Прямоток — что это такое, можно ли сделать своими руками


Определение

Прямоток (или прямоточная система выхлопа автомобиля) – это система отвода отработанных газов двигателя, которая не имеет большого количества камер глушения и очистки выхлопа (зачастую применяется только один «пламегаситель» и один резонатор), благодаря чему газы идут практически беспрепятственно, не встречая на своем пути практически никакого сопротивления. Причем отводную трубу стараются делать прямой, без лишних углов и разветвлений, чтобы еще понизить сопротивление конструкции – отсюда и название «прямоток».

Что дают прямотоки?

Если вы ставите новый прямоточный глушитель вместо старого, стокового, вышедшего из строя, то каких преимуществ вам удастся при этом достичь? Рассмотрим две ситуации, когда вы линейно демонтируете старый глушитель, а на его место устанавливаете спортивный вариант. Вторая ситуация будет касаться полной замены всего выхлопного тракта на спортивный вариант.

И так, вы устанавливаете только прямоточный глушитель, в этом случае вы получаете:

изменение звучания работы двигателя с преобладанием басовитых, благородных ноток. Нет необходимости боятся, что звук работы вашей машины станет слишком громким. Если вы покупаете запчасть надежной фирмы, то можете быть уверены в удовлетворении существующих норм по уровню шума от вашего авто;

улучшение внешнего вида задней части автомобиля. Недаром прямотоки используют не только для тюнинга, но и для стайлинга авто. Улучшение внешнего вида удается достичь за счет дизайнерской насадки на выхлопную трубу. Такую насадку производят из отполированной нержавеющей стали, и она действительно стильно выглядит (см. видео).

А идет ли прибавка мощности в этом случае? На практике, многие автовладельцы, кто установил прямоточный глушитель и сравнил его работу с работой стокового заводского глушителя, говорят, что прибавка мощности ощущается на определенных оборотах работы двигателя. К примеру, при наборе скорости.

Однако в общем случае, о значимой прибавке полезной мощности для автомобиля только от прямотока, речь все же не идет. Дело в том, что прямоточные или спортивные глушители, а также другие элементы выхлопной системы прямоточного типа, оптимизируют отвод отработанных газов от камер сгорания (через выпускной клапан и далее). В таких системах минимальным является противоток – обратное давление или сопротивление движению отработанных газов в системе выхлопа.

Так что дает прямоточная система выхлопа

Постараюсь объяснить простыми словами. Давайте вспомним работу двигателя. Одним из важных циклов является отвод отработанных газов. Происходит это через специальное устройство которое называется глушитель, там они проходят через пламегаситель, затем катализатор, через несколько резонаторов (части глушителя) и после все этого выход через выхлопную трубу. Уже чистые и без лишнего шума, иногда практически не слышно, особенно на дорогих иномарках, где элементов глушения стоит больше, чем на бюджетных авто. Это и есть классическая система «глушения» и переработки газов от двигателя. Практически все современные машины ей оборудованы, наверное слышали про стандарты ЕВРО 4, ЕВРО 5, а скоро будет и шестое поколение – повторюсь все в угоду ЭКОЛОГИИ.

Однако вы не задумывались — сколько сил нужно двигателю, чтобы протолкнуть выхлоп по этой системе? Тут и увеличенный расход и потеря мощности, потому как нужно потратить силы на вывод отработанных газов! Это обратная сторона медали. Попробуйте надуть шарик через обычную трубочку – легко, конечно ДА! А затем попробуйте запихать туда бинт, и также надуть шарик – потратите куда больше сил!

Прямоточная система выхлопа — выкидывает из своего строения всевозможные катализаторы и глушащие элементы. НО НЕ ВСЕ! КАК ДУМАЮТ МНОГИЕ! Выхлоп после двигателя встречается с пламегасителем, который не допускает лишних раскаленных газов в систему, также могут быть и «резонаторы» однако с пониженным сопротивлением. Опять же тюнинговые ателье стараются сделать этот глушитель прямой, без загибов и отводов, чтобы поток отработанных газов шел прямо, с минимальными сопротивлениями (то есть это своего рода «пустая трубочка» и шарик).

Пламегаситель и резонаторы — в этой системе примитивные, без сложных перегородок и разделов, главная задача погасить избыток горячего газа и понизить звуки от выхлопа, но не в коем случае, не задержать поток. Таким образом, достигается улучшенный отвод газов, а соответственно двигатель не тратит силы на их отвод, если сравнить с обычным двигателем то мощности у него реально больше. Этим то и пользуются тюнеры и всевозможные гонщики.

