Зенитная самоходная установка «Шилка» (ЗСУ-23-4) — пятьдесят лет в строю


Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка (СССР)


В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику. Пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В зтот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 г. Это была ЗСУ-23-4 Шилка. ЗСУ-23-4 Шилка предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни. Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан yгол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка, один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателей системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур» со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки — 2А7, а силовым приводам — 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя — 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 КГ. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые — левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия порОХовых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижнии — 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм . Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга соединяющая обе люльки.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188.5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый — 77 г пороха марки 5/7 ЦФП. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы — начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидатарами с временем действия 5—11 с, Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ — один патрон БЗТ и т. д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни) для горизонтального наведения — УРС №5, а для вертикального наведения — УРС №2,5. Оба работают от обшего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах. Первый (основной) — режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упреждённых координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска — наводчиком.

Второй режим — угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность — от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска — наводчиком — попуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает также, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим — упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y. Н и составляющим скорости цели, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в лю6ой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим — стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска — наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически, б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность — от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1—1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1—1.5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженньк сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелс», По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской ЗСУ-23-4 Шилка был сбит американский самолёт F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10—20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков — дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС ЗСУ-23-4 Шилка используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е. постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся цепей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

На ЗСУ-23-4 Шилка установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения. Двигатель В-6Р — это шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, развивающий максимальную мощность 206 кВт при 2000 об/мин. Рабочий обьем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На гусеничном шасси ГМ-575 установлены два сварных топливных бака из алюминиевого сплава: передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

В кормовой части корпуса расположена механическая силовая передача, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на 2,3 4 и 5 передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катхов. Ведущие колеса сварные, со сьёмными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные с металлическими сводами. Опорные катки сварные, одинарные, с о6резиненными ободами. Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 362 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Подвеска машины независимая, торсионная асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 в. и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

В ЗСУ-23-4 Шилка установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех — до 23 км, а при включенном подавителе шумов — до 13 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство P-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 Шилка оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ, продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3—3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сегтарацией воздуха.

В серийное произвоцство ЗСУ-23-4 Шилка пошла в 1964 г. В том году планировалось изготовитъ 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее, позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В течение 60-х годов их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

ЗСУ-23-4 Шилка стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея — ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой — четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

Эксплуатация ЗСУ-23-4 Шилка показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7—8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Во второй половине 60-х годов самоходка ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй — ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации ЗСУ-23-4 Шилка. Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2A7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом — это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на воорухение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение «Бирюса», но в армейских подразделениях ее по-прежнему называли «Шилкой».

После следующей модернизации зенитная самоходная установка получипа индекс ЗСУ-23-4М3 (3 — запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания «свой-чужой». Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4М3. Производство ЗСУ-23-4М3 прекратипи в 1982 году.

Существуют различные точки зрения по поведу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «Шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «Шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня ЗСУ-23-4 Шилка.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный «афганский вариант» — за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. На машине был также установлен ночной прицел.

«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Серийное производство «Шилок» завершено в 1983 году. В настоящее время ЗСУ этого типа состоят на вооружении Афганистана. Алжира, Анголы. Болгарии. Венгрии, Вьетнама, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Конго, КНДР. Кубы, Лаоса, Ливии, Нигерии, Перу, Польши. России, Сирии, Сомали и Эфиопии.

Боевая масса, т 19,0 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 6535 Ширина корпуса, мм 3125 Высота, мм 2500 Клиренс, мм 400 Тип брони стальная катаная противопульная(9-15мм) Вооружение Калибр и марка пушки 4 ? 23-мм АЗП-23 «Амур» Тип пушки нарезные автоматические Длина ствола, калибров 82 Боекомплект пушки 2000 Углы ВН, град. ?4…+85 Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2 Тип двигателя рядный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 280 Скорость по шоссе, км/ч 50 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25—30 Запас хода по шоссе, км 450 Запас хода по пересечённой местности, км 300 Удельная мощность, л. с./т 14,7 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,0

Сирийский опыт

Начало гражданской войны в Сирии ознаменовалось значительными потерями военной техники советского образца. Сирийская армия, которая до того отрабатывала исключительно бои с противником, оснащенным большим количеством бронетехники и авиации, в городских боях с боевиками терпела поражение за поражением. Прошли годы, прежде чем ударные части Республиканской гвардии и Сирийской армии смогли разработать новую тактику ведения городского боя, приспособившись к методам ведения войны противником. Здесь в битву вновь вступили «Шилки».

