Статья опубликована 30.07.2014 18:06 Последняя правка произведена 31.07.2014 06:07
ГАЗ-69А
ГАЗ-69А Спроектировали этот автомобиль в Горького. В качестве точки отсчета взяли серийный ГАЗ-67 и… Все переделали заново. Основные узлы и агрегаты применили от самых современных на тот момент автомобилей: ГАЗ-51, Победа, Зил. Если предыдущий вездеход был типичным продуктом военного времени, то нынешний отвечал требованиям мирного периода. Это было подчеркнуто в официальном названии автомобиля – «труженник». Хотя тут присутствовала некоторая доля фарисейства. В техническом задании на ГАЗ-69
четко указывается: «Тягач батальонных орудий и минометов».
Первые экземпляры машины чуть отличались от серийных. Чуть иная линя капота, какое-то не такое лобовое стекло, но в общем и целом облик «Козлика» не менялся долгие годы. Почему «Козлика»? Да так уж прозвали этот прыгучий вездеход в народе. Жесткая подвеска и узкая колесная база заставляли машину резво реагировать на каждую кочку. На максимальной скорости это становилось не сколько весело, сколько опасно. В остальном же «Козлик» был выше всяких похвал. Ни английский Land Rover, ни американский Willys не могли тягаться с нашим вездеходом на пересеченной местности. И по оснащенности наш джип выглядел солидно. Имелся вентилятор салона и даже отопитель.
Спустя два года после запуска в серию, производство «Козликов» из Горького в Ульяновск. Смена прописки отразилась на решетке радиатора. Отныне машины зовутся УАЗами, а чаще – УАЗиками.
ГАЗ-69А
Открываю узенькую дверку (кстати, задние и передние одинаковые — унификация!). В памяти сразу всплывают кадры из фильмов детства: бескрайние целинные поля, терзаемые вьюгой или играющие высокой пшеницей, и высокий статный председатель, скажем, Фома Гордеич, — строгий, но мудрый, редко, зато широко улыбающийся. А вот и другой эпизод: пограничный наряд спешит отловить коварного нарушителя. Исход противостояния заранее известен, но на интересе зрителей это не сказывается…
Для поездки зимой одеваться по нынешней моде — непростительное легкомыслие. Печка-то в машине вполне приличная, но греет только на ходу — вентилятора нет. К тому же из салона, укрытого брезентом, через многочисленные щели прекрасно просматривается улица.
Но тот, кто ездит на «газике» (даже на заднем сиденье — здесь, в ГАЗ-69А, оно, кстати, нормальное, не продольные лавки, как в обычном 69-м), всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы или той, где ведут «битву за урожай». Поэтому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще сложнее) и втискиваться между дерматиновым сиденьем и холодным пластмассовым рулем не только в шинели и телогрейке, но иногда и в тулупе. Педалью газа, почти прижатой к мощному тоннелю кузова, бывалые оперировали кто в сапогах, кто в валенках. А я и в обычной, гражданской обуви с непривычки давлю сначала… на тоннель.
ГАЗ-69А
Но сперва надо вытащить кнопку воздушной заслонки (помните,что это такое?) и исхитриться правой ногой нажать очень высокую педаль стартера. Прогревшись, нижнеклапанный мотор — аналог «победовского» — работает степенно и ровно. Освоиться со сцеплением вовсе не сложно, хотя усилие, конечно, серьезное — мужское. А вот включение передач в известной мере эталонное. Мы уже стали забывать, какими короткими и четкими были ходы рычага, когда он входил непосредственно в коробку. Несинхронизированная первая для беззвучного включения требует навыка. Зато у освоивших это нехитрое ремесло есть небольшой повод для гордости. Тормоза? Как почти у всех машин того времени. Сначала длиннющий свободный — без сопротивления — ход, и вот нога, наконец, чувствует серьезную преграду, а машина без рвения, очень неохотно начинает замедляться. Для жизни, к которой готовили бойца двух фронтов, нормально… Совсем уже опаздываем! Пятидесятисильный мотор разгоняет «газик» резвее, чем я предполагал. Околица позади, до шоссе ехать проселком.
РАЙОННЫЕ БУДНИ
ГАЗ-69А
Слева и справа от спидометра — плафоны наружной подсветки приборов.
Слева и справа от спидометра — плафоны наружной подсветки приборов.