Что такое прямоточный глушитель

Многие замечали порой, как с рёвом проносятся по шоссе тюнингованные машины. Что придаёт им дополнительную мощность, басовитый рык и мгновенный разгон? Усовершенствованная выхлопная система, а именно установка прямоточного глушителя. Не стоит недооценивать выхлопную систему, ведь изменяя её конфигурацию, можно «играть» мощностью силового агрегата, не тратясь на сложный и дорогостоящий тюнинг коробки передач или двигателя. Сделать прямоток можно в гараже, имея при себе небольшой набор инструментов, установка его тоже не представляет особых трудностей.

Что такое прямоточный глушитель, чем он отличается от обычного? Это глушитель, у которого удалена в одном из резонаторов так называемая система «лабиринта», за счёт чего отработанные газы выходят прочь стремительнее, чем на глушителе штатном. Установка прямотока более чем оправдана, если на автомобиле тюнингован силовой агрегат. Более мощный двигатель выпускает большее количество выхлопа, поэтому очень важно, чтобы система выпуска не «душила» его.

Пару слов о выпускном коллекторе

Для того чтобы еще максимально повысить мощность, у двигателя меняется и выпускной коллектор (начальная часть глушителя), на прямоточный. Обычно делают одинаковый отвод (трубы) от каждого из цилиндров, которые затем объединяются в одну большую или две больших. Таким образом, давление «не накладывается» друг на друга, а эффективно отводится в одну большую (последующую) трубу. Про коллектор будет отдельная (большая) статья, так что подписывайтесь на обновления.

Почему прямоток использует большую трубу

И тут все просто – чем больше труба, тем меньше встречают сопротивления газы. Например — на некоторые модели ВАЗ, оптимальный диаметр для прямотока (базовой трубы) равен 51 мм.

Однако к концу прямоточный глушитель намного расширяются, но это не основная труба, это – резонатор. Все дело в том, что чем дальше от двигателя находится резонатор, тем эффективнее он работает, ведь в конце давление газов намного падает, а значит — не будет встречаться большое сопротивления. По сути, на конце он нужен для того чтобы погасить звук.

Отличие прямоточного глушителя от обычного

Прямоточный глушитель — это такой же глушитель, но не имеющий перегородок для гашения низкочастотных шумов. В его составе может быть набивка из минеральной ваты, которая гасит высокочастотный шум, но пропускает низкочастотный.

На схеме видно, что прямоточном глушителе отсутствуют поперечные перегородки Штатный глушитель состоит из довольно сложной системы труб и решёток, в которых гасятся шумы. Частями выхлопной системы на современном автомобиле также являются лямбда-зонд, каталитический нейтрализатор, датчик измерения температуры выхлопных газов. Таким образом, штатный глушитель по сравнению с прямотоком — чуть более сложная система. Штатный глушитель состоит из сложной системы труб и решеток

Устройство прямоточного глушителя

Для грамотного тюнинга выхлопной системы желательно в сочетании с прямотоком ставить другой, усовершенствованный выпускной коллектор, удалять катализатор и устанавливать приёмную трубу увеличенного диаметра. Ведь в тюнингованной выхлопной системе удалены все препятствия, стоящие на пути выхлопных газов.

Прямоточный глушитель сделан так, чтобы его пропускная способность была выше, чем у глушителя штатного, и он более свободно выносил отработанные газы из двигателя. В результате такого тюнинга улучшается продувка цилиндров, на поршнях и клапанах оседает меньше нагара, что, в свою очередь, увеличивает ресурс силового агрегата. Его мощность повышается примерно на 15%.

Сопутствующим фактором является некоторое ухудшение — по сравнению со штатным глушителем — шумовых показателей. Прямоточный глушитель обладает суровым рыком, который может привлечь внимание ГАИ, стать причиной штрафа или вызывать гнев соседей, когда рано утром у них под окнами прогазовывает тюнингованный автомобиль.

При установке усовершенствованной выхлопной системы следует учитывать и эти факторы, иначе тюнинг может стать причиной бессмысленных затрат в дальнейшем. Отсутствие внутренних перегородок и шумопоглощающей набивки делает прямоток относительно простым в изготовлении.

