КПП на ВАЗ 2107: устройство, неисправности, ремонт


Механическая коробка переключения передач (МКПП) предназначена для преобразования и передачи вращающего момента от двигателя к трансмиссии автомобиля со ступенчатым изменением передаточного числа.

Модели Волжского автозавода укомплектовывались четырех и пяти ступенчатыми коробками передач. На ВАЗ 2107 «пятиступку» стали устанавливать с 1982 года. Эта коробка — одна из удачных конструктивных решений «классической» механики.

Как все механизмы, имеющие вращающиеся и трущиеся детали, КПП также подвергается интенсивному износу. Устройство агрегата сложное, поэтому обслуживание и ремонт лучше делать в специализированных мастерских с привлечением обученного персонала.

Хотя каждый автолюбитель, умеющий держать в руках инструмент, изучив устройство и порядок выполнения работ, может у себя в гараже произвести обслуживание и ремонт.

Пятиступенчатая МКПП

На «Жигулях» седьмой модели установлена пятиступенчатая коробка передач, имеющая пять скоростей вперед и одну назад.

Изготовлена она из дюралюминия, имеет аналогичные крышки спереди и сзади. Спереди к коробке при помощи шпилек крепится кожух сцепления. Снизу на устройстве установлена крышка из стали. Между корпусом коробки и каждой крышкой уложены уплотнительные прокладки.

Передняя крышка соединена с кожухом сцепления при помощи запрессовки. В ней отверстие для выхода первичного вала и установки манжеты.

Внутри коробки в определенном порядке установлены валы с шестернями, синхронизаторами и устройствами для переключения передач. Справа имеется заливное отверстие для масла, снизу — сливное отверстие с магнитной пробкой.

Внизу слева на крышке выходит трос спидометра, который приводится вторичным валом при помощи шестеренчатого зацепления.

Рычаг переключения скоростей находится сверху. Состоит из устройства выбора передач, штоков и механизма фиксации. К рычагу сверху крепится рукоятка. Вся эта конструкция крепится к крышке при помощи трех шпилек.

Вид коробки передач:

  1. Кожух муфты сцепления.
  2. Сапун.
  3. Корпус коробки.
  4. Крышка задняя.
  5. Рычаг переключения скоростей.
  6. Корпус рычага.
  7. Фланец муфты.
  8. Гайка.
  9. Привод спидометра.
  10. Крышка поддона.
  11. Отверстие для заливки.

Детали в разобранном виде:

  1. Вилка для включения 3-й и 4-й передач.
  2. Вилка для включения 1-й и 2-й передач.
  3. Крепеж для вилки.
  4. Граверная шайба.
  5. Шток вилки для включения 1-й и 2-й передач.
  6. Сухарь.
  7. Шток вилки для включения 3-й и 4-й передач.
  8. Рычаг переключения скоростей.
  9. Шток вилки для включения 5-й передачи и заднего хода.
  10. Сухарик.
  11. Сухарик.
  12. Пружина фиксатора 5-й передачи и заднего хода.
  13. Крышка фиксаторов с прокладкой.
  14. Пружины фиксаторов.
  15. Шариковые фиксаторы.
  16. Вилка для включения 5-й передачи и заднего хода.
  17. Втулка.

Движущие части коробки передач:

  1. Промежуточный вал.
  2. Передний подшипник промежуточного вала.
  3. Задний подшипник первичного вала.
  4. Первичный вал с шестерней 4-й передачи.
  5. Муфта синхронизатора 3-й и 4-й передач.
  6. Ступица муфты синхронизатора.
  7. Муфта синхронизатора 1-й и 2-й передач.
  8. Ступица муфты синхронизатора.
  9. Передний подшипник вторичного вала.
  10. Вторичный вал.
  11. Промежуточный подшипник вторичного вала.
  12. Задний подшипник вторичного вала.
  13. Муфта синхронизатора 5-й передачи.
  14. Ступица муфты синхронизатора.
  15. Шестерня передачи заднего хода.
  16. Шестерня с синхронизатором 5-й передачи.
  17. Шестерня привода спидометра.
  18. Блок шестерен 5-й передачи и передачи заднего хода.
  19. Подшипник блока шестерен.
  20. Промежуточная шестерня заднего хода.
  21. Ось промежуточной шестерни заднего хода.
  22. Задний подшипник промежуточного вала.
  23. Шестерня с синхронизатором 1-й передачи.
  24. Шестерня с синхронизатором 2-й передачи.
  25. Шестерня с синхронизатором 3-й передачи.