«Газик» с включенным передним мостом и «газик» без оного — абсолютно разные автомобили. В варианте 4х2 на снежно-ледяном проселке лучше не останавливаться. Чуть небольшая горка или снег повыше — не тронемся. А если и удастся, серьезная с виду машина фривольно закрутит кормой. Зато в полноприводном варианте автомобиль преодолевает бездорожье с упорством медведя, не насытившегося перед спячкой. Если включить первую пониженную (по инструкции, скорость не больше 10 км/ч!), можно заезжать и в совсем страшные с виду сугробы. Только надо быть готовым к тому, что поворачивает машина с включенным передним мостом, но без всяких блокировок очень уж неохотно. Ни о каком быстром маневрировании не может быть и речи! По ровному проселку можно спокойно держать скорость 50 и даже 60 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину прозвали не для красного словца. Инстинктивно сильнее сжимаешь руками руль, чтобы не улететь с сиденья и не треснуться головой о поперечину тента, нога соскальзывает с педали акселератора. Ну… козел! Но в этом слове нет ничего ругательного! Тем более с деревенской точки зрения. Коза, пусть и своенравна да прыгуча, дает молоко. Ну а козел участвует в производстве козлят.
Система охлаждения
Родной вентилятор охлаждения мы заменили электрическим, прикрепили его на самодельные кронштейны. У тумблера, управляющего вентилятором, три положения: 1. Автоматическое включение (от датчика, разумеется) 2. Принудительно включен 3. Принудительно выключен Обдув, судя по всему, ощутимо лучше, чем у родного вентилятора.
Термостат на наш Газ-69 поставили от «нивы» ВАЗ-21213. Теперь машина быстрее прогревается и по идее должна держать температуру и не перегреваться, хотя испытания покажут.
ГАЗ-69А
В этой — командирской, ну или председательской версии козлика — вполне приличный задний диван.
В этой — командирской, ну или председательской версии козлика — вполне приличный задний диван.
Выпрыгнули на шоссе, а здесь вполне можно идти со скоростью 70–80 км/ч. Но и в таком, учебном по нынешним временам, режиме эмоций хватает. Шум от мотора и трансмиссии (какие уж там зубастые шины!) приучает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление крепко, а вот в поворотах стоит быть предельно осторожным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень неохотно и медленно. А нащупывать траекторию баранкой с таким люфтом (не неисправность, норма!) — занятие отчасти увлекательное, однако не всегда безопасное.
ПРЯМАЯ ПЕРЕДАЧА ГАЗ-69 и —69А стояли на конвейере почти 20 лет — от эпохи холодной войны до времен «разрядки и мирного сосуществования двух систем». Кстати, эта машина как раз из того мира — 1971 года выпуска.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Качественный и надежный металл кузова;
- Хорошая высота дорожного просвета;
- Отличная проходимость машины;
- Наличие системы полного привода;
- Есть возможность транспортировать небольшие прицепы;
- Можно ездить как с открытым верхом, так и с закрытым;
- Небольшие габариты автомобиля;
- Присутствуют стеклоочистители лобового стекла;
- Установлена печка;
- Есть предпусковой подогреватель;
- Конструкторы сделали небольшое багажное отделение;
- Удобно располагается запасное колесо;
- Машина может перевозить до 6 пассажиров сзади;
- Неприхотливость и легкость в обслуживании.
Минусы машины
- Нет гидравлических усилителей рулевого колеса и тормозной системы автомобиля;
- Отсутствуют регулировки рулевого колеса и сидений;
- Простой интерьер без намека на комфортабельность;
- По плохой дороге так сильно трясет, что все начинают подпрыгивать, поэтому приходится хорошо держаться за поручни;
- Странно работает печка, прямо возле нее очень жарко, а вот сбоку уже дует холодный пронизывающий ветер. Вывод – нерациональное распределение тепла из печки;
- Все-таки, слабоватый силовой агрегат.
ГАЗ-69А
Прорезь в брезенте под клапаном — для предъявления документов. Придумают же!
Прорезь в брезенте под клапаном — для предъявления документов. Придумают же!
Конечно, в первую очередь «газик» делали для армии, которая вновь собиралась сражаться, на сей раз с бывшими союзниками. Потом уже шли колхозники, геологи и строители, для которых такой автомобиль подчас тоже был единственным, способным помочь, а иногда и спасти. Ну а тот, кто ездил на «газике» с шофером, в глазах окружающих уже добился определенного положения в колхозно-совхозном, а то и в районном масштабе! Сегодня, глядя на эти «железистые» двери и грубый тент, на спартанские сиденья, ощущая неподатливость органов управления, трудно поверить, что ульяновские машины продавали в 22 страны! Конечно, большинство этих государств не занимали на автомобильной карте мира ключевых позиций. Тем не менее, помимо братьев по социалистическому лагерю, ГАЗ-69 покупали, скажем, братья Марторелли, сбывавшие их в Италии. На одной из табличек, украшающих приборную панель, третья передача названа подзабытым ныне эпитетом «прямая». Очень хорошее определение характера 69-го! Он поразительно похож на председателя из тех старых фильмов — честный, говорит, что думает, работает много, хлюпиков не терпит. Звезд с неба не хватает, университетов и академий не оканчивал. То, за что берется, делает добросовестно, чего не может — доверяет агроному или образованной учительнице. Если с таким найти общий язык, будешь чувствовать себя спокойно и надежно, как за каменной стеной. Про таких обычно писали и снимали простые истории… .