Большие потери вынудили армию Сирии начать выпуск «тачанок» и кустарной бронетехники. К танкам и броневикам в городских боях добавились зенитные установки. Появились многочисленные модификации, в частности, благодаря применению защитных экранов и дополнительных листов брони, защищающих от гранатометов. Со многих машин сняли антенны радиолокационных станций, которые не нужны в городских боях. Башни окружили еще одним слоем решетчатой или сплошной защиты.

Шайтан-арба

В Афганистане наши военные были в восторге от «Шилки». Идет колонна по дороге, и вдруг из засады — огонь. Попробуй организуй оборону, когда все машины уже пристреляны противником. Спасение одно — «Шилка». Длинная очередь — и море огня на вражеской позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь.

Два в одном ПЗРК 9К310 «Игла-1» способна поражать самолеты, вертолеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты на расстоянии 5,2 км.

Появился даже специальный «афганский вариант» «Шилки» — ЗСУ-23−4М2. За ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Овод, друг Шилки

Тем не менее списывать «Шилки» не стали. С начала 1990-х годов главным для развития ЗСУ становится не увеличение скорострельности и эффективности действия снарядов, а способность обнаруживать низколетящие скоростные цели в условиях пассивно-активных помех, а также бОльшая вероятность уцелеть при массированных налетах авиации противника.

2К22 «Тунгуска» Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «Тунгуска» (SA-19 Grison), пожалуй, самое мощное ракетно-артиллерийское оружие ПВО.

Поскольку возможность обнаружения воздушных целей у «Шилок» ограничена, еще в 1971 году начались работы над созданием специального «пункта управления подразделением ПВО мотострелкового (танкового) полка». Установка, получившая название «Овод-М-СВ», была создана на гусеничном бронированном шасси МТЛ-БУ и предназначалась для управления стрельбой «Шилок» и ЗРК «Стрела-1М». «Овод» оборудовали РЛС «Лук-23», автоматической системой управления огнем ЗСУ и ЗРК, сопряженной с системой ПВО дивизии, и приняли на вооружение в 1978 году под названием ППРУ-1 (подвижный пункт разведки и управления).

С середины 1990-х годов на Ульяновском механическом заводе велась модернизация ЗСУ «Шилки» в варианте «Шилка М4» (ЗСУ-23−4М4 и ЗСУ-23−4М5) с радиолокационной системой управления огнем и «Шилка М5» с радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем. Новые модификации ЗСУ эффективно действуют по целям, летящим на высотах от 25 м до 1500 м (ЗСУ-23−4М4) или от 0 м до 1500 м (ЗСУ-23−4М5), на дальности до 2500 м, при этом скорость поражаемой цели может достигать 500 м/с.

Интересные факты

Образцы ЗСУ-23-4 «Шилка», попавшие в руки американцев во время арабо-израильской войны, были использованы в первой половине 1970-х годов при сравнительных испытаниях на живучесть двух самолётов непосредственной поддержки сухопутных войск США A-10 и A-7 «Corsair II». По результатам испытаний установлено, что боевая живучесть штурмовика A-10 решена применительно к боеприпасам калибра 23 мм. В последующем, наличие у потенциального противника бронированного штурмовика, не поражаемого штатными средствами войсковой ПВО калибра 23 мм, способствовало активизации работ в СССР по созданию 30-мм зенитных комплексов (см. Тунгуска).

Производство и экспорт

Расчёт ЗУ-23-2 из Отдельной дивизии оперативного назначения на комплексных занятиях подразделений оперативного и специального назначения приуроченных ко Дню внутренних войск МВД РФ.

Производство зенитной установки осуществлялось в СССР, а затем в целом ряде стран, в том числе в Египте, Иране, Чехии, Словакии, Болгарии и Финляндиии. В КНР производство было только на экспорт.