Привод переключения

Пятиступенчатая коробка передач «семерки» имеет механический привод переключения. Он состоит из:

  • Механизма выбора скоростей.
  • Рычага переключения.
  • Штоков с вилками.
  • Замкового устройства.
  • Фиксаторов.

В верхней части рычага имеется рукоятка. Стержень рычага крепится с нижней частью при помощи эластичной втулки демпфера. Последняя частично поглощает вибрацию и способствует более мягкому переключению скоростей КПП ВАЗ-2107 (5-ступка). Устройство рычага весьма простое.

Он состоит из сферической части, которая подвижно закреплена в корпусе шаровой опоры. Низ рычага заходит в пазы одного из штоков. Так, проворачиваясь в опоре, рычаг воздействует на шток и переключает вилку 1-2 и 3-4 передачи. Что касается пятой скорости и задней, для них предусмотрен отдельный шток в отверстии, которое выполнено в районе задней стенки картера. В нейтральном положении шток удерживается при помощи подпружиненных шариковых фиксаторов.

Последние расположены во втулке отверстий картера КПП и закрыты крышкой. Чтобы исключить одновременное включение нескольких передач, в устройстве КПП ВАЗ-2107 5-ступки имеется замковое устройство. Оно состоит из трех сухарей. Последние имеются в отверстии четвертой и третьей передачи, а также на задней стенке картера трансмиссии.

Соотношения передаточных чисел на КПП

Седьмая модель «Жигулей» получила хороший вариант пятиступенчатой коробки. Конструкторы Волжского автозавода за прототип взяли коробку с ВАЗ 2105, заменили передаточное число главной пары редуктора с 4.3 на 4.1, далее на 3.9 и получили следующие соотношения передач.

Главная1 передача2 передача3 передача4 передача5 передачаЗадний ход
4,1/3,93,6672,1001,3611,0000,8203,530

Передаточное число — это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни.

Первичный вал

Первичный вал передает вращающий момент с коленчатого вала двигателя через диск сцепления на коробку передач. Диск находится на шлицах передней части вала. На вал жестко посажена шестерня постоянного зацепления.

Для свободного вращения он уложен в два подшипника. Один подшипник находится в торце коленчатого вала, другой — в передней крышке коробки передач.

Вторичный вал

В сложном механизме КПП вторичный вал является заключительным этапом преобразования крутящего момента и передачи его на кардан. На этом валу свободно двигаются шестерни первых трех скоростей. При определенной передаче они заходят в соединения с шестернями промежуточного вала и обеспечивают нужный крутящий момент.

Вал уложен в подшипники, их три. Один запрессован в торец первичного вала, другой — в корпус коробки, третий — в заднюю крышку.

Промежуточный вал

Промежуточный вал передает вращение от первичного вала к вторичному.

Он исполняет роль сателлита. Шестерни и вал изготавливаются из единой заготовки. Установлен он на трех подшипниках. Шестеренки пятой и задней скорости находятся на нем.

Вилки

В процессе переключения скоростей участвуют вилки, которые двигают шестеренки по валу на определенное место.

Приводит вилки в движение рычаг переключения передач.

Характеристика

Основная задача любой трансмиссии – это восприятие и передача крутящего момента от маховика двигателя на ведущие колеса. На ВАЗ-2107 установлена обычная механическая КПП с шестью скоростями.

Среди них – пять передних и одна задняя. Схема переключения передач практически такая же, как и на ранней четырехступенчатой МКПП. Отличие лишь в том, что для включения пятой скорости нужно переместить рычаг влево до конца и вперед.

Технические характеристики МКПП

В инструкции по эксплуатации технические характеристики коробки указываются совместно с характеристиками трансмиссии. Это приводится в табличной форме:

СцеплениеОднодисковое, сухое с гидравлическим приводом включения и центральной диафрагменной пружиной
Коробка передачМеханическая, пятиступенчатая, трехходовая, трехвальная, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Передаточные числа на передачах
Первая3.667
Вторая2.100
Третья1.361
Четвертая1.000
Пятая0.820
Задний ход3.530
Карданная передачаДвухвальная с промежуточной опорой и эластичной муфтой
Главная передачаГипоидная
Передаточное число главной передачи3.9 или 4.1
ДифференциалКонический, двухсателлитный

Какую КПП можно поставить на ВАЗ 2107

Изначально «Семерка» выпускалась с «четырехступкой», поэтому на нее можно установить любую ВАЗовскую коробку от заднеприводных «Жигулей». Следуют знать, какие функции будет выполнять автомобиль. Если его использовать как рабочую лошадку, возить грузы, таскать прицеп, то подойдет четырехступенчатая КПП. Она более выносливая и устойчивая к переменным нагрузкам. Если же необходима скоростная езда по автомагистралям, то подойдет пятиступенчатая КПП.

