазон
0117НУС цепи датчика температуры охлаждающей жидкости
0118ВУС цепи датчика температуры охлаждающей жидкости
0121Выход сигнала датчика положения дроссельной заслонки за допустимый диапазон
0122НУС цепи датчика положения дроссельной заслонки
0123ВУС цепи датчика положения дроссельной заслонки
0130*Цепь датчика кислорода неисправна
0131*НУС датчика кислорода
0132*ВУС датчика кислорода
0133*Медленный отклик на обогащение или обеднение по датчику кислорода
0134*Обрыв цепи датчика кислорода
0135*Неисправность нагревателя датчика кислорода
0171*Система топливоподачи слишком бедная
0172*Система топливоподачи слишком богатая
0200*Цепь управления форсунками неисправна
0201Обрыв цепи управления форсункой 1
0202Обрыв цепи управления форсункой 2
0203Обрыв цепи управления форсункой 3
0204Обрыв цепи управления форсункой 4
0217Перегрев системы охлаждения двигателя
0219Превышение допустимой частоты вращения коленчатого вала
0230Неисправность цепи управления реле бензонасоса
0261КЗ на массу цепи управления форсункой 1
0262КЗ на бортсеть или обрыв цепи форсунки 1
0263Драйвер форсунки 1 неисправен
0264КЗ на массу цепи управления форсункой 2
0265КЗ на бортсеть или обрыв цепи форсунки 2
0266Драйвер форсунки 2 неисправен
0267КЗ на массу цепи управления форсункой 3
0268КЗ на бортсеть или обрыв цепи форсунки 3
0269Драйвер форсунки 3 неисправен
0270КЗ на массу цепи управления форсункой 4
0271КЗ на бортсеть или обрыв цепи форсунки 4
0272Драйвер форсунки 4 неисправен
0297Превышение допустимой скорости автомобиля
0300*Случайные/множественные пропуски зажигания
0301*Пропуски зажигания в цилиндре 1
0302*Пропуски зажигания в цилиндре 2
0303*Пропуски зажигания в цилиндре 3
0304*Пропуски зажигания в цилиндре 4
0325Обрыв цепи датчика детонации
0327НУС цепи датчика детонации
0328ВУС цепи датчика детонации
0335Неисправность цепи датчика положения коленчатого вала
0336Сигнал датчика положения коленчатого вала выходит за допустимые пределы
0337КЗ на массу цепи датчика положения коленчатого вала
0338Обрыв цепи датчика положения коленчатого вала
0340Неисправность цепи датчика положения распределительного вала
0342НУС цепи датчика положения распределительного вала
0343ВУС цепи датчика положения распределительного вала
0351*Обрыв первичной цепи катушки зажигания 1
0352*Обрыв первичной цепи катушки зажигания 2
0422*Эффективность нейтрализатора ниже допустимой
0441Некорректный расход воздуха через клапан продувки адсорбера
0443Неисправность цепи управления клапаном продувки адсорбера
0444КЗ на бортсеть или обрыв цепи управления продувки адсорбера
0445КЗ на массу цепи управления клапаном продувки адсорбера
0480Неисправность цепи управления реле электровентилятора № 1
0481Неисправность цепи управления реле электровентилятора № 2
0500Нет сигнала от датчика скорости автомобиля
0501Неисправность цепи датчика скорости
0503Прерывающийся сигнал датчика скорости
0505Неисправность цепи регулятора холостого хода
0506Низкие обороты холостого хода (регулятор холостого хода заблокирован)
0507Высокие обороты холостого хода (регулятор холостого хода заблокирован)
0508КЗ цепи управления шаговым регулятором холостого хода на массу
0509КЗ цепи управления шаговым регулятором холостого хода на бортсеть
0511Обрыв цепи управления шаговым регулятором холостого хода
0560Напряжение бортсети ниже порога работы
0562Пониженное напряжение бортовой сети
0563Повышенное напряжение бортовой сет
0601Неисправность ПЗУ контроллера
0602Неисправность ОЗУ контроллера
0603Неисправность внутреннего ОЗУ контроллера