Глушители штатный и прямоточный с удаленным «лабиринтом» и шумопоглотителями

Что даёт прямоток

Существенное улучшение мощностных показателей автомобиля с установкой прямоточного глушителя происходит тогда, когда силовой агрегат полностью исправен, держит нормальную компрессию, мало изношен, а ещё лучше — если какие-либо его составные части подвергались доработке. Так, прямоток увеличит мощность, если тюнинговалась головка блока цилиндров, система впуска, сам блок цилиндров растачивался под больший объем. Если автовладелец пока не принимался за серьёзные переделки мотора, но желает потратиться на тюнинг выхлопа, то тем самым он все же увеличит мощность силового агрегата, получив в придачу басовитый гул, сделав машину чуть динамичнее.

Почему прямотоки ревут и законно ли это?

Все дело в конструкции, а точнее в отсутствии глушащих элементов, ведь их выкидывают в угоду мощности — поэтому и «ревет». Выхлоп от двигателя не только вредный, но еще и очень «шумный» – попробуйте снять глушитель и завести автомобиль, наверняка у вас заложит уши от рева! Глушитель ведь и получил свое название от слова «глушить», делать машину практически бесшумной, а уже позже еще и экологичной.

Вот видео как может реветь, короткое смотрим.

Многие, такие элементы тюнинга (прямотоки), запрещены законом. По закону разрешенный уровень шума не должен превышать 100 Дб, обычная машина в это легко укладывается.

Но не прямоток – ведь уровень шума напрямую зависит к прибавки мощности – то есть если вы задушите двигатель резонаторами, его не станет слышно, но вот эффекта от такого прямоточного глушителя будет минимум.

Сейчас по закону запросто можно угодить под штраф в 300 – 500 рублей. Также машину могут оттянуть на штраф стоянку как автомобиль, не предназначенный к эксплуатации (раньше был штраф — 100 рублей и снятие номеров).

ПДД — Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004. (п. 6.5 введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

Небольшое поучительное видео, обязательно смотрим.

Особенности строения обычного глушителя

Как гасится звуковая волна в обычном стоковом глушителе? Внутри банки он разделен на перегородки, камеры, отражатели. Это напоминает небольшой лабиринт, где волна звука разбивается, отражается и пере отражается, гасится, компенсируется, разделяется и уменьшает свою энергию. На выходе мы получаем не серию очень громких взрывов, а тихое «урчание».

В обычном глушителе по всем этим лабиринтам идет не только волна звука, но и поток отработанных газов. И там он испытывает сильное сопротивление, т.к. свободно двигаться не может. Вот это сопротивление и создает обратное давление выхлопных газов, которое носит название «противоток».

Отрицательным эффектом этого противотока является затруднение освобождения камер сгорания от отработанных газов. Чтобы компенсировать давление противотока, тратится работа двигателя. Если уровень обратного давления минимизировать, или вообще свести к нулю, то двигатель не будет тратить усилия на преодоление противотока, а значит его полезная мощность возрастет.

Для этих целей и был разработан спортивный глушитель прямоточного действия. Он должен решить сразу две задачи:

корректно и в должной мере гасить звуковую волну, возникающую при взрыве топливной смеси в камере сгорания;

до минимума свести действие противотока.

Как он справляется со своей функцией, об этом немного подробней при рассмотрении его строения.

Можно ли сделать своими руками?

Конечно можно — однако не так просто как кажется. Хочется отметить – если ставить такого типа глушители, то лучше купить специальные тюнинговые, благо сейчас их масса на рынке, практически под любой размер и модель. ЕСТЬ ДАЖЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ – «ТИХИЕ» в 100 Дб. Но если руки чешутся, то:

1) Покупается стандартный глушитель, или снимается ваш, главное чтобы он был в рабочем состоянии.

2) Трубы, которые далее будут применяться в модернизации, должны быть одинакового диаметра и иметь жаростойкий материал.

3) Также нужно иметь специальный жаростойкий поглотитель шума, обычно это специальная стекловата.

4) Штатный глушитель разрезается, у него вырезаются все стенки, а затем выкидываются все внутренности.

5) После этого берем трубу, которая подходит к основам с обеих сторон, она должна быть чуть меньшего диаметра, привариваем по концам соединения.

6) После этого сверлятся отверстия в этой трубе, диаметром от 6 до 8 мм.

7) После этого нужно проложить звукопоглощающий материал вокруг этого отрезка.

8) Закрываем и завариваем корпус, и устанавливаем на автомобиль. Сопротивление убрано — прямоток сделан.