Есть возможность устанавливать коробки с иномарок.

Лучший вариант — коробка с итальянской модели «Фиат», так как это прототип нашего ВАЗа.

Также можно еще установить с «БМВ» ранней модели, но для монтажа придется переделывать крепления.

Неисправности КПП

Коробка на «Жигулях» седьмой модели считается надежным узлом. Если ее во время обслуживать и бережливо относиться при эксплуатации, то длительное время ремонт не понадобится. Однако, все узлы и детали подвергаются износу. Причин этому множество. В любом случае при обнаружении нарушения работы в коробке передач необходимо сделать диагностику и ремонт.

В большинстве неисправности возникают следующих видов.

Одна из передач не включается

Не вскрывая коробки можно предположить что:

  • износились шарниры и пружины, необходимо заменить, а лучше провести полный ремонт;
  • на синхронизаторах кольца пришли в негодность, необходимо сменить;
  • лопнула пружина синхронизатора, сменить;
  • на шестерни передачи износились зубья, поменять шестеренку.

Выбивает передачу при езде

Бывает, что при включении какой-либо передачи она не произвольно выключается. Возможные причины:

  • шарнир рычага заклинивает, осмотреть и зачистить;
  • неисправно сцепление, возможно не до конца включается, отрегулировать, если изношен диск, заменить его;
  • рычаг переключения сломан, поменять на новый;
  • вилки, переключающие передачи согнуты, поменять на новые.

Хруст и скрежет в коробке во время движения

Эта неприятность появляется по следующим причинам:

  • изношены подшипники, их следует поменять, а заодно проверить сальники;
  • изношены зубы шестерен, в этом случае лучше сделать капитальный ремонт;
  • не достаточно или нет совсем смазывающей жидкости в коробке передач, найти утечку и устранить, долить масло.

Течь смазки из коробки

Коробка переключения передач устроена так, что смазка не может вытекать самопроизвольно. Но если под автомобилем образовалось масляное пятно, следует произвести ревизию и устранить течь.

Причиной может быть:

  • износ сальников и уплотнительных прокладок из-за естественного старения резины, необходимо поменять на новые;
  • разболталось крепления крышек на коробке, подтянуть полностью все гайки и болты;
  • механическое повреждение корпуса или крышек коробки, если повреждена стальная крышка, ее можно заварить. Если поврежден картер, то лучше его поменять, так как он литой из алюминиевого сплава.

Признаки и причины возникновения неисправностей коробки

Коробка передач на ВАЗ 2107 считается достаточно надежным узлом, однако при длительной эксплуатации некоторые ее элементы по тем или иным причинам могут выйти из строя. Если появились первые нарушения в работе КПП, во избежание возникновения более серьезных поломок, необходимо как можно быстрее диагностировать и устранить проблему.

Перечень основных поломок МКПП ВАЗ 2107, причины их возникновения и методы устранения разнообразны. При этом важно обращать внимание на такие признаки, а также правильно подбирать методы ремонта:

  • Передачи включаются произвольно либо не включаются вовсе (износ подвижных деталей КПП (пружина, шарниры), стирание блокирующих колечек на синхронизаторах, износ пружины синхронизатора, износ зубчиков на шестернях). Проблему устраняют путем замены неисправных деталей, либо проведением капитального ремонта коробки;
  • Передачу, при включении выбивает, двигатель подвергается большим нагрузкам (включение сцепления не до конца, заклинивание шарнира на рычаге переключения, неисправность рычага переключения, деформация вилок в КПП). Проблему устраняют так: регулировка механизмов сцепления, зачистка шарнирных соединений, замена рычага или замена целого набора вилок;
    Возникновение нехарактерных звуков (шум, хруст) во время движения автомобиля (шум подшипников, износ зубцов на шестернях, недостаток смазывающей жидкости, перемещение валов по своей оси). Проблема решается путем замены деформированной или изношенной детали или путем выявления течи и замены/долива рабочей жидкости;
  • Течь рабочей смазывающей жидкости (износ сальников и прокладок, ослабление креплений картера). Проблему устраняют, меняя резиновые изделия либо доливом масла до нужного уровня (для КПП ВАЗ 2107 необходимо примерно 1,6 литров масла), при необходимости подтягивают все гайки крепления картера.