0604Неисправность внешнего ОЗУ контроллера
0615Обрыв цепи управления реле стартера
0616КЗ на массу цепи управления реле стартера
0617КЗ на бортсеть цепи управления реле стартера
0627Обрыв цепи управления реле бензонасоса
0628КЗ на массу цепи управления реле бензонасоса
0629КЗ на бортсеть цепи управления реле бензонасоса
0630Неисправность сохранения VIN-кода или VIN-код автомобиля не записан в контроллер
0645Обрыв цепи управления реле муфты кондиционера
0646КЗ на массу цепи реле муфты кондиционера
0647КЗ на бортсеть цепи реле муфты кондиционера
0650Неисправность цепи лампы “Check engine”
0654Неисправность цепи тахометра панели приборов
0685Обрыв цепи управления главным реле
0687КЗ на бортсеть цепи управления главным реле
0688Обрыв силовой цепи с выхода главного реле
0690КЗ на бортсеть силовой цепи главного реле
1102*Низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода
1115*Неисправность цепи управления нагревателем датчика кислорода
1123*Смесь “богатая” — аддитивная коррекция ТВС по воздуху превышает установленный порог
1124*Смесь “бедная” — аддитивная коррекция ТВС по воздуху превышает установленный порог
1127*Смесь “богатая” — мультипликативная коррекция состава ТВС превышает установленный порог
1128*Смесь “бедная” — мультипликативная коррекция состава ТВС превышает установленный порог
1135*Неисправность нагревателя датчика кислорода
1136*Смесь “богатая” — аддитивная коррекция ТВС по топливу превышает установленный порог
1137*Смесь “бедная” — аддитивная коррекция ТВС по топливу превышает установленный порог
1140Неверный сигнал датчика расхода воздуха
1386Ошибка внутреннего теста канала детонации
1410КЗ на бортсеть или обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера
1425КЗ на массу цепи управления клапаном продувки адсорбер
1426Обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера
1500Обрыв цепи управления реле бензонасоса
1501КЗ на массу цепи управления реле бензонасоса
1502КЗ на бортсеть или обрыв цепи реле бензонасоса
1509Перегрузка цепи управления регулятором холостого хода
1513КЗ на массу цепи управления регулятором холостого хода
1514КЗ на бортсеть или обрыв цепи управления регулятором холостого хода
1541Обрыв цепи управления реле бензонасоса
1570Нет ответа от АПС (иммобилайзера) или обрыв цепи
1571Использован незарегистрированный ключ
1572Обрыв п/п антены иммобилайзера
1573Внутренняя неисправность блока АПС (иммобилайзера)
1600Нет связи с АПС (иммобилизатором)
1601Нет связи с АПС (иммобилизатором)
1602Пропадание напряжения бортовой сети
1603Неисправность ЭСППЗУ (EEPROM) контроллера
1606Неверный сигнал датчика неровной дороги
1612Ошибка сброса контроллера
1616НУС датчика неровной дороги
1617ВУС датчика
1620Неисправность ПЗУ контроллера
1621Неисправность ОЗУ контроллера
1622Неисправность ЭСППЗУ (EEPROM) контроллера
1640Неисправность доступа к EEPROM контроллера
1689Неверные коды ошибок в памяти контроллера
1750КЗ на бортсеть цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1751Обрыв цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1752КЗ на массу цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1753КЗ на бортсеть цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода
1754Обрыв цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода
1755КЗ на массу цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода
2301*КЗ на бортсеть цепи катушки зажигания 1
2303*КЗ на бортсеть цепи катушки зажигания 2
3999Нарушение синхронизации по данным датчика положения коленчатого вал