Сейчас небольшое видео изготовления прямотока

Однако минусы также очевидны:

— скорее всего, он будет ходить не долго, ведь нарушена заводская конструкция.

— материал внутренней трубы, действительно хорош?

— газы будут идти прямо, а соответственно он будет сильнее нагреваться, это также нужно учитывать, желательно не вешать близко к кузову.

Как видите вопросов также много, лучше не полениться и купить «специальный», из прочных материалов, под ваш автомобиль.

НА этом буду заканчивать, надеюсь, моя информация для вас была полезной! Читайте наш АВТОСАЙТ.

Похожие новости

  • Двигатель MPI
  • Что такое G-сенсор в видеорегистраторе
  • Что такое электролит?

Как сделать прямоточный глушитель своими руками

Чтобы сэкономить средства на покупку заводского прямотока, можно изготовить «глушак» и самостоятельно.

Тем более конструктивно эта процедура довольно-таки проста, но следует иметь в виду несколько нюансов: глушитель должен обязательно быть полностью герметичным и быстро выводить весь объём отработанных газов из системы.

Первый способ

Самая простая технология изготовления прямотока заключается в переделке обычного глушителя.

Можно использовать тот глушитель, который уже стоит на вашем автомобиле или же купить новый.

Главное — чтобы заготовка была целостной и не имела нагара, деформаций или трещинок.

Видео: делаем прямоток из обычного глушителя

https://youtube.com/watch?v=opK2mRZvQ9Y

Подготовка инструментов

В этом деле потребуются:

  • УШМ (болгарка);
  • дрель;
  • сварочный аппарат;
  • электроды;
  • металлические щётки для мытья посуды.

Подготовка материалов

Разумеется, если вы собираетесь переделывать старый глушитель, то прежде всего необходимо его снять с машины и осмотреть.

Если трубы не имеют повреждений, то можно считать их необходимым материалом для изготовления прямотока.

На основе стандартного глушителя можно выполнить прямоточный, без денежных затрат и потерь времени

Работа

После подготовки всех необходимых инструментов и материалов можно приступать к работе:

  1. Болгаркой выпилить верхнюю часть основного глушителя (то есть потребуется снять кусок обшивки, чтобы получить доступ к внутренностям).
  2. Далее все перегородки и мелкие трубки нужно удалить из корпуса — вырезать болгаркой.
  3. После чего внутри корпуса должна остаться всего одна трубка.
  4. Дрелью необходимо высверлить в трубе на всём её протяжении множество мелких отверстий.
  5. Пространство внутри основного глушителя нужно проложить металлическими губками для мытья посуды.
  6. После проведения всех этих процедур вырезанный кусок корпуса необходимо аккуратно приварить обратно.

Прямоточный глушитель готов к установке. Необходимо отметить, что такой способ изготовления позволяет минимизировать траты автовладельца, и в то же время «глушак» создаёт действительно сочный и громкий рёв.

Главное — высверлить в трубе максимальное количество отверстий

Второй способ

Можно пойти и другим путём — например, изготовить прямоток из подручных элементов, без использования обычного глушителя.

Это более сложный способ, так как придётся тщательно подбирать каждый элемент нового глушителя.

Однако если есть возможность достать все трубы и листы металла по доступной цене, то методика себя полностью оправдает.

Видео: как сделать прямоток из подручных материалов

Готовим инструменты

Так же, как и в первом случае, понадобятся болгарка и сварочный аппарат.

Необходимые материалы

Лучше всего подойдут листы нержавеющей стали с толщиной стенки 1,5–2,0 мм. Можно воспользоваться и более дешёвым аналогом — например, алюминием.

Работа

В зависимости от наличия материалов, можно сразу же найти или изготовить трубу с отверстиями.

Длина трубы должна не превышать 130 мм, а диаметр отверстий не должен быть более 2,5 мм.

Потребуется найти мастера, который изготовит два фланца по 42 мм для крепления трубы.

После этого необходимо:

  1. Покрыть трубу с отверстиями огнеупорным материалом — например, базальтовой ватой или асбестом.
  2. Изготовить корпус глушителя из двух кусков металла.
  3. Поместить перфорированную трубу внутрь корпуса глушителя и проложить имеющиеся зазоры стекловатой.

После чего можно считать прямоточный глушитель готовым к работе. Способ позволяет создать «глушак» по любым размерам, но изготовитель должен уметь работать с электрооборудованием.

Трубка с отверстиями — это главный элемент прямотока

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]