Ремонт коробки ВАЗ 2107

Учитывая все конструктивно-эксплуатационные особенности КПП ВАЗ 2107, проведение ремонтных работ самостоятельно возможно только при условии большого опыта в обслуживании и ремонте такого рода агрегатов. Если в ремонте нуждается коробка на ВАЗ 2107, основные этапы ремонтных работ:

  • подготовка (наличие необходимого инструмента, ямы либо эстакады);
  • установка автомобиля на яму/эстакаду, слив масла из КПП др.);
  • демонтаж коробки;
  • разборка и дефектовка;
  • устранение неисправностей;
  • сборка и установка коробки на место.

Необходимые инструменты:

  • торцевой ключ на «10» и «19»;
  • отвертка с крестообразным лезвием;
  • пинцет и две отвертки с тонким плоским лезвием;

Общий порядок действий следующий:

  • установить автомобиль на смотровую яму либо на эстакаду;
  • отсоединив провод от минусовой клеммы на АКБ, слить рабочую смазывающую жидкость КПП (трансмиссионное масло);
  • сняв панель радиоприемника и нажав на рычаг, вставить плоскую отвертку в отверстие запорной втулки коробки для вывода ее наружу;
  • сняв стержень с рычага, пинцетом извлечь из рычага упругую резиновую вставку демпфера;
    Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена тросов КПП. Из этой статьи вы узнаете, когда и каким образом меняются тросы МКПП в тросиковой коробке передач, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках данной процедуры.
  • разжав лепестки демпфера при помощи двух плоских отверток, вывести их из рычага, после чего снять сам рычаг демпфера и, соответственно, все его втулки;
  • подвинув обивочный коврик на полу автомобиля, крестовой отверткой вывернуть четыре самореза на крышке КПП;
  • сняв с рычага крышку КПП и приемную трубу глушителя, крестовой отверткой отсоединить блок со сцеплением;
  • сняв шлейф проводов и карданную передачу от прибора скорости, отсоединить гибкий вал;
  • торцевым ключом на «10», отвернув два крепежных болта боковой крышки КПП, установить опору под коробку;
  • торцевым ключом на «19» отвернуть четыре крепежных болта, соединяющих картер с блоком ДВС;
  • вставив плоскую отвертку в щель между блоком и картера, одновременно отжав их, завершить демонтаж КПП;
  • произвести разборку коробки, дефектовку, замену деталей и т.д.
  • выполнив необходимые ремонтные работы, собрать агрегат, установить коробку на автомобиль, осуществляя сборку в обратном порядке.

Сальники КПП и их замена

Сальники в любом механизме, где они есть, исполняют роль прокладок. В данном случае они предназначены для герметизации отверстий, откуда выходят первичный и вторичный валы. Ранее сальники отливались из резины.

В настоящее время из современных композитных материалов, более устойчивых к смене температурного режима и агрессивной среде.

Сальник первичного вала

Сальник, который устанавливается на первичный вал, имеет размеры:

  • • внешний диаметр – 47 мм;
  • • внутренний диаметр – 28 мм;
  • • ширина – 8 мм;
  • • вес – 20 грамм.

Установлен он в отверстии выхода вала в кожухе сцепления и служит для предотвращения протекания смазывающей жидкости через вал.

Сложности в замене сальника нет, но коробку передач снять придется.

Очередность выполнения работ по смене сальника следующая:

  1. С КПП снять кожух сцепления.
  2. Снять выжимной подшипник и вилку муфты сцепления.
  3. Вынуть отработавший сальник, подцепив его отверткой или ножом.
  4. То место, где находился сальник, хорошо вычистить и протереть насухо.
  5. Установить новый сальник на штатное место.
  6. Поставить на место все детали, которые сняли с коробки в обратном порядке.

Сальник вторичного вала

Сальник, который устанавливается на вторичный вал больше и имеет размеры:

  • внешний диаметр – 56 мм;
  • внутренний диаметр – 32 мм;
  • ширина – 10 мм;
  • вес – 10 грамм.

Установлен он на выходе вторичного вала сзади коробки.

Очередность выполнения работ по смене сальника следующая.

  1. Открутить гайку крепления фланца, предварительно его зафиксировав.
  2. Снять с вала центрирующее металлическое кольцо.
  3. Снять фланец и шайбу, применяя съемник.
  4. Вытащить старый сальник, применяя инструмент.
  5. Зачистить и вымыть место посадки сальника.
  6. Установить новый сальник.

Замена шестеренок и синхронизаторов

Работа по замене шестерен и синхронизаторов одна из сложных при ремонте коробки. Существует стандартный ремкомплект, содержащий все необходимые детали, помогающий справиться с поставленной задачей. Желательно подготовить специальный инструмент.

Меняются шестерни и синхронизаторы на первичном и вторичном валах практически одинаково.

Процесс происходит следующим образом:

  • вынуть вал из коробки;
  • зажать вал в тиски, обвернув чем-нибудь мягким;
  • снять с вала стопорное кольцо специальным приспособлением или отверткой:
  • спрессовать с вала подшипники;
  • убрать вал с тисков, поместить его вертикально, уперев первую шестерню на две опоры;
  • аккуратно спрессовать шестерню с вала;
  • аналогичные операции сделать с остальными шестернями и синхронизаторами.

Снятие и замена шестерни пятой передачи происходит иначе.

На видео хорошо показано и рассказано как это сделать:

Ремонт КПП: когда нужно его проводить

Ремонт коробки передач ВАЗ 2107 может потребоваться в таких случаях:

  1. Издается избыточный шум при функционировании коробки. Этот шум вызывается по причине повышенного износа подшипников, шестерней и синхронизаторов.
  2. Затрудняется возможность переключения трансмиссии. Причины такого последствия скрываются в износе рычага, отсутствии смазочного материала внутри коробки, деформация рычага КПП. Также причиной такого явления может служить заедание блокировочных сухарей, повреждение шлицев муфты.
  3. Самопроизвольное отключение трансмиссии. Причинами такого последствия является износ лунок под шарики на штоках, заклинивание фиксаторов, блокирующих колец и самого синхронизатора.
  4. Появление утечки масла. Ремонт КПП ВАЗ 2107 необходимо осуществлять при обнаружении потеков масла на ней. Причинами течи могут быть как серьезные поломки, так и простой износ сальников и уплотнителей.

В любом случае, разборка коробки передач потребуется при одном из вышеперечисленных признаков, что позволит выявить точную причину неисправности и устранить ее. При обнаружении даже малейшей неисправности коробки передач необходимо приступить к ее ремонту, что позволит предотвратить непредвиденные последствия в виде полного выхода из строя КПП.

Трансмиссионное масло для КПП

Для выбора трансмиссионного масла в коробку передач «Лады», нужно учесть регион, где будет эксплуатироваться машина.

Предлагается два вида масел. Первое — с диапазоном температур от +35 до -26, это SAE 80W85 и второе — с диапазоном температур от +45 до -40, это SAE 75W90.

Лучшим масло — синтетическое, но полусинтетическое и минеральное не принесут вреда для трансмиссии «Семерки». Количество масла в КПП ВАЗ 2107 около 1,6 литра. Время смены масла производится согласно указанию в технической инструкции, прилагаемой к автомобилю.

Уровень масла в МКПП

Уровень масла в коробке проверяется следующим образом:

  • загнать автомобиль на эстакаду или яму;
  • очистить пробку заливного отверстия;
  • открутить пробку;
  • померить через отверстие щупом или другим предметом напоминающим щуп. Масло должно быть на уровне конца заливного отверстия, при необходимости долить.

Смена масла

Смену масла лучше производить на эстакаде или яме при тёплом двигателе, так масло быстрее стечет. Заранее приготовить инструмент, емкость под отработку не менее двух литров, масло для смены.

Порядок следующий:

  • очистить пробки залива и слива от грязи;

  • приготовленную емкость для отработанного масла поставить под сливное отверстие;

  • открыть сливное отверстие и дождаться, пока масло полностью стечет в емкость;
  • вычистить пробку от старого масла и закрыть сливное отверстие;
  • залить 1,5 литра нового масла в коробку через заливное отверстие (заливать лучше нагнетателем);

  • дать постоять минут десять, после этого проверить уровень и долить, если необходимо.

Первичный вал

Он изготовлен в виде косозубой шестерни постоянного зацепления. Прямозубый венец синхронизатора четвертой передачи напрессован на задний поясок первичного вала. На венце четвертой скорости есть блокирующее подпружиненное кольцо, что закреплено стопором. Зубья внутреннего венца заходят в зацепление с синхронизаторами четвертой передачи. Спереди на валу есть шлицы, где закреплен ведомый диск сцепления.

Как вращается вал? Для этого в устройстве КПП ВАЗ-2107 (5-ступки) предусмотрены два подшипника. Один установлен в передней стенке картера трансмиссии, а второй – в торце коленвала. Чтобы предотвратить осевое смещение вала, в конструкции есть установочное кольцо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]