Примечание. В связи с различием состава систем управления двигателями отдельные коды неисправностей могут не идентифицироваться

* Неисправность может привести к выходу из строя нейтрализатор

Расшифровка кодов неисправностей двигателя 40900А с ЭБУ Микас-11 автомобиля УАЗ 316300

Коды «0102, 0103» — неисправность цепей датчика массового расхода воздуха. Возможные причины неисправности: датчик установлен обратно потоку воздуха, тип датчика не соответствует паспортному типу блока управления двигателем, датчик не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв сигнальных цепей датчика или цепей его электропитания, неправильная (обратная) полярность подключения сигнальных проводов от датчика к блоку, короткое замыкание сигнального провода на массу или бортовую сеть, неисправность измерительного канала блока (входы: 7 — плюс и 6 — минус), неисправность датчика или загрязнение его чувствительного элемент

Коды «0117, 0118» — неисправность цепей датчика температуры охлаждающей жидкости. Возможные причины неисправности: датчик не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв или замыкание на массу сигнальной цепи, неисправность измерительного канала блока, неисправность датчика (обрыв или внутреннее замыкание).

Коды «0122, 0123» — неисправность цепей датчика положения дроссельной заслонки. Возможные причины неисправности: неправильная установка датчика на дросселе (смещение нуля), датчик не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв или замыкание на массу сигнальной цепи, перепутаны сигнальный и провод питания от датчика к блоку, обрыв или замыкание на массу провода питания датчика (+5В), неисправность измерительного канала блока, неисправность самого датчика.

Коды «0130-0133» — неисправность цепей датчика кислорода. Возможные причины неисправности: датчик не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв или замыкание на массу сигнальных цепей, перепутаны сигнальные цепи и цепи нагревателя датчика, обрыв или замыкание цепей нагревателя датчика (H+/H-), неисправность измерительного канала блока, неисправность датчика: загрязнение или оплавление.

Коды «0171, 0172, 1123-1137» — богатая/бедная смесь при управлении топливоподачей по датчику кислорода. Возможные причины неисправности: неисправность датчика кислорода, неисправность цепи нагревателя датчика кислорода (H+ и H-), повышенное или пониженное давление топлива.

Коды «0200-0204, 0261-0272» — неисправность цепей управления форсунками 1/2/3/4-го цилиндров. Возможные причины неисправности: форсунка не подключена к жгуту проводов ЭСУД, обрыв цепей электропитания форсунки от главного реле, обрыв провода массы от блока, обрыв или КЗ на массу/ бортсеть цепи управления форсункой, неисправность силового канала управления форсункой, неисправность форсунки: короткое замыкание обмотки электромагнита форсунки (активное сопротивление ниже 10

Коды «0300-0304, 0352, 0352, 2301, 2303» — неисправность цепей управления катушками зажигания 1/4-го и 2/3-го цилиндров. Возможные причины неисправности: катушка зажигания не подключена к жгуту проводов, обрыв цепи электропитания катушки зажигания от клеммы «15» бортсети, обрыв проводов массы от блока, обрыв или КЗ на массу/бортсеть цепи управления катушкой, неисправность силового канала управления катушкой зажигания, неисправность катушки: короткое замыкание первичной обмотки (активное сопротивление ниже 0,35 Ом) или короткозамкнутые витки во вторичной обмотке (активное сопротивление ниже 12 кОм), неисправность высоковольтных цепей или свечей зажигания.

Код «0325-0328» — неисправность цепей датчика детонации. Возможные причины неисправности: плохая установка (крепление) датчика на двигателе, датчик не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв или замыкание на массу цепи, нарушение или обрыв экранирующей оплетки проводов датчика, неисправность измерительного канала блока, неисправность самого датчика.

Код «0335-0338, 3999» — неисправность цепи датчика положения коленчатого вала. Возможные причины неисправности: нарушение или обрыв экранирующей оплетки проводов датчика, неисправность вторичной цепи катушки зажигания (коротко-замкнутые витки), неисправность высоковольтных проводов или наконечников (повышенные помехи), датчик не подключен к жгуту проводов, наличие воды в соединителе датчика, замыкание на массу или экран одного из сигнальных проводов 48/49 датчика, перепутана полярность сигнальных проводов датчика, повышенный или пониженный монтажный зазор между торцом датчика и зубом синхродиска (нормальный зазор — 0,5-1,2 мм), повышенное радиальное биение диска синхронизации, повреждение зубьев диска синхронизации, неправильная установка диска синхронизации, неисправность входного канала блока управления (входы: 49 — плюс и 48 — минус), неисправность самого датчика

Код «0340-0343» — неисправность цепи датчика положения распределительного вала. Возможные причины неисправности: датчик не подключен к жгуту проводов, обрыв или замыкание на массу выходной цепи датчика, обрыв или переполюсовка проводов питания датчика, наличие воды в соединителе датчика, повышенный или пониженный монтажный зазор между торцом датчика и отметчиком распределительного вала (нормальный зазор — 0,5-1,2 мм), повышенное радиальное биение распределительного вала, повреждение или отсутствие отметчика распределительного вала, неправильная установка шестерни распределительного вала или отметчика, неисправность входного канала блока управления, неисправность самого датчика.

Коды «0560-0563» — низкий/высокий уровень напряжения бортовой сети. Возможные причины неисправности: нарушен режим эксплуатации бортового аккумулятора или наличие нештатных потребителей бортсети (повышенный разряд), проскальзывание ремня генератора (нет подзарядки), неисправность генератора, плохой контакт провода массы между кузовом и двигателем, неисправность стартера или его цепей, неисправность измерительного канала блок

Коды «0627-0629, 1500-1502» — неисправность цепей управления реле электробензонасоса или главным реле. Возможные причины неисправности: реле не подключено к жгуту проводов ЭСУД, обрыв цепи электропитания реле, обрыв цепи электропитания реле электробензонасоса, обрыв или КЗ на массу/бортсеть цепи управления реле, неисправность силового канала управления реле, неисправность реле: короткое замыкание обмотки.

Код «0650» — неисправность цепи управления диагностической лампой. Возможные причины неисправности: лампа не подключена к жгуту проводов ЭСУД, обрыв цепи электропитания лампы, обрыв или КЗ на массу/бортсеть цепи управления лампой, неисправность силового канала управления лампой, неисправность лампы

Коды «1410, 1425, 1426» — неисправность цепи управления клапаном продувки адсорбера. Возможные причины неисправности: клапан адсорбера не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв цепей электропитания клапана от главного реле, обрыв провода массы от блока, обрыв или КЗ на массу/бортсеть цепи управления клапаном, неисправность силового канала управления клапаном, неисправность клапана адсорбера (короткое замыкание обмотки электромагнита клапана).

Код «1602» — пропадание напряжения бортовой сети. В случае, если блок управления принудительно не отключался от бортовой сети, код свидетельствует о кратковременном нарушении электрических контактов в цепи питания блока управления: необходимо проверить качество соединения проводов массы жгута ЭСУД с массой двигателя, целостность провода массы между кузовом и двигателем, крепление наконечника неотключаемого напряжения блока на клемме «Плюс» бортового аккумулятора.

Код «1612» — несанкционированный сброс блока управления. Возможные причины неисправности: повышенные помехи от высоковольтных разрядов системы зажигания, высокие пульсации напряжения в бортовой сети из-за неисправного генератора, плохой контакт массового провода, обрыв или плохое соединение с массой экранирующей оболочки жгута проводов ЭСУД, сбои блока управления, обусловленные некачественной сборкой. Может появляться после самопроизвольной остановки двигател

Коды «1620-1622, 1640, 1689» — неисправности блока управления. Возможные причины неисправности: повреждение внутреннего устройства или программного обеспечения блока — требуется перепрограммирование или замена блока управления.

Коды «1750-1755» — неисправность цепей управления регулятором дополнительного воздуха. Возможные причины неисправности: регулятор не подключен к жгуту проводов ЭСУД, обрыв цепи 37 электропитания регулятора от главного реле, обрыв провода 14 массы от блока, обрыв или КЗ на массу/бортсеть цепей управления регулятором (4, 26), неисправность силовых каналов управления регулятором (выходы блока: 4, 26), неисправность регулятора дополнительного воздуха: короткое замыкание обмоток электромагнита регулятора (активное сопротивление ниже 10 Ом)

Неустойчивая работа на холостом ходу

Исправный двигатель во всех режимах работает ровно и мягко, чего не скажешь об изношенном моторе. Неровный холостой ход может быть вызван разными причинами, такими как:

  • пропуски зажигания, вызванные изношенными свечами, неисправными катушками зажигания;
  • загрязненные или неисправные форсунки;
  • низкое давление топлива;
  • подсос воздуха.

Такие неисправности оказывают серьезное влияние на работоспособность двигателя, но не являются критическими. Поводом для серьезного беспокойства должна стать неустойчивая работа двигателя, вызванная разбросом компрессии по цилиндрам из-за неравномерного износа цилиндро-поршневой группы, негерметичных клапанов.

Нагар на свечах

Свечи для опытного водителя являются своеобразным индикатором состояния двигателя. Матово белый цвет электродов свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания. Темный зернистый налет вызван попаданием на свечи масла. Черный нагар образуется при переобогащении топливо-воздушной смеси. Попадание антифриза или масла в камеру сгорания – серьезная неприятность, в некоторых случаях требующая капитального ремонта мотора.

Перегрев двигателя

Чрезвычайно важно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости, информация о которой выводится на панель приборов. Перегрев мотора в большинстве случаев приводит к тяжелым последствиям, для устранения которых потребуется капитальный ремонт. Само по себе это явление может быть вызвано неисправной системой охлаждения, тяжелыми условиями эксплуатации, сильной жарой. Но когда все агрегаты работают исправно, а двигатель перегревается без видимых причин, наверняка сильно изношена поршневая группа. Такой перегрев сопровождается детонационными стуками, автомобиль отказывается нормально ехать, сильно теряет мощность.

Появление признаков некорректной работы двигателя — повод для немедленного вмешательства. Современные ДВС имеют сложную конструкцию, и самостоятельно можно только уловить косвенные признаки неисправностей. Точный ответ о состоянии двигателя даст комплексная диагностика двигателя, включающая в себя проверку электронной системы управления, электрооборудования, навесных агрегатов.

Коды неисправностей двигателя 409.10 с Микас 7.2

Принятые сокращения:

  • КЗ-короткое замыкание;
  • РХХ (РДВ)-регулятор холостого хода(Ргулятор дополнительного воздуха);
  • ЭБН-электробензонасос;
  • СО-концентрация окислов углерода в отработавших газах двигателя;
  • ОЗУ-опертивно запоминающее устройство;
  • ПЗУ-постоянно запоминающее устройство;
  • ДВС-двигатель внутреннего сгорания;
  • EEPROM-энергонезависимая память;
  • ВУС-высокий уровень сигнала;
  • НУС-низкий уровень сигнала.
Код неисправностей двигателя 409Наименование неисправностейУсловия определения
012Включен режим самодиагностикиКЗ L-линии на массу
013НУС Датчика массового расхода воздухаПосле пуска ДВС
014ВУС Датчика массового расхода воздухаПосле пуска ДВС
017НУС Датчика температуры воздухаЧерез 5 с после включения зажигания
018ВУС Датчика температуры воздухаЧерез 5 с после включения зажигания
021НУС Датчика температуры охлаждающей жидкостиПосле включения зажигания
022ВУС Датчика температуры охлаждающей жидкостиПосле включения зажигания
023НУС Датчика положения дроссельонй заслонкиПосле включения зажигания
024ВУС Датчика положения дроссельонй заслонкиПосле включения зажигания
025Низкий уровень напряжения в бортовой сетиПосле включения зажигания
026Высокий уровень напряжения в бортовой сетиПосле включения зажигания
027Неисправность цепи датчика положения коленчатого валаПри вращении коленчатого вала
028Неисправность цепи датчика положения коленчатого валаПри вращении коленчатого вала
029Неисправность цепи датчика положения коленчатого валаПри вращении коленчатого вала
031НУС корректора СОПосле включения зажигания
032ВУС корректора СОПосле включения зажигания
035НУС датчика кислородаЧерез 2 минуты работы ДВС
036ВУС датчика кислородаЧерез 2 минуты работы ДВС
041Неисправность цепи датчика детонацииПри частоте вращения коленчатого вала более 3000 мин-1
051Неисправность 1 (Сбой) контроллераПосле включения зажигания
052Неисправность 2 (Ограничение) контроллераПосле включения зажигания
053Неисправность цепи датчика положения коленчатого валаПри вращении коленчатого вала
054Неисправность цепи датчика фазыПри вращении коленчатого вала
055Неисправность цепи датчика скоростиПри вращении коленчатого вала
061Сброс блока управления в рабочем состоянииПосле включения зажигания
062Неисправность ОЗУ (Отключение) блокаПосле включения зажигания
063Неисправность ПЗУ блока управленияПосле включения зажигания
064Неисправность при чтении EEPROM блока управленияПосле включения зажигания
065Неисправность при записи в EEPROM блока управленияПосле включения зажигания
066Неисправность при чтении кода индентификацииПосле включения зажигания
073Сигнал богатой смеси от датчика кислорода при максимальном объедненииПри работе датчика кислорода
074Сигнал бедной смеси от датчика кислорода при максимальном обогощенииПри работе датчика кислорода
081Максимальное смещение УОЗ по детонации в одном из цилиндров двигателяПри работе ДВС
091КЗ нагрузки в цепи 1 зажигания (КЗ-1,4)При работе ДВС
092КЗ нагрузки в цепи 2 зажигания (КЗ-2,3)При работе ДВС
093КЗ нагрузки в цепи 3 зажигания (КЗ-2,3)При работе ДВС
094КЗ нагрузки в цепи 4 зажигания (КЗ-1,4)При работе ДВС
131КЗ нагрузки в цепи форсунки 1При работе ДВС
132Обрыв в цепи форсунки 1После включения зажигания
133КЗ на массу цепи форсунки 1После включения зажигания
134КЗ нагрузки цепи форсунки 2При работе ДВС
135Обрыв цепи форсунки 2После включения зажигания
136КЗ на массу цепи форсунки 2После включения зажигания
137КЗ нагрузки в цепи форсунки 3При работе ДВС
138Обрыв цепи форсунки 3После включения зажигания
139КЗ на массу цепи форсунки 3После включения зажигания
141КЗ нагрузки в цепи форсунки 4При работе ДВС
142Обрыв цепи форсунки 4После включения зажигания
143КЗ на массу цепи форсунки 4После включения зажигания
161КЗ нагрузки в цепи 1 управления РХХ (РДВ)После включения зажигания
162Обрыв цепи 1 управления РХХ (РДВ)После включения зажигания
163КЗ на массу цепи 1 управления РХХ (РДВ)После включения зажигания
164КЗ нагрузки в цепи 2 управления РХХ (РДВ)После включения зажигания
165Обрыв цепи 2 управления РХХ (РДВ)После включения зажигания
167КЗ нагрузки в цепи реле ЭБНПри включении реле
168Обрыв цепи реле ЭБНПри включении реле
169КЗ на массу цепи реле ЭБНПри включении реле
174КЗ нагрузки в цепи клапана адсорбераПри включении клапана
175Обрыв цепи клапана адсорбераПри включении клапана
176КЗ на массу цепи клапана адсорбераПри включении клапана
177КЗ нагрузки в цепи реле главногоПри включении реле
178Обрыв цепи реле главногоПри включении реле
179КЗ на массу цепи реле главногоПри включении реле
181КЗ нагрузки в цепи лампы неисправностиПри включении лампы
182Обрыв цепи лампы неисправностиПри включении лампы
183КЗ на массу цепи лампы неисправностиПри включении лампы
184КЗ нагрузки в цепи тахометраПри работе ДВС
185Обрыв цепи тахометраПосле включения зажигания
186КЗ на массу цепи тахометраПосле включения зажигания
191КЗ нагрузки в цепи реле кондиционераПри включении реле
192Обрыв цепи реле кондиционераПри включении реле
193КЗ на массу цепи реле кондиционераПри включении реле
194КЗ нагрузки в цепи реле вентилятораПри включении реле
195Обрыв цепи реле вентилятораПри включении реле
196КЗ на массу цепи реле вентилятора охлажденияПри включении реле
231Обрыв цепи 1 зажиганияПри работе ДВС
232Обрыв цепи 2 зажиганияПри работе ДВС
233Обрыв цепи 3 зажиганияПри работе ДВС
234Обрыв цепи 4 зажиганияПри работе ДВС
241КЗ на массу цепи 1 зажиганияПри работе ДВС
242КЗ на массу цепи 2 зажиганияПри работе ДВС
243КЗ на массу цепи 3 зажиганияПри работе ДВС
244КЗ на массу цепи 4 зажиганияПри работе ДВС

Примечание: В связи с различием состава систем управления двигателями отдельные коды неисправностей могут не идентифицироваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]