: В Советском Союзе производство установки было налажено следующими предприятиями военной промышленности:

  • Завод № 525, Куйбышев
  • Завод № 535, Тула

Производство 23-мм снарядов велось:

  • Завод № 184, Зеленодольск, ТатАССР
  • Завод № 398, Дзержинск, Горьковская обл.

Россия: в России производство закрыто, но на 2020 год осуществляется модернизация ранее построенных установок и ведётся выпуск новых стволов.

Производство в других странах

В социалистических странах и странах соцориентации производство было налажено следующими предприятиями:

Польша: Тарнувский механический завод, Тарнув.

Заводы Северной промышленной корпорации

  • 23-мм спаренная зенитная установка Тип 80
    (точная копия)
  • 25-мм спаренная зенитная установка Тип 87
    под 25-мм снаряд Oerlikon (модификация)

Болгария: производится в 2 версиях: для наземных сил и для флота.

Производство 23-мм боеприпасов ЗУ-23-2 в разное время осуществлялось Египтом, Ираном, Израилем, Францией, Финляндией, Нидерландами, Швейцарией, Болгарией, Югославией и ЮАР.

На вооружении

  • Алжир: 100 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год.
  • Ангола: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Армения: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Болгария: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2007 год.
  • Босния и Герцеговина: 29 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 19 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Бурунди: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Венесуэла: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Джибути: 5 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 5 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Египет: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Габон: 24 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Гана: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Гвинея-Бисау: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Греция: 523 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год (306 из них получены безвозмездно от правительства ФРГ из арсеналов бывшей ННА ГДР после её расформирования).
  • Зимбабве: 45 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 45 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Израиль: 150 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год. некоторое количество на вооружении ВВС, по состоянию на 2007 год. 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 1994 год.
  • Индия: >320 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Ирак: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год. некоторое количество в составе армии, по состоянию на 2015 год.

Иракский Курдистан: 5 ЗУ-23-2, поставлены в марте 2020 года.

  • Иран: >300 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год. ~ 300 единиц на 2020 год; имеется собственное производство ЗУ-23-2.
  • Кабо-Верде: 12 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 12 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • КНДР: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Кот-д’Ивуар: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Куба: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Лаос: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Ливан: 57 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Ливия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Мавритания: 20 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Марокко: 75-90 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Мозамбик: 120 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Молдавия: 28 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 26 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Монголия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Нигерия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Никарагуа: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Оман: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Перу: 80 ЗУ-23-2 и 50 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год.
  • Польша: 252 ЗУ-23-2 и 72 ZUR-23-2KG/PG, по состоянию на 2017 год.
  • Россия.
  • Сирия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год. 600 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Судан: 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 2020 год.
  • Танзания: 40 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 40 ЗУ-23-2 в составе ВВС, по состоянию на 2007 год.
  • Украина: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Финляндия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Чад: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2020 год.
  • Эритрея: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Эквадор: 34 ЗУ-23, по состоянию на 2020 год. 34 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Эстония
  • Эфиопия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Южный Судан: некоторое количество ЗУ-23-2 по состоянию на 2018 год

Бывшие операторы

  • Азербайджан: некоторое количество по состоянию на 2007 год.
  • Афганистан: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Белоруссия: некоторое количество
  • Вьетнам: некоторое количество ЗУ-23-2 стоят на вооружении ПВО сторожевых кораблей проекта 159А[источник не указан 2930 дней
    ]
  • Йемен: 100 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Китай: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • ПМР

Аналоги

  • 53T2 (Tarasque) — французская 20-мм зенитная установка;
  • M621 CP 20 — французская 20-мм установка на автомобили;
  • Flugabwehrkanone 20 mm Zwilling — немецкая 2 × 20-мм пушка Rh202 (20×139 мм);
  • Oerlikon GAI-BO1 — швейцарская 20-мм зенитная установка;
  • Oerlikon GAI DOI — швейцарская спаренная 20-мм зенитная установка (20×139 мм);
  • YW 306 — китайская 23-мм копия ЗУ-23-2;
  • М55 — югославская буксируемая строенная 20-мм зенитная установка (20×110 мм).
  • TCM-20 — спаренная 20-мм израильская установка из пушек Hispano-Suiza HS.404 на базе американской зенитной пулемётной установки M45 Quadmount (20×110 мм).
  • A436 M1980 — румынская буксируемая 30-мм зенитная артиллерийская установка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]