Процесс:
Хотя сыновья взялись за дело с завидным энтузиазмом, работы предстояло проделать много. Дела были настолько плохи, что кузов решили поменять полностью. В качестве донора нового кузова выбрали роскошный Mercedes-Benz G-класса. Оригинальный автомобиль разобрали до рамы. Оставили только двигатель и мосты.
Все остальное списали в утиль, старый кузов и половина начинки ушли на свалку. К слову, двигатель на тот момент уже был не родной – еще до начала масштабного ремонта отец братьев заменил агрегат на ЗМЗ-402. Неплохой агрегат.
Что же касается остальных деталей, то большая их часть была взята сыновьями от УАЗ-3151. Некоторые важные компоненты решили позаимствовать у Mercedes.
ГАЗ-69А
Восьмиместный ГАЗ-69 и пятиместный ГАЗ-69А выпускали в Горьком с 1952 года. Прототипы носили имя «Труженик». По двигателю (2,1 л, 52 л.с.) и трехступенчатой коробке передач автомобиль максимально унифицирован с «Победой» ГАЗ М-20.С 1954 по 1972 год автомобили выпускали в Ульяновске. На капоте была выштамповка «УАЗ», однако официально машины обозначались по-прежнему аббревиатурой ГАЗ. На часть экспортных автомобилей ставили 2,4-литровые моторы мощностью 62 и 66 л.с. На базе ГАЗ-69 создали прототипы ГАЗ-69Б и ГАЗ-19 (последний — с приводом лишь на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом; аналогичные полноприводные машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Дмитрия Октябрьского, музей «Моторы Октября» и реставрационную мастерскую «Олдтаймер сервис».
ГАЗ-69А: живой «козлик»
Двигатель УАЗ-469
фотография моторный отсек УАЗ-469
Caмым pacпpocтpaнeнный двигaтeль УAЗ-469 — УMЗ-417, a тaкжe paзличныe eгo мoдификaции. Дaнный мoтop — pядный чeтыpexцилиндpoвый oбъeмoм 2,5 литpa и мoщнocтью 75 л.c. Oн oблaдaeт пpинyдитeльнoй cиcтeмoй пoдaчeй тoпливa, зaкpытoй жидкocтнoй cиcтeмoй oxлaждeния c пpинyдитeльнoй циpкyляциeй. Pacxoд тoпливa cocтaвляeт 16 л нa 100 км. Ha гpaждaнcкиe мoдeли oбычнo ycтaнaвливaeтcя УMЗ-4178, a нa вoeнныe — УMЗ-4179, кoтopый дoпoлнитeльнo oбopyдyeтcя дaтчикoм pacпpeдeлитeлeм, экpaниpoвaннoй выcoкoвoльтнoй пpoвoдкoй и имeeт cпeциaльнoe мecтo для пoдoгpeвaтeля мoтopa.
Блoк цилиндpoв и вepxняя чacть кapтepa выпoлнeны кaк eдинoe цeлoe и изгoтoвлeны из выcoкoпpoчнoгo aлюминиeвoгo cплaвa. Caми цилиндpы oтлиты из cepoгo чyгyнa и cдeлaны лeгкocъeмными мoкpыми гильзaми. B вepxнeй чacти гильзa имeeт вcтaвкy из киcлoтoyпopнoгo чyгyнa, чтo cyщecтвeннo пoвышaeт изнococтoйкocть дaннoгo элeмeнтa. Гoлoвкa блoкa цилиндpoв cдeлaнa oбщeй для вcex цилиндpoв и тaкжe изгoтoвлeнa из aлюминиeвoгo cплaвa. Пocpeдинe гoлoвки pacпoлoжeны кaмepы cгopaния, ceдлa клaпaнoв и нaпpaвляющиe втyлки. Cлeвa paзмeщaютcя oтвepcтия для cвeчeй зaжигaния и штaнг тoлкaтeлeй, cпpaвa — выпycкныe и впycкныe кaнaлы, кoтopыe cдeлaны paздeльнo для кaждoгo из цилиндpoв. Пopшни выпoлнeны из aлюминиeвoгo cплaвa и oблaдaют тpeмя кaнaвкaми, из кoтopыx двe вepxниx иcпoльзyютcя для мoнтaжa кoмпpeccиoнныx кoлeц, a нижняя пpeднaзнaчeнa для ycтaнoвки мacлocъeмнoгo кoльцa. Koлeнчaтый вaл — пятиoпopный, выпoлнeн из мaгниeвoгo чyгyнa. Пepeдний кoнeц yплoтнeн caмoпoджимным peзинoвым caльникoм, кoтopый зaпpeccoвaн в кpышкy pacпpeдeлитeльныx шecтepeн.
Скромный труженик родного бездорожья — ГАЗ-69А.
ГАЗ-69А: живой «